деятельности психолого - дидактическими средствами и средствами учебного предмета.
Для измерения степени сформированности у будущих учителей их профессиональных мотивационных знаний и умений нами разработаны и используются средства наблюдений и измерений (по различным видам деятельности учителя физики: решение физических задач; проведение физического эксперимента; организация внеурочной работы по физике; использование исторического материала на уроках физики и др.). Диагностика степени сформированности профессиональных мотивационных знаний и умений учителей, механизм её осуществления, описания диагностических методик - это может стать содержанием другой статьи.
В результате проведённого исследования и многолетнего опыта работы в школах и педагогическом университете по описанной системе автор приходит к выводам:
1. Задача формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности как свойства личности обучаемых должна быть неотъемлемой частью деятельности учителя физики среднего образовательного учреждения.
2. Отсюда следует настоятельная необходимость целенаправленной профессиональной мотивационной подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. 3. Основным составляющим элементом профессиональной мотивационной подготовки будущих педагогов может стать специальный курс (курс по выбору) «Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в процессе обучения физике» (или: другому учебному предмету).
4. Важным фактором эффективности профессиональной мотивационной подготовки будущих учителей является использование акмеологического подхода.
5. Обучение студентов технологиям формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников должно стать обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей физики в педагогических университетах, а также переподготовки учителей в институтах систем ИРО, ИПКРО, ФПК.
Литература
1. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. 2-ое изд. СПб.: Политехника, 2002.-189 с.
2. Ожегов СИ. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. 15-ое изд.- М.: Русский язык, 1984.- 816 с.
3. Цветкова А.Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики.- М.:МПУ, 1997.-231с.
4. Цветкова А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителя //Педагогика.-1997.-№ 1.- С.56-58.
5. Цветкова А.Т. Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения физике. Монография. М.: Прометей, 1999.-130 с.
6. Цветкова А.Т. Методика формирования мотивации учебной деятельности и самоорганизации школьников в процессе обучения физике. Программа спецкурса для высших учебных заведений. М.: Прометей, 2000.-44 с.
7. Цветкова А.Т. Концепция формирования учебной мотивации и самоорганизации школьников на уроках физики // Физика в системе современного образования (ФССО-09): Материалы X Межд. конф. Т.2.- СПб.: РГПУ, 2009.-С.133-135.
АМ. Шевелева, О.В. Москаленко
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО -АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Детерминированность развития личности ребенка социальными условиями его жизнеустройства обусловливает необходимость работы, направленной на профилактику девиаций разного рода не только непосредственно с несовершеннолетними, но и с членами его семьи и с обществом в целом. В связи с этим психология все больше ориентируется на решение поставленных задач посредством выявления основных факторов и условий, влияющих на наруше ние личностного развития человека (в том числе и его эмоционально-волевой сферы), а
также разработку научно обоснованной модели превенции девиантного поведения и жизнеустройства подростков на ранних этапах их формирования.
Содержательные аспекты и характерные особенности психоэмоционального состояния ребенка, динамика его эмоций и чувств детерминированы его «Я», личностным потенциалом, волей. Именно эмоционально-волевая составляющая обусловливает специфику его поведенческих установок, ориентаций, мотиваций на саморазвитие и самореализацию.
В настоящее время психология все чаще обращается к изучению особенностей развития личности сквозь призму акмеологических категорий «воля», «потенциал», «достижение», что позволяет выявить и провести детальный анализ основных детерминант прогрессивного развития личности, его условий, факторов и особенностей.
Сегодня во многих психолого- педагогических исследованиях отмечается, что значительное изменение коснулось показателей отклоняющегося поведения подростков «группы риска». Анализ официальной информации (Кулганов В.А., 1994; Алексеев С.В., 1996; Асмолов А.Г., 1996; Вачков И.В., 1999; Давыдов В.В., 2001; Дубровина И.В., 2005; Зинченко В.П., 2005; Колбанов В.В., 2007; Качанова О.Б., 2010) на базах средних школ показывает, что:
> в несколько раз увеличилось число подростково-молодежных объединений криминогенной направленности (Парфенов Ю.А., 2010);
> влияние таких групп на подростков и юношей в период их обучения в средней школе и на первых курсах институтов значительно возросло;
^ расширились круг объектов посягательства, время и характер совершения преступлений и правонарушений.
В связи с этим психолого-акмеологическая диагностика, коррекция, прогноз и развитие личности подростков группы риска относятся к числу приоритетных задач исследователей: психологов и социальных работников, общества и государства в целом.
У подростков группы риска доминирующей является интериоризированная шкала ценностей (Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.), что обусловливает особенности, способствующие нервно-психическим срывам и длительным нарушениям функционального состояния. Такие подростки обладают низкой нервно-психической устойчивостью, тревожны, у них отсутствуют адекватность самооценки и восприятия действительности. У них низкий уровень коммуникативных способностей, трудности в контактах с окружающими, импульсивное проявление агрессивности, повышенная конфликтность.
Психологические особенности детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы давно стали предметом психологического анализа (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, В.И.Лубовский, И.И.Селецкий и др.). В исследованиях А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович, Л.С.Славиной, В.К.Котырло показано, что недостаточный уровень в развитии эмоционально-волевой сферы детей может быть одной из причин, лежащей в основе неуспеваемости, неумении соблюдать нормы и правила поведения. Ряд ученых (А. Фрейд, М. Раттер, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская и др.) отмечают, что одной из причин встречающихся трудностей в поведении является наличие острых эмоциональных реакций, ведущих к появлению страха и разрушению деятельности.
