Виктор Басюк
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОДРОСТКАМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ПРИБАВЛЕНИЕ
Аннотация. Рассматриваются условия воспитания, психологического сопровождения и социальной помощи делинквентным подросткам. Обсуждаются: методологический и теоретический подходы к организации условий воспитания; эмпирический опыт автора в работе, связанной с организацией условий воспитания и психологического сопровождения; инновационные подходы к организации условий психологического сопровождения и социальной помощи делинквентным подросткам.
Психологические аспекты организации сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются на основе идеи о развитии и бытии личности в зависимости от трех факторов: 1 - врожденных особенностей (генотипа); 2 - социальных условий; 3 - внутренней позиции самого развивающегося человека.
Показано, что социальные условия могут либо содействовать физическому, психическому и личностному развитию ребенка, либо депривиро-вать возможности его полноценного физического, психического и личностного развития. Бытие общественных отношений в самосознании личности формируется через присвоение отношения к внешним реалиям, определяющим развитие и бытие человека как личности. Эти реалии выступают как социальные условия развития и бытия личности. Речь идет о реальностях: 1 - предметного мира; 2 - образно-знаковых систем; 3 - природы; 4 - социально-нормативного пространства. Условия развития и бытия человека через значимые, объективно существующие и реально воздействующие факторы позволяют рассматривать названные условия как возможность к развитию человека как личности в течение всей его жизни.
На практике психологического сопровождения подтверждено, что внутренняя позиция личности может влиять на развитие душевных и духовных личностных качеств, так называемого чувства личности и способности к самостоянию. В то же время внутренняя позиция может развиваться в направлении искажения позитивных ценностных ориен-таций, принятых обществом, и приводить к асоциальной позиции, к принятию ценностей аморализма и асоциальному поведению.
Доказано, что результативно приемлемое психологическое сопровождение может быть продуктивным лишь с учетом особенностей всех трех вышеуказанных факторов и сензитивно построенных отношений доверительного общения с делинквентными подростками. При этом
следует прежде всего ориентироваться на создание таких социальных условий общения, которые могут обеспечить повышение потенциала ресурса развития личности.
Особое значение придается выстроенному, выверенному и апробированному нами подходу к организации работы в условиях четко ограниченного и определенно заданного времени и нового, благоприятного для подопечных пространства.
Ключевые слова: дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в интернатных учреждениях; условия их жизни и развития; врожденные особенности (генотип); социальные условия развития и бытия; внутренняя позиция личности; психологическое сопровождение; физические, психические и личностные особенности подростков, оставшихся без попечения родителей; психическая депривация; отчуждение от других; механизмы идентификации и обособления; чувство личности и способность к самостоянию; психологическое капсулирование; концепция психологического сопровождения; профессиональные посредники; рефлексия; развивающие условия; организация специальных условий развития и бытия личности; повышение потенциала ресурса развития личности.
Abstract. Conditions of education, psychological support and social help to delinquent adolescents are considered. Methodological and theoretical approaches to organization of conditions for education are discussed. The author's experience in the sphere of organization of conditions for education and psychological support is presented. Innovative approaches to organization of conditions for psychological support and social help to delinquent adolescents is presented. Psychological aspects of organization of support for children without parental care are based on the idea of person's development and being subject to three factors: 1 -social conditions; 2 - inborn abilities (genotype); 3 - person's inner position. Social conditions are shown to contribute to child's physical, mental and personal development or deprive of possibility for valid physical, mental and personal development. Objective reality of social relations in person's self-consciousness is formed through assignment of relations to external realities that define man's development and being as a personality. These realities act as social conditions for person's development and being. The matter is about realities of: 1 - an object world; 2 - image-symbolic systems; 3 - nature; 4 - social-normative space. Conditions of person's development and being through significant, objective and influencing factors make it possible to consider the above mentioned conditions as resources for man's development as a personality throughout lifespan.
