Практика
Валерия Мухина, Виктор Басюк
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Аннотация. Рассматриваются рекомендации по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Излагаются и обосновываются сущностные идеи нового проекта психологического сопровождения подростков, лишенныхродитель-ского попечительства.
Ключевые слова: депривация; социальная адаптация; сензитив-ность к социальным явлениям; психологические качества жертв преступлений; виктимность; склонность к правонарушениям, жестокости и тяжким преступлениям; конформное поведение; внутренняя позиция; самоактуализация; зажимы тела и психики; потенциал амбивалентного поведения; мораль и аморализм; асоциальная личность; девиантное поведение; ценности послушания, запретов и долженствования.
Abstract. Recommendations for the elaboration and realization of the regional program of social adaptation of the graduates from the institutions for children, studying in boarding of the Department of education and socialization of children under the Russian Ministry of Education and Science are viewed. The key ideas of the new project of psychological support of teenagers, deprived of parental care, are presented and substantiated.
Keywords: deprivation; social adaptation; sensitivity to social phenomena; psychological qualities of crime victims; victimization; propensity for offenses, cruelty and serious crimes; conformity; internal position; self-actualization; clips of the body and psyche; potential of ambivalent behavior; amo-rality; asocial personality; deviant behavior; values of obedience, prohibition and ought.
fit
ИБог был с отроком; и он вырос...
[Быт. 21:20]
...отрок же был еще дитя [1 Цар. 1:24]
Подростки,
лишенные
родительского
попечительства,
нуждаются в особом
внимании
Рекомендации для специальной адаптации выпускников детских домов
Проблемы адаптации
Подростки, лишенные родительского попечительства, нуждаются в особом внимании сотрудников специальных государственных структур и специалистов, призванных психологически сопровождать и адаптировать их к нормативным ожиданиям общества.
Авторы проекта программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, взяли на себя труд отрефлексировать свой долговременный опыт работы с детьми, лишенными родительского попечительства и тщательно изучить рекомендации по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ от 01.03.2011 № 06-369 [1].
В рекомендациях обсуждаются следующие восемь положений, значимых для социальной адаптации выпускников.
1. Правовая основа деятельности по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот.
2. Основные проблемы адаптации выпускников учреждений для детей-сирот.
3. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения.
4. Создание условий для получения выпускниками учреждений для детей-сирот профессионального образования.
5. Трудоустройство выпускников учреждений для детей-сирот.
6. Обеспечение выпускников учреждений для детей-сирот жильем.
7. Создание центров (служб) социальной (постинтернатной) адаптации выпускников учреждений для детей-сирот.
8. Основные направления региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот.
Для разрабатываемого авторами проекта психологического сопровождения подростков, лишенных роди-
Данные
государственной
статистической
отчетности
Особый социально-психологический статус детей-сирот
тельского попечительства, важно обратиться к обсуждению проблемы адаптации к реалиям обыденной жизни детей-сирот подросткового возраста и выпускников учреждений интернатного типа.
В рекомендациях по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот достаточно определенно показаны результаты обследования детей-сирот и сформулированы основные проблемы адаптации выпускников учреждений для детей-сирот.
Обратимся к самому тексту, презентирующему анализ основных проблем социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. В документе приведен следующий материал: «По данным государственной статистической отчетности, из детских домов и школ-интернатов последние несколько лет ежегодно выпускается до 13 тысяч и более детей-сирот. Из них около 60% поступают в учреждения начального профессионального образования, 24% - в средние специальные учебные заведения, 5% - в высшие учебные заведения, трудоустраивается около 5% выпускников.
Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.
Длительное пребывание в условиях институциона-лизации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации и правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.
В результате выпускники учреждений для детей-сирот зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.
В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений
Типология групп выпускников детских домов
Первая группа
Вторая группа
Третья группа
Четвертая группа
для детеи-сирот является совершенствование системы работы этих учреждении по воспитанию и обучению находящихся в них детеИ, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.
На основе проведенных в ряде субъектов Российской Федерации мониторингов можно выделить несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и соответственно требуемой им помощи в социальной адаптации.
Первая группа - выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование, профессиональную подготовку и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в учреждении для детей-сирот.
Вторая группа - выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений. Они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.
