Научная статья на тему 'Ормирование мотивации и самоорганизации в учебной деятельности: акмеологический подход'

Ормирование мотивации и самоорганизации в учебной деятельности: акмеологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветкова А. Т.

В статье представлена концепция автора о преемственности в процессе формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности (в рамках физического образования) на двух возрастных уровнях. Это: уровни средней школы и высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-MOTIVATION AND LEARNING ACTIVITIES In: acmeologic APPROACH

In the article presents the author s conception of the succession in the process of formation of motivation and self-organization of learning activity (in Physics) at two age levels. This: the levels of secondary school and the Higher Pedagogical Education.

Текст научной работы на тему «Ормирование мотивации и самоорганизации в учебной деятельности: акмеологический подход»

А.Т. Цветкова

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье представлена концепция автора о преемственности в процессе формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности (в рамках физического образования) на двух возрастных уровнях. Это: уровни средней школы и высшего педагогического образования.

In the article presents the author s conception of the succession in the process of formation of motivation and self-organization of learning activity (in Physics) at two age levels. This: the levels of secondary school and the Higher Pedagogical Education.

Актуальность проблемы познавательного интереса и мотивации школьников в процессе обучения физике никогда не вызывала сомнений. Мотивацию исследовали многие учёные. В психологии мотивацию рассматривают как интегративное свойство личности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.). В дидактике мотивацию исследовали: О.С. Гребенюк, М.А. Данилов, Л.М. Зюбин, В.С. Ильин, И.А. Каиров, Р.Г. Лемберг, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др.

В теорию и методику обучения физике понятие мотивации впервые было введено в 1977 году (А.В. Перышкин, В.Г. Разумовский, В.А. Фабрикант). В настоящее время существуют различные точки зрения методистов-физиков на мотивацию: мотивация как средство и условие достижения целей обучения; как фактор, определяющий эффективность урока (В.Г. Разумовский, Л.С. Хижнякова, А.И. Архипова); как нацеливание, ориентировка учащихся в новой теме -"мотивационный этап" урока (В.А. Моркотун, Л.А. Прояненкова); как мотивировка-побуждение к осознанию значимости знаний по каждой теме (Г.И. Рябоволов, П.И. Самойленко, Е.И. Огородников). Не отвергая правомерности таких подходов, мы считаем необходимым более полное внедрение достижений психологии (в исследовании мотивации) в методику обучения физике, в каждый урок.

Авторские позиции: 1. В процессе обучения физике необходимо формировать целостную мотивацию: не только интерес к физике, но и ответственное отношение к учению в целом, т. е. -мотивацию учебной деятельности как свойство личности. 2. Мотивацию учебной деятельности как интегративное свойство личности обучаемого рассматриваем во взаимосвязи с другим личностным свойством- с самоорганизацией. 3. В процессе обучения одному предмету (физике) необходимо формировать мотивацию и самоорганизацию как взаимосвязанные интегративные свойства личности.

Психолого-физиологическое обоснование взаимосвязи личностных качеств ученика -мотивации и самоорганизации - мы находим в теории самоорганизации личности (У.Р. Эшби, В.Г. Пушкин, В.Н. Пушкин, Б.Г. Юдин) и анализируя физиологические основы саморегуляции (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн).

Автором разработана концепция преемственности в организации непрерывного формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в рамках физического образования. Как известно, преемство-это «передача, переход чего-нибудь от предшественника к преемнику»; «преемственный - идущий в порядке преемства, последовательности от одного к другому» [2, С. 516]. Понятие преемственности, на наш взгляд, относится к системным процессам; предполагает плавный и естественный переход от одной ступени (стадии) к другой; органическую взаимосвязь последующего с предыдущим. В нашем случае преемственность рассматривается в системе развития научного исследования (феномена формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности) и его практического применения на двух образовательных уровнях.

На уровне среднего образования (общего и профессионального)- разработана, апробирована и реализуется теория формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности; её основные положения:

а). За основу нами взят путь воздействия на мотивационную сферу учащегося - через организацию учебной деятельности на уроке.

