Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогического консультирования кандидатов в приёмные родители в процессе подготовки в Школе приемных родителей'

Особенности психолого-педагогического консультирования кандидатов в приёмные родители в процессе подготовки в Школе приемных родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
922
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КАНДИДАТЫ В ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ / МЕТОДИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ / PSYCHO-PEDAGOGIC COUNSELING / SCHOOL OF ADOPTIVE PARENTS / FORMATION OF SOCIOPEDAGOGIC COMPETENCY OF CANDIDATES FOR ADOPTIVE PARENTS / COUNSELLING / MOTIVATION PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полякова Ольга Борисовна

В статье приведен практический опыт организации и проведения психолого-педагогического консультирования кандидатов в приемные родители в процессе подготовки в Школе приемных родителей как один из подходов к формированию социально-педагогической компетентности. Основной функцией консультации-собеседования является выявление потенциальных возможностей кандидатов в приемные родители в воспитании приемного ребенка и принятие решения об осознанном родительстве. Рассмотрены проблемы психолого-педагогического характера у кандидатов в приёмные родители, которые негативно влияют на мотивацию и приём в семью ребенка. Приведены методы психолого-педагогического консультирования, раскрывающие его сущность цели и задачи. Определены последовательные этапы психолого-педагогического консультирования: от первичного до итогового. Результативность внедрения такого подхода дает возможность оценить его как перспективный в вопросе формирования социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полякова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psycho-pedagogic counseling of prospective parents in the process of training in the school of adoptive parents

The article presents the practical experience of organising and conducting psycho-pedagogic counselling of the candidates for adoptive parents in the process of preparing foster parents as one of the approaches to the formation of sociopedagogic competency. The main function of the consultation of the interview is to identify potential candidates for adoptive parents in the upbringing of the adopted child and decision making on conscious parenting. We consider the problems of psycho-pedagogic nature of the candidates for adoptive parents, which negatively affect motivation and admission into the family of the child. The methods of psycho-pedagogic counseling disclose the essence of goals and objectives. We determined the successive stages of psycho-pedagogic counseling: from primary to final. The performance of the implementation of this approach gives the opportunity to evaluate it as a prospective in making a sociopedagogic competency of candidates for adoptive parents.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогического консультирования кандидатов в приёмные родители в процессе подготовки в Школе приемных родителей»

Особенности психолого-педагогического консультирования кандидатов в приёмные родители...

УДК 37.04

Полякова Ольга Борисовна

Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, г. Москва

obpolyakova1@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАНДИДАТОВ В ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье приведен практический опыт организации и проведения психолого-педагогического консультирования кандидатов в приемные родители в процессе подготовки в Школе приемных родителей как один из подходов к формированию социально-педагогической компетентности. Основной функцией консультации-собеседования является выявление потенциальных возможностей кандидатов в приемные родители в воспитании приемного ребенка и принятие решения об осознанном родительстве. Рассмотрены проблемы психолого-педагогического характера у кандидатов в приёмные родители, которые негативно влияют на мотивацию и приём в семью ребенка. Приведены методы психолого-педагогического консультирования, раскрывающие его сущность цели и задачи. Определены последовательные этапы психолого-педагогического консультирования: от первичного до итогового. Результативность внедрения такого подхода дает возможность оценить его как перспективный в вопросе формирования социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители.

Ключевые слова: психолого-педагогическое консультирование, Школа приёмных родителей, формирование социально-педагогической компетентности, кандидаты в приёмные родители, методика консультирования, мотивация родителей.

Процесс подготовки кандидатов в приемные родители в Школе приёмных родителей условно можно разделить на несколько этапов - от формирования мотивации к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью до завершения обучения и принятия решения об этом. Этапы подготовки, согласно Программе подготовки лиц, выразивших желание принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной приказом Департамента труда и социальной защиты населения от 23.05.2016 №567 [6], можно выделить следующие: первичное собеседование, этапы подготовки (получение знаний о потребностях детей, оставшихся без попечения родителей, формирование навыков и умений); промежуточные собеседования-консультирования, итоговое тестирование, итоговое собеседование-консультирование.

Целью Школы приёмных родителей является формирование социально-педагогической компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и принятие кандидатами в приемные родители осознанного решения о приемном родительстве.