Третья группа - выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития. Как правило, это выпускники специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений для детей-сирот, не получившие основного общего образования. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи, которая может быть оказана усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).
Четвертая группа - выпускники, имеющие нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они отличаются высоким уровнем конфликтности, низ-
Психологический анализ условий социальной адаптации
Подростковая сензитивность к социальным явлениям
Социальная адаптация - долгий, многотрудный процесс
кой социальной компетентностью. Многие из них не имеют среднего (полного) общего образования. Таким выпускникам также необходима специальная помощь, организация сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации.
Учет особенностей психологического, социального и медицинского статуса выпускников учреждений для детей-сирот, а также разработка программ социальной адаптации, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения»[1].
В послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года была поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.
В рекомендациях совершенно справедливо указано на необходимость социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. Однако акцент только на значимость категории «выпускник» имеет свои слабые стороны.
Социальная адаптация и сопровождение детей, лишенных родительского попечительства, должна проходить на всех возрастных этапах, особенно в период подросткового возраста.
Подростки, как известно, обладают особой сензитив-ностью к социальным явлениям и в силу потенциала интеллектуального развития становятся способными понимать правила и закономерности многих общественных установлений [2, с. 352, 353, 368, 958; 3 с. 410, 419, 478].
Мы полагаем, что будет верно понимать установки на социальную адаптацию и сопровождение выпускников как конечную цель долгой подготовительной работы к выпуску детей-сирот в сферы реального мира человеческих отношений, ко всем четырем внешним реалиям, созданным человечеством в его истории (реалии предметного мира; реалии образно-знаковых систем; реалии социально-нормативного пространства; природные реалии).
Социальная адаптация и сопровождение детей-сирот должны осуществляться последовательно и долговременно - это наиболее значимая необходимость, обеспечивающая воспитание гражданина своего государства, способного жить в человеческом сообществе, не нарушая его установлений, и обеспечивающего себе условия для приемлего устройства образа своей жизни.
Потенциал неучтенных 6 % выпускников детских домов
Психологические
проблемы
адаптации
Повышенная виктимность
Повышенная виктимность может сочетаться со склонностью к преступлениям
Обсуждая данные государственной статистической отчетности по выпускникам учреждений интернатного типа, следует указать, что в предложенной отчетности не отражено 6% выпускников, а это ежегодно 780 человек - достаточное количество упущенных судеб. А если посмотреть в ретроспективе за десяток-другой лет: какие неучтенные ниши занимает это количество выпускников?
Далее. Вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и для детей из полных благополучных семей. Переход из детства в отрочество вообще сложный период жизни каждого подростка [3, с. 415, 464, 473-475, 477].
У выпускников учреждений интернатного типа помимо проблем с жильем, работой, организацией быта, досуга, делового, соседского и дружеского взаимодействия с окружающими людьми есть еще психологические проблемы адаптации к реальному социуму, в котором у подростков обсуждаемой категории фактически не было позитивного опыта взаимодействия с людьми.
Совершенно справедливо в документе Департамента воспитания и социализации детей было указано, что пребывание в условиях институционализации приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса: иждивенчества, низкой трудовой мотивации, правовой безграмотности, повышенной виктимности.
Следует специально указать на феномен человеческой виктимности.
Виктимология (лат. victima - жертва; греч. logos -наука) - раздел криминологии, изучающий отношения между действиями преступника и его жертвой.
Отношения преступника и жертвы могут быть переживаемыми подростками в зависимости от физических данных, от пола, от сложившихся взаимоотношений в экстремальных условиях жизни в больших и малых сообществах детей и подростков, лишенных родительского попечительства. Подростки, живущие в учреждениях интернатного типа, подчас лишены стабильной уверенности в защите и справедливости, что может привести к тому, что они реально становятся субъектами с повышенной виктимностью или, напротив, обретают склонность к правонарушениям, жестокости и тяжким преступлениям.
Виктимность или виктимогенность- приобретенные физические, психические и социальные черты,
Психологические
аспекты
виктимности
Причины возможного расстройства личности
которые могут сделать подростка (как и взрослого) предрасположенным к превращению в жертву преступления [4; с. 357] или предрасположенных к преступлению как компенсации унижающей их виктимность.
Процесс приобретения виктимности-виктимизация.
