Филипп Устюжанин
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Аннотация. Описываются психологические портреты оставшихся без попечения родителей девочек-подростков, которые были специально приглашены стать участниками профильной лидерской смены ВДЦ «Орлёнок». Программа проводилась в 2018 г. сотрудниками кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ. Использовались материалы анамнеза, сведения о родителях, информация о жизненном пути подростка. В русле концепции феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной анализируются особенности проявления высших психических функций и содержательное наполнение структурных звеньев самосознания пяти девочек-подростков. В основе исследования лежат ежедневная работа с подростками в течение смены и включенное наблюдение. В ходе работы с подростками обсуждались понятия «личность» и «развитие личности», «внутренняя свобода» личности в заданных социумом условиях и др. Показаны особенности высших психических функций, эмоциональной сферы и типичные особенности наполнения структурных звеньев самосознания: 1 - имя; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности; 5 - психологическое социально-нормативное пространство прав и обязанностей, а также поведенческие проявления девочек-подростков в социальной ситуации пребывания в условиях ВДЦ «Орлёнок».
Ключевые слова: феноменология развития и бытия личности; делинквентные подростки, оставшиеся без попечения родителей; методы исследования: анамнез, беседа, включенное наблюдение, рефлексия на себя и других, А-тест ВИ.ЗИ.ЭС.; высшие психические функции: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональная сфера личности; содержательное наполнение структурных звеньев самосознания: 1 - имя, 2 - притязание на признание, 3 - половая идентификация, 4 - психологическое время личности, 5 - социально-нормативное пространство прав и обязанностей.
Abstract. Psychological portraits of adolescent-girls without parental care who were invited specially to participate in profile leader shift in All-Russian Children Centre "Orlyonok" are described. The program was leaded in 2018 by the staff of psychology of person's development chair, department of pedagogy and psychology of MPSU.
Anamnesis data, information about parents and adolescent's life path were used. In line with V.S. Mukhina's conception peculiarities of mental functions' manifestation, substantive content of structural elements of self-consciousness of five
adolescent-girls were analyzed. Daily work with adolescents during the shift and included observation constitute the basis for the research. Such notions as "personality" and "development of personality", "inner freedom" of a person under given by society conditions were discussed with the adolescents. Peculiarities of higher mental functions, emotional sphere and specific character of content of structural elements of self-consciousness: 1 - name; 2 - pretention to recognition; 3 - gender identification; 4 - person's psychological time; 5 - psychological socio-normative space of rights and duties along with behavioral manifestations of adolescent-girls under social situation of being in "Orlyonok" centre have been demonstrated.
Keywords: phenomenology of person's development and being; delinquent adolescents without parental support; methods of research: anamnesis, conversation, included observation, reflection towards oneself and others, A-test VI.ZI.ES.; higher mental functions: perception, attention, memory, imagination, speech; emotional sphere of a person; content of structural elements of self-consciousness: 1 - name; 2 - pretention to recognition; 3 - gender identification; 4 - person's psychological time; 5 - psychological socio-normative space of rights and duties.
Программа Программа проекта «Профильная лидерская смена»
(беседы, инициации, рефлексии, семинары) на базе ВДЦ «Орлёнок», направленная на развитие личности подростков, проводилась под руководством научного руководителя кафедры психологии развития личности, доктора психологических наук, академика РАО В.С. Мухиной. В состав научной группы входили сотрудники кафедры психологии развития личности: доктор психологических наук, профессор РАО, зав. кафедрой психологии развития личности В.С. Басюк; кандидат психологических наук, доцент Л.М. Проценко; соискатель А.В. Вихтоденко, стажер А.А. Ведьгунова и автор данной статьи. В программе приняли участие 48 подростков, в числе которых было несколько девочек, оставшихся без попечения родителей.
Цель программы — помощь в адаптации подростков к условиям пребывания и обучения в лагере, работа по развитию их личностных качеств.
С подростками, в русле концепции феноменологии развития и бытия личности, проводились беседы, где обсуждались темы, посвященные проблеме феномена личности. Особое внимание уделялось внешним факторам развития, исторически оказывавшим влияние на развитие личности, а также феномену внутренней позиции личности, который, согласно концепции В.С. Мухиной, сущностно «отражает ценностные ориентации, концентрируемые через контекст всех звеньев структуры самосознания, а также через индивидуальное понимание общественных отношений людей и своего места в этих отношениях» [1, с. 831].
«Профильная лидерская смена»
Работа с личностью подростка в русле концепции феноменологии развития и бытия личности
Отдельной работой в программе было проведение пяти инициаций
Особые
адаптированные
форматы
мероприятий для
сущностного
понимания
подростками
развития личности
Проведение бесед осуществлялось в русле
концептуального
методологического
направления
Отдельной работой в программе было проведение пяти инициаций: послушанием; физическими трудностями; свободой; одиночеством («Наедине с собой»), инициацией высших психических функций. Алгоритм проведения подобных инициаций подробно описан В.С. Мухиной в журнале «Развитие личности» [2]. В результате участники смены обретали новый опыт и понимание себя в мире, в контексте отношений к миру и с миром, стремились «к развитию чувства "мы" и одновременно чувства личности (уникального "Я")» [3, с. 29]. Подростки впервые услышали о рефлексии и о формировании рефлексивных способностей, о внутренней свободе человека в заданных условиях и бытия в мире с другими и с собой. Специально была затронута тема делинквентности и сферы социально-нормативного пространства, которое, как отмечает В.С. Мухина, «требует от каждого человека как социальной единицы нормативно сложившихся форм общения, деятельностей, поведения по законам обязанностей и прав» [4, с. 396].
