Научная статья на тему 'Попытки к диалогу: девиантные подростки общаются с пожизненно осужденными'

Попытки к диалогу: девиантные подростки общаются с пожизненно осужденными Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / DEVIANT TEENAGERS / ПОЖИЗНЕННО ОСУЖДЕННЫЕ / IMPRISONED FOR TERM OF LIFE / АНОМИЯ / ПОПЫТКИ К РЕФЛЕКСИИ И ДИАЛОГУ / ATTEMPTS TO REFLECTION AND DIALOGUE / ANOMY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Басюк Виктор

Приводятся рефлексивные письма трудных подростков, обращенные к пожизненно осужденным. Анализируются первые письма, в которых подростки пытаются презентировать себя и установить контакт со «своим» осужденным пожизненно. Делается попытка выявить типологию рефлексии подростков на самих себя и на тех, кто наказан за тяжкие преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reflective letters of difficult teenagers, written more than a year ago to concrete addressees, who were imprisoned for term of life, are given. The first letters of deviant teenagers, in which they try to present themselves in this world and make contact everyone with individual person imprisoned for term of life, are provided. The attempt of identifying the typology of teenagers` reflection on themselves and on people, punished for serious crimes, is made.

Текст научной работы на тему «Попытки к диалогу: девиантные подростки общаются с пожизненно осужденными»

Виктор Басюк

ПОПЫТКИ К ДИАЛОГУ: ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ ОБЩАЮТСЯ С ПОЖИЗНЕННО ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация. Приводятся рефлексивные письма трудных подростков, обращенные к пожизненно осужденным. Анализируются первые письма, в которых подростки пытаются презентировать себя и установить контакт со «своим» осужденным пожизненно. Делается попытка выявить типологию рефлексии подростков на самих себя и на тех, кто наказан за тяжкие преступления.

Ключевые слова: девиантные подростки; пожизненно осужденные; аномия; попытки к рефлексии и диалогу.

Abstract. The reflective letters of difficult teenagers, written more than a year ago to concrete addressees, who were imprisoned for term of life, are given. The first letters of deviant teenagers, in which they try to present themselves in this world and make contact - everyone with individual person imprisoned for term of life, are provided. The attempt of identifying the typology of teenagersл reflection on themselves and on people, punished for serious crimes, is made.

Keywords: deviant teenagers; imprisoned for term of life; anomy; attempts to reflection and dialogue.

Прошло более 13 месяцев после начала этой непростой части проекта, когда пожизненно осужденным были предоставлены фотографии трудных подростков и краткая информация об их семейном статусе и особенностях поведения.

В мае 2011 года в г. Иркутске доктор психологических наук, профессор В. С. Мухина с группой психологов со своей кафедры психологии развития МПГУ провела курсы повышения квалификации для педагогов, психологов и социальных работников учреждений интернатного типа Иркутской области.

На курсах обсуждались социальные и психологические проблемы, которые негативно сказываются на семьях детей и подростков, которые приводят их к ситуациям социально-нормативных рисков, к социальным и психологическим девиациям - асоциальным проявлениям внутри возрастных групп и в городе.

Город, - как писал об этом еще М. Вебер, - это «поселение в тесно соприкасающихся друг с другом домах, которое настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом» [1, с. 309]. Современный город создает у плохо адаптированных к жизни людей впечатление анонимности и иллюзию вседозволенности, провоцирующей асоциальные проявления.

Исследователи отмечают, что сегодня растет напряженность, тревожность и агрессивность нового поколения. Происходит изменение социальных ориентаций детей и подростков. Еще Э. Дюркгейм ввел термин «аномия» [2, с. 238-239], имея в виду, что члены общества утрачивают уважение и доверие к существующим нормам и ценностям.

В большом толковом социологическом словаре Дэвид Джери и Джулия Джери дают расширенное толкование этого понятия [3, с. 31-32].

В наших детских домах проживают подростки с нелегкой, недетской судьбой. Многие из наших детей прошли через тяжелые проблемы своих семей, некоторые из них успели проявить себя асоциальным образом, приняв ценности аморализма за норму.

Работая над проектом программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства [4, с. 167-183], мы совместно с В. С. Мухиной взяли на себя ответственность ввести в блоки программы весьма непростое для всех специалистов начинание: организовать переписку девиантных подростков с осужденными пожизненно.

