Практика
Психологическое
сопровождение
личности
Валерия Мухина, Виктор Басюк
ИНИЦИАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА: ПРОВЕДЕНИЕ ИНИЦИАЦИЙ СВОБОДОЙ
Аннотация. В статье дается анализ инициаций как условия развития рефлексии на себя и как условия личностного роста. Показано, что инициации содействуют развитию чувства личности и внутренней позиции подростка, возрастной период которого отличается особой сензитивностью и динамичностью. Инициации рассматриваются как психокоррекционное условие. Показано, что чувство личности сопряжено с чувством свободы и ответственности.
Ключевые слова: инициации; чувство личности; ценностное отношение к звеньям самосознания; реалии условий развития и бытия; рефлексия; саморефлексия; групповая рефлексия; психическая и социальная сензитивность; индивидуальная ответственность; чувство свободы; инициации свободой.
Abstract. This study is designed to gain a better understanding of the process of initiation as conditions for reflection development and personal growth. It is suggested that initiation contributes to development of the sense of personality and the internal position of teenagers due to sensitiveness and dynamism. Initiation is considered as adjustment condition and condition of psychological support. It is shown that the sense of identity involves a sense of freedom and responsibility.
Keywords: initiation; a sense of identity; valuable relation to the links consciousness; realities of the development and existence; reflection; self-reflection; group reflection; mental and social sensitivity; individual responsibility; a sense of freedom; freedom initiation.
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти.
[Гал. 5:13]
Необходимость усвоения понятий: свобода,страх, одиночество
Права, свобода и обязанности в Декларации прав человека
Свобода в обыденной жизни
III - ПРОВЕДЕНИЕ ИНИЦИАЦИЙ СВОБОДОЙ
Мы полагаем, что подростков необходимо подвести к пониманию понятий свобода, а также страх, одиночество. Этому, безусловно, будут содействовать эмоции, полученные в условиях специальных инициаций.
Свобода - самостоятельность, выражающаяся в способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями при условии ориентации на действующие права и обязанности граждан и государства.
Свобода - продукт взаимодействия личности, общества и государства. Свобода находит свое выражение в законодательном закреплении прав, свобод и обязанностей граждан страны, прежде всего фундаментальных, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека ООН*.
В реальной жизни свобода не является абсолютной - нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и государством. Свобода - право человека, но нет прав без обязанностей.
Свобода - одна из основных для европейской культуры идей. Согласно этой идее свобода есть отражение психологического и рационального отношения человека к своему выбору поведения. Как полагал Р. Г. Апресян свобода есть: «культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия... В живом русском языке есть слово "свобода"; в самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесении с идеей воли - возможность поступать, как самому хочется» [1].
В психологии как науке нет безоговорочного признания феномена свободы. Само понятие свобода игра-
* Всеобщая декларация прав человека - важнейший социально-политический документ современности, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие с позиций подлинного гуманизма и демократизма общий социально-экономический и политический статус личности.
ет важную роль в регулировании индивидуального поведения, общественной и политической жизни. Свобода - одна из величайших тем в гуманистической психологии. М. Р. Весткотт рассматривал три подхода к пониманию свободы: 1 - с позиций теории атрибуции; 2 - с позиции теории реактивного сопротивления; 3 - с позиции эмпирического подхода. Эти подходы в чем-то соприкасаются, но в ряде случаев противоречат друг другу [2].
В отечественных психологических словарях понятие свобода как психологический феномен отсутствует. Однако в русском языке это понятие присутствует в полной мере своих значений и смыслов. Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Вл. Даль писал: «Свобода - понятие относительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самодовольству» [3]. При этом свободный - нестесненный, непринужденный и невынужденный.
Н. А. Бердяев писал: «Меня называют философом свободы. Какой-то черносотенный иерарх сказал про меня, что я "пленник свободы". И я действительно превыше всего возлюбил свободу. Я изошел от свободы, она моя родительница. Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу!» [4].