В науке с определенной долей условности принято выделять психологические аспекты виктимности -специальную виктимность и виктимность общую, связанную с полом, возрастом, социальной ролью и социальным статусом жертвы [5, с. 65].
Признаки общей виктимности: 1 - жертву убийства характеризуют неосмотрительность, рискованность, конфликтность, склонность к агрессии, эгоцентризм и др.; 2 - жертву изнасилований характеризует неразборчивость в знакомствах, эксцентричность или, напротив, нерешительность, личностная незрелость, инфантильность и др.; 3 - жертвы истязаний часто слабовольны, не имеют устойчивой жизненной позиции, могут ориентироваться на ценности аморализма и др. Перечисленные психологические качества жертв преступлений связаны и признаками, относящимися к общей виктимности.
В то же время депривирующие ситуации пребывания подростка в условиях учреждений интернатного типа, где достаточно большое количество виктимных детей и подростков, могут провоцировать развитие асоциальной личности с преступными наклонностями. Кроме того можно говорить о расстройстве личности и поведения [6, с. 95, 100, 104, 456].
У воспитанников учреждений интернатного типа расстройства личности нередко могут быть предопределены как генотипом, так и условиями жизни до и после помещения в детские дома. Кроме того, у детей, проживающих в условиях учреждений интернатного типа, достаточно слабо выражена внутренняя позиция. Это обстоятельство зачастую определяет их конформное поведение.
Совершенно справедливо показано, что выпускники учреждений для детей-сирот затрудняются установить приемлемые контакты с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений и мошеннических действий. В то же время они могут быть вовлечены в антиобщественную, противоправную деятельность легче, чем подростки из благополучных семей, ориентированных на нравственные ценности.
Нередко, еще не дожив до статуса выпускника детского дома, некоторая категория подростков проявляет себя асоциальным образом: алкоголизируется, бродяж-
Подросток несет в себе потенциал амбивалентного поведения
Условия формирования внутренней позиции
Внутренняя позиция личности отражает ее ценностные ориентации
ничает, хулиганит в общественных местах, ворует и предпринимает попытки к грабежу и насилию, а подчас уже совершает эти тяжкие преступления.
Выделенные в рекомендациях Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ типичные группы выпускников по степени сложности проблем, возможных в период взросления и постинтернатной адаптации, реально не имеют выраженной типологии. Выпускника детского дома по большей части можно лишь условно приписать к той или иной группе.
Психологические особенности подросткового возраста состоят в том, что большинство подростков вообще несет в себе потенциал амбивалентного поведения: они знают о правилах морали, но тяготеют к нарушению этих правил. При этом амбивалентность может быть более выражена у подростков, проживающих в учреждениях интернатного типа и, по большей части, лишенных родительского попечительства.
Совершенно правомочно в письме Минобрнауки РФ от 01.03.2011 № 06 - 369 и в Приложении к письму Департамента воспитания и социализации детей указывается на необходимость создания условий для получения выпускниками учреждений для детей-сирот профессионального образования.
Для того, чтобы была возможность полноценной интеграции выпускников учреждений для детей-сирот в условиях обыденной жизни общества, следует загодя готовить подростков к предстоящей жизни.
Помимо ознакомления подростков с возможными в регионах их проживания профессиями и ориентацией их на продолжительность и трудоемкость обучения, помимо их ознакомления с возможностями получения образования (начиная от лицеев до университетов), следует специально создать условия для формирования у подростков так называемой внутренней позиции по отношению к себе самому, к окружающим людям, с которыми они непосредственно взаимодействуют, к миру вещей и к социально-нормативному миру [2, с. 537].
Внутренняя позиция побуждает человека к определению для себя принципиальных ориентиров и следованию этим ориентирам в самостоянии в обыденной повседневной жизни и в экстремальных ситуациях [2, с. 739].
Внутренняя позиция личности отражает ценностные ориентации, которые выбирает для себя сам человек. Внутренняя позиция отражает индивидуальное понимание общественных отношений людей и своего
позиции» сопряжено с понятием «самоактуализация»
места в этих отношениях [2, с. 831]. Внутренняя позиция сущностно определяет не только смыслообразова-ния, которые формирует для себя человек, но и обеспечивает развитие воли и чувство ответственности за свободу выбора своего жизненного пути. Таким образом, «Внутренняя позиция - особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще» [2, с. 913]. Понятие Понятие «внутренняя позиция» может быть сопря-
«внутренней жено с понятием «самоактуализация».
