Научная статья на тему 'Преемственность и акме-подход в исследовании мотивации и самоорганизации учебной деятельности: школа университет школа (методический аспект)'

Преемственность и акме-подход в исследовании мотивации и самоорганизации учебной деятельности: школа университет школа (методический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-САМООРГАНИЗАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УМЕНИЯ / АВТОРСКИЙ СПЕЦКУРС / АКМЕОЛОГИЧЕКИЙ ПОДХОД / УРОВНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / AUTHOR'S SPECIAL COURSE OF STUDY / SUCCESSION / CONCEPTION / MOTIVATION / SELF-ORGANIZATION / LEARNING ACTIVITY / MOTIVATIONAL AND SELF-ORGANIZATION STATES / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / SKILLS / ACMEOLOGICAL APPROACH / LEVELS / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова Александра Тимофеевна

В статье представлена авторская концепция о преемственности в процессе формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности (в рамках физического образования) на двух возрастных уровнях. На уровне средней школы разработана теория формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности. На уровне высшего педагогического образования разработана система мотивационной подготовки будущих учителей физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the authors conception of the succession in the process of formation of motivation and self-organization of learning activity (in Physics) at two age levels. The theory of formation of motivation and self-organization of learning activity was elaborated to the level of secondary school. The system of motivational preparation of future teachers of Physics was elaborated in the level Higher Pedagogic Education.

Текст научной работы на тему «Преемственность и акме-подход в исследовании мотивации и самоорганизации учебной деятельности: школа университет школа (методический аспект)»

УДК 372.853:159.947.5

Цветкова Александра Тимофеевна

кандидат педагогических наук Шуйский государственный педагогический университет

sgpu@mail.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И АКМЕ-ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ШКОЛА - УНИВЕРСИТЕТ - ШКОЛА (методический аспект)

В статье представлена авторская концепция о преемственности в процессе формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности (в рамках физического образования) на двух возрастных уровнях. На уровне средней школы разработана теория формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности. На уровне высшего педагогического образования разработана система мотивационной подготовки будущих учителей физики.

Ключевые слова: преемственность, концепция, мотивация, самоорганизация, учебная деятельность, мо-тивационно-самоорганизационные состояния, педагогическая технология, умения, авторский спецкурс, ак-меологичекий подход, уровни, профессиональный.

Проблема формирования познавательного интереса, мотивации школьников . в процессе обучения физике относится к разряду нестареющих: эта проблема всегда актуальна.

Мотивацию исследовали многие учёные. В психологии мотивацию рассматривают как интегративное свойство личности (Л.И. Божович,

А.К. Маркова, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.). В дидактике мотивацию исследовали М.А. Данилов, Л.М. Зюбин, В.С. Ильин, И.А. Каи-ров, Р.Г. Лемберг, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др.

В теорию и методику обучения физике понятие мотивации впервые было введено в 1977 году (А.В. Перышкин, В.Г. Разумовский, В.А. Фабрикант). В настоящее время существуют различные точки зрения методистов-физиков на мотивацию: мотивация как средство и условие достижения целей обучения; как фактор, определяющий эффективность урока (В.Г. Разумовский, Л.С. Хиж-някова, А.И. Архипова); как нацеливание, ориентировка учащихся в новой теме - «мотивационный этап» урока (В.А. Моркотун, Л.А. Проянен-кова); как мотивировка - побуждение к осознанию значимости знаний по каждой теме (ГИ. Ря-боволов, П.И. Самойленко, Е.И. Огородников). Не отвергая правомерности таких подходов, мы считаем необходимым более полное внедрение достижений психологии (в исследовании мотивации) в методику обучения физике, в каждый урок.

Авторские позиции: 1. В процессе обучения физике необходимо формировать целостную мотивацию: не только интерес к физике, но и от-

ветственное отношение к учению в целом, т.е. мотивацию учебной деятельности как свойство личности. 2. Мотивацию учебной деятельности как интегративное свойство личности обучаемого рассматриваем во взаимосвязи с другим личностным свойством - с самоорганизацией.

3. В процессе обучения одному предмету (физике) необходимо формировать мотивацию и самоорганизацию как взаимосвязанные интегративные свойства личности.

Психолого-физиологическое обоснование взаимосвязи личностных качеств ученика - мотивации и самоорганизации - мы находим в теории самоорганизации личности (У.Р. Эшби,

В.Г. Пушкин, В.Н. Пушкин, Б.Г Юдин) и в анализе физиологических основ саморегуляции (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн).

