Научная статья на тему 'Социологический анализ запросов потенциальных приемных родителей'

Социологический анализ запросов потенциальных приемных родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1254
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ЗАПРОСЫ БУДУЩИХ ОПЕКУНОВ / ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / CHILDREN WITH DISABILITIES / FAMILY ARRANGEMENT OF ORPHANS / POTENTIAL ADOPTIVE PARENTS / REQUESTS OF FUTURE GUARDIANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зимова Юлия Константиновна

В работе представлены и структурированы пожелания будущих кандидатов в усыновители или опекуны в рамках трех исследований переписи потенциальных приемных родителей, базы потенциальных приемных родителей сайта Ванечка.рф и гугл-опроса потенциальных приемных родителей. В каждом исследовании есть часть, посвященная семейному устройству детей-сирот с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological Analysis of Requests of Potential Adoptive Parents

The paper presents and structures feedback of future candidates for adoptive parents or guardians in the framework of three studies: Censuses of potential adoptive parents, the Database of potential adoptive parents of the site Vanechka.rf and Google-polls. In each research there is a part, dedicated to the family arrangement of orphans with disabilities.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ запросов потенциальных приемных родителей»

УДК 316.356.2

Социологический анализ запросов потенциальных приемных родителей

Зимова Ю.К.

Аспирантка кафедры управления персоналом

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Президент МОО «НАШИ ДЕТИ»

В работе представлены и структурированы пожелания будущих кандидатов в усыновители или опекуны в рамках трех исследований - переписи потенциальных приемных родителей, базы потенциальных приемных родителей сайта Ванечка.рф и гугл-опроса потенциальных приемных родителей. В каждом исследовании есть часть, посвященная семейному устройству детей-сирот с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, семейное устройство детей-сирот, потенциальные приемные родители, запросы будущих опекунов.

За последние несколько лет наше государство проделало огромный путь по созданию и реализации условий для роста числа семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Еще в конце 2011 г. на учете состояло 126574 детей-сирот, нуждающихся в семейном устройстве, то на 1 июня 2016 г. их численность составляет 66359 человек. Таким образом, за пять лет численность банка данных сократилась вдвое: по оценке российских и международных экспертов, это беспрецедентное сокращение, равного которому нет во всем мире [1]. За пять лет число детских домов сократилось на 30 % [2], а количество детей-сирот в регионе стало одним из показателей, по которым измеряется эффективность работы губернаторов [3].

В 2000-е гг. был принят комплекс мер, направленных на увеличение числа семейного устройства детей-сирот в стране. В 2007 г. впервые в России было введено единовременное пособие при семейном устройстве ребенка, оставленного без попечения родителей, установлены и финансово поддержаны из федерального бюджета минимальные размеры средств, выделяемых ежемесячно на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, а также размеры денежного вознаграждения приемных родителей [4].

Сейчас, обращаясь к статистике, можно с уверенностью сказать, что эти меры работают, и детей-сирот берут в семьи на воспитание все чаще. При этом необходимо отметить, что вместе с темпами роста числа семейного устройства также растут вторичные возвраты детей из замещающих семей в сиротские учреждения. Так, до 2009 г. росло число так называемых «возвратов» - в 2007 г. обратно в детдома вернули 6136 детей, 7834 ребёнка - в 2008 г., 8474 ребёнка - в 2009 г. [5]. Эти цифры говорят о том, что необходимо в обязательном порядке начинать работу с гражданами, желающими принять на воспитание детей-сирот. Именно поэтому с 1 сентября 2012 г. лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, - усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем, должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку. Это требование установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 [6].

Помимо подготовки граждан в стране становится все больше центров по работе с замещающими семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работает 1,5 тыс. служб сопрово-

ждения замещающих семей. Проводятся психологические, юридические, методические консультации приемных родителей [7, с. 26].