О себе Н. А. Бердяев писал, что ему была присуща внутренняя независимость. Зависимость от какого-либо и чего-либо вызывала в нем бурный протест и вражду. Он от многого мог отказаться в жизни во имя свободы. При этом, однако, «всегда знал, что свобода порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание. Свобода ... трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя» [5]. Философ полагал, что свобода аристократична, а не демократична. «Огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет ее» [6]. Сегодня спустя многие годы можно повторить слова Н. А. Бердяева: и сегодня масса людей совсем не любит свободы, избегает ее. В. С. Мухина писала: «Быть свободным - значит брать на себя ответственность за каждое свое действие, за каждый свой выбор» [7].
Человек одновременно свободен и несвободен - это одна из наиболее сложных сущностей человека.
№ 4 - 2010
Свобода -субъективное
В. С. Мухина настаивает на том, что следует специально обсуждать «феномен двоичной сущности человека».
Человек чувствует себя зависимым, так как он объективно включен в пространство межличностных отношений в группе, которая так или иначе выступает в его сознание как референтная. Общество контролирует каждого своего члена. Оно осуществляет контроль через «общественное мнение», через систему ценностей, через табу, заповеди, моральное мнение, через законы, наконец. Контроль осуществляется в рамках социального пространства» [8]. Свобода и зависимость относительны. Эту относительность свободы человек хорошо чувствует во всех ситуациях обыденной жизни и экстремальных обстоятельствах.
Способности к свободному выбору своего поведения следует учиться.
Инициации свободой - условия, в которых молодое поколение может обрести позитивный опыт, пережить рефлексивные откровения и понять, как следует определить свою внутреннюю позицию.
Подлинная свобода несовместима с хаосом, вольницей, произволом и вседозволенностью.
Свобода - субъективное чувство и социальное право. Свобода - многогранное явление, проявляющееся во
Свобода по сути своей относительна
чувство и социальное всех сферах жизни человека: свобода экономическая, право -г г
свобода политическая, свобода религиозная, свобода
интеллектуальная, свобода личности и др.
Свобода - составная часть этики. Поэтому свободная личность, ответственная за все то, что она делает и позволяет делать другим.
Лишь невменяемый абсолютно свободен - он не может отвечать за последствия своих спонтанных действий, он несвободен от неконтролируемой деятельности воспаленного мозга.
Психологическая свобода человека - это: 1 - состояние духа; 2 - умение распознать и преодолеть манипулирование манипулятора; умение отстаивать право на самостоятельный выбор - не конформизм, не негативизм; 3 - умение справиться с экстремальной ситуацией и др.
Это основные постулаты феномена свободы, доступные для подростка.
Понятие свобода имеет и еще один потаенный смысл. Мы говорим: «Ты свободен» или «Вы свободны», когда хотим показать, что не желаем больше иметь дело с этим человеком. Этот контекст использования слова свобода легко читаем даже малым ребенком. Подчас это больше оскорбляет, нежели прямое ругательство.
Потаенный смысл понятия свободы
40
№ 4 - 2010
Место и время
проведения
инициации
«Иди, батенька, на все четыре стороны, - знать тебя не хочу» или в просторечье «Иди гуляй. Свободен». Это выраженное отторжение человека, лишающее его ценностного отношения со стороны других.
Так что «свобода свободе рознь».
Психологи и педагоги могут развивать тему свободы в беседах с подростками, но лучше она усваивается, если обратиться к самостоятельным суждениям подростков или к инициации в заданной ситуации.
Место проведения: зимой - холл, где каждый находит для себя удобное место; летом - поляна, полоса пляжа, площадь, отрядное место (в зависимости от содержания инициации и погоды).
Время проведения: от 30 минут до 1,5-2 часов.
Количество участников: группа (15-25 человек) или все участники программы (от 50 до 100 человек).
Оборудование: определяется содержанием инициации.
Приведем четыре сценария инициации свободой: 1-й сценарий - свобода в воображаемом пространстве; 2-й сценарий - свобода в пространстве карнавала; 3-й сценарий - свобода в условиях аквапарка; 4-й сценарий - свобода в условиях максимально ограниченного физического пространства. Проводящие инициации могут предложить свои варианты инициаций свободы, но их всегда следует научно обосновать.
