Научная статья на тему 'О готовности девиантных подростков общаться с пожизненно осужденными'

О готовности девиантных подростков общаться с пожизненно осужденными Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / СЕНЗИТИВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ / SENSITIVITY TO SOCIAL PHENOMENA / ВИКТИМНОСТЬ / VICTIMIZATION / СКЛОННОСТЬ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ / ЖЕСТОКОСТИ И ТЯЖКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ / CRUELTY AND SERIOUS CRIMES / КОНФОРМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CONFORMAL BEHAVIOR / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ / INNER POSITION / ПОТЕНЦИАЛ АМБИВАЛЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: МОРАЛЬ И АМОРАЛИЗМ / POTENTIAL OF AMBIVALENT BEHAVIOR / PROPENSITY TO OFFENCES / MORALITY AND AMORALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басюк Виктор

Обсуждаются: особый социально-психологический статус детей-сирот; особенности самосознания и поведения девиантных подростков, которые в сущностном своем проявлении несут в своем самосознании и поведении выраженную амбивалентность в отношении к ценностям нормативности и аморализма. Рассматриваются: отношения девиантных подростков к ценностям уголовного мира, их готовность к диалогу с пожизненно осужденными (через письма и при сопровождении психологов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The following aspects are discussed: the special sociopsychological status of orphans; features of self-consciousness and behavior of deviant teenagers, which embody marked ambivalence regarding the values of normativity and amorality in its essential expression. The following aspects are viewed: attitude of deviant teenagers to values of criminal world, their willingness to the dialogue with imprisoned for term of life (through letters and accompanied by psychologists).

Текст научной работы на тему «О готовности девиантных подростков общаться с пожизненно осужденными»

Виктор Басюк

О ГОТОВНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ ОБЩАТЬСЯ С ПОЖИЗНЕННО ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация. Обсуждаются: особый социально-психологический статус детей-сирот; особенности самосознания и поведения девиантных подростков, которые в сущностном своем проявлении несут в своем самосознании и поведении выраженную амбивалентность в отношении к ценностям нормативности и аморализма. Рассматриваются: отношения девиант-ных подростков к ценностям уголовного мира, их готовность к диалогу с пожизненно осужденными (через письма и при сопровождении психологов).

Ключевые слова: девиантное поведение; сензитивность к социальным явлениям; виктимность; склонность к правонарушениям, жестокости и тяжким преступлениям; конформное поведение; внутренняя позиция; потенциал амбивалентного поведения: мораль и аморализм.

Abstract. The following aspects are discussed: the special socio-psychological status of orphans; features of self-consciousness and behavior of deviant teenagers, which embody marked ambivalence regarding the values of normativity and amorality in its essential expression. The following aspects are viewed: attitude of deviant teenagers to values of criminal world, their willingness to the dialogue with imprisoned for term of life (through letters and accompanied by psychologists).

Keywords: deviant behavior; sensitivity to socialphenomena; victimization; propensity to offences, cruelty and serious crimes; conformal behavior; inner position; potential of ambivalent behavior; morality and amorality.

Проблемы девиации

Для проекта программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, и конкретно - девиантных подростков, важно обратиться к обсуждению намеченных нами условий влияния, которые были бы безусловно значимыми для подростков с асоциальными навыками поведения и мотивации.

Девиантным принято считать поведение, выходящее за рамки нормативно установленных, фактически сложившихся форм обыденного проявления людей в обществе. Девиантное поведение есть отчужденное поведение по отношению к окружающим, но его глубинная сущность состоит и в том, что сам девиант через эти проявления к другим отчуждается от самого себя. При этом девиантные подростки отличаются высокой сензитивностью к социальным условиям в целом, но отдают предпочтение ценностям аморализма. Этот факт обусловлен исходными

Особый социально-психологический статус детей-сирот

Подростковая сензитивность к социальным явлениям

Низкий уровень рефлексии на себя у девиантов

Социальная адаптация - долгий, многотрудный процесс

условиями их бытия и развития, где собственно и закладывались первые запечатления образцов поведения.

Мы уже писали в «Проекте программы психологического сопровождения подростков...» [1, с.167-183], что длительное пребывание в условиях институциона-лизации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса. Он характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации и правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации, а также склонности к агрессивному поведению.

