Научная статья на тему 'Практика методического консультирования специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей'

Практика методического консультирования специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ / ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ / FOSTER PARENTS / ПРОФИЛАКТИКА СИРОТСТВА / PREVENTION OF CHILD ABANDONMENT / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CHILD PROTECTION / FOSTER PARENTS SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтин Максим Борисович, Довбыш Светлана Евгеньевна, Аринушкина Анна Александровна, Молчанова Валерия Сергеевна

В статье рассматривается методическое сопровождение деятельности школ приемных родителей. Приведены результаты диагностики наиболее часто встречающихся затруднений Центров сопровождения, Школ приемных родителей, приведена типология запросов по методическому сопровождению участников и организаторов образовательного процесса Школ приемных родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтин Максим Борисович, Довбыш Светлана Евгеньевна, Аринушкина Анна Александровна, Молчанова Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of methodical counseling of specialists in schools of foster parents and family support services

The article discusses the methodical support of activities of foster parents schools. The results of diagnostics of the most frequent difficulties of Support centers, Schools for foster parents, the typology of the requests for methodical support of the participants and organizers of the educational process of Schools for foster parents are given

Текст научной работы на тему «Практика методического консультирования специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей»

М. Б. Бахтин, С. Е. Довбыш, А. А. Аринушкина, В. С. Молчанова

(Москва)

практика методического консультирования специалистов школ приемных родителей и служб

сопровождения семей

practice of methodical counseling of specialists in schools of foster parents and family support services

В статье рассматривается методическое сопровождение деятельности школ приемных родителей. Приведены результаты диагностики наиболее часто встречающихся затруднений Центров сопровождения, Школ приемных родителей, приведена типология запросов по методическому сопровождению участников и организаторов образовательного процесса Школ приемных родителей.

Ключевые слова: школа приемных родителей, замещающие родители, профилактика сиротства, социально-педагогическая защита детства.

The article discusses the methodical support of activities of foster parents schools. The results of diagnostics of the most frequent difficulties of Support centers, Schools for foster parents, the typology of the requests for methodical support of the participants and organizers of the educational process of Schools for foster parents are given.

Key words: foster parents school, foster parents, prevention of child abandonment, social and pedagogical child protection.

Ключевым результатом эффективной реализации социальной политики в современной России является развитие системы защиты детства, где индикатором является как профилактика социального сиротства, так и передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан.

Образовательные результаты обучающихся в школе приемных родителей, педагогические измерения представлены в различных аспектах: модельные программы сопровождения семей [1, с. 82], диагностические процессы отбора, обучения и сопровождения замещающих родителей [2, с. 168], возрастание роли «конструктивных мотивов» и снижение уровня «недостаточ-

но конструктивных» в процессе обучения кандидатов в замещающие родители [3, с. 233], осознание как потребностей ребенка, так и задач приема ребенка в семью, ресурсы и алгоритм диагностики состояния управления знаниями в сфере социально-педагогической защиты детства [4, с. 155], профилактика отказов от детей [5, с. 272], региональные аспекты поддержки замещающих семей [6, с. 118], анализ педагогической практики подготовки замещающих семей [7, с. 254] и возрастные мотивационные особенности кандидатов [8, с. 150].

Руководители и сотрудники органов опеки и попечительства часто задаются вопросом о защите личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей,

которая прописана в федеральном законодательстве, подкреплена нормативными документами субъектов РФ.

Анализ практики методического консультирования специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей позволил выявить, что большее количество вопросов поступило в связи с трудностями организации Центров сопровождения, Школ приемных родителей; обусловлено это их разной ведомственной принадлежностью (образование, социальная защита и т.д.) и возрастающим объемом работы. Практически все они созданы на уровне субъектов РФ или на муниципальных уровнях, и деятельность этих служб регламентируется не только федеральными, но и региональными нормативными документами.

Вопросы психологов служб сопровождения касались выполнения должностных инструкций, связанных с направлениями деятельности. К ним можно отнести вопросы о методиках, которые может использовать педагог-психолог при сопровождении замещающей семьи, и проведения психологического обследования граждан, кандидатов в замещающие родители, методиках и технологиях сопровождения замещающих семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, детей-сиблингов. Подобные вопросы свидетельствуют о том, что специалисты служб подготовки сопровождения замещающих семей недостаточно эффективно взаимодействуют с методическими службами, которые создаются на региональном уровне и осуществляют организацию повышения квалификации, обучения содержательным и технологическим аспектам работы сотрудников службы сопровождения.

