Елена Уманская
ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ В.С. МУХИНОЙ В ОПЫТЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ
Аннотация. Анализируется специфика наполнения структурных звеньев самосознания депривированных подростков в контексте концепции В.С. Мухиной «Феноменологияразвития и бытия личности».
Ключевые слова: личность; условия депривации; структурные звенья самосознания.
Abstract. Specific character of self-consciousness of deprived adolescents in the context of V.S. Mukhina "Phenomenology of person's development and being" conception is analyzed.
Keywords: personality; conditions of deprivation; structure elements of self-consciousness.
Структура
самосознания
личности
Методологической основой исследований психологических особенностей развития личности в условиях депривации являются идеи В.С. Мухиной.
Исходя из идей философов и ученых В.С. Мухина построила принципиально новую концепцию о феноменологии развития и бытия личности, где самосознание личности понимается как «универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологически значимая структура, присущая каждому социализированному индивиду, состоящая из пяти звеньев (имя, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время, психологическое пространство личности), которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру» [1]. Согласно этой концепции, феноменологическая сущность бытия человека отражается в двух ипостасях — как социальная единица и как уникальная личность: здесь речь идет о феномене двоичной сущности человека. Личность представляет собой социальную составляющую, которая развивается благодаря присвоению материальной и духовной культуры общества как «индивидуальное бытие общественных отношений» [Там же, с. 496]. Условия развития играют
Развитие в условиях депривации
Две ипостаси проявления человека в мире
Специфика самосознания депривированных подростков
существенную роль в становлении индивида: они определяют личность, а также характер аффективного отношения человека к действительности.
Условия депривации искажают естественный ход развития, и процесс социализации оказывается нарушен. Депривирующие условия влияют на эмоциональное состояние ребенка (чувство одиночества, ощущение ничейности, ненужности, повышенная агрессивность, отчуждение от других и др.), на осмысление и понимание им своего эмоционального состояния и эмоций окружающих.
Необходимым источником благополучного развития, базой для успешной социализации и личностного становления ребенка являются: атмосфера приятия, эмоционального тепла, близкие родственные отношения, качество сенсорных влияний и внешних впечатлений, эталоны фемининности и маскулинности в образе родителей или лиц, их заменяющих. Жизнь в учреждении интернатного типа не может предоставить адекватной наполненности условий бытия и развития.
Поскольку человек может проявлять себя в двух ипостасях — как уникальная личность и как социальная единица, то условия депривации неумолимо влияют на обе эти потенциальные человеческие возможности. Подростки, воспитывающиеся в детских домах, чаще всего склонны к иждивенческой позиции и подвержены желанию быть «как все», подчас нивелируют присущие им притязания на признание, на уникальность. Это обусловлено жизнью в атмосфере скученности.
Социальная ситуация развития обусловливает в определенной степени образ жизни ребенка, его социальное бытие. В результате усвоения ребенком нравственных норм и правил, социальных ценностей и моделей поведения он приобретает систему мер и эталонов ценностей, которые при определенных условиях становятся «внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения» [2, с. 47].
Структура самосознания личности, «предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы — той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность» [3, с. 122]. В процессе онтогенеза происходит наполнение структурных звеньев самосознания знаками, возникшими в процессе исторически обусловленной реальности существования человека. Однако присвоение различных значений и смыслов культурных знаков у каждого человека происходит
Первое звено структуры самосознания -собственное
Психологическое значение имени
по-своему. В результате в сознании каждого человека репрезентируются объективно-субъективные реальности природы, предметного мира, образно-знаковых систем, социально-нормативного пространства. Важно добавить, что, по мнению В.С. Мухиной, «самосознание предполагает рефлексию на место человека в природе, в предметном мире, в мире образно-знаковых систем и в социально-нормативном пространстве» [1, с. 495].
Рассмотрим специфику самосознания депривированных подростков в русле идеи В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания.
