Практика
Реализация проекта
программы
психологического
сопровождения
подростков, лишенных
родительского
попечительства
Виктор Басюк
ВЛИЯНИЕ ЛЕТНЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ НА РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ -ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Дается анализ влияния профильной военно-патриотической смены на формирование и развитие внутренней позиции детей-сирот. Показано, что инициации, проводимые в естественных условиях кадетского корпуса, содействуют развитию чувства личности и внутренней позиции подростка, возрастной период которого отличается особой сензитивностью и динамичностью. Инициации рассматриваются как условие психологического сопровождения и психокоррекции.
Ключевые слова: внутренняя позиция личности; сгущение во времени и интенсивности инициаций; социальная единица; уникальная лич-
ность; социализация; чувство личности; реалии условий развития и бытия; рефлексия; саморефлексия; групповая рефлексия; психическая и социальная сензитивность; режим (распорядок дня); индивидуальная ответственность; инициации послушанием, физическими трудностям и свободой выбора.
Abstract. The analysis of influence of summer profiled military-patriotic shift for orphaned children on formation and development of their inner position is given. It is shown that initiations, created in special conditions of cadet corps, facilitate the development of personality feeling and inner position of a teenager, age period of who is characterized by especial sensitivity and dynamism. Initiations are viewed as psycho correction and psychological support condition.
Keywords: inner position of personality; concentration the initiation in time and intensity; social unit; unique personality; socialization; personality feeling; realities of life and development conditions; reflection; self-reflection; group reflection;psychical and social sensitivity; regime (day schedule); individual responsibility; initiations by obedience, physical difficulties and freedom of choice.
Исходные посылы
Формирование уникального «Я»
Государственные структуры ориентированы на то, что человек должен выступать в общественных отношениях исходя из своей родовой сущности как социальная единица, а также на то, чтобы обогащать потенциал страны уникальными личностями, способными творчески подходить к решению проблемных ситуаций.
Проблема социализации человека на каждом историческом этапе развития общества остается актуальной. Каждое время диктует свои условия и требует особенных ожиданий и способов контроля. Социализация всегда обращена к обеим ипостасям человека: к его родовой сущности и к его уникальному «Я».
Особое значение имеют условия, содействующие развитию личности как уникального «Я», в период особенно выраженной сензитивности развития - в отрочестве. Развитию чувства личности, безусловно, содействуют условия, обращающие подростка к самосознанию.
Человек как личность в современных условиях в цивилизованном обществе имеет возможность быть ориентированным на ценности, формирующие его уникальное «Я». Это происходит через ценностное отношение:
1 — к своему имени, телу и всей своей сущности в целом;
2 — к социальным ожиданиям и стремлению реализовать свои притязания на признание; 3 — к половой идентичности, соответствию традиционным представлениям о физическом, психическом и духовном «Я» образе, презен-тирующем каждого как представителя своего пола; 4 — к индивидуальному психологическому времени лично-
сти (своему личному прошлому, настоящему и будущему, сопряженному с прошлым, настоящим и будущим своего народа и человечества); 5 — к социально-нормативному пространству, воплощенному в реалиях:
• природы—колыбели человечества и особому культурному феномену, сущностно вошедшему во все остальные реалии;
• предметного мира— рукотворной природе человечества;
• образно-знаковых систем— условию развития и бытия человека; орудию психической деятельности каждого человека внутри традиционной культуры и современных достижений;
• социально-нормативного пространства обязанностей и прав, контролирующих проявления человека в обществе и дающих возможности для самореализации.
Только обладающий развитым самосознанием человек, имеющий высокую способность к саморефлексии, усвоивший безусловную ценность обязанностей и свобод, способен проявлять себя как личность. Отрочество - период Подростковый возраст отличается высокой психической и социальной сензитивностью, т. е. повышенной чуткостью к социальным феноменам и нюансам обыденной жизни. Эта особенность отрочества дает основание считать, что подросток может продвигаться в личностном развитии в короткие временные промежутки, если время будет сгущено специально организованными условиями, содействующими развитию. Организация Согласно проекту программы сопровождения под-
профильной военно- ростков, лишенных родительского попечения [1, с. 167183], автор этого материала — министр образования Иркутской области - создал условия для проведения летней военно-патриотической смены подростков из детских домов на базе Областного Государственного образовательного учреждения «Усольский Гвардейский Кадетский Корпус»*.
В 2011 и 2012 годах министерством образования Иркутской области было принято решение о проведении профильных военно-патриотических смен для детей-сирот, воспитанников детских домов на базе УсГКК.