Эпистолярный стиль - особая культура послания, письма не только в литературе, но и в частной переписке. Здесь должна быть проявлена рефлексия на другого (адресата) и на себя самого (пишущего адресное письмо). Здесь необходима идентификация с тем, к кому адресовано письмо, искренняя заинтересованность в нем как в человеке и в собеседнике.

Наша группа из двенадцати подростков - девианты, по большей части лишенные родительского попечительства (лишь двое - круглые сироты). Часть из них с младенчества воспитывались в домах малютки, большинство с малолетства в детских домах - на попечении государства. У этих подростков выраженная запущенность в физическом, психическом и моральном развитии. Педагоги, психологи и социальные работники стараются помочь адаптироваться к жизни и преодолеть естественную для них задержку в развитии.

Где уж тут обращать внимание на эпистолярный стиль писем!

Однако, зная о том, что криминальный мир пользуется у этих подростков особым вниманием, мы сочли возможным организовать переписку с осужденными пожизненно, чтобы те попытались помочь мальчикам задуматься о своем месте в этом мире, о своем будущем, о сознательном выборе внутренней позиции.

Установление отношений с осужденными пожизненно, понимание отчаянного положения сидящих в малых камерах за совершенные преступления - реальный опыт познания оборотной стороны жизни. Кроме того, обездоленные подростки воочию могут увидеть к чему могут привести безумные помыслы и поступки, обращенные к наживе, к кровавой расправе над невинной жертвой.

Прежде чем передать специально отобранным двенадцати подросткам адресованные им письма, с ними специально беседовали министр образования Иркутской области, директор детского дома, педагоги, психологи и социальные работники. Подростки были напряжены и растеряны.

Позже (с воспитателем) ребята зашли на сайт с целью ознакомиться с местом расположения зон и тюрьмы для ПЛС. Они попытались изучить

ежедневные условия строгого наказания и вообразить себе, каково это -пожизненно пребывать в малой камере с такими же бедолагами...

Кроме того, подросткам было предоставлено издание книги В. С. Мухиной о жизни этих пожизненно осужденных, которые стали готовы переосмыслить свою жизнь и которые пытаются укрепить в себе душевно значимые личностные качества [5].

В результате мальчики проявили готовность начать переписываться с осужденными пожизненно (они знали, что осужденные получили их фото и короткую информацию о них).

Волнуясь, каждый получил обращенное к нему послание. Каждый имел возможность наедине прочитать первое письмо, адресованное персонально именно ему. Ребята были чрезвычайно взволнованы предстоящим событием - началом переписки с осужденными за тяжкие преступления.

Предлагаю обратиться к письмам подростков, когда они первый (и второй) раз отвечают на упреждающие письма из тюрьмы от пожизненно осужденных.

От Алексея В.* (Г. Иркутск, Д/Д) Алексею Л. (п. Сосновка)

Письмо 1 (Ответил на два первых письма от Алексея Л.)

«Здравствуйте, Алексей!

Поздравляю Вас с Днем защитника Отечества. Все будет хорошо, а лучше отлично. Желаю, чтобы что-то, хоть маленькое, но радостное, у Вас было.

А о себе я могу рассказать, то, что я тоже делал косяки. Но сейчас у меня такой замечательный воспитатель, что я стал лучше во много раз.

Когда мне было 13 лет (сейчас мне 14 лет), то я, только и делал, что занимался плохими поступками: пил, воровал велосипеды, сбегал из детского дома. Меня за эти поступки поставили на учет в милицию. Теперь я занимаюсь греко-римской борьбой, футболом и конечно же паркуром (сальтом). Настроение у меня в порядке.

Мне тоже интересна Ваша жизнь. Сколько Вам лет? Есть ли у Вас на воле семья? Надеюсь, Вы ответите на мои вопросы. Ну, на этом до свидания. Буду ждать Ваших писем, а Вы ждите моих!

Леха».

От Алексея В. (г. Иркутск, Д/Д) Алексею Л. (п. Сосновка)

Письмо 2 (Ответил на третье и четвертое письма от Алексея Л.)

«Здравствуй, Алексей!

Я получил твое третье и четвертое письмо. Из писем я узнал как тебе тяжело сидеть в тюрьме. Понимаю, что тебе трудно без поддержки мамы и сестры.

