Научная статья на тему 'Формирование социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители в процессе проведения общегородского дня открытых дверей «День аиста»'

Формирование социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители в процессе проведения общегородского дня открытых дверей «День аиста» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
264
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ «ДЕНЬ АИСТА» / СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА / МОТИВАЦИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ / КАНДИДАТЫ В ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / SOCIO-EDUCATIONAL COMPETENCE / OPEN DAY "STORK''S DAY" / FAMILY ORGANIZATION OF ORPHANS / PREVENTION OF SECONDARY ORPHANHOOD / MOTIVATION OF FOSTER PARENTS / CANDIDATES FOR FOSTER PARENTS / ORPHANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полякова Ольга Борисовна

В статье представлены теоретические вопросы и объединен опыт эмпирического исследования проведения общегородского мероприятия дня открытых дверей «День аиста» в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены проблемы семейного устройства детей и особенности формирования социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители, как одно из решений профилактики возвратов детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вторичное сиротство). Все эти задачи рассмотрены в ракурсе первичного этапа знакомства кандидатов в приёмные родители с детьми в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF CANDIDATES FOR ADOPTIVE PARENTS IN THE PROCESS OF CONDUCTING A CITY-WIDE DAY OF OPEN DOORS «DAY OF THE STORK»

The article presents theoretical questions and combines the experience of empirical research of the city day open-day event "Stork's Day" in an institution for orphans and children left without parental care. The problems of the family structure of children and the peculiarities of the formation of the socio-pedagogical competence of candidates for foster parents are considered as one of the solutions to prevent the return of children to institutions for orphans and children left without parental care (secondary orphanhood). All these tasks are considered in the perspective of the primary stage acquaintance of candidates for foster parents with children in an institution for orphans and children left without parental care.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители в процессе проведения общегородского дня открытых дверей «День аиста»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК: 374.7

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАНДИДАТОВ В ПРИЁМНЫЕ РОДИТЕЛИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГОРОДСКОГО ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ «ДЕНЬ АИСТА»

О. Б. Полякова1

В статье представлены теоретические вопросы и объединен опыт эмпирического исследования проведения общегородского мероприятия дня открытых дверей «День аиста» в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены проблемы семейного устройства детей и особенности формирования социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители, как одно из решений профилактики возвратов детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вторичное сиротство). Все эти задачи рассмотрены в ракурсе первичного этапа — знакомства кандидатов в приёмные родители с детьми в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: социально-педагогическая компетентность, день открытых дверей «День аиста», семейное устройство детей-сирот, профилактика вторичного сиротства, мотивация замещающих родителей, кандидаты в приёмные родители, дети-сироты.

В России наблюдается положительная тенденция к снижению числа детей-сирот. Количество детей, устроенных в семьи в 2017 году, составило 55 503 человек [9;10]. В Москве и других регионах России актуальным вопросом остается содействие семейному устройству детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-подростков, т. е. трудноустраиваемых категорий детей. Сегодня в Москве (и в ряде регионов) одним из важных вопросов является организация и развитие эффективной системы семейного устройства детей с особенностями развития. Начиная с 2014 года Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы обращал внимание на активизацию направления семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей и сокращение количества детей в специализированных интернатах и учреждениях [8; 10].

1 Полякова Ольга Борисовна — аспирант кафедры психологии и педагогики Государственного автономного учреждения «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы», г. Москва

Основным направлением решения проблемы социального сиротства является государственная политика развития семейных форм устройства, в том числе помещения детей в замещающие семьи. Одной из основных задач детского учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является как подготовка к семейному устройству, так и поиск форм содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По разным причинам дети остаются без попечения родителей. Потеря родителей, привычного окружения и семьи отражается на дальнейшем развитии ребенка. Дети в период адаптации, в замещающей семье часто проявляют такие особенности поведения как раздражительность, повышенная агрессивность, частая смена настроений, неуверенность, провокации родителей и пр. Вместе с тем особой проблемой детей является отсутствие умения общения с другими людьми в силу отсутствия семьи и значимого социального окружения. Также основой для психического и физического развития ребенка является социально благополучная семья [3; 4; 5; 6]. В замещающей семье происходит социализация ребенка, психическое и физическое развитие. В постоянных отношениях ребенок имеет возможность научиться доверять. У детей, оставшихся без попечения родителей, присутствует базовое недоверие к миру в силу пережитых травм, изъятия из семьи, проживания в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей. В семье ребенок учится развивать привязанность к значимому взрослому [3; 4; 5; 6; 8].

