Однако ярких особенностей мы не об- тов, что, на наш взгляд, позволит постро-наружили. Работа требует продолжения, ить профессиограмму специалистов-в дальнейшем необходимо выделить юристов. группу успешно обучающихся студен-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
И. С. Соколов
Аннотация: работа посвящена изучению личностных особенностей подростков с девиантными формами поведения, обучающихся в школах-интернатах. Результаты исследования приведены в виде таблицы. Таблица позволяет наглядно представить поведенческие особенности подростков с девиантными формами поведения: нежелание обучаться, сквернословие, курение, конфликтность и т. д.
Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, деформация личности, коррекция.
The summary: the work is devoted to studying of personal features of teenagers with deviant forms of the behaviour, trained in boarding schools. Results of research are presented in the form of the table. The table allows to present visually behavioural features of teenagers with deviant behaviour forms: unwillingness to study, foul language, smoking, a conflictness etc.
Keywords: deviant behaviour, delinquent behaviour, deformation of the personality, correction.
Совершение правонарушений и девиантное поведение — явления, часто
встречающиеся в подростковом возрасте. В настоящее время девиантность подростков стала очень актуальной проблемой. В 2011 г. в подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по Калужской области поставлено на учет 1104 подростка-правонарушителя и 293 родителя, не занимающихся воспитанием детей. Основную долю среди преступлений подростков составляли кражи (61,3 %). Значительная часть подростковых преступлений приходилась на грабежи (7,8 %), хулиганство (5,9 %), разбои (2,7 %), угоны автомобилей (2,7 %), умышленное уничтожение или повреждение имущества (2,0 %), вымогательство (1,9 %), убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (1,1 %), мошенничество (0,9 %) (рис. 1).
Отмечается высокая криминальная активность детей в возрасте до 14 лет.
Большую опасность представляет подростковая наркомания. В 2011 г. в Калужском регионе зафиксирован рост числа несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (13,7 % от всех лиц, поставленных в 2011 г. на учет за злоупотребление наркотиками).
□ разбои
□ угоны автомобилей
Рис. 1
По мнению специалистов, в последнее время имеет тенденцию к увеличению количество таких девиаций, как курение и наркомания (28 %), употребление алкоголя (24 %), отказ учиться, сквернословие, уход из дома (20 %), агрессивность, раннее начало половой жизни (16 %), непослушание, ложь, беспорядочная половая жизнь, токсикомания и воровство (12 %) (рис. 2).
Проведенное исследование и анализ литературы позволяют выделить наибо-
лее типичные психологические трудности у детей и подростков с отклонениями в поведении:
♦ взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
♦ взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
♦ самоотношение, самопонимание;
♦ формирование жизненных ориентиров, идеалов, ценностей;
♦ внутреннее («психологическое»)
□ курение и наркомания
□ употребление алкоголя
□ уход из дома
□ агрессивность
□ воровство
Рис. 2
одиночество, невыраженность, непоня-тость другими;
♦ поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований;
♦ поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
♦ отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
♦ обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
♦ переживание собственной неудач-ливости, проблемности, отсутствия волевого контроля и способности к самообладанию;
♦ неорганизованность;
♦ зависимость от других, низкая сила своего «Я»;
♦ трудности в обучении;
♦ отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
♦ трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;
♦ отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
♦ чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.
Большую роль в провоцировании девиантности поведения играют факторы биопсихогенного характера: эмоциональные всплески, неустойчивость взглядов, настроение, неспособность к объективным оценкам себя, своего поведения и окружающей действительности, ситуативность мышления. Наличие подобных черт в структуре личности подростка указывает на возможность деформированного развития личности и проявления девиантности в поведении при неблагоприятных внешних (по-
литическая, социально-экономическая нестабильность общества, усиление влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейнобытовые отношения, отсутствие контроля за поведением и т. п.) и внутренних (психофизиологические предпосылки, такие как психопатия и акцентуация характера) условиях.