В 2012 г. была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [8]. Стратегия представляет собой интеграционный документ, в котором отражены ключевые вопросы по созданию необходимой нормативной базы, необходимых механизмов по защите детства [7, с. 16]. В 2014 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», которое легло в основу реформы детских домов в России [9]. После принятия этих документов основным вектором государственной политики стало именно семейное устройство детей-сирот, то есть теперь пребывание в интернатных учреждениях - это только временная мера на период до момента попадания ребенка в семью.

Это можно считать переломным моментом, переходом к следующему этапу - максимально эффективного семейного устройства ребенка, когда важно работать с потенциальными приемными родителями, с замещающими семьями и потребностями самих детей. Эксперты предполагают, что в перспективе возможна ситуация, при которой дети могут выбирать родителей, а не наоборот. Об этом говорят практики некоммерческих организаций, которые работают в этой области, например, видеоанкета потенциального приемного родителя.

Необходимо развивать практики общественных организаций и в сферах профилактики вторичных возвратов в детские дома, первичных отказов от детей в кровных семьях, а также работе по устройству в семьи детей-сирот с особыми потребностями и подросткового возраста.

В настоящее время изменяется подход к семейному устройству. В организациях для детей-сирот специалисты стараются подобрать семью, соответствующую потребностям и пожеланиям ребенка, особенно, когда ребенок маленький и кандидатов на усыновление несколько. Если это ребенок среднего возраста, то психологи дают свои заключения, оценивают, насколько комфортно будет ребенку в той или иной семье, принимаются во внимание рекомендации школ приемных родителей и психолого-медико-педагогических комиссий.

Некоторые некоммерческие организации даже реализуют практики, при которых становится возможным выбор ребенком будущих опекунов (разумеется зачастую в подборе будущего опекуна участвует не сам ребенок, а его представитель -психолог детского дома, директор и пр.). Так, в Базе потенциальных приемных родителей сайта Ванеч-ка.рф на страницах 15 граждан есть видеоанкеты или видеоинтервью, в которых будущие опекуны и 152

усыновители рассказывают о своих бытовых условиях - показывают комнату, где будет жить ребенок, школу или детский сад, которые планируются к посещению, любимые занятия членов семьи, домашние животные и пр. Активно работают проекты, при которых у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появилась возможность попасть в замещающую семью, минуя детский дом. Как только органы опеки и попечительства сообщают о том, что на территории района выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, специалисты сайта Ванечка.рф распространяют эту информацию по Базе потенциальных приемных родителей сайта Ванечка.рф из ближайших регионов. Это дает возможность найти родителей с готовыми документами, проживающих в 200-300 км от местонахождения ребенка. Были случаи, когда через несколько дней дети оказывались в замещающей семье. Таким образом, уже несколько десятков детей были устроены в семьи, не попадая в систему интернатных учреждений вообще.

К сожалению, мало кто сейчас работает с потенциальными приемными родителями в формате онлайн взаимодействия и консультирования через чаты, мессенджеры оперативного и адресного распространения информации, но эта работа начинает зарождаться. Важно, чтобы работа с потенциальными приемными родителями велась на государственном уровне, чтобы их приглашали на различные мероприятия, консультировали, давали им возможность задуматься о принятии на воспитание детей с особыми потребностями.

В настоящее время представляется возможным, обсудив с кандидатами в опекуны их пожелания более подробно, скорректировать или вообще расширить опции поиска предполагаемого ребенка.

Изучать запросы, пожелания будущих опекунов и усыновителей важно и нужно. Причем делать это необходимо совместно государству и представителям некоммерческого сектора. Именно поэтому в данной работе представлены результаты исследований потенциальных приемных родителей.

Параллельно ведутся переговоры об апробации новых методик в работе с кандидатами в замещающие родители на уровне государства, суть которых заключается в новых способах работы с базой кандидатов, включающей электронное адресное распространение информации о мероприятиях, новациях в нормативно-правовой базе, анкет детей, нуждающихся в семейном устройстве, а также появлении возможности удобного поиска и фильтрации анкет граждан по региону, пожеланиям в отношении возраста и пола будущего ребенка и пр.

