Владислав Велев
ТИПОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Обсуждаются результаты исследования самосознания девиантных подростков: условия жизни; суждения и поведение; специфика рефлексий на себя и на свое место в мире; типы реакций в ситуации фрустрации. Предлагается описание типологии самосознания девиантных подростков.
Ключевые слова: условия жизни; амбивалентные ориентации; социально одобряемые моральные ценности; ценности аморализма; девиант-ность; девиантное поведение; синкретичность моральных ориентиров; притязания на признание; внутренняя позиция; агрессивный, нелояльный тип реагирования.
Abstract. The following results of the research of deviant teenagers* self-consciousness are discussed: life conditions; judgments and behavior; specifics of reflection on self and place in the world; reaction types in frustrating situation. The typology of deviant teenagers" self-consciousness is described.
Keywords: life conditions; ambivalent orientations; socially approved moral values; amoralism values; deviance; deviant behavior; syncretism of moral guidelines; aspirations for recognition; inner position; aggressive, disloyal type of reaction.
Важной проблемой в исследовании самосознания и поведения девиантных подростков является наличие множества понятий, определений и терминов, характеризующих различные его стороны. Это связано с одной стороны с неоднозначностью исследуемого феномена, а с другой - с методологическими различиями, обуславливающими понимание сущности и условий возникновения девиантного поведения.
В представленной статье автор придерживается взглядов В.С. Мухиной на проблему отклоняющегося поведения. Согласно им, девиантное поведение возникает вследствие выраженного отчуждения от общественных норм. В.С. Мухина путем многочисленных исследований пришла к мысли о том, что: «Негативная сущность обособления на бессознательном и сознательном уровнях своего бытования состоит в отчуждении человека от себя и в отчуждении человека от других» [1, с. 28]. Девиантное поведение как форма отчужденных отношений между людьми, приводит к отречению человека от своей социальной сущности и от общества в целом.
Девиантное поведение как отчуждение от общества и от себя
Организация исследования
Структурирование социально-психологического паспорта
Исследование было проведено в 2011-2012 гг. в специальных общеобразовательных школах для детей с девиантным поведением № 1, 4, 7, 10 г. Москвы и в массовых школах.
Испытуемыми стали 200 подростков в возрасте 14-16 лет, обучающихся в школах г. Москвы, которые были разделены на две равные группы: 100 подростков (50 мальчиков и 50 девочек) из специальных образовательных учреждений для детей с девиантным поведением и 100 подростков (50 мальчиков и 50 девочек) из массовых общеобразовательных школ.
Для выявления типологии самосознания и поведения девиантных подростков использовался следующий комплекс методов:
1. Метод структурирования социально-психологического паспорта (сбор анамнеза, материалов личных дел, рефлексий специалистов, работающих с девиант-ными подростками, а также личное общение исследователя с подростками).
2. Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» (В.С. Мухина).
3. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина).
4. Методы статистической обработки результатов исследования.
Обозначенные методы прошли апробацию в многочисленных исследованиях в области возрастной психологии, выполненных непосредственно В.С. Мухиной или под ее руководством. Далее в предложенной последовательности обсуждаются результаты проведенного исследования.
1. Структурирование социально-психологического паспорта девиантных подростков (сбор анамнеза, материалов личных дел и рефлексий работающих с девиантными подростками специалистов; личное общение автора с подростками).
Данный метод предложен В. С. Мухиной. Он предполагает изучение и систематизацию содержащихся в социально-психологическом паспорте сведений об условиях жизни, особенностях самосознания и поведения подростков; описание и анализ рефлексий специалистов, задействованных в работе с девиантными подростками; личное общение автора с подростками.
Нами было проанализировано 80 личных дел девиантных подростков (40 мальчиков и 40 девочек). В результате анализа были выделены параметры, отражающие условия жизни девиантных подростков, а также зависимость их асоциального поведения от данных условий.
Асоциальное поведение мальчиков-девиантов
Асоциальное поведение девочек-девиантов
Полные семьи скорее являются исключением
В семьях девиантных подростков типичен отчужденный стиль взаимоотношений
В качестве параметров, отражающих условия жизни девиантных подростков, были выделены следующие диады: (1) полная - неполная семья; (2) благоприятные - неблагоприятные бытовые условия; (3) материальное благополучие - неблагополучие; (4) благополучие - неблагополучие семейных отношений; контроль и бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростка и др.
К параметрам, отражающим особенности поведения девиантных подростков, были отнесены: (1) агрессивное поведение по отношению к сверстникам, родителям и посторонним людям; (2) бродяжничество; (3) употребление спиртных напитков; (4) употребление ПАВ (психоактивных веществ); (5) воровство и разбой.
