Научная статья на тему 'Психологические портреты мальчиков-подростков, лишенных родительского попечительства'

Психологические портреты мальчиков-подростков, лишенных родительского попечительства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
415
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕЛИНКВЕНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЗВЕНЬЕВ САМОСОЗНАНИЯ / PHENOMENOLOGY OF PERSON'S DEVELOPMENT AND BEING / DELINQUENT ADOLESCENTS WITHOUT PARENTAL SUPPORT / METHODS OF RESEARCH / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / EMOTIONAL SPHERE OF A PERSON / 2 PRETENTION TO RECOGNITION / 3 GENDER IDENTIFICATION / 4 PERSON'S PSYCHOLOGICAL TIME / 5 PSYCHOLOGICAL SOCIO-NORMATIVE SPACE OF RIGHTS AND DUTIES / 2 ПРИТЯЗАНИЕ НА ПРИЗНАНИЕ / 3 ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ / 5 СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ / БЕСЕДА / ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ НА СЕБЯ И ДРУГИХ / А-ТЕСТ "ВИ.ЗИ.ЭС." / ANAMNESIS / CONVERSATION / INCLUDED OBSERVATION / REFLECTION TOWARDS ONESELF AND OTHERS / A-TEST VI.ZI.ES / ВОСПРИЯТИЕ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / ВООБРАЖЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / РЕЧЬ / PERCEPTION / ATTENTION / MEMORY / IMAGINATION / SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вихтоденко Александр Владимирович

Описываются психологические портреты мальчиков-подростков, оставшихся без попечения родителей, которые были специально приглашены стать участниками профильной лидерской смены ВДЦ «Орленок». Программа проводилась в 2018 г. сотрудниками кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ. Используются: материалы анамнеза, сведения о родителях, информация о жизненном пути подростка. В русле концепции феномено-логииразвития и бытия личности В.С. Мухиной анализируются: особенности проявлений высших психических функций и содержательное наполнение структурных звеньев самосознания восьми мальчиков-подростков. В основу исследования легли: ежедневная работа с подростками в течение смены и включенное наблюдение. В ходе работы с подростками обсуждались понятия «личность» и «развитие личности», «внутренняя свобода» личности в заданных социумом условиях и др. Показаны особенности высших психических функций, эмоциональной сферы и типические особенности наполнения структурных звеньев самосознания: 1 имя; 2 притязание на признание; 3 половая идентификация; 4 психологическое время личности; 5 психологическое социально-нормативное пространство прав и обязанностей; а также поведенческие проявления мальчиков-подростков в социальной ситуации пребывания в условиях ВДЦ «Орленок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological portraits of adolescent boys deprived of parental care

Psychological portraits of adolescent-boys without parental care who were invited specially to participate in profile leader shift in All-Russian Children Centre “Orlyonok” are described. The program was leaded in 2018 by the staff of psychology of person’s development chair, department of pedagogy and psychology of MPSU. Anamnesis data, information about parents and adolescent’s life path were used. In line with V.S. Mukhina’s conception peculiarities of mental functions’ manifestation, substantive content of structural elements of self-consciousness of eight adolescent-boys were ana lyzed. Daily work with adolescents during the shift and included observation constitute the basis for the research. Such notions as “personality” and “development of personality”, “inner freedom” of a person under given by society conditions were discussed with the adolescents. Peculiarities of higher mental functions, emotional sphere and specific character of content of structural elements of self-consciousness: 1 name; 2 pretention to recognition; 3 gender identification; 4 person’s psychological time; 5 psychological socio-norma-tive space of rights and duties along with behavioral manifestations of adoles-cent-boys under social situation of being in “Orlyonok” centre have been demonstrated.

Текст научной работы на тему «Психологические портреты мальчиков-подростков, лишенных родительского попечительства»

Александр Вихтоденко

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Аннотация. Описываются психологические портреты мальчиков-подростков, оставшихся без попечения родителей, которые были специально приглашены стать участниками профильной лидерской смены ВДЦ «Орленок». Программа проводилась в 2018 г. сотрудниками кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ. Используются: материалы анамнеза, сведения о родителях, информация о жизненном пути подростка. В русле концепции феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной анализируются: особенности проявлений высших психических функций и содержательное наполнение структурных звеньев самосознания восьми мальчиков-подростков. В основу исследования легли: ежедневная работа с подростками в течение смены и включенное наблюдение. В ходе работы с подростками обсуждались понятия «личность» и «развитие личности», «внутренняя свобода» личности в заданных социумом условиях и др. Показаны особенности высших психических функций, эмоциональной сферы и типические особенности наполнения структурных звеньев самосознания: 1 - имя; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности; 5 - психологическое социально-нормативное пространство прав и обязанностей; а также поведенческие проявления мальчиков-подростков в социальной ситуации пребывания в условиях ВДЦ «Орленок».

Ключевые слова: феноменология развития и бытия личности; делинквентные подростки, оставшиеся без попечения родителей; методы исследования: анамнез, беседа, включенное наблюдение, рефлексия на себя и других, А-тест «ВИ.ЗИ.ЭС.».; высшие психические функции: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональная сфера личности; содержательное наполнение структурных звеньев самосознания: 1 - имя, 2 - притязание на признание, 3 - половая идентификация, 4 - психологическое время личности, 5 - социально-нормативное пространство прав и обязанностей.