Ниже описаны три исследования потенциальных приемных родителей, в каждом из которых есть блоки, посвященные запросам этой категории граждан, и их результаты.

1. Перепись потенциальных приемных родителей.

Первое исследование - перепись потенциальных приемных родителей. Это социологический опрос, который проводится, как правило, в жилых домах или торговых центрах. Первая задача данного опроса - определить граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и передать контакты с их согласия в местные органы опеки и попечительства для дальнейшего взаимодействия и формирования на месте небольшой базы потенциальных приемных родителей. Вторая задача - определить причины, по которым граждане не желают принимать на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Важно сделать акцент на том, что граждане, принимавшие участие в данном исследовании, не имеют на руках Заключения о возможности стать потенциальными приемными родителями, то есть еще не собирали документы, необходимые для принятия на воспитание ребенка в семью и не являются кандидатами в усыновители или опекуны.

В 2015 г. было проведено социологическое исследование факторов, влияющих на принятие решения о воспитании в семье ребенка-сироты, результаты которого были позже представлены в Общественной палате России [10]. Из жильцов 1060 квартир одного из домов в Восточном Измайлово участие в опросе приняли 326 человек, 31 из которых дали свои контактные данные для дальнейшего взаимодействия по устройству детей в семьи. Отказались от участия в опросе 189 жильцов.

В результате опроса было выявлено, что 46 % респондентов рассматривают в будущем принятие на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, или детей-сирот, 40 % - не готовы, не могут или не желают принять в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а 14 % - затруднились ответить на вопрос о возможности воспитания в своей семье в дальнейшем приемных детей.

Среди тех, кто рассматривает возможность принятия в дальнейшем на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, 17 % готовы рассмотреть принятие в семью ребенка с ограничениями по здоровью, 50 % не готовы принимать в семью ребенка, у которого имеются ограничения по здоровью, 33 % не задумывались по этому поводу (см. рис. 1). Если 17 % из тех, кто готов воспитывать приемных детей, рассматривают возможность принятия в семью

ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то это говорит о необходимости налаживания качественной работы с потенциальными приемными родителями по данному вопросу в дальнейшем.

Также был проведен анализ пожеланий потенциальных приемных родителей по полу, возрасту и форме семейного устройства детей, которые могут в будущем воспитываться в семье (см. табл. 1, рис. 2-4).

По итогам опроса выяснилось, что на предварительном этапе принятия решения в большинстве случаев пол ребенка не имеет значения для будущих

Рис. 1. Готовность воспитывать детей-сирот

с особыми потребностями среди потенциальных приемных родителей

Таблица 1

Пожелания потенциальных приемных родителей по полу, возрасту и форме семейного устройства детей

Пол Возраст Предпочтительная форма устройства

Мальчик 12 % до 1 года 31 % Усыновление\ удочерение 45 %

Девочка 18 % 1-3 года 36 % Опека\ попечительство 14 %

Мальчик и девочка 2 % 4-7 лет 10 % Оформить приемную семью 1,5 %

Пол не принципиален 64 % 7-12 лет 2 % Взять под патронат 1 %

другое 4 % 12 лет и старше 2 % Я не знаю отличий 19 %

Возраст не важен 19% Я пока не определился 16 %

другое 3,5 %

Рис. 2. Какого пола детей-сирот готовы принять на воспитание в свою семью потенциальные приемные родители

родителей (64 %), при этом 18% респондентов думают о принятии в семью на воспитание девочки, а 12 % хотят в будущем воспитывать мальчика.