В качестве первого звена структуры самосознания В.С. Мухина выделяет имя собственное. При этом имя человека идентифицируется с телом человека и его внутренним духовным наполнением. На всех этапах онтогенетического развития «это звено самосознания прорастает сложными интегративными связями и определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признание, в особенностях половой идентификации, в характере построения жизненных перспектив, а также в системе прав и обязанностей» [3, с. 123].
В условиях детского дома у подростков наблюдается депривация имени как со стороны сверстников, так и взрослых (обесценивание имени ребенка, обращение к нему по фамилии или по прозвищу). Такое отношение лишает ребенка уверенности в себе, у него снижается доверие к взрослому и сверстникам. В такой ситуации не устанавливается доверительное взаимодействие, не происходит накопление ребенком положительных эмоций, связанных с уважительным отношением. У ребенка не формируется необходимое ценностное отношение к самому себе, что является фактором, осложняющим социальную адаптацию и социализацию.
Психологическое значение имени заключается в том, что оно становится тем «кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность» [Там же, с. 124]. На определенном этапе онтогенеза имя соединяется с личным местоимением «Я», которое человек также использует для обозначения самого себя. Кроме того, следует отметить, что благодаря имени ребенок приобретает возможность представлять себя в социуме уже как обособленного, уникального индивида.
Специфические особенности самосознания личности ребенка-сироты состоят в том, что зачастую воспитанники детского дома не знают и не воспринимают себя как личность. Направленность детей на удовлетво-
имя
Второе звено структуры самосознания -притязание на признание
Последствия депривации притязания на признание
Внешние проявления отрицательных эмоций
рение потребности в получении внимания взрослого, на признание при высокой конкуренции, отсутствии материнской безусловной любви, нивелировании индивидуальности приводит к тенденции «растворения» личности, потери ядра «Я». Часто дети не знают, кто они. Можно услышать: «Я еще не родился»; «Я — никто»; «Я — инопланетянин». Дети называют себя по фамилии, говорят о себе в третьем лице.
Второе звено самосознания, согласно В.С. Мухиной, — притязание на признание. Притязание на признание заключается в предъявлении человеком своих притязаний на общественное уважение со стороны окружающих людей. В онтогенезе потребность в признании формируется благодаря положительному отношению взрослого к проявлениям ребенка. Ребенок с раннего возраста уже понимает, что поступки делятся на хорошие и плохие, и, поскольку то хорошее, что делает ребенок, положительно эмоционально поощряется, он начинает учиться делать то, что вызывает одобрение окружающих. При этом ребенком также усваивается положительная самооценка — «Я хороший».
У подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, наблюдается депривация данного структурного звена. Депривация реализации притязаний на признание возникает вследствие частого порицания, неодобрения действий подростков со стороны воспитателей, а также сверстников. Депривация приводит к эмоциональному напряжению, к развитию таких негативных образований, как неуверенность в себе, пассивность, ложь, конформность.
Однако в отличие от подростков, воспитывающихся в семье и проявляющих в основном недовольство своими личностными особенностями, для депривированных их сверстников характерна крайняя степень уничижения и самообвинения, проявляющаяся в таких высказываниях, как: «Я — псих»; «Я — дебил»; «Я ненормальный»; «Я — дурачье»; «Я дикий»; «Я — лох»; «Я тупой»; «Я — ошибка родителей».
Вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, ориентируются на признание в своей среде через физическую силу, агрессию и асоциальные формы поведения.
Снижение доверия к миру и неумение общаться — благоприятная почва для закрепления агрессивных и враждебных форм поведения. В сравнении с подростками из семей, которым чаще свойственны вербальная агрессия и негативизм, у депривированных подростков
Третье звено структуры самосознания — половая идентификация
Депривация
со стороны половой
тождественности
Особенности
понимания
подростками
мужественности/
женственности
с большей степенью выраженности обнаруживаются обида и подозрительность. Такая особенность проявления агрессии и негативизма объяснима условиями их воспитания в интернатных учреждениях: дисциплина и постоянный контроль сдерживают внешние проявления отрицательных эмоций подростков.