It was confirmed by the practice of psychological support that person's inner position can influence on development of cordial and spiritual personal qualities and on so called felling of personality and ability for self-standing. At the same time, inner position can develop in the line of distortion of accepted by the society positive value orientations, lead to asocial position, acceptance of amoral values and asocial behavior. It has been proved that admissible psychological support can be efficient only with due regard for peculiarities of all three factors and if relations are based on tactful confidential communication with delinquent adolescents. Meanwhile, one should be oriented on creation of such social conditions of communication that can guarantee increase for person developmental resources'potential.
Keywords: children without parental care and brining up in borstal; conditions of life and development; social conditions of development and being; inborn abilities; person's inner position; physical, mental and personal peculiarities of adolescents; mental deprivation; alienation from others; mechanisms of identification and isolation; feeling of personality and ability for self-standing; psychological capsulation; conception of psychological support; professional mediators; reflection; developmental conditions; organization of special conditions for person's development; increasing of person developmental resources' potential.
Значение комплекса теоретических положений для нашего исследования
Системное
понимание личности может быть использовано в коррекционной работе
Усилия специалистов должны быть направлены на профессиональные достижения
В научной школе В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», значимой для нашего исследования, представлен комплекс теоретических положений: реальности (предметного и природного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства и внутреннего пространства личности) как условие развития и бытия личности; биологические предпосылки, идентификация и обособление как механизмы развития и бытия человека как личности; структурные звенья самосознания, а также самосозидание и творчество как процессы, феноменологически присущие человеку как социальной единице и уникальной личности*.
Согласно концепции нашей научной школы, столь глубокое и системное понимание личности может быть эффективно использовано в коррекционной работе на всех возрастных этапах. Необходимо отметить, что идея ученого о сущностной значимости механизмов идентификации-обособления легла в основу технологии практической работы при индивидуальном и групповом консультировании и психологическом сопровождении.
Модели сопровождения. Принципиально иным выглядит подход, в котором акцентируется внимание на структуре и координации работы. Усилия специалистов должны быть направлены на собственно профессиональные достижения, для которых разработана модель психолого-педагогической службы. Суть реализации этой модели заключается в содействии психическому развитию детей посредством организации работы психологов в школе, координации и обобщения опыта их деятельности специальными подразделениями комитетов образования или центрами помощи детям и под-
* Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. - М., 2014. - С. 242.
Профессиональный сопровождающий — специалист-посредник
Метод включенного наблюдения — целостная исследовательская стратегия
Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания
росткам. Организация работы службы психолого-педагогического сопровождения, и в частности централизованная структура управления ею, могут и должны приводить к оптимизации образовательного маршрута личностного развития ребенка.
Одним из самых важных элементов психологического сопровождения развития личности ребенка выступает профессиональный сопровождающий — специалист-посредник.
Среди основных принципов социокультурной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, особо выделяется создание средовых условий. Так, значимо обосновать методы психологического сопровождения (моделирование и анализ воздействия развивающих условий; посредническая работа психологов; психологическое погружение в реальные ситуации профильных смен; инициации; рефлексии и др.).
Ключевой идеей использования совокупности методов для нашего исследования стала идея В.С. Мухиной о том, что развитие и бытие личности определяются социальными условиями - реальностями существования человека.
Метод включенного наблюдения выступил целостной исследовательской стратегией нашей работы. Данный метод является, по нашему мнению, наиболее сензи-тивным к особенностям развития личности подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Гипотеза исследования строилась на основе пристального наблюдения за особенностями поз, жестов и других телесных проявлений подростков, лишенных родительского попечительства, и подростков из семьи.
Изучение скорости и качества телесных и психических реакций осуществлялось нами на основе использования А-теста «ВИ.ЗИ.ЭС» (В.С. Мухина). В процессе работы экспериментатор представлял ситуацию прохождения теста каждому испытуемому.
Для изучения личностных особенностей подростков и демонстрируемого ими поведения в ситуациях фрустрации нами использовался проективный метод депри-вации структурных звеньев самосознания. (В.С. Мухина). В основу проективного метода депривации структурных звеньев самосознания положено представление о самосознании как об «универсальной, исторически сложившейся и социально обусловленной психологически значимой структуре, присущей каждому социализированному человеку, состоящей из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и высту-
Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?»