Abstract. Psychological portraits of adolescent-boys without parental care who were invited specially to participate in profile leader shift in All-Russian Children Centre "Orlyonok" are described. The program was leaded in 2018 by the staff of psychology of person's development chair, department of pedagogy and psychology of MPSU. Anamnesis data, information about parents and adolescent's life path were used. In line with V.S. Mukhina's conception peculiarities of mental functions' manifestation, substantive content of structural elements of self-consciousness of eight adolescent-boys were ana-

lyzed. Daily work with adolescents during the shift and included observation constitute the basis for the research. Such notions as "personality" and "development of personality", "inner freedom" of a person under given by society conditions were discussed with the adolescents. Peculiarities of higher mental functions, emotional sphere and specific character of content of structural elements of self-consciousness: 1 - name; 2 - pretention to recognition; 3 - gender identification; 4 - person's psychological time; 5 - psychological socio-normative space of rights and duties along with behavioral manifestations of adolescent-boys under social situation of being in "Orlyonok" centre have been demonstrated.

Keywords:phenomenology of person's development and being; delinquent adolescents without parental support; methods of research: anamnesis, conversation, included observation, reflection towards oneself and others, A-test VI.ZI.ES.; higher mental functions: perception, attention, memory, imagination, speech; emotional sphere of a person; content of structural elements of self-consciousness: 1 - name; 2 - pretention to recognition; 3 - gender identification; 4 - person's psychological time; 5 - psychological socio-normative space of rights and duties.

Программа проекта «Профильная лидерская смена», включающая в себя беседы, инициации, рефлексии, семинары, направленная на развитие личности подростков, на базе ВДЦ «Орленок», проводилась под руководством научного руководителя кафедры психологии развития личности, доктора психологических наук, академика РАО В.С. Мухиной.

Научная группа кафедры психологии развития личности (в составе: д-р. психол. наук, профессор РАО, заведующий кафедрой В.С. Басюк, канд. псих. наук, доцент кафедры Л.М. Проценко, аспирант кафедры Ф.Р. Устюжанин, стажер кафедры А.А. Ведьгунов и соискатель кафедры А.В. Вихтоденко) наряду с детьми из семей работала в лагере с подростками, оставшимися без попечения родителей.

Научная группа кафедры психологии развития личности выполняла кропотливую работу по адаптации подростков к условиям пребывания в лагере, по развитию и совершенствованию их личностных качеств в процессе осуществления программы.

С подростками проводились беседы на темы, относящиеся к проблеме феноменологии развития и бытия личности. Помимо этого, в ходе бесед поднимались вопросы, касающиеся: 1 — внешних факторов развития, которые исторически оказывали влияние на развитие человека как личности; 2 — феномена внутренней позиции личности, которую, согласно В.С. Мухиной,

Программа «Профильная лидерская смена»

Работа с личностью подростка в русле концепции феноменологии бытия и развития личности

Инициации как форма взаимодействия в процессе реализации программы «Профильная лидерская смена»

Для целостного восприятия подростками развития личности были выработаны преобразованные форматы мероприятий

содержательно отражают «ценностные ориентации, концентрируемые через контекст всех звеньев структуры самосознания, а также через индивидуальное понимание общественных отношений людей и своего места в этих отношениях» [1, с. 831].

Выполнение пяти инициаций (послушанием; физическими трудностями; свободой; одиночеством: «Наедине с собой»; инициацией высших психических функций) являлось отдельной задачей. В.С. Мухина в журнале «Развитие личности» детально изложила алгоритм выполнения инициаций [2]. Подростки получали новые умения и осознание себя в мире, двигались «к развитию чувства "Мы" и одновременно чувства личности (уникального "Я")» в контексте отношений к миру и с миром по итогам осуществления инициаций [3, с. 29]. Такие понятия, формулировки и положения как внутренняя свобода человека в заданных условиях, бытие в мире с другими и с собой, рефлексия и формирование рефлексивных способностей, были впервые услышаны подростками. Тема делинквентности и сферы социально-нормативного пространства рассматривалась преднамеренно. В.С. Мухина обращает внимание на то, что данная тема «требует от каждого человека как социальной единицы нормативно сложившихся форм общения, деятельностей, поведения по законам обязанностей и прав» [4, с. 396].

Фундаментальность формата мероприятий заключалась в организации встреч в русле, адаптированном для понимания подростков, диалога. Целеполагание каждой встречи было конкретно определено. Физические, психологические и социальные особенности подростков принимались во внимание при создании форматов мероприятий. Личностный рост обеспечивался согласно условиям: ценностного отношения к собственному имени и телу; реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении личностной свободы при условии исполнения обязательных для всех требований; ценностное отношение к себе как представителю своего пола. Демонстрировалось ценностное отношение к социальному пространству с ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей, свободы и послушания. Для содействия развития самосознания как отдельной личности подростка, так и всего временного коллектива были использованы знаковые системы. Эффективная самопрезентация подростков и их тактичное сотрудничество со сверстниками и старшими основывались на принципе «чистой страницы» [5, с. 10].

Концептуальное методологическое направление определяло формат и русло проводимых бесед

Методы анализа

личностных

особенностей

мальчиков-

подростков,

лишенных

родительского

попечительства

Для создания образа личности и ее психических свойств у подростков встречи и беседы осуществлялись в русле методологии научной школы «Феноменологии развития и бытия личности». Для полного восприятия новой информации подростками ставился акцент на доступности и понятности научной терминологии. Научная группа по возможности адаптировала понятия, формулировки, определения, сложный тезаурус и формат встреч. Это делалось не стихийно, но до начала работы с подростками. Преднамеренно использовалась такая форма работы, как диалог, что воспринималось участниками программы с восторгом. Достоинством данного формата общения является возможность проводить наблюдения и опросы, а также адекватно реагировать на возникающие в процессе беседы вопросы.

Описывая личностные особенности и поведенческие реакции мальчиков-подростков, лишенных родительского попечения биологическими родителями, в рамках моего исследования я взял на себя ответственность за написание психологических портретов мальчиков-подростков, принявших участие в программе. Продемонстрирую в качестве наглядного примера восемь психологических портретов мальчиков. Фундаментом для материалов служили анамнез, информация о родителях, данные о жизненном пути подростков. Мною рассматривалось сущностное наполнение структурных звеньев самосознания. Для работы по исследованию проявлений высших психических функций при проведении инициаций был использован разработанный В.С. Мухиной специальный А-тест «ВИ.ЗИ.ЭС.», с помощью которого диагностировались и фиксировались преобразования в двигательной сфере и в сфере психических функций. Обоснование, алгоритм проведения и апробация А-теста подробно описаны в статьях [6; 7 и др.].