* 1997 г. рождения. В Д/Д находится с 09.2000 года. Мать была убита отцом через два месяца после рождения ребенка. Отец лишен родительских прав с мая 2003 года (отбывает наказание с 1998 года за убийство матери). Мальчик поступил в Д/Д из Дома ребенка, где находился с 1998 года. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

И ты меня понимаешь, что со мной тоже рядом нет ни мамы, ни папы, ни бабушки. Порой так хочется к ним прижаться поделиться с ними радостями и проблемами.

Но я не унываю, потому что со мной рядом есть моя вторая мама (воспитатель), и много взрослых, которые мне помогают в трудную минуту. Наш детский дом находится рядом со школой, с храмом и авиазаводом. На пасху приходили служители церкви и показывали с нашими ребятами спектакль в честь святого праздника. Каждому подарили по куличу и крашеному яйцу. Праздник был веселый и радостный. Мы с ребятами целый день били в колокола (точнее учились как звонить в колокола).

Каждый божий день я выхожу с ребятами играть в футбол. Третью четверть я закончил ударником. Получать знания - святое дело.

У меня есть планы на будущее, получить хороший аттестат и поступить в ТФК. Я знаю, что для этого надо много заниматься, тренироваться и бросить курить.

Летом мы с другом Марком поедем в лагерь, где спортивные ребята. Там мы будем два месяца тренироваться заниматься борьбой. Сегодня 20 апреля - у нас субботник. Взрослые (весь коллектив детского дома) и дети чистили территорию.

Я желаю тебе терпения, и молюсь за тебя. Пиши, буду ждать твоих писем.

До свидания!

Алексей!»

От Ярослава С.* (г. Иркутск, Д/Д) Алексею Л. (п. Сосновка)

Письмо 1

«Здравствуй Алексей!

Пишет тебе Ярослав.

Прости, что уже так долго не писал. Просто у меня почти не было времени тебе написать.

Наконец нашел время и сел тебе писать письмо.

Не писал я тебе так долго потому, что я ездил на соревнования по футболу. А еще я ездил в наш лагерь, я там помогал работать.

Родители у меня есть. Правда мамы нету, папа есть. Есть старшая сестра, которая выпустилась из детского дома в том году. Ей уже 18 лет. Еще есть младший брат, ему 13 лет он учится в 7 классе. Мою сестру зовут Татьяна, а брата завут Игорь.

Мне 15 лет. Я закончил 8 класс, пошел в девятый. Потом, когда я закончу девятый класс, то пойду учиться в училище. Я хочу стать сварщиком, потому что мне очень нравится это профессия. Пом-

* 1997 г. рождения. В Д/Д с 12. 2005 года. Мать умерла в 2006 году. До этого была лишена родительских прав с 2005 года. Отец лишен родительских прав в том же году. Сестры (старшая и младшая) воспитываются в другом Д/Д. Местонахождение отца не установлено. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

нишь ты мне задавал вопрос как мы отмечаем день рождения, дарят ли подарки? Дарят торт, потом всей семьей собираемся за столом и пьем чай.

У меня есть очень хорошие друзья. Мы живет одной семьей, в одной компании. Друзья могут помочь в любую трудную минуту. Мой распорядок дня: я просыпаюсь в 8.30 умываюсь, делаю зарядку, потом иду кушать, потом я мою полы, потом гуляю до обеда. После обеда я иду на ужин. После ужина я иду играть в футбол, потом прихожу, мою полы. Потом кушаю, смотрю телевизор, потом ложусь спать. Вот мой распорядок дня.

У меня есть к тебе несколько вопросов. Вы там выходите гулять? Где ты родился? Где жил, чем больше всего ты любил заниматься на воле? Занимался ли спортом? Если занимался, то каким видом спорта?

Ну ладно буду заканчивать. Я тебе шлю иконку. Повесь над кроватью и пусть она тебя оберегает.

Ну ладно до свидания Алексей.

Буду ждать ответа!!!»

От Ярослава С. (г. Иркутск, Д/Д) Алексею Л. (п. Сосновка)

Письмо 2

«Здравствуй Алексей.