Проведенные исследования показали, что ни у кого из депривированных подростков не проявилась такая тенденция, как притязание на личностный рост, в отличие от детей, воспитывающихся в семье.
Третье звено структуры самосознания — половая идентификация. Это звено включает в себя ценностные ориентации человека на свой пол, его социальную роль, сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом планах.
В.С. Мухина отмечает, что осознание собственной половой идентификации имеет наиважнейшее значение для развития человека: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках культуры своего этноса, страны определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности.
У подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, наблюдается депривация со стороны их половой тождественности. Отрицательные последствия воспитания детей вне семьи проявляются также в том, что у них создаются неполные и нечеткие представления о мужчинах и женщинах, понимании их роли и функций в семейной жизни.
Следует отметить, что чем раньше дети остаются без попечения родителей или иных значимых близких и поступают в детские дома, тем чаще проявляются у них деформации полового самосознания.
Осознание и переживание подростком своей половой идентичности предполагает наличие у него определенных эталонов, то есть представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности мужчин и женщин. Однако в условиях интерната невозможно создать механизм идентификации, полностью повторяющий семейную идентификацию. Воспитатель в данных условиях не становится «источником жизненного смысла» для самого ребенка.
В отличие от сверстников из семей, понимание мужественности/женственности которых характеризуется широким спектром ролей, выполняемых лицами разного пола (мама, дочь, сестра, подруга, отец, сын,
Зона критики у депривированных воспитанников детского дома
Высказывания детей-сирот отличаются от высказываний сверстников из семей
брат и т.д.), в представлениях воспитанников интернатных учреждений отчетливо выделяются два полярных образа маскулинности-фемининности: положительный и отрицательный, и их содержание отлично от образов мужчины и женщины, сформировавшихся у детей из семей. Подростки из семей видят мужчин и женщин образованными, деловыми, наделенными разнообразными интересами, сильными, красивыми, модно одетыми, любящими близких и заботящимися о них. В их отрицательных представлениях высвечивается определенный круг проблем: невыполнение домашних обязанностей, злоупотребление алкоголем, курение, грубость, жестокость, бедность интересов, отсутствие увлечений и др. Отрицательные характеристики не являются доминирующими в высказываниях.
Депривированные воспитанники детского дома, наоборот, чаще раскрывают свое понимание мужчины и женщины с помощью негативных характеристик. В «зону критики» депривированных подростков вошли алкоголизм родителей, невыполнение родительских обязанностей, грубое и жестокое обращение с детьми, тунеядство и многое другое. Например, встречаются следующие высказывания: «Не хочу, чтобы били детей, чтобы они голодали». Диапазон положительных качеств мужчин и женщин недостаточно широк и охватывает в основном сферу взаимоотношений мужчины и женщины, родителя и ребенка. Сироты отмечают: «Родители должны любить своих детей»; «Мужчины не должны распускать руки»; «Хотелось, чтобы люди были добрые и честные». Высказывания детей-сирот отличаются от высказываний сверстников из семей низкими требованиями к трудовым умениям и деловым качествам мужчин и женщин, их интересам, способностям, увлечениям и многому другому.