Организационный и подготовительный этапы
1-й сценарий: СВОБОДА В ВООБРАЖАЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ
I. Организационный этап: проверка готовности.
Заранее готовятся ручки, бумага и место для обеспечения работы.
II. Подготовительный этап: беседа.
Подросткам напоминают, что такое инициация.
После испытания послушанием и физическими
трудностями подросткам предлагается новое испытание - свободой.
Люди в истории разработали инициации не только на послушание и преодоление препятствий. Дозволение свободы воли, свободы самовыражения тоже облекается в форму инициаций.
Человек стремится найти место между свободой воли и нормативностью, которая существует в обществе. Для конкретного человека важно быть ориентированным в том, как определить меру, границу своей собственной свободы.
№ 4 - 2010
Испытание свободой - это сложное моральное и психологическое испытание. На первом этапе инициации свободой подростки выразят себя лишь в вербальной форме.
Лучше пять слов сказать умом моим.
[1 Кор. 14:19]
Собственно инициации свободой
Позиция: Свобода «Невидимки»
Позиция: Свобода «Абсолютной
Подведение итогов
III. Собственно инициация свободой в воображаемом пространстве.
Подросткам предлагается написать эссе о свободе, исходя из двух заданных позиций.
Позиция первая: «Невидимка».
Каждому в отдельности, самостоятельно нужно представить себя невидимкой. Невидимка обладает некоторой особенностью - его тело невидимо. Невидимка лишен обычных социальных маркеров -имени, тела, прав, обязанностей. У него нет необходимости соотносить свое поведение с социальными нормами. Каждый в состоянии невидимки абсолютно свободен и может самовыражаться любым пришедшим на ум способом. Подросткам предлагается определить для себя возможную степень свободы в условиях невидимости и вседозволенности. Предлагается написать свои идеи, размышления о свободе в ситуации невидимки.
Позиция вторая: «Абсолютная власть».
Подросткам предлагается представить себя в ситуации абсолютной власти и описать свои поступки, волеизъявления, а также мысли и чувства по этому поводу. Делается упор на необходимость глубинного проникновения в свои чувства. Предлагается быть искренним при описании своих глубинных побуждений.
Важно подписать свое имя и фамилию - ведь это инициация свободой самовыражения.
IV. Подведение итогов: рефлексии участников инициации.
Подросткам предлагается сесть в круг, чтобы каждый видел каждого. Психолог напоминает, что испытание себя, своего волеизъявления в ситуации внутренней свободы требует развитой рефлексии и честности. Каждый из подростков должен попытаться почувствовать границы возможных допущений в обеих ситуациях. Обсудить их с самим собой и дать оценку своим рефлексиям.
власти»
Ритуальные действия
Затем психолог спрашивает каждого по очереди:
• Ты почувствовал свободу в своем воображаемом волеизъявлении?
• Какие чувства ты испытал?
• Как ты определишь для себя, что такое свобода?
• Какие ты испытал моральные затруднения?
• На что ты ориентировался при выборе способа действия?
Далее речь идет о том, что подростки учились рефлексии на свободу в своем собственном пространстве, создаваемом воображением, проецируя свою личность на ситуации с открытой степенью волеизъявления.
Эта инициация, проводимая каждым над самим собой, дала возможность каждому задуматься над таким важным для человека феноменом, как свобода выбора.
V. Ритуальные действия: все вместе, объединенные единой целью.
«Положите ваши руки на мою ладонь. Удержим руки в таком положении. Поднимая наши руки вверх-вниз, скажем все вместе:
• За сегодняшний день я стал мудрее!
• За сегодняшний день я стал взрослее! Я стал взрослее! Я стал взрослее!»
• Психолог и его помощники желают всем удачи в следующих испытаниях.
• Через день подростки пишут рефлексивные отчеты о пережитом.
Рекомендации организаторам инициации:
1 - четко формулировать задание;
2 - на подготовительном этапе делать акцент на том, что каждый сам думает о том, что такое свобода и как он готов пользоваться этой свободой в своем воображаемом пространстве;
3 - рекомендовать подросткам обсуждать свои представления о свободе: это поможет лучше представить себе, что такое индивидуальная свобода и свобода каждого человека, это будет содействовать развитию рефлексии.