Теоретические основы психологии определяют необходимость исследования психолого-акмеологических детерминант формирования эмоционально-волевой сферы личности подростков группы риска, способной оценивать различные ситуации в широком психолого-педагогическом контексте, самостоятельно находить конструктивные решения возникающих проблем, умеющей организовать свою деятельность, осуществлять выбор и нести за него ответственность. Значимую роль в достижении этих результатов, наряду со школой и семьей, играет специально организованная деятельность подростка группы риска, в рамках которой он смог бы получить соответствующую квалифицированную помощь в трудных жизненных ситуациях и обучиться новым способам реагирования и взаимодействия с социальным окружением.
Целостная концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков группы риска до настоящего момента создана не была. Тем не менее существует значительное количество как отечественных, так и зарубежных работ, раскрывающих специфику такой работы с философских, социологических, психологических и акмеологических позиций.
Разработка новых стратегий психокоррекционного воздействия на подростков группы риска и психолого-акмеологических технологий требует постоянного уточнения в научном плане содержания процессов его нормального и аномального развития на каждом возрастном этапе по
отношению к общему контексту развития и жизненного пути человека; интеграции идей и методов, разрабатывающихся не только в психологии и педагогике, но и в медицине, психотерапии и других смежных науках и практиках (Бодалев А.А., 1989,1996; Асмолов А.Г., 1990; Алексеев С.В., 1998; Давыдов В.В., 1998; Деркач А.А., 1998; Зазыкин В.Г., 2004; Вачков И.В., 1999; Прихожан А.М., 1999; Дубровина И.В., 2001; Рубцов В.В., 2002; Степанов В.Г., 2002; Зинченко В.П., 2004; Митина Л.М., 2004; Колбанов В.В., 2009 и др.) [1].
В связи с этим нами был проведен ретроспективный анализ особенностей поведения подростков группы риска и на более ранних возрастных этапах. Цель такого исследования -выявить признаки в эмоционально-волевой сфере и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить маркерами для установления риска возникновения дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
Результаты сравнительного ретроспективного анализа анамнестических данных подростков группы риска позволили выявить критерии угрозы возникновения негативных особенностей поведения в подростковом возрасте, которые имели свою возрастную специфику.
Анализ анамнестических данных личности подростков «группы риска»
Диагностические критерии, проявляющиеся в эмоционально-волевой сфере:
1.Дошкольный возраст
- выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведении;
- склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций;
- повышенная внушаемость к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;
- инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
- импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
- реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции активного протеста.
2. Младший школьный возраст
- нередуцирующаяся моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;
- повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
- акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
- наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
- сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебрастеническими явлениями.
3. Препубертатный возраст
- диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;
- диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и эмоционального созревания;
- сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее;
- склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание;
- некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью.
4. Подростковый возраст
- стойкость инфантильных черт личности (преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития);
- выраженность энцефалопатических расстройств: психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
- раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всех перечисленных выше факторов: незрелости эмоциональной, волевой и личностной сфер.
Таким образом, акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. «Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый» (А. А. Деркач) [2]. Проблема акмеологии как интегративной науки и практики связана с новым пониманием субъекта жизнедеятельности как совокупность его из природных, психических, личностных условий функционирования - с одной стороны, социальных условий - с другой, и способов их организации - с третьей. Необходимой предпосылкой является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний и саморегуляция. Акмеологический подход предполагает выявление условий мобилизации у человека установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности.
Литература
1. Белов В.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. - СПб. : ПОНИ, 2010. - 208 с.
2. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. - М.: РАГС, 2003. - 297 с.
3.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. - М., ТЦ «Сфера», Юрайт - М, 2001.
4. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. - М.: Педагогика, 1988. 149-160 с.
Яшкова А.Н.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДА ВЗРОСЛОСТИ
Кризис возрастного развития имеет разное обозначение. Его называют кризисом развития, возрастным кризисом, кризисным периодом. Но все это условное наименование переходных этапов возрастного развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Независимо от желаний и обстоятельств человека такой кризис наступает внезапно. Но для кого-то он протекает менее болезненно, а для некоторых - открыто и бурно.
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу понимания кризисов, их места и роли в развитии человека. Часть психологов считает, что психическое развитие должно быть гармоничным, бескризисным, что кризисы - это ненормальное, «болезненное» явление, результат неграмотного воспитания в детстве или ошибок построения своей жизнедеятельности у взрослых. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно и именно они дают толчок к новым психологических образованиям человека, позволяющим ему подняться на новый виток своего развития.
С точки зрения Л. С. Выготского возрастной криз ис выступает механизмом развития на определенном этапе психического становления. Он действует через противоречия между имеющимися потребностями и новыми социальными требованиями, которые появляются в жизни человека при переходе из одного возраста в другой. Сущность кризиса кроется в перестройке внутренних переживаний, в изменении потребностей и побуждений при взаимодействии со средой. Таким образом, кризис возрастного развития имеет следующие характеристики:
• это есть естественный этап психического развития;
• завершает (отделяет) каждый возрастной период и появляется на стыке двух возрастов;
• в основе лежит противоречие между средой и отношением к ней;