Содержание других высказываний наполнено позитивными переживаниями и верой в свершение представлений: «Семья должна быть дружной, чтобы никто й ни с кем не ругался, все дела делали вместе, была большая квартира, куда могли бы приходить друзья, муж готовил бы для детей разные вкусности, дарил жене цветы и во всем помогал ей» или «Мне нужен добрый и красивый муж, чтобы деньги в дом приносил, покупал все, что захочу, дети были бы послушные». Бедный и неблагополучный опыт жизни с родителями находит отражение в том, что подростки неполно и нечетко представляют функции мужчины и женщины в семье. Большинство депривированных подростков считают: «Муж-
Гендерную
идентичность
депривированных
подростков можно
охарактеризовать
как
несформированную
Подростки с несформированной гендерной идентичностью демонстрируют неготовность к самостоятельной жизни
Значение гендерной идентичности у подростков
чина должен зарабатывать деньги, а женщина делать все по дому: стирать, готовить, детей воспитывать». Мало кто задумывается о совместном воспитании детей и проведении досуга, о поддержке друг друга в трудные периоды жизни. Хотя эти желания воспитанников реалистичны и раскрывают позиции подростков в отношении выполнения супругами брачно-семейных функций, вследствие крайне ограниченного позитивного опыта жизни в семье сложившиеся представления очень конкретны и сосредоточены вокруг узкобытовых проблем. Во многих высказываниях идеализированы образы мужа, отца, жены и матери.
Гендерную идентичность депривированных подростков можно охарактеризовать как несформирован-ную. Несформированная гендерная идентичность характеризуется не только демонстрацией депривиро-ванными подростками черт противоположного пола, но и размытостью или отсутствием образа тела, несформи-рованностью осознания различий в характере и поведении мужчин и женщин, а также недостаточностью способов выражения этих различий. Мальчики с чертами личности, не соответствующими их полу (их больше, чем девочек), отличаются застенчивостью, нерешительностью, эмоциональной лабильностью, эмпатией и добротой, слабой способностью к применению физической силы, даже при необходимости, и другими фемининными особенностями. Девочки, наоборот, ярко проявляют несдержанность, настойчивость, твердость, стремление к лидерству и жестокость.
Подростки с несформированной гендерной идентичностью демонстрируют низкий или очень низкий уровень готовности к самостоятельной жизни и деятельности в обществе. При низкой социальной готовности у этих подростков низкий уровень сознательности. Они редко соблюдают нормы поведения, плохо ориентируются в жизненных ситуациях, отличаются низким или очень низким уровнем профессиональной ориентированности, умения общаться в стандартных ситуациях, межличностной коммуникабельности и способности организовывать досуговую деятельность. В связи с этим у них в будущем может быть затруднено установление контактов со сверстниками своего и противоположного пола, профессиональное самоопределение, становление семейных отношений.
Для воспитанников детского дома в большей степени характерно указание на гендерные роли, тогда как для подростков из семей — на выраженность профессио-
Четвертое звено
структуры
самосознания
Сравнение психологического времени личности подростков
Временная
перспектива
подростков
нальной ориентации. Возможно, это объясняется тем, что для подростков в условиях депривации более значимым является признание их гендерной идентичности, в то время как для их ровесников, растущих в семье, большее значение в качестве признания в обществе имеет профессиональная состоятельность, проявляющаяся в том, что уже в этом возрасте подростки начинают выражать свою профессиональную ориентацию.
Психологическое время личности — четвертое звено структуры самосознания. Способность человека соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем — одно из важнейших позитивных образований развивающейся личности.
В.С. Мухина пишет: «Построение в самосознании собственной картины жизненного пути для человека чрезвычайно важно. Эта картина может быть построена в случае развитой способности к рефлексивной деятельности — аналитической способности к соотнесению своего прошлого, настоящего и будущего со своими возможностями, целями и ценностными ориен-тациями» [4, с. 214].
У детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдается депривация ценностного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему. В таких условиях формируется человек без ответственного отношения к собственному времени жизни. По мнению В.С. Мухиной, «отсутствие структурированного прошлого в истории развивающегося человека и неопределенность перспективы жизни... разрушает внутренний статус личности» [3, с. 124]. У детей из детских домов были выделены взаимосвязи на уровне значимости с ретроспективной рефлексией, обращенной на прошлое (это объясняется специфическим отношением детей к прошлому, сформированным в условиях депривации, и общим искажением такого звена сознания, как психологическое время личности).