Формат мероприятий был основан на комплексности, доступности и диалоговом характере встреч. На каждой встрече четко определялась цель деятельности. Учитывались особенности подросткового возраста: физические, психологические, социальные. Давались возможности личностного роста при условии: ценностного отношения к собственному имени и телу; реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении личностной свободы при условии исполнения обязательных для всех требований; ценностного отношения к себе как представителю своего пола. Демонстрировалось ценностное отношение к социальному пространству с ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей, свободы и послушания. Использовались знаковые системы, содействующие развитию самосознания как отдельной личности подростка, так и всего временного коллектива. Подросткам предоставлялась возможность действовать с «чистой страницы»: в новых условиях дать образцы продуктивной самопрезентации и корректного взаимодействия со сверстниками и старшими [5, с. 10].
Целью встреч, проводимых в рамках методологии научной школы феноменологии развития и бытия личности, было формирование у подростков концептуального представления о личности и ее психических свойствах. Особое внимание уделялось доступности новой информации для подростков. Сложный тезаурус, определения, термины-понятия, стиль встреч были адаптированы для понимания подростками. Диалоговый
характер бесед позволял научной группе в свободной форме проводить опросы, вести наблюдения и оперативно отвечать на возникающие в ходе беседы вопросы, что было восторженно воспринято участниками программы.
В контексте моего исследования, описывающего личностные особенности и поведенческие проявления девочек-подростков, оставшихся без попечения биологических родителей*, анализировались психологические портреты девочек-подростков, принявших участие в программе. Приведу в качестве иллюстрации пять из десяти психологических портретов девочек. Материалы основывались на сборе анамнеза, сведений о родителях, информации о жизненном пути подростков. Анализировалось содержательное наполнение структурных звеньев самосознания. Проявления высших психических функций исследовались при проведении инициации в условиях работы специально предлагаемого А-теста ВИ.ЗИ.ЭС., разработанного В.С. Мухиной и позволяющего диагностировать изменения в двигательной сфере и в сфере психический функций. Обоснование, алгоритм проведения и апробация А-теста подробно описаны в специальной литературе [6; 7 и др.].
Рассмотрим психологические характеристики пяти девочек-подростков.
Серафима В., 02.08.2005 г.р. (12;11)**
АНАМНЕЗ
Сведения о родителях:
Мать, Оксана В., 1976 г.р. В 2006—2010 гг. отбывала наказание (ст. 158 УК РФ — кража). 02.06.2011 г. постановлением районного суда лишена родительских прав. Отец неизвестен.
Социальный статус: Ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Сведения о закреплении жилья: подлежит постановке на квартирный учет по достижении 14-летнего возраста. Получает алименты.
Сведения о передвижении подростка:
05.04.2006 г. решением суда была определена под опеку Татьяне К., 1950 г.р. (родная бабушка). Бабушка отказалась от опеки по состоянию здоровья.
* Подробнее об этом исследовании см.: Устюжанин Ф.Р. Начало психологического сопровождения ребенка с трудностями в поведении // Развитие личности. — 2014. — № 1. — С. 216—238; Устюжанин Ф.Р. Психологическое сопровождение ребенка с трудностями в поведении // Развитие личности. — 2015. — № 2. — С. 164—182; Устюжанин Ф.Р. Психологические и социальные проблемы ресо-циализации трудного подростка в условиях опекунского попечительства // Развитие личности. — 2016. — № 3. — С. 84—94.
** В скобках указан возраст подростка по форме, предложенной В. Штерном, например: 16;3 — 16 лет и три месяца.
Особенности
и методы анализа
девочек-подростков,
лишенных
родительского
попечительства
26.08.2010 — 30.12.2010 г. помещена в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как оставшаяся без попечения.
30.12.2010 г. — переведена в Центр помощи детям.
Обучение. Обучается в общеобразовательной школе. Окончила 6 класс.
Учится на «хорошо» и «удовлетворительно».
На учете в психоневрологическом диспансере не состоит.
Имеет вредные привычки (табакокурение, употребление спиртного), ведет половую жизнь.
Здоровье. Психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II (практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения).
Имеет заболевания: М21.4 — поперечное плоскостопие.
Увлечения. Занимается в студии танца, вокалом в Центре помощи детям.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Познавательные процессы
Восприятие, внимание
Внимание подростка рассредоточено. Выражено торможение при восприятии. Результаты А-теста ВИ.ЗИ.ЭС. показали замедленную реакцию в условиях тишины. Подросток демонстрирует замедление визуальной реакции при прохождении теста с помехами и замедление знаковой идентификации при помехах. При этом не оказалось ни одного точного попадания в цель. Подросток гиподинамичен.
Память
Девочка жалуется на свою память. Особенностей не выявлено.
Мышление, воображение
Мышление заторможено. Серафима никак не проявляет себя, познания даются ей с трудом. Прилагать усилия к мышлению ей тяжело, что усугубляется леностью.