А-тест «ВИ.ЗИ.ЭС»
Условия
организации
исследования
Различия в результатах
пают внутренним фактором рефлексии, ее отношения к самому себе и окружающему миру»*.
В диагностическом исследовании нами использовался глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» (В.С. Мухина). Метод глубинного рефлексивного изучения самосознания — это неклассический метод, направленный на выявление сущностных особенностей самосознания личности, реального содержания когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов отражения своего «Я» детьми, оставшимися без попечения родителей.
Результаты обследования скорости телесных и психических реакций подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, и подростков, проживающих в полных семьях и непрофессионально занимающихся спортом, показали разительные различия в скорости и точности движений и действий в ситуациях визуальной идентификации и в скорости и точности в ситуациях знаковой идентификации. Это исследование феноменологической связи тела и психики проводилось по методике А-тест «ВИ.ЗИ.ЭС».
Нами были обследованы 100 подростков (50 мальчиков и 50 девочек из разных условий проживания).
По результатам сравнений видно, что общее сравнение по критерию х2 может не показать различий по отдельной реакции. Так, при отсутствии общих различий между девочками и мальчиками из детского дома в распределении реакций в первой серии у девочек на уровне тенденции больше промахов и меньше попаданий при отдельном сравнении по критерию ф*. И наоборот, общее различие необязательно предполагает отличие в отдельной реакции.
Таблицы 1—4 предоставляют возможность наглядно сопоставить результаты тестирования по социальным условиям, половой принадлежности, количеству попаданий, времени реакций и другим параметрам.
Сравнение количества попаданий, промахов, тайм-аутов и времени реакций у мальчиков-подростков из детского дома и мальчиков-подростков из семей позволяет утверждать, что в целом результаты, представленные в табл. 1.1, показывают достоверные различия (по результатам всех серий).
Различаются как общее распределение реакций, так и частотность попаданий, промахов и тайм-аутов. Во всех случаях подростки из полных семей по сравнению с под-
* Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. - М., 2014. - С. 257.
ростками из учреждений интернатного типа осуществляют больше попаданий, меньше промахов (на 1%-ном уровне значимости), в некоторых случаях — меньше тайм-аутов. Во всех случаях время реакции у подростков из полных семей ниже, чем у подростков из учреждений интернатного типа, а точность попадания выше.
Таблица 1
Сравнение количества попаданий, промахов, тайм-аутов и времени реакций у мальчиков - подростков из детского дома (ДД) и подростков из семей (С)
Таблица 1.1. Сравнение количества попаданий, промахов и тайм-аутов
Подростки ДД Подростки С Критерий
Серия Поп Пром Тайм Поп Пром Тайм X2 * ф -Поп * ф -Пром * ф -Тайм
1 ВИ-ОБ 51,9 44,7 3,4 68,9 27,3 3,7 0,000 0,01 0,01 НЕТ
2 ВИ-ДЕП 54,0 43,4 2,6 72,7 25,6 1,7 0,000 0,01 0,01 НЕТ
3 ЗИ-1 ОБ 32,6 45,9 21,5 65,7 23,4 10,9 0,000 0,01 0,01 0,01
4 ЗИ-1 ДЕП 34,8 45,7 19,5 64,6 23,6 11,9 0,000 0,01 0,01 0,01
5 ЗИ-2 ОБ 22,8 60,8 16,4 35,3 51,1 13,7 0,001 0,01 0,01 0,05
6 ЗИ-2 ДЕП 27,3 56,9 15,8 34,3 51,4 14,3 0,001 0,01 0,01 НЕТ
Таблица 1.2. Сравнение времени реакций
Серия Подростки ДД Подростки С
Мт Max М о Min Max М о Т
1 ВИ-ОБ 1,00 5,87 3,32 0,72 0,87 2,98 2,66 0,95 0,004
2 ВИ-ДЕП 1,40 5,25 3,23 0,76 1,13 2,96 2,61 0,75 0,002
3 ЗИ-1 ОБ 2,34 6,89 5,49 0,49 2,09 4,84 4,65 0,69 0,000
4 ЗИ-1 ДЕП 2,19 6,89 5,31 0,55 2,13 4,83 4,57 0,69 0,000
5 ЗИ-2 ОБ 2,41 6,91 5,35 0,45 1,89 4,98 4,72 0,75 0,000
6 ЗИ-2 ДЕП 2,40 6,94 5,20 0,46 1,75 4,97 4,70 0,65 0,001
Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания
Рассмотрим результаты исследования по проективному методу депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина).
