УДК 343,3
DOI 10.24411/2078-5356-2019-10216
Дворянсков Иван Владимирович Ivan V. Dvoryanskov
доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник
Научно-исследовательский институт ФСИН России (125130, Москва ул. Нарвская, 15а) doctor of sciences (law), associate professor, chief researcher
Research institute of the Federal penitentiary service of Russia (15а Narvskaya st., Moscow, Russian Federation,125130)
E-mail: diw@yandex.ru
Панфилов Евгений Евгеньевич Evgeny E. Panfilov
проректор по финансово-правовым и кадровым вопросам
Институт законоведения и управления ВПА, (300028, Тула, ул. Болдина, 98)
vice-rector for Finance, law and human resources
Institute of law studies and management VPA (98 Boldina st., Tula, Russian Federation, 300028) E-mail: 71pee@mail.ru
Особенности детерминации и профилактики современного делинквентного поведения несовершеннолетних
Features of the determination and prevention of contemporary delinquent behavior of the minors
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Исследовано состояние профилактики деликвентного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также рассмотрены пути совершенствования профилактических мер.
Ключевые слова: повторная преступность, несовершеннолетние, делинквентное поведение, профилактика, осужденные к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, места лишения свободы, осужденные к лишению свободы, криминогенные факторы, направления профилактической работы.
The article concerns the actual problem of the prevention of delinquent behavior of the minors. The aspects under the research are the following: the level of the prevention of delinquent behavior, neglect and juvenile delinquency, and the ways of improving of the preventive care.
Keywords: duplicative crime, minors, delinquent behavior, prevention, sentenced to punishment and other criminal law measures without social exclusion, places of detention, sentenced to custodial punishment, criminogenic factors, the directions of prevention approaches.
В современных условиях к числу важнейших комплексных проблем, требующих нового осмысления, выступает организация и проведение профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к делинквентному (правона-рушающему) поведению. В Российской Федерации — это возраст до 18 лет. На сегодняшний
день преступность несовершеннолетних приобретает качественно новые черты и выходит на более высокий уровень общественной опасности. Все большее распространение получают случаи совершения общественно опасных деяний, содержащих объективные признаки преступления, лицами в возрасте 12—13 лет, осо-
© Дворянсков И.В., Панфилов Е.Е., 2019
бенно в виде умышленного причинения смерти либо причинения тяжкого вреда здоровью граждан, а также участия указанных лиц в преступлениях террористического характера.
По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России), за период с января по декабрь 2017 года было зарегистрировано 42 504 преступления несовершеннолетних, удельный вес составил 4,4% от общего объема зарегистрированной преступности [1].
Следует отметить, что государство уделяет особое внимание проблемам детей и подростков в целом, в том числе созданию условий для их благоприятного развития, профилактики де-виантного поведения.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 в Российской Федерации объявлено Десятилетие детства (2018—2027 годы), в рамках которого предполагается проведение системы мероприятий социального, правового и правоохранительного характера [2].
В принятой чуть ранее Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р констатируется необходимость совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных, и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиант-ного (отклоняющегося от норм) и делинквент-ного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также должны осуществляться в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [3].
Особую опасность представляет повторная преступность несовершеннолетних осужденных. Анализ структуры повторной преступности лиц, подвергавшихся различным видам наказаний и мер, не связанных с лишением свободы, свидетельствует, что осуждение к альтернативным видам наказаний для значительной ча-
сти ранее судимых не является препятствием для совершения нового преступления, о неэффективности проводимых антирецидивных мер. Так, согласно официальным статистическим сведениям Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН России) на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее — УИИ) по состоянию на 2017 год состояло 18 158 несовершеннолетних осужденных, в 2016 году — 19 888, численность в 2015 году — 19 870 человек. Однако несмотря на снижение количества несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, уровень повторной преступности указанной категории возрастает. Так, по итогам 2017 года уровень повторной преступности составил 677 (3,73%) от общего количества лиц, прошедших по учетам года, согласно АППГ 2016 года уровень повторной преступности составлял 672 (3,38%), по сравнению с предыдущим годом рост повторной преступности превышает на 0,35%, однако по сравнению с 2015 годом рост превышает на 0,92%.