Речь, коммуникабельность
В общении девочка внешне открыта, рассудительна. Разговаривает только о насущных вопросах, не обладает широким кругозором, не может поддержать тему разговора. Чаще задает вопросы, чем отвечает, если речь не касается лично ее.
2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы
Эмоциональная сфера
Эмоционально неустойчива, импульсивна. Для девочки характерна резкая смена эмоций. Обычно внешне спокойна, но эмоционально бурно реагирует на значимые для нее вещи. Громко радуется, если есть повод, и сокрушенно горюет, рыдая, если что-либо происходит не по ней.
В процессе занятий подросток задает вопросы, но ленится, по отношению к учебе проявляет только негативные эмоции.
В условиях социального окружения ее эмоциональное состояние и поведение амбивалентны.
Испытывает трудности в социальной адаптации. Замыкается в себе, не может найти общий язык со сверстницами, эмоционально глуха к окружающим.
Интеллектуальная сфера
Учится посредственно. Успешна в занятиях танцами и вокалом в условиях Центра помощи детям.
3. Структурные звенья самосознания
Имя
Серафиме нравится ее имя своей редкостью среди сверстниц. Гордится тем, что имя выделяет ее из окружающих. Знает значение своего имени. По рассказам родных знает, что ее назвали женским вариантом имени преподобного Серафима Саровского.
Притязания на признание
Девочка притязает на то, чтобы быть принятой сверстниками и замеченной взрослыми. Испытывает дефицит внимания. Ей нравится находиться в центре внимания. Всячески пытается привлечь его к себе: например, может демонстративно пораниться и просить помощи у окружающих, постоянно просит окружающих посидеть с ней и что-нибудь рассказать, в то время как самой ей рассказывать обычно нечего.
Часто конфликтует на почве дефицита внимания со сверстницами с такими же потребностями. Потерпев неудачу, расстраивается и жалуется окружающим, компенсируя тем самым недостаточное признание.
Половая идентификация
Серафима испытывает интерес к противоположному полу. Признается, что выпивает со своими более старшими мальчиками-«друзьями». Ведет половую жизнь, ищет новых половых партнеров.
Психологическое время личности
Подросток живет сегодняшним днем, не задумываясь о прошлом и будущем.
Психологическое пространство прав и обязанностей
Серафима не различает прав и обязанностей. Редко старается контролировать себя и проявлять социально ожидаемые реакции. Преобладает протестное поведение, недисциплинированность. В конфликтных ситуациях ведет себя своенравно и упрямо.
Виктория С., 12.07.2002 г.р. (16;0)
АНАМНЕЗ
Сведения о родителях:
Мать, Наталья С., 1978 г.р., умерла в 2005 г. (причина смерти неизвестна). Отец неизвестен.
Социальный статус: сирота.
Сведения о закреплении жилья: поставлена на жилищный учет. Получает пенсию по потере кормильца.
Сведения о передвижении подростка:
29.03.2006 г. была помещена полицией по акту о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка в городскую больницу.
13.04.2006 — 13.08.2006 г. пребывала в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних как оставшаяся без попечения.
13.08.2006 г. переведена в Центр помощи детям.
Обучение. Обучается в общеобразовательной школе. Окончила 8 класс.
Учится на «удовлетворительно».
На учете в психоневрологическом диспансере не состоит.
Имеет вредные привычки (табакокурение, потребление спиртного), злоупотребляет психоактивными веществами, ведет половую жизнь.
Здоровье: психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II (практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения).
Имеет заболевание: М2.8 — ложная хорда МАРС (малые аномалии развития сердца).
Увлечение: занимается в студии танца, вокалом в условиях Центра помощи детям.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Познавательные процессы
Восприятие, внимание
Внимание и восприятие подростка рассеянные. Может сконцентрироваться, но заторможена, поэтому нерезультативна в предметной деятельности. Результаты А-теста ВИ.ЗИ.ЭС. показали замедление визуальной реакции и знаковой идентификации при прохождении теста с помехами. При помехах точность попадания равна нулю.
Память
Особенностей памяти не выявлено.
Мышление, воображение
Виктория не проявила ни особых способностей, ни отклонений в мышлении и воображении.
Речь, коммуникабельность
В общении девочка скрытна и хитра. Скорее ждет, когда ей что-нибудь расскажут, нежели поделится сама. Обычно разговаривает со сверстниками о проделках. В общении со взрослыми неразговорчива, скорее терпит и ждет, когда пройдет время и она сможет вернуться к сверстникам. К новым людям относится настороженно.
2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы
Эмоциональная сфера
Виктория обычно пребывает в хорошем настроении. Расчетлива, холодна. Внешне молчалива и нелюдима. В группе сверстников может проявить себя как зачинщица беспорядков либо агрессор. Хитра, недружелюбна.
Интеллектуальная сфера
Учится посредственно. Успешна в занятиях танцами и вокалом в условиях Центра помощи детям.
3. Структурные звенья самосознания
Имя
Виктория знает, что означает ее имя. Относится к своему имени спокойно, даже равнодушно.
Притязания на признание
Девочка притязает в своих проявлениях на успех среди сверстников. Нередко действует исподтишка. Среди девочек она негласный отрицательный лидер. Курит и выпивает. Предпочитает компанию подобных ей сверстников.
Притязает на успех у противоположного пола.
Собирается заниматься бизнесом.