высокой сензитивности
патриотической смены
* Усольский Гвардейский Кадетский Корпус (далееУсГКК) создан на основании постановления Губернатора Иркутской области от 23.09.2003г. №532-п. Учредителем УсГКК является Министерство образования Иркутской области. Обучение ведется с 7 по 11 класс.
Фото 1. День приезда в смену 2011 г. Фото 2. День приезда в смену 2012 г.
Предполагалось, что участниками смен будут воспитанники областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мальчики в количестве 60 человек). В 2011 году в смене участвовало 57 курсантов; в 2012 году - 58. В июле 2012 года 11 подростков приехали на профильную смену повторно; трое из них были уже кадетами Иркутского Гвардейского кадетского корпуса. Специфика Выбор профиля смен обусловлен спецификой и осо-
профильной смены бенностями воспитательного и учебного компонента, условий пребывания и проживания данного учреждения. Срок смены в 2011 году составлял 14 дней, а в 2012 году - 21 день.
Смены были организованы с целью формирования внутренней позиции личности подростка посредством возрождения традиций гражданско-патриотического воспитания будущих защитников Отечества. Было организовано взаимодействие государственных и общественных институтов в сфере патриотического воспитания (общественная организация воинов-интернационалистов, военнослужащие дивизии воздушно-десантных войск и др.).
Смены предполагали выполнение следующих задач:
• формирование установки на необходимость развития внутренней позиции личности, ответственной за себя;
• формирование нравственных, морально-психологических и физических качеств;
• воспитание подростков в духе готовности к защите Родины, чувства личности и товарищества;
• изучение основ военного дела, способствующих мотивации к освоению программы начальной военной подготовки;
Внутренняя позиция подростка -сущностная ценность его личности
Инициации -условия развития личностного роста
• подготовка к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В рамках проведения смен было предусмотрено обучение дисциплинам начальной военной подготовки, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в Чеченской республике, а также экскурсии в воинскую часть и посещение музея Воинской Славы (г. Ангарск). Кроме этого были предусмотрены спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, организация выезда на летний тактический военный полигон одной из воинских частей.
Обсуждая данный проект и особенности предстоящей работы, мы ставили следующие цели: 1 - формирование внутренней позиции подростка как сущностной ценности личности; 2 -развитие мотивации уникальности своей личности; 3 - социализация подростков-воспитанников детского дома.
Особая роль в выполнении этих задач отводилась индивидуальному сопровождению подростков-курсантов. Педагоги-психологи, включенные в работу с подростками, фиксировали в дневниках наблюдения изменения в поведении, самочувствии, особенностях мотивации и
жизнедеятельности, успешности-неуспешности; беседы, диалоги, рассуждения, рефлексии; результаты глубинного рефлексивного теста «Кто Я?», особенности взаимодействия подростков в тренингах.
Во главу угла мы поставили условия (сгущение во времени и интенсивности инициаций), при которых намеченные цели должны быть реализованы более эффективно.
Наблюдая жизнедеятельность курсантов в условиях нахождения в кадетском корпусе, мы получили возможность установить эффективность реально существующих инициаций, положенных в систему обучения и воспитания курсантов (ограничения спонтанной свободы, послушание; усиленные физические нагрузки). Именно эти три составляющие являются условием развития личности курсанта.
Создавая ситуации обучения и воспитания курсантов через инициации, мы обращались к нашему опыту проведения тренингов-инициаций [2].
Фото 3. Занятие с психологом
Фото 4. Проведение рефлексии 2012 г.
Условия развития внутренней позиции в подростковом возрасте
В работе «Инициации подростков как условие личностного роста» авторы обсуждали значимость инициа-ций как условий развития у подростков рефлексии на себя
и как условий личностного роста. Развитие внутренней позиции подростков осуществлялось нами в течение многих лет.
Было показано, что инициации содействуют развитию чувства личности и внутренней позиции. Инициации рассматривались нами как условия пси хо кор рекции и психологического сопровождения (систематически проводились беседы о значении внутренней позиции, тренинги).
Работа с подростками в условиях пребывания в УсГКК обнаружила их психологическую потребность в прохождении ответственных испытаний. Обычно каждый подросток стремится проверить себя на физическую выносливость, на преодоление страха перед высотой, глубиной, темнотой. Испытание себя, проверка своих возможностей, пригодности к чему-либо, своих качеств становятся стимулом многих поступков подростков (разумных или абсурдных и опасных).