б). Деятельность ученика на уроке можно представить в виде последовательности его

действий: сосредоточение внимания на учебной ситуации J ориентировка в деятельности (получение ориентирующей информации о новых физических знаниях и осознание смысла предстоящей деятельности) J постановка цели 1_ стремление к ее достижению (выполнение учебных действий) I контроль и корректировка учебных действий I I оценка (самооценка) полученного результата. Данная последовательность избрана нами в результате анализа известных структур Т.А Шамовой, О.С. Гребенюка и др.

в). Представленную структуру называем мотивационно-самоорганизационной основой (МСО) учебной деятельности. А возбуждаемые психические состояния, адекватные элементам МСО, - его мотивационно-самоорганизационными состояниями (МСС).

г). Задача учителя физики заключается в том, чтобы методически обеспечить в течение всего урока каждый элемент представленной структуры, то есть каждое мотивационно-самоорганизационное состояние обучаемого в деятельности. А это значит: подобрать содержание физического материала, формы и методы обучения, а также - сочетания методических приемов таким образом, чтобы использовать их возможности для побуждающего воздействия на учащихся. д). В этом случае педагог сможет управлять развитием мотивационно-самоорганизационных состояний обучаемых в процессе учебной деятельности. Формирование МСС обучаемых на реальном уроке является процессом управляемым.

е). Многолетнее исследование автора показало, что формирование МСС возможно на трех различных уровнях, отличающихся степенью самоорганизации учащихся.

ж). Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности включает методическую систему трёхуровневого управления МСС учащихся на уроке физики (последовательность усложняющихся педагогических задач, методические средства, необходимые для реализации каждой задачи, учёт психолого-дидактических условий их результативного решения); критерии оценки сформированности МСС; правила методического обеспечения М-С стороны урока физики; измерители уровня сформированности МСС учащихся и их мотивации и самоорганизации в целом (диагностические методики).

На уровне высшего педагогического образования осуществляется профессиональная мотивационная подготовка будущих учителей физики; в процессе её мы применили акмеологический подход.).

Наше понимание акмеологического подхода, применяемого к процессу подготовки учителя в педагогическом университете, было сформулировано в 1997-1999 г.г. на методическом (технологическом) уровне. Акмеологический подход заключается в том, что вузовские преподаватели решают задачи по обучению, воспитанию и развитию будущих педагогов -специалистов по различным учебным предметам - на основе акме-идеи - идеи достижения наивысшей фазы в своем развитии и в профессиональной деятельности. Так, преподаватели-методисты решают следующие акмеологические задачи:

- сформировать у студентов специальные профессиональные знания и умения методического характера (по решению физических задач, физическому эксперименту, оборудованию физического кабинета и др.);

- показать студентам критерии уровней профессионально- педагогической деятельности и образцы уроков опытных учителей (видеозаписи, посещение школ, моделирование занятий с учащимися и др.); научить сравнивать, анализировать опыт работы учителей в целом и отдельные занятия, выделяя их мстивационную сторону.

- стимулировать, поддерживать и формировать у каждого студента - будущего учителя -стремление работать на самом высоком (акме) уровне (проводить уроки, внеурочные занятия и др.), достичь вершин педагогического мастерства, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения (в том числе и мотивационные);

- научить студентов проектировать свою авторскую программу будущей педагогической деятельности по реализации содержательной, операционной и мотивационной сторон процесса обучения физике.

Реализация акмеологического подхода осуществляется автором, начиная с 1995 года, в педагогическом университете на технологическом уровне в процессе преподавания педагогических и методических дисциплин («Теория и методика обучения физике», «История физики», разделы курса «Педагогика» и др.) [3; 4; 5; 6; 7].

Профессиональная мотивационная подготовка будущих учителей физики осуществляется

в 3 этапа. На первом этапе студентам читается авторский спецкурс «Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в процессе обучения физике».

Предлагаемый спецкурс является интегрированным: базируется на знаниях из общей психологии, педагогической психологии, психологии развития, общей педагогики, теории и методики обучения физике; включает основные закономерности акмеологии, в нем используются знания по кибернетике, физиологии, физике, истории физики и техники, техническим учебным дисциплинам, истории педагогики, философии, эстетике, культурологии, отечественной истории

Цели спецкурса:

• Наиболее полно подготовить студентов - будущих учителей физики - к профессиональной педагогической деятельности.

• Сформировать у студентов-физиков педагогического вуза профессиональные мотивационные знания и умения.