Для решения проблемы сиротства, поддержки кандидатов в приёмные родители и реализации права детей воспитываться в семье Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы ежемесячно проводит общегородские мероприятия дни открытых дверей «День аиста» [7]. Это мероприятие имеет два направления: формирование социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители об основных потребностях детей, оставшихся без попечения родителей и знакомство с детьми. Основой общегородского мероприятия «День аиста» является содействие семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель мероприятия — формирование социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители и развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи мероприятия: 1) непосредственное взаимодействие, знакомство с детьми; 2) социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках общения с кандидатами в приемные родители; 3) знакомство с условиями проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в конкретный детский дом; 4) особенности семейного устройства конкретных детей.

По результатам исследований (Е. В. Бухман, Т. В. Губина, Н. В. Избуцкая, А. В. Махнач, В. Э. Мнацаканян, И. П. Осина, Т. Д. Панюшева, Л. В. Петрановская, М. В. Пичугина (Капилина), Н. А. Соколова, М. Ф. Терновская, О. В. Шалковская)

формирование социально-педагогической компетентности кандидатов в приёмные родители на данном этапе (день открытых дверей) знакомства с ребенком имеет определенные ограничения ввиду отсутствия достаточного количества времени. Так, с кандидатами проводится собеседование о составе семьи, мотивах, согласие членов семьи на воспитание в семье ребенка, оставшегося без попечения родителей, возможность принятия в семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, таким образом, выясняются ресурсы семьи в воспитании ребенка [11]. Все полученные сведения являются основой для дальнейшей работы с семьей. Одним из важных этапов является выяснение мотивации приёма в семью ребенка, так как именно мотивация является основой для приёма или последующего возврата ребенка в учреждение для детей-сирот [3; 4].

В рамках дня открытых дверей «День аиста» формирование социально-педагогической компетентности заключается в следующем: 1) разъяснение вопросов здоровья детей, оставшихся без попечения родителей помещенных в конкретный детский дом и основных потребностей детей; 2) разъяснение вопросов семейного устройства с администрацией детского учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) консультации администрации учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей и специалистов Департамента социальной защиты населения города Москвы; 4) консультации приглашенных специалистов органов опеки, попечительства и патронажа Департамента социальной защиты населения города Москвы.

К социально-педагогической компетентности семьи относят умения и навыки: 1) опыт воспитания и ухода за детьми; 2) уметь разрешать конфликты и уметь разговаривать с детьми на одном языке; 3) знать возрастные особенности детей; 4) быть устойчивыми к стрессу и чувствительными к потребностям и переживаниям ребёнка; 5) твёрдо знать и соблюдать правила и границы временного устройства; 6) умение сотрудничать, в том числе с кровными родственниками ребенка, если это необходимо; 7) у семьи должна присутствовать сознательная установка помогать ребёнку [3; 5; 6].

Формирование социально-педагогической компетентности важно с целью избежать отказов опекунов от приемных родителей или усыновителей от принятых в семью детей. Возврат ребенка в детский дом травматично влияет как на родителей, так и на детей и является следствием регресса в психическом и физическом развитии. Вторичное сиротство является одной из причин разрушенной способности формировать привязанность к взрослым, что в будущем у детей-сирот проявляется в неспособности воспитывать собственных детей.

Основными причинами отказа являются: 1) отсутствие сформированной социально-педагогической компетентности об основных потребностях и о психофизическом развитии ребенка; 2) несоответствие родительских ожиданий в отношении приёмного ребенка; 3) отсутствие поддержки в семье при адаптации ребенка и других трудностях воспитания; 4) заболевания ребенка, которые

проявились в старшем возрасте и др. Существуют и другие проблемы возврата детей в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь можно отметить и материальную составляющую мотива приёма в семью ребенка (детей).