В третьей четверти XX столетия А.Н. Маслоу опубликовал свою знаменательную работу, посвященную новым рубежам человеческой природы [7]. С большой скрупулезностью лидер гуманистической психологии изучал возможности поведения человека. В этой связи А. Маслоу описал ряд путей самоактуализации.
«Во-первых, самоактуализация предполагает, что человек отдается своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно, целиком сосредотачиваясь на них <...>
Во-вторых, жизнь можно рассматривать как процесс последовательных выборов. В каждой точке есть выбор прогрессивный и есть регрессивный. Можно двинуться в сторону защиты, безопасности, боязни; но по другую сторону есть выбор, ведущий к личностному росту. Сделать в течении дня дюжину таких выборов вместо выборов, продиктованных страхом, - значит совершить столько же шагов в направлении самоактуализации. Самоактуализация - это продолжающийся-процесс. Она предполагает осуществление многочисленных выборов: солгать или быть честным, украсть или не украсть в каждом конкретном случае, причем каждый раз должен быть сделан выбор, ведущий к личностному росту. Это есть движение к самоактуализации <...>.
В-третьих, чтобы имело смысл говорить о самоактуализации, должна существовать та самость, которая актуализируется. Человек - не 1аЪи1агава, не кусок глины или пластилина. Он - нечто уже существующее, хотя бы как недостаточно оформившаяся структура <...>»(Курсив В.М., В.Б.) [7, с. 51-52]. Сущностная А. Маслоу абсолютно правомерно указал, что само-
актуализация ориентирует индивида на раскрытие для себя своих собственных особенностей [7, 53-55]. Таким образом, мы видим сущностную соединенность понятий «внутренней позиции» и «самоактуализации».
У подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, внутренняя позиция весьма
соединенность внутренней позиции и самоактуализации
Аморализм как ценность
Амбивалентность в социально-этических ориентирах у воспитанников детских домов
Условия социализации у подростков из благополучных семей
Условия социализации у подростков из детских домов
синкретична; в отдельных (типичных) случаях она может быть явно ориентирована не на социально-нормативные ценности, а на ценности аморализма.
Ценности аморализма могут оказаться особенно привлекательными для подростков, лишенных родительского попечительства. А.А. Хвостов исследовал особенности индивидуально-нравственных проявлений личности: нравственно-положительных и нравственно-отрицательных [8]. Автор указывал на неясность социальных этических ориентиров в период переходного времени, порождающих полярно противоположные состояния личности [8, с. 29].
Специалисты в области психологии подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, согласятся с тем, что у этой категории подростков легко просматривается амбивалентность в социально-этических ориентирах. Даже когда подросток легко и правильно формулирует нормы ценностных ориентаций в условиях социальной нормативности, реально в своих поступках он зачастую поступает далеко не нормативным образом. Нередко подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, проявляют предрасположенность к ценностям аморализма.
Нормальное развитие подростков из полных благополучных семей выражается в том, что от них ожидают самостоятельности в определении их профессиональных планов, хотя родители и другие члены семьи заинтересованно относятся к их выбору. Семья постепенно уступает сверстникам роль значимого социализируемого агента.
Подростки и юноши из семьи имеют возможность испытывать на себе разнообразные модели поведения и создавать для себя множественные жизненные роли. В этот период подростки разнообразят группы общения со сверстниками, тем самым пытаясь сформировать свою идентичность.
Подростки, воспитывающиеся в условиях учреждений интернатного типа, нередко опекаются весьма ограниченным образом: их постоянно контролируют - часто школа, спортивные секции и кружки по интересам находятся на территории интерната. От них не ждут самостоятельности в определении их профессиональных планов, а чаще всего предлагают то, что можно осуществить наиболее простым способом. Вся масса подростков находится в типичных условиях, за исключением тех, кто достаточно успешен в учении и стремится обрести для себя внутреннюю позицию.
Успехи в развитии личностной позиции в разных условиях существования разительно различаются
Феноменологическая связь тела и психики
Условия профилактики подростковой преступности
Внутренняя позиция - не эфемерное понятие, а сущностное условие развития личности.