Вместе с тем, полагаем, что высокий уровень рецидива обусловлен не низким потенциалом альтернативных лишению свободы мер, а недостатками системы профилактики в отношении этой категории осужденных. Проведенный нами статистический анализ привел к неожиданному результату. Так, в 2017 году 1 078 несовершеннолетних осужденных совершили преступления после постановки на учет в УИИ с возбуждением уголовных дел (АППГ в 2016 году — 986), а в период с 2015 по 2017 год их число возросло на 19,1%. С каждым годом наблюдается рост преступлений в состоянии алкогольного опьянения, лиц, не занятых трудом или учебой, без определенного места жительства, не имеющих родителей (попечителей) и нарушающих порядок и условия отбывания наказания (иных мер уголовно-правового характера), условий исполнения домашнего ареста. Очевидно, что причинный комплекс повторной преступности следует искать во внешней среде, окружающей подростка, подталкивающей его к противоправному поведению [4].
Нельзя не отметить наблюдаемый в последнее время рост подростковой агрессивности и первично совершаемых насильственных преступлений несовершеннолетними. Происходящие одно за другим чрезвычайные происшествия в российских школах являются подтверждением сказанного.
Как показал анализ ситуации, в большинстве случаев подростки имели причастность к
интернет-сообществам, провозглашающим и культивирующим антиобщественные ценности и лозунги. К настоящему времени наблюдается активизация виртуального моделирования поведения, прежде всего, молодых людей посредством создаваемых в сети «Интернет» групп (страниц) антиобщественной направленности. До недавнего времени наиболее опасными признавались так называемые «группы смерти» («синие киты») — интернет-сообщества, администраторы которых целенаправленно склоняют подростков к совершению самоубийств. Целевая аудитория таких групп — подростки, находящиеся в кризисном психологическом состоянии, вызванном неуверенностью в себе, конфликтами с родителями, сверстниками и т. п. Согласно данным Роспотребнадзора, около 30% всех ссылок, содержащих информацию о суицидах и призывах к ним, ведут на страницы социальной сети «ВКонтакте». С 1 ноября 2012 года по настоящее время Роспотребнад-зор заблокировал 9 357 подобных страниц. Администрация «ВКонтакте» отреагировала на подобные заявления и пообещала заблокировать все страницы с суицидальной тематикой. Однако до сих пор это явление не преодолено [5]. К примеру, в Тульской области проделана определенная работа по предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних. Управлением Роскомнадзора по Тульской области заблокированы 38 интернет-сайтов, пропагандирующих суицидальное поведение. Выявлены 12 подростков, входящих в группы «смерти», с ними организована работа. В 2017 году в области зарегистрирован 1 факт суицида, совершенного несовершеннолетним (за аналогичный период прошлого года — 6) [6].
Еще одним существенным фактором детерминации делинквентного поведения подростков выступает криминогенное явление, обозначаемое аббревиатурой АУЕ. Несмотря на то, что АУЕ стало предметом внимания СМИ относительно недавно, его стремительное распространение, а также нарастающий поток информационных сводок о криминальных событиях, так или иначе сопряженных с этим понятием, заставляют всерьез задуматься о причинах роста интереса подрастающего поколения к этой довольно узкой и мало афишируемой сфере криминальной субкультуры.
Вероятно, мы имеем дело с новой формой виртуально организованной и управляемой преступности, использующей механизм дистанционного управления поведением подростков, который был также апробирован сообщества-
ми «синих китов», склоняющих к самоубийствам, совершению преступлений. Технически организация подобных ранее описанным, если не более жестоких акций одновременно в разных уголках страны не представляет никакой сложности. А это уже угроза национальной безопасности.
Можно выделить три группы факторов,
оказывающих значительное влияние на формирование делинквентного поведения подростков.
Первая группа факторов — социальные на макро- и микроуровне. Рост или снижение преступности зависят, в первую очередь и главным образом, от изменений в экономических и социальных условиях жизни населения, от состояния общественного сознания. Рассмотрим некоторые аспекты из них более подробно.
Современные тенденции глобализации, к сожалению, относятся и к преступности. Развитие криминальных связей, профессионализма, использование преступными кругами последних достижений науки и техники, в том числе информационных технологий, обусловливают необходимость выработки универсальных подходов противодействия и профилактики преступности, которые учитывали бы величину опасности возникающих угроз и не позволяли бы отойти от гуманистической направленности развития человеческой цивилизации.