Задачи спецкурса:

• Познакомить студентов с основными положениями авторской теории формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников (через развитие их мотивационно-самоорганизационных состояний).

• Обучить будущих учителей физики педагогическим технологиям управления мотивационно-самоорганизационными состояниями учащихся на уроке.

• Научить студентов правилам методического обеспечения мотивационной стороны занятий по физике; подбору эффективных психолого-дидактических и методических средств, учету их мотивационных возможностей.

• Вооружить будущих педагогов доступными диагностическими методиками, предназначенными для наблюдений и измерения уровня сформированности мотивации и самоорганизации школьников в процессе обучения физике.

Спецкурс знакомит студентов с возможной системой трехуровневых усложняющихся педагогических задач. Так, обеспечивая элемент структуры деятельности ученика -сосредоточение его внимания на учебной ситуации, учитель решает следующие педагогические задачи: привлечение непроизвольного внимания (первый уровень), организация и управление произвольным вниманием учащихся (второй уровень^, перевод произвольного внимания в послепроизвольное, побуждение учеников к самоуправлению своим вниманием (третий уровень). При формировании у учащихся состояния ориентировки в деятельности (второй элемент структуры учебной деятельности) педагог реализует такую последовательность усложняющихся педагогических задач: показ научной, практической, социальной и другой значимости физических знаний самим учителем (первый уровень/ формирование у учащихся умений

самоориентировки в деятельности(второй уровень,) I__I стимулирование их к самостоятельному

определению смысла предстоящей деятельности (третий уровень/

В спецкурсе представлены также педагогические задачи и способы их решения и по другим элементам мотивационно-самоорганизационной основы деятельности ученика, последовательно решая которые можно формировать у обучаемых состояния целеполагания, стремления к достижению результата, самоконтроля, самокорректировки и самооценки.

Соответственно педагогическим задачам будущим учителям физики предлагаются различные варианты сочетаний методических приемов, с помощью которых можно управлять: вниманием школьников на уроке, формировать их умения самоориентировки в учебной ситуации, постановки цели, самоконтроля и самооценки.

Особый акцент в работе со студентами делается на решении педагогических задач третьего уровня, когда учитель побуждает учеников к самоуправлению своим вниманием, самоориентировке в деятельности, стимулирует самоконтроль, самостоятельную постановку цели, самооценку. Педагогические задачи этого уровня можно реализовать в работе со звеньевыми (при подготовке их к зачетам: тематическим и по работам физического практикума); с учащимися, которые готовят сообщения и доклады, презентации для уроков, конференций, вечеров и т. п. Важное значение имеет решение педагогических задач третьего уровня в работе с учащимися профильных (физико-математических) школ и классов, гимназий, лицеев.

На занятиях по спецкурсу студенты также обучаются приемам создания психолого-педагогических условий успешности функционирования мотивационной стороны урока физики:

"психологический комфорт" в процессе сотрудничества учителя и учащихся, стиль их общения; учет индивидуальных особенностей подростков, типов их нервной деятельности и темперамента; психолого- педагогических особенностей коллективов классов (спокойные, в которых преобладают учащиеся с уравновешенным типом высшей нервной деятельности, или неспокойные классы, в которых больше учащихся с сильным неуравновешенным типом нервной деятельности) и внешних обстоятельств, в которых находился класс до урока (обед, шумная перемена, контрольная работа и т. п.).

Одной из особенностей спецкурса является то, что на занятиях студенты знакомятся с механизмом проектирования педагогических технологий по психолого-дидактическому и методическому обеспечению мотивационной стороны занятий с учащимися средних образовательных учреждений разных типов (общеобразовательная школа, образовательные учреждения начального профессионального обучения, гимназия, лицей, колледж и др.) и классов различного профиля.

Все вышеописанное представляет теоретические основы содержания предлагаемого спецкурса, на котором студенты изучают теорию формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности (посредством развития мотивационно-самоорганизационных состояний учащихся) в процессе обучения физике и механизм методического обеспечения мотивационно-самоорганизационной стороны урока физики.

Спецкурс состоит из пяти разделов: теоретические основы методики формирования мотивации и самоорганизации обучаемых в учебной деятельности; теория формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения физике; управление мотивационно-самоорганизационными состояниями учащихся на уроке физики; комплексное решение педагогических задач по формированию мотивации и самоорганизации учебной деятельности на уроках физики измерение уровня сформированности мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников; диагностические методики.

