скую (72%), предметную (0,5 %), ситуативную (27,5%) и различные уровни - высокий (71%), средний (4,1%) и низкий (24,9%). Сравнение этих данных с результатами исследования Т. В. Ермолаевой в России показало значительное различие между количеством студентов с различными видами педагогической направленности педагогических вузов Вьетнама и в России.
В основе профессионально-педагогической направленности лежат различные мотивы. Мотивы собственно педагогической направленности - любовь к детям, педагогические способности, любимый учитель, и др.; в состав предметной направленности входит мотив - любимый учебный предмет, в состав ситуативной направленности входят - желание получить диплом о высшем образовании, территориальная близость вуза своему дому, так сложились обстоятельства. Ведущими мотивами выбора профессии являются любовь к детям, подражание любимому учителю, желание родителей.
Результаты исследования показывают, что студенты педагогического вуза высоко оценивают у себя следующие качества: «справедливость» - 7,98 баллов; «общительность» - 7,91; «любовь к детям» - 7,84; «доброта» -7,78, а наименее сформированными считают такие: «требовательность» - 7,31 баллов; «научное мировоззрение» - 7,31; «настойчивость» - 7,34.
Данные исследования показывают, что у студентов всех факультетов и курсов обучения самый большой средне-суммарный балл наблюдается у студентов с высоким уровнем педагогической направленности - 7,75; затем - у студентов со средним уровнем - 7,72. Более низкий средне-суммарный балл получили студенты с низким уровнем педагогической направленности - 7,16. Итак, уровень педагогической направленности влияет на уровень самооценки профессионально значимых качеств студентов педагогического вуза.
Уровень профессионально-педагогической направленности, курс обучения и специфика факультетов также значимо влияет на уровень и устойчивость самооценки профессионально значимых качеств.
Между уровнем педагогической направленности и уровнем самооценки педагогических важных качеств существует значимая взаимосвязь, характеризующаяся определенной динамичностью.
Данные исследования показали, что динамика и характеристика взаимосвязи самооценки и уровня профессионально-педагогической направленности зависят как от уровня педагогической направленности, так и от специфики каждого факультета и курса обучения.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - М., 1989. - № 3. - С. 5-14.
2. Захарова А. В. Генезис самооценки: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1989.
3. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы его исследования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.; Воронеж, 2004.
4. Никиреев Е. М. Проблема профессионально-педагогической направленности личности в психолого-педагогических исследованиях // Науч. труды МПГУ. Сер.: Психолого-педагогические науки. - М.: Прометей, 1998.
5. Ермолаева Т. В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ - ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
deviant behaviour of teenagers as a problem of school education
Б. А. Намаканов
Статья посвящена одной из важнейших проблем современности - девиантному поведению подростков. В статье разбираются основные теории и коррекция девиантного поведения, социологические и биологические объяснения этого социального феномена.
Ключевые слова: девиантное поведение, трудный подросток, коррекционнаяработа.
B. A. Namakanov
The article examines one of the most important modern problems - deviant behaviour among teenagers. The author discusses major theories and correction strategies of deviant behaviour, as well as both biological and sociological explanation of this phenomenon.
Keywords: deviant behavior, difficult adolescent, correctional education.
Девиантное или делинквентное поведение, понимаемое как отклонение от социальных общепринятых норм поведения, приобрело в последние годы распространенный характер и привлекло внимание преподавателей школ и вузов, социологов, психологов, психиатров, работников правоохранительных органов. Социальная норма поведения - необходимый элемент любого общества, инструмент социального регулирования и контроля общественных и межличностных отношений.
Применительно к подросткам с различного рода отклонениями в поведении используются термины: «трудные дети», «трудный подросток», «дезадаптированные дети»; «дети, нуждающиеся в специальной заботе»; дети «группы риска»; «ребенок с нарушениями в аффективной сфере», аморальное поведение, безнравственное поведение и другие названия нестандартного поведения. В России Я. И. Гилинский впервые ввел в употребление термин «девиантное поведение». С психолого-педагогической точки зрения девиации, или отклонения в поведении, рассматриваются как флюктуации в природе, мутации и являются универсальной формой, способом изменчивости, адаптации. Основой такого поведения, ведущей к смене жизненных ориентиров, является возникающее разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей, а поведение является условием или попыткой совершенствования социума, улучшения социального развития. С точки зрения клинической психологии деви-антное поведение рассматривается как преморбидные особенности развития индивидуума [1].