Процессы роста криминализации подрастающего поколения происходят на фоне продолжающегося роста бездуховности, девальвации традиционных гуманистических ценностей. Современное общество характеризуется бесцельностью существования человека, все более укрепляющейся в последнее время психологией консьюмеризма (потребительства), вседозволенности и «моральной свободы», пропагандой антиобщественного поведения в массовой культуре, СМИ, интернете. Указанные обстоятельства способствуют формированию девиантной направленности личности, распространению пьянства, наркомании, проституции, а также экстремистских настроений среди молодежи. Все это происходит совместно с психологической неустойчивостью, снижением уровня общей мотивации, неразвитыми правосознанием и правовой культурой несовершеннолетних.
Отмечается сокращение, а порой и полное прекращение функционирования прежде действовавших технических, спортивных, музыкальных и т. п. секций, кружков и клубов, самодеятельных творческих коллективов. Большинство из продолжающих функционировать
названных структур перешло на платную форму оказания услуг.
Результаты анализа причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними как впервые, так и повторных, показывают, что основными факторами являются социальная брошенность, педагогическая запущенность, психическая неуравновешенность, социальная незащищенность, низкий уровень воспитания, образования, криминальная субкультура и поддержание несовершеннолетними осужденными связи с криминальной средой (эти же причины характерны и для взрослых осужденных к наказаниям без изоляции от общества.
Проведенный нами опрос сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних МВД России в рамках исследования основных факторов формирования делинквентного поведения подростков, показал, что: а) подавляющее число подростков, состоящих на учете в полиции, склонно к регулярному употреблению алкоголя; б) в большинстве случаев несовершеннолетние совершают противоправные действия именно под его влиянием; в) среди факторов, в наибольшей степени способствующих противоправному поведению несовершеннолетних, респонденты выделили, прежде всего: неблагополучие семьи, отсутствие контроля со стороны законных представителей, неорганизованный досуг несовершеннолетних, пробелы в законодательстве, асоциальные компании.
Большинство несовершеннолетних совершают преступления в свободное время. Эта проблема имеет особое значение, потому что незанятость, как правило, ведет к стихийности поведения, к таким формам ее проявления, как бесцельное хождение по улице, пьянство и т. п., что нередко приводит к совершению преступлений.
Значимым фактором, обусловливающим преемственность преступных традиций, является влияние несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, или тех, к которым применялись наказания, не связанные с лишением свободы, на своих сверстников. Деформация личности осужденного, особенно находящегося в местах лишения свободы, должна рассматриваться как важный фактор его противоправного поведения. Жизнь по принципу «человек человеку волк», недоверие к другому человеку, общепринятым нормам и ценностям приводят к тому, что несовершеннолетний сознательно выбирает криминальную карьеру, что способствует снижению доверия к
окружающим его людям и окончательному формированию враждебности к ним.
Вторая группа факторов — психобиологические, оказывающие огромное влияние на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. К их числу относятся органическая недостаточность нервной системы, которая встречается по оценкам специалистов от 20 до 90% случаев нарушений поведения и правонарушений; психопатии и акцентуации характера (от 4 до 60 % случаев); психопатоподобные состояния после инфекций, травм и интоксикации нервной системы (10—38%); умственная отсталость (3—5% случаев); патохарактерологиче-ское развитие личности (8,5—40,3% случаев). К данной группе факторов относят также дисгармоническое протекание периода полового созревания, его ускорение или задержку, а также различные физические недостатки, дефекты речи, умственную отсталость, внешнюю непривлекательность и т. д. [7, с. 74—75].
Одной из наиболее социально значимых (в связи с распространенностью этого явления и частотой криминального выражения агрессивности) всегда являлась проблема подростковой агрессии. Число стационирований подростков с агрессивным поведением в обществе неуклонно растет.
Третья группа факторов, способствующих развитию противоправного поведения подростков, — индивидуально-личностные признаки — занимает значительное место. Например, физическая или умственная развитость несовершеннолетнего могут способствовать при наличии соответствующих условий занятию определенной (уважаемой в своем кругу) ступени в иерархии. И наоборот, подросток, который не может постоять за себя, или умственно отсталый займет низкое положение в группе. Однако ценится не только физическая сила, но и умственные способности. Можно привести немало примеров, когда несовершеннолетний осужденный, отбывавший наказание в воспитательной колонии, физической силой не отличался, но за всех «авторитетов» решал письменные и устные школьные задания и в итоге сам стал одним из «уважаемых».
В литературе отмечается, что, сформировавшись под воздействием неблагоприятных социальных и психобиологических условий, индивидуально-личностные особенности выступают как последнее звено в механизме формирования девиантного поведения: несовершеннолетний уже способен преодолеть любые нравственные преграды, правовые запреты,
страх наказания — готов к совершению преступлений [7, с. 79, 80, 87].