Пишет тебе Ярослав. Пишу тебе уже второе письмо. Спасибо тебе, что поздравил меня с Днем рождения. Я не знаю, когда у тебя День рождения. Все равно поздравляю с Днем рождения, желаю здоровья, побольше сил. Ты у меня спрашивал, есть ли у меня телефон, у меня есть телефон.

Больше всего я люблю собак. На пятнадцатилетие мне подарили открытки МР3 с музыкой. На турниках я не люблю подтягиваться, потому что я занимаюсь футболом. В кинотеатры мы ходим всей семьей, точнее с группой. Ходим еще в цирк, на спектакли, в музеи.

Летом мы ходили на речку купаться. Попугаев у нас теперь нет, а раньше были. Сейчас не знаю куда их дели.

Я еще хожу в цирковую студию. Там я хожу на ходулях. Мне очень нравится выступать. Скоро поедем выступать в цирк. А еще я ездил на лыжню. Там было около 12 тысяч человек.

У меня есть вопрос - сколько тебе лет, можешь отправить (если есть) фотографию. Я буду рад видеть твою фотографию. Я верю, что ты исправился и тебя может простят. Тебя выпустят на волю, и ты больше не будешь совершать плохие дела, чтобы опять не сесть в тюрьму. Я буду верить, что тебя выпустят на волю. А еще, есть ли у тебя кто-нибудь из родных или друзья? Которые верят в тебя.

Я буду надеяться, что тебя выпустят.

Ну ладно, до свидания. Пиши, буду ждать, не скучай, все будет хорошо. Я в это верю.

До свидания - Ярослав».

От Михаила Г.* (г. Иркутск, Д/Д) Андрею Х. (п. Сосновка)

Письмо 1

«Привет, Андрей!

Спасибо за открытку. Я тебя поздравляю с прошедшими праздниками. Зовут меня Михаил. Живу я в Д/Д в г. Иркутске. Живу здесь вот уже восемь лет. Забрали меня в детский дом из-за того, что мою мать посадили за наркоту. Сейчас она уже на воле. Скоро выпускаюсь из Д/Д. Мне 15 лет. А тебе?

Хочу после школы пойти учиться в Авиационный техникум. Увлекаюсь лыжным и конькобежным спортом.

Если не трудно, Андрей, можешь прислать мне свою фотку, а я постараюсь выслать свою фотку.

Пока!

Пиши мне больше! Жду!» 26.01.12

От Александра С.** (г.Иркутск, Д/Д) Андрею Х. (п. Сосновка)

Письмо 1

«Здравствуй, Андрей.

Я вас тоже поздравляю с прошедшими праздниками. Желаю самого наилучшего. Мне 2 марта исполнилось 16 лет. Учусь в 8 классе. Живу я в детском доме уже 11 год. Сам я родился в Чунском районе, а сейчас живу в Иркутске. У меня есть братья и сестры, дедушка и бабушка, мама и крестная.

Старшая сестра вышла замуж. Я к ней хожу в гости. Старший брат учился в кадетском корпусе.

Я занимаюсь футболом. Ездили на соревнования, заняли третье место. Еще я рисую и увлекаюсь граффити.

В нашем детском доме есть специальная группа, как бы кадетский корпус, я в ней состою. Носим форму, занимаемся строевой подготовкой, собираем и разбираем автомат.

Вам от пацанов привет. Как у Вас дела? Как Ваше здоровье? Вы тоже о себе напишите. Когда у Вас День рождение? Сколько Вам исполнится?

В следующий раз напишу больше о себе.

Жду ответа!

Саша».

* 1996 г. рождения. В Д/Д находится с 08.2004 года. Мать лишена родительских прав с 2004 года, отбывает наказание в колонии. С сыном связь не поддерживает. Отец записан со слов матери. Братьев и сестер нет. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

** 1996 г. рождения. В Д/Д с 09. 2003 года. Мать лишена родительских прав в августе 2000 г. Отец был лишен родительских прав тогда же, умер в 2004 году. Имеет старших брата и сестру (они воспитывались в Д/Д) и младших брата и сестру (находятся под опекой родственников). Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

От Александра С. (г. Иркутск, Д/Д) Андрею Х. (п. Сосновка)

Письмо 2 24.03.2012

«Здравствуйте, Андрей!

Отвечаю на ваши вопросы.