Выделяют следующие формы девиантного поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное, среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т. п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); поведение преступной ориентации [2, 3].
Подростковому возрасту также присущи различные типы измененного нестандартного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних, - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе, - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.
Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако заметны резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; происходит снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу. Говоря о причинах девиантного поведения, следует
понимать, что поведение личности обусловливается сочетанием как эндогенных, так и экзогенных факторов.
Точка зрения о биологической природе девиантного поведения подтверждается множеством доказательств. Описаны генетически детерминированные состояния с отклонениями в поведении: депрессивные состояния, неврозы, психопатии, шизоидные черты личности, шизофрения. Известный криминалист Чезаре Ломброзо выявил фенотипические стигмы криминального поведения и попытался прогнозировать развитие личности по криминальному типу, основываясь на биологических признаках. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли. Существуют и хромосомные маркеры такого поведения, связь с хромосомными аномалиями девианта. Обнаружено, что среди мужчин с составом хромосом ХУУ наблюдается более высокий уровень правонарушений [4].
Социологический взгляд на причину противоправных поступков подростков подробно изложен в литературе. Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом в классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из ее причин явление, названное аномией («разрегулированность»). Автор подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, а социальные нормы управляют их поведением. Следовательно, обычно люди знают, чего следует ожидать от других и чего ждут от них. Во время общественных кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Люди испытывают состояния разочарования, запутанности и дезориентации, приводящие к подъему уровня депрессивности, суицидов; «нарушение коллективного порядка», изменение правил в социуме способствует развитию и формированию у членов социума девиантного поведения. И первой страдает и реагирует самая пластичная часть социума - подростки и несовершеннолетние [5; 6].
Трэвис Хирши утверждал, что вера в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), ведет к активному стремлению к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности; и чем глубже привязанность ребенка к родителям, школе и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки. Этому может способствовать членство в неформальных молодежных группах, где подростки быстро впитывают агрессивность. Отмечается негативное влияние средств массовой информации на пропаганду девиантного поведения, сексуальной распущенности среди молодежи; сообщения о безнаказанности «заказных» убийств, о все-сильности мафии, отсутствии реакции общества снижают чувствительность населения к отклонениям [7].
Социологические исследования показали, что в процессе реформ у молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга»,
«самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».
Психологический подход, часто применявшийся к анализу криминального поведения, рассматривает деви-антное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии. Так, причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточное развитие функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности) [8, 9].
Другие исследователи, сторонники Зигмунда Фрейда, природу делинквентности рассматривают наряду с другими формами отклоняющегося поведения - неврозами, психастениями, сексуальными расстройствами, состояниями навязчивости, различными формами социальной дезадаптации личности, которую отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая в психоаналитических работах считается первопричиной насильственных преступлений. Агрессивную энергию разрушения вызывают врожденные неосознаваемые влечения: у Фрейда это либидо; у А. Адлера - стремление к власти, превосходству над другими; у Э. Фромма - мазохистские стремления к смерти, страданию; у К. Хорни - стремление к безопасности, потребность в удовольствии; у В. Шутца - потребность в поддержке и одобрении со стороны ближайшего окружения. Однако дальнейшие исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить лишь на основе анализа психологических факторов.
Представители бихевиоризма и необихевиоризма Б. Скиннер, Е. Торндайк, Д. Уотсон доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение человека: через обучение человек овладевает опытом, последствия поведения определяют вероятность его повторения. Следовательно, внешние подкрепления модифицируют поведение и лидера, и девианта. Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь. Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт, не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств.
Следовательно, личность и ее аномалии рассматриваются в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности [10, 11].
Причиной противоправных поступков могут выступать такие качества личности человека, как жадность, жестокость, хитрость, завистливость, лживость. Причем эти опасные качества, когда они становятся синергетиками, могут свидетельствовать о «преднастройке» к непредсказуемым ситуациям с демонстрацией негативных качеств, провоцировать девиантное и делинквентное поведение.
Устоявшимся в психологической и медицинской литературе являются понятия «акцентуации характера», «психопатии - социопатии», которые обозначают поступки и реакции личности неболезненной природы. Как правило, эти аномалии характера происходят по причине негативных воспитательных воздействий, когда родителями или лицами, их заменяющими, создаются ситуации, в которых выкристаллизовываются и закрепляются негативные, отрицательные черты характера [12, 13].