Обратимся к анализу распределения типов реакций на ситуации фрустрации у нормальных подростков и подростков-сирот (табл. 2).
В проективных ситуациях толерантные адекватные лояльные реакции у мальчиков подростков-сирот имеют
Результаты исследования
равномерное, не выраженное явно распределение во всех трех сериях.
Среди толерантных неадекватных лояльных реакций доминируют реакции на родителей и на значимых взрослых. Адекватные нелояльные агрессивные реакции подростков-сирот выражены в первой и третьей сериях, при этом доминируют агрессивные реакции на сверстников.
Таблица 2
Типы реакций в ситуации фрустрации мальчиков: подростков-сирот и подростков из семей, %
№ Депривирующие пер- Типы реакций*
серии сонажи 1 2 3 4 5
1 Взрослый Подростки-сироты 7 38,5 40 7 7,5
Подростки из семьи 18 32,5 25,5 11 13
2 Родители / значимый Подростки-сироты 7,5 42,5 20 9,5 20,5
взрослый Подростки из семьи 14,5 36 26 10,5 13
3 Сверстники Подростки-сироты 4 20 60,5 7,5 8
Подростки из семьи 10 23,5 40,5 10,5 15,5
* Типы реакций: 1 - толерантный адекватный лояльный; 2 - толерантный неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный агрессивный; 4 - адекватный нелояльный игнорирующий; 5 - пассивный.
Адекватные нелояльные игнорирующие реакции имеют равномерное распределение во всех трех сериях. Среди пассивных реакций подростков-сирот доминируют реакции на значимых взрослых.
Обратимся к анализу распределения типов реакций у подростков-сирот по отдельным звеньям самосознания (табл. 3).
Толерантные адекватные лояльные реакции у подростков-сирот выражены относительно слабо. Толерантные неадекватные лояльные реакции подростков доминируют при депривации притязаний на признание и половой идентификации. Адекватные нелояльные агрессивные реакции подростков-сирот доминируют по всем звеньям самосознания, особенно выражены при деприва-ции имени, притязаний на признание и половой идентификации. Адекватные нелояльные игнорирующие реакции выражены слабо и равномерно при депривации всех звеньев самосознания. Пассивные реакции подростков выражены равномерно несильно, при этом несколько доминируют при депривации половой идентификации. Типичные реакции Полученные результаты позволяют утверждать, что
на депривацию типичными реакциями подростков-сирот в ситуации
первых трех звеньев п
фрустрации выступают, прежде всего, адекватные нело-
самосознания ± ± ± — .> ^
яльные агрессивные реакции.
Распределение типов реакций по звеньям самосознания
Таблица 3
Типы реакций на депривацию отдельных звеньев самосознания подростков-сирот, %
Звенья самосознания Типы реакций*
1 2 3 4 5
Имя 6,2 16,4 57,8 8 11,6
Притязания на признание 6,6 28,2 42,4 10,6 12,2
Половая идентификация 4,5 37,4 33 14,6 10,5
Психологическое время личности 9,6 33,1 27,3 12,5 17,5
Психологическое пространство личности 16 35,4 30 11,5 7,1
Примерно половина
выпускников
интернатных
учреждений
не заканчивают
обучение
* Типы реакций: 1 - толерантный адекватный лояльный; 2 - толерантный неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный агрессивный; 4 - адекватный нелояльный игнорирующий; 5 - пассивный.