Необходимо исходить из принципа, что направления профилактической работы должны определяться точками соприкосновения подростков с миром взрослых, то есть отражать те сферы, где в действительности происходит их взаимодействие. Полагаем, что какие-либо эффективные мероприятия «на чужом поле», иными словами, внутри подростковой среды неэффективны, кроме случаев позитивного воздействия сверстников. Взрослые внутрь сообщества просто не будут допущены. В лучшем случае будет создано квазиполе общения, где специально для взрослых будут демонстрироваться квазиязык, квазиповедение, квазиценности. Подлинные механизмы и атрибуты общения и взаимодействия будут надежно сокрыты.
С учетом сказанного, эффективным механизмом переориентации поведения несовершеннолетних с системы антиобщественного на социально полезное или как минимум нейтральное необходимо предложить адекватную их потребностям и возрастным возможностям восприятия альтернативу. Так, если мы хотим снизить влияние использующих психологические технологии криминальных интернет-сообществ, нужно использовать эти же средства, но со знаком «плюс». Как известно, выход из любой зависимости требует первичного замещения.
При моделировании такой альтернативы (замещения) необходимо учитывать ряд параметров, имеющих большое значение для подросткового сознания: нужность (персонально и коллективно осознаваемая) — значимость — статусность — перспективность — потребность.
В этой связи требуется исследование в соответствующих референтных группах по трем направлениям: категории подростков; характерные формы поведения; формы противодействия воздействию («самозащита подростков» от вторжения мира взрослых).
Для того чтобы альтернатива воспринималась как таковая, а не как попытка взрослых навязать свою волю, она должна обладать тремя важными характеристиками: простота, понятность и доступность.
При этом альтернатива должна представлять подростку осознаваемую (видимую) перспективу, выражающуюся триадой: авторитетность — развитие — достижение.
Можно назвать следующие (официальные) направления профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних:
— общественная работа;
— педагогическая работа (школа, иное учебное заведение);
— родители, иные родственники;
— общественно-культурные, спортивные мероприятия.
Проведенное нами исследование в референтной группе несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, позволило прийти к следующим (промежуточным) выводам.
1. Многие практические работники отмечают, что некоторым подросткам не понятен смысл и значение наказания или меры уголовно-правового характера. К сожалению, во многих случаях им доступно не разъясняются негативные последствия невыполнения возложенных обязанностей. Таким образом, неясность наказания или меры уголовно-правового характера может повлиять на совершение ими повторных преступлений или иных правонарушений.
Одним из эффективных средств предупреждения преступности несовершеннолетних, используемых в настоящее время подразделениями по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) Нижегородской области и ряда других регионов России, могут служить комиксы с уголовно-правовой и административно-правовой тематикой, которые в доступной подросткам форме и на понятном им языке разъясняют смысл и содержание применяемых мер, последствия уклонения от соблюдения необходимых требований, в том числе с использованием подросткового сленга и яркого визуального сопровождения. В комиксах могут иллюстрироваться правонарушения, которые чаще всего совершают несовершеннолетние, и их негативные последствия, говориться о вреде алкоголя и наркотических средств, приводиться санкции за правонарушения, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними и молодежью, а также даваться рекомендации о том, как не стать жертвой правонарушения.
2. На сегодняшний день в связи с загруженностью сотрудников УИИ ФСИН России трудной представляется возможность рассчитать время для разъяснения основ законодательства. В связи с этим было бы продуктивным за каждым несовершеннолетним, осужденным без изоляции от общества, закрепить наставника из лиц примерно того же возраста — студентов юридических вузов, волонтеров.
3. Ввести в практическую деятельность ознакомительные выезды несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества или состоящих на профилактическом учете в ПДН, в вос-
питательные колонии, следственные изоляторы, а также на судебные заседания при решении вопросов отмены условного осуждения за злостное невыполнение возложенных судом обязанностей.
4. Осуществлять выезды к людям с ограниченными физическими возможностями, испытывающими трудности при передвижении, инвалидам, ветеранам боевых действий, в целях оказания помощи, каких-либо услуг. По нашему мнению, это будет вызывать в душе подростка чувства сострадания и милосердия, что необходимо для развития такой категории лиц.