Мы исходим из того, что подростки обладают особой сензитивностью к социальным явлениям и в силу потенциала интеллектуального развития могут понимать правила и закономерности многих общественных установлений [2, с. 352, 353, 368, 958].

Результаты проведенного нами глубинного рефлексивного теста-самоотчета «Кто Я?», разработанного и апробированного В.С. Мухиной [3, с. 116-129], показали следующее.

Подростки, которые входят в категорию трудных, которые стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних города и проявляют явно выраженные асоциальные черты в поведении (лгут, крадут, подвержены вспышкам агрессии, имеют склонность к бродяжничеству, к принятию алкоголя, к вандализму и насилию, вообще входят в группу риска), в своих рефлексивных самоотчетах никак не проявили понимания себя как подростка с асоциальными ориентациями и асоциальным поведением. Этот дефект в самооценке происходит явно не потому, что эти подростки хотели бы скрыть свои негативные особенности, а оттого, что они не осознают всей глубины своих негативных, асоциальных позиций в качестве аморальных негативных поведенческих проявлений, своих по существу аморальных позиций. Факт ускользания сознания подростка от своих асоциальных поведенческих проявлений требует углубленной работы психолога с этой категорией воспитанников учреждений интернатного типа. По существу многих из этих девиантных подростков можно причислить к числу социопатов [4, с. 63, 65, 83-90, 93].

Социальная адаптация и сопровождение детей-сирот будут эффективными, если будут осуществляться последовательно и долговременно. Это наиболее значимые условия, обеспечивающие воспитание подростка,

Потенциал неучтенных 6 % выпускников детских домов

Психологические

способного жить в человеческом сообществе, не нарушая его установлений, и обеспечивающего себе условия для приемлемого устройства образа своей жизни.

В заявленном нами (В.С. Мухина, В.С. Басюк) проекте программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, мы обсуждали данные государственной статистической отчетности по выпускникам из учреждений интернатного типа. Было указано, что ежегодно примерно 780 подростков из общей численности выпускников не учитываются статистикой (структура упускает из вида трудных подростков), а это достаточное количество упущенных судеб [1]. Если посмотреть в ретроспективе за десяток-другой лет: какие неучтенные ниши занимает это количество выпускников? Где обитают, чем заняты и каковы перспективы на будущее этих людей?

Мы писали о том, что у выпускников учреждений проблемы адаптации интернатного типа помимо проблем с жильем, работой, организацией быта, досуга, делового, соседского и дружеского взаимодействия с окружающими людьми, есть еще психологические проблемы адаптации к реальному социуму, позитивного опыта взаимодействия с людьми, которого у подростков обсуждаемой категории фактически не было.

Позиция жертвы может быть переживаема подростками в зависимости от физических данных, от пола, от сложившихся взаимоотношений в экстремальных условиях жизни в больших и малых сообществах детей и подростков, лишенных родительского попечительства. Подростки, живущие в учреждениях интернатного типа, подчас лишены стабильной уверенности в защите и справедливости, что может привести к тому, что они реально становятся субъектами с повышенной вик-тимностью или, напротив, обретают склонность к правонарушениям, жестокости и тяжким преступлениям.

Виктимность (виктимогенность) - приобретенные физические, психические и социальные черты, которые могут сделать подростка (как и взрослого) предрасположенным к превращению в жертву преступления [5, с. 357] или предрасположенным к преступлению как компенсации унижающей их виктимности.

Депривирующие ситуации пребывания подростка в условиях учреждений интернатного типа, где достаточно большое количество виктимных детей и подростков, могут провоцировать развитие асоциальной личности с преступными наклонностями. Кроме того, можно говорить о расстройстве личности и поведения [6, с. 95, 100, 104, 456].

Причины возможного расстройства личности

Подросток несет в себе потенциал амбивалентного поведения

Условия формирования внутренней позиции

У подростков расстройства личностит нередко могут быть предопределены как генотипом, так и условиями жизни до и после помещения в детские дома. Кроме того, есть особое обстоятельство: у подростков, проживающих в условиях учреждений интернатного типа, достаточно слабо выражена внутренняя позиция. Это обстоятельство зачастую определяет их конформное поведение, вариативность их поступков в обстоятельствах, казалось бы, однотипных.