Инициации для подростков разрабатывались на основании психологических особенностей отрочества в течение ряда лет практической работы с ними. Работа велась с подростками из полных семей и подростками, лишенными родительского попечительства.
Инициации строились на понимании феноменологической сущности отрочества: развитие личности подростка определяется социальными условиями, его внутренней позицией и особенностями динамики подросткового онтогенеза. Социальные условия обычно болезненно воспринимаются подростком как несовершенные: общество требует от подростка нормативности, но само зачастую ненормативно и несправедливо. Сензитивные к этому явлению подростки зачастую занимают протестную позицию.
Внутренняя позиция в этот возрастной период может иметь достаточно обозначенный абрис, но у подростка мало опыта и он максималист. Подростковый онтогенез отличается выраженной динамикой по сравнению с общевозрастным онтогенезом в связи со спецификой физического, полового и личностного созревания. Под-
Начало профильной смены
росток «то бежит, то лежит»; то контактен и обаятелен, то замкнут и отчужден; то любвеобилен, то агрессивен.
Все выше названное приводит подростка к нестабильности, к кризисным состояниям самосознания, к возможному нарушению самоидентичности. Инициации в этом случае могут выступить как психокоррекционное условие, позволяющее подростку осознать свои возможности и пределы, определиться со своими притязаниями, развить у себя мотивацию к формированию чувства личности.
Проведя параллель между видами и условиями проведения инициаций и пребыванием подростков в кадетском корпусе, мы выделили общее и существенно важное: в инициациях, разработанных В. С. Мухиной, условия создаются искусственно (ситуации послушания, физических нагрузок, ограничения свободы и др.), в УсГКК аналогичные условия стали естественной и постоянной составляющей. То есть нам была предоставлена уникальная возможность наблюдения, отслеживания и развития самосознания личности через саму жизнь подростков в условиях распорядка кадетского корпуса.
Обратимся к дневниковым записям.
Подростки приехали в УсГКК с сопровождающими, которые представили необходимые документы и расписались в акте приема-передачи подростков. Чрезвычайно значимо то обстоятельство, что подростки впервые оказались один на один с незнакомыми людьми, которые отличались от гражданских лиц речью, стилем поведения и формой; военнослужащие разговаривали на языке устава; изначально требовали от подростков соблюдения дисциплины и порядка. Смена стиля общения побудила новоявленных курсантов к бдительности и дисциплине.
С первых минут педагоги-психологи начали вести наблюдения за подростками и дневниковые записи.
Приведу дневниковые записи педагога-психолога кадетского корпуса, работающего в профильной смене с подростками: «25 июля 2011 года. Открытие первой летней профильной военно-патриоти че ской смены. Неизвестность, неуверенность, волнение. Что впереди?
Представляю: 60 мальчишек, будущих солдат, с огромным желанием, рвением пости-
Фото 5. Разборка автомата 2011 г.
гают азы военного мастерства. Строй, горящие глаза. Ответ на приветствие: "Служу Родине, честь имею!"
Смотрю в окно и вижу: три подростка развязной походкой, сплевывая через плечо, воровато оглядываясь, приближаются к корпусу. "Боже! - подумала я. Началось!"». Одним словом, педагог-психолог кадетского корпуса была в шоке: «Что же будет?»
Беседуя с участниками профильной смены, наблюдая за их реакцией на все происходящее, мы обнаружили неподдельный интерес подростков ко всему, что происходило вокруг в новой для них ситуации. Пытливый взгляд, множество вопросов, восхищение всей обстановкой. На вопросы командиров подростки дают правдивые, полные ответы, одаривая их искренними улыбками.
Условия Взрослые - участники работы с подростками,
взаимодействия всех лишенными родительского попечительства, специально готовились нами для общения с особой категорией воспитанников. Подчеркивалась значимость отношений служения, важность иерархии уставных отношений и отношений доверия и уважения обеих сторон.
Основные методы работы - включенное наблюдение и беседы.
Из дневника педагога-психолога: «Наблюдая за подростками, я вдруг поймала себя на мысли, что наблюдаю за собой. Отмечая особенности поведения, мимику, жесты подростка, я с интересом отмечала свое отношение к подросткам».
На вопрос «Какие причины побудили вас (к курсанту обращаются на «вы» ) стать участником профильной военно-патриотической смены?» подростки отвечали:
- Посмотреть, как тут живут.
- Чему-то военному научиться, дисциплине, порядку. В детском доме порядка нет, делаем все, что хотим.
- Хочу стать военным! -Хоть что-то новенькое!
- Здесь тепло и сытно!
