Научная статья на тему 'Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициаций послушанием и физическими трудностями'

Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициаций послушанием и физическими трудностями Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
815
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАЦИИ / INITIATION / СОЦИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА / SOCIAL UNIT / УНИКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / UNIQUE PERSONALITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЧУВСТВО ЛИЧНОСТИ / A SENSE OF IDENTITY / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗВЕНЬЯМ САМОСОЗНАНИЯ / VALUABLE RELATION TO THE LINKS CONSCIOUSNESS / РЕАЛИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ / THE REALITIES OF THE DEVELOPMENT AND EXISTENCE / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / САМОРЕФЛЕКСИЯ / SELF-REFLECTION / ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ / GROUP REFLECTION / ПСИХИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СЕНЗИТИВНОСТЬ / MENTAL AND SOCIAL SENSITIVITY / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / INDIVIDUAL RESPONSIBILITY / ИНИЦИАЦИИ ПОСЛУШАНИЕМ И ФИЗИЧЕСКИМИ ТРУДНОСТЯМИ / OBEDIENCE INITIATION AND INITIATION OF PHYSICAL DIFFICULTIES / ПОСЛУШАНИЕ / OBEDIENCE / ПРЕОДОЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ / OVERCOMING PHYSICAL CHALLENGES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухина Валерия, Басюк Виктор

В статье дается анализ инициаций как условия развития рефлексии на себя и как условия личностного роста. Показано, что инициации содействуют развитию чувства личности и внутренней позиции подростка, возрастной период которого отличается особой сензитивностью и динамичностью. Инициации рассматриваются как психокоррекционное условие и условие психологического сопровождения. Обсуждается значение послушания и преодоления трудностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мухина Валерия, Басюк Виктор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is designed to gain a better understanding of the process of initiation as conditions for reflection development and personal growth. It is suggested that initiation contributes to development of the sense of personality and the internal position of teenagers due to sensitiveness and dynamism. Initiation is considered as adjustment condition and condition of psychological support. This study deals with the significance of obedience and overcoming difficulties.

Текст научной работы на тему «Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициаций послушанием и физическими трудностями»

Практика

Психологическое

сопровождение

личности

Валерия Мухина, Виктор Басюк

ИНИЦИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА: ПРОВЕДЕНИЕ ИНИЦИАЦИЙ ПОСЛУШАНИЕМ И ФИЗИЧЕСКИМИ ТРУДНОСТЯМИ

Аннотация. В статье дается анализ инициаций как условия развития рефлексии на себя и как условия личностного роста. Показано, что инициации содействуют развитию чувства личности и внутренней позиции подростка, возрастной период которого отличается особой сензитивностью и динамичностью. Инициации рассматриваются как психокоррекционное условие и условие психологического сопровождения. Обсуждается значение послушания и преодоления трудностей.

Ключевые слова: инициации; социальная единица; уникальная личность; социализация; чувство личности; ценностное отношение к звеньям самосознания; реалии условий развития и бытия; рефлексия; саморефлексия; групповая рефлексия; психическая и социальная сензитивность; индивидуальная ответственность; инициации послушанием и физическими трудностями; послушание; преодоление физических трудностей.

Abstract. This study is designed to gain a better understanding of the process of initiation as conditions for reflection development and personal growth. It is suggested that initiation contributes to development of the sense of personality and the internal position of teenagers due to sensitiveness and dynamism. Initiation is considered as adjustment condition and condition of psychological support. This study deals with the significance of obedience and overcoming difficulties.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

146

№ 3 - 2010

Keywords: initiation; a social unit; a unique personality; socialization; a sense of identity; valuable relation to the links consciousness; the realities of the development and existence; reflection; self-reflection; group reflection; mental and social sensitivity; individual responsibility; obedience initiation and initiation of physical difficulties; obedience; overcoming physical challenges.

Исходные посылы

Ценностное отношение к себе внутреннему

Авторы исходят из того, что стратегия управления развитием личности должна строиться с учетом глобальных целей развития общества.

Любые государственные структуры, с одной стороны, ориентированы на то, что человек должен выступать в общественных отношениях исходя из его родовой сущности - как социальная единица, с другой - ориентированы на то, чтобы обогащать свой потенциал уникальными личностями, способными по-своему подходить к решению любых проблемных ситуаций [1].

Проблема социализации человека на каждом историческом этапе развития общества всегда остается актуальной. Однако каждое время требует своих условий, особенных ожиданий и способов контроля. Социализация всегда обращена к обеим ипостасям человека: к его родовой сущности и к его уникальному «Я».