Девиантные подростки обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания.
Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоциональноволевой и ценностно-нормативной сфер личности, как тревожность, дефектность ценностей системы (особенно в области целей и смысла жизни).
Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении.
Работа психолога с девиантными подростками должна основываться как на симптоматическом (работа с конкретными симптомами отклонений), так и на каузальном, то есть профилактическом, подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
Приведенное исследование подтверждает мнение психологов, педагогов, социологов о роли социального фактора в формировании девиантного поведения у подростков. Значительные трудности поведения у подростков возникают в неблагоприятных средовых условиях.
Целью нашей исследовательской работы было изучение психолого-педагогичеких характеристик подростков с девиантными формами поведения.
В изученной литературе девиантным поведением называется поведение, отклоняющееся от нормы. Подростки с девиантным поведением представляют собой группу повышенного социального риска. При этом, как отмечается в исследованиях отечественных психологов, поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта, низким уровнем самосознания, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, обостренным чувством независимости и рядом других специфичных для данного возраста особенностей. Отметим так же, что в подростковом возрасте, падает интерес к учебе, школе. Основным видом деятельности становится общение со сверстниками.
Наша работа была проведена на базе одной из школ-интернатов Калуги. На момент исследования в школе-интернате обучалось 208 детей, 30 из которых в возрасте от 13 до 16 лет имели случаи нарушения поведения. Данная группа подростков наблюдалась на протяжении определенного времени в разных жизненных ситуациях.
Для примера представим описание нескольких испытуемых.
1. К. 14 лет. 8-й класс. В школе-интернате с 1-го класса. Семья не полная. Отец умер, у матери сожитель. Состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. 30 суток пребывал в центре временного содержания несовершеннолетних нарушителей. Наблюдается наркологическим диспансером. Регулярно ворует деньги у родителей. Изворотлив, постоянно лжет. С одноклассниками отношения не ладятся. В учебе не успевает. Груб с учителями, вспыльчив, агрессивен.
Таким образом, К. из социальнонеблагополучной семьи, характеризуется грубым нарушением поведения (агрессивность, жестокость). Имеются элементы криминальных поступков (кражи). Наличие девиантного поведения с эмоционально-волевыми расстройствами подтверждается клинически и в результате экспериментального исследования.
2. Е. 14 лет. 6-й класс. В школе-интернате с 3-го класса. Семья полная. Отец страдает хроническим алкоголизмом, мать склонна к выпивке. Состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за регулярные кражи. Курит, употребляет спиртные напитки. Ранее был замечен в токсикомании (нюхал клей). Учится неудовлетворительно и крайне неохотно. Сквернословит даже в присутствии учителей и воспитателей. Резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия. Неорганизован, вспыльчив, все делает небрежно, импульсивен, слепо подчиняется чужому негативному влиянию.