Проанализировав ответы респондентов, можно подтвердить общепринятое убеждение, что среди пожеланий потенциальных приемных родителей по возрасту будущего ребенка наибольшее предпочтение отдается маленьким детям - 66 % опрошенных думают о воспитании детей в возрасте до 3 лет. Уже сейчас ведется работа с кандидатами на тему воспитания в приемной семье детей старшего, подросткового возраста - в школах приемных родителей преподаватели делают акцент на такой возможности, рассказывают о преимуществах и особенностях принятия детей разного возраста. Это говорит о том, что данные по пожеланиям возраста будущих детей среди потенциальных приемных родителей могут меняться после прохождения подготовки замещающих родителей.

По результатам опроса наиболее предпочтительной формой семейного устройства для граждан, еще не погрузившихся в этот процесс, является усыновление, о чем сообщили 45 % респондентов, при этом 19 % опрошенных сообщили, что не знают отличий между формами семейного устройства. Оформить приемную семью желают лишь 1,5 % из ответивших на вопрос, при этом после прохождения школы приемных родителей и на практике эта цифра может существенно возрасти.

Из 151 человека (желающие принять на воспитание ребенка-сироту), 119 респондентов (79 %) ука-

Рис. 3. Какого возраста детей-сирот готовы принять на воспитание в свою семью потенциальные приемные родители

Рис. 4. Предпочтительная форма семейного устройства ребенка-сироты среди потенциальных приемных родителей

зали причины, по которой готовы или хотят взять в семью приемного ребенка (см. рис. 5). Среди наиболее часто встречающихся необходимо выделить следующие:

- благотворительность, милосердие, сочувствие, желание делать добрые дела (12 %);

- дети родственников или друзей будут нуждаться в семье (9 %);

- дать ребенку семью, каждый ребенок должен жить в семье (12 %);

- если не будет возможности иметь своих детей (16 %);

- желание помочь (12 %);

- любовь к детям (8 %);

- из чувства жалости (20 %);

- другое (11 %).

Анализ данных показал, что из чувства сострадания, желания помочь, делать добрые дела, чувства жалости и по другим схожим причинам сирот на воспитание могли бы взять в семью 64 % респондентов, однако 16 % опрошенных готовы это сделать, только если не будет возможности иметь своих детей, а 9 % участников опроса сообщили, что допускают такую возможность, если в семье будут нуждаться дети родственников или друзей.

31 гражданин из 326 опрошенных дали свое согласие на передачу контактных данных в органы опеки и попечительства по месту жительства. Это говорит о том, что почти 10 % граждан готовы разговаривать о воспитании в своей семье приемного ребенка и могут пополнить Базу потенциальных приемных родителей местных органов опеки и попечительства.

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что имеется широкий потенциал для работы с потенциальными приемными родителями и кандидатами в усыновители в нашей стране. Среди тех, кто еще не начал подготовку к приемному родительству и сбор документов, есть граждане, которые задумываются о принятии в семью на воспитание особенных детей-сирот. Это говорит о том, что необходима системная работа по информационному просвещению граждан о мерах государственной поддержки замещающих семей, о возможных формах семейного устройства.

2. В следующем исследовании приняли участие граждане, которые уже решили в будущем воспитывать ребенка-сироту, о чем говорит их регистрация в Базе потенциальных приемных родителей сайта Ванечка. рф (далее БППР). При регистрации потенциальные родители заполняют анкету, в которой большая часть во-

Усыновлвние\удом»р*ии«

45.04

Другое И*

Благотворительность, милосердие, (»чувствие, желание делать добрые дела | 12%

Из чувства жалости | 20»

Если дети родственников ИЛИ 1 друзей будут нуждаться в семье 9«

Дать ребенку семью, каждый I ребенок должен жить в семье 17%

| Любовь к детям | 896

Если не будет возможности иметь своих детей 16%

Рис. 5. Причины, по которым граждане готовы или хотят взять на воспитание приемного ребенка-сироту

просов касается их пожеланий в отношении детей, которых они хотели бы воспитывать. В данном исследовании освещены только те вопросы, которые могут показать запросы и основные характеристики целевой группы.