В этой работе мы будем обсуждать условия, содействующие развитию человеческой личности, уникального «Я» в период особенно выраженной динамичности развития - в период отрочества.

Развитию чувства личности, безусловно, содействуют условия, обращающие подростка к его самосознанию.

Человек в любой культуре ориентирован на ценности, формирующие его уникальное «Я». Это происходит через ценностное отношение: 1 - к своему имени, телу и всей своей сущности в целом; 2 - к социальным ожиданиям и стремлению реализовать свои притязания на признание (соответствие этим ожиданиям или противодействие им); 3 - к половой идентичности, соответствию традиционным представлениям о физическом, психическом и духовном «Я»-образе, презентирующем каждого как представителя своего пола; 4 - к индивидуальному психологическому времени жизни (своему личному прошлому, настоящему и будущему, сопряженному с прошлым, настоящим и будущим своего народа и человечества); 5 - к социальному пространству, воплощенному в реалиях:

• колыбели человечества - природе;

№ 3 - 2010

Высокая

сензитивность

подростков

Инициации как испытания и посвящения

• предметного мира - рукотворной природы человечества;

• образно-знаковых систем, изобретенных человечеством и ставших орудием психической деятельности;

• нормативному пространству обязанностей и прав человека, контролирующих его проявления в обществе и освобождающих его для самореализации [2].

Только обладающий развитым самосознанием человек, имеющий высокую способность к саморефлексии, усвоивший безусловную ценность обязанностей и свобод, способен проявлять себя как личность.

Подростковый возраст отличается высокой психической и социальной сензитивностью - повышенной чуткостью к социальным феноменам и нюансам обыденной жизни. Эта особенность отрочества дает основание считать, что подросток может продвигаться в личностном развитии и в короткие временные промежутки, если время будет сгущено специально организованными условиями, содействующими развитию [3].

Мы обсудим инновации, разработанные В. С. Мухиной теоретически и используемые в практике работы с подростками во временных детских объединениях. Речь пойдет об инициациях, содействующих телесному, психическому и духовному развитию подростков [4].

В истории человеческой культуры инициации -испытания и посвящения, осуществляемые посредством таинства или мистерии. Через инициации неофит (новый субъект инициации) переживает ряд превращений, благодаря которым он в конце концов переходит из одного статуса в другой (например, в число полноправных членов племени; в мужской, реже - женский союз; в круг жрецов, шаманов, воинов и др.) [5].

Особенность каждой инициации состоит из этапов проведения неофита по пути испытаний.

Первое условие инициации - выделение инициируемого из традиционного устоявшего группового «мы», лишение его чувства единицы, входящей в некую общность, и возложение на него индивидуальной ответственности за успехи в прохождении испытания.

Второе условие инициации - время инициации. Второе испытание переживается инициируемым особым образом, как отпущенное лично ему время испытаний, которое ответственно контролируется им самим, организуя его волю и чувства. Реально время инициации длится от нескольких часов и дней до ряда лет и всю жизнь человека.

№ 3 - 2010

Подростки

психологически

готовы

к прохождению инициаций

Значимость понимания подростком своей внутренней позиции

Инициации в качестве психотерапии

Третье условие инициации - возвращения, реинкарнации в новом статусе.

В общечеловеческой культуре инициации - существенная часть практической общественной жизни людей, а также содержание мифов, сказок. Всякий раз «социальная единица», растворенная в сообществе, выделяет себя физически и психически через свое «Я», проходит испытания и возвращается в новой ипостаси - в качестве мифологического «героя» или просто состоявшейся личности.

Работа с подростками обнаруживает их психологическую потребность в прохождении всевозможных испытаний. Отрок постоянно стремится проверить себя на физическую выносливость, на преодоление страха перед высотой, глубиной, темнотой... Испытание себя, проверка на опыте своих возможностей, пригодности к чему-либо, своих качеств - становится стимулом многих поступков подростков: разумных, абсурдных или опасных.

Инициации для подростков разрабатывались на основании психологических особенностей отрочества и специальных условий в течение 10 лет на базе ВДЦ «Орленок», в ВДЦ «Океан» и «Артек», а также в течение трех лет с подростками, лишенными родительского попечительства (г. Иркутск).