Половая идентификация
Виктория интересуется мальчиками. Стремится их использовать в ситуациях озорных шалостей и всяческих проделок. Ведет половую жизнь.
Психологическое время личности
Подросток не думает о своем прошлом и будущем, живет сегодняшним днем.
Психологическое пространство прав и обязанностей
У Виктории нет понимания, что права не существуют без обязанностей. Реально не знает своих прав и обязанностей.
Анна Б., 14.03.2002 г.р. (16;4)
АНАМНЕЗ
Сведения о родителях:
Мать, Наталия Б., 1976 г.р., умерла в 2003 г. от врожденного порока сердца. Злоупотребляла алкоголем. Отец, Игорь Б., 1960 г.р. умер в 2011 г., причина смерти — передозировка наркотиков. Злоупотреблял алкоголем, трижды отбывал наказание (ст. 228 УК РФ — хранение, распространение наркотических средств).
Социальный статус: сирота.
Сведения о закреплении жилья: жилье закреплено. Получает пенсию по потере кормильцев.
Сведения о передвижении подростка:
После смерти матери (с 3 до 6 лет) воспитывалась у дедушки (отец матери). Семья благополучная. Дедушка скончался в 2008 г.
2008—2013 гг. — воспитывалась и проживала у тети (сестра матери). Семья асоциальная, взрослые злоупотребляли алкоголем. На момент проживания с тетей в семье находилось еще двое детей (3 и 1,5 лет). Со слов ребенка, в семье происходили постоянные застолья, драки. Во время конфликтов дети запирались в комнате. Некоторое время девочка спала с ножницами под подушкой. В 2013 г. органами опеки и попечительства ребенок был изъят из семьи.
2013 г. — была взята под опеку Е.Н. 1965 г.р. (учительница, работавшая в школе, где обучалась Анна, учила девочку выполнять акробатические элементы). Об опекуне девочка отзывается положительно, но указывает на непонятную для нее методику воспитания. О конфликтах не рассказывает. Вспоминает только, что однажды ее наказали, лишив празд-
нования дня рождения. Считает, что данное наказание не соответствовало проступку. В 2013 г. Е.Н. отказалась от обязанностей по опеке.
2013 г. — в течение трех месяцев воспитывалась в социальном приюте для детей, оставшихся без попечения родителей.
2013—2014 гг. — была взята под опеку сводным братом (со стороны отца), Андреем D., 1984 г.р. Семья полная. В доме происходили постоянные разборки, брат имел пристрастие к наркотикам. В 2014 г. Андрей D. отказался от опеки.
2014—2015 гг. — была взята под опеку О.В. 1976 г.р. Семья полная, в семье было пятеро детей (трое родных и двое приемных). Со слов Анны, приемная мать обвиняла ее в воровстве мелких предметов, жестоко избивала даже за мелкие проступки (своей вины девочка не признаёт). О происходившем вспоминает тяжело. После очередного инцидента опекун вызвала для девочки психиатрическую бригаду и полицию. Анна рассказала сотрудникам полиции о жестоком обращении с ней опекуна, после чего О.В. отказалась от опеки над ребенком.
09.12.2015 г. — поступила в Центр помощи детям.
Обучение: обучается в общеобразовательной школе. Окончила 9 класс. Учится на «хорошо» и «отлично».
На учете в психоневрологическом диспансере не состоит. Вредных привычек не имеет.
Здоровье: психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II (практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения).
Имеет заболевание: I42 — кардиомиопатия (поражение миокарда неизвестного происхождения с развитием увеличения размеров сердца, сердечной недостаточности и нарушением сердечного ритма и проводимости).
Увлечение: занимается в студии танца, вокалом в условиях Центра помощи детям.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Познавательные процессы
Восприятие, внимание
Прохождение А-теста ВИ.ЗИ.ЭС. с помехами показало замедление визуальной реакции и знаковой идентификации. Точность знаковой идентификации в обоих случаях равна нулю. Подросток эмоционален, девочку легко сбить с толку, восприятие преимущественно непроизвольное.
Анна умеет сосредоточиться на выполнении заданий, на интересующей ее теме, однако часто уходит в себя, подвержена эмоциональным перепадам настроения, которые снижают концентрацию внимания.
Память
Девочка считает, что обладает плохой кратковременной памятью, нередко не может вспомнить даже то, о чем только что говорила.
Мышление, воображение
Особенностей мышления и воображения не выявлено. Ни особых способностей, ни отклонений в мышлении и воображении Анна не проявила.
Речь, коммуникабельность
В общении Анна внешне открыта, приветлива, доброжелательна, легко идет на контакт. В беседе раскованна, общительна, словоохотлива, напориста, вопросами и жестами пытается привлечь к себе и удержать внимание. Поддерживает положительный эмоциональный тон в общении. С внешней легкостью рассказывает историю своей жизни. Травмирована отношениями с последним опекуном. Выражает доверие к собеседнику, но замыкается, когда разговор заходит о причине отказа опекуна.
2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы
Эмоциональная сфера
Эмоционально неустойчива, импульсивна. Характерна резкая смена эмоций. Низкий самоконтроль. Вспыльчива, но отходчива, первой делает шаги к примирению.
В процессе занятий подросток может проявлять усидчивость, включенность, желание понять, разобраться в проблеме. Девочка не стесняется задавать вопросы и выражать свое мнение.