Рассмотрим психологические характеристики.

АРТУР С.

04.06.2002 г.р. (16;3)*

АНАМНЕЗ

Сведения о родителях: Мать, Людмила С., 1980 г.р. — лишена родительских прав по причине жестокого обращения с сыном (находясь в состоянии опьянения, пыталась задушить сына ремнем), неисполнения родительских обязанностей, злоупотребления спиртными напитками, отсутствия заботы о благополучии сына и других малолетних детей (постановление суда от 05.04.2013). Отец — неизвестен.

Социальный статус: Оставшийся без попечения родителей.

Сведения о закреплении жилья: Поставлен на жилищный учет. Алименты не получает, мать уклоняется от обязательств.

Сведения о передвижении подростка:

23.01.2009 — 28.12.2009 являлся воспитанником социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

25.12.2009 — 27.07.2011 находился под опекой, опекун — Лидия П., 24.09.1955 г.р. (постановление главы администрации).

24.08.2011 поступил в Центр помощи детям.

Обучение: Окончил общеобразовательную школу (9 классов).

Поступает в профессиональное училище, на специальность «Автомеханик».

На учете в ПДН не состоит.

Имеет вредные привычки (курит). Употребляет психоактивные вещества.

Здоровье: Психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II. Имеет заболевание: Е03.0 — гипотериоз (патология, обусловленная недостаточным функционированием щитовидной железы); N43.0 — водянка левого яичка.

Увлечение: Занимается в студии танца; увлекается кикбоксингом (является победителем и призером Всероссийских соревнований).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Познавательные процессы

Восприятие, внимание

У подростка внимание и восприятие рассеянное. Артуру трудно собраться, сосредоточиться, он легко отвлекается, смеется со сверстниками. Результаты А-теста «ВИ.ЗИ.ЭС.» показали медленную реакцию в условиях тишины. Подросток демонстрирует замедление визуальной реакции при прохождении теста с помехами. При этом подросток показал высокие результаты (по сравнению с другими подростками Центра помощи детям) знаковой идентификации при прохождении теста без помех.

Память

Особенностей памяти не выявлено.

Мышление, воображение

Особенностей и отклонений в мышлении и воображении не выявлено.

* В скобках указан возраст подростка по форме, предложенной В. Штерном (16;3) — шестнадцать лет и три месяца.

Речь, коммуникативность

Артур замкнут и скрытен. В общении со взрослыми неразговорчив, неуверен в себе, односложно отвечает на поставленные вопросы, на просьбу дать более развернутый ответ реагирует улыбкой, молчит, либо старается уйти от разговора. В общении со сверстниками открыт только ребятам из Центра помощи детям. К новым знакомствам относится отрицательно.

2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы

Эмоциональная сфера

Артур внешне закрыт и угрюм. Характерна резкая смена эмоций. Низкий самоконтроль. В группе сверстников может проявить себя как агрессор. На занятиях Артур смеется и перешептывается, к учебной деятельности относится без интереса.

Интеллектуальная сфера

Учится неудовлетворительно. Подросток не скрывает своих пробелов в знаниях, восполнить их не старается. Успешен только в выполнении заданий, связанных с физическим трудом. Успешен в занятиях спортом.

3. Структурные звенья самосознания.

Имя

Артур воспринимает свое имя как должное. Не задумывался, что оно означает.

Притязания на признание

Подросток притязает на признание среди сверстников в плане проступков. Действует исподтишка. Стремится занять негласную отрицательную лидерскую позицию среди мальчиков младшего возраста. Курит, пьет, употребляет запрещенные препараты, притягивается к таким же сверстникам.

Половая идентификация

Состоит в длительных отношениях с девушкой, ведет половую жизнь.

Психологическое время личности

О времени не думает, живет настоящим моментом.

Психологическое пространство прав и обязанностей

Подросток не имеет понятия о том, что права не существуют без обязанностей.

ВЯЧЕСЛАВ В.

28.12.2002 г.р. (15;7)

АНАМНЕЗ

Сведения о родителях: Мать, Елена В., 1980 г.р. — 26.02.2014 признана без вести отсутствующей (решение районного суда). Отец — неизвестен.

Социальный статус: Сирота.

Сведения о закреплении жилья: Поставлен на жилищный учет. Получает пенсию по утере кормильцев.

Сведения о передвижении подростка:

08.10.2010 поступил в Центр помощи детям как оставшийся без попечения родителей (распоряжение главы администрации).

Обучение: Окончил общеобразовательную школу (9 класс).

Поступает в техническое училище. С профессией не определился.

На учете в ПДН не состоит. Имеет вредные привычки (курит).

Здоровье: Психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II.

Имеет заболевание: Е03.9 — гипотиреоз (клинический синдром, вызванный стойким снижением уровня или эффекта на тканевом уровне гормонов щитовидной железы — трийодтиронина (Т3) и тироксина (Т4)).

Увлечение: Занимается в студии танца, занимается спортивными единоборствами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Познавательные процессы

Внимание, восприятие

У подростка внимание рассеянное, ему трудно сконцентрироваться. Легко отвлекается на сверстников. У Вячеслава преобладает позитивное восприятие окружающего мира.

А-тест «ВИ.ЗИ.ЭС.» показал замедление визуальной реакции при прохождении теста с помехами, точность попаданий равна нулю. Следует отметить, что подросток показал самый высокий результат (по сравнению с другими подростками из детского дома) знаковой идентификации при прохождении теста с помехами, в то время как знаковая идентификация при прохождении теста без помех равна нулю.