Инициации строились из понимания феноменологической сущности отрочества: развитие личности подростка определяется социальными условиями, его внутренней позицией и особенностями динамики подросткового онтогенеза. Это означает, что подросток начинает рефлексировать и остро реагировать на эти три параметра. Сами социальные условия болезненно воспринимаются им как несовершенные: общество требует от подростка нормативности, но само зачастую ненормативно и несправедливо.

Внутренняя позиция уже имеет достаточно обозначенный абрис, но у подростка мало опыта, и он максималист. Подростковый онтогенез отличается большей динамикой по сравнению с общим онтогенезом в связи с выраженной спецификой полового созревания. Подросток «то бежит - то лежит», то контактен и обаятелен -то замкнут и отчужден, то любвеобилен - то агрессивен.

Все названное приводит подростка к нестабильности, к кризисным процессам самосознания, к нарушению самоидентичности. Инициации в этом случае могут выступить как психокоррекционное условие, позволяющее подростку осознать свои возможности, свои пределы и определиться со своими притязаниями.

№ 3 - 2010

Цель инициации

Инициации в специальных условиях

Инициации в реальном социальном пространстве

Требования к инициациям

Инициации создавались с целью продвижения подростков к новым этапам социальной зрелости через возможность проверить себя в неожиданно сложных ситуациях и утвердить способности контролировать свою волю, стойкость, умение управлять своими эмоциями, настроением, поведением. Одним словом, упражнять себя в способности к рефлексии.

Инициации проводились на двух этапах.

I этап - инициации в специальных условиях (метод подставной ситуации). Здесь практикуется пять инициаций:

- инициации послушанием (психологическими и социальными испытаниями на послушание);

- инициации физическими трудностями (испытание на физическую нагрузку, на способность мобилизовать свой потенциал на выносливость);

- инициации свободой (психологическими и социальными испытаниями на чувство внутренней свободы при внешних ограничениях);

- инициации страхом (условиями неопределенности и неожиданными ситуациями);

- инициации саморефлексии (во внешне благоприятных условиях в ситуации уединения и обособления).

II этап - инициации в реальном социальном пространстве.

Здесь создавались специальные условия для повышения уровня компетентности и развития чувства личности подростка. В число условий входили: организация школы психологических, социальных и политических знаний; программа освоения социального пространства; обучение самостоятельному решению проблемных ситуаций; установки на значимость самостоятельного выбора и ответственность за свой выбор; обучение рефлексии на индивидуальную позицию и способа ее реализации в процессе жизнедеятельности временных общественных объединений подростков.

Непременные требования к инициациям: 1 - определение времени и места работы (очерчивание «границ» контролируемого мегаполиса); 2 - создание девизов и символики, соответствующих задаче испытаний; 3 -организация школы («Лидера», «Гражданина»); 4 -моделирование системы самоорганизации; 5 - побуждение к социальным инициативам.

По существу, деятельность подростков в создаваемых условиях мегаполисов - истинная инициация на готовность ориентироваться и успешно действовать в условиях социального пространства.

№ 3 - 2010

Инициации как обряд и испытания

В инициациях подростки учатся рефлексировать на себя

Исследовательская часть работы проводилась с 1992 по 1999 г. в местах отдыха подростков в зимние и летние каникулы. С 1994 г. осуществлялась специальная программа в ВДЦ «Орленок» под эгидой РАО. В последние годы исследование проводилось в г. Иркутске. В программе каждый раз работало по 50 или 100 подростков.

Перейдем к описанию принципов построения работы, связанной с прохождением инициаций.

ИНИЦИАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В первый день встречи психологов с подростками им сообщалось, что они могут проверить свои возможности, проходя через этапы инициаций. Давалось общее объяснение сущности инициаций.

Инициации - это обряд испытания (физического, психического и духовного) на физическую выносливость, на социальную зрелость, на психологическую готовность действовать в социальном пространстве в соответствии с социальными ожиданиями. Инициация - это посвящение, введение в таинства, что позволяет человеку перейти из одного статуса в другой, с одного уровня развития на другой. Подростки должны услышать об этапах инициации: 1 - выделение себя из группового «мы» и индивидуальное прохождение испытания; 2 - необходимость учета задаваемого времени и места прохождения инициации; 3 - возвращение из испытания в новом качестве, что осознается через групповые (совместные) и индивидуальные рефлексии.

Подростков предупреждают, что в современных условиях инициации - дело добровольное, что каждый, начав проходить испытания, может в любое время выйти из любого этапа испытаний. Однако при этом участие в последующих инициациях исключается. Позже подросток может пройти инициации, от которых он отказался, и примкнуть к группе сверстников, приступающих к прохождению очередной плановой инициации.