Поколение сейчас не такое. С малых лет пьют, курят, матерятся и некоторые не хотят учиться. Но иногда мы поступаем правильно и благородно. В нашей стране все потихоньку налажевается. Президент сейчас Путин.

Увлечения мои: живопись, граффити. Занимаюсь я футболом. Хобби -сочинять стихи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спасибо вам за открытку и за иконку. Мне очень понравилось и было приятно.

Скоро я буду давать присягу и вступлю в «кадетское братство». Я уже четыре месяца нахожусь в специально организованной группе. За это время я научился: немного строевой подготовке, собирать и разбирать автомат. После того как закончу 11 классов, я, наверное пойду в Новосибирское военное училище.

Вы, Андрей, сами в подростковом возрасте чем занимались? Какие были у вас увлечения? И на кого вы после школы собирались поступить?

Письма, конечно, долго доходят до меня и до вас. Но это не мешает нам общаться.

Я бы хотел увидеть вашу фотографию. Я, если смогу, пришлю свою.

Жду следующего письма.

До свидания.

Саша. 24.03.12».

ОТ Алексея П.* (г. Иркутск, Д/Д) Игорю Л. (п.Сосновка)

Письмо 1 06.03.2013

«Привет!!!

Гоша, меня зовут Леха, ты уже знаешь. Живется в детском доме хорошо, не жалуюсь. Сам родом из Рудногорска. Живу в детском доме с трех лет.

Друзей много. Они тоже переписываются с твоими друзьями.

Мне тебя очень жаль. Но виноват ты сам.

Но ты меня извини за такие слова.

День рождения у меня 18 июля; год рождения 1997. Родители живут в Рудногорске. Есть брат, две сестры. Я с ними общаюсь.

Я у тебя хотел спросить можно ли вам звонить?

Заранее мой номер телефона: <...>

* 1997 г. рождения. В Д/Д (начиная с Дома малютки) с 07. 1997 года. Мать лишена родительских прав в 2002 году. Отец записан со слов матери. Старшая сестра 1996 года рождения. Мать с сыном связь не поддерживает. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

------—■ - -----

Зоаш 1-ШиЛ Зс&цт тсг уже

-ж>/иош£? ш жггфюея 0

Шив /ы5£ очйш> жат. ¿¿О ш &Шс ■ ко /тгйг ий?и<Р щ#еш йй

Или домашний: <..>

Учусь отлично. Очень стараюсь. Есть ли у тебя родные? Сколько тебе лет?

У меня все хорошо, учусь. Еще полтора года и все - пойду учиться дальше.

Ну все, писать больше нечего. Пиши мне. Я всегда тебе буду рад ответить.

Да хранит тебя Бог!»

От Романа Н.* (г.Иркутск, Д/Д) Александру С. (п. Сосновка) Письмо 1 25.01.2012

«Привет Саша! Это Рома из детского дома. Спасибо, что написал мне письмо.

Читал твое письмо - у меня слезы побежали. Мысли о тебе: так хочу поговорить с тобой напрямую, увидеть тебя. Охото исправить твою жизнь, охото освободить тебя, но ноль возможности.

Если мог бы помочь чем, помог. Но увы!

У меня все хорошо, живу, не жалуюсь. У меня четыре брата. Старший брат Миша, ему 17 лет, выпустился в этом году из детского дома, тоже спортсмен, поступил в Авиационный техникум, на программиста учится. Младший брат - Витя, ему сейчас 13 лет, учится в 6 классе, спокойный, не стеснительный, но хороший мальчишка. Еще младше - брат Веня, я его почти не знаю, мы еще друг друга не видели и не знаем даже. Он живет тоже в детском доме, только не с

* 1997 года рождения. В Д/Д находится с 05. 2007 года. .мать лишена родительских прав, осуждена и находится в местах лишения свободы. Отец записан со слов матери. Есть три брата. Двое старших находятся в другом Д. Д. Социальный статус -оставшийся без попечения родителей.

нами. Еще один брат - Сашка, хороший такой, кудрявый, учится в первом классе.

Ну и я, учусь в 8 классе. Занимаюсь танцами, футболом, рукопашным боем. В общем спорт - главное в моей жизни.

Прочитав твое письмо, мне захотелось начать жить заново. Буду исправлять свои ошибки, стремиться к свободной жизни, где я буду сам, для себя.

Спасибо еще раз, что написал такое письмо.