В подростковом возрасте должны быть сформированы основы моральных ориентиров личности, выработано отношение к моральным установлениям и правовым запретам. В подростковом возрасте возможно также физическое развитие, которое презентирует повышенный уровень выносливости, скорости и точности телесных и психических реакций. Однако успехи в развитии личностной позиции, в нравственных ориентирах и физических достижениях в разных условиях существования разительно различаются.
Проводимые авторами специальные экспериментальные исследования фенологической связи тела и психики у подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа и в условиях полной семьи, показали значимые различия в телесных проявлениях и во внутренней позиции. Методом А-тест ВИ.ЗИ.ЭС. было показано выраженное отставание в телесных и психических способах реагирования подростков из учреждений интернатного типа от подростков из семьи [9, с. 178-201].
Проведённое сравнительное исследование со всей ответственностью показало, что подростки, проживающие в условиях депривации в учреждениях интернатного типа, не только проявляют визуально наблюдаемые телесные и психические проблемы в форме телесной расслабленности и напряжённости, но также в виде психоастении. Наблюдаемые физические и психические зажимы блокируют потенциал пластичности развивающегося тела и потенциал пластичности психической деятельности. Исследование показало, что «особенности состояния тела и психических функций подростков, проживающих в депривирующих условиях учреждений интернатного типа, показывают, сколь велики потери потенциала скорости и точности реакций» на предлагаемые условия [9, с. 200].
Е. В. Ермасов в своих исследованиях показал, что изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя (подростка с девиантным поведением) является условием профилактики подростковой преступности. Автор сформулировал основные задачи изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя:
• изучение ближайшего социального окружения подростка;
• выявление индивидуальных особенностей личности подростка, оказывающих влияние на его поведение;
Ценностность как отношение к предметам, людям и себе
Подростки с девиантным поведением
Ценности
послушания,
запретов
и долженствования
• определение доминирующих стратегии поведения подростка в трудных жизненных ситуациях;
• выявление социальных условий, способствовавших совершению правонарушения;
• определение степени криминальной заражённости подростка;
• прогнозирование склонности к правонарушениям;
• определение методов воздействия на личность правонарушителя, членов его семьи и лиц, входящих в его ближайшее окружение [10,с. 203]. Речь идет о необходимости учитывать социальную принадлежность подростка.
Г. Х. Ефремова и А. Р. Ратинов в качестве криминально значимого свойства личности выделили «ценностность», которое выражает пристрастное отношение к предметам, людям и себе: «Оно определяет первоисточник социальной активности человека, того ядра личности, которое обуславливает определённое видение действительности и избирательности поведения»[11].
Сущностной частью разрабатываемого проекта является работа с подростками, отличающимися деви-антным поведением.
Настоящий проект планируется на два года интенсивной адаптации подростков с девиантным поведением к социально-нормативным условиям обыденной жизни.
Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение), согласно отечественной психологии, - это действия, не соответствующие традициям, нормативно установленным или фактически сложившимся в обществе; это действия, носители которых подлежат исправлению и наказанию (начиная с постановки на учёт в учреждении, которое несёт ответственность за развитие личности подростка; далее - на учёт в комнате полиции; затем - перевод в специальные воспитательные учреждения и т.д.).
Подростки, лишённые родительского попечительства и имеющие негативный опыт пребывания в асоциальных группах, по большей части деиндивидуализиро-ваны тем, что начинают ценить аморализм. Девианты несут в себе устойчивые отклонения от статических норм поведения. Эти отклонения могут быть выражены в устойчивых проявлениях в поведении, в образе мышления и ценностных ориентациях, которые являются нетипичными для нормативных ожиданий или порицаемыми в общественном мнении.
Девиантность - один из важных аспектов, определяющих развитие человека. Девиантное поведение
Проект программы рассчитан на два года
Ценностно-смысловые ориентиры проекта
выступает как условие деиндивидуализации, когда подросток не знает или игнорирует ценности послушания, запретов и долженствования, когда подросток предпочитает ценности аморализма и противонорма-тивного поведения.
Исходя из сказанного, следует сделать акцент: 1 - на принципиальном значении изучения подростками нормативно-правовых основ; 2 - на условиях возможного развития внутренней позиции подростка к себе как потенциально правомерно социализирующейся личности; 3 - на осознании подростками смысла сущностного понятия «пора» - необходимости осознавать значимость выбора жизненного пути и быть готовым к осуществлению своих замыслов.