У Анны заниженная самооценка: воспринимает себя как неудачливую личность. Винит себя в смерти мамы. (Мама умерла от врожденного порока сердца, когда девочке не было и двух лет.)
Эгоцентрична. В компании сверстников всеми силами стремится оказаться в центре внимания. Если чувствует, что интерес к ней угасает, начинает злиться, привлекает внимание суицидальными репликами типа «скорей бы я умерла», «если я умру, окружающим будет все равно».
В условиях социального окружения ее эмоциональное состояние и поведение амбивалентны.
Трудностей в социальной адаптации не испытывает, но при этом не испытывает и эмоциональной привязанности ни к сверстникам, ни к родственникам. При этом Анна способна к сопереживанию, может заражаться эмоциональным состоянием другого.
Интеллектуальная сфера
Учится на «хорошо» и «отлично». Успешна в занятиях танцами и вокалом.
3. Структурные звенья самосознания
Имя
Анна не относится ценностно к своему имени. Хотела бы сменить имя, так как оно, по ее мнению, несозвучно с фамилией и отчеством. Притязания на признание
Девочка притязает на принятие сверстниками и взрослыми. Внешняя открытость, эмоциональность располагают к ней людей.
Желает быть замеченной, для чего готова выкрасить волосы в зеленый или красный цвет. Понимает, что не найдет одобрения у взрослых, однако уверена, что не останется и равнодушных к ней.
Анна хочет проявить себя в профессии — мечтает поступить в колледж. Переживает, что ей запретили поступать, оставив в школе. Надеется добиться своей цели — выучиться на швею.
Половая идентификация
Девочку остро задевают негативные оценки ее внешности (сверстники называют ее за дефекты прикуса «бобр»). Как и большинство подростков, она чувствительна к словам, ранима, обидчива.
Анну волнуют ее внешние данные. Часто говорит, что окружающие считают ее некрасивой. Внешне она с ними согласна.
Психологическое время личности
Свое прошлое вспоминает как тяжелый этап жизни: забирали и отказывались от опеки над ней четыре раза! В настоящее время подросток думает о своей будущей профессии.
Психологическое пространство прав и обязанностей
Анна не понимает, что права без обязанностей не существуют. Реально не знает своих прав и обязанностей. В конфликтных ситуациях ведет себя своенравно и упрямо.
Мария О., 23.09.2002 г.р. (15; 10)
АНАМНЕЗ
Сведения о родителях:
Мать, Светлана О., 1969 г.р., в 2006—2011 гг. отбывала наказание (ст. 228 УК РФ — хранение, распространение наркотических средств), в 2014 г. умерла от передозировки наркотиков. Отец, Лев О., 1971 г.р., в 2003 г. осужден сроком на 24 года (ст. 105 УК РФ — убийство, убил друга, находясь в алкогольном опьянении), умер в 2013 г. в местах лишения свободы.
Социальный статус: сирота.
Сведения о закреплении жилья: жилье закреплено. Получает пенсию по потере кормильца.
Сведения о передвижении подростка:
01.04.2007 — поступила в Центр помощи детям по акту полиции о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка.
Обучение: обучается в общеобразовательной школе. Окончила 9 класс.
Учится на «хорошо» и «отлично».
На учете в психоневрологическом диспансере не состоит. Вредных привычек не имеет.
Здоровье: психических отклонений не выявлено.
Группа здоровья — II (практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфо-функциональные нарушения).
Имеет заболевание — 145.8 (нарушение ритма сердца, нарушение проводимости).
Экзогенно-конституциональное ожирение 1-й степени.
Увлечение: занимается в студии танца, увлекается вокалом в условиях Центра помощи детям.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Познавательные процессы
Восприятие, внимание
Мария импульсивна, ее восприятие и внимание легко сбиваются, рас-
сеиваются. Результаты А-теста ВИ.ЗИ.ЭС. показали ускорение визуальной реакции и знаковой идентификации при прохождении теста с помехами. Реакции подростка мобилизуются при дискомфорте, наличии препятствий.
Память
Отклонений в памяти не выявлено.
Мышление, воображение
Особенностей мышления и воображения не выявлено.
Речь, коммуникабельность
Мария коммуникативна, общительна, разговорчива. В общении эмоциональна, любит красочно описывать свою жизнь, обязательно давая при этом оценку людям, поступкам, событиям.
2. Личность: эмоциональная и интеллектуальная сферы Эмоциональная сфера
Мария эмоционально нестабильна. Импульсивна. Экстраверт. Безудержна в проявлении эмоций, обладает низким самоконтролем. Ярко выражает любые возникающие у нее эмоции, не стеснительна. Девочка получает материальную помощь от родственников, что возвышает ее в собственных глазах, а сверстницы демонстрируют лояльность и стремятся быть поближе. Это делает ее еще более развязной в поведении и, как она считает, дает право ни с кем не считаться. Может проявлять агрессию по отношению к сверстникам, легко возбудима, ревниво относится к тем, кто оттягивает внимание на себя. Конфликтна. Демонстративно независима. Громко разговаривает. Спонтанных эмоций не стесняется. Много говорит о себе, о своем отношении к происходящим с ней событиям.
Интеллектуальная сфера
Учится на «хорошо» и «отлично». Успешна в занятиях танцами и вокалом.