- Приехал исправляться.
- Представлял войнушку!
- Военная подготовка, есть чем заняться, физически подтянуться.
- Себя готовить к жизни. Воспитывать характер, дух.
- Я не хотел. Заставили.
- Все разъехались, остался я один. Меня и отправили.
- Думал - отдохну!
- Не знаю.
- Друзей найти хороших, познакомиться.
- Не было желания, хочу домой.
категории взрослых с курсантами
Методы исследования
Отношение подростков к ситуации пребывания в кадетском корпусе
Новые условия меняют отношение к ситуации
Безусловные требования строгого исполнения режима
Некоторые подростки были настроены скептически. Они открыто демонстрировали неприязнь, агрессию. Подростков вначале «напрягала» форма офицеров-воспитателей («Менты что ли?»). В первый день подростки явно демонстрировали отчуждение. Характерны при этом позы и мимика подростков: сжатые губы, скрещенные на груди руки, надменно-тревожный взгляд.
Анализируя ответы на вопросы, диалоги, настроение и поведение воспитанников во время вступительной беседы, мы отметили, что около 20% подростков демонстрировали свое неудовольствие по отношению к пребыванию в профильной смене. Совместно с социальными педагогами и педагогами-психологами мы обсудили потенциальную «группу риска» и наметили план индивидуальной работы с данными подростками.
Сопровождая новоявленных курсантов в казарму, наблюдая за тем, как они получают обмундирование и знакомятся со своим местом в казарме, мы отметили у большинства подростков возникший интерес к происходящему.
Характерно, что практически все подростки в момент знакомства с местом их проживания (казармой) тщательно, ревностно осматривали свою кровать, прикроватную тумбочку, личное полотенце, поправляли свои одеяла и подушки. Как бы «пометили» - «Мое, не трожь».
С первой минуты пребывания в корпусе подросткам дали понять, что существует режим и строгий распорядок дня, которые следует обязательно исполнять.
На построении участников разделили на три взвода, познакомили с командным составом. После этого состоялось торжественное открытие смены.
Согласно плану, утвержденному Министерством образования области, день курсанта начинается в 7.00 и заканчивается в 23.00. Распорядок дня насыщенный; личное время час - полтора. Режимные моменты: утренняя физическая зарядка; утренний и вечерний развод; построение на плацу;тактическая, физическая, строевая, огневая подготовки; сдача личных и командных зачетов по физической подготовке - обязательны. С самых первых дней начинается подготовка к кульминационному моменту для всех участников смены -марш-бросок. Интенсивность физических и эмоциональных нагрузок увеличивается, личное время по инициативе самих курсантов сокращается («Можно мы на спортгородке позанимаемся - скоро марш-бросок»).
Ежедневно, ежеминутно с курсантами находятся командиры и педагоги-психологи.
Рефлексивный метод «Кто Я?»
Воспитанников
интернатных
учреждений
отличает
синкретичность
рефлексий
Новые внешние образы и символы
Рефлексивный метод состоял в ответе на вопрос «Кто Я?». Вопрос задавался во второй день приезда на территорию УсГКК во время встречи с педагогом-психологом. Подростки отвечали:
-Я человек.
-Я воспитанник.
-Я курсант.
-Я друг, товарищ.
-Я как все.
-Я никто.
-Я не понял вопроса.
Кто-то не нашелся с ответом вовсе.
Рефлексии осуществлялись с подростками в группе из шести человек.
Подростки (возраст 13-16 лет) между собой едва знакомы, так как они прибыли в эти условия из разных детских домов области. Рефлексивные ответы они записывали на листе бумаги. Во время работы подростки долго размышляли над инструкцией, задавали вопросы. Всего было десять экспериментальных групп. Ситуация рефлексии (как взгляд в себя, автопортрет) вызывала трудности, порой непонимание, тревогу и даже агрессию. Иногда подростки демонстративно, открыто критиковали то, что мы им предлагали. Некоторые подростки после таких занятий отдавали чистые листки и поспешно уходили.
Как показали результаты анализа, многие указывали на свою принадлежность к человеческому роду, к воспитанникам детского дома, родственные связи обычно не обозначались. Некоторые указывали на свое новое социальное положение: «Я - курсант». В то же время некоторые отвечали на не указанный в тексте вопрос «Какой Я?».
В целом следует указать на синкретичность рефлексивных возможностей у подростков-воспитанников интернатных учреждений.