Проект программы в окончательно разработанном виде рассчитан на два года - на период высокой сензи-тивности подростков к амбивалентным ценностям, существующим в человеческой культуре социальных отношений: к социально-нормативным ценностям и к ценностям аморализма, или к спонтанной готовности отдаваться воле обстоятельств.
По-существу, создавая условия для эффективного влияния на самосознание подростков, авторы проекта с большим количеством профессиональных участников (педагогов, психологов, социальных работников) берут на себя труд сформулировать ценностно-смысловые ориентиры: 1 - разработку разнообразных перспективных условий, побуждающих подростков к активному поиску своего места в жизни и личностного самоопределения (внутренней позиции и самоактуализации); 2 - проведение научно обоснованных экспериментальных исследований и наблюдений; 3 - проведение расширенного лонгитюдного исследования по всем сферам создаваемых условий, формирующим личностную позицию подростка.
Реализацию проекта программы предваряют установочные беседы с подростками и получаемые от них «консультации» (рефлексии) относительно поведения, вызывающего у другого досаду и провокацию на агрессивный ответ. В этот период проводятся хорошо апробированные в практике работы с подростками инициации: 1 - послушанием [12, с. 146-162]; 2 - свободой [13, с. 37-51]; 3 - страхом [14, с. 133-154]; 4 - саморефлексией [15, с. 127-141]. Инициации создают условия для развития рефлексии на конкретные ситуации и на себя самого в этих ситуациях. Подготовка к индивидуальной
Подросткам следует знать о негативных страстях человеческих
и групповой рефлексии подростка на самого себя и на других - значимый контролируемый психологом опыт, в котором особое значение имеет психологическое сопровождение [16, с. 160-165].
Особое место занимает монография В.С. Мухиной и А.А. Хвостова, посвященная негативным страстям человеческим, отчуждающих человека от самого себя. Для подростков специально делается акцент на опасность сребролюбия, разъедающего душу; гнева и уныния, уничижающих личность; тщеславия и гордости, порождающих зависть и ненависть к ближнему [15]. Кроме того идет работа над проблемой отчуждения человека от других, анализируются проявления в обыденной человеческой жизни мошенников и плутов, насильников и убийц. Названные материалы (монографии и статьи) отсылаются подросткам и пожизненно осужденным для внимательного прочтения, рефлексий, продумывания и обсуждения.
Подростки (персонально каждый) получили монографию В.С. Мухиной «Отчужденные: Абсолют отчуждения», в которой показано, что нормативное поведение человека может реально оказаться некой социальной иллюзией: обычно люди как социальные единицы общества знают основы нормативного поведения (принятой морали), но в реальном общении многие не задумываясь проявляют себя асоциальным образом, при этом нимало не заботясь о последствиях своей агрессии и не рефлексируя на свои негативные поведенческие проявления. Более того, в асоциальных группах ненормативная лексика и поведение оцениваются как знак свободы и внутренней силы. В монографии на примерах преступлений тех, кто ныне находится в тюрьмах для пожизненно осужденных, показаны условия тяжкого наказания: неизменный распорядок дня (строгий режим); бедность предметного мира камеры; сенсорная депривация; содержание многих потребностей в условиях депривации; отчужденный стиль общения с охраной; невозможность уединения; однообразие жизни; утрата достойного Бытия и др. [17, с. 49-50, 171-179, 442].
В соответствии с проектом программы подросткам предстоит обсуждать книгу, где пожизненно осужденные, с которыми они начали общаться по переписке, представлены непосредственно через свои суждения в письмах, беседах и специальных рефлексиях на самих себя. Их истории ужасны, но весьма поучительны для тех подростков, для которых аморализм и агрессия выступают в качестве особой ценности и квазисилы.
Требования к проекту программы
Все виды контроля за исполнением всех блоков осуществляют авторы проекта
Необходимость
формирования
навыков
ориентирования
в реальных
условиях
Проект программы выстроен в соответствии с требованиями, адресованными модели нормативного многообразия социальных ориентиров человека в обществе. Сюда были отнесены следующие условия взаимодействия человека с человеком: 1 - нормативно провозглашаемые и контролируемые психологами и социальными работниками амбивалентные формы взаимоотношений;
2 - духовные проповеди, сопровождение отроков в лоне церкви, наставления, беседы, исповеди (священники);
3 - диалоги по переписке подростков, имеющих опыт асоциального, девиантного поведения, с пожизненно-осужденными (контроль и сопровождение обеих сторон диалога осуществляют детские психологи и психологи, работающие с пожизненно осужденными).