Таким образом, Е. из социальнонеблагополучной семьи, характеризуется грубым нарушением поведения (агрессивность). Имеются элементы
Таблица 1
Результаты изучения личности девиантного подростка и его ближайшего окружения
№ п/п Возраст, класс Состав семьи и ее особенности Особенности поведения подростка Учеба и отношение к ней Отношение к алкоголю и токсическим веществам Отношение к курению Отношение к нецензурным выражениям
1 2 3 4 5 6 7 8
1.К. 14 лет, 8 класс Мать и сожитель. Отец умер (страдал хроническим алкоголизмом) Состоит на учете в ПДН Учится слабо, крайне неохотно Злоупотребляет алкоголем (наблюдается в наркологическом диспансере) Курит Скверно- словит
2.Е. 14 лет, 6 класс Семья полная. Родители злоупотребляют алкоголем Состоит на учете в ПДН Учится неудовлетворительно Злоупотребляет алкоголем, токсикоман Курит Скверно- словит
3.М. 12 лет, 6 класс Мать и сожитель. Мать страдает эпилепсией Проявление жестокости по отношению к слабым Слабо (ниже своих возможностей) Страдает токсикоманией Курит Скверно- словит
4.Ф. 14 лет, 8 класс Отец умер, мать инвалид II группы (психическое заболевание) Мелкое хулиганство Учится слабо, неохотно — Отказ от курения благодаря запретам педагогов Скверно- словит
5.Н. 14 лет, 7 класс Семья полная, многодетная (трое детей). Мать инвалид II группы Состоит на учете в ПДН и НДН Учится слабо, отношение к учебе избирательное Отказ от употребления алкоголя Курит Скверно- словит
6.А. 16 лет, 8 класс Семья многодетная (пять детей). Опекун - бабушка Состоит на учете в ПДН Учится неудовлетворительно Злоупотребляет алкоголем Курит Скверно- словит
7.Т. 13 лет, 6 класс Мать и сожитель. Отец неизвестен Состоит на учете в ПДН (бродяжничает) Учится удовлетворительно, неохотно Злоупотребляет алкоголем Курит Скверно- словит
8.М 14 лет, 7 класс Семья полная. Родители - предприниматели. Старший брат в тюрьме Мелкое Учится неудовлетворительно — Курит Скверно- словит
9.Ш. 11 лет, 5 класс Отец неизвестен. Мать злоупотребляет алкоголем Состоит на учете в ПДН Учится слабо, неохотно — Курит Скверно- словит
10.С. 15 лет, 8 класс Семья многодетная (четверо детей). Родители разведены Участие в криминогенных группах Учится слабо, крайне неохотно — Курит Скверно- словит
11С. 16 лет, 8 класс Семья многодетная. Мать ведет аморальный образ жизни Состоит на учете в ПДН, всех боится Учится очень слабо, крайне неохотно Страдает токсикоманией Курит Скверно- словит
12.К. 14 лет, 8 класс Семья многодетная (пять детей). Отец умер, мать злоупотребляет алкоголем Состоит на учете в ПДН, последние 3 месяца прогуливала занятия в школе Учится неудовлетворительно Злоупотребляет алкоголем Курит Скверно- словит
13.Л. 15 лет, 8 класс Отец умер, мать злоупотребляет алкоголем Состоит на учете в ПДН, бродяжничает, ранняя половая жизнь Учится неудовлетворительно Злоупотребляет алкоголем Курит Скверно- словит
14.К. 16 лет, 7 класс Семья многодетная (четверо детей). Один ребенок убит. Мать живет отдельно от детей Состоит на учете в ПДН. 3 года не посещал школу. Соучастник убийства Учится удовлетворительно, заинтересованно — Курит Скверно- словит
15.К. 15 лет, 7 класс см. № 14 Состоит на учете в ПДН. 3 года не посещал школу Учебу бросил — Курит Скверно- словит
16.М. 13 лет, 5 класс Семья неполная. Отца нет. Мать злоупотребляет алкоголем Бродяжничает Учится неудо-влетворитель-но, уклоняется от учебы — Курит Скверно- словит
17.Р. 13 лет, 7 класс Семья неполная. Родители в разводе Мелкое хулиганство Учится слабо, неохотно — Курит Скверно- словит
18.Ш. 13 лет, 7 класс Мать убили, отца нет. Опекун - тетя (злоупотребляет алкоголем) Мелкое хулиганство Учится очень слабо,неохотно Страдает токсикоманией Курит Скверно- словит
19.К. 16 лет, 9 класс Семья неполная. Родители разведены Некоммуникабелен. За 8 лет сменил 5 школ Учится слабо, крайне неохотно — Курит Скверно- словит
