Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков'

Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1707
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / ADDICTIVE BEHAVIOR / AUTO-AGGRESSIVE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина Н.В.

На основе изучения литературы и обобщения опыта работы с подростками, проявляющими признаки девиантного поведения, рассматриваются факторы, обуславливающие первопричину такового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR TEENAGERS

Based on the study of literature and summarize the experience of working with adolescents showing signs of deviant behavior, the factors causing the root cause of such behavior are considered.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков»

Воспитание и социализация личности

УДК 376.5 Н. В. Калинина, аспирантка кафедры теорети-

ческой и прикладной психологии Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), г. Челябинск, e-mail: lightt-n@mail.ru

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

На основе изучения литературы и обобщения опыта работы с подростками, проявляющими признаки девиантного поведения, рассматриваются факторы, обуславливающие первопричину такового.

Ключевые слова: девиантное поведение, аддиктивное поведение, аутоагрессивное поведение.

Работу по изучению обозначенной проблемы нами было решено начать с определения психологических методик, наиболее эффективно помогающих выявить основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения в подростковом возрасте. В ходе работы использовались такие методики, как:

- «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) по А. Е. Личко;

- «Уровень субъективного контроля» Д. Роттера (в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Го -лынкиной, А. М. Эткинда);

- «Подростки о родителях» (модификация «ADOR» Шафера);

- автоматизированные программы психологического сопровождения НПФ «Амалтея» (2008 г., г. Санкт-Петербург), психологические блоки «Личностные отклонения подросткового возраста», «Родительско-детские отношения» [1];

- анкета (Н. В. Калинина).

Исследование проводилось на протяжении

пяти лет, в нем приняли участие 250 подростков из различных учебных учреждений: 71 обучающийся профессиональных учебных учреждений

в возрасте 15-17 лет и 179 подростков от 14 до 15 лет, обучающихся в общеобразовательных школах. Учащихся данной группы объединяет наличие в их жизни полиморфности психо-травмирующих ситуаций, различных по силе, длительности и глубине воздействия. Условием отбора участников служило наличие у них постановки на учет в ПДН ОВД либо на педагогический учет в образовательном учреждении.

У каждого участника исследования сложилась ситуация, связанная с хронической неуспеваемостью в школе. Кроме того, 125 человек (50 %) из обследованных подростков пережили развод родителей, что привело в дальнейшем к проживанию с отчимом во вновь созданной семье или к воспитанию в неполной семье. Из общего числа обследованных 25 подростков (10 %) являются сиротами (пережившими психическую травму — смерть одного или обоих родителей), проживающими длительное время в семьях опекунов или с одним из оставшихся в живых родителей либо находящимися на государственном обеспечении. Также 37 человек (15 %) проживают с родителями, страдающими алкоголизмом (один из родителей или оба).

Инновационное развитие профессионального образования

Подросткам, принявшим участие в исследовании, была предложена анкета, включающая вопросы, направленные на определение зависимости от табакокурения и употребления алкоголя.

В том, что постоянно курят, признались 242 подростка (97 %) из числа опрошенных; считают, что не зависят от табакокурения, 22 подростка (9%). Девочки сообщили, что курить начали примерно с 14 лет, мальчики утверждают о более раннем возрасте — от 6 до 9 лет, но при этом более старшие из них отмечают, что наибольшая зависимость наступила к 15-17 годам. Основной причиной является состояние нервного напряжения — этот фактор назвали 212 (85 %) опрошенных (42 подростка [17 %] отмечают «положительное свойство» курения в том, что оно «успокаивает»); остальные 38 подростков (14 %) не идентифицируют для себя причину курения. Кроме того, 25 подростков (1 %) причиной употребления табака считают состояние алкогольного опьянения. На момент обследования количество выкуриваемых подростками сигарет в день (от 5 до 40 шт.) свидетельствует о сформированной у них девиантности.

Пытались не курить совсем 30 подростков (12 %) их числа опрошенных, причем каждый из них отмечает, что такие попытки предпринимались неоднократно, но не были поддержаны в их референтной группе. В то же время все опрошенные считают, что они могут перестать курить без больших усилий и в любое время, — это свидетельствует о сниженной самокритичности по отношению к своему текущему состоянию.

Таким образом, можно предположить, что начало формирования табакозависимости у многих опрошенных приходится на время обучения в 8-9-м классах общеобразовательной школы. В этот период к общеизвестным возрастным особенностям (желанию казаться взрослым, не отличаться от референтной группы и т. д.) добавляются объективные условия, связанные с хронической неуспеваемостью, близкой перспективой сдачи выпускных экзаменов в школе, необходимостью профессионального самоопределения, переходом в другое учебное учреждение и связанным с этим знакомством с новым коллективом обучающихся, а для кого -то — переездом в другой город и проживанием в общежитии. Но при этом основной причиной следует считать сложившуюся в семьях подростков жизненную ситуацию как вызывающую повышенное искажение адаптационных механизмов.

Результаты анкетирования также позволяют предположить, что на 14-15 лет у опрошенных подростков приходится начало формирования алкогольной зависимости. Регулярно употребляют спиртное в различных дозах и с разной периодичностью 212 респондентов (85 %). Основными причинами употребления спиртного они называют: плохое настроение — 62 человека (25 %), встреча с друзьями, праздники — 187 (75 %). Отдают свое предпочтение таким спиртным напиткам, как: пиво — 145 (58 %), водка — 22 (9 %), вино — 7 (3 %), энергетические напитки — 75 (30 %) человек.