Разноуровневые, разнопорядковые модели вероятного поведения, возможность осуществлять свой самостоятельный выбор пути в предстоящей взрослой жизни могут выступать для подростка условием анализа реальных ситуаций возможного жизненного выбора. В проекте осуществляется: 1 - обсуждение обыденных нормативных ситуаций; 2 - ситуации общения с церковными наставниками; 3 - ситуации диалогов подростков с пожизненно осужденными, выразившими готовность помочь подросткам с девиантным поведением; 4 - использование моделей амбивалентной многоплановости воздействия реалий бытия на человека. Тем самым создаются условия, побуждающие подростка к углубленной рефлексии на реальные условия жизни. В то же время подростки постоянно побуждаются к развитию рефлексии на себя: 1 - через специально разработанные и давно апробированные инициации; 2 - через общение со специально подготовленными специалистами (психологами, социальными работниками, педагогами); 3 - через духовное сопровождение священниками; 4 - через равноправные рефлексивные диалоги с пожизненно осужденными, готовыми поддержать и предупредить подростков о возможных необратимых изменениях в предстоящей жизни; 5 - через погружение в обязанности и права трудовой деятельности.
Помимо условий, создаваемых для погружения подростка в рефлексии на себя в общественных условиях, в проекте запланировано и уже осуществляется профессиональное ориентирование (например, для рефлексиии самооценки своего потенциала к физическим трудностям, послушанию и системному освоению специальных дисциплин). Был осуществлен для подростков специаль-
ный выезд в военный лагерь кадетского корпуса г. Иркутска (подобная работа была продолжена: 25% от общего числа подростков, участвующих в выезде в военный лагерь кадетного корпуса, были зачислены в данный кадетский корпус и успешно обучаются в соответствующих классах). Для подростков старшего возраста осуществляется реальное ознакомление и включение (в соответствии с законом) в трудовую деятельность с соблюдением обязанностей и прав, с получением зарплаты и обязательным обучением простейшим экономическим правилам сбережения и увеличения начального капитала; другие значимые для социализации условия развития социального интеллекта и опыта подростков.
Все инициативы проекта программы выступают:
1 - как условие приобретения социального опыта;
2 - как условие развития рефлексивных способностей;
3 - как условие развития внутренней позиции, воли и планирования возможного жизненного пути.
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. N 06-369 «О направлении рекомендаций».
2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 2-е изд., исправл. и доп. - М., 2010.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб.заведе-ний. - 13-е изд., перераб. и доп. - М., 2011.
4. Шнайдер Г.И. Криминология. - М., 1994.
5. Уэд К. Преступность и криминология в современной Японии. - М., 1989.
6. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. - М.; СПб и др., 2004.
7. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. - М., 1999.
8. Хвостов АА. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты - М., 2005.
9. Мухина В.С., Басюк В.С., Ершов А.В. Экспериментальное исследование феноменологической связи тела и психики (на материале изучения подростков посредством исследований А-тестом ВИ.ЗИ.ЭС) // Развитие личности. - №3. - 2011. - С. 178- 201.
10. Ермасов Е.В. Нормативно-правовые основы изучения личности несовершеннолетних правонарушителей // Развитие личности. - №3. - 2011. - С. 202-214.
11. Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Личность преступника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ.ред. проф. А. М. Столяренко. - М., 2003. - С. 113-114.
12. Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициа-ций послушанием и физическими трудностями // Развитие личности. - № 3. - 2010. - С. 146-162.
13. Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение ини-циаций свободой // Развитие личности. - № 4. - 2010. - С. 37-51.
14. Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение иници-аций страхом // Развитие личности. - № 1. - 2011. -С. 133-154.
15. Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициации саморефлексией (в ситуации уединения и обособления) // Развитие личности. - № 2. - 2011. - С. 127-
16. Басюк В.С. Психолого-педагогическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот. - М., 2007.
17. Мухина В.С., Хвостов АА. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. - М.,
141.
2011.
183
№ 4 - 2011