Спецкурс рекомендуется студентам 4-5-х курсов физико-математических факультетов педагогических вузов, получающих специальность "учитель физики". Он рассчитан на 44 часа, в том числе 20 лекционных часов, 8 часов лабораторно-практических (семинарских) занятий, 16 часов внеаудиторной самостоятельной работы. Спецкурс изучается перед выходом студентов на вторую (или первую) учебно-воспитательную практику, в ходе которой при планировании, разработке и проведении уроков будущие учителя закрепляют полученные знания и умения; кроме того, выполняют практические задания по диагностированию учащихся.

На самостоятельную, индивидуальную и творческую деятельность студентов выносятся следующие виды работ:

• конспектирование отдельных параграфов и глав из рекомендуемой литературы;

• составление планов-конспектов уроков физики с учетом их мотивационно-самоорганизационной стороны (цели и задачи мотивационного плана; использование эффективных форм, методов обучения и побуждающих возможностей содержания физического материала, показ его значимости);

• выполнение домашних заданий (по каждой лекции) - небольших работ творческого характера: сформулируйте цели мотивационного плана для конкретного урока по данной теме; опишите мотивационную сторону одного из уроков; подберите эффективные методические приемы побуждающего воздействия (к уроку); сделайте аспектный анализ мотивационно-самоорганизационной стороны внеклассного занятия; продумайте неожиданное, захватывающее начало урока (по заданной теме) и др.;

• проведение уроков во время педагогической практики по конспектам, составленным в соответствии с правилами методического обеспечения мотивационной их стороны;

• работа по диагностическим методикам в школах (анкетирование и шкалирование учащихся): определение уровня сформированности мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников;

• посещение уроков учителей и студентов-практикантов, аспектный анализ методического обеспечения их мотивационной стороны;

• написание рефератов;

• докладов и тезисов выступлений на ежегодной научной студенческой конференции;

• выполнение курсовых и дипломных работ.

Тематика курсовых и дипломных работ предполагает исследование студентами:

• средств и методов побуждающего воздействия (межпредметные связи физики с другими общеобразовательными предметами, экспериментальные домашние задания, разработка опорных конспектов, презентаций и микропрезентаций, использование интерактивной доски и др.) по различным разделам и темам курса физики;

• форм учебных занятий и форм деятельности учащихся (нетрадиционные занятия: семинары, конференции, тематические зачёты, физические вечера, олимпиады, форумы и др.);

• влияния гуманитарного компонента содержания физического материала на повышение интереса школьников к физике;

• истории развития проблемы побуждения учащихся к учению в школах и гимназиях дореволюционной России в конце XIX - начале ХХ в.в. (на примере одного города, одной губернии и т.п.) и др.

Контроль знаний и умений студентов, приобретённых в ходе изучения спецкурса, осуществляется на семинарских занятиях; по окончании спецкурса студенты сдают зачёт. Кроме того, полезно в начале каждой лекции проводить: или фронтальное собеседование со студентами, или предлагать им небольшие самостоятельные работы по вопросам предыдущих лекций (4-5 вопросов; на 5-7 минут). Перечисленные виды контроля стимулируют самоорганизацию студентов, побуждают их к систематической работе с рекомендуемой литературой, а в конечном итоге- способствуют глубокому и осмысленному усвоению профессиональных знаний, формированию специальных умений и навыков, в том числе - и мотивационного характера.

В результате реализации спецкурса у будущих учителей формируются мотивационные знания и первоначальные умения по их применению. Данный вывод согласуется с положением теории Н.В. Кузьминой о профессионализме и продуктивности деятельности: «Продуктами созидательной деятельности преподавателей-акмеологов являются психические новообразования в личности, деятельности, индивидуальности зрелых людей (студентов)...» [1, С. 133].

На втором этапе - в ходе изучения курсов: «ТИМОФ», «История физики»; практикумов по решению физических задач, физическому эксперименту, организации внеклассной работы по физике - происходит обучение студентов методике применения педагогических технологий формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников (на занятиях, импровизированных уроках, конференциях, при составлении поурочных планов, презентаций и др.).