Память

Из-за рассеянного внимания не всегда может вспомнить, о чем говорили только что.

Мышление, воображение

Особенностей и отклонений в мышлении и воображении не выявлено.

Речь, коммуникативность

В общении Вячеслав открыт, общителен. Постоянно улыбается и смеется. В общении со взрослыми приветлив. Находясь в группе, на вопросы отвечает односложно, так как ищет поддержки или одобрения со стороны сверстников. Стеснителен.

2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы

Эмоциональная сфера

Вячеслав обычно пребывает в хорошем настроении. На успехи и неудачи реагирует одинаково — улыбкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеллектуальная сфера

Учится неудовлетворительно. Подросток не скрывает своих пробелов в знаниях, восполнить их не старается. Успешен только в выполнении заданий, связанных с физическим трудом. Успешен в занятиях спортом.

3. Структурные звенья самосознания.

Имя

Вячеслав не задумывается о том, что означает его имя.

Притязания на признание

Подросток притязает на признание среди сверстников в плане проступков. Действует исподтишка. Стремится занять негласную отрицательную лидерскую позицию среди мальчиков младшего возраста. Курит,

пьет, употребляет запрещенные препараты, притягивается к таким же сверстникам.

Половая идентификация

Состоит в длительных отношениях с девушкой, ведет половую жизнь.

Психологическое время личности

О времени не думает, живет настоящим моментом.

Психологическое пространство прав и обязанностей

Подросток не имеет понятия о том, что права не существуют без обязанностей.

ВАДИМ М.

13.11.1999 г.р. (18;8)

АНАМНЕЗ

Сведения о родителях: Мать, Ирина М., 1960 г.р. — 25.04.2003 лишена родительских прав (решение суда). Отец, Михаил М., 1960 г.р. — 25.04.2003 лишен родительских прав (решение суда). Оба родителя злоупотребляли алкоголем, вели аморальный образ жизни, злостно уклонялись от выполнения родительских обязанностей, подали заявление о добровольном отказе от родительских прав.

Социальный статус: Оставшийся без попечения родителей.

Сведения о закреплении жилья: Поставлен на жилищный учет. Алименты не получает, родители уклоняются от обязательств.

Сведения о передвижении подростка:

23.01.2003 — 20.04.2004 находился под опекой, опекун — Людмила Е., 1965 г.р.

21.04.2004 поступил в Центр помощи детям.

Обучение: В настоящее время учится в техникуме технологии и сервиса, по специальности «Электромеханика». Учится на «хорошо».

На учете в ПДН не состоит. Вредных привычек нет.

Здоровье: психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II. Имеет заболевание: J34.2 — смещенная носовая перегородка.

Увлечение: занимается в студии танца. Занимается спортивными единоборствами. Исповедует мусульманство.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Познавательные процессы

Восприятие, внимание

Восприятие сопряжено с вниманием. Вадим способен концентрировать внимание, скорость внимания в норме. Отклонений не выявлено.

Результаты А-теста «ВИ.ЗИ.ЭС.» показали изменения визуальной реакции при прохождении теста с помехами (подросток показал высокий процент попаданий при прохождении теста без помех), и показали незначительные различия знаковой идентификации при помехах (процент попаданий одинаково высок при прохождении теста как с помехами, так и без помех).

Память

Жалоб на память нет. По наблюдению в процессе бесед Вячеслав запоминает информацию хорошо.

Мышление, воображение

Особенностей и отклонений в мышлении и воображении не выявлено.

Речь, коммуникативность

В общении Вадим внешне открыт, приветлив, доброжелателен, на контакт идет легко. Поддерживает положительный эмоциональный тон в общении. В общении со взрослыми выражает доверие, задает много вопросов, очень заинтересован отношением окружающих к религии.

2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы

Эмоциональная сфера

Вадим эмоционально стабилен. Высокий самоконтроль. В процессе занятий проявляет включенность, заинтересованность, желание разобраться в проблеме. Не стесняется задавать вопросы и выражать свое мнение. Ответственно подходит к выполнению заданий, переживает из-за неудач.

Трудностей в социальной адаптации не испытывает. Является лидером среди сверстников, проявляет заботу и поддержку в отношении ребят из Центра помощи детям.

Интеллектуальная сфера

Учится на «хорошо» и «отлично». Успешен в занятиях спортом и танцами.

3. Структурные звенья самосознания.

Имя

Вадим знает, что означает его имя. Относится к нему с должным уважением.

Притязания на признание

Подросток притязает на то, чтобы быть принятым взрослыми. Внешняя открытость, общительность. Притязает на успехе в учебе — желает поступить в университет. Исполнителен, старается трудиться.

Половая идентификация

Состоит в отношениях с девушкой. К противоположному полу относится с должным уважением, к чему призывает и сверстников.

Психологическое время личности

В настоящее время Вадим задумывается о своей будущей профессии, о семье.

Психологическое пространство прав и обязанностей

Подросток имеет понимание о своих правах и обязанностях. В конфликтных ситуациях ведет себя сдержано и рассудительно.

ВЛАДИСЛАВ Б.

13.03.2000 г.р. (18;4)

АНАМНЕЗ

Сведения о родителях: Мать, Марина Б., 1969 г.р. — 25.06.2013 лишена родительских прав (постановление районного суда). Злоупотребляла алкоголем, вела аморальный образ жизни. Привлекалась к административной ответственности Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по факту неисполнения родительских обязанностей. Отец, Игорь Б., 15.11.1960 г.р. — умер 07.06.2013 (причина смерти неизвестна).

Социальный статус: Оставшийся без попечения родителей.

Сведения о закреплении жилья: Готовятся документы для постановки на жилищный учет. Получает алименты.

Сведения о передвижении подростка:

01.04.2013 — 01.10.2013 находился в социальном приюте.

02.10.2013 поступил в Центр помощи детям.