В первые два дня в смене 2011 года трое подростков совершили самовольный уход с территории УсГКК в лагерь, где отдыхали другие дети из их учреждения. По решению командования смены этих подростков лишили права продолжить участие в смене, что послужило предупреждением для всех остальных участников смены.
Считаем важным отметить следующее. Первое, что основательно повлияло навоенно-патриотическую мотивацию подростков, было создание нового внешнего образа. Курсантам выдали кадетское обмундирование, ремни, погоны, знаки отличия. Все это подростки
Фото 6. Курсанты приветствуют командиров и министра образования
Понимание
подростками
значения
физической
культуры
примеряли с особой тщательностью, основательностью. Трепетно, ответственно подшивали воротнички и крепили лычки. Наблюдали друг за другом: кто и как исполняет поручения; обсуждали новые для себя обязанности.
Когда мы увидели строй переодетых в военную форму воспитанников, мы были поражены. Они стали стройнее, взрослее, сильнее, красивее. Они преобразились не только внешне - изменились внутренне. Совершенно другим взглядом они смотрели друг на друга, на командира, на нас. Во взгляде читалась гордость, внутреннее достоинство.
Известно: в культуре человечества существуют предметы, которые несут в себе знаковую, символическую функцию - вещи-символы.
Один из ключевых моментов, на который мы обратили пристальное внимание - утренняя физическая зарядка. Мы задавали подросткам вопрос, на который они отвечали каждый по-своему: «Как вы относитесь к усиленным физическим нагрузкам, выполнению ежедневной физической зарядки?»
- Для нас же лучше!
- Нужно для тела!
- Это нужно, чтобы защищаться!
- Это хорошо! Я бы еще на качалку ходил!
- Проверить себя - смогу или нет? Я выносливый. Я решил, что надо бегать, и много бегал, чтобы к смене подготовиться.
-Посмотрю, на что годен!
- Хочу попробовать! В будущем пригодится.
- Нужно развивать организм!
- Мы же в кадетку приехали!
- Мне надо! Испытать себя, попотеть маленько!
- Нужно! Чтобы быть физически развитым!
- Пригодиться в армии.
- Вставать рано лень. Когда выбегаешь на плац -совсем другие чувства. Адреналин!
- Посмотреть, справится тело или нет?
- Будет здоровье!
- Укреплять тело и дух!
- Быть успешным!
Первые достижения и результаты
Инициации
физическими
трудностями
Одним словом, подростки хорошо понимают для чего нужны физические нагрузки.
При построении на первую в смене утреннюю физическую зарядку мы заметили следующее. Сонные, недовольные подростки выходили на площадку перед казармой, ежились, пытались согреться (выполнение зарядки: форма одежды № 2 - обнаженный торс). Затем бегом на плац.
На плацу - непосредственно выполнение зарядки. Вот как раз во время выполнения первых разминочных упражнений почти у 100 % курсантов очень заметна перемена настроения и отношения к происходящему. Задают тон обычно два-три воспитанника, занимающих должность командиров отделений. Они по собственной инициативе увеличивают количество повторений упражнения, усложняя его элементы. Особенно эффектно «отжимание на кулачках» (после такого упражнения на асфальте руки мальчишек бывают в крови). Несмотря на трудность этого упражнения (необязательность выполнять его именно в таком варианте) все 57 курсантов вслед за инициативной группой «отжимаются на кулачках».
У новоявленных курсантов выражение гордости и удовлетворения собой, гордость за свое терпение, силу, выносливость- за преодоление самого себя. Таким образом, происходила инициация физическими трудностями в реальных условиях пребывания в УсГКК.
Инициации- это обряд испытания (физического, психического и духовного) на физическую выносливость, на социальную зрелость, на психологическую готовность действовать в социальном пространстве в соответствии с социальными ожиданиями. Инициация - это посвящение, введение в таинства, что позволяет человеку перейти из одного статуса в другой, с одного уровня развития на другой. В инициациях подростки проверяют свои способности, волю, выносливость, обретают власть над собой и обстоятельствами, учатся рефлексиии развивают мотивацию к формированию внутренней позиции. Инициация физическими трудностями дала возможность каждому проверить себя на физические нагрузки, а также на послушание: ведь каждому приходится в точности выполнять команды.
Каждый человек в жизни должен сделать максимум для своего здоровья - развить силу, ловкость, гибкость, быстроту реакции и т.д. Здоровье обеспечивает успех в жизни. Кроме того, каждый учится черпать силы из своего потенциала. В этом определяющее значе-
Фото 7. Беседа с курсантами
Личность в группе равных
«Я уже взрослый, мне это надо»
ние имеет воля, которую также необходимо развивать и контролировать.