3. Структурные звенья самосознания
Имя
Мария воспринимает свое имя как должное, не задумываясь над тем, что оно означает.
Притязания на признание
Девочка притязает на то, чтобы быть принятой сверстниками и взрослыми. Внешне открыта, эмоциональна, харизматична. Постоянно жаждет быть в центре внимания.
Притязает на лидерство среди сверстниц в любых временных объединениях, будь то палата девочек в лагере, в Центре помощи детям, в школьном классе или в отряде.
Стремится привлечь внимание любой ценой. Агрессивна по отношению к «конкурентам», отвлекшим от нее внимание. Обладая плотным телосложением, способна применить силу.
Выраженно претендует на признание в танцах. Лидер танцевальной группы.
Стремится заполучить внимание представителей противоположного пола, встречается с мальчиком из родного города.
Половая идентификация
Марию волнуют вопросы половой идентификации. Подчеркивает свою сексуальность одеждой, макияжем. Из-за выраженной эмоциональности доминирует в отношениях со всеми сверстниками.
Психологическое время личности
Мария живет сегодняшним днем, прошлое вспоминает исключительно через типичное для сирот отношение к родителям, о которых вспоминает с теплотой. В будущем хочет стать успешной.
Психологическое пространство прав и обязанностей
Мария не имеет понятия о том, что права не существуют без обязанностей. Считает, что у нее есть права, но не понимает, что следует быть и обязанной. Ведет себя неподконтрольно, при этом стремится быть лидером среди сверстников, хочет оставаться на хорошем счету у взрослых (воспитателей и учителей).
Анна I.
22.09.2003 г.р. (15;10)
АНАМНЕЗ
Сведения о родителях:
Мать, Ирина I., 1969 г.р., 28.01.2008 г. постановлением суда лишена родительских прав (злоупотребление алкоголем). Отец, Василий I., 1967 г.р., умер в 2005 г. (причина смерти неизвестна). Имеет двух братьев: Артем I., 18.01.2002 г.р., находится в детском доме (стоит на учете в психоневрологическом диспансере, курит, злоупотребляет алкоголем), проходит обвиняемым по уголовному делу (ст. 166 УК РФ — угон транспортного средства); Вадим I., 27.06.1998 г.р., находится на постинтернатном сопровождении детского дома, обучается в училище (сварочное дело).
Социальный статус: ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Сведения о закреплении жилья: поставлена на жилищный учет. Получает пенсию по потере кормильца (мать уклоняется от выплаты алиментов).
Сведения о передвижении подростка:
20.05.2008 г. решением администрации р-на N. была помещена в детский дом.
07.09.2010 г. переведена в Центр помощи детям.
Обучение: обучается в общеобразовательной школе. Окончила 8 класс. Учится на «хорошо» и «удовлетворительно».
На учете в психоневрологическом диспансере не состоит. Имеет вредные привычки (табакокурение).
Здоровье: психических отклонений не выявлено. Группа здоровья — II (практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения).
Имеет заболевания: Н52.0 — гиперметропия слабой степени обоих глаз (дальнозоркость), Е34.3 — задержка физического развития.
Увлечение: занимается в студии танца, вокалом в условиях Центра помощи детям.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Восприятие, внимание
По сравнению со сверстниками из Центра помощи детям у Анны рассеянное внимание, ей сложно собраться с мыслями, сосредоточиться, включиться. Девочку легко сбить с мысли, с действия, она постоянно отвлекается, смеется со сверстниками, непроизвольно переключается на сиюминутные бытовые ситуации.
Результаты А-теста ВИ.ЗИ.ЭС. не показали изменений визуальной реакции, отмечено лишь незначительное ускорение знаковой идентификации при помехах. Точность попаданий равна нулю.
Память
Анна запоминает в основном то, что для нее значимо на текущий момент, и старается не запоминать ненужную, по ее мнению, информацию на беседах, занятиях, в том числе основополагающие определения.
Мышление
Девочка рассудительна в речи, но при этом скрытна и хитра. На этапе своего развития эти качества имеют тенденцию к асоциально направленному типу мышления.
Воображение
Особенностей воображения у подростка выявлено не было. Как и многие другие воспитанники Центра помощи детям, Анна ленится задумываться и представлять что-либо или не понимает, что от нее хотят.
Речь, коммуникабельность
В общении Анна скрытна, часто замыкается, неразговорчива, старается не отвечать либо вовсе уйти. Неприветлива, раздражительна. Не признается в совершении проступков, осуждает других ребят из Центра помощи детям, если они сознаются в совершенных деяниях. Несговорчива, недружелюбна. Коммуникацию с ней выстроить сложно. Однако после долгой адаптации к собеседнику, в доверительном общении с ним девочка оттаивает, раскрывается Она с теплотой рассказывает о своей семье, о проступках братьев, о любви к своим неблагополучным родителям.