В инициациях подростки проверяют свои способности, волю, выносливость, обретают власть над собой и обстоятельствами, учатся рефлексии.

До каждой инициации проводится установочная беседа о назначении конкретного испытания. После инициации проводится групповая рефлексия.

Групповая рефлексия пережитой инициации всякий раз должна быть направлена на переосмысление пережитого в течение времени, предшествующего испытанию, времени собственно прохождения этапов испытания и времени непосредственно после испытания.

№ 3 - 2010

Смысл рефлексий

Группа учится

оказывать

поддержку

Прохождение инициаций

Подростки должны не только пройти само испытание, но и обсудить свои переживания до и после инициации. Рефлексиям в совместной деятельности по анализу индивидуальных чувств, мыслей и достижений каждого отрока придается особая значимость.

Смысл рефлексий - превращение неясных мышечных чувств в осмысленные ощущения и переживания; превращение неясного знания в ясное, конструктивное. Эта работа проходит под руководством психолога и состоит в совместном переживании типичных для ситуации испытаний эмоций, в формулировании главных вопросов и проблем, в выражении общего отношения к пережитому. Каждый имеет право высказаться, обсудить свои переживания и организацию испытаний. Каждый имеет право молча слушать других и не выступать вовсе. Никто не имеет право оценивать других. Каждый должен научиться молча оценивать свои собственные достижения, просчеты и неудачи. Следует научиться обсуждать, анализировать свои реальные достижения и, не робея, рассказывать о них.

Суждения по поводу собственной персоны инициируемый производит добровольно.

Группа учится сопереживать и оказывает поддержку. На следующий день (или через день) подростки -каждый индивидуально - пишут рефлексивные отчеты о своих переживаниях, достижениях и просчетах; обсуждают, как бы они поступили, если бы ситуация инициации повторилась.

Таким образом, через ситуации групповой рефлексии и индивидуальное прохождение рефлексивного пути подросток учится контролировать свои чувства, действия, выбор. Индивидуальная рефлексия учит необходимости обособления, погружению в глубинный самоанализ, стремлению к осознанию своей развивающейся личности и к обозначению для себя самого абриса своего индивидуального «Я», осознанию в себе типологии подросткового возраста, связанного со спецификой общего физического и полового созревания, а также с психологическими особенностями.

Прохождение всех инициаций первого этапа - инициации в специальных условиях - дает подростку возможность развить свои рефлексивные способности, а также право претендовать на прохождение нового пути испытаний на следующем этапе.

Прежде чем проводить инициации, психолог наводит справки о состоянии здоровья каждого подростка, который готовится к испытанию.

Обратимся к сценариям инициаций.

№ 3 - 2010

Организационный и подготовительный этапы проведения инициаций

Качества зрелой личности

Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научаются послушанию.

(Ис. 29:24)

I. ПРОВЕДЕНИЕ ИНИЦИАЦИИ ПОСЛУШАНИЕМ

Место проведения: поляна, лес, песчаный берег у речки, пруда, моря.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время проведения: утро (9.00-11.30); вечер (17.0019.00).

Количество участников: группа (7-25 человек).

Оборудование: небольшие палки, удобные для выкапывания растений.

Этапы проведения инициации

I. Организационный этап: проверка готовности.

Сбор группы, проверка подобранного самим подростком оборудования.

II. Подготовительный этап: беседа.

Подросткам рассказывают, что такое инициации

(посвящение и испытания), их происхождение в человеческой культуре, их социальные функции. Каждый подросток получает под расписку «Личную карточку участника инициации»*. Это должно мотивировать к испытаниям.

Для того чтобы стать социализированным членом общества, получить более высокий социальный статус, стать членом какой-либо организации, необходимо обладать определенными моральными и физическими качествами, подтверждающими зрелость личности. Для этого человечество в процессе истории выработало инициации - специально созданные (физические, психологические, социальные) испытания.

Первое испытание, которое предстоит пройти подростку - инициация на послушание, то есть следование чужой воле, установленному порядку, исполнение законов (следовать правопорядку в обществе; исполнять религиозные обряды, армейский Устав, правила неформальных объединений и многое другое).

Одним из важнейших качеств зрелой личности является умение осознанно подчинить себя и свои силы решению какой-либо задаче без рассуждений, выполнять приказ (или распоряжение). Речь идет о внутренней самоорганизации, без которой нельзя выжить и взаимодействовать

* Каждый подросток получает «Личную карточку участника испытаний», в которой психолог и его помощники из числа самих инициируемых отмечают успехи в прохождении этапов инициаций.