Кроме того, проводимое нами исследование (совместно с В.С. Мухиной и А.В. Ершовым) показало разительное отставание подростков, проживающих в условиях учреждений интернатного типа, в телесном и психическом развитии в сравнении с подростками из семьи: А-тест ВИ. ЗИ.ЭС. показал статистически достоверные различия в результатах скорости и точности реакций в ситуациях визуальной и знаковой (интеллектуальной) идентификации. Подростки, проживающие в учреждениях интернатного типа, демонстрируют явное отставание в скорости и качестве функционирования высших психических функций (соотносящих действий восприятия и мышления, основанного на использовании знаковых систем).

Известно, что выпускники учреждений для детей-сирот затрудняются установить приемлемые контакты с окружающими людьми в типичных жизненных обстоятельствах, они нередко становятся жертвами насильственных преступлений и мошеннических действий. В то же время они могут быть вовлечены в антиобщественную, противоправную деятельность легче, чем подростки из благополучных семей, ориентированных на нравственные ценности.

Еще не дожив до статуса выпускника детского дома, некоторая категория подростков проявляет себя асоциальным образом: алкоголизируется, бродяжничает, хулиганит в общественных местах, ворует и предпринимает попытки к грабежу и насилию, а подчас уже совершает эти тяжкие преступления.

Психологические особенности подросткового возраста состоят в том, что большинство подростков вообще несут в себе потенциал амбивалентного поведения: они знают о правилах морали, но тяготеют к нарушению этих правил. При этом амбивалентность может быть более выражена у подростков, проживающих в учреждениях интернатного типа и, по большей части, лишенных родительского попечительства.

Мы полагаем, что для того, чтобы была возможность полноценной интеграции выпускников учрежде-

Подростки с

девиантным

поведением - особая

социально-

психологическая

категория

ний для детей-сирот в условиях обыденной жизни общества, безусловно следует загодя готовить подростков к предстоящей жизни.

Помимо ознакомления подростков с возможными в регионах их проживания профессиями и ориентацией их на продолжительность и трудоемкость обучения, помимо их ознакомления с возможностями получения образования (начиная от лицеев до университетов), следует специально создать условия для формирования у подростков так называемой внутренней позиции по отношению к себе самому, к окружающим людям, с которыми они непосредственно взаимодействуют, к миру вещей и к социально-нормативному миру [2, с. 537].

Безусловно, что внутренняя позиция побуждает человека к определению для себя принципиальных ориентиров и следованию этим ориентирам в самостоянии в обыденной повседневной жизни и в экстремальных ситуациях [2, с. 739].

Специалисты в области психологии подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, согласятся с тем, что у этой категории подростков легко просматривается амбивалентность в социально-этических ориентирах. Даже когда подросток легко и правильно формулирует нормы ценностных ориентаций в условиях социальной нормативности, реально в своих поступках он зачастую поступает далеко не нормативным образом. Нередко подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, проявляют предрасположенность к ценностям аморализма.

Внутренняя позиция - не эфемерное понятие, а сущностное условие развития личности.

Как мы на это указывали прежде [1], сущностной частью разрабатываемого проекта является работа с подростками, отличающимися девиантным поведением.

Девиантное поведение - это действия, не соответствующие нормативно установленным или фактически сложившимся в обществе; это действия, носители которых подлежат исправлению и наказанию (начиная с постановки на учёт в учреждении, которое несёт ответственность за развитие личности подростка; далее - на учёт в комнате полиции; затем - перевод в специальные воспитательные учреждения и т.д.).

Подростки, имеющие негативный опыт пребывания в асоциальных группах, по большей части деиндивидуа-лизированы тем, что начинают ценить аморализм. Девианты несут в себе устойчивые отклонения от стати-

Ценности послушания, запретов и долженствования

Необходимость критериев подбора группы испытуемых

Истоки: условия жизни

ческих норм поведения. Эти отклонения могут быть выражены в устойчивых проявлениях в поведении, в образе мышления и ценностных ориентациях, которые являются нетипичными для нормативных ожиданий или порицаемыми в общественном мнении.