В процессе подготовки в Школе у кандидатов в приёмные родители появляются вопросы, которые они не могут решить самостоятельно. Решение этих вопросов находится в области психолого-педагогических знаний. Кандидаты в приёмные родители приходят на подготовку, имея мотивацию к приему ребенка в семью, но зачастую имеют собственные проблемы, способные помешать воспитанию и адаптации ребенка, и при этом не обладают достаточными знаниями для их решения. К таким проблемам относятся: 1) пережитый в детстве травмирующий опыт; 2) тяжелые заболевания близких; 3) бездетность; 4) потеря близких или собственного ребенка; 5) желание изменить прошлое, исправить то, что исправить нельзя; 6) желание изменить

других людей в том или ином смысле; 7) идеалистические представления о приемном ребенке; 8) постстрессовые переживания (полученные в результате нападения, катастрофы, теракта); 9) желание избавиться от недостатков в соответствии с нереалистичными принципами или стандартами;

10) зависимости разного типа, созависимость (эмоциональная, алкогольная, наркотическая, и т.д.);

11) несогласие родных или родственников на прием ребенка в семью, и пр.

Психологическое консультирование проходит в формате профессиональной беседы. Содержанием беседы являются психологические проблемы и выражение способов решения этих проблем. Вместе с тем консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором даются ориентиры в решении тех или иных вопросов, оказывается необходимая психологическая помощь, следуя потребностям, характеру и проблематике консультационной работы. Консультационная работа делится на этапы: начальный, в процессе подготовки, итоговая (завершающая) поддерживающая [2].

Задачей консультирования в большей мере являются советы и решения, которые дает педагог-психолог, просвещение, информирование и разъяснение, некий анализ проблемы с профессиональной точки зрения, рекомендации в практических действиях, сообщение необходимых сведений для её решения. К подходам консультирования также относятся:

1) построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений психолога и обратившегося;

2) детальное описание проблемы с точки зрения обратившегося;

3) проблемный анализ: а) актуальные условия существования проблемы (Какая она здесь

© Полякова О.Б., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

119

и теперь? Какова ситуация? Какие ощущения?); б) биографические условия появления; в) ее функциональное значение для клиента (Зачем? Почему необходима?);

4) идентификация проблемы, выражение целей и плана работы;

5) работа с проблемой и закрепление результатов в реальной жизни;

6) заключительное собеседование-консультация.

Л.Б. Шнейдер, Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова

определяют психологическую помощь как емкое понятие, которое включает в себя различные теории и практики, от глубинных интервью до разноплановых техник социально-психологического тренинга, понятий и методов. Отношения между специалистом и обратившимся в отсутствие методов и пр. могут разрушиться, а психологическая помощь превратится в обыкновенное выражение сочувствия и морализаторство. Предметом психологической помощи является совокупность вопросов, проблем и трудностей, относящихся к психологическим проблемам [8].

Вместе с тем сущностью квалифицированного психологического консультирования является сочетание теории, практики и методологии.

Методология представляет основу для эффективной теории и практики, то есть специалист знает, как построить эффективную беседу, как воздействовать на обратившегося в нужном направлении и использовать знания психологических техник и применить их на практике. Следует отметить также индивидуальную и культурную эмпатию, наблюдательность, правильную оценку личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: специалист-консультант должен иметь запас альтернативных теоретических подходов и методов общения. Практика - это сочетание методологии и теории. Специалист-консультант должен быть компетентен в теории и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практической работе на благо клиента. Под общей компетентностью в методологии, теории и практике понимается осознание своего собственного Я и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения обратившегося клиента и других профессионалов. Также важно отметить, что консультирование и психотерапия есть процесс обоюдного влияния [1].

Чтобы принять ребенка в семью кандидаты в приёмные родители должны обладать высоким уровнем мотивации и социально-педагогической компетентности, иметь понимание о трудностях, которые их ожидают после приема в семью ребенка. Как показывает практика, кандидаты в приёмные родители, которые недооценивают сложностей

воспитания приемного ребенка и переоценивают свои возможности при проявлении нежелательного поведения со стороны ребенка, не справляются с его воспитанием, что приводит к возврату ребенка в учреждение для детей-сирот. Подготовка в Школе приёмных родителей дает возможность кандидатам в приёмные родители выявить свои ресурсы, возможности к воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей. Проведение психологического консультирования наряду с другими формами подготовки кандидатов в приемные родители дает положительные результаты, выражающиеся в уменьшении количества неудачных попыток приема в семью ребенка, снижается число отказов и возвратов детей в учреждения для детей-сирот.