№ 3 - 2010

Послушание в ряду условий

Место послушания в самосозидании человека

Послушание в разных сферах человеческой жизни

Дисциплина и послушание -качества, социализи рующие человека

Свобода и послушание

в человеческом обществе. Послушание высоко ценится - у всех народов мира, во всех человеческих культурах.

В той части своей фундаментальной монографии, где речь идет о самосозидании и чувстве личности В. С. Мухина специально обращается к проблеме послушания человека, о месте послушания в ряду условий, содействующих развитию личности [6].

«Самосозидание - творческие усилия, направленные на себя самого, - пишет В. С. Мухина. - Самосозидание требует способностей к рефлексии на самого себя, на других, а также на те значимые для саморазвития человека сущности великого идеополя общественного самосознания, которые могут продвинуть человека в его стремлении к созданию себя как личности» [7]. Показано, что самосозидание требует от человека сосредоточения на своих особенностях, которые он помышляет развить или от которых он хочет избавиться.

В этой связи В. С. Мухина считает правильным, обращаясь к самосозиданию человека, обсудить не очень популярное сегодня вне православных ожиданий (как и других конфессий!), но реально совершенно необходимое качество для социализации и продуктивной жизни в обществе - послушание.

Послушание во все времена создавало условие идентификации с общественными нормами и, следовательно, со способами успешного взаимодействия с другими людьми: «Послушание рассматривается как аспект ценности добровольного принятия, а также аспект сопричастности. Полярным понятием послушанию является своеволие. Своеволие - установка попустительства себе, открывающему дорогу страстям» [8].

В православии послушание - начало аскетического подвига, особые наставления православие адресует к семейным взаимоотношениям.

В педагогике и психологии послушание сопряжено с традицией религиозного воспитания человека в семье. Многие выдающиеся педагоги придавали особое значение послушанию и дисциплине.

Ж.-Ж. Руссо писал о дисциплине и послушании как о качествах, социализирующих человека [9].

Многие философы, психологи, педагоги отмечали, что, пройдя через перипетии развития, человек приходит к пониманию необходимости органического единства свободы и послушания, свободы и дисциплины.

Дисциплина начинается с послушания.

Г. В. Ф. Гегель писал о том, что «подобно воле, мысль должна начинаться с послушания (курсив наш -

№ 3 - 2010

Условия, определяющие развитие послушания

Смирение и послушание дисциплинируют самого человека

Младшие школьники

Подростки

авторы)... Послушание не самоцель. Задача образования - сломить в ребенке своеволие, но воспитать волю...» [10]. В ходе развития в ребенке обнаруживаются злые побуждения и своеволие, с «необходимостью обязанность и право через опосредование переходят друг в друга и сливаются между собой. Права отца семейства над его членами суть в такой же мере обязанности в отношении к ним, как и обязанность послушания есть их право стать благодаря воспитанию свободными людьми» [11].

Во все исторические времена послушание было качеством, не только выпестованным условиями жизни, религией, но и формировалось самодовлеющей силой государственной власти и ее отдельными структурами.

Как полагает В. С. Мухина, послушание и смирение как типические качества, приписываемые западными психологами русским [12], есть один из многих мифов. Все народы мира нуждаются в послушании своих граждан: без послушания, без дисциплины общество просто не могло бы существовать [13]. Она писала: «Американцы могут сколь угодно много говорить о правах человека и свободе, но в своей повседневной жизни они проявляют, как и все люди во всех культурах, не что иное, как смирение и послушание, когда контролируют свои порывы и обуздывают свои страсти. Это можно называть дисциплиной, толерантным поведением или какими-либо другими словами. Носители каждого языка хорошо знают (или хорошо чувствуют) открытые и скрытые смыслы (контексты) слов, которыми они пользуются» [14].

В. С. Мухина настаивает на том, что «смирение и послушание - необходимые для социализации качества, которые организуют, дисциплинируют самого человека» [15].

В своем учебнике по возрастной психологии В. С. Мухина вновь обращается к проблеме послушания. Она пишет: «Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для школьника, на послушание» [16].

