Особенности психолого-педагогического консультирования кандидатов в приёмные родители...
УДК 37.04
Полякова Ольга Борисовна
Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАНДИДАТОВ В ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
В статье приведен практический опыт организации и проведения психолого-педагогического консультирования кандидатов в приемные родители в процессе подготовки в Школе приемных родителей как один из подходов к формированию социально-педагогической компетентности. Основной функцией консультации-собеседования является выявление потенциальных возможностей кандидатов в приемные родители в воспитании приемного ребенка и принятие решения об осознанном родительстве. Рассмотрены проблемы психолого-педагогического характера у кандидатов в приёмные родители, которые негативно влияют на мотивацию и приём в семью ребенка. Приведены методы психолого-педагогического консультирования, раскрывающие его сущность цели и задачи. Определены последовательные этапы психолого-педагогического консультирования: от первичного до итогового. Результативность внедрения такого подхода дает возможность оценить его как перспективный в вопросе формирования социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители.
Ключевые слова: психолого-педагогическое консультирование, Школа приёмных родителей, формирование социально-педагогической компетентности, кандидаты в приёмные родители, методика консультирования, мотивация родителей.
Процесс подготовки кандидатов в приемные родители в Школе приёмных родителей условно можно разделить на несколько этапов - от формирования мотивации к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью до завершения обучения и принятия решения об этом. Этапы подготовки, согласно Программе подготовки лиц, выразивших желание принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной приказом Департамента труда и социальной защиты населения от 23.05.2016 №567 [6], можно выделить следующие: первичное собеседование, этапы подготовки (получение знаний о потребностях детей, оставшихся без попечения родителей, формирование навыков и умений); промежуточные собеседования-консультирования, итоговое тестирование, итоговое собеседование-консультирование.
Целью Школы приёмных родителей является формирование социально-педагогической компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и принятие кандидатами в приемные родители осознанного решения о приемном родительстве.
В процессе подготовки в Школе у кандидатов в приёмные родители появляются вопросы, которые они не могут решить самостоятельно. Решение этих вопросов находится в области психолого-педагогических знаний. Кандидаты в приёмные родители приходят на подготовку, имея мотивацию к приему ребенка в семью, но зачастую имеют собственные проблемы, способные помешать воспитанию и адаптации ребенка, и при этом не обладают достаточными знаниями для их решения. К таким проблемам относятся: 1) пережитый в детстве травмирующий опыт; 2) тяжелые заболевания близких; 3) бездетность; 4) потеря близких или собственного ребенка; 5) желание изменить прошлое, исправить то, что исправить нельзя; 6) желание изменить
других людей в том или ином смысле; 7) идеалистические представления о приемном ребенке; 8) постстрессовые переживания (полученные в результате нападения, катастрофы, теракта); 9) желание избавиться от недостатков в соответствии с нереалистичными принципами или стандартами;
10) зависимости разного типа, созависимость (эмоциональная, алкогольная, наркотическая, и т.д.);
11) несогласие родных или родственников на прием ребенка в семью, и пр.
Психологическое консультирование проходит в формате профессиональной беседы. Содержанием беседы являются психологические проблемы и выражение способов решения этих проблем. Вместе с тем консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором даются ориентиры в решении тех или иных вопросов, оказывается необходимая психологическая помощь, следуя потребностям, характеру и проблематике консультационной работы. Консультационная работа делится на этапы: начальный, в процессе подготовки, итоговая (завершающая) поддерживающая [2].
Задачей консультирования в большей мере являются советы и решения, которые дает педагог-психолог, просвещение, информирование и разъяснение, некий анализ проблемы с профессиональной точки зрения, рекомендации в практических действиях, сообщение необходимых сведений для её решения. К подходам консультирования также относятся:
1) построение надежных межличностных и конструктивных рабочих отношений психолога и обратившегося;
2) детальное описание проблемы с точки зрения обратившегося;
3) проблемный анализ: а) актуальные условия существования проблемы (Какая она здесь
© Полякова О.Б., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5
119
и теперь? Какова ситуация? Какие ощущения?); б) биографические условия появления; в) ее функциональное значение для клиента (Зачем? Почему необходима?);
4) идентификация проблемы, выражение целей и плана работы;
5) работа с проблемой и закрепление результатов в реальной жизни;
6) заключительное собеседование-консультация.
Л.Б. Шнейдер, Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова
определяют психологическую помощь как емкое понятие, которое включает в себя различные теории и практики, от глубинных интервью до разноплановых техник социально-психологического тренинга, понятий и методов. Отношения между специалистом и обратившимся в отсутствие методов и пр. могут разрушиться, а психологическая помощь превратится в обыкновенное выражение сочувствия и морализаторство. Предметом психологической помощи является совокупность вопросов, проблем и трудностей, относящихся к психологическим проблемам [8].