20.Д. 16 лет, 9 класс Живет с отцом. Мать бросила сына, когда ему было 2 года Слепо подчиняется чужому негативному влиянию Учится очень слабо,неохотно — Курит Скверно- словит
21.Р. 15 лет, 9 класс Семья неполная. Родители в разводе Выраженный инфантилизм Учится неудовлетворительно Злоупотребляет алкоголем Курит Скверно- словит
22.К. 15 лет, 9 класс Семья многодетная. Оба родителя - воспитанники детского дома Состоит на учете в ПДН Учится удовлетворительно, отношение к учебе равнодушное — Курит Скверно- словит
23.Ж 15 лет, 9 класс Мать и отчим Мелкое хулиганство Учится хорошо, заинтересованно Отказ от употребления Курит Скверно- словит
24.Г. 15 лет, 9 класс Отец умер. Мать лечилась от алкоголизма Состоит на учете в ПДН (поранил топором товарища) Учится хорошо, охотно — - Скверно- словит
25.Л 15 лет, 9 класс Семья неполная. Родители Выраженный инфантилизм, подвержен негативному влиянию со стороны Учится неудовлетво- рительно Злоупотребляет алкоголем - Сквернос- ловит
26.Д 15 лет, 9 класс Семья многодетная. Родители разведены Умеет противостоять чужому негативному влиянию Учится слабо, неохотно — Курит Скверно- словит
27.3. 14 лет, 8 класс Семья полная, многодетная, достаточно обеспеченная Бродяжничает Учится удовлетворительно по настроению Злоупотребляет алкоголем Курит Скверно- словит
28.Г. 16 лет, 8 класс Семья полная, малообеспеченная Мелкое хулиганство Учится слабо, ЗПР Злоупотребляет алкоголем Курит Скверно- словит
29.П. 16 лет, 8 класс Живет с отцом, который страдает хроническим алкоголизмом Мелкое хулиганство Учится слабо, ЗПР Злоупотребляет алкоголем Курит Скверно- словит
30.П 13 лет, 7 класс Отец умер, мать злоупотребляет алкоголем Способность совершать жестокие поступки «за компанию» Учится слабо, неохотно Страдает токсикоманией Эпизодическое курение Скверно- словит
криминальных поступков (кражи). Отмечается пассивная подчиняемость, несостоятельность мотиваций с повышенной возбудимостью, частые аффективные колебания. Наличие девиантного поведения.
3. М. 12 лет. 6-й класс. В школе-интернате с 5-го класса. Родители в разводе. Отец страдает хроническим алкоголизмом. Мать — инвалид, ждет второго ребенка. Первым ребенком не занимается. Он вынужден жить и учиться в интернате. Успеваемость слабая, отношение к учебе равнодушное. Присутствует неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства. Боязлив, агрессивен, склонен к саморазрушающему поведению (бьется о стены головой). Воздерживается от курения и употребления алкоголя благодаря запретам учителей и воспитателей. Привычное сквернословие в кругу сверстников и взрослых. Сексуально озабочен (демонстрирует половые органы).
Таким образом, М. из социальнонеблагополучной семьи, характеризуется грубым нарушением поведения (сексуальные девиации). Наличие девиантного поведения подтверждается клинически и в результате экспериментального исследования.
Все это позволяет нам отнести этих детей к категории детей с девиантным поведением.
На основании этого мы можем констатировать сочетание неблагоприятных факторов, которые способствуют развитию и становлению девиантного поведения. Это прежде всего: асоциальные семьи, безнадзорность и педагогическая запущенность детей, малообес-печенность, формирование определенного типа акцентуаций (возбудимого, демонстративного, экзальтированного, застревающего типов), наличие тревожности, склонность к различным проявлениям импульсивности и агрессии.
Вследствие отсутствия действенных мер социально-компенсаторного влияния общества к периоду юношества, когда завершается формирование характера, подросток приходит уже с выраженными проявлениями социальной дезадаптации и негативным отношением к социально принятым нормам поведения.
Полученные данные могут служить педагогической основой для следующего, наиболее важного этапа — разработки методов педагогической коррекции в зависимости от того или иного типа девиантного поведения у подростков.