Научная статья на тему 'Адекватность родительских позиций социальной ситуации развития подростка'

Адекватность родительских позиций социальной ситуации развития подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
942
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адекватность родительских позиций социальной ситуации развития подростка»

ч.

психология

С.С. Жигалин

Курганский государственный университет

АДЕКВАТНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА

Анализируя развитие отношений между родителями и детьми, И.А. Хоменко (1997) указывает на их динамику в онтогенетическом плане (табл. 1). В норме партнерская родительская позиция должна формироваться уже в раннем детстве, ослабление связи с родителями - в младшем школьном возрасте, а отчуждение родителей от детей, их взаимная сепарация (индивидуализация) завершается в отрочестве.

Таблица 1

Развитие отношений между родителями и детьми

Отношения

Синхронность отношений «родители-новорожденный»

Взаимная привязанность родителей и детей

Взаимная зависимость родителей и детей

Отношения партнерства между детьми и родителями

Ослабление связи с родителями и интенсивности общения с ними. Дружба и формирование группировок преимущественно одного пола

Взаимное отчуждение детей и родителей. Индивидуализация родителей и подростков. Переход к разнополому общению_

Период развития (возраст)

Новорожденность (0-4 недели)

Младенчество (0-1 год)

Ходячее детство (1-3 года)

Раннее и дошкольное детство (3 -6 лет)

Младшее школьное детство (6-11 лет)

Отрочество (12-16 лет)

На разных этапах жизни ребенка детско-родитель-ские отношения выполняют различные функции, и родители по-разному воспринимаются ребенком. Подросток видит в родителях, прежде всего, стар-

шего друга и советчика, о чем свидетельствуют результаты опросов. Подростки мечтают о таких родителях, которые (Williamson and Campbell,1985): « ...интересуются нами и готовы помочь, когда нужно»;

«.выслушивают нас и стараются понять»; «.дают почувствовать, что они любят нас»; «... выказывают свое одобрение»; «.принимают нас такими, какие мы есть - со всеми нашими ошибками и недостатками»;

«.доверяют нам и ждут от нас хорошего»; «.относятся к нам как к взрослым»; «... направляют нас»;

«.веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора, умеют создать теплую атмосферу дома и подают хороший пример».

По сути дела в этих суждениях в своеобразной форме изложены представления подростков об адекватных их возрасту родительских позициях:

- позитивного интереса к ребенку;

- принятия всех проявлений его личности;

- лояльности к нестандартным проявлениям в его поведении;

- партнерства во взаимодействии друг с другом;

- ответственно-великодушного отношения к личности подростка;

- актуализации всех лучших сторон его личности;

- формирующей действенной помощи и поддержки;

- оптимизма в отношении перспектив его развития.

В трактовке сущности адекватности мы исходим из ее понимания как конгруэнтности.

Наше обоснование компонентов адекватности базируется на общенаучных подходах.

• Возрастного подхода - учет возрастных особенностей подростков (соответствие социальной ситуации развития).

• Дифференцированного подхода - учет тендерных особенностей (соответствие социальным и воспитательным ролям отца и матери).

• Индивидуального подхода - учет субъективных оценок детей (соответствие позитивному восприятию подростков).

Эффективные родительские позиции должны быть адекватны социальной ситуации развития подростка.

В этом случае, адекватность предполагает такой характер родительских позиций, который не мешает обособлению подростков от родителей, признает автономность внутреннего мира подростка при сохранении эмоциональной близости, заинтересованности и ответственности родителей за воспитание.

Анализ литературы показал, что многие исследователи (И.С.Кон, В.С.Торохтий и др.) рассматривают родительское поведение в аспекте социально-ролевой адекватности семьи, то есть адекватного социальным ожиданиям выполнения ролей «мужчина-муж, женщина-жена». Данный аспект адекватности родительских позиций имеет значение для семей, в которых реализуется патриархальная модель отношений. В условиях демократизации семьи, эмансипации женщин и перверсии социальных ролей жесткого разделения мужских и женских обязанностей в большинстве семей не обнаруживается. Смещение этих обязанностей не рассматривается в современной семье как неадекватность поведения мужчины и женщины. Кроме того, часть этих обязанностей в семье возлагается на девочек и мальчиков-подростков.

Адекватность родительских позиций может рассматриваться в аспекте полоролевого соответствия воспитательных позиций отца и матери. С этой точки зрения материнская позиция должна характеризоваться как типично женский подход в воспитании, а отцовская - соответствовать традиционно мужским ценностям в воспитании. Следствием адекватности материнской и отцовской позиций является функционально-ролевая согласованность родителей, их комплиментарность в воспитании. В реальной практике семейного воспитания наблюдается несформи-рованность родительских позиций (промежуточная позиция), а также их перверсия.