Во время подготовки в Школе приемных родителей проводится оценка возможностей и ресурсов кандидатов в приёмные родители. Осуществляется такая оценка также в виде собеседования-интервью. Проводится оно для получения информации о семье и определения ее возможностей воспитывать ребенка. Важной частью процесса подготовки и обследования семьи является работа с мотивацией [3; 4; 7].

Основной функцией консультации-собеседования является возможность выявить потенциальные возможности кандидатов в приемные родители, чтобы понять, могут ли они пойти на серьезные изменения, справятся ли с трудностями, которые могут возникнуть в семье с появлением приемного ребенка. По закону Школа приемных родителей не может отказать желающим в обучении, однако, если специалист видит скрытые риски, он должен обязательно сказать о них кандидатам. Вместе с тем, специалисты, на первичном собеседовании, рассказывают о тех изменениях семейной системы, которые произойдут с приходом приёмного ребенка. Поэтому, одной из задач является выявление ресурса семьи.

Многие семьи недооценивают свои возможности и ресурсы, кандидаты в приемные родители считают, что они справятся только с очень простым случаем. Встречаются и ситуации, когда родители переоценивают свои возможности и, имея собственных кровных детей, считают, что все трудности в воспитании детей им известны, и с приемным ребенком они справятся не хуже, чем с родным. Обучение в Школе приемных родителей такие люди воспринимают как формальность или даже препятствие к оформлению опеки или усыновления. Специалисты Школы на собеседовании разъясняют таким кандидатам смысл и принципы подготовки.

Зачастую, социально благополучные люди не сталкиваются близко с асоциальным поведением. Дети же, которые выросли или жили какое-то время в асоциальной среде, подвергались жестокому обращению или жили в детском доме, демонстри-

120

Вестник КГУ ^ 2017

Особенности психолого-педагогического консультирования кандидатов в приёмные родители..,

руют в приемной семье привычное для прошлой жизни поведение. Для них оно - норма, но для социально благополучной семьи поступки детей с тяжелым прошлым будут неожиданными, ненормальными. Родители, не имея специальной педагогической подготовки, могут оказаться в ситуации непонимания как себя вести в подобных случаях. Научиться же этому из опыта воспитания собственных кровных детей невозможно [5].

Промежуточное собеседование представляет собой беседу, направленную на помощь кандидатам в приемные родители в выявлении у них навыков, умений, понимания собственных возможностей. На итоговом собеседовании-консультации специалисты и кандидаты вместе разговаривают, а также обсуждают социально-педагогические компетенции, которые семье необходимо развить для успешного воспитания приемного ребенка.

Многие семьи приходят на подготовку с определенным стереотипным мнением, страхами перед приёмом в семью ребенка, поэтому особое внимание уделено принятию в семью ребенка. Так, в программе курса подготовки кандидатов в приёмные родители отдельно выделено занятие «Ожидания и страхи граждан в отношении принятия в семью ребенка с особыми потребностями. Мифы о детях с особенностями развития». Кроме того, многие специалисты отмечают, что на принятие решения о приёме в семью ребенка влияют многочисленные стереотипы о проблемах детей и наличие у таких детей множества особенностей в поведении и развитии, также отмечают трудности при оформлении документов, и многие другие. Несмотря на то, что в соответствии с данными исследований, кандидаты в приёмные родители имеют мотивацию к приёму в семью ребенка [9], обсуждение этой темы со специалистом-консультантом необходимо для формирования адекватного представления о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

Нередки случаи, когда родители, пройдя подготовку в Школе, решают отказаться от идеи взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Такое решение является очень важным как для самих кандидатов в приемные родители (так как они смогли оценить свои возможности и ресурсы), так и для детей, в силу того, что это решение влияет на профилактику возвратов детей в детские дома. По окончании подготовки в Школе приёмных родителей на заключительном собеседовании специалисты дают устные рекомендации - какого ребенка (по возрасту, характеру, темпераменту) лучше взять в семью для успешного его принятия всеми членами семьи.