Сравнивая психологическое время личности депри-вированных подростков и подростков из семей, можно отметить, что у воспитанников детских домов преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего (просмотр фильма, посещение спортивной секции, выполнение контрольной работы). Для подростков из семей характерно большое количество мотивов, реализация которых связана с конкретными планами и часто с четкими временными рамками.
Временная перспектива депривированных подростков недостаточно простроена, представлена в виде желания счастья, успеха и не отражается в конкретных целях.
Пятое звено
структуры
самосознания
Ориентация в социальном пространстве у подростков
Таким образом, мотивы отдаленной перспективы у депривированных подростков оказываются практически не выраженными. Прошлое всегда присутствует в жизни детей из семей в альбомах фотографий, в интерьере квартиры, семейных традициях, разговорах с близкими. У воспитанников детских домов обычно скупые воспоминания о семье, при ее идеализации прошлое у них представлено негативными переживаниями, негативной оценкой большинства событий. Отсутствие четких представлений о своем прошлом препятствует становлению перспективы будущего. Временная перспектива депри-вированных подростков нереалистична, будущее ими мало осознается. У воспитанников интернатных учреждений не развивается ответственное отношение к времени собственной жизни. Депривированные подростки воспринимают свою жизнь, свое будущее как неизбежность, на которую у них нет возможности влиять, и перекладывают ответственность на других людей или на судьбу. Иждивенческая позиция снижает осознанность и чувство ответственности за свои действия. Депривированные дети больше живут настоящим. При этом у них слабо выражена осознанность, осмысленность настоящей жизни. Они не имеют четких целей и намерений, которые придают жизни направленность. Их характеризует отсутствие стремления к успеху, они ориентированы на удовольствия и получение наслаждения.
Пятое звено структуры самосознания — социальное пространство личности, которое отражает принятую человеком сферу прав и обязанностей. Социальное пространство ребенок осваивает постепенно, через желание реализовать свои притязания на признание. Ребенок, стараясь заслужить одобрение окружающих, усваивает ценностное отношение к долженствованию, к тому, что «надо», к нравственным нормам. Изначально права и обязанности для ребенка психологически отчуждены от его личности, существуют вне его. И только в отрочестве стремление к рефлексии на свой внутренний мир и потребность осознать свое место в социуме пробуждают у некоторых подростков желание быть правильно ориентированным в системе прав и обязанностей.
Нахождение в условиях депривации приводит к тому, что подростки слабо ориентируются в социальном пространстве, не обладают знаниями о своих правах и обязанностях, у них не формируются категории долженствования. Во многих ситуациях такие дети остаются инфантильными, избегают самостоятельности и принятия ответственности на себя.
Ценностные ориентации
Особенности ценностей депривированных подростков
Сравнение
показателей
выраженности
конкретных
и абстрактных
ценностей
Согласно концепции В.С. Мухиной, содержательной единицей анализа структуры самосознания являются ценностные ориентации, которые начинают формироваться уже с ранних этапов онтогенеза и наполняют ее звенья. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей.
Ценностные ориентации определяют структуру самосознания отдельного человека. Они проявляют себя в обыденной жизни как в традиционном для человека социуме, так и вовне, за пределами своего этноса и государства. В.С. Мухина полагает: «Внутренняя позиция личности отражает ценностные ориентации, концентрируемые через контекст всех звеньев структуры самосознания, а также через индивидуальное понимание общественных отношений людей и своего места в этих отношениях» [1, с. 831].
Ценностные ориентации депривированного подростка также существенно отличаются от ценностных ориентаций его сверстника из семьи. За низким уровнем развития способности ценностного выбора стоит узкий кругозор, недостаточное развитие логического мышления и речи, сужение социального круга общения. Низким уровнем развития способности к осмыслению содержания нравственных категорий, искажением процесса становления системы ценностей во многом объясняются негативные проявления неосознанного ситуативного реагирования, которое при определенных условиях выступает переходным к асоциальному и делинквентному поведению.