Вместе с тем сущностью квалифицированного психологического консультирования является сочетание теории, практики и методологии.
Методология представляет основу для эффективной теории и практики, то есть специалист знает, как построить эффективную беседу, как воздействовать на обратившегося в нужном направлении и использовать знания психологических техник и применить их на практике. Следует отметить также индивидуальную и культурную эмпатию, наблюдательность, правильную оценку личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.
Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: специалист-консультант должен иметь запас альтернативных теоретических подходов и методов общения. Практика - это сочетание методологии и теории. Специалист-консультант должен быть компетентен в теории и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практической работе на благо клиента. Под общей компетентностью в методологии, теории и практике понимается осознание своего собственного Я и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения обратившегося клиента и других профессионалов. Также важно отметить, что консультирование и психотерапия есть процесс обоюдного влияния [1].
Чтобы принять ребенка в семью кандидаты в приёмные родители должны обладать высоким уровнем мотивации и социально-педагогической компетентности, иметь понимание о трудностях, которые их ожидают после приема в семью ребенка. Как показывает практика, кандидаты в приёмные родители, которые недооценивают сложностей
воспитания приемного ребенка и переоценивают свои возможности при проявлении нежелательного поведения со стороны ребенка, не справляются с его воспитанием, что приводит к возврату ребенка в учреждение для детей-сирот. Подготовка в Школе приёмных родителей дает возможность кандидатам в приёмные родители выявить свои ресурсы, возможности к воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей. Проведение психологического консультирования наряду с другими формами подготовки кандидатов в приемные родители дает положительные результаты, выражающиеся в уменьшении количества неудачных попыток приема в семью ребенка, снижается число отказов и возвратов детей в учреждения для детей-сирот.
Во время подготовки в Школе приемных родителей проводится оценка возможностей и ресурсов кандидатов в приёмные родители. Осуществляется такая оценка также в виде собеседования-интервью. Проводится оно для получения информации о семье и определения ее возможностей воспитывать ребенка. Важной частью процесса подготовки и обследования семьи является работа с мотивацией [3; 4; 7].
Основной функцией консультации-собеседования является возможность выявить потенциальные возможности кандидатов в приемные родители, чтобы понять, могут ли они пойти на серьезные изменения, справятся ли с трудностями, которые могут возникнуть в семье с появлением приемного ребенка. По закону Школа приемных родителей не может отказать желающим в обучении, однако, если специалист видит скрытые риски, он должен обязательно сказать о них кандидатам. Вместе с тем, специалисты, на первичном собеседовании, рассказывают о тех изменениях семейной системы, которые произойдут с приходом приёмного ребенка. Поэтому, одной из задач является выявление ресурса семьи.
Многие семьи недооценивают свои возможности и ресурсы, кандидаты в приемные родители считают, что они справятся только с очень простым случаем. Встречаются и ситуации, когда родители переоценивают свои возможности и, имея собственных кровных детей, считают, что все трудности в воспитании детей им известны, и с приемным ребенком они справятся не хуже, чем с родным. Обучение в Школе приемных родителей такие люди воспринимают как формальность или даже препятствие к оформлению опеки или усыновления. Специалисты Школы на собеседовании разъясняют таким кандидатам смысл и принципы подготовки.
Зачастую, социально благополучные люди не сталкиваются близко с асоциальным поведением. Дети же, которые выросли или жили какое-то время в асоциальной среде, подвергались жестокому обращению или жили в детском доме, демонстри-
120
Вестник КГУ ^ 2017
Особенности психолого-педагогического консультирования кандидатов в приёмные родители..,
руют в приемной семье привычное для прошлой жизни поведение. Для них оно - норма, но для социально благополучной семьи поступки детей с тяжелым прошлым будут неожиданными, ненормальными. Родители, не имея специальной педагогической подготовки, могут оказаться в ситуации непонимания как себя вести в подобных случаях. Научиться же этому из опыта воспитания собственных кровных детей невозможно [5].
Промежуточное собеседование представляет собой беседу, направленную на помощь кандидатам в приемные родители в выявлении у них навыков, умений, понимания собственных возможностей. На итоговом собеседовании-консультации специалисты и кандидаты вместе разговаривают, а также обсуждают социально-педагогические компетенции, которые семье необходимо развить для успешного воспитания приемного ребенка.