Наиболее аффективно подростки, воспитанники интернатных учреждений, реагируют на депривацию первых трех звеньев структуры самосознания: имя, притязания на признание и половая идентификация.
Анализ результатов психолого-педагогического сопровождения показывает, что почти половина выпускников интернатных учреждений не заканчивают обучение в учреждениях профессионального образования и не получают специальности или профессии.
Оказалось, что мальчики-сироты чаще, чем мальчики из семей, проявляют толерантную неадекватную лояльность к взрослым и родителям. В то же время они демонстрируют выраженную агрессию по отношению к сторонним взрослым и сверстникам (табл. 4).
Важным этапом в формировании и внедрении программы психологического сопровождения воспитанников интернатных учреждений стало сотрудничество Министерства образования Иркутской области с кафедрой психологии развития МПГУ под руководством В.С. Мухиной.
Результатом сотрудничества явился проект Региональной программы психологического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011—2014 годы. А позже, в рамках той же программы, команда специалистов перешла к работе с делинквентными подростками.
Все инициативы проекта программы выступали условием: 1 — приобретения нового социального опыта; 2 — развития рефлексивных способностей; 3 — развития внутренней позиции, воли и планирования возможного жизненного пути.
Региональная программа психологического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривала особый блок работы, направленной на адап-
Сотрудничество Министерства образования Иркутской области и кафедры психологии развития МПГУ
Работа
с делинквентными подростками
Таблица 4
Сравнение типов реакций в ситуации фрустрации мальчиков-сирот и мальчиков из семей, %
№ Депривирующие пер- Респондент Типы реакций*
серии сонажи 1 2 3 4 5
1 Взрослый Подростки-сироты Подростки из семей 6 30 39,5 27 44 15 4,5 9,5 6 18,5
2 Родители / значимый взрослый Подростки-сироты Подростки из семей 5,5 24,5 41,5 23,5 18,5 25 10 8 24,5 19
3 Сверстники Подростки-сироты Подростки из семей 4,5 10,5 20 19 62 38 6,5 10 7 22,5
* Типы реакций: 1 - толерантный адекватный лояльный; 2 - толерантный неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный агрессивный; 4 - адекватный нелояльный игнорирующий; 5 - пассивный.
тацию подростков с девиантным поведением. В экспериментальную группу вошли 15 подростков, совершивших правонарушения различной степени тяжести и состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел по г. Иркутску. В отношении 9 подростков шло уголовное производство по различным статьям Уголовного кодекса РФ (грабеж, разбой, кража).
Подросткам из экспериментальной группы мы уделили максимальное внимание. В профессиональной, включенной работе с подопечными были использованы разработанные и апробированные методы психологического сопровождения: 1 — прохождение инициаций (послушанием, физическими трудностями, свободой, страхом, саморефлексией); 2 — психологическое погружение в ситуации профильных военно-патриотических смен на базе кадетского корпуса; 3 — участие в тренингах общения и личностного роста; 4 — специально организованное взаимодействие подростков с пожизненно осужденными (беседы о преступлениях и наказании, об особенностях наказания осужденных пожизненно; переписка; видеопослания от подростков к осужденным); 5 — участие в работе специальных смен «Школы социальной адаптации» с проведением ежедневных вечерних групповых и индивидуальных рефлексий на прожитый день; 6 — организация посреднической работы: психологов, преподавателей экономики, инструкторов по физподго-товке, священников Русской православной церкви; 7 — работа с телом, самосознанием и личностью подростка. Делинквентные под- Подростки, лишенные родительского попечения и ростки предпочита_ имеющие негативный опыт пребывания в асоциальных
ли ценности амора- — >
группах, по большей части предпочитали ценности
лизма 1 *
аморализма.