Если у тебя есть твои фотографии, отправь мне пожалуйста, буду ждать. Я от тебя буду ждать письма. Пиши, не забывай про меня. Ты мне теперь товарищ близкий и лучший. Понимаю как вам там плохо сидеть в четырех стенах в закрытом помещении. Не испытывал такие чувства, но примерно понимаю, как это плохо.

Есть ли у вас там возможность просмотреть диск? Я бы отправил тебе видео, как мы живем. Ну, если вам можно, то напиши мне в письме. Я сделаю фильм и отправлю вам. Передавай привет мужикам, которые рядом с тобой живут, рассказывай им, как мы тут живем, чем занимаемся.

Ну все, давай, Саня. Если что, мой номер: <..> Молитва: Моли Бога о мне, святый Божий, Александр яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Храни тебя Бог!!!»

От Александра Т.* (г. Иркутск, Д/Д) Игорю М. (п. Сосновка) Письмо 1

«Привет, Игорь!

Ты уже знаешь, как меня зовут, я тоже рад с тобой познакомиться. Ты какую слушаешь музыку? Моя любимая музыка это АК-47 и 4К. Вообще то я люблю заниматься спортом. Футболом, теннисом и рукопашным боем, у меня много побед. А сейчас я не занимаюсь. Пропал интерес к этому. Но ничего, я занимаюсь теннисом, мне очень нравится. Расскажи мне о себе, чем любишь заниматься ты.

Игорь, сможешь в письме описать какая у вас там обстановка? Расскажи, как там живется? Меня раньше, наверное года два назад тоже хотели закрыть на малолетку, но меня не посадили, потому что бабушка написала заявление, чтобы меня отправили в детский дом, вот меня и не посадили. После этого я начал жить нормальной жизнью стал опять

* 1997 г. рождения. В Д/Д находится с 10.2011 года (С рождения по март 2011 находился на попечении бабушки). Мать лишена родительских прав с 2003 года. Воспитанием сына не занимается. Отец записан со слов матери. Братьев и сестер нет. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

заниматься спортом. Теперь начинаю новую жизнь, не ворую, не пью, курить курю, не могу бросить.

Сможешь рассказать мне в письме какая у тебя статья. Желаю тебе всего хорошего. Удачи тебе в этой жизни. Пиши мне, я буду ждать.

Александр»

От Александра Т. (г.Иркутск, Д/Д) Игорю М. (п. Сосновая) Письмо 2 7.03.2012

«Привет, Игорь!

Спасибо что поздравил меня. У меня все отлично. Я знаком со многими людьми. У меня друзья, которые старше меня, лет на восемь даже старше. Большинство моих друзей уже были на ТЮРЬМЕ. Вот и меня тоже сейчас хотят отправить на спецшколу.

Сейчас я общаюсь с друзьями, которые живут со мной в детском доме.

Я в свободное время люблю смотреть фильмы: ужасы, боевики и т.д. Люблю играть в футбол, в теннис. В этой жизни я хочу выучиться на автомеханика или на автослесаря.

А так у меня все хорошо. Я надеюсь, что у меня все получится в этой жизни.

А чем ты любишь заниматься в свободное время?

Игорь, ответь мне, пожалуйста, на один вопрос? Какая у тебя статья?

Вы гуляете? Сколько времени?

Удачи тебе во всем. Будь здоров.

Жду твоего письма!!!

Александр».

От Василия Т.* (г. Иркутск, Д/Д) Игорю М. (п. Сосновка)

Письмо 1 26.01.2012

«Привет, Игорь!

Да я согласен с тобой познакомиться, точнее переписываться. Да ты прав. Я не люблю писать, но я буду стараться писать, потому что я хочу узнать больше в этой жизни, чтобы выйти из детского дома и уже быть готовым ко всему. Извини, что не так просто. Я пишу письмо впервые и не знаю как правильно сложить свои мысли. Я буду писать тебе сразу, как только ко мне придет письмо от тебя. Я знаю, как вы ждете письма.

А любимое увлечение у меня спорт: особенно баскетбол, футбол. Я уважаю паркур.

Один вопрос, что такое «Крытая»***?