И о подростках: «В подростковом возрасте, развиваясь как личность, юный человек не только открывает для себя ценность самостояния, но и начинает понимать необходимость и социальную ценность послушания и дисциплинированности. За пределами семьи и школы, где послушание оценивается подростком как кабала и насилие, он непрестанно наблюдает

№ 3 - 2010

Юность

Когда человек «никто» и «ничто»

Вынужденное,

насильственное

послушание

Послушание -нормальная поведенческая реакция

необходимость послушания и дисциплинированности в подростковых сообществах, а также в спортивных секциях, в армии и в других открытых наблюдению видах деятельности» [17].

В юности человек имеет свои возрастные проблемы, связанные с послушанием. Учеба в вузе, служба в армии, вступление в условия профессиональной деятельности, создание семьи - все требует свободного ответственного выбора, послушания и дисциплины [18].

Если человек совершает преступление, если он кровавый убийца и осужден на пожизненное заключение он вводит себя в состояние, когда о нем говорят: «Он -никто, он - ничто».

Никто - лицо, не воспринимаемое обществом как нечто ценное; лицо, не имеющее значения в обществе.

Ничто - всегда пустота, небытие.

В. С. Мухина пишет: «Человек не хочет, не согласен стать ничем и никем. Все в нем вопиет и сопротивляется такой вероятности.

Когда мы боимся стать никем и ничем, то даже наше тело выражает этот психологический страх. Мы вжимаемся в самих в себя, голова и плечи опускаются. Каждый согбен и жалок в этом своем состоянии» [19].

Обсуждение положения осужденного пожизненно, навсегда, до самой смерти ставит человека в особые условия - условия строгого режима. Как пишет В. С. Мухина: «Сидящие в узах условиями содержания вгоняются в состояние насильственного послушания. Эта форма содержания опасных преступников имеет свои основания. И это не подлежит дискуссиям - мировой опыт приводит к единообразным способам контроля и содержания преступников» [20].

Послушание - нормальная поведенческая реакция социализированного человека. Мы намерены показать подросткам как непросто подчас исполнять послушание, когда хочешь научиться социальным ожиданиям, как важно научиться послушанию как наиважнейшему условию, содействующему успеху в общении.

Мы хотим провести с подростками специальные инициации.

Собравшимся подросткам объявляют, что каждый должен спросить Себя: «Готов ли я к испытанию послушанием?» Если кто-то не готов, он должен покинуть группу. При этом он автоматически не будет участвовать в последующих инициациях. После подтверждения готовности пройти инициацию, каждый должен выполнять все распоряжения точно, беспрекословно, молча.

№ 3 - 2010

Собственно инициация послушанием

Не забывать о сущности инициации послушанием

III. Собственно инициация послушанием: «Имеющий уши да услышит».

Подросткам предлагается выкопать три травянистых растения*. Нельзя трогать кустарники и молодые деревца.

Выкапывать следует очень осторожно, пользуясь палкой; можно помочь себе руками. Каждое растение следует выкопать вместе с корневой системой, не повредив при этом ни само растение, ни корневую систему рядом растущих растений. Надо не выдернуть, а осторожно, аккуратно выкопать растение.

Это задание выполняется за 15 минут точно, молча, осторожно. Во время выполнения задания психолог наблюдает за действиями подростков. Через каждые 5 минут подросткам сообщается время работы на протяжении всего выполнения задания. Психолог напоминает о необходимых точности, осторожности, аккуратности при исполнении задания.

Через 15 минут работа заканчивается, проверяется качество выполнения задания (растения должны быть травянистые с целой корневой системой). После этого с растениями в руках подростки цепочкой следуют за взрослым на огород или песчаный берег (реки, озера, моря).

На месте продолжения инициации подросткам предлагается не забывать о сущности инициации («Помните! У нас инициация на послушание!»). После чего подросткам предлагается посадить выкопанные растения корневой системой вверх. Психолог и его помощники тщательно следят за выполнением задания. Фиксируют тех, кто не может по тем или иным причинам пройти инициацию послушанием (не понял таинства инициации и растерян; не сажает растение корневой системой вверх из-за необратимости социальных установок, из-за нежелания принять установку в ситуации инициации и других побуждений).

Эта часть задания выполняется за 10-15 минут.

После того как подростки выполнили задание (посадки растения корневой системой вверх), им предлагается полить растения водой (из реки, пруда, моря). Эта часть задания выполняется за 5 минут.

* Данная инициация представляет собой модификацию инициации в некоторых религиозных общинах. Реально вариантов инициации на послушание может быть сколь угодно много. Следует лишь иметь в виду необходимое условие для построения инициации на послушание: предложение следовать указанию по сути своей должно нести в себе противоречие с традиционным способом действия в природном мире, мире вещей и мире людей.