Девиантность - один из важных аспектов, определяющих развитие человека как личности. Девиантное поведение выступает как условие деиндивидуализации, когда подросток не знает или игнорирует ценности послушания, запретов и долженствования, когда подросток предпочитает ценности аморализма и проти-вонормативного поведения.

Учитывая сказанное, мы приняли предложение В.С. Мухиной об организации переписки девиантных подростков с пожизненно осужденными. Речь идет о той категории преступников, с которой она работает около 13 лет и продолжает работать поныне.

Девиантных подростков, имеющих опыт криминального поведения, прельщают архетипы преступников, их поведение и «асоциальные подвиги».

Подросток ориентирован на следование ценностям аморализма: в его самосознании эти ценности имеют особую значимость, и он готов проявить сформированную у него позицию в реальных ситуациях своим поведением.

Когда же с девиантными подростками и другими подростками, проживающими в учреждениях интернатного типа, беседуют психологи, социальные работники, воспитатели и другие взрослые, то присутствующие слушают в пол-уха: слышанное и знаемое не доходит до сознания как ценность человеческого опыта, не становится значимым личностным ориентиром, определяющим успех и благополучие жизни и внутренней позиции самого подростка.

Нами была тщательно подобрана группа подростков (в возрасте 13-14 лет) с девиантным поведением, в основном из детских домов № 1 и 5 г. Иркутска. Это группа из 12 подростков, состоящих на учете в ПДН, ОДН ОП-У УМВД, ОДН ОМ-4 или на внутреннем учете в самом детском доме.

Социальные условия жизни этих подростков до детского дома чрезвычайно тяжелые. Их социальный паспорт позволяет говорить об общем неблагополучии условий их семей: оба родителя лишены родительских прав; мать лишена родительских прав и отбывает наказание в зоне, отец записан со слов матери (типичные случаи); отец лишен родительских прав,

Выраженные девиации

Отношение девиантов

к преступному миру

Проблема отбора осужденных для диалогового общения с подростками

отбывает наказание за убийство матери; мать лишена родительских прав, отец умер, имеет старших брата и сестру или младших брата и сестру. Старшие отбывают наказание. Младшие проживают в других учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (типичные случаи); полный сирота -оба родителя умерли (один случай).

У многих подростков, отобранных нами в экспериментальную группу, условия жизни в первые годы -асоциальная, нередко криминогенная среда.

Всех подростков характеризуют систематические грубые нарушения дисциплины в детском доме, в школе и в общественных местах. Большинство из них склонно к бродяжничеству, попрошайничеству, злоупотреблению спиртными напитками и воровству. Они все состоят в группе риска: отличаются эмоциональной неустойчивостью, спонтанным самоволием, склонностью ко лжи и агрессии. Все они слабо успевают в школе. Среди подростков этой возрастной группы есть и имеющие выраженную сексуальную озабоченность.

Девиантных подростков тянет улица, где они реализуют свои притязания друг перед другом через асоциальные формы поведения, где они подражают старшим асоциальным представителям города и ищут для себя образцы поведения среди тех, кто исповедует криминальные ценности и аморализм.

Преступник, осужденный на пожизненное заключение под неусыпную стражу системы наказания, безусловно, может стать для девиантного подростка знаковой фигурой: он преступал закон, он был смел и опасен для окружающих. Гипотетически переписка с таким человеком должна заинтересовать подростка, замоти-вированного на асоциальное поведение.

Сколько фильмов с криминальными сюжетами пересмотрели подростки? Скольких актеров, играющих роли преступников, девиантные подростки брали себе за образец для подражания? Некоторые из подростков имели и имеют реальные связи с реальными представителями преступного мира.

Мы сочли возможным организовать для каждого из подростков возможность индивидуального общения с конкретным пожизненно осужденным.

С этой целью психологом В.С. Мухиной и начальником участка ПЛС полковником С.В. Камаевым были отобраны пожизненно осужденные, которые за годы работы с ними (около тринадцати лет) не раз выражали желание помочь какому-либо мальчишке, заброшенно-

проекта

му и непутевому, определиться в жизни и не сойти на преступную дорожку. Кандидатуры тщательно обсуждались. С осужденными проводились беседы и им давались установки на то, как вернее и эффективнее строить общение с подопечным подростком.