Адекватность родительских позиций связана с позитивным восприятием воспитательной практики родителей подростком. Многие исследователи приводят убедительные данные, демонстрирующие способность подростка к правильной оценке родительского поведения по внешним проявлениям. Однако, в силу возрастных особенностей - чрезмерная критичность по отношению к родителям, конформизм в отношении сверстников и др. - подростки могут неверно оценивать родительские позиции как сложное личностное образование.

Исходя из указанных представлений, мы характеризуем адекватнаую родительскую позицию эмоционально уравновешенным отношением отца и матери к подростку и принятием ими дифференцированных родительских ролей. Родители этой категории воспринимают родительство как счастливое, приносящее радость, гордость за своих детей. Они характеризуют себя как уверенного, добросердечного, доверяющего ребенку, но требовательного родителя. Этот тип позиции обусловливает ответственное, последовательное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике. Поэтому адекватная родительская позиция может рассматриваться в качестве основного признака эффективности родительских позиций.

Индикаторами адекватности родительских

позиций являются: динамичность, гибкость, внутренняя и внешняя согласованность и прогностичность.

Динамичность - изменение родительских позиций, связанное с возрастной динамикой детей и родителей и социальной ситуацией развития ребенка.

Под гибкостью понимается такое изменение родительских позиций, которое обусловлено разнообразием микросоциальных и воспитательных ситуаций в семье подростка.

Внутренняя согласованность предполагает непротиворечивость родительской позиции и отсутствие ее конфликтного взаимодействия с другими позициями личности родителя (личностная, жизненная, социально-ролевая).

Внешняя согласованность предполагает согласование отцовской и материнской родительских позиций между собой в плане их комплиментарности.

Прогностичность родительской позиции означает способность родителей взаимодействовать с ребенком в зоне его ближайшего развития, т.е. принимать в расчет те требования, которые ожидают детей в их завтрашнем дне.

Анализируя первый аспект адекватности родительских позиций, рассмотрим возрастные особенности подростков в аспекте их учета при формировании родительских позиций.

Подростковый период, который Л.С. Выготский разделил на две фазы: негативную (13-14лет) и позитивную (15-17 лет), фазу влечений и фазу интересов, является одним из самых сложных этапов школьной жизни ребенка. По выражению В.С.Мухиной, в этот самый краткий по астрономическому времени период (11-15 лет) подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения, он приходит к порогу юности [2,6].

Отрочество - переходный возраст. С одной стороны, в подростке сохранено многое от ребенка, которое он минимизирует, с другой, появляется многое от взрослого, которое он максимизирует. Поэтому в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки.

В переходный период на стыке двух возрастов возникают процессы, знаменующие завершение предыдущего этапа и начало последующего. Во-первых, это пограничность и неопределенность социального положения. Во-вторых, внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов, вследствие нарушения соотношений в физиологических функциях центральной нервной системы и эндокринных желез и заканчивая перестройкой «Я-концепции». В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля, основанных на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, которые уже не действуют, и взрослых способов, предполагающих сознательную дисциплину и самоконтроль, которые еще не сложились до конца и не окрепли.

Чувство взрослости - психологически самая важная характеристика подростка. А.Г. Лидерс свя-

зывает психологические задачи этого возраста с самоопределением в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной [5].

Однако, как справедливо указывает В.С.Мухина, в современном обществе стремление подростка к статусу взрослого - мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности [6].

Во многом этому способствуют позиции взрослых, в том числе и родителей, по отношению к взрослеющему человеку. Так, в исследовании А.В. Булыгиной (2003) указывается на то, что именно неправильная позиция взрослых обусловливает развитие социально-педагогической запущенности подростков. Более того, она определяет этот феномен как следствие такой социальной ситуации развития, в которой формируется объектная позиция личности ребенка, характеризующаяся несформированностью Я-концепции, отраженным самоотношением, низким уровнем развития субъектных свойств, внешним локусом контроля и мотивации, отсутствием жизненных перспектив и потребности в достижениях.

Процесс эмансипации ребенка от родителей является сложным и многогранным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностью к другим людям (дружбой, любовью); поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери; или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители [3].

Стремление к поведенческой автономии возникает в ходе взросления раньше, чем происходит сдвиг в сторону эмоциональной автономии. По мере взросления подростков дистанция в их отношениях с родителями увеличивается, причем у юношей гораздо раньше, чем у девушек.

Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации детства не только по внешним обстоятельствам, а в большей мере по внутренним причинам. Сама социальная ситуация трансформируется в сознании подростка в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа. Сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья [6].

Одним из важнейших новообразований подросткового возраста является изменение внутренней позиции ребенка. Оно происходит из-за того, что в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка.

В этом возрасте отмечается отчетливое направление сознания подростка на самого себя, то есть самосознание, и основная задача, с которой 104

сталкивается подросток, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе и интегрировать эти многочисленные образы в личную идентичность.

Автор психосоциальной теории развития Э. Эрик-сон считал, что в подростковом возрасте происходит объединение всех сближающихся элементов самосознания и таким образом получает свое развитие конфликт, который получил название кризиса идентичности.

Если индивид способен успешно разрешить перечисленные семь конфликтов, у него формируется «зрелая» идентичность.

В концепции психосоциального моратория Э. Эриксона подростковый возраст обозначен как санкционированный обществом переходный период между детством и взрослостью, в течение которого индивид может выбрать для себя нишу в обществе путем свободного апробирования различных ролей. Благополучное завершение этого периода связано с обретением идентичности, а неблагополучное - с путаницей ролей.

Следующим моментом изменения внутренней позиции и составляющей самосознания является формирование потребности стремления соответствовать не только уровню требований окружающих, но и собственным требованиям, что существенно отражается на самооценке - частном, но вместе с тем очень важном виде оценочных способностей.

В ценностных ориентациях, морально-нравственных убеждениях, мотивах и целях наиболее четко проявляются идеалы подростков, которые возникают как необходимость, потребность с кого-то брать пример и являются своего рода ориентиром в многообразии проявлений окружающей ребенка действительности.

Формирование идеала значимо тем, что восприятие образцов обычно имеет какой-то личностный смысл. Примеряя на себя образцы любимых героев, подросток не просто подражает им, он учится самоанализу. Тот или иной сформировавшийся у ребенка идеальный образ может оказывать существенное влияние на формирование и доминирование определенных увлечений, которые являются неотъемлемой составляющей подросткового возраста.

Изменение социальной ситуации развития и индивидуально-возрастных особенностей ребенка приводит к тому, что формирование субъективно-личностных отношений в подростковый период претерпевает значительные перемены.

Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. При этом система взаимоотношений с конкретными взрослыми, по сути дела, безраздельно господствующая в жизни ребенка, приобретает в целом черты зависимого типа отношений по сравнению с определяющей системой «подросток - сверстники». В то же время, наибольший шанс приумножить свою значимость для подростка получают те взрослые, которые в определенном смысле символизируют для него реализацию профессиональных намерений и выступают как зримый образ того, к чему стремится и чего хотел бы достичь он сам..

Именно в этом случае создаются наиболее благоприятные условия для формирования отношения подростков к значимому взрослому по типу «к другому, как к себе самому», без которого немыслимо подлинное интимно-личностное общение ни в группе, ни в диаде [4].

Основная функция взрослого в этот период связана с формирующейся способностью строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личностных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. Отсюда, основной смысл доверительного общения с родителями состоит отнюдь не в получении от них той или иной информации. Подросткам оказывается очень важно, проявляют ли родители серьезный, доверительный интерес ко всем сферам их жизни. Для них главное в общении - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими. Подростки, как правило, любят своих родителей, другое дело, что они сами себе не всегда в этом признаются [6].

Согласно концепции персонализации А.В.Петровского, вторая фаза развития (отрочество) порождается обостряющимися противоречиями между достигнутыми результатами адаптации личности (детство) -тем, что он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенностью потребности индивида в максимальной персонализациии. Эта фаза характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности [7].

Э. Эриксон подчеркивает, что подростковый период характеризуется поиском возможностей свободного выбора подростком путей исполнения своих обязанностей и своего долга и в то же время смертельной боязнью оказаться слабаком, насильно включенным в такую деятельность, где он будет чувствовать себя объектом насмешек или ощущать неуверенность в своих силах.

Подростковый возраст связан с преобладанием рефлексии, вначале рассудочной; он может быть рассмотрен как фаза онтогенеза личности, требующая обособления для внутренней работы становления личности как «целого в себе». Эта фаза распадается на две подфазы: собственно подростковую и юность (переход от рефлексии рассудочной к разумной). Полноценное прохождение обеих подфаз позволяет перейти к взрослости, не растворившись в социуме, а сохранив и укрепив личностное начало и творческий потенциал [1]. Однако, воздействия среды меняются в зависимости от того, через какие внутренние условия развития ребенка они преломляются, и наличная ситуация развития, характерная для данного возрастного периода,приобретает окраску индивидуальности.