№ 3 - 2010

Рефлексии участников

Ритуальные действия

Рекомендации специалистам

IV. Подведение итогов: рефлексии участников инициации.

Подросткам предлагается встать в круг плечом к плечу, обняв друг друга за плечи. Затем психолог спрашивает всех по очереди:

- Ты понял, что происходило?

- Что ты испытал?

- Что ты думаешь по этому поводу?

- Что ты чувствовал, когда проходил инициацию?

- Чему новому ты научился?

- Что важное для себя постиг?

При этом психолог не настаивает, чтобы отвечал каждый. Важно, чтобы каждый отрефлексировал свой путь.

В заключение психолог подводит итог по прохождению инициации послушанием.

Первая инициация - испытание на послушание -дала возможность каждому проверить себя на социальную зрелость, когда предлагалось выполнять задание вопреки здравому смыслу, но в соответствии с указанием на условие инициации. Это нелегко; каждый, прошедший этот путь, сумел преодолеть себя и сделать шаг в осознании необходимости понимания значения послушания, проникнув в законы социальных отношений людей.

V. Ритуальные действия: все вместе, объединенные единой целью.

«Положите ваши руки на мою ладонь. Удержим руки в таком положении. Поднимая наши руки вверх-вниз, скажем все вместе: "За сегодняшний день я стал мудрее! За сегодняшний день я стал взрослее! Я стал взрослее! Я стал взрослее!" »

Психолог и его помощники желают всем удачи в следующих испытаниях.

Через день подростки пишут рефлексивные отчеты о пережитом.

Рекомендации организаторам инициации:

1 — четко давать инструкции: немногословно, повторяя одни и те же правила;

2 — на подготовительном этапе делать акцент на социальной значимости послушания;

3 — фраза: «Осторожно, молча, аккуратно, точно исполнять!» - рефрен всей инициации;

4 — не оставлять подростков без внимания во время выполнения задания (повторять инструкцию, указывать на время работы);

5 — проверять выполнение заданий, инструкции на всех этапах.

№ 3 - 2010

Ибо душа всякого тела есть кровь его,

она душа его.

(Лев. 17:14)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. ПРОВЕДЕНИЕ ИНИЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКИМИ ТРУДНОСТЯМИ

Место проведения: песчаная полоса пляжа на берегу реки, озера, моря.

Время проведения: утро (9.00-11.30); вечер (17.0018.30).

Количество участников: группа (15-25 человек).

Форма одежды: участники экипированы в летнюю спортивную форму. Инициация проводится в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +18 °С и не выше +25 °С; воды - не ниже +18 °С.

Организационный Этапы проведения инициации

и подготовительный

этапы проведения I. Организационным этап: проверка готовности.

инициации Заранее, до проведения инициации, готовится песча-

ная полоса пляжа. Подготовительная работа для обеспечения инициации на физические трудности особенно ответственна: ни на песчаной полосе пляжа, ни на побережье реки (озера, моря) не должно быть колющих, режущих и других предметов. Психолог вместе с подростками должен заранее тщательно очистить рабочую площадку.

У врача проверяется общее состояние здоровья каждого подростка, который будет проходить эту инициацию, кроме того, устанавливается, кто на сегодня болен простудным заболеванием.

II. Подготовительный этап: беседа.

Подросткам напоминают, что такое инициация. Это - проверка на готовность пройти определенный путь, испытания. Испытания физическими трудностями - очень важная для подростков форма проверки подготовки тела и духа к преодолению физического, волевого и духовного напряжения.

В этих испытаниях каждому подростку предстоит объективно оценить свои собственные возможности и постараться сделать для себя выводы. При этом каждый должен помнить о своих реальных физических возможностях и не дать сорваться своему телу от перегрузок.

Установочная беседа имеет своей целью создать настрой, соответствующий для прохождения инициации физическими трудностями. В конце краткой установочной беседы психолог предлагает каждому проверить, есть

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

159

№ 3 - 2010

Собственно инициация физическими трудностями

Рефлексии участников

Ритуальные действия

ли у него: часы, очки, ножечки и другие колющие и режущие предметы. Все эти предметы предлагается сдать на время инициации. Здесь нужно особое внимание взрослого: многие подростки просто не обращают внимания или забывают о наличии названных предметов.

III. Собственно инициация физическими трудностями: «Имеющий уши да услышит».

После установочной беседы подростки должны беспрекословно начать выполнять команды физических упражнений. Однако если подросток чувствует, что

задание для него оказывается трудным, он сам должен

*

ограничить свои усилия .