Зафиксированные в социально-психологических паспортах факты, характеризующие условия жизни и типическое поведение подростков, заносились в таблицу исходных данных. После использования методов статистической обработки данных были получены следующие достоверные результаты.
Типичными асоциальными формами поведения для мальчиков-девиантов оказались: устойчивая агрессия по отношению к сверстникам, родителям или посторонним людям; употребление спиртных напитков; бродяжничество; воровство. В единичных случаях были зафиксированы факты разбойных нападений и употребления психоактивных веществ.
Типичными для девочек-девиантов асоциальными формами поведения оказались: устойчивая агрессия по отношению к сверстникам, родителям и посторонним людям; употребление спиртных напитков; бродяжничество; воровство. Зафиксированы также случаи употребления психоактивных веществ.
Типичным для девиантных подростков условием жизни является неполная семья. Зачастую роль отца в семьях девиантных подростков выполняет отчим (в единичных случаях, при отсутствии матери в семью входит мачеха). В случаях отсутствия обоих родителей воспитанием занимаются тети, бабушки, дедушки и другие близкие и дальние родственники.
Особенно важным условием является общий психологический климат, складывающийся внутри семьи. Частые скандалы, агрессия, отчужденные отношения, алкоголизация родителей являются типичным условием жизни девиантных подростков. Присвоенные образцы поведения родителей выступают моделью поведения подростков. В.С. Мухина писала об отчужденном стиле общения в
с материальной стороной своего дома, но и со своими
семье, подразумевающем глубокое безразличие взрослых к ребенку. Вследствие такого отношения у подростка может формироваться отчужденный стиль поведения [2, с. 318]. Асоциальное Сложившийся между членами семьи девиантных
обращение подростков стиль общения обусловлен неценностным
с предметным миром отношением к предметному миру. Особенно ярко это
отражает ^ л f л г
отчужденные проявляется в отношении к собственному дому. Небла-
отношения в семье гоприятные бытовые условия являются типичной составляющей жизни подростков. Случаи общей антисанитарии, беспорядка в доме, отсутствия места для учебной деятельности и сна характерны для семей этой категории подростков. «Человек связывает В.С. Мухина совершенно справедливо отмечает ту осо-себя не только бую значимость, которую имеют для самосознания человека его представления о доме и его чувства по отношению к этому особому пространству: «Безусловно, человек свя-чувствами зывает себя не только с материальной стороной своего
к близким, к самому дома, но и со своими чувствами к близким, к самому очагу очагу» и со своими возможностями к свободному творчеству,
созерцанию и отдохновению. <...> Семейный дом - специфическое пространство: в нем главное предназначение мебели и других вещей - не только служить человеку в соответствии со своим функциональным назначением, но и воплощать собой отношения между членами семьи» [2, с. 62-63]. Неблагоприятные жилищные условия представляют собой следствие недостатка и сложившихся неблагополучных отношений между членами семьи. Девиантные подростки лишены знаний о бережении вещей и позитивных чувств к дому как к семейному очагу. В нормальных условиях жизни семьи отношение к дому определяется законами добра, справедливости и красоты [3, с. 62]. В семьях девиантных подростков отношение к дому обычно безалаберное, бессистемное, плохо организованное. Это обуславливает формирование типичного поведения и отношения к предметному миру вообще. Пренебрежение к примитивным предметам домашнего обихода формирует позицию пренебрежения и даже вандализма в отношении предметного мира в целом.
Изучение анамнеза, личных дел, социальных карт, информации, полученной от социальных работников и из личного общения автора c подростками, позволило выявить:
• Условия жизни девиантных подростков в семье и на улице: (1) часто неполная семья; (2) асоциальный, отчужденный стиль взаимоотношений в семье, бесконтрольность за поведением подростка; (3) скудность предметного мира (финансовая малообеспеченность, небла-
девиантных подростков
гоприятные бытовые условия); (4) примитивность речевого общения; (5) синкретичность моральных ориентиров. Названные условия влияют на особенности самосознания и поведения подростков. Поведенческие • Неблагоприятные условия жизни подростков
проявления обусловливают формирование таких особенностей их
самосознания, как негативно направленная внутренняя позиция, проявляемая через асоциальное поведение (агрессивное поведение по отношению к сверстникам, родителям и посторонним людям; бродяжничество; употребление спиртных напитков; употребление психоактивных веществ; воровство и разбой). Эти проявления могут быть отнесены к типологии поведения подростков-девиантов.