Субъективная социальная ситуация развития в данном случае понимается как избирательный синтез множества реальных и потенциальных социальных ситуаций, либо как паттерн взаимодействий «личность - среда» в настоящий период жизни, интегрированных переживанием смысла жизни на данном этапе жизни (И.А.Николаева, 2003).

Исследование И.А.Николаевой показало, что кроме общевозрастных закономерностей, отражающих

социальную ситуацию развития, обнаружены типичные варианты социальной ситуации развития индивидов, которые отражают личностные особенности, а также гипосоциальные, гиперсоциальные и неоднозначные тенденции социализации для каждой возрастной подгруппы. Кроме возрастных характеристик, на восприятие социальной ситуации развития оказывают влияние и половые различия подростков.

Характеристику соотношения объективной и субъективной ситуации мы представили в виде таблицы (табл. 2).

Вопрос о том, каким образом подростки реагируют на воспитательные воздействия родителей в зависимости от их индивидуально-типологических и психологических особенностей, изучен в психологии недостаточно.

С одной стороны, Э.Г. Эйдемиллер, классифицируя типы нарушений семейного воспитания, прогнозирует их последствия для развития личности подростка в виде тех или иных акцентуаций характера.

Таблица 2

Соотношение объективной и субъективной социальной ситуации развития подростков в аспекте адекватности родительских позиций

Характеристики объективной социальной ситуации развития

Переходный характер возраста:

пограничность и неопределенность социального положения;

внутренние психофизиологические трудности; перестройка механизмов социального контроля Психические новообразования:

становление самосознания; направленность сознания на себя, рефлексия; изменение внутренней позиции - чувство взрослости; новое рождение личности, формирование характера; половая идентификация; притязание на социальное признание

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение

Ведущие потребности:

в саморазвитии; развитии собственного Я; самостоятельности; безопасности через принадлежность к группе; активность,

потребность в социально-значимой деятельности; достижениях и успехе, проверке своих возможностей

Половозрастные характеристики субъективной социальной ситуации развития

Подростки 12 — 14-лет

Максимализм;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группирование со сверстниками;

неразвитость социальной перцепции;

игнорирование женского пола в связи с завершением полоролевой идентификации у мальчиков;

несформированность идеалов;

идеализация родителей Подростки 15 — 16-лет

формирование абстрактных идеалов;

ориентация на взрослые идеалы и

потребность в достижениях; возросшие возможности социальной перцепции; богатый внутренний мир и замещение реального общения воображаемыми персонажами

Мальчики 12-14 лет

ориентации на группу однополых сверстников (мальчиков);

игнорирование девочек, женщин, родственников

15-16 лет ориентации на мужчин-героев;

игнорирование взрослых Девочки 12-14 лет

ориентации на группу однополых сверстников (девочек)

15-16 лет ориентация на мужчин-звезд, абстрактные идеалы

С другой стороны, А.Е. Личко, описавший типы акцентуаций и психопатии характера у подростков, указывает на провоцирующие факторы.

Для полноценных детско-родительских отношений важно вовремя учитывать изменяющуюся картину мира, новую социальную ситуацию с новыми потребностями и общественными установками. Поэтому сложно отдать предпочтение какому-то одному стилю взаимодействия.

Довольно трудно определить наиболее оптимальную «дозу» в модели взаимодействия детей и родителей. Оптимальным представляется стремление устанавливать «равновесие ответственности» между родителем и ребенком.

В силу того, что в реальной семейной практике

этот подход реализуется редко, часто возникают конфликтные воспитательные ситуации.

Таким образом, такие психологические особенности подростков, как чувство взрослости, изменение внутренней позиции личности, обособление и рефлексия, смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми и другие, являются индикаторами перестройки родительских позиций. Адекватность родительских позиций требует учитывать не только объективную социальную ситуацию развития подростков, но и ее субъективное восприятие и переживание подростками, а также их индивидуально-психологические особенности.

Список литературы

1.Арсеньев А.С. Подросток глазами философа //Возрастная психология: Хрестоматия /Сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. -М.: ACADEMIA, 2000. - С. 335, 338.

2.Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. соч: В 6 т. - Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 6-243.

3.Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 106-119.

4.Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков //Вопросы психологии. -1997. - №3. - С. 69 - 79.

5.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Академия, 2001. - С. 42.

6.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество: Учебник для вузов. - М.: ACADEMIA, 2000. - С. 347-352..

7.Петровский А.В. Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с. - С. 64-66.

8.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.- С. 230-235, 424-436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.