Осужденные получили фото и психологические портреты подростков. Они начали писать первыми*.

Подростков, которым начали писать пожизненно осужденные, собрали в отдельном помещении и в присутствии министра образования Иркутской области, психологов и воспитателей сообщили, что с ними хотят переписываться преступники, которые отбывают пожизненное наказание.

Была проведена беседа о тяжести наказания за совершенные преступления и о том, что осужденные страдают в условиях заключения в малых пространствах камер, что они нуждаются в поддержке и будут благодарны им - подросткам, которые понимают, что такое свобода и свобода выбора. Установочная беседа Беседуя с подростками, автор рассказал о том, что руководителя они становятся участниками серьезного проекта. Про-

ект связан с людьми, которые совершили преступления, и Уголовный кодекс за тяжесть преступления определил степень наказания. Степень наказания может быть разной. Совсем недавно высшей степенью наказания была смертная казнь. Сегодня расстрел заменен на пожизненное заключение.

Пожизненно осужденные отбывают наказание в закрытой тюрьме, где в камерах заключено от двух до четырех осужденных. Далее рассказывалось об условиях строгого содержания.

Подростки в полной тишине с глубоким вниманием слушали поразившую их информацию.

Автор, выступая перед подростками, говорил о том, что люди, которые написали им письма, являются пожизненно осужденными за тяжкие преступления. Сегодня они осознали свою вину и раскаиваются. Раскаяние -тяжелое состояние души. Оно трудно дается человеку.

Для того, чтобы избежать преступлений, для каждого человека очень важна его цельная внутренняя позиция, прежде всего по отношению к себе, другим людям и обществу в целом. Если человек четко определил, каким он хочет видеть себя в жизни, чтобы быть правильным, успешным, и будет следовать этой своей

* Организация переписки была согласована, четко продумана и постоянно контролируется.

внутренней позиции, он сможет преодолеть трудности. Ведь речь идет о настоящих мужчинах.

Мы полагаем, что переписка (общение с осужденными) поможет подросткам осознать, что за плохие дела и тяжкие преступления обязательно наступает наказание; что надо выбирать свой жизненный путь сознательно. Поэтому, резюмирая все сказанное, руководитель проекта заключил: «Сегодня осужденные пожизненно несут наказание. Они страдают в своих камерах. Они раскаиваются. Они могут стать для вас наставниками, так как они могут предупредить и остановить вас. У каждого человека должен быть свой наставник, который может помочь формировать внутреннюю позицию. Таким наставником может стать не только священник, воспитатель или психолог, но и раскаявшийся преступник».

Ребята с готовностью Дальше речь шла о том, что каждый имеет возможность прочитать адресованное ему персонально письмо и обсудить его с другом, воспитателем, педагогом, психологом.

После беседы подросткам раздали адресованные им письма. Им было предложено подумать, готовы ли они переписываться с осужденными пожизненно, и принять свое решение. В этот момент чувствовалось сильное волнение и взрослых, и мальчиков.

В результате не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из подростков отказался от возможности переписываться с пожизненно осужденными. Они были взволнованны и заинтересованны.

Ребятам было предложено продумать, о чем бы они хотели написать осужденным, как они хотели бы выразить свое сочувствие тем, кто отбывает наказание за преступления. Они с готовностью приняли все предложения.

согласились.

Подростки с готовностью приняли предложение переписываться с осужденными

1. Мухина В.С., Басюк В.С. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства // Развитие личности. -2011. - № 4. - С. 167-183.

2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты).- 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010.

3. Мухина В.С. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?»: <...> // Развитие личности. - 2008. - № 4. - С. 116129.

4. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения: 2-е изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.

5. Шнайдер Г.И. Криминология. - М., 1994.

6. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. - М.; СПб., 2004.

7. Мухина В.С. А-тест ВИ.ЗИ.ЭС. // Развитие личности. - 1999. - № 1. - С. 4-19; Мухина В.С., Ба-сюк В.С., Ершов А. Экспериментальное исследование феноменологической связи тела и психики (на материале изучения подростков посредством испытаний А-тестом ВИ.ЗИ.ЭС.) // Развитие личности. - 2011. -№ 3. - С. 178-201.

235

№ 1 - 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.