Многие семьи приходят на подготовку с определенным стереотипным мнением, страхами перед приёмом в семью ребенка, поэтому особое внимание уделено принятию в семью ребенка. Так, в программе курса подготовки кандидатов в приёмные родители отдельно выделено занятие «Ожидания и страхи граждан в отношении принятия в семью ребенка с особыми потребностями. Мифы о детях с особенностями развития». Кроме того, многие специалисты отмечают, что на принятие решения о приёме в семью ребенка влияют многочисленные стереотипы о проблемах детей и наличие у таких детей множества особенностей в поведении и развитии, также отмечают трудности при оформлении документов, и многие другие. Несмотря на то, что в соответствии с данными исследований, кандидаты в приёмные родители имеют мотивацию к приёму в семью ребенка [9], обсуждение этой темы со специалистом-консультантом необходимо для формирования адекватного представления о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей
Нередки случаи, когда родители, пройдя подготовку в Школе, решают отказаться от идеи взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Такое решение является очень важным как для самих кандидатов в приемные родители (так как они смогли оценить свои возможности и ресурсы), так и для детей, в силу того, что это решение влияет на профилактику возвратов детей в детские дома. По окончании подготовки в Школе приёмных родителей на заключительном собеседовании специалисты дают устные рекомендации - какого ребенка (по возрасту, характеру, темпераменту) лучше взять в семью для успешного его принятия всеми членами семьи.
Подводя итог, отметим, что приведенный подход социально-педагогического консультирования решает множество задач, как в рамках формирования социально-педагогической компетентности, так и в рамках содействия семейному устройству
детей. Консультации-собеседования также влияют на решение о приёме или отказе в воспитании ребенка в своей семье. Отказ, состоявшийся в период подготовки, также является положительным результатом, так как содействует профилактике последующих возвратов детей в детские дома. Сформированные социально-педагогические навыки дают возможность осуществлять целенаправленные действия во взаимодействии с социальной средой, в частности, с детьми.
Библиографический список
1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: Методы, теории и техники. - М., 1999. - 487 с.
2. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 255 с.
3. Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей / под ред. Л.В. Смыкало. - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2010. - 202 с.
4. Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей: Тренинг подготовки замещающих семей. - М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. - 464 с.
5. Полякова О., Орлова А. Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. - М.: Лепта Книга, 2016. - 216 с.
6. Приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Правительства Москвы № 567 от 23.05.2016 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. usynovi-moskva.ru/upload/iblock/f97/-23.05.2016-_567.pdf (дата обращения: 28.12.2017).
7. Сикорская Л.Е. Основы психологии семьи и семейного консультирования (учебное-методическое пособие). - М.: Изд-во МосГУ, 2007. - 31 с.
8. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. - М.: Ижица, 2002. - 224 с.
9. Ciarrochi J., Randle M., Miller L., Dolnicar S. Hope for the Future: Identifying the Individual Difference Characteristics of People Who Are Interested In and Intend To Foster-Care // British Journal of Social Work. - Oxford University Press. -U.K. - 2012 (42). - P. 42.
References
1. Ajvi A. E., Ajvi M. B., Sajmehk-Dauning L. Psihologicheskoe konsul'tirovanie i psihoterapiya. Metody, teorii i tekhniki. - M., 1999. - 487 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5
121
2. Linde N.D. Psihologicheskoe konsul'tirovanie: Teoriya i praktika. - M.: Aspekt Press, 2010. - 255 s.
3. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke i soprovozhdeniyu zameshchayushchih semej / pod red. Smykalo L.V. - SPb.: Sankt-Peterburgskaya obshchestvennaya organizaciya «Vrachi detyam», 2010. - 202 s.
4. Metodicheskie rekomendacii dlya specialistov sluzhby po podboru, podgotovke i soprovozhdeniyu zameshchayushchih semej. Trening podgotovki zameshchayushchih semej. - M.: ANO Centr «Promama», 2013. - 464 s.
5. Polyakova O., Orlova A. SHkola priemnyh roditelej: principy, ustrojstvo, dokumenty. - M.: Lepta Kniga, 2016. - 216 s.
6. Prikaz Departamenta truda i social'noj zashchity naseleniya g. Moskvy Pravitel'stva Moskvy № 567 ot 23.05.2016 «Ob utverzhdenii Poiyadka podgotovki lic, zhelayushchih prinyat' na vospitanie v svoyu sem'yu
rebenka, ostavshegosya bez popecheniya roditelej, i Programmy podgotovki lic, zhelayushchih prinyat' na vospitanie v svoyu sem'yu rebenka, ostavshegosya bez popecheniya roditelej». [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.usynovi-moskva. ru/upload/iblock/f97/-23.05.2016-_567.pdf (data obrashcheniya: 28.12.2017).
7. Sikorskaya L.E. Osnovy psihologii sem'i i semejnogo konsul'tirovaniya. - M.: Izd-vo MosGU, 2007. - 31 s.
8. SHnejder L.B., Vol'nova G.V, Zykova M.N. Psihologicheskoe konsul'tirovanie. - M.: Izhica, 2002. - 224 s.
9. Ciarrochi J., Randle M., Miller L., Dolnicar S. Hope for the Future: Identifying the Individual Difference Characteristics of People Who Are Interested In and Intend To Foster-Care // British Journal of Social Work. - Oxford University Press. -U.K. - 2012 (42). - P. 42.
122
Вестник КГУ 2017