Необходимо отметить, что респонденты данного исследования частично являются кандидатами в усыновители или опекуны. Некоторые на момент регистрации в БППР не собирали документы для получения Заключения о возможности стать приемным родителем или усыновителем, а только задумывались об этом и начали предпринимать первые шаги, в том числе находя в Интернете данную информацию и работая с ней. Другие же, наоборот, уже имеют опыт принятия ребенка и являются усыновителями или приемными родителями.

На 1 марта 2015 г. в БППР зарегистрировано 767 человек - потенциальных приемных родителей, опекунов и усыновителей. Все эти люди достаточно хорошо ориентируются в сети Интернет, так как нашли этот ресурс и прошли длительную регистрацию, респонденты представляют 77 субъектов России, и это люди в возрасте от 20 и до 65 лет. Всего устроено в семьи граждан, зарегистрированных в БППР проекта, 332 ребенка, из которых 112 детей - с ограниченными возможностями здоровья; 63 семьи взяли на воспитание 2-х и более детей; 227 человек - действующие приемные родители, 56 из которых взяли на воспитание в семью детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью; 540 человек - потенциальные приемные родители, 85 из них готовы взять на воспитание ребенка с особыми потребностями.

Анализ предпочтительных форм устройства детей в семью (см. табл. 2)

показал, что мнения опытных приемных родителей и потенциальных приемных родителей существенно разнятся. Так, например, самой популярной формой устройства у всех категорий граждан является усыновление - 57 % и 56 % (несмотря на то, что на практике некоторым родителям приходится отказаться от такой формы из-за невозможности присвоить соответствующий статус ребенку). А вот приемная семья более популярна у тех, кто уже взял ребенка на воспитание (31 %), чем у тех, кто только планирует (18 %). Опека подходит больше потенциальным родителям (24 %), чем действующим (12 %).

Патронат в целом не популярен, применяется на практике не во всех субъектах России. Существует мнение о том, что на смену этой форме скоро придут другие.

Необходимо отметить, что из 434 человек, выбравших усыновление в качестве формы устройства ребенка в семью, 196 человек соблюдают или будут соблюдать тайну усыновления. То есть для 65 % усыновивших и для 35 % потенциальных родителей всей базы тайна усыновления имеет принципиальное значение.

При регистрации каждый респондент указывает, какая поддержка ему необходима.

Так, было выделено три основных запроса о помощи:

1. Оказать содействие в поиске ребенка для дальнейшего семейного устройства - 209 обращений,

2. С чего начать, какие документы нужны при создании замещающей семьи - 46 обращений,

3. Помощь/консультация юриста - 25 обращений. Также необходимо отметить, что такая форма

семейного устройства, как приемная семья действительно более популярна среди граждан, уже принявших решение воспитывать в своей семье ребенка-сироту, чем у людей, которые еще не занимались изучением этого вопроса. Большое значение имеет тайна усыновления, хотя в других странах ее практически не существует. Важно обратить внимание на то, что имеется некий информационный вакуум среди потенциальных усыновителей, не существует понятного алгоритма поиска будущего ребенка, оптимизированного, унифицированного и удобного для кандидата. Человек «встает в очередь» в раз-

Таблица 2

Предпочтительные формы устройства среди опытных и потенциальных приемных родителей

Формы семейного устройства Предпочтительна для тех, кто уже взял в семью ребенка-сироту Предпочтительна среди потенциальных приемных родителей

Усыновление 57 % 56 %

Опека 12 % 24 %

Приемная семья 31 % 18 %

Патронат менее 1 % менее 2 %

личных региональных банках данных о детях-сиротах, органах опеки и попечительства, анализирует видеоанкеты, которые создали некоммерческие организации. Существуют интересные практики общественных структур, которые позволяют унифицировать эту систему, так сказать, «привести этот поиск к единому знаменателю». И данное исследование подтверждает эту необходимость.