Немаловажно то, что вопросы геройства всегда актуальны среди курсантов. Подростки с удовольствием и огромным интересом подвергают себя всяким испытаниям. Безусловно, вопрос «Кто Я?» адресован в равной мере как своему физиологическому образу, своему телу, так и к себе психическому и духовному.
Занимаясь спортом, подростки удовлетворяются как самим процессом действия, так и результатами.
Следующий вопрос, который требует особого внимания, межличностные взаимоотношения в коллективе курсантов.
На смены приезжали подростки из разных интернатных учреждений области. Из каждого учреждения от одного до пяти человек.
Анализируя результаты первых испытаний, первых соревнований, зачетов, особенности поведения и психического состояния курсантов, мы увидели, что наиболее полно и с наибольшей отдачей «погружаются» в заданные условия мальчишки-одиночки, то есть единственные представители определенного интернатного учреждения. Однако все подростки упорно стремились к достижениям.
Каждый день смены заканчивался подведением итогов дня, рефлексией. Подростки были немногословны. Но есть существенное отличие от рефлексии первого дня. Это отличие состоит в том, что подростки (на просьбу написать рефлексивный отчет о прожитом дне) сосредоточенно, порой с улыбкой, иногда нахмурившись, иногда «улетая» далеко-далеко, обозначают на бумаге свое личное переживание и видение ситуаций прожитого дня.
Приведем типичные ответы:
«Когда услышал приказ, было внутреннее сопротивление. Непривычно. Чувствуешь себя немым».
«Не люблю распорядок, приказы. Люблю велосипед и свободу».
«Приказы выполнять не хочу. Но ведь никто не спрашивает. Надо. А потом понимаешь, что действительно надо».
«Приказ не обсуждается. Тут сила воли нужна. Когда выполняю приказы, чувствую себя сильным!».
«Между друзьями или знакомыми приказов нет. Есть между старшими и младшими. Потому что старшие знают лучше нас».
«Приказ однозначно выполняют. По-другому нельзя».
«Я к приказам привык. Мама тоже всегда приказывала. А не слушаешься потому, что не знаешь, как надо жить».
«Сказали делать - надо делать».
«Приказ - это не просьба».
«Я с удовольствием выполняю приказы. Так и должно быть».
«Приказ - это драйв! Ты же можешь делать все, что ты хочешь. А ты, сжав кулаки, делаешь то, что приказывают. Это здорово!».
«Это как в армии. Я уже взрослый, мне это надо».
«Все здорово! Нравится дисциплина, порядок».
«Хочу стать военным. Мне все это очень пригодится».
«Ты еще не знаешь, что тебе надо. А тут все ясно -военное дело, тренировки, порядок. Мне нравится».
«Если бы с детства здесь был, может и не случилось бы со мной ничего плохого. Это потом понимаешь, как надо».
«Если сложится жизнь, буду военным. Приказы -это здорово».
«Нравится. Жалко, что раньше сюда не ездил».
«Сначала надо обустроится в жизни, а потом о семье думать. Военные хорошо поступают. Могут семью и детей защитить. Сильные. Хотел бы тоже стать военным».
«Пацаны из семей учатся в нормальных школах и работают на нормальных работах. Поэтому буду в кадетский поступать. Успеха добьюсь».
«Хочу поступить в кадетский корпус. Здесь все по-настоящему».
«Иногда хочется отдохнуть, а нельзя. Здесь настоящих мужиков воспитывают». Послушание - В условиях профильной смены мы увидели, что
социальная норма трудные дети-сироты в большей части случаев воспринимают приказы как должное, принимают их, стараются по возможности точно и быстро исполнить требование. Подростки, которые считают себя взрослыми, которые требуют уважительного и чуткого к себе отношения, позитивно воспринимают обращения в форме приказа.
Дисциплина начинается с послушания
Инициативы курсантов
По существу уставные отношения и все виды военной подготовки представляют собой инициации послушанием. Инициации послушанием - следование чужой воле, установленному порядку, исполнение законов.
Одним из важнейших качеств личности является умение осознанно подчинить себя и свои силы решению какой-либо задачи без рассуждений, выполнять приказ (или распоряжение). Речь идет о внутренней самоорганизации, без которой нельзя выжить и взаимодействовать в человеческом обществе. Послушание высоко ценится у всех народов мира, во всех человеческих культурах.
В.С. Мухина отмечала, что «смирение и послушание - необходимые для социализации качества, которые организуют, дисциплинируют самого человека» [3, с. 846].