Моя любимая музыка - это реп, шансон, особенно АК-47, Бутырка, Круг. В компьютер я играю не часто, так как у нас в детском доме нет компов. Мы ходим в компьютерный салон (когда есть деньги). А так играю в контор-стройк, ГТА, нефорспит. Люблю быструю езду.

Сейчас закончу 8 класс и пойду в Кадетку. Когда выйду из нее, хочу купить машину и участвовать в каких-нибудь гонках, а особенно в В 1 и занимать там первые места. Но это только мечты, надеюсь эта мечта исполнится.

Ну ладно, пока, все. Пиши, буду ждать твоего письма.

Будь здоров, не хворай!

Пиши, жду письма!!! Вася».

От Ромы Ч.*** (г.Иркутск, Д/Д) Вадиму Борисовичу Б. (п. Сосновка)

Письмо 1 05.03.2012

«Здравствуйте, Вадим Борисович!

Я рад нашему знакомству.

Я хочу вам о себе немножко рассказать. Живу я в детском доме. В декабре 2011 мне исполнилось 15 лет, учусь в 8 классе. У меня есть родственники: бабушка, сестра, дядя, папа, дедушка, тетя. На каникулах меня забирает бабушка, а папа у меня на Украине, у него сломана нога и он ее там лечит. Я здесь живу без него и мне очень скучно. Мне хотелось бы узнать о Вас немного подробнее.

Извините, я немного пропустил о себе: я живу в седьмой группе, нас обучают военной подготовке. Нас всего в группе 10 человек. У нас очень

* 1996 г. рождения. В Д/Д находится с 09.2006 года (переведен из приюта, в котором находился с 10.2004). Отец умер в 2002 году. Мать была лишена родительских прав, умерла в 2007 году. Есть младший брат, который воспитывается в другом Д/Д. Есть две бабушки. Социальный статус - сирота.

** Крытая, крытка - то же, что закрытая. Закрытая - тюрьма, ИТУ (ныне ФКУ -Федеральное казенное учреждение) с усиленным режимом. См.: Словарь тюремно-лагерного-блатного жаргона. - М., 1992.

*** 1996 г. рождения. В Д/Д находится с 03.2002 года. Мать умерла в 2003 году. Отец записан со слов матери. Есть старшая сестра, которая находится под опекой бабушки. Социальный статус - сирота.

хорошие воспитатели. Раньше у нас был автомат АКМ-74. я его разбирал и собирал с закрытыми глазами. У нас даже есть своя военная форма. Я ее сам подшивал, гладил. И я в ней смотрюсь очень красивым.

Пишите. Жду ответа.

Роман (Роман Сергеевич)».

От Вадима Д.* (г.Иркутск, Д/Д) Вадиму Б. (п.Сосновка)

Письмо 1

«Привет, Вадим.

Поздравляю тебя с 23 февраля, желаю тебе побольше радости и чтоб тебе все удавалось.

Я согласен с тобой переписываться. И еще... можно задать тебе вопрос? Сколько тебе лет?»

От Марка С.** (г. Иркутск, Д/Д) Сергею Николаевичу Х. (п. Сосновка)

Письмо 1 27.01.12

«Привет, Сергей!!!

Поздравляю Вас с наступающим Днем защитника Отечества!!! Желаю Вам не падать духом! Держитесь, и все будет хорошо!

Что я могу о себе рассказать? Я учусь в 8 классе. Я ударник. Я занимаюсь греко-римской борьбой. Друзей у меня нет.

Я летом отдыхал в лагере. Мне там очень понравилось. На зимних каникулах ездил на крытый каток.

Теперь я хочу узнать о Вас. Сколько Вам лет? Осталась ли у Вас на воле семья, дети?

Ладно, до свидания, жду ответа!!!

С Богом!»

От Романа р.*** (г. Иркутск, Д/Д) Сергею Николаевичу Х. (п. Сосновка)

Письмо 1 26.01.2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Здравствуй Серега!

Поздравляю тебя с прошедшими праздниками. Мне трудно тебе что-то написать, но я тебе пожелаю одного: здоровья.