Автором разработана концепция о преемственности в организации непрерывного процесса формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в рамках физического образования. Как известно, преемство -это «передача, переход чего-нибудь от предшественника к преемнику»; «преемственный - идущий в порядке преемства, последовательности от одного к другому» [1, с. 516].

Понятие преемственности, на наш взгляд, относится к системным процессам; предполагает плавный и естественный переход от одной ступени (стадии) к другой; органическую взаимосвязь последующего с предыдущим. В нашем случае преемственность рассматривается в системе развития научного исследования и его практи-

326

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

© Цветкова А.Т., 2010

ческого применения на двух образовательных

уровнях.

На уровне среднего образования (общего и профессионального) разработана, апробирована и реализуется теория формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности. Её основные положения:

а) За основу нами взят путь воздействия на мотивационную сферу учащегося через организацию учебной деятельности на уроке.

б) Деятельность ученика на уроке можно представить в виде последовательности его действий: сосредоточение внимания на учебной ситуации ^ ориентировка в деятельности (получение ориентирующей информации о новых физических знаниях и осознание смысла предстоящей деятельности) ^ постановка цели ^ стремление к ее достижению (выполнение учебных действий) ^ контроль и корректировка учебных действий ^ оценка (самооценка) полученного результата. (Данная последовательность избрана нами в результате анализа известных структур Т. А. Шамовой, О.С. Гребенюка и др.).

в) Представленную структуру называем мо-тивационно-самоорганизационной основой (МСО) учебной деятельности. А возбуждаемые психические состояния, адекватные элементам МСО, - его мотивационно-самоорганизацион-ными состояниями (МСС).

г) Формирование МСС обучаемых на реальном уроке является процессом управляемым.

д) Задача учителя физики заключается в том, чтобы методически обеспечить в течение всего урока каждое МСС обучаемого в деятельности.

е) Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности включает методическую систему трёхуровневого управления МСС учащихся на уроке физики (последовательность усложняющихся педагогических задач, методические средства, необходимые для реализации каждой задачи, учёт психолого-ди-дактических условий их результативного решения); критерии оценки сформированности МСС; правила методического обеспечения МСС стороны урока физики; измерители уровня сфор-мированности МСС учащихся и их мотивации и самоорганизации в целом (диагностические методики).

На уровне высшего педагогического образования осуществляется профессиональная мотивационная подготовка будущих учителей

физики; в процессе её мы применили акмеоло-гический подход (АП). В чём сущность АП?

Акмеология - новая, развивающаяся наука. Исследователи, работающие на фундаментальном уровне (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Г За-зыкин, А.М. Зимичев и др.), определили предмет акмеологии, разработали основные принципы, понятия, категории и другие методологические положения. Автор данной статьи, начиная с 1995 года, реализует акмеологический подход в педагогическом университете на методическом (технологическом) уровне в процессе преподавания педагогических и методических дисциплин («Теория и методика обучения физике» (ТиМОФ), «История физики», разделы курса «Педагогика» и др.).

Наше понимание акмеологического подхода на методическом (технологическом) уровне: АП заключается в том, что вузовские преподаватели решают задачи по обучению, воспитанию и развитию будущих педагогов - специалистов по различным учебным предметам - на основе акме-идеи - идеи достижения наивысшей фазы в своем развитии и в профессиональной деятельности. Так, преподаватели-методисты решают следующие акмеологические задачи:

- сформировать у студентов специальные профессиональные знания и умения методического характера (по решению физических задач, физическому эксперименту, оборудованию физического кабинета и др.);

- показать студентам критерии уровней профессионально-педагогической деятельности и образцы уроков опытных учителей (видеозаписи, посещение школ, моделирование занятий с учащимися и др.); научить сравнивать, анализировать опыт работы учителей в целом и отдельные занятия, выделяя их мотивационную сторону;

- стимулировать, поддерживать и формировать у каждого студента - будущего учителя -стремление работать на самом высоком (акме) уровне (проводить уроки, внеурочные занятия и др.), достичь вершин педагогического мастерства, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения (в том числе и мотивационные);

- научить студентов проектировать свою авторскую программу будущей педагогической деятельности по реализации содержательной, операционной и мотивационной сторон процесса обучения физике.

Профессиональная мотивационная подготовка будущих учителей физики осуществляется в 3 этапа. На первом этапе студентам читается авторский спецкурс «Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в процессе обучения физике». Курс является интегрированным: базируется на знаниях по физиологии, кибернетике, общей психологии, педагогической психологии, психологии развития, общей педагогике, теории и методики обучения физике. Задачи спецкурса:

- Познакомить студентов с основными положениями авторской теории формирования мотивации и самоорганизации школьников (через развитие их мотивационно-самоорганизацион-ных состояний).