Из числа исследованных 32 подростка (13 %) употребляют спиртные напитки с целью повышения уверенности в себе, 37 человек (15 %) испытывают в состоянии алкогольного опьянения эмоциональный подъем, у 15 (6 %) состояние зависит от первоначального настроения. Считают, что алкоголь помогает решить проблемы в общении с окружающими, 20 (8 %) подростков, что алкогольное опьянение не оказывает никакого влияния на процесс общения — 21 % опрошенных. Употребляют спиртное до двух и более дней 15 подростков (6 %); количество спиртного на один прием — от 1 до 2,5 л пива или 0,5 л водки на каждого подростка. Большая часть опрошенных студентов утверждают, что употребление спиртного — привычное для них времяпрепровождение.

Демонстративное аутоагрессивное поведение чаще наблюдается у девочек, 35 (14 %) из них совершали суицидальные попытки множество раз как в трезвом состоянии, так и в состоянии алкогольного опьянения.

Согласно результатам теста «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК), 237 человек (95 %) характеризуются низким уровнем субъективного контроля над жизненными ситуациями, не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и уверены, что большинство их поступков и событий являются результатом случая или действия других людей. Лишь 12 человек (5 %) из опрошенных имеют высокие показатели по шкале интернальности в производственных отношениях и в области межличностных отношений. Эти подростки имеют опыт работы.

При прохождении обследования по методике «Подростки о родителях» обучающиеся вы-

Воспитание и социализация личности

бирали изучение их взаимоотношений с матерью. Такой выбор обследуемые объясняли либо отсутствием кровного отца в семье, либо тем, что отец практически не вмешивается в процесс их воспитания. Необходимо отметить, что находящиеся под опекой уточняли: опекуна они ассоциируют с матерью.

В результате проведенного по этой методике опроса были получены следующие данные: 125 подростков (50 %) отмечают проявление позитивного интереса по отношению к ним и отсутствие директивности, а кроме того, сочетание эмоционального тепла со стороны матери с ее постоянной загруженностью своими делами. Еще 25 человек из числа опрошенных (10 %) говорят об автономности матери по отношению к ним, что может свидетельствовать о наличии в этих семьях такого типа взаимоотношений, как невмешательство или попустительство.

Кроме того, 75 подростков (30 %) оценивают отношение матери к себе как враждебное, а 25 (10 %) выделяют во взаимоотношениях с матерью ее директивность и постоянное навязывание чувства вины подростку. Это может говорить о наличии в семье диктата как типа семейных взаимоотношений или авторитарного стиля воспитания.

Согласно результатам теста А. Е. Личко «Идентификация типов акцентуаций характера», мальчики имеют акцентуацию по гипертим-но-демонстративному типу, что может являться причиной поведенческих и эмоциональных проявлений подростков-мальчиков исследуемой группы. У опрошенных девочек наблюдаются акцентуации лабильно-астенического, циклоидного, демонстративного типа.

Данный факт может служить объяснением постоянного нервного возбуждения у мальчиков и зачастую сниженного эмоционального фона у девочек, что, возможно, является причиной необходимости искусственно (за счет табакокурения или употребления спиртных напитков) создавать для себя иллюзию успокоения.

Суицидальных попыток не совершала только одна из опрошенных девочек, она же показала акцентуацию по гипертимному типу характера.

Библиографический список

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о наличии девиантного поведения у подростков, участвующих в исследовании.

Факты, полученные в ходе работы, позволили сделать вывод, что причины возникновения такого поведения могут быть следующими: 1) формирование подростка в условиях психотравмирующей ситуации, пережитой в условиях семьи (других ситуациях) в период, предшествующий началу пубертата; 2) недостаточно сформированные коммуникативные способности; 3) устойчивое состояние тревоги в условиях хронической неуспеваемости и отсутствия других ситуаций успеха, компенсирующих неудачи в обучении. Все это может способствовать развитию акцентуаций патологических форм характера и, как следствие, проявлению девиантных форм поведения подростка.

В целях профилактики формирования у подростков поведенческих отклонений требуется разработка комплексной индивидуальной кор-рекционной программы, которая подразумевает работу с обучающимися как в условиях семьи, так и в условиях образовательного учреждения (общеобразовательного, профессионального); не исключается, что в некоторых случаях необходимо запланировать работу врача требуемой специализации.

С этой целью также рекомендуется проведение психологической диагностики подростка (направленной на изучение его поведенческих особенностей) и психологической диагностики родительско-детских отношений (для предотвращения или коррекции патологического стиля воспитания). Для повышения уровня знаний родителей и педагогов об индивидуально-личностных особенностях подростков следует проводить комплекс мероприятий, имеющих психолого-диагностическую и консультативно-коррекционную направленность, Результатом названной работы должно стать установление личностных особенностей подростков, их взаимоотношений со сверстниками и определение индивидуального подхода в обучении с целью профилактики развития девиантных форм поведения или их коррекции.

1. Автоматизированные программы психологического сопровождения НПФ «Амалтея». — Режим доступа : http://www.test-psy.ru/75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.