Подросток не только открывает для себя ценность самостояния, но и начинает понимать необходимость и социальную ценность послушания и дисциплинированности. Это понимание содействует его развитию как личности, формирует его потребность в развитии внутренней позиции.
Послушание - нормальная поведенческая реакция социализированного человека. Мы намерены показать подросткам, как непросто подчас исполнять послушание, когда не хочешь научиться социальным ожиданиям, как важно научиться послушанию как наиважнейшему условию, содействующему успеху в общении и достижении своих целей.
После интенсивных занятий строевой и тактической подготовкой, после работы с психологами (беседы о значении инициаций) у курсантов остается свободное (личное) время. Они активно общаются друг с другом, делятся впечатлениями о происходящем, отмечают личные успехи, достижения и даже неуспехи, а также достижения и неуспехи друг друга.
Следует отметить что, у подростков возникают новые для них способы взаимодействия - они становятся гораздо лояльней друг к другу, они готовы прийти на помощь друг к другу.
Во время отдыха подростки обычно располагаются на траве около спортгородка,- месте, облюбованном ими для отдыха и общения. Здесь происходят дружественные беседы, шалости, серьезные обсуждения смысла пребывания на территории кадетского корпуса и др. По существу в этих условиях происходили спонтанные инициации рефлексией на себя и других. (Командиры и педагоги-психологи имели возможность издали наблю-
Прорыв к пониманию значения внутренней позиции
Решающий этап смены
дать за свободным общением курсантов или в ситуациях включенного наблюдения: под тем или иным предлогом находиться вблизи, чтобы видеть и слышать подростков в их свободном общении друг с другом).
Подростки через несколько дней пребывания на территории кадетского корпусаменяли свое отношение к пребыванию в новых для них условиях. Они начинали беспрекословно выполнять требования командиров. Всякий раз появлялись желающие поступить на учебу в кадетский корпус. По инициативе курсантов занятия по строевой, тактической и физической подготовке увеличились в объеме нагрузок и во времени. Курсанты целенаправленно готовились к кульминационному моменту смены - марш-броску.
Главное испытание для участников профильной смены - марш-бросок. Каждую минуту свободного времени курсанты проводили в спортгородке, на полосе препятствий, тактическом поле. Подростки ставили перед собой значимые близкие и дальние цели, боролись за их достижение.
Время дневного отдыха, которое так радовало в начале смены, по инициативе курсантов было отменено и посвящено подготовке к важному и ответственному для них мероприятию. В это время подростки еще более сдружились, сплотились, оказывали поддержку и помощь друг другу. Мы видели увлеченных, активных курсантов с горящими глазами, занятых чем-то весьма значительным. Важно то, что во время подготовки к марш-броску подростки стали осознавать себя настоящими, истинными курсантами.
Марш-бросок - эстафета со следующими этапами: военно-медицинская подготовка; огневая подготовка; разборка и сборка оружия; преодоление водных преград; прохождение полосы препятствий; минное поле; тактическое поле (действия подразделения при наступлении, боевое развертывание); РХБЗ*. Ребята должны были бежать командой по десять человек. Командир отделения (курсант, который руководит действиями других во время прохождения марш-броска) выбирается общим голосованием при личном согласии. Время прохождения марш-броска определялось по прибытию последнего курсанта отделения. Во время прохождения марш-броска
* РХБЗ - радиационная химическая биологическая защита. Курсанты осваивают владение противогазом, специализированным обмундированием и учатся поведению в экстремальных полевых условиях.
курсанты должны были действовать командой, помогая друг другу. На каждого курсанта возлагалась ответственность за личный результат и за результат команды в целом.
Эстафету каждый курсант проходил самостоятельно, рассчитывая на свои силы, опираясь на свои результаты, используя свои физические и психологиче-
Фотов. Марш-бросок 2011г. ские ресурсы.
Марш-бросок дал возможность подвести итог пребывания курсанта в профильной военно-патриотической смене, выявить уровень физической и психологической подготовки к действиям
в заданных условиях.
Все курсанты справились с эстафетой. Они были готовы свободно принять те правила и требования, которые поначалу игнорировали и отвергали.