Обучение: Обучается в общеобразовательной школе в 11 классе. Учится на «хорошо» и «удовлетворительно».

На учете в ПДН не состоит. Вредных привычек не имеет.

Здоровье: Психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II. Имеет заболевание: М21.4 — плоскостопие.

Увлечение: Занимается в студии танца.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Познавательные процессы

Восприятие, внимание

Восприятие сопряжено с вниманием. Вячеслав способен концентрировать внимание, скорость внимания в норме. Отклонений не выявлено.

Результат А-теста «ВИ.ЗИ.ЭС.». показали замедление визуальной реакции при прохождении теста с помехами. Следует отметить, что подросток показал высокий результат визуальной реакции при прохождении теста без помех.

Результаты подростка также показали, что точность знаковой идентификации при прохождении теста с помехами выше, чем при прохождении теста без помех.

Память

Жалоб на память нет. По наблюдению в процессе бесед Вячеслав запоминает информацию хорошо.

Мышление, воображение

Особенностей и отклонений в мышлении и воображении не выявлено.

Речь, коммуникативность

В общении Вячеслав коммуникативен, любит разговаривать, на контакт идет легко. Во время беседы открыт, общителен, старается поддержать положительный эмоциональный тон беседы.

2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы

Эмоциональная сфера

Вячеслав эмоционально стабилен. Высокий самоконтроль. В процессе занятий проявляет включенность, заинтересованность, желание разобраться в проблеме. Не стесняется задавать вопросы и выражать свое мнение.

Трудностей в социальной адаптации не испытывает. Испытывает эмоциональную привязанность к друзьям из Центра помощи детям. Часто испытывает чувство ответственности за младших ребят.

Интеллектуальная сфера

Учится на «хорошо» и «отлично». Успешен в занятиях спортом и танцами.

3. Структурные звенья самосознания.

Имя

Вячеслав воспринимает свое имя как должное.

Притязания на признание

Подросток притязает на то, чтобы быть принятым взрослыми. Внешняя открытость, общительность. Притязает на успехе в учебе — желает поступить в университет. Исполнителен, старается трудиться.

Половая идентификация

Состоит в отношениях с девушкой.

Психологическое время личности

В настоящее время Вячеслав думает о своей будущей профессии, задумывается о семье.

Психологическое пространство прав и обязанностей

Подросток имеет понимание о своих правах и обязанностях. В конфликтных ситуациях ведет себя сдержанно и рассудительно.

КИРИЛЛ П.

25.10.2001 г.р. (17;9)

АНАМНЕЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения о родителях: Мать, Мария П., 1977 г.р. - 21.02.2005 лишена родительских прав (постановление районного суда). Злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни, бродяжничает. Ее местонахождение до настоящего времени неизвестно. Отец, Игорь П., 1980 г.р. — 03.08.2016 умер (причина смерти неизвестна). В 2010—2011 гг. отбывал наказание за нанесение тяжких телесных повреждений (со слов Кирилла).

Социальный статус: Оставшийся без попечения родителей.

Сведения о закреплении жилья: Аедется работа по вступлению в наследство. Алименты не получает, родители уклоняются от обязательств.

Сведения о передвижении подростка:

До 2010—2011 воспитывался отцом и бабушкой (со слов Кирилла).

29.06.2011 поступил в Центр помощи детям как оставшийся без попечения родителей (постановление главы администрации).

Обучение: Обучается в общеобразовательной школе, окончил 10 класс. Учится на «хорошо» и «удовлетворительно».

На учете в ПДН не состоит.

Имеет вредные привычки (курит), употребляет насвай.

Здоровье: Психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II. Имеет заболевание: Н52.0 — гиперметропия (это нарушение зрительной функции, при котором изображение близко расположенных предметов фокусируется не на сетчатке, а позади нее); Н33.0 — отслойка сетчатки высокой степени; Н52.2 — гиперметропический астигматизм.

Увлечение: Занимается в студии танца.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Познавательные процессы

Восприятие, внимание

Восприятие сопряжено с вниманием. Скорость реакции в норме. Кирилл способен концентрировать внимание. Отклонений не выявлено.

А-тест «ВИ.ЗИ.ЭС.». показал замедление визуальной реакции и знаковой идентификации при прохождении теста с помехами. Точность знаковой идентификации в обоих случаях равна нулю.

Память

Подросток хорошо запоминает новую информацию, на занятиях старается запоминать основополагающие определения.

Мышление, воображение

Особенностей и отклонений в мышлении и воображении не выявлено.

Речь, коммуникативность

Кирилл обладает рассудительностью в речи. В общении со взрослыми учтив, разговорчив, общителен, любит задавать вопросы, слушать и рассуждать на заданную тему. Со сверстниками Кирилл легко идет на контакт, рад новым знакомствам.

2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы

Эмоциональная сфера

Эмоционально неустойчив, импульсивен. Характерно преобладание положительных эмоций. Вспыльчив, но отходчив.

В ходе занятий подросток проявляет усидчивость, включенность, с интересом участвует в обсуждении темы, задает вопросы, не стесняется выражать свое мнение.

Интеллектуальная сфера

Учится на «хорошо». Успешен в занятиях танцами.

3. Структурные звенья самосознания.

Имя

Кирилл знает, что означает его имя, но значения этому не придает.

Притязания на признание

Подросток притязает на признание среди взрослых, постоянно ждет одобрения своим действиям, своим рассуждения, умозаключениям.

Внешне открыт, харизматичен. Притязает на лидерство среди сверстников.

Кирилл покладист, исполнителен, притязает на успехи в учении.

Половая идентификация

Состоит в отношениях с девушкой.

Психологическое время личности

В настоящее время Кирилл задумывается о своем образовании.

Психологическое пространство прав и обязанностей

Подросток имеет понимание о своих правах и обязанностях. Но в экстремальных ситуациях вспыльчив и агрессивен.