Специфические сочетания черт характера указывают на преобладающий характерологический радикал или тип характера - истерический, шизоидный, эпилептоидный, психастенический, астенический, паранойяльный, - который может определять те или иные отклонения в поведении.
Девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения, при этом ситуации преступления (алкогольное опьянение, ссора, спровоцировавшая импульсивную агрессию) являются обычно катализатором, «пусковым механизмом» сформировавшихся тенденций личности.
Подводя итоги анализа причин происхождения деви-антного поведения, следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о важности семейного воспитания. Семья всегда считалась опорой и главным фактором социализации индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественным и справедливым. Потребительство, формирующееся в семье, опасно воздействует на несовершеннолетних, так как они стараются добиться желаемого любым путем. Исследования И. И. Шурыгиной доказали, что в семьях, матери которых имеют высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14-15-летние школьники проявляли склонность к девиациям. В семьях малообеспеченных, в неполных семьях количество детей с девиантным поведением преобладает [12].
Характерологические особенности, формирование и развитие подростка как личность сказывается на появлении девиантного поведения.
В период формирования типологические особенности, не будучи корректированы жизненным опытом, выявляются ярко, четко, иногда картинно и могут напоминать психопатии, то есть патологические аномалии характера. С периодом взросления черты акцентуаций характера под-
вопросы психологии и воспитания
ростка корректируются, что позволило рассматривать такой феномен, как «преходящие подростковые акцентуации характера». Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда «акцентуированная личность». Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Это особенно наглядно на ги-пертимном типе подростков [13; 14].
Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. Они всегда тянутся в компанию, тяготятся одиночеством и плохо его переносят, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому - роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.
Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но не способны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились. Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.
Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего харак-
тера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.
Появилась необходимость выделить таких подростков в группу риска, с соответствующей программой социальной адаптации. Отмечалось, что волна детской безнадзорности грозит приблизиться к уровню 1920-х гг.; несовершеннолетние бродяжничают, принимают алкоголь, употребляют наркотики, грабят и убивают. Подчеркивалась необходимость профилактики каждого негативного явления и медико-психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних. Именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретают специфические психологические знания, на основе которых исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению.
Отечественный психолог М. Ю. Кондратьев выделил ведущий мотив поведения подростка «чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться», «запечатлеться в другом мире», что может провоцировать отклоняющееся поведение. Л. Б. Филонов считает источником девиантного поведения подростка «поиск пределов допустимого». Это может оказывать негативное воздействие на самосознание, порождать честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими. В. С. Овчинский обратил внимание на то, что несовершеннолетние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности [15]. Таким образом, стремление к новизне, оригинальности поведения, лидерству и престижности, желание бороться, достигать являются типичными чертами подростка.
Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса - кризиса идентичности.
У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголиза-
вопросы психологии и воспитания
ция. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими, становится залогом девиантно-го поведения. Механизм его таков: формы такого поведения закрепляются в поведенческие стереотипы, формируется асоциальный алгоритм поведения, который может перерасти в устойчивый антисоциальный. Принадлежность к девиантной группе дает подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я» уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально-отрицательных черт и действий [11].
Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений.
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся поведением - мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к употреблению алкогольных напитков; Известно, что социальные отношения среди подростков имеют высокую конфликтность.
Е. В. Заика, Н. П. Крейдун, А. С. Ячина выделяют личностные особенности делинквентных подростков, свидетельствующие о деформации их характера, криминогенный комплекс личности несовершеннолетнего правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции взрослого; заниженная у 56% подростков потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением; принятие подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, и их групповых норм (от 77 до 99% случаев). Игнорирование девиантов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения [16].
Результатом неблагоприятной социализации таких подростков может стать отклоняющееся поведение. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Замечено, что каждый третий подросток-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом [17].
Статистические данные относительно табакокурения, наркомании, злоупотребления алкоголем и просто его
употребления в подростковом возрасте поразительны: каждый второй подросток регулярно курит, более 3 млн россиян регулярно употребляют наркотики, за последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений, связанных с наркотиками.
Таким образом, девиантное и делинквентное поведение подростков является серьезной социальной проблемой современной школы и требует внимания не только школьных педагогов, но и психологов, психиатров и социологов. Эти проявления затрагивают более обширную проблему аномального поведения людей в современном обществе, и в каждом случае отклонения необходимо анализировать мотивационные факторы девиации и возможные способы коррекции.