IV. Подведение итогов: рефлексии участников инициации.

Подросткам предлагается встать в круг плечом к плечу, обняв друг друга за плечи. Психолог обращается ко всем по очереди:

- Что ты испытал?

- Что ты думаешь по этому поводу?

- Что ты чувствовал, когда проходил инициацию?

- Чему новому ты научился?

- Что важное для себя постиг?

При этом психолог не настаивает, чтобы отвечал каждый. Важно, чтобы каждый отрефлексировал свой путь.

В заключение психолог подводит итог по прохождению инициации физическими трудностями.

Инициация физическими трудностями дала возможность каждому проверить себя на физические нагрузки, а также на послушание: ведь каждому приходилось в точности выполнять команды.

Каждый человек в жизни должен сделать максимум для своего здоровья - развить силу, ловкость, гибкость, быстроту реакции и т.д. Здоровье обеспечивает успех в жизни. Кроме того, каждый черпал силы из своего потенциала. В этом определяющее значение имеет воля.

V. Ритуальные действия: все вместе, объединенные единой целью.

«Встать в круг!

Взяться за руки!

Повторяем за мной клятву вступившего на путь инициации: "Мы - отроки России! Клянемся! Быть тер-

* Мы использовали команды так называемого комплекса десантника. Реально вариантов испытания физическими трудностями может быть сколько угодно при условии учета анатомо-физиологических возможностей подростка и статуса его здоровья на момент проведения инициации.

160 № 3 - 2010

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

психологам

пеливыми перед лицом испытаний! Укреплять свой дух и тело! Учиться и работать во славу Отечества! Клянемся! Клянемся! Клянемся!"»

После чего психолог желает всем удачи в следующих испытаниях.

Через день подростки пишут рефлексивные отчеты о пережитом.

Рекомендации Рекомендации организаторам инициации:

1 — четко давать инструкции: немногословно, повторяя одни и те же правила;

2 — на подготовительном этапе делать акцент на социальной и личностной значимости физического здоровья и выносливости;

3 — фраза: «Осторожно, молча, аккуратно, точно исполнять!» - рефрен всей инициации;

4 — не оставлять подростков без внимания во время выполнения задания (повторять инструкцию, указывать на время работы);

5 — контролировать выполнение заданий, вовремя предупреждать тех, кто сбивается с ритма и нагрузок инициации, предлагать остановиться и передохнуть.

(Продолжение следует)

1. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010. -С. 14, 717, 808-832, 972.

2. Там же.

3. Там же. - С. 353, 368, 958; Она же. Возрастная психология. Феноменология развития. - 12-е изд. - М., 2009. - С. 491.

4. Мухина В. С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста // Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 79-89; Мухина В. С. Инициации подростков во временных объединениях как условие личностного роста и стигматизация личности в подростковой среде // Развитие личности. -2000. - № 3, 4. - С. 157-190; Мухина В. С., Процен-ко Л. М. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях / Развитие личности. - 2001. - № 1. -С. 27-52.

5. Фрезер Дж. Дж. Инициации (возрастные посвятительные обряды) // Золотая ветвь: Исследования магии и религии: Пер с англ. - 2-е изд. - М., 1986. -

№ 3 - 2010

С. 38, 43, 185, 649 - 654; Левинтон Г. А. Инициация и мифы: Мифы народов мира: В 2-х т. - Т. 1. - М., 1980. - С.543-544.

6. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность <...>. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010. - С. 836-840, 842, 845, 846.

7. Там же. - С. 836.

8. Там же. - С. 838.

9. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М., 1981. - С. 245-246.

10. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: Соч. - Т. 10. - М., 1950. - С. 505.

11. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук: В 3-х т. - Т. 3. - М., 1977. - С. 328.

12. См.: Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Неудовлетворенность культурой: Избр.: В 2 кн. -Кн. 2. - М., 1990. - С. 82; Адлер А. Достоевский // Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. - С. 267; Ранкур-Лафер-Пьер Д. Рабская душа России. Проблема нравственного мазохизма и культ страдания. - М., 1996. - С. 13, 73-74.

13. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность <...>. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010. - С. 847.

14. Там же. - С. 847.

15. Там же. - С. 846.

16. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 12-е изд. - М., 2009. - С. 329.

17. Там же. - С. 489.

18. Там же. - С. 502-504.

19. Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. - 2-е изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. -С. 495.

20. Там же.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

162

©

№ 3 - 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.