Ряд вопросов касался аттестации специалистов в конкретных учреждениях, имеющих различную ведомственную принадлежность. Это связано с введением с 1 января 2017 года Профессиональных стандартов. При этом важно учесть, что проведение аттестации, в частности работников образовательной организации, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами госу-

дарственной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимость деятельности по сопровождению замещающих семей свидетельствует о наличии частой сменяемости кадров в службах сопровождения - психологи оказались не готовы к выполнению ряда функций, которые стали востребованными в территориях как в плане подготовки кандидатов в замещающие родители в Школах приемных родителей, так и при их сопровождении. Такое положение требует не только прохождения обязательных курсов повышения квалификации при приеме на работу специалистов в Центры сопровождения замещающих семей, Школы приемных родителей, но и подготовки профильных кадров в условиях высшей школы.

Методические консультации проводились в режиме индивидуального обращения специалистов в период проведения обучающих мероприятий с помощью электронного обращения. Для этого был выделен электронный адрес для обращения специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей. Вопросы на данный электронный адрес поступали через google-формы с разработанной типологией вопросов.

Методические консультации проводились группой экспертов, имеющих практический опыт в сфере подготовки кандидатов в замещающие родители и/или сопровождения замещающих семей. В регионы было направлено информационное письмо с указанием сроков, форм получения методических консультаций, информация о проведении которых консультаций размещена на сайте «Усыновите.ру». Там же размещено содержание консультаций по типовым вопросам.

Для учета консультаций велся электронный журнал, содержащий информацию: ФИО специалиста, обратившегося за консультацией, регион, название организации, опыт работы, содержание запроса, ФИО специалиста, оказавшего консультационные услуги.

На курсах повышения квалификации были проведены методические консульта-

ции слушателей, которые занимали разные должности и были разными специалистами. Всего поступило около 200 вопросов. Все специалисты, задающие вопросы, были разделены на три группы по профессиональной деятельности и по типу задаваемых вопросов:

1 группа - руководители Центров сопровождения замещающих семей, Школ приемных родителей, Органов опеки и попечительства, Центров помощи семье и детям, реабилитационных центров и т.д.

2 группа - педагоги-психологи, психологи, клинические психологи Центров сопровождения замещающих семей, Школ приемных родителей, Центров помощи несовершеннолетним и т.д.

3 группа - социальные педагоги, социальные работники, которые работают в Центрах помощи семье и детям, Центрах сопровождения замещающих семей, Центрах реабилитации несовершеннолетних, Школах приемных родителей.

Большое количество вопросов (7) от группы №1 (руководители) поступило в связи с трудностями организации Центров сопровождения, Школ приемных родителей; обусловлено это их разной ведомственной принадлежностью (образование, социальная защита и т.д.) и уровнем. Практически все они созданы на уровне субъектов РФ или на муниципальных уровнях, что приводит к небольшому штатному расписанию и большому объему работы специалистов данных организаций.

Более 50% вопросов касались структуры создаваемых организаций, оптимального штатного расписания, количества семей на сопровождении у одного специалиста в соответствии с уровнями сопровождения семей. Вопросы касаются и количества детей, находящихся в семьях на сопровождении, сколько их должно быть? Какая должна быть документация в Центре, Школе? Предлагалось перечислить все виды документации для Центра сопровождения замещающих семей. Как строится регламент взаимодействия Центра сопровождения замещающих семей с другими ведомствами? Где найти реабилитологов? Предлагалось подсказать, как оформить информационную карту аттестуемого для прохождения

аттестации специалистами Служб сопровождения.

Эти типы вопросов, их содержание показывают особую озабоченность руководителей в связи с введением с 1 января 2017 года Профессиональных стандартов. По требованиям Профстандартов все специалисты должны иметь соответствующее образование при занятии должности. Поэтому возникают вопросы, связанные с тем, где и как можно повысить квалификацию, где можно пройти курсы повышения квалификации, как организовать эти курсы в своей территории. В связи с введением ФЗ №442 и Постановления №481 много вопросов касается именно межведомственного взаимодействия. Руководители заинтересованы в том, чтобы при проверках их деятельности быть готовыми доказать правильность распределения обязанностей и направлений работы, особенно при оказании социальных услуг.

Приводим некоторые примеры типовых вопросов и ответов по итогам методического консультирования для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей.

Пример 1. Тема: Организация деятельности ШПР. Вопрос: обязательно ли необходима рецензия для программ дополнительного образования, разработанных специалистами Службы? Результаты консультирования: порядок реализации программы дополнительного образования регламентируется ст.75 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. Об образовании, в п. 4 [9]. Содержание дополнительных обще-развивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Пример 2. Повышение квалификации и переподготовка специалистов. Вопрос: подскажите, как оформить информационную кар-

ту аттестуемого для прохождения аттестации специалистами Служб сопровождения. Результаты консультирования: аттестация педагогических кадров в образовательной организации регламентируется ст.49 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г., а именно: 3. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организации, имеющие другую ведомственную подчиненность, аттестуют своих работников в соответствии с отраслевым законодательством.