НИКОЛАЙ Н.

19.06.2003 г.р. (15;1)

АНАМНЕЗ

Сведения о родителях: Мать, Марина Н., 1976 г.р. — с 16.05.2011

лишена родительских прав (решение районного суда). Злоупотребляла спиртными напитками, вела аморальный образ жизни. Отец, Николай Н. - умер 11.01.2006.

Социальный статус: Оставшийся без попечения родителей.

Сведения о закреплении жилья: Поставлен на жилищный учет. Алименты не получает, мать уклоняется от обязательств.

Сведения о передвижении подростка:

23.06.2011 поступил в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

29.06.2011 — 27.07.2012 находился под опекой, опекун — Екатерина П., 1987 г.р.

27.07.2012 поступил в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

24.08.2012 — 31.08.2012 поступил в Центр помощи детям.

01.09.2012 — 07.08.2013 находился в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

08.08.2013 поступил в Центр помощи детям.

Обучение: Обучается в общеобразовательной школе, окончил 8 класс. Учится на «хорошо» и «удовлетворительно».

На учете в ПДН не состоит.

Имеет вредные привычки (курит), употребляет насвай и психоактивные вещества.

Здоровье: Психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II. Имеет заболевание: Е34.3 — задержка физического развития; R76.1 — аномальная реакция на туберкулиновую пробу.

Увлечение: Занимается в студии танца. Занимается спортивными единоборствами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Познавательные процессы

Имя

Николай не знает, что означает его имя.

Восприятие, внимание

У подростка внимание и восприятие рассеянное. Николай не может сконцентрироваться, импульсивен, гиперактивен.

Результаты А-теста «ВИ.ЗИ.ЭС.» не показали изменений визуальной реакции и знаковой идентификации при помехах. Точность попаданий равна нулю.

Память

На память не жалуется, отклонений не выявлено.

Мышление, воображение

Особых способностей, также как и отклонений в мышлении и воображении, не выявлено.

Речь, коммуникативность

Николай замкнут и скрытен. В общении со взрослыми не разговорчив, не уверен в себе, односложно отвечает на поставленные вопросы, на просьбу дать более развернутый ответ реагирует вспыльчиво, агрессивно. В общении со сверстниками открыт только ребятам из Центра помощи детям. К новым знакомствам относится отрицательно.

2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы

Эмоциональная сфера

Николай выраженно закрыт. Характерна резкая смена эмоций. Низкий самоконтроль. В группе сверстников может проявить себя как агрессор. На занятиях Николай смеется и перешептывается, к учебной деятельности относится без интереса.

Интеллектуальная сфера

Учится удовлетворительно. Успешен в занятиях спортом.

Притязания на признание

Подросток притязает на признание среди сверстников в плане проступков. Действует исподтишка. Стремится получить одобрение за проступки у старших ребят. Ведом. Курит, пьет, употребляет запрещенные препараты. Тянется к таким же, как он, сверстникам.

Половая идентификация

Явного интереса к противоположному полу не выражает. Сексуальный опыт имеет, делится этим неохотно.

Психологическое время личности

О времени не думает, живет сегодняшним днем. О будущем не говорит. Стремлений не выражает.

Психологическое пространство прав и обязанностей

Подросток не имеет понятия того, что права не существуют без обязанностей. Нравственные нормы не значимы.

РУСЛАН С.

01.03.2004 г.р. (14;4)

АНАМНЕЗ

Сведения о родителях: мать - прочерк в свидетельстве о рождении Отец - прочерк в свидетельстве о рождении.

Социальный статус: сирота.

Сведения о закреплении жилья: ведется работа по постановке на жилищный учет. Получает пенсию по утере кормильца.

Сведения о передвижении подростка:

21.04.2005 - 13.06.2012 находился под опекой, опекун - Таиса Ф., 1948 г.р.

27.07.2012 — 13.12.2013 находился в приемной семье, приемный родитель — Елена Л., 1964 г.р.

28.01.2014 поступил в детский дом.

03.06.2015 — 05.02.2018 находился под опекой, опекун — Евгений А., 1953 г.р.

23.01.2018 — 18.02.2018 находился в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

19.02.2018 помещен в организацию для детей-сирот.

22.02.2018 поступил в Центр помощи детям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение: обучается в общеобразовательной школе, окончил 8 класс. Учится на «удовлетворительно».

На учете в ПДН не состоит.

Имеет вредные привычки (курит), употребляет насвай и психоактивные вещества.

Здоровье: психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II. Имеет заболевание: R76.1 — аномальная реакция на туберкулиновую

пробу; Е92.0 — нарушение поведения и эмоций в легкой степени, минимальная дисфункция мозга.

Увлечение: Занимается в студии танца.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Познавательные процессы

Восприятие, внимание

По пережитому опыту у подростка преобладает негативное восприятие окружающего мира. Внешне закрыт. В сравнении со сверстниками у Руслана рассеянное внимание, ему тяжело включиться, сосредоточиться, собраться. Подросток не включается в происходящее, постоянно отвлекается, смеется со сверстниками.

А-тест «ВИ.ЗИ.ЭС.» показал медленную реакцию в условиях тишины как визуальной реакции, так и знаковой идентификации. Подросток демонстрирует значительное ускорение визуальной реакции при помехах и незначительное ускорение знаковой идентификации так же при помехах. Точность попаданий равна нулю.

Память

Особенностей памяти не выявлено.

Мышление, воображение

Руслан не проявил как особых способностей, так и отклонений в мышлении и воображении. При этом подросток скрытен и хитер. Эти качества представляют собой тенденцию к асоциально направленному типу мышления.