Эмоциональная сфера
Эмоционально неустойчива, вспыльчива. Характерно преобладание отрицательных эмоций. На занятиях Анна смеется и перешептывается со сверстниками, негативно относится к привлечению ее к учебной деятельности. Общий эмоциональный фон и продуктивность общения зависят от ее настроения в конкретный момент. Если ей кто-нибудь или что-нибудь не нравится, говорит об этом не стесняясь. Конфликтна, своенравна, груба, бесцеремонна, сложно адаптируется. Подбивает других ребят на хулиганство. Когда у нее хорошее настроение, ничем не выделяется среди сверстников: спокойно решает поставленные ей задачи, не слишком охотно, но мирно общается с окружающими. При этом со сверстниками и взрослыми эмоционально холодна. Испытывает привязанность к семье. Ради семьи, как ей кажется, даже готова совершить преступление. Оправдывает проступки родных. Редко проявляет положительные эмоции, для чего необходимо произвести исключительное впечатление на
девочку. Только после этого она может, при колоссальной поддержке специалиста, начать раскрываться внутренне, внешне по-прежнему оставаясь холодной.
Интеллектуальная сфера
Учится удовлетворительно. На уроках часто отвлекается. Это влияет на ее обучение и отметки.
Самосознание
Анна относится к своему имени как к должному. Спокойно на него реагирует, как ценность не воспринимает. Почему ее так назвали родители, ей неинтересно, как и значение своего имени.
Особое отношение у подростка к своему телу. Анна невысокого роста, что, несомненно, волнует ее. Девочку часто воспринимают как более младшую, чем она есть на самом деле, что усугубляет ее негативное отношение к окружающим и к своему телу.
Притязание на признание
Эгоцентрична. В компании сверстников ведет себя своенравно, по отношению к взрослым для нее характерно демонстративно-протестное поведение. Подросток постоянно стремится показать свою независимость и взрослость.
Мечтает жить со своей семьей, которую любит, хочет уберечь братьев от тюрьмы и защищать их любыми, в том числе противозаконными, способами.
Половая идентификация
У Анны отмечается задержка физического развития, но физиологически она развита. Интерес к противоположному полу скрывает. Свои симпатии таит, с окружающими не делится. Встречается с мальчиком в родном городе.
Психологическое время личности
Подросток болезненно воспринимает разлуку с семьей в прошлом. Живет сегодняшним днем. О будущем старается не говорить.
Психологическое пространство прав и обязанностей
Девочка негативно воспринимает любые нормы и правила. Низкие рефлексивные способности, генотип и социальные условия подталкивают подростка на асоциальный путь. Своих обязанностей Анна не знает и не понимает. Нравственные нормы для нее не значимы.
Имя
Резюме
Девочки-подростки Центра помощи детям обладают типичными психологическими чертами
Казалось бы, разные истории, будь то отказ от опеки, перемещения по детским домам, оставление ребенка, лишение родителей прав и др., привели девочек к общей жизненной ситуации — они стали подопечными Центра помощи детям. Подростки обладают рядом типичных черт, свойственных детям, оставшимся без попечения родителей.
Трудности со стороны высших психических функций
Низкий
эмоциональный контроль девочек-подростков
Вредные привычки подростков
Типичные
особенности
содержания
структурных звеньев
самосознания
девочек-подростков,
лишенных
родительского
попечительства
Особенности отношения подростков к телу, гиподинамия
Амбивалентность притязаний на признание
Со стороны высших психических функций прослеживаются сложности, связанные с замедленностью восприятия, внимания, мышления. Как правило, подросткам трудно сосредоточиться, у них доминирует непроизвольное внимание. Они испытывают проблемы в мышлении: им сложно воспринимать информацию, размышлять и находить ответы на вопросы, решать обыденные проблемные ситуации. Несмотря на неплохие отметки в школе, девочки реально мало образованы, труднообучаемы.
Характерная черта эмоциональной сферы подростков — проблема контроля над своими эмоциями. Сниженный уровень самоконтроля влияет на количество конфликтов среди сверстников. Наблюдается амбивалентность поведения: дети внешне открыты, но внутренне отчуждены. Они не выражают эмоциональной привязанности друг к другу или к взрослым. Им свойственны максимализм и «детскость». При этом типична общая позиция подростков, лишенных родительского попечительства: каждая девочка испытывает теплые чувства к своим родным, особенно к маме.
В числе негативных проявлений — ранняя алкоголизация, курение, употребление иных психоактивных веществ, раннее начало половой жизни, мелкое хулиганство и иные асоциальные проявления девочек-подростков, что позволяет отнести их к делинквентам. Следует специально отметить низкие рефлексивные способности в сочетании со слабым развитием общей культуры.
Имя. Выявлено отсутствие ценностного отношения к своему имени и к его значению у большинства девочек-подростков. В индивидуальной истории для девочек нивелировалась ценность имени. Низкие рефлексивные способности и отсутствие внутренней позиции тормозят развитие личности. Из всех девочек, психологические портреты которых приведены в данной статье, только Серафима имеет представление о значении своего имени.
Тело. У части девочек выявлена гиподинамия. Мышечные реакции заторможены. У некоторых подростков наблюдается задержка физического развития, однако физиологически все развиты. При низких рефлексивных способностях девочки-подростки обращаются к принятию своего тела в рамках половой идентификации. Подростки гиподинамичны, сутулы, некоторые имеют склонность к ожирению, мускулатура неразвита.
У девочек-подростков отмечается сниженный уровень притязаний. Часть из них не притязает ни на что, они не имеют выраженных целей, амбиций, равнодуш-
Особенности половой идентификации
Особенности
психологического
времени личности
Проблемы в социально-нормативном пространстве личности
ны, отчуждены от окружающего мира. Основные проблемы в обыденной жизни связаны с текущим обучением, межличностными противоречиями. Подростки не задумываются о жизненном предназначении, о том, кем они будут. Выраженные притязания отсутствуют.