Пример 3. Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей. Вопрос: какими психологическими тестами и методиками лучше пользоваться при выявлении уровня адаптации ребенка в семье? Что посоветуете для диагностики кандидатов в замещающие родители (определение уровня готовности к образованию замещающей семьи)? Согласно п.1.3.2 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей законы субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты должны определить перечни и стан-

дарты качества предоставляемых указанными организациями услуг.

Проведенный анализ педагогической и консалтинговой практики и методического сопровождения Школ приемных родителей позволил сделать следующие выводы.

1. Содержание вопросов и ответы показывают, что специалисты испытывают затруднения в методических проблемах, недостаточно знакомы с региональным законодательством, в котором определены содержание (программы) подготовки и аттестации кандидатов в замещающие родители, Порядок подготовки граждан, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, Порядок сопровождения замещающих семей, а также алгоритм взаимодействия специалистов служб сопровождения с органами опеки и попечительства в отношении особых приемных семей (многодетных, воспитывающих детей с ОВЗ, подростков, сиблингов), формы мониторинга детского благополучия в приемной семье, отчетности, в том числе и в сети Интернет.

2. Можно предположить, что на местах существует дефицит методических материалов для качественной реализации многих видов деятельности специалистов в новых условиях при организации Центров сопровождения замещающих семей, Школ приемных родителей, Центров помощи семье и детям, а также сетевого взаимодействия методических служб региональных министерств, курирующих работу специалистов по сопровождению.

3. Специалисты недостаточно владеют информацией и ее поиском в системе Интернет, не пользуются дистанционным консультированием. В субъектах РФ слабо организована работа по проведению курсов повышения квалификации, которые можно организовать на базе своих Центров, Институтов повышения квалификации, куда приглашать отдельных специалистов для проведения краткосрочных курсов. Большим резервом остается получение образования в магистратурах вузов на заочном отделении.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо преду-

смотреть координацию на уровне законодательных инициатив, предусматривающую создание единого федерального информационного пространства, содержащего непротиворечивые содержательные элементы подготовки и сопровождения, методический инструментарий, которым могут воспользоваться специалисты различных профилей, работающие в службах сопровождения и подготовки замещающих родителей, подвергнутых экспертизе и не вызывающих сомнений.

5. Наибольшее количество вопросов вызывает тема, связанная с качеством подготовки кандидатов в замещающие родители в Школах приемных родителей и сопрово-

ждением их в дальнейшем, с содержанием такой подготовки. Программы подготовки замещающих семей регламентируются федеральными и региональными нормативными документами, могут иметь региональную специфику. Специалисты слабо владеют методикой подготовки взрослых к приему и воспитанию подростков, имеющих многолетний опыт пребывания в институ-циализированном учреждении, сиблингов и детей с ОВЗ.

6. Следует выделить и отдельные нетипичные вопросы, связанные с конкретным затруднением в работе специалистов Школ подготовки приемных родителей.

Литература

1. Ослон В. Н. Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий // Psyohologioal Srienoe & Eduoation. - 2017. - Т. 22. - №3. - С. 82-92.

2. Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В. Программа психологической диагностики личностных и семейных ресурсов в практике отбора, обучения и сопровождения замещающих родителей // Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека. - , 2014. - С. 166-193.

3. Евстратова Ю. В. Исследование мотивации приема ребенка у кандидатов в замещающие родители (на материале обучения по программе «Школа приемных родителей») // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 1. - С. 232-234.

4. Андреева И. И. Школа обучения родителей приёмных семей - система управления знаниями в сфере социально-педагогической защиты детства // Царскосельские чтения. - 2015. - 2.XIX. - С. 154-159.

5. Постылякова Ю. В. Повышение ресурсности и жизнеспособности кандидатов в замещающие родители в ходе обучения // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. - 2016. - 1.1. - С. 272-283.

6. Агулина С. В. Проблемы и перспективы социальной поддержки семей усыновителей: региональный аспект // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 2. - С. 118123.

7. Ресслер М. С., Мокрецова Л. А., Швец Н. А. Опыт реализации модульной программы повышения уровня развития родительской компетентности замещающих семей // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 254.

8. Иванова Г. Ф. Возрастные мотивационные особенности кандидатов в замещающие родители // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №3 (122). - С. 148-152.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

10. Письмо Минобрнауки России от 01.09.2014 № ВК-1850/07«О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей».

11. Конвенция ООН о правах ребенка.

12. Конституция Российской Федерации.

13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

14. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

15. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

17. Федеральный закон от 02 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

18. Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

19. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

20. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

21. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

22. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.