На общегородское мероприятие «День аиста» приглашаются следующие граждане: 1) имеющие заключение органов опеки и попечительства о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем; 2) граждане, проходящие подготовку в «школах приемных родителей»; 3) граждане, желающие посетить учреждение.

Мероприятие проходит согласно графику, размещенному на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы [7]. Для кандидатов в приёмные родители, которые хотят принять в семью ребенка с особенностями развития, такие мероприятия — возможность познакомиться со своим будущим ребёнком, узнать черты его характера. Для детей — это возможность познакомиться с новыми людьми, проявить себя в нестандартной ситуации, в целом, общение и социализация. В процессе этого мероприятия происходит знакомство граждан, выразивших желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания с воспитанниками учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, условиями их проживания, развития и подготовки к жизни в замещающей семье.

В рамках мероприятия специалисты учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей проводят социокультурные мероприятия с участием детей. Надо отметить, что проведение таких мероприятий является важным моментом в знакомстве кандидатов в приёмные родители и детей. Так как с помощью ознакомительных мероприятий повышается заинтересованность в семейном устройстве детей-сирот. Одним из мероприятий по регламенту является концерт, который дети проводят для приглашенных гостей. Следует сказать, что часто у кандидатов в приёмные родители еще до прихода в детский дом (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) есть определенное мнение о детях-сиротах, о детях-инвалидах, многие имеют неверное представление, руководствуются стереотипами и личными страхами. Концерт с участием детей существенно влияет на представление кандидатов в приёмные родители. На концерте дети показывают себя с совершенно другой стороны, что существенно влияет как на мнение родителей, оно меняется, так и на мотивацию приема в семью ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. День открытых дверей «День Аиста» также позволяет на практике определить актуальные проблемы и потребности принимающих родителей. С целью профилактики вторичного сиротства на дне открытых дверей также важно рассказать родителям о поддержке и помощи (сопровождении), которую они могут получить после приёма в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, или ребенка с ограниченными возможностями здоровья [1].

Вместе с тем, в настоящее время государственная политика направлена на развитие системы подготовки кандидатов в приёмные родители с целью снизить количество возвратов детей в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло свое отражение в приказе Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 24.05.2016 №567. В котором, приведена дополнительная программа подготовки в Школе приёмных родителей, для граждан выразивших взять в свою семью ребенка подросткового возраста или ребенка с ограниченными возможностями здоровья [2].

Таким образом, одним из направлений формирования социально-педагогической компетентности является сотрудничество с сопровождающими организациями и специалистами. К социально-педагогической компетентности также относится сотрудничество с кровными родственниками ребенка, если это не противоречит интересам ребенка. Вместе с тем государство развивает возможности для поддержки семей как замещающих, так и кровных, что нашло отражение в разработанных Положениях о сопровождении замещающих семей и в Положении о социальном патронате (поддержка и сопровождение кровных семей). По результатам проведенных общегородских дней открытых дверей, кандидаты в приёмные родители принимают детей в семьи, что позволяет говорить об эффективности этого направления. Возможно, все приведенные меры помогут развить потенциал кандидатов в приёмные родители и снизить риск вторичного отказа от ребенка в будущем.

Литература

1. Постановление Правительства Москвы № 433-ПП от 20 сентября 2011 года «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»

2. Приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Правительства Москвы № 567 от 23.05.2016 «Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

3. Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей. / Под ред. Смыкало Л.В. — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2010. — 202 с.

4. Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей. Тренинг подготовки замещаю щих семей. — М. : АНО Центр «Про-мама», 2013. — 464 с. — Авт. указаны на обороте тит. л.

5. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. — М.: Генезис, 2006, — 368 с. — (Ребенок-сирота: жизнеустройство и социализация).

6. Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник Новгородского государственного университета, №45, 2008.

7. График проведения «Дня аиста» http://www.usynovi-moskva.ru/news/informatsiya-o-provedenii-meropriyatiya-den-otkrytykh-dverey-v-organizatsiyakh-dlya-detey-sirot-i-de/

8. http://www.sibchildren.ru/stati/roditelyam-i-vospitatelyam/632-vtorichnoe-sirotstvo - problema -sotsialnaya.

9. Официальный сайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы — http://www.dszn.ru (материалы Московского форума приёмных семей 2014).

10. Официальный сайт Банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей- http://www.usynovite.ru.