При сравнении показателей выраженности конкретных или абстрактных ценностей обнаружено, что у большинства депривированных подростков преобладают конкретные ценности. Возможно, это объясняется тем, что такие подростки чувствуют себя достаточно неуверенно, они не знают, что будет с ними дальше, когда они покинут детский дом. И в связи с этим для них становятся значимыми те конкретные ценности, которые помогают преуспеть в жизни и занять определенное общественное положение.
Депривированные подростки наиболее важными для себя считают материальные ценности. Лишь некоторые из них ориентированы на труд. Следствием недостаточной глубины и осмысленности понимания ряда наиболее распространенных нравственных категорий выступает низкий уровень развития механизма дифференциации — выделения наиболее и наименее значи-
Выраженность
тенденции
«здоровье»
Преобладание
у депривированных
подростков
ориентаций
на ценности личной
жизни
Влияние возможности проживать в собственной семье
мых ценностей Особенно это касается таких высших ценностей, как совесть, порядочность, долг, ответственность. Если сложные категории депривированные подростки часто не способны как-то трактовать, то понимание простых категорий у них отличается конкретностью и связанностью с ситуацией.
Представляется необходимым проанализировать выраженность тенденции «здоровье», выявленную у депривированных подростков. В подростковом возрасте, как известно, особое значение имеет признание подростка в среде своих сверстников. Однако признание в той социальной среде, в которой находятся депривиро-ванные подростки, происходит иначе, чем у школьников, растущих в семье. Чаще всего воспитанники интернатных учреждений ориентируются на признание в своей среде через физическую силу и агрессию. Естественно, для того чтобы обладать хорошей физической формой и силой, необходимо прикладывать усилия и заниматься спортом.
Преобладание у депривированных подростков ори-ентаций на ценности личной жизни, в частности счастливой семейной жизни, также достаточно очевидно. Одной из самых сложных и актуальных для них проблем является отсутствие семьи, и поэтому неудивительно, что для таких подростков в наибольшей степени важна личная жизнь и возможность счастливой семейной жизни.
Несмотря на то что в ответах депривированных подростков, в отличие от их сверстников, растущих в семье, преобладает выбор такой категории, как кровные связи (семейные роли, узы), никто из них не проявляет ценностного отношения к семейным и родовым корням. Только в ответах подростков, воспитывающихся в семье, содержится указание на ценностное отношение к семейным и родовым корням: «Я потомок славного графа»; «Я благодарен своей семье за поддержку»; «Благодаря матери я хорошо воспитан». Возможно, данное обстоятельство связано с тем, что для подростков, находящихся в условиях депривации, кровные связи имеют огромное значение в силу того, что они лишены возможности проживать в собственной семье и взаимодействовать со всеми ее членами. Кроме того, из-за невозможности ощущать себя представителем такой общности, как семья, являющейся носителем определенной системы ценности и моделей поведения, у таких подростков не формируется ценностное отношение к семейным и родовым корням.
Преобладание у депривированных подростков ценностей дела
Доминирующие тенденции у депривированных подростков
Развитие саморегуляции у подростков
Особенности развития эмпатии и рефлексии
Преобладание у депривированных подростков ценностей дела над этическими ценностями и ценностями общения может быть, на наш взгляд, связано и с тем, что для достижения определенного общественного положения и более уверенного самоощущения им требуются такие качества, как аккуратность, исполнительность и т.д. В таком случае этические ценности и ценности общения отходят на второй план.
Выраженность у депривированных подростков в большей степени конформистских ценностей также, на наш взгляд, достаточно очевидна. Специалистами, занимающимися исследованием особенностей развития детей в условиях депривации, неоднократно подчеркивалось, что для таких детей характерно не явное противопоставление себя окружающим (как это свойственно подросткам из семьи), а, наоборот, приспособление к сложившейся ситуации, необходимость внешнего контроля над своими действиями.