2-й сценарий: СВОБОДА В ПРОСТРАНСТВЕ КАРНАВАЛА
Организационный I, II. Организационный и подготовительный этапы:
И подготовительный проверка готовности, беседа.
этапы Подростки обсуждают карнавальную культуру
как условие для свободного самовыражения. Готовят карнавальные маски и костюмы, разрабатывают сце-
Рекомендации организаторам инициации
№ 4 - 2010
Собственно инициация свободой
Карнавал позволяет инициируемому чувствовать себя инкогнито
нарии карнавальных сценок. Продумывают, как можно воспользоваться свободой в задаваемых условиях: «Можно почти все в отпущенное время и в обусловленном месте, нельзя наносить физический и моральный вред себе и другому».
Инициация свободой - весьма трудное испытание для подростка. Он должен хорошо ориентироваться в понятиях «свобода», «вседозволенность», «вольница» и др. Свобода как личностная позиция человека требует высокой духовной культуры, способности сделать выбор из многих вариантов, которые предлагает та или иная ситуация.
Подросткам объявляют, что каждый должен спросить себя: «Готов ли я к испытанию свободой?» Если кто-то не готов, он должен покинуть группу во время инициации.
III. Собственно инициация свободой в пространстве карнавала: инкогнито, не изгой, «никто» и лицедей*.
В объявленное время в очерченном месте проводится карнавал. Карнавальное шествие, концерт, игры и соревнования являются фоном для инициации свободой.
Карнавальный наряд и маска позволяют каждому участнику почувствовать себя «инкогнито», свободным от своего собственного имени и имиджа. Именно на карнавале можно отойти от своего привычного «Я» и стать «Другим». Конечно, лицедейство - особый талант, но подросток может попробовать перевоплотиться в кого-то иного и походить «в его шкуре» в прямом и переносном смысле этого слова. Переодевание несет в себе особую знаковую силу для подростка (ведь подростки любят переодеваться) - он учится идентификации с другим образом, чем «Я сам», учится свободе перевоплощения.
Психолог наблюдает за тем, как подростки используют возможность свободного передвижения и свободного выбора своего времяпрепровождения. Кто становится вовлеченным зрителем, кто - инициатором озорства и мелкого хулиганства, кто - организатором неожиданного лицедейства, вызывающего восторг у других участников карнавала.
Психолог и другие взрослые не вмешиваются в карнавальные инициативы подростков, если они не угро-
* Инкогнито (лат. incognitus - неизвестный) - человек, скрывающийся под чужим именем, желающий остаться неизвестным; изгой - в древней Руси: человек, вышедший из своего прежнего социального статуса; лицедей - устар. актер.
Подведение итогов
Ритуальные действия
Рекомендации организаторам инициации
жают жизни и достоинству других подростков. Шутки, розыгрыши и другие формы смеховой культуры карнавала поддерживаются.
IV. Подведение итогов: рефлексии участников инициации.
На следующий день по отрядам подростки собираются на своих местах. По очереди каждый может рассказать о своих переживаниях свободы в условиях карнавала. Если подросток отвлекся и прожил карнавальное время вне переживаний свободы, он должен об этом сказать.
Затем психолог спрашивает всех по очереди:
• Ты пережил чувство свободы на карнавале, находясь в маске и карнавальном костюме?
• Ты разочарован?
• Ты в восторге от пережитого?
• Ты спокоен. Ты не пережил острых ощущений от свободы на карнавале?
• Как ты можешь сформулировать, что такое свобода в ситуации карнавала?
После беседы подростки пишут рефлексивные отчеты о свободе на карнавале.
V. Ритуальные действия: все вместе, объединенные единой целью.
«Положите ваши руки на мою ладонь. Удержим руки в таком положении. Поднимая наши руки вверх-вниз, скажем все вместе:
• За сегодняшний день я стал мудрее!