Речь, коммуникативность

Подросток скрытен, замкнут, неразговорчив, старается уйти от ответа или не отвечать вовсе, неприветлив. Не признается в своих проступках, даже если его вина доказана, он не сознается, не испытывает чувства вины и раскаяния. Недружелюбен, порой агрессивен, коммуникацию с Русланом выстроить сложно. Обычно разговаривает со сверстниками о проделках, в иных случаях на контакт идет с трудом. Со взрослыми молчалив. К новым людям относится настороженно.

2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы

Эмоциональная сфера

Руслан не обладает эмоциональностью. Холоден и расчетлив, эмоции выражает в действиях. Внешне молчалив и нелюдим. С негативом относится к привлечению его к учебной деятельности.

Подросток подбивает других ребят на хулиганство, в группе подростков может проявить себя как агрессор, но действует исподтишка. Хитер, недружелюбен.

Интеллектуальная сфера

Учится на «удовлетворительно». Не проявляет интереса к обучению.

3. Структурные звенья самосознания.

Имя

Руслан воспринимает свое имя как должное. Не задумывался, что оно означает.

Притязания на признание

Подросток притязает на признание сверстников в плане проступков. Курит, пьет, употребляет наркотические вещества.

Половая идентификация

Явного интереса к противоположному полу не выражает.

Психологическое время личности

Руслан не думает о времени, живет сегодняшним днем. О будущем не говорит. Стремлений не выражает.

Психологическое пространство прав и обязанностей

Подросток не имеет представления о том, что права не существуют без обязанностей. Нравственные нормы для Руслана не значимы.

НИКИТА М.

09.07.2003 г.р. (15;1)

АНАМНЕЗ

Сведения о родителях: Мать, Алина М., 1987 г.р. — лишена родительских прав (постановление городского суда от 2006 г.). Отец — прочерк в свидетельстве о рождении.

Социальный статус: Оставшийся без попечения родителей.

Сведения о закреплении жилья: Поставлен на жилищный учет. Алименты не получает, мать уклоняется от обязательств.

Сведения о передвижении подростка:

12.12.2003 — 27.09.2007 находился в Доме ребенка.

27.09.2007 — 10.10.2018 находился под опекой Натальи Т. (со слов Никиты, опекун жестоко избивала мальчика за незначительные проступки, унижала и оскорбляла его).

10.10.2018 поступил в Центр помощи детям.

Обучение: Обучается в общеобразовательной школе. Окончил 9 класс.

Учится на «хорошо».

Состоит на учете в ПДН. Имеет вредные привычки (курит).

Здоровье: Психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — I (здоров).

Увлечение: Занимается в студии танца, увлекается игрой на фортепьяно.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Познавательные процессы

Восприятие, внимание

Никита импульсивен, поэтому его восприятие и внимание легко сбиваются, рассеиваются. Результаты А-теста «ВИ.ЗИ.ЭС.» показали ускорение визуальной реакции и знаковой идентификации при прохождении теста с помехами. Реакция подростка мобилизуется при дискомфорте, препятствиях.

Память

Отклонений памяти выявлено не было.

Мышление, воображение

Особенностей мышления и воображения не было выявлено.

Речь, коммуникабельность

Никита коммуникативен, общителен, разговорчив. В общении эмоционален.

2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы

Эмоциональная сфера

Никита эмоционально нестабилен. Импульсивен, обладает низким самоконтролем. Может проявлять агрессию по отношению к сверстникам, легко возбудим. Демонстративен.

Интеллектуальная сфера

Учится на «хорошо» и «отлично». Успешен в занятиях музыкой.

3. Структурные звенья самосознания

Имя

Никита воспринимает свое имя как должное.

Притязания на признание

Подросток притязает на то, чтобы быть принятым сверстниками и взрослыми. Внешне открыт, эмоционален, харизматичен. Подросток постоянно жаждет быть в центре внимания.

Выраженно притязает на признание среди мальчиков.

Половая идентификация

Никиту волнуют вопросы половой идентификации. На данный момент в отношениях с девушкой не состоит, но имеет сексуальный опыт. О прошлом опыте рассказывает неохотно.

Психологическое время личности

Никита живет сегодняшним днем. В будущем хочет стать успешным.

Психологическое пространство прав и обязанностей

Никита не имеет понятия о том, что права не существуют без обязанностей.

ВЫВОДЫ

Характерные Мальчики находятся в общей жизненной ситуа-

ции — они воспитанники Центра помощи детям, независимо от внешне разных историй их жизненного пути — лишение родительских прав, перемещение по детским домам, опека и отказ от опеки; и др. Ряд характерных психологических черт, свойственных детям, оставшимся без попечения родителей, присущ мальчикам, участвующим в программе.

Мальчики малограмотны и тяжелообучаемы, это подтверждает успеваемость в школе. Подростки имеют проблемы в мышлении, которые проявляются в трудности при восприятии информации, обдумывании и поиске ответов на поставленные вопросы, в попытках решения повседневных проблемных ситуаций. Мальчикам сложно сконцентрироваться, преобладает непроизвольное внимание. Со стороны психических функций наблюдаются трудности, относящиеся к дефектам восприятия, внимания, памяти и мышления.

психологические черты мальчиков-подростков Центра помощи детям

Трудности со стороны высших психических функций

Низкий уровень эмоционального контроля

Вредные привычки подростков

Типические особенности содержания структурных звеньев самосознания мальчиков-подростков, лишенных родительского попечительства

Особенности отношения подростков к телу, гиподинамия

Амбивалентность притязаний на признание

Сложность контроля над своими эмоциями — типичная черта эмоциональной сферы подростков. Количество конфликтов среди сверстников объясняется низким уровнем самоконтроля. Эмоциональная привязанность к сверстникам или к кому-либо из взрослых неочевидна (не выражена). Подростки реально внутренне отчужде-ны, но внешне открыты. Для их позиции типичен максимализм.

Раннее курение, алкоголизация, употребление психоактивных веществ — причины, позволяющие отнести мальчиков-подростков к делинквентам. Следует отметить, что у мальчиков низкие способности к рефлексии в сочетании со скудным развитием общей культуры.