При этом доминирующие тенденции у депривирован-ных подростков — образованность и самоконтроль. Можно предположить, что проявление таких тенденций связано с особенностями той среды, в которой воспитываются и развиваются подростки. Воспитатели постоянно акцентируют внимание на том, что достичь определенных успехов можно, только получив образование, иначе их ждет незавидная участь (возможно, как получилось у их родителей). Кроме того, воспитатели хотят, чтобы дети были послушными и воспитанными. И дети вынуждены учиться контролировать себя, чтобы не получить лишнего порицания.
Развитие саморегуляции и регуляции взаимоотношений не связано с условиями среды и одинаково слабо проявляется как у детей из семей, так и у депривиро-ванных подростков, что может быть связано с психологическими особенностями протекания этого возрастного периода. Это объясняется специфическими особенностями данного возраста: высокой конфликтностью, про-тестными поступками, бунтом, несдержанностью, негативизмом, упрямством и др. Все это усложняет возможности установления контакта, в особенности со взрослыми; приводит к проблемам в межличностном общении, к отсутствию оптимальной регуляции собственного поведения и понимания, как следует поступить в той или иной ситуации для гармонизации взаимоотношений.
Однако наибольшую деформацию в условиях депри-вации претерпевают эмпатия и рефлексия.
Результаты многочисленных исследований продемонстрировали, что в целом для депривированных под-
Депривированные подростки избегают погруженности во внутренний мир
ростков характерен низкий уровень рефлексии. Они не проявляют ценностного отношения к своим социальным ролям, ограничиваясь лишь указанием на них и не раскрывая их сущностного наполнения. Подростки, как правило, ограничиваются только перечислением личностно значимых качеств. Маргинализация и ее проявления, по нашему мнению, являются следствием высокого уровня негативизма, проявляющегося в оппозиционировании себя обществу через социальные качества, не связанные с взаимодействием с другими, в неудовлетворенности личностными особенностями, в отсутствии веры в собственную самодостаточность, в низком уровне рефлексии.
Депривированные подростки избегают глубокой погруженности в свой внутренний мир, в свои ценностные ориентации, в самого себя. Такие подростки в большинстве своем описывают себя как «субъекта, принадлежащего к конкретной общности» [6, с. 117], социальную единицу, но не выделяют свои сущностные особенности, не проявляют себя как уникальную личность. Особенности в иерархии ценностных ориентаций объясняются у депривированных подростков спецификой той среды, той общности, в которой они находятся.
1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационный аспект). — 5-е изд., испр. и доп.— М., 2017.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2010.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 14-е изд., перераб. и доп. — М., 2015.
4. Мухина В.С. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов. — М., 1991.
5. Мухина В.С. Феноменология бытия и развития личности. — М.; Воронеж, 1999.
6. Мухина В.С. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?»: возвращение к обоснованию установок, обращенных к реципиенту, и требования к анализу типов рефлексий на себя // Развитие личности. — 2008. — № 4. — С.116-129.
REFERENCES
1. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'ternativnyj vzglyad. Sistemnyj podkhod. Innovatsion-nyj aspekt). 5th ed. Moscow, 2017 (in Russian).
2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow, 2010 (in Russian).
3. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya. Fenome-nologiya razvitiya. 14th ed. Moscow, 2015 (in Russian).
4. Mukhina V.S. Lishennye roditel'skogopopechitel'st-va. Moscow, 1991 (in Russian).
5. Mukhina V.S. Fenomenologiya bytiya i razvitiya lichnosti. Moscow; Voronezh, 1999 (in Russian).
6. Mukhina V.S. Refleksivnyj test-samootchet "Kto ya?": vozvrashchenie k obosnovaniyu ustanovok, obrash-chennykh k retsipientu, i trebovaniya k analizu tipov refleksij na sebya. In: Razvitie lichnosti, 2008, no. 4, pp. 116-129 (in Russian).
153
№ 1 - 2018