* 1997 г. рождения. В Д/Д находится с 08.2011 года. Мать лишена родительских прав, отбывала наказание в колонии, местонахождение неизвестно. Отец умер в 2005 году. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

** 1997 г. рождения. В Д/Д находится с 04.2008 года. Мать лишена родительских прав с 2005 года. С 2007 года мать находится в местах лишения свободы. Отец записан со слов матери. Был под опекой прабабушки 2, 5 года. Прабабушка была особождена от опеки по состоянию здоровья. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

*** 1997 г. рождения. В Д/Д находится с 2000 года (был переведен из дома малютки). Мать лишена родительских прав. Мать отказалась от сына в роддоме. Есть две сестры. С ними мать также отношений не поддерживает. Отец записан сослов матери. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

Серега, я согласен с тобой вести переписку. Ты один из тех, с кем я буду общаться по письмам. У меня из родных никого нет. Мама от меня в роддоме отказалась, а пахан* сидит. Учусь я в школе в 8 классе, учусь на 3-4 и изредка на 2-5.

Бывает ворую, так по мелочам. Бывает и по крупному.

Увлекаюсь лыжами. Ходим с друзьями на лыжные базы. Футболом еще занимаемся. Соберем народ и гоняем по полю с мячом.

В детском доме у нас хорошо. Ездим на разные мероприятия: пин-бол, футбол, бассейн и т.д. Летом мы ездим в разные детские лагери. В этом году мы с пацанами ездили в кадетский корпус, в Усолье-Сибирском. Нас, кстати, организовал министр образования Виктор Стефанович Басюк.

Серега, я хотел у тебя узнать: по какой статье сидишь?

Серега, я вот тут сижу и читаю в интернете, у вас че реально что ли там 90 человек объявили голодовку?

И еще, Серега, пришли мне свою фотку. Пожалуйста.

Ну вот такая у нас жизнь!

С Богом!

Роман»

Первые письма двенадцати девиантных подростков, лишенных родительского попечительства, говорят сами за себя. Многие из мальчиков с первых слов уведомляют, что они никогда не писали писем.

Следует отметить, что подростки готовы признать за собой асоциальные поступки - о чем они открыто рассказывают взрослым людям, отбывающим строгое наказание. Подростки сознаются в том, что они пили алкогольные напитки, курили, хулиганили, крали. Некоторые сообщают о том, что совершали и серьезные преступления. Они, безусловно, были детьми улиц [7], которых туда гнали семейные неурядицы. Они реально были беспризорные правонарушители**.

Кто-то сообщает, что из родных у него никого нет. Кто-то перечисляет бабушек, дедушек, многочисленных сестер и братьев, хотя многих из названных он никогда не видел. Подростки мифологизируют свои связи с родными и близкими, пытаются оправдать своих кровных родственников.

В письмах к людям, находящимся в изоляции (пожизненно!), подростки пытаются поддержать сидящих в узах, приободрить их. Нередко выражают готовность к общению посредством писем. Просят фото, телефоны и сами сообщают свои телефоны.

* 1997 г. рождения. В Д/Д находится с 2000 года (был переведен из дома малютки). Мать лишена родительских прав. Мать отказалась от сына в роддоме. Есть две сестры. С ними мать также отношений не поддерживает. Отец записан сослов матери. Социальный статус - оставшийся без попечения родителей.

** Мало что изменилось в условиях провокации подростка в асоциальных условиях дома и города, с той поры, когда врач Л. М. Васильевский в первой четверти XX столетия выпустил два издания своей небольшой, но столь красноречивой книжки [7].

Девиантные подростки готовы общаться со взрослыми людьми, готовы делиться с ними событиями из прошлой и настоящей жизни. Они искренни и внимательны к обращенным к ним суждениям, предупреждениям и пожеланиям пожизненно осужденных.

Пожизненно осужденные (те, кто имеет своих детей) откровенно пишут о том, что эти мальчики, лишенные родительского попечительства, пишут в тюрьму чаще, чем их собственные дети.

1. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. - М., 1994. -(Лики культуры).

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М., 1994.

3. Джери Д., Джери Дж. Аномия // Большой толковый социологический словарь: В 2-х т. - Т. 1. А - Щ. - М., 2001. - С. 31-32.

4. Мухина В.С., Басюк В. С. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства // Развитие личности. - 2011. - № 4. - С. 167-183.

5. Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения: 2-е изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.

6. Словарь тюремно-лагерного блатного жаргона. - М., 1992.

7. Василевский Л.М. Беспризорность и дети улицы: 2-е изд., доп. и испр. - Без города, 1925.

230

№ 3 - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.