• За сегодняшний день я стал взрослее! Я стал взрослее! Я стал взрослее!»
• Психолог и его помощники желают всем удачи в следующих испытаниях.
• Через день подростки пишут рефлексивные отчеты о пережитом.
Рекомендации организаторам инициации:
1 - четко давать инструкцию «Можно почти все. В отпущенное время. В обусловленном месте. Нельзя наносить физический и моральный вред ни себе, ни другому»;
2 - на подготовительном этапе делать акцент: на социальной значимости индивидуальной свободы; на ценности таланта перевоплощения;
3 - наблюдать проявления подростков во время карнавала: чтобы предупредить возможные несчастные случаи; чтобы помочь подросткам рефлексировать на свои проявления и переживания.
3-й сценарий: СВОБОДА В УСЛОВИЯХ АКВАПАРКА (Свобода в реальном пространстве)
Место проведения: аквапарк.
Время проведения: утро или вечер, 1,5-2 часа.
Количество участников: до 50 человек (два отряда).
Обязательно разрешение врача. Обязательно взять с собой: аптечку, питьевую воду, бутерброды и фрукты. Проверить экипировку подростков. После чего можно выезжать в аквапарк.
Организационный I, II. Организационный и подготовительный этапы:
И подготовительный проверка готовности, беседа.
этапы Сбор по отрядам. Обсуждение физической и психо-
логической готовности к испытаниям на горках аква-парка разной степени сложности. Обсуждение свободы в условиях аквапарка состоит в установке на ответственный самостоятельный выбор объектов развлечений и времяпрепровождения; в установке на понимание о необходимости взять на себя ответственность за себя и других.
В условиях аквапарка сопровождающие взрослые реально испытывают затруднения в отслеживании поведения и состояния каждого отдельного подростка. Поэтому объективно подросток имеет возможность свободного выбора развлечений и поведения. В беседе упор делается на то, что каждый должен контролировать свое самочувствие и принимать самостоятельно решения относительно физических нагрузок и отдыха.
Обсуждаем с подростками, что понятие свобода имеет много значений: от «своя воля», «возможность действовать по-своему», «отсутствие стеснения неволи» до «полного необузданного произвола» и «самовольства». Индивидуальная свобода связана с ответственностью и с учетом прав и обязанностей человека среди людей. Свобода сопряжена с самостоятельностью: «сам» - усиливает личное местоимение «Я сам», придает особое значение личной деятельности. Поэтому «самостоятельный» -сущий сам по себе, независимый от других, от чего-то другого. Но самостоятельный - всегда ответственный.
Испытание свободой - испытание здравого смысла, воли, характера в условиях, когда тебя трудно контролировать и ты берешь на себя ответственность «действовать умно и по правилам» или «действовать необузданно и безумно».
Одним из важнейших качеств зрелой личности является умение осознанно подчинить себя и свои силы решению какой-либо задачи исходя из чувства свободы
Понятие свобода имеет много значений
Собственно инициация свободой
Подведение итогов
Рекомендации организаторам инициации
и ответственности. Речь вновь и вновь идет о внутренней самоорганизации, без которой затруднительно выжить и взаимодействовать в человеческом обществе.
Собравшимся на подготовительном этапе подросткам объявляют, что каждый должен спросить себя: «Готов ли я к испытанию свободой?» Если кто-то не осознал всей меры ответственности за инициацию свободой, кто-то не готов, он должен отказаться от предстоящей инициации.
III. Собственно инициация свободой в условиях аквапарка: «невидимка» в реальном пространстве.
Пятьдесят подростков вместе с сопровождающими входят на территорию аквапарка, переодеваются и ... выходят в новом обличье.
Вот они в купальниках и плавках. Купальные костюмы - еще одна возможность почувствовать себя в новой ипостаси - будучи в полуобнаженном виде, одни гордо демонстрируют свое юное тело, другие чувствуют себя скованно (многое зависит от воспитания, многое -от внутренней позиции по отношению к своему телу, многое - от жизненного опыта). Однако предстоящие испытания делают свое дело. Подростки растворяются среди других посетителей. Как бы ни старались взрослые отследить каждого отрока в массе разных резвящихся людей - сделать это весьма затруднительно.