Подводя итог, отметим, что приведенный подход социально-педагогического консультирования решает множество задач, как в рамках формирования социально-педагогической компетентности, так и в рамках содействия семейному устройству

детей. Консультации-собеседования также влияют на решение о приёме или отказе в воспитании ребенка в своей семье. Отказ, состоявшийся в период подготовки, также является положительным результатом, так как содействует профилактике последующих возвратов детей в детские дома. Сформированные социально-педагогические навыки дают возможность осуществлять целенаправленные действия во взаимодействии с социальной средой, в частности, с детьми.

Библиографический список

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники. - М., 1999. - 487 с.

2. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 255 с.

3. Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей / под ред. Л.В. Смыкало. - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2010. - 202 с.

4. Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей: Тренинг подготовки замещающих семей. - М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. - 464 с.

5. Полякова О., Орлова А. Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. - М.: Лепта Книга, 2016. - 216 с.

6. Приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Правительства Москвы № 567 от 23.05.2016 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. usynovi-moskva.ru/upload/iblock/f97/-23.05.2016-_567.pdf (дата обращения: 28.12.2017).

7. Сикорская Л.Е. Основы психологии семьи и семейного консультирования (учебное-методическое пособие). - М.: Изд-во МосГУ, 2007. - 31 с.

8. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. - М.: Ижица, 2002. - 224 с.

9. Ciarrochi J., Randle M., Miller L., Dolnicar S. Hope for the Future: Identifying the Individual Difference Characteristics of People Who Are Interested In and Intend To Foster-Care // British Journal of Social Work. - Oxford University Press. -U.K. - 2012 (42). - P. 42.

References

1. Ajvi A. E., Ajvi M. B., Sajmehk-Dauning L. Psihologicheskoe konsul'tirovanie i psihoterapiya. Metody, teorii i tekhniki. - M., 1999. - 487 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5

121

2. Linde N.D. Psihologicheskoe konsul'tirovanie: Teoriya i praktika. - M.: Aspekt Press, 2010. - 255 s.

3. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke i soprovozhdeniyu zameshchayushchih semej / pod red. Smykalo L.V. - SPb.: Sankt-Peterburgskaya obshchestvennaya organizaciya «Vrachi detyam», 2010. - 202 s.

4. Metodicheskie rekomendacii dlya specialistov sluzhby po podboru, podgotovke i soprovozhdeniyu zameshchayushchih semej. Trening podgotovki zameshchayushchih semej. - M.: ANO Centr «Promama», 2013. - 464 s.

5. Polyakova O., Orlova A. SHkola priemnyh roditelej: principy, ustrojstvo, dokumenty. - M.: Lepta Kniga, 2016. - 216 s.

6. Prikaz Departamenta truda i social'noj zashchity naseleniya g. Moskvy Pravitel'stva Moskvy № 567 ot 23.05.2016 «Ob utverzhdenii Poiyadka podgotovki lic, zhelayushchih prinyat' na vospitanie v svoyu sem'yu

rebenka, ostavshegosya bez popecheniya roditelej, i Programmy podgotovki lic, zhelayushchih prinyat' na vospitanie v svoyu sem'yu rebenka, ostavshegosya bez popecheniya roditelej». [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.usynovi-moskva. ru/upload/iblock/f97/-23.05.2016-_567.pdf (data obrashcheniya: 28.12.2017).

7. Sikorskaya L.E. Osnovy psihologii sem'i i semejnogo konsul'tirovaniya. - M.: Izd-vo MosGU, 2007. - 31 s.

8. SHnejder L.B., Vol'nova G.V, Zykova M.N. Psihologicheskoe konsul'tirovanie. - M.: Izhica, 2002. - 224 s.

9. Ciarrochi J., Randle M., Miller L., Dolnicar S. Hope for the Future: Identifying the Individual Difference Characteristics of People Who Are Interested In and Intend To Foster-Care // British Journal of Social Work. - Oxford University Press. -U.K. - 2012 (42). - P. 42.

122

Вестник КГУ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.