Под педагогической технологией в данном случае мы понимаем совокупность научно обоснованных и проверенных на практике психолого-педагогических и методических средств и способов, с помощью которых учитель продуктивно (с получением гарантированного результата) решает педагогические задачи мотивационного характера: по методическому обеспечению мотивационно-самоорганизационной стороны урока, по формированию отдельных мотивационно-самоорганизационных состояний; мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в целом. Педагогические технологии выступают здесь как подсистемы по отношению к педагогическим и методическим системам более широкого, обобщённого плана.

Педагогические технологии и педагогические задачи мотивационного характера реализуются через совокупность последовательных действий учителя, направленных на формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников, в соответствии с избранной структурой их учебной деятельности.

Третий этап - этап самостоятельной реализации студентами-физиками сформированных на занятиях их профессиональных мотивационных знаний и умений в ходе педагогической практики в средних образовательных учреждениях (на уроках, при организации внеклассных мероприятий и т.п.). При этом будущие учителя проводят занятия с применением педагогических технологий формирования мотивации и самоорганизации школьников и производят измерения уровня сформированности мотивационно-самоорганизационных состояний учащихся в деятельности и их мотивации и самоорганизации в целом.

Под профессиональными мотивационными знаниями и умениями мы понимаем такие профессиональные знания и умения, которые позволяют педагогу психолого-педагогически и методически обеспечить мотивационную сторону урока и других форм занятий, то есть побуждать школьников к учению, эффективно развивать их мотивацию и самоорганизацию учебной

деятельности психолого - дидактическими средствами и средствами учебного предмета.

Для измерения степени сформированности у будущих учителей их профессиональных мотивационных знаний и умений нами разработаны и используются средства наблюдений и измерений (по различным видам деятельности учителя физики: решение физических задач; проведение физического эксперимента; организация внеурочной работы по физике; использование исторического материала на уроках физики и др.). Диагностика степени сформированности профессиональных мотивационных знаний и умений учителей, механизм её осуществления, описания диагностических методик - это может стать содержанием другой статьи.

В результате проведённого исследования и многолетнего опыта работы в школах и педагогическом университете по описанной системе автор приходит к выводам:

1. Задача формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности как свойства личности обучаемых должна быть неотъемлемой частью деятельности учителя физики среднего образовательного учреждения.

2. Отсюда следует настоятельная необходимость целенаправленной профессиональной мотивационной подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. 3. Основным составляющим элементом профессиональной мотивационной подготовки будущих педагогов может стать специальный курс (курс по выбору) «Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников в процессе обучения физике» (или: другому учебному предмету).

4. Важным фактором эффективности профессиональной мотивационной подготовки будущих учителей является использование акмеологического подхода.

5. Обучение студентов технологиям формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности школьников должно стать обязательным компонентом профессиональной подготовки будущих учителей физики в педагогических университетах, а также переподготовки учителей в институтах систем ИРО, ИПКРО, ФПК.

Литература

1. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. 2-ое изд. СПб.: Политехника, 2002.-189 с.

2. Ожегов СИ. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. 15-ое изд.- М.: Русский язык, 1984.- 816 с.

3. Цветкова А.Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики.- М.:МПУ, 1997.-231с.

4. Цветкова А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителя //Педагогика.-1997.-№ 1.- С.56-58.

5. Цветкова А.Т. Методика формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности в процессе обучения физике. Монография. М.: Прометей, 1999.-130 с.

6. Цветкова А.Т. Методика формирования мотивации учебной деятельности и самоорганизации школьников в процессе обучения физике. Программа спецкурса для высших учебных заведений. М.: Прометей, 2000.-44 с.

7. Цветкова А.Т. Концепция формирования учебной мотивации и самоорганизации школьников на уроках физики // Физика в системе современного образования (ФССО-09): Материалы X Межд. конф. Т.2.- СПб.: РГПУ, 2009.-С.133-135.

АМ. Шевелева, О.В. Москаленко

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО -АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Детерминированность развития личности ребенка социальными условиями его жизнеустройства обусловливает необходимость работы, направленной на профилактику девиаций разного рода не только непосредственно с несовершеннолетними, но и с членами его семьи и с обществом в целом. В связи с этим психология все больше ориентируется на решение поставленных задач посредством выявления основных факторов и условий, влияющих на наруше ние личностного развития человека (в том числе и его эмоционально-волевой сферы), а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.