Подростки могут наслаждаться ситуацией свободного выбора развлечений и времяпрепровождения полтора часа, пока громкоговоритель не призовет их к обусловленному месту встречи.
IV. Подведение итогов: рефлексии участников инициации.
На следующий день психолог спрашивает каждого:
• Смог ли ты почувствовать свободу на ограниченном пространстве?
• Ты почувствовал свободу на территории аквапар-
ка?
• Какие чувства ты испытал?
• Испытал ли ты чувство моральной ответственности за себя, за других?
• Посещало ли тебя чувство необузданной вольности? Что ты при этом делал?
• Как ты считаешь: на этот раз ты прошел инициацию свободой?
Рекомендации организаторам инициации:
1 - добиться, чтобы подростки связали в своем сознании понятия: «свобода» - «личная ответственность» - «самостоятельный выбор»;
№ 4 - 2010
2 - добиться того, чтобы подростки различали понятия «свобода воли» и «необузданная вольница»;
3 - показать подросткам правоту суждения: «Нет прав без обязанностей; нет обязанностей без прав».
Мы вошли в огонь и воду, и Ты вывел нас на свободу.
[Пс. 65:12]
4-й сценарий: СВОБОДА В УСЛОВИЯХ МАКСИМАЛЬНО ОГРАНИЧЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА («Свобода в духовном мире»)
Организационный I, II. Организационный и подготовительный этапы:
и подготовительный проверка готовности, беседа.
этапы С подростками обсуждают вопрос о том, можно ли
быть свободным, находясь в заключении (в тюрьме, в лагере и др.)? Возможно ли оставаться свободным, когда тебя лишают собственного имени, заменяя его номером, когда ты не имеешь возможности реализовать многие свои потребности?
Можно прочесть художественные произведения, посвященные человеку в неволе. Эта тема обсуждается веками: свобода - предмет вожделения человека из любой культуры, любого социально-экономического строя.
Мы с подростками читали и обсуждали В. Г. Короленко «Река играет». Приведем некоторые выдержки из этого произведения.
«Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац - инсургент и флибустьер. В прошлое восстание испанцы взяли его в плен и приговорили к смерти, но затем, по прихоти чьего-то милосердия, он был помилован. Ему подарили жизнь, то есть привезли на этот остров и посадили в башню. Здесь с него сняли оковы. Они были не нужны: стены были из камня, в окне - толстая железная решетка, за окнами - море. Его жизнь состояла в том, что он мог смотреть в окно на далекий берег... И вспоминать... И, может быть, еще - надеяться <...>
Над изголовьем, вырезанная глубоко в камне, виднелась надпись:
"Хуан-Мария-Хозе-Мигуэль-Диац, инсургент. Да здравствует свобода!" <...> И цифры. Сначала он отмечал время днями, неделями, потом месяцами. "Матерь божия, уже два года". "Три года. Господь, сохрани мой разум. Диац. Диац."»
Десятый год отмечен просто цифрой, без восклицаний!
... Флибустьер бежал.
«<...> Часовой повернулся к морю и замер в удивлении. Вдоль бухты, среди сравнительного затишья, чуть заметная в темноте, двигалась лодка, приближаясь к тому месту, где, уже не защищенное от ветра, море кипело и металось во мраке. Внезапно белый парус взвился и надулся ветром. Лодка качнулась, поднялась и исчезла.
В это мгновение Диац взглянул назад, и ему показалось, что темный островок колыхнулся и упал в бездну, вместе с ровным огоньком, который до этого мгновения следил за ним своим мертвым светом. Впереди были только хаос и буря. Кипучий восторг переполнил его застывшую душу. Он крепче сжал руль, натянул парус и громко крикнул. Это был крик неудержимой радости, безграничного восторга, пробудившейся и сознавшей себя жизни. Сзади раздался заглушенный ружейный выстрел, потом гул пушечного выстрела понесся вдаль, разорванный и разметанный ураганом. Сбоку набегал шквал, подхватывая лодку. Она поднималась, поднималась... Казалось, целую вечность. Хозе-Мария-Мигуэль-Диац с сжатыми бровями, твердым взглядом глядел только вперед, и тот же восторг переполнял его грудь. Он знал, что он свободен, что никто в целом мире теперь не сравняется с ним, потому что все хотят жизни. А он. Он хочет только свободы»*.