11. Hope for the Future: Identifying the Individual Difference Characteristics of People Who Are Interested In and Intend To Foster-Care Joseph Ciarrochi*, Melanie Randle, Leonie Miller, and Sara Dolnicar. British Journal of Social Work (2012) 42, 7-25. doi: 10.1093/bjsw/bcr052 Advance Access publication May 4, 2011.

THE FORMATION OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF CANDIDATES FOR ADOPTIVE PARENTS IN THE PROCESS OF CONDUCTING A CITY-WIDE DAY OF OPEN DOORS "DAY OF THE STORK"

Polyakova O.B.

Polyakova Olga Borisovna — postgraduate student, Institute of additional professional education of social workers, Moscow

Abstract. The article presents theoretical questions and combines the experience of empirical research of the city day open-day event "Stork's Day" in an institution for orphans and children left without parental care. The problems of the family structure of children and the peculiarities of the formation of the socio-pedagogical competence of candidates for foster parents are considered as one of the solutions to prevent the return of children to institutions for orphans and children left without parental care (secondary orphanhood). All these tasks are considered in the perspective of the primary stage — acquaintance of candidates for foster parents with children in an institution for orphans and children left without parental care.

Key words: socio-educational competence, open day "Stork's Day", family organization of orphans, prevention of secondary orphanhood, motivation of foster parents, candidates for foster parents, orphans.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy № 433-PP ot 20 sentjabrja 2011 goda «O merah po obespecheniju realizacii Zakona goroda Moskvy ot 14 aprelja 2010 g. N 12 «Ob organizacii opeki, popechitel'stva i patronazha v gorode Moskve»

2. Prikaz Departamenta truda i social'noj zashhity naselenija g. Moskvy Pravitel'stva Moskvy № 567 ot 23.05.2016 «Ob utverzhdenii Porjadka podgotovki lic, zhelajushhih prinjat' na vospitanie v svoju sem'ju rebenka, ostavshegosja bez popechenija roditelej, i Programmy podgotovki lic, zhelajushhih prinjat' na vospitanie v svoju sem'ju rebenka, ostavshegosja bez popechenija roditelej».

3. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke i soprovozhdeniju zameshhajushhih semej. / Pod red. Smykalo L.V. — SPb.: Sankt-Peterburgskaja obshhestvennaja organizacija «Vrachi detjam», 2010. — 202 s.

4. Metodicheskie rekomendacii dlja specialistov sluzhby po podboru, podgotovke i soprovozhdeniju zameshhajushhih semej.. Trening podgotovki zameshhaju shhih semej. — M. : ANO Centr «Pro-mama», 2013. — 464 s. — Avt. ukazany na oborote tit. l.

5. Oslon V.N. Zhizneustrojstvo detej-sirot: professional'naja zameshhajushhaja sem'ja. — M.: Genezis, 2006, — 368 s. — (Rebenok-sirota: zhizneustrojstvo i socializacija).

6. Selina V.V. Pedagogicheskie uslovija razvitija kompetentnosti roditelej v vospitanii detej rannego vozrasta v gruppah kratkovremennogo prebyvanija // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, №45, 2008.

7. Grafik provedenija «Dnja aista» http://www.usynovi-moskva.ru/news/informatsiya-o-provedenii-meropriyatiya-den-otkrytykh-dverey-v-organizatsiyakh-dlya-detey-sirot-i-de/

8. http://www.sibchildren.ru/stati/roditelyam-i-vospitatelyam/632-vtorichnoe-sirotstvo - problema -sotsialnaya.

9. Oficial'nyj sajt Departamenta truda i social'noj zashhity naselenija goroda Moskvy — http://www.dszn.ru (materialy Moskovskogo foruma prijomnyh semej 2014).

10. Oficial'nyj sajt Banka dannyh o detjah, ostavshihsja bez popechenija roditelej-http://www.usynovite.ru.

11. Hope for the Future: Identifying the Individual Difference Characteristics of People Who Are Interested In and Intend To Foster-Care Joseph Ciarrochi*, Melanie Randle, Leonie Miller, and Sara Dolnicar. British Journal of Social Work (2012) 42, 7-25 doi: 10.1093/bjsw/bcr052 Advance Access publication May 4, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.