- Сформировать у студентов знания о моти-вационно-само-организационном обеспечении занятий по физике, о комплексах эффективных психолого-дидактических и методических средств.

- Представить педагогические технологии по формированию различных мотивационно-само-организационных состояний учащихся (сосредоточение внимания на объекте деятельности, ориентировка в учебной ситуации, целеполагание, стремление к достижению цели, контролю, корректировке и оценке полученного результата).

- Показать диагностические методики, предназначенные для наблюдений и измерения уровня сформированности мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников и их мотивационно-самоорганизационных состояний.

В результате реализации спецкурса у будущих учителей формируются мотивационные знания и первоначальные умения по их применению.

На втором этапе - в ходе изучения курсов: «ТИМОФ», «История физики»; практикумов по решению физических задач, физическому эксперименту, организации внеклассной работы по физике - происходит обучение студентов педагогическим технологиям формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников.

Под педагогической технологией в данном случае мы понимаем совокупность научно обоснованных и проверенных на практике психоло-го-педагогических и методических средств и способов, с помощью которых учитель продуктивно (с получением гарантированного результата) решает педагогические задачи мотивационно-

го характера: по методическому обеспечению мотивационно-самоорганизационной стороны урока, по формированию отдельных мотиваци-онно-самоорганизационных состояний; мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в целом. (Педагогические технологии выступают здесь как подсистемы по отношению к педагогическим и методическим системам более широкого, обобщённого плана.)

Педагогические технологии и педагогические задачи мотивационного характера реализуются через совокупность последовательных действий учителя, направленных на формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников, в соответствии с избранной структурой их учебной деятельности.

Третий этап - этап самостоятельной реализации студентами-физиками сформированных на занятиях мотивационных знаний и умений в ходе педагогической практики в средних общеобразовательных учреждениях (на уроках, при организации внеклассных мероприятий и т.п.). При этом будущие учителя производят измерения уровня сформированности мотивации и самоорганизации учащихся.

Под профессиональными мотивационными знаниями и умениями мы понимаем такие профессиональные знания и умения, которые позволяют педагогу психолого-педагогически и методически обеспечить мотивационную сторону урока и других форм занятий, то есть побуждать школьников к учению, эффективно развивать их мотивацию и самоорганизацию учебной деятельности психолого-дидактическими средствами и средствами учебного предмета.

Для измерения степени сформированности у будущих учителей их профессиональных мотивационных знаний и умений нами разработаны и используются средства наблюдений и измерений (по различным видам деятельности учителя физики: решение физических задач; проведение физического эксперимента; организация внеурочной работы по физике; использование исторического материала на уроках физики и др.).

В результате проведённого исследования и многолетнего опыта работы в школах и педагогическом университете по описанной системе автор приходит к выводам: 1. Задача формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности как свойства личности должна быть неотъемлемой частью деятельности школьного

328

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

учителя физики. 2. Обучение студентов технологиям формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников должно стать обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей физики в педагогических университетах, а также и переподготовки учителей в институтах систем: ИРО, ИПКРО, ФПК и др.

Библиографический список

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд. - М.: Русский язык, 1984. - 816 с.

2. Цветкова А.Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики. - М.: МПУ, 1997. - 231 с.

3. Цветкова А.Т. Акмеологический подход к вузовской подготовке учителя // Педагогика. -1997. - №1. - С. 56-58.

4. Цветкова А. Т. Измерение уровня профессиональных мотивационных умений учителей //

Наука и школа. - 1998. - №5. - С. 7-12.

5. Цветкова А.Т. Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения физике: Монография. - М.: Прометей, 1999. - 130 с.

6. Цветкова А.Т. Методика формирования мотивации учебной деятельности и самоорганизации школьников в процессе обучения физике. Программа спецкурса для высших учебных заведений. - М.: Прометей, 2000. - 44 с.

7. Цветкова А. Т. Система подготовки будущих учителей физики к формированию учебной мотивации и самоорганизации школьников // Материалы VIII Междун. науч.-методич. конф. «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Ч. 2. - М.: МПГУ, 2009. - С. 130-133.

8. Цветкова А. Т. Концепция формирования учебной мотивации и самоорганизации школьников на уроках физики // Физика в системе современного образования (ФСС0-09): Материалы X Межд. конф. Т. 2. - СПб.: РГПУ, 2009. - С. 133135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.