Это подтверждает актуальность следующего социологического опроса - в 2016 г. было проведено исследование процесса поиска потенциального приемного ребенка, в котором приняли участие 41 человек.

В процессе общения с потенциальными приемными родителями проблема поиска детей подтвердилась. В этой связи был проведен дополнительный опрос среди кандидатов в усыновители и опекуны, который они заполняли самостоятельно через формы гугл.

Продолжительность поиска ребенка для семейного устройства:

- 60 % респондентов на момент проведения исследования ищут ребенка на протяжении периода не более 6 месяцев,

- 12 % - от 7 месяцев до 1 года,

- 12 % - от 1 года до 2 лет,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 12 % - ищут ребенка более 2 лет,

- а 4% затруднились ответить на данный вопрос.

С учетом того, что заключение о возможности

стать приемным родителем действует 2 года, 12 % респондентов за этот период не смогли найти ребенка, соответствующего их запросам и возможностям, для принятия на воспитание в семью. При этом большая часть участников исследования (более 60 %) ищут ребенка менее полугода.

Следующий рассматриваемый аспект - как с увеличением сроков изменяются пожелания и параметры поиска потенциального приемного ребенка.

За время подбора ребёнка свои параметры поиска (пожелания к будущему ребенку в соответствии с возможностями родителя) изменили 24 % участников исследования. При этом 7 % расширили поиск по дополнительным группам здоровья, диагнозам и инвалидности, 2 % стали рассматривать анкеты детей-сирот из других субъектов Российской Федерации, а 5 % готовы знакомиться с детьми более старшего возраста, чем планировали ранее.

Это говорит о том, что необходимо вести работу с гражданами во время поиска ребенка. Это может делать школа приемных родителей, где они проходили 156

подготовку. При анализе и поэтапном разборе алгоритма действий кандидата в усыновители/опекуны совместно с ним возможно дополнительно проанализировать его возможности для расширения тех или иных параметров поиска. Если сейчас не начать этого делать, то число граждан, стоящих на учете у операторов банка данных о детях-сиротах, то есть в очереди на усыновление/опеку более чем 20000 человек, указанное на сайте Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, может еще вырасти в последующие годы. Этап работы с кандидатами в усыновители на стадии поиска необходимо включить в модель управления системой семейного устройства детей-сирот с особыми потребностями.

Необходимо отметить, что только 7 % опрошенных при поиске потенциальных детей не просматривают видеоанкеты и другие ролики с интервью или участием детей. Это говорит об актуальности практик некоммерческих организаций, которые этим занимаются, тем более в ряде регионов такие практики уже приняты за основу, и на съемки видеоанкет и видеопаспортов детей-сирот выделяются государственные средства.

Респонденты отмечают следующие сложности в поиске ребенка (см. рис. 6):

- 39 % выделяют вариант «в опеке говорят "детей нет"»;

- 15 % - я не знаю, где и как искать детей или с чего начать (еще не общался ни с одним ребенком);

- 12 % - нет возможности или времени выехать в другой регион, а в моем субъекте детей, которых я хочу, нет;

- 7 % - уже общался с несколькими детьми, они мне не подходят по здоровью;

- 5% - медицинские справки действуют всего три месяца;

Рис. 6. Наличие и причины сложностей, которые возникают у потенциальных приемных родителей в поиске будущего приемного ребенка

- 15 % - не отметили сложностей при поиске ребенка-сироты для семейного устройства;

- 7 % отметили другие варианты.

Анализ данных показывает, что большое количество кандидатов в усыновители/опекуны обращаются в органы опеки для уточнения информации, зачастую получая ответ о том, что в настоящий момент на территории нет детей-сирот, соответствующих критериям поиска данных кандидатов. Это говорит о необходимости изменения системы передачи детей-сирот в семьи опекунов и усыновителей, создания более прозрачного и понятного алгоритма. При этом несколько человек все же отметили, что при поиске детей их консультируют специалисты школ приемных родителей, что определенно характеризует систему семейного устройства детей-сирот как постоянно совершенствующуюся.