5. Активно развивать кадетское движение, создавать кадетские классы при школах путем заключения совместных соглашений органов образования с высшими учебными заведениями, подведомственными Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСИН России и др. Это будет способствовать подготовке молодых людей к служению Отечеству, воспитанию в них патриотизма. Для учащихся кадетских классов предусматриваются дополнительные занятия по физической подготовке, спецподготовке (использование противогаза, применение боевых приемов борьбы и т. д.), что выгодно отличает их от других сверстников. После окончания таких классов учащиеся смогут получить направления на обучение в образовательные организации соответствующих ведомств. Таким образом, кадетские классы призваны устранять подростков из-под криминального влияния, представляя им четкую и понятную перспективу дальнейшей жизни, формировать правосознание и позитивную ценностную систему и мотивацию.
6. Подросток, подверженный криминогенному влиянию, должен быть максимально занят, для чего необходимо развивать сеть спортивных учреждений (секций, кружков). Было бы целесообразно финансировать за счет государственного и муниципальных бюджетов бесплатные часы для профилактируемых подростков в фитнес-клубах, согласовывать их списки и перечень таких заведений с заинтересованными ведомствами (органами образования, правоохранительными органами) на уровне региональных координационных совещаний.
7. Не должно оставаться в стороне и духовно-нравственное воспитание. Оно может приводиться в рамках деятельности воскресных школ, семинаров с участием священнослужителей, писателей, художников, артистов и др.
8. Важное место должно уделяться организации мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактику алкогольной, наркотической зависимости, таба-
кокурения с участием медицинских работников, спортсменов.
Рассмотрев проблемы профилактики преступлений несовершеннолетней категории лиц, а также пути совершенствования профилактических мер, можно сделать вывод, что описанные методы и средства предупреждения правонарушений несовершеннолетних лиц должны быть предусмотрены в соответствующих региональных и муниципальных планах профилактической работы, совместной работе различных государственных (негосударственных) органов.
Примечания
1. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года. URL: httpsV/мвд. рфЛоИегЛ01762Ле1Т|Л 1341800 (дата обращения: 27.02.2018).
2. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 23, ст. 3309.
3. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2017—2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»): распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.06.2017).
4. Об итогах деятельности учреждений, органов и предприятий УИС за 2017, 2016, 2015 г Форма ФСИН-1. Раздел 15. Россия.
5. В Таганроге задержан куратор «группы смерти» из Тулы. URL: https://myslo.ru/news/criminal/2018-02-21-v-taganroge-zaderzhan-kurator-gruppy-smerti-iz-tuly (дата обращения: 27.02.2018).
6. О состоянии безнадзорности, правонарушений и подростковой преступности на территории Тульской области в 2017 году и мерах, направленных на снижение детской преступности, безнадзорности в 2017 году. информационное письмо Управления внутренних дел по Тульской области в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области от 1 февраля 2018 г., исх. № 35/234.
7. Астанина Н.Б. Особенности феномена доверия у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011.
References
1. Crime rate in the Russian Federation for the period from December to January 2017. URL: https://мвд.рф/ folder/101762/item/11341800 (accessed 27.02.2018). (In Russ.)
2. On the announcement of the decade of the childhood in the Russian Federatione: Presidential decree of the Russian Federation of 29 May 2017 no. 240. Collection of legislative acts of the RF, 2017, no. 23, art. 3309. (In Russ.)
3. On the approval of the Concept of the development of the prevention system from neglect and juvenile delinquency for the period up to 2020 (with the action plan of the realization of the Concept of the development of the prevention system from neglect and juvenile delinquency for the period up to 2020 for the period from 2017 to 2020): the Russian government order of 22 March, 2017 no. 520-p. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 11.06.2017). (In Russ.)
4. The results of activities of institutions and bodies of the penal correction system for 2017, 2016, 2015.
Federal Penal Correction Service-1. Section 15. Russia. (In Russ.)
5. Curator of death group from Tula is arrested in Taganrog. URL: https://myslo.ru/news/criminal/2018-02-21-v-taganroge-zaderzhan-kurator-gruppy-smertHz-tuly (accessed 27.02.2018). (In Russ.)
6. The level of neglect, crime and juvenile delinquency on the Territory of Tula District in 2017, and measures of the decrease of the level of neglect, juvenile delinquency in 2017. Informational Letter by Tula District Department of Internal Affairs to the Commissioner for Children for 1 February, 2018. (In Russ.)
7. Astanina N.B. Peculiarities of the phenomenon of trust in juvenile male offenders. Dissertation... candidate of psychological sciences. Moscow, 2011. (In Russ.)