Наряду с внешними изменениями (подростки окрепли, подтянулись, возмужали) происходили глубокие внутренние личностные перемены. Эти метаморфозы ^^■■■^^^^■■ВВНВННН проявлялись в стиле обще-Фото 9. Марш-бросок 2012 г. ния с командирами, с педа-
гогами и друг другом. Явно курсанты стали нацелены на развитие в себе теперь уже осознаваемой внутренней позиции. Они стали понимать значение инициации послушанием, физическими трудностями и свободой. Инициации Испытание свободой - это сложное моральное и
свободой психологическое испытание. Оно особенно трудно для
подростка. Свобода как личностная позиция человека требует высокой духовной культуры, способности сделать выбор из многих вариантов, которые предлагает та или иная ситуация. Самостоятельный выбор - это всегда ответственность.
Испытание свободой - испытание здравого смысла, воли, характера в условиях, когда человек берет
Сущностные изменения тела и духа
Награды за достижения
на себя ответственность за выбор: «действовать умно и по правилам» или «действовать необузданно и безумно». Умение осознанно подчинять себя и свои силы решению значимой для себя задачи лежит в основе свободы выбора. Здесь речь вновь идет о внутренней позиции личности.
В условиях обязательного режима и неукоснительных требований к курсантам, с помощью руководителя проекта, командиров и психологов, курсантам по сути была предоставлена возможность иметь свободу выбора в условиях пребывания в смене. Эти условия смены стали основой для проекции полученного опыта на всю дальнейшую жизнь. Курсантам объяснялась неразрывная связь послушания и свободы выбора, что должно было стать смыслообразующим для формирования внутренней позиции.
Наблюдая курсантов в доверительной беседе с каждым в отдельности и с группами, мы констатировали метаморфозы, произошедшие в ситуации сгущения во времени и интенсивности воздействия в условиях смены. Изменения, - внешние и внутренние, - были разительны.
Торжественный момент последнего дня пребывания. Закрытие профильной военно-патриотической смены. Вынос знамени. Поднятие флага. На трибуне Губернатор Иркутской области, министр образования области, директор Усольского Гвардейского кадетского корпуса -генерал-майор кадетских войск, члены попечительского совета, мэр города Усолье-Сибирское. Курсантам вручают грамоты за личные и командные результаты: за силовое многоборье, волейбол, баскетбол, футбол, первенство по стрельбе из пневматического оружия, зачеты по строевой, огневой, тактической подготовке и, наконец, за место в прохождении марш-броска.
Губернатор области вручил курсантам командирские часы. Подростки были удивлены и несказанно рады такому подарку. В глазах восхищение, восторг. После торжественного закрытия смены подростки бережно прятали часы в коробки и в карманы, постоянно проверяли - на месте ли они? Министр образования области говорил важные для подростков слова - «Вы смогли!», «Вы справились!», «Вы добились!».
На память о профильной смене курсантам вручили календари с фотоколлажем. На листке формата А3 в случайном порядке были расположены фото из жизни конкретного курсанта в главной роли (где-то он серьезный, сосредоточенный, где-то веселый, где-то смешной и несуразный).
Условия, побуждающие к развитию внутренней позиции
После выступления высоких гостей смены слово брали воспитатели детских домов, приехавшие за своими воспитанниками: «Мы не узнали своих подростков. Их как будто подменили. Они стали взрослее, сильнее, красивее, серьезнее. Отправляя их сюда, мы думали, что они вам доставят массу хлопот. А сейчас слышим о том, что они молодцы, что они настоящие курсанты». Эти слова воспитателей явно говорят о типичном непонимании и неверии в потенциал личностного роста подростков.
Уже не было тех пацанов, надменных и наглых, которые приехали в кадетский корпус две-три недели тому назад. Уже не было неуверенных, зажатых, всеми силами стремящихся спрятаться от условий жесткой дисциплины подростков. В тот момент не проявлялись присущие им прежде девиации.В строю стояли подтянутые, окрепшие, повзрослевшие курсанты профильной военно-патриотической смены.
По итогам двух профильных смен некоторые из воспитанников детских домов предприняли попытки поступить в кадетский корпус: заявили о своем намерении поступить в кадетский корпус 36 подростков. На сегодняшний день, в корпусе обучается 16 из них (более 50 % подростков не поступили по состоянию здоровья). Мы полагаем, что в условиях социальных инициаций на послушание? физическими трудностями и свободой выбора (конкретно в условиях профильной военно-патриотической смены) развивается мотивация к развитию физического и психического потенциала, складывается внутренняя позиция подростка.
1. Мухина В. С., Басюк В. С. Проект психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства// Развитие личности. - 2011. — №4. - С. 167-183.
2. Мухина В. С, Басюк В. С. Инициации подростков как условие личностного роста. - Иркутск, 2011.
3. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010. - С. 846.