Воспроизведение • Девиантные подростки воспроизводят присвоен-
присвоенного в семье ный в семье отчужденный стиль отношений к предмет-отчужденного стиля ному миру и миру образно-знаковых систем. Асоциаль-
отношении
к предметному миру ное обращение с предметным миром как отражение и миру образно- отчужденного стиля отношений может приобретать у знаковых систем девиантных подростков формы вандализма и асоциального поведения корыстной направленности (воровство, разбой). Отношение к знаковому миру образно-знаковых систем (живописному искусству, классической музыке, художественной литературе, литературному языку и т.п.) у них может приобретать формы активного неприятия традиционных культурных ценностей, примитив-
О / О О «-»
ной речи (низкий словарный запас, нецензурный способ общения) и выражение своей причастности к асоциальным группам через демонстративное нарушение социальных ожиданий. Отчужденные формы взаимодействия с другими, наличие высоких притязаний, не подкрепленных реальной готовностью к труду, препятствуют социально приемлемым способам реализации притязаний на признание и создают предпосылки для их компенсаторного осуществления в асоциально-ориентированных группах сверстников через асоциальные суждения и поступки. Эти проявления девиантных подростков могут быть отнесены к типологии поведения девиантов.
Изучение специфики саморефлексий девиантных подростков
Анализ результатов, полученных методом глубинного рефлексивного теста-самоотчета «Кто Я?»
Метод глубинного рефлексивного теста-самоотчета был разработан В.С. Мухиной с целью получения рефлексий человека на самого себя. В специально задаваемых установках поиск ответов на вопрос «Кто Я?» ориентирует человека на глубинную рефлексию
Рефлексии подростков с отклоняющимся и социально одобряемым поведением
Девиантные подростки знают нормативную сторону социальных ожиданий
на самого себя и требует максимально глубокой погруженности в свой внутренний мир, в свои ценностные ориентации и в самого себя как социальную единицу и уникальную личность.
При проведении глубинного рефлексивного теста-самоотчета «Кто Я?» давалась следующая инструкция: «Предлагаю тебе поразмышлять о себе. Задумайся и постарайся ответить на вопрос "Кто Я есть?". Напиши 15 ответов на вопрос "Кто Я?". Постарайся, чтобы это были вдумчивые, вразумительные ответы. Время не ограничено».
Сравнительный анализ рефлексий показал, что различия самосознания подростков с отклоняющимся и социально одобряемым поведением выражены скорее не по ведущим категориям самооценки, а по идентификациям средней и небольшой частотности, за исключением указаний на интересы и увлечения у мальчиков-девиантов, где различия по сравнению с мальчиками с социально одобряемым поведением более существенны: в единичных случаях речь идет об отношении к спиртному, указании на собственное агрессивное поведение.
Подростки, совершающие асоциальные поступки, знают нормативную сторону социальных ожиданий. Они знают о том, что можно, чего нельзя; знают, за что их могут осудить окружающие. В своих рефлексивных ответах девиантные подростки стремятся к внешнему соответствию социальным нормам, сохраняя при этом позиции самооправдания и отстаивания ценностей аморализма. Синкретизм в поведении проявляется в амбивалентном стремлении подростков соответствовать как социальным нормам, так и сложившимся асоциальным типическим проявлениям.
Специально организованные нами беседы позволяют утверждать, что девиантные подростки зачастую склонны настаивать на правомерности своего поведения и находить оправдание собственным асоциальным поступкам. В единичных случаях они занимали покаянную позицию, однако ее мотивация могла быть амбивалентной.
Анализ рефлексий девиантных подростков методом «глубинного рефлексивного теста-самоотчета Кто Я?» позволил выявить следующее:
• девиантным подросткам свойственны слабые рефлексивные способности, что проявляется в затрудненности к глубинной рефлексии на себя; вместо обращения к сущностным характеристикам своей личности, они формально перечисляют внешние социальные роли («ученик», «мальчик», «пацан»). Это можно отнести к типологии самосознания девиантов.
В свою очередь подростки из полных семей (учащиеся массовых школ) в своих рефлексивных ответах достаточно часто проявляют попытки к глубинной рефлексии на себя, обращаются к обсуждению сущностных характеристик своей личности и своих позиций по отношению к своим личностным качествам;
• феноменологически присущей чертой девиантных подростков является амбивалентно направленная внутренняя позиция по отношению к себе, к окружающим и к миру в целом. Стратегии поведения в условиях социального окружения: 1 - эгоцентрическая позиция самооправдания; 2 - настойчивое отстаивание ценностей аморализма; 3 - одновременные притязания на признание в амбивалентных сферах морали и аморализма. Амбивалентно направленная внутренняя позиция подростков может быть отнесена к типологии поведения девиантов.