Другая часть подростков обнаруживает компенсаторные неадекватные сверхпритязания, самонадеянность, уверенность в безнаказанности своего поведения. Подросткам часто свойственны максималистские амбиции. Основное отличие выражено в асоциальной направленности некоторых девочек-подростков, в стремлении стать отрицательным лидером, найти подходящую компанию, чтобы самоутвердиться через аморальность. Это проявляется в асоциальном поведении, стойком неприятии контроля, в отсутствии нравственного сознания таких подростков. Самоутверждение в среде сверстников проходит у таких подростков, как правило, через агрессию. О будущем не задумываются вовсе.
Девочки, лишенные родительского попечительства, рано вступают в половые отношения. У них явно выражен интерес к данной сфере. Половые связи удовлетворяют потребность подростков казаться взрослыми и иметь авторитет среди сверстников. Низкие рефлексивные способности и недостаток воспитания провоцируют девочек на потакание инстинктивным влечениям. Физиологическое развитие и половое созревание при отсутствии целомудрия, потребность девочек в любви другими людьми и реальное одиночество подталкивают их к раннему вступлению в половую жизнь.
Психологическое прошлое у девочек, лишенных родительского попечительства, проявляет себя через призму негативного опыта предыдущих этапов жизни — переживаний разрыва отношений с биологическими родителями, с опекунами. Реально подростки живут в настоящем, вынужденно заняты текущей учебной деятельностью и внешними обыденными отношениями со сверстниками. Относительно будущего у девочек-подростков наблюдается неопределенность в выборе профессии. Они не знают и не хотят думать о том, что они будут делать после выхода из детского учреждения.
О социально-нормативном пространстве личности подростки знают немного. Многие реально не знают своих прав и обязанностей. Отношение к нормативным порядкам формально. Девочки-подростки не готовы считаться с правилами и высоконравственными ориентирами, они плохо понимают, за что их могут наказать. Выход за пределы нормы обычно сопряжен для них с
интересом, азартом, куражом. Нормативные установки воспринимаются ими не как правила, в которых должна реализоваться обыденная жизнь взрослого человека, а как ущемляющие их ограничения.
Резюме Самосознание девочек-подростков, лишенных роди-
тельского попечительства, оказывается весьма отклоненным от самосознания сверстниц, воспитываемых в благоприятных условиях биологически здоровой семьи.
Оказание психологической помощи и поддержки в условиях профильной смены ВДЦ «Орлёнок» было сверхзадачей ученых, аспирантов и стажеров кафедры психологии развития личности факультета педагогики и психологии МПГУ.
1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 5-е изд., испр. и доп. — М., 2017.
2. Мухина В.С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста и стигматизация личности в подростковой среде // Развитие личности. - 2000. - № 3-4. - С. 157-190.
3. Мухина В.С., Проценко Л.М. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических ини-циаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2001. - № 2. - С. 27-51.
4. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. - 2-е изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.
5. Мухина В.С. Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений // Развитие личности. - 1999. - № 3. - С. 4-14.
6. Мухина В.С. А-тест ВИ.ЗИ.ЭС. // Развитие личности. - 1999. - № 1. - С. 4-19.
7. Мухина В.С., Ершов А.В., Басюк В.С. Экспериментальное исследование феноменологической связи тела и психики: на материале изучения подростков посредством испытаний А-тестом ВИ.ЗИ.ЭС. // Развитие личности. - 2011. - № 3. - С. 178-201.
REFERENCES
1. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'terna-tivnyj vzglyad. Sistemnyj podkhod. Innovatsionnye aspe-kty). 5th ed., corrected and augmented. Moscow, 2017 (in Russian).
2. Mukhina V.S. Initsiatsii podrostkov vo vremen-nykh ob'edineniyakh kak uslovie lichnostnogo rosta i stig-
matizatsiya lichnosti v podrostkovoj srede. Razvitie lichnosti, 2000, no. 3-4, pp. 157-190 (in Russian).
3. Mukhina V.S., Protsenko L.M. Razvitie lichnosti podrostka v usloviyakh sotsial'no-psikhologicheskikh init-siatsij vo vremennykh ob'edineniyakh. Razvitie lichnosti, 2001, no. 2, pp. 27-51 (in Russian).
4. Mukhina V.S. Otchuzhdennye: Absolyut otchuzh-deniya. 2nd ed. Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra Publ., 2010 (in Russian).
5. Mukhina V.S. Osnovy vospitaniya i razvitiya lichnosti podrostka v usloviyakh vremennykh ob»edinenij. Razvitie lichnosti, 1999, no. 3, pp. 4-14 (in Russian).
6. Mukhina V.S. A-test VI.ZI.ES. Razvitie lichnosti, 1999, no. 1, pp. 4-19 (in Russian).
7. Mukhina V.S., Ershov A.V., Basyuk V.S. Eksperi-mental'noe issledovanie fenomenologicheskoj svyazi tela i psikhiki: na materiale izucheniya podrostkov posredstvom ispytanij A-testom VI.ZI.ES. Razvitie lichnosti, 2011, no. 3, pp. 178-201 (in Russian).