список источников и литературы
1. Гилинский Я. И. Глобализация и девиантность.
- СПб.: Юридический Центр Пресс, 2006.
2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. -592 с.
4. Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство (1892). - М., 1995.
5. Познышев С. В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / Сост. и предисл. В. С. Овчинского, А. В. Федорова. - М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. - М.: Институт практической психологии, 1996.
7. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.
8. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. -1972. - № 2. - С.114-123.
9. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс, 2000.
10. Платонов К. К. Структура и развитие личности.
- М.: Наука, 1986.
11. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. -688 с.
12. Шурыгина И. И. Девиантное поведение: методология и методика исследования. - М.: РЕ-ГЛАНТ, 2004.
13. Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979.
14. Леонгард К. Акцентуированная личность. - М, 1968.
15. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход // Избр. труды по экономической теории. - М., 2003.
16. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с
отклоняющимся поведением // Вопр. психологии. - 1990. - № 4. - С.83-85. 17. Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. - 2-е изд., пер. и доп. - М., 2002.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА, В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗА «Я»
peculiar features of unparented teenagers' emotional sphere in the context of their self-image
И. А. Лопатина
В статье представлены результаты исследования эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в контексте образа «Я».В эмпирическом исследовании выделены и раскрыты особенности эмоциональной сферы депри-вированных подростков в различных содержательных аспектах внутреннего пространства личности.
Ключевые слова: депривация, эмоциональная сфера, эмоциональные проявления, самоотношение, самосознание, психологическое время личности.
I. A. Lopatina
Results of research of emotional sphere of the teenagers who are brought up in homes for unparented children are presented in this article. On the basis of the empirical research the author singles out and defines peculiar features of deprived teenagers' emotional sphere in various aspects of the content of their internal personal space.
Keywords: deprivation, emotional sphere, emotional expression, self-attitude, self-actualization, personal psychological time.
Эмоциональная сфера пронизывает всю психическую жизнь человека, являясь одним из ведущих факторов, определяющих субъективное качество бытия личности, характеризуя как индивидуальные, так и социальные процессы. Современная социальная среда с ее информационными перегрузками, нестабильностью, напряженным ритмом жизни, многовариативностью путей самоопределения и конкуренции предъявляет новые требования к ресурсам эмоциональной сферы личности.
Особенно сложная ситуация складывается у воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ) в связи с изначально неблагоприятными условиями развития эмоциональной сферы: отягощенной наследственностью, длительным проживанием в условиях депривации. У подростков на всю дальнейшую жизнь остается общее чувство неблагополучия, обиды, небезопасности жизни. Последствия незрелости эмоциональной сферы сказываются на плохой адаптации к трудовой деятельности, на трудностях в семейных и межличностных отношениях.
Наиболее остро последствия дефицитарного развития проявляются в подростковом возрасте: ситуация усугубляется интенсивным психофизиологическим развитием, эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, повышенной уязвимостью и особой чувствительностью подростка к воздействиям среды.
Какими особенностями обладает эмоциональная сфера подростка, проживающего в ситуации депривации? Какова специфика его эмоционального отношения к самому себе, к психологическому времени своей жизни? Поиску этих ответов было посвящено наше исследование.
Теоретическое обоснование. В психологии существуют разные точки зрения, определяющие эмоциональную сферу и родственные ей категории как системное целостное образование. Исследователи, занимавшиеся проблемой психологии эмоций (Л. С. Выготский [1], С. Л. Рубинштейн [2], П. М. Якобсон [3], К. Изард [4], В. К. Вилю-нас [5] и др.), отмечают, что в эмоциях представлено целостное отношение человека к явлениям и событиям окружающего мира, к другим людям. Оно выражается в форме непосредственного переживания, характеризующееся знаком (положительным или отрицательным), интенсивностью (глубиной переживания или величиной физиологических сдвигов), длительностью протекания, модальностью, предметностью (степенью осознанности и связи с конкретным предметом).
На каждом возрастном этапе существуют свои специфические особенности эмоциональной сферы. Анализ результатов психологических исследований эмоциональной сферы детей подросткового возраста (А. Фрейд [6], Л. С. Выготский [7], П. М. Якобсон [4], Л. И. Божович [8], В. С. Му-