Комплекс
специальных
методов
психологического сопровождения
«Школа социальной адаптации»
Авторская концепция деятельности профильных смен
Соответствие
проекта программы
требованиям модели
нормативного
многообразия
социальных
ориентиров
Исходя из сказанного, был сделан акцент: 1 — на принципиальном значении изучения подростками нормативно-правовых основ; 2 — на условиях возможного развития внутренней позиции подростка как потенциально правомерно социализирующейся личности; 3 — на осознании подростками смысла сущностного понятия «пора» — необходимости осмыслить значимость выбора жизненного пути и быть готовым к осуществлению своих замыслов.
Проект программы реализовывался в период высокой сензитивности подростков к амбивалентным ценностям, существующим в культуре социальных отношений: к социально-нормативным ценностям и лжеценностям аморализма или к спонтанной готовности отдаваться воле обстоятельств.
Во время реализации проекта с подростками были проведены три выездные сессии «Школы социальной адаптации».
Реализацию программы предваряли установочные беседы с подростками и получаемые от них «консультации» (рефлексии) относительно поведения, вызывающего у другого досаду и провокацию на агрессивную реакцию. В этот период проводились хорошо зарекомендовавшие себя в практике работы с подростками инициации: 1 — послушанием; 2 — свободой; 3 - страхом; 4 — физическими трудностями; 5 — саморефлексией.
Мной была разработана концепция деятельности профильных военно-патриотических смен для подростков из интернатных учреждений. Участие в профильных сменах для подростков, оставшихся без попечения родителей, явилось формой прохождения реальных инициаций послушанием и физическими трудностями. За эти годы на базе Усольского гвардейского кадетского корпуса было проведено шесть специальных смен, в них приняли участие 269 подростков, оставшихся без попечения родителей.
Инициации создают условия для развития у подростка рефлексий на конкретные ситуации и на себя самого в этих ситуациях.
Проект программы выстроен в соответствии с требованиями к модели нормативного многообразия социальных ориентиров человека в обществе. Сюда были отнесены следующие условия взаимодействия человека с человеком: 1 — обсуждение нормативно провозглашаемых и контролируемых психологами и социальными работниками амбивалентных форм взаимоотношений; 2 — духовные проповеди, сопровождение отроков в лоне церкви, наставления, беседы, исповеди; 3 — диалоги по переписке подростков, имеющих опыт асоциального, девиантного
Значение личностного и профессионального ориентирования
Условия более благоприятного личностного роста
Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?
поведения, с пожизненно осужденными (контроль и сопровождение обеих сторон диалога осуществляли детские психологи и психологи, работающие с пожизненно осужденными); 4 — участие в профильных военно-патриотических сменах (сопровождение подростков осуществляли психологи, прошедшие специальную подготовку).
Помимо создания специальных условий для погружения подростка в рефлексию на себя, в проекте осуществлялось профессиональное ориентирование (например, самооценка подростком своего потенциала к преодолению физических трудностей, послушанию и системному освоению специальных дисциплин). Большая часть подростков, прошедших через участие в профильной военно-патриотической смене, изменили свое отношение к воинской службе и изъявили желание обучаться в кадетских корпусах. Однако для обучения проходили только те, кто по здоровью оказался пригодным к воинской службе. Таких подростков оказалось (увы!) немного.
Принципиально значимой сверхидеей нашей работы с делинквентными подростками было отработанное теоретически и выверенное эмпирически понимание того, что более благоприятным условием личностного роста подростков должно быть следующее феноменологически значимое условие. Эффективность психологического сопровождения окажется существенно выше, если работа будет проходить в условиях специально обоснованного временного ограничения, а также обоснованного более комфортного пространства (иного, чем пространство интернатного учреждения и т.п.), специально организованного для научения подростков рефлексии на себя и личностного роста.
Основываясь на результатах психологического сопровождения делинквентных подростков в рамках разработанного проекта и его трудоемкой реализации, мы пришли к убеждению, что на вопрос: «Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?» — можно ответить утвердительно.
Сегодня все 15 наших подопечных достигли 18-19-летнего возраста, оканчивают или уже окончили избранные ими профессиональные учебные заведения, а некоторые уже поступили или готовятся поступать на следующий год в высшие учебные заведения. В настоящее время все они проживают свою обыденную жизнь среди законопослушных граждан.