• У девиантных подростков типичным образом обнаруживается синкретичность в поведенческих проявлениях: они могут сделать выбор согласно общественным ожиданиям, но при этом действовать вопреки им, согласно ценностям аморализма. Подобные поведенческие проявления подростков могут быть отнесены к типологии поведения девиантов.
Амбивалентное отношение подростков с девиант-ным поведением к социальным ожиданиям может привести к формированию криминальных установок, поведенческие проявления которых могут сформировать внутренние ориентиры на криминальные ценности.
3. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина)
Данный метод построен на основе концепции структуры самосознания В.С. Мухиной. Другой его теоретической предпосылкой является положение о способности человека использовать типичные для него реакции на фрустрацию.
В нашем исследовании стимульный материал состоял из 26 черно-белых тематических рисунков, на которых изображены ситуации общения воспитуемого с женщиной-воспитателем (в качестве субъектов воспитания в нашей культуре преобладают женщины), с родителями и со сверстниками. Обследование проводилось индивидуально, а используемый вариант метода соответствовал возрасту и полу. От испытуемого требовалась эмоционально-словесная реакция на депривирующие ситуацию и высказывание оппонента. Предполагалось, что подросток при ответах на данные высказывания спроецирует соб-
Анализ
распределения типов реакций на ситуации фрустрации у девиантных подростков
Анализ
распределения типов реакций по отдельным звеньям самосознания у девиантных подростков
ственные чувства, мысли и типичные для себя реакции в той или иной ситуации, изображенной на рисунке.
Исследование самосознание девиантных подростков проективным методом депривации структурных звеньев самосознания показало следующее.
Анализ распределения типов реакций на ситуации фрустрации у девиантных подростков показал: толерантные-адекватные лояльные реакции у девиантных подростков имеют равномерное невыраженное явно распределение во всех трех сериях; толерантные-неадекватные лояльные реакции доминируют на родителей и на значимых взрослых; адекватные нелояльные-агрессивные реакции девиантных подростков выражены во всех трех сериях, однако доминируют на сверстников; адекватные нелояльные-игнорирующие реакции имеют равномерное распределение в трех сериях; пассивные реакции девиантных подростков доминируют на родителей.
Анализ распределения типов реакций по отдельным звеньям самосознания показал: толерантные-адекватные лояльные реакции у девиантных подростков выражены относительно слабо; толерантные-неадекватные лояльные реакции подростков доминируют при депривации притязаний на признание и половой идентификации; адекватные нелояльные-агрессивные реакции девиантных подростков доминируют по всем звеньям самосознания (особенно выражено при депривации имени, притязаний на признание и половой идентификации); адекватные нелояльные-игнорирующие реакции выражены слабо и равномерно при депривации всех звеньев самосознания; пассивные реакции подростков выражены равномерно не сильно, при этом несколько доминируют при депривации половой идентификации.
Анализ результатов полученных методом депривации структурных звеньев самосознания показал следующее:
• Особенности самосознания состоят в фиксации на двух первых звеньях самосознания: наиболее аффективно девиантные подростки реагируют на депривацию имени и притязаний на признание: для подростков со слабо развитыми рефлексивными способностями особую значимость имеет ценностное отношение к имени и притязаниям на признание в условиях привычного общения и типичного окружения.
• Наиболее распространенная реакция девиантных подростков в ситуации фрустрации - нелояльный-
агрессивный тип реагирования, что выражается в готовности девиантных подростков агрессивно разрешать проблемную для них ситуацию в вербальном и поведенческом отношении. При этом в реакциях подростков из полных семей и массовых школ (профиль реакций) доминируют адекватный лояльный и игнорирующий типы реагирования.
• Определяющим фактором, обуславливающим реакции девиантных подростков на стрессовую ситуацию, является среда, в которой они присваивают формы поведения в семье и на улице. Агрессивные формы поведения, типичные для старших членов неблагополучной семьи, обуславливают возникновение асоциальных форм поведения у девиантного подростка.
Сущностной характеристикой самосознания и поведения девиантных подростков является их зависимость от среды и неспособность противостоять неблагоприятным условиям жизни. Выраженная слабость позитивно направленной внутренней позиции, позволяющей преодолеть неблагоприятные условия жизни, является чертой, феноменологически присущей большинству девиантных подростков.
1. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. - М., 2009.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений: 14-е изд. - М., 2012.
3. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 2-е изд., исправл. и доп. - М., 2010.