Имя. Выявлено отсутствие ценностного отношения к своему имени и к его значению у большинства мальчиков-подростков. Низкие рефлексивные способности и отсутствие внутренней позиции тормозят развитие личности. Из представленных психологических портретов мальчиков только некоторые имеют представление о значении своего имени.

Тело. Некоторые подростки успешно занимаются спортом и стараются развить свою мускулатуру, чем очень гордятся. У части подростков прослеживается гиподинамия. Мышечные реакции заторможены. У некоторых явно наблюдается задержка физического развития.

У мальчиков-подростков явно отмечается повышенный уровень притязаний.

Часть подростков ориентирована на социально одобряемые ценности, они притязают на признание сверстников; некоторые стараются хорошо учиться, занимаются спортом, пытаются вести здоровый и активный образ жизни, имеют выраженные цели стать положительным лидером в группе мальчиков. Однако при этом в целом они отчуждены от окружающего мира людей.

Основные проблемы подростков в обыденной жизни связаны с текущим обучением и межличностными противоречиями. Подростки обычно не задумываются о своем будущем, о том, кем они могли бы стать. Выраженные притязания на признание отсутствуют.

Другой части подростков свойственны максималистские амбиции. Следует указать на асоциальную направленность некоторых подростков, на стремление стать отрицательным лидером, чтобы самоутвердиться через аморальность, что проявляется в асоциальном поведении, стойком неприятии контроля и в отсутствии

Особенности половой идентификации

Особенности психологического времени личности

Проблемы в социально-нормативном пространстве личности

Резюме

нравственного сознания. Самоутверждение в среде сверстников нередко проявляется у таких подростков через агрессию. О своем будущем они не задумываются вовсе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальчики, как и девочки, лишенные родительского попечительства, рано вступают в половые отношения. У них явно выражен интерес к данной сфере. Половые связи удовлетворяют потребность подростков казаться взрослыми и иметь авторитет среди сверстников. Следует отметить, что делинквентные подростки гордятся своим сексуальным опытом и с насмешкой относятся к сверстникам, хранящим целомудрие.

Психологическое прошлое у мальчиков, лишенных родительского попечительства, проявляет себя через призму негативного опыта предыдущих этапов жизни — переживаний разрыва отношений с биологическими родителями и, нередко, не одним разрывом с опекунами.

Реально подростки живут в настоящем, вынужденно заняты текущей учебной деятельностью и внешними обыденными отношениями со сверстниками. Относительно будущего у подростков наблюдается синкретическая неопределенность. Они не знают и не думают о том, что будет потом и что они будут делать после выхода из детского учреждения. Они живут сегодняшним днем.

О социально-нормативном пространстве личности подростки знают немного. Многие реально не знают своих прав и обязанностей. Отношение к нормативным порядкам формально. Нормативные установки воспринимаются ими не как правила, в которых должна реализоваться обыденная жизнь взрослого человека, а как ущемляющие их ограничения.

Самосознание мальчиков-подростков, лишенных родительского попечительства, оказывается весьма отклоненным от самосознания сверстников, воспитываемых в благоприятных условиях психологически и социально здоровой семьи.

1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 5-е издание, испр. и доп. — М., 2017.

2. Мухина В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста и стигматизация личности в подростковой среде // Развитие личности. - 2000. - №3-4. - С. 157-190.

3. Мухина В.С., Проценко Л.М. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических ини-циаций во временных объединениях // Развитие личности. — 2001. — №2. — С.27 — 51.

4. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. — 2-е издание. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра,

5. Мухина В.С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений // Развитие личности. - 1999. - №3. - С.4-14.

6. Мухина В.С. А-тест - «ВИ.ЗИ.ЭС.». // Развитие личности. - 1999. - №1. - С. 4-19.

7. Мухина В.С., Ершов А.В., Басюк В.С. Экспериментальное исследование феноменологической связи тела и психики: на материале изучения подростков посредством испытаний А-тестом «ВИ.ЗИ.ЭС.». // Развитие личности. - 2011. - №3. - С.178-201.

REFERENCES

1. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'terna-tivnyj vzglyad. Sistemnyj podkhod. Innovatsionnye aspek-ty). 5th prod., revised and additional. Moscow, 2017 (in Russian).

2. Mukhina V.S. Initsiatsii podrostkov vo vremennykh ob»edineniyakh kak uslovie lich-nostnogo rosta i stigmati-zatsiya lichnosti v podrostkovoj srede. In: Razvitie lichnosti. 2000. No. 3-4. Pp. 157-190 (in Russian).

3. Mukhina V.S., Protsenko L.M. Razvitie lichnosti podrostka v usloviyakh sotsial'no-psikhologicheskikh initsiatsij vo vremennykh ob»edineniyakh In: Razvitie lichnosti. 2001. No. 2. Pp. 27-51 (in Russian).

4. Mukhina V.S. Otchuzhdennye: Absolyut otchuzhde-niya. 2th prod. Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 2010 (in Russian).

5. Mukhina V.S. Osnovy vospitaniya i razvitiya lich-nosti podrostka v usloviyakh vre-mennykh ob»edinenij In: Razvitie lichnosti. 1999. No. 3. Pp. 4-14 (in Russian).

6. Mukhina V.S. A-test - VI.ZI.ES. In: Razvitie lichnosti. 1999. No. 1. P. 4-19 (in Russian).

7. Mukhina V.S., Ershov A.V., Basyuk V.S. Eksperi-mental'noe issledovanie fenomeno-logicheskoj svyazi tela i psikhiki: na materiale izucheniya podrostkov posredstvom is-pytanij A-testom VI.ZI.ES. In: Razvitie lichnosti. 2011. No. 3. Pp. 178-201 (in Russian).

2010.

119

№ 4 - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.