Обсуждаем антиутопию Е. Замятина «Мы»** и другие произведения, посвященные проблеме свободы и несвободы личности. Подходим к мысли, что чувство личности сопряжено с чувство свободы и ответственности.
Инициация свободой III. Собственно инициация свободой в условиях максимально ограниченного физического пространства: «свобода в духовном мире».
Подростки приходят на отрядное место (в лесу в два ряда стоит около 30 скамеек). Им предлагают каждому занять отдельную скамейку.
После чего дается инструкция: «Каждый, кто сегодня хочет пройти инициацию свободой, выполняет следующее. Все подтягивают ноги на лавку. На землю ноги не ставить. На пространстве лавки обоснуйтесь так, чтобы вам было удобно. Можете располагаться так, как
в условиях
ограниченного
пространства
* Короленко В. Г. Река играет. Рассказы. - М., 1984. - С. 473; 477-478.
** Замятин Е. Мы. - М., 1989.
№ 4 - 2010
Подведение итогов
Рекомендации организаторам инициации
пожелаете. В заданных условиях можете делать все, что вам придет на ум. Друг другу не мешать. Распорядитесь собой в заданных условиях».
Подростки предоставляются сами себе на 15-20 минут. Психолог рядом - молча наблюдает за каждым. Замечаний не делает. Все оценки потом. (Каждого, кто опустил ноги на землю, перебрался на лавочку соседа, лишают права участвовать в инициации, но об этом сообщают после завершения самой инициации.)
Через отведенное время, психолог сообщает о том, что инициация закончена.
Все остаются на своих местах.
Психолог обращается к каждому:
• Какие чувства ты испытал, находясь на ограниченной территории?
• Как ты считаешь: можно ли испытывать чувство свободы, находясь на ограниченной территории?
• Что определяет свободу человека? Перечисли условия свободы: внешние, внутренние?
IV. Подведение итогов: рефлексии участников инициации.
На следующий день психолог спрашивает каждого:
• Смог ли ты почувствовать свободу на ограниченном пространстве?
• Ты почувствовал свободу на территории аквапар-
ка?
• Какие чувства ты испытал?
• Испытал ли ты чувство моральной ответственности за себя, за других?
• Посещало ли тебя чувство необузданной вольности? Что ты при этом делал?
• Как ты считаешь: на этот раз ты прошел инициацию свободой?
Рекомендации организаторам инициации:
1 — четко формулировать задание, делать акцент на необходимости понимания сути задания;
2 — делать акцент на том, что каждый человек сам для себя определяет, в чем смысл его психологического и социального ощущения сути состояния свободы;
3 — рекомендовать подросткам обсуждать свои представления и состояния свободы.
Подвести результаты обсуждения к мысли о том, что чувство свободы может не зависеть от внешних условий, но от внутренней позиции самого человека.
В заключение всего цикла инициаций на свободу подростки обсуждают тему: «Что такое свобода?», и
50
№ 4 - 2010
насколько они продвинулись в понимании этого понятия и этого чувства. Важно, чтобы подростки поняли, что свобода может быть по-разному представлена в предметном мире, в мире человеческих отношений и в духовном мире человека.
(Продолжение следует)
1. Апресян Р. Т. Свобода // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - Т. 3. - М., 2011. - С. 501.
2. Весткотт М. Р. Свобода (freedom) // Психологическая энциклопедия. - 2-е изд. - М.; СПб.; Н. Новгород, 2003.- С. 781-782.
3. Даль Вл. Свобода // Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Т. IV. - М., 1982. -С. 151.
4. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М., 1990. - С. 50-51.
5. Там же. - С. 51.
6. Там же. - С. 52.
7. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность <...>. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010. - С. 859.
8. Там же. - С. 717.