В заключение необходимо отметить, что если подходить к работе с пожеланиями потенциальных приемных родителей как к отдельной задаче для проработки, то всегда можно дать возможность будущему кандидату расширить границы выбора. Важно понять, кто эти люди - потенциальные приемные родители, какие запросы у них есть. Это поможет не только улучшить технологии их поиска, но и усовершенствовать дальнейшую работу с ними, сделать семейное устройство детей-сирот более эффективным. При наличии информации о положении граждан, желающих усыновлять детей, а также их пожеланиях, можно сделать более индивидуальным подход к формированию программы подготовки и сопровождения кандидатов в замещающие родители. Если правильно работать с ожиданиями потенциальных приемных родителей, качественно улучшить их подготовку, то это может существенно снизить число вторичных возвратов детей из приемных семей в сиротские учреждения.

Анализ материалов исследований показывает, что в работу с базой кандидатов в опекуны и усыновители на уровне государства необходимо включить возможность поиска граждан по тем или иным критериям (регион, пожелания к будущему ребенку по полу, возрасту и пр.), чтобы можно было выделять группу граждан, проживающих в определенном регионе или желающих взять ребенка определенного возраста из близлежащих регионов. Это необходимо для более адресного распространения информации.

Важный элемент, который необходимо добавить в действующую систему семейного устройства детей-сирот, - консультации будущих опекунов специалистами школы приемных родителей на этапе поиска ребенка-сироты для воспитания в семье. Это позволит проанализировать алгоритм поиска вместе с будущим родителем, расширить параметры поиска, рассмотреть возможность знакомства с детьми различного состояния здоровья и возраста, измене-

ния регионов поиска. Таким образом большее количество детей-сирот попадут в семьи значительно быстрее.

Литература:

1. За последние 5 лет численность детей-сирот в России уменьшилась вдвое. - URL: httpV/миноб-pHay^^/m/o/oD0o/oBDo/oD0o/oBEo/oD0o/oB2o/oD0 %BE%D1%81%D1%82%D0%B8/8489

2. В российских детдомах с детьми будут жить «социальные мамы и папы» - URL: http://regnum.ru/ news/society/1947557.html

3. Нахлебова Н. Попали под раздачу // Коммерсант.

- 2014. - 7 июля. - URL: http://kommersant.ru/ doc/2502550

4. Дети в трудной жизненной ситуации: на пути перемен / Ежегодный доклад Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации. - М., 2017.

- 7 с.

5. Вербенина Е. Почему детей обратно возвращают в детдом? // Православный портал о благотворительности и социальной деятельности «Милосердие. ru». - 2013. - 7 марта. - URL: https://www.miloserdie. ru/article/pochemu-detej-obratno-vozvrashhayut-v-detdom/

6. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».

7. Каганов В.Ш. Реализация Национальной стратегии в интересах детства: итоги 2015 года // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. № 1. - C. 15-29. - doi: 10.17759/pse.2016210103.

8. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на2012- 2017 годы» // СПС «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz467eDLDNz

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 г. Москва «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. - 2014. - 27 мая. - URL: http://rg.ru/2014/05/27/detdom-site-dok.html

10. Стать приемным родителем - можно! // Сайт Общественной палаты России. - 2015. - 28 апреля. - URL: https://oprf.ru/press/news/2015/newsitem/29164

Sociological Analysis of Requests of Potential Adoptive Parents

Yu.K. Zimova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The paper presents and structures feedback of future candidates for adoptive parents or guardians in the framework of three studies: Censuses of potential adoptive parents, the Database of potential adoptive parents of the site Vanechka.rf and Google-polls. In each research there is a part, dedicated to the family arrangement of orphans with disabilities.

Key words: orphans and children left without parental care, children with disabilities, family arrangement of orphans, potential adoptive parents, requests of future guardians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.