Научная статья на тему 'Сиротство как социальная эпидемия современной России'

Сиротство как социальная эпидемия современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2063
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИРОТЫ / ORPHANS / УСЫНОВЛЕНИЕ / ADOPTION / ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / GUARDIANSHIP / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / ADOPTIVE PARENTS / СЕМЬИ И ДЕТИ / FAMILIES AND CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Екатерина Евгеньевна, Морозов Геннадий Борисович

Анализируются организационные, нравственные и правовые характеристики состояния детского сиротства в современной России. Дается оценка эффективности таких форм устройства сирот в новые семьи, как усыновление, опека (попечительство), приемная семья и патронат. Устанавливаются причины не решаемости проблем российского детского сиротства: безнаказанность и безответственность «первичных» и «вторичных» родителей детей-сирот за безнравственные действия, порождаемые мягкой государственной политикой государства по сохранению надлежащих семейных отношений в сфере материнства, отцовства и детства. Дается сравнительный анализ эффективности процедур усыновления сирот за рубежом и в России. Описываются основные причины негативного «лидерства» нашей страны в вопросах решения проблем детского сиротства. Обосновываются организационно-правовые и социально-экономические направления государственной политики в решении данной проблемы в плане усиления, прежде всего, юридической и материальной ответственности родителей, отказывающихся от своих рожденных и усыновленных детей. Помимо этого, авторы исходят из известного положения о том, что эффективная профилактика со стороны государства и общественности, начиная с общеобразовательной организации, учреждений здравоохранения, заканчивая органами опеки и попечительства, а также правоохранительных органов результативнее позволит решать проблему сокращения случаев детского сиротства, чем те меры, которые государство применяет сегодня, когда российское детское сиротство удерживает негативное лидерство в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Екатерина Евгеньевна, Морозов Геннадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORPHANHOOD AS a SOCIAL EPIDEMIC OF MODERN RUSSIA

The article analyzes organizational, moral and legal characteristics of children's orphanhood in modern Russia. The assessment of efficiency of such forms of acceptance of orphans in new families as adoption, guardianship, foster homes and patronage is given. The article reveals the reasons of inadequate solution of the problems of the Russian children's orphanhood: impunity and irresponsibility of "primary" and «secondary» parents of children-orphans for their immoral actions brought about by soft state policy of preservation of appropriate family relations in the sphere of motherhood, paternity and childhood. The article gives comparative analysis of efficiency of procedures of adoption of orphans abroad and in Russia. It describes the main reasons for negative «leadership» of our country in the questions of solution of problems of children's orphanhood. The authors substantiate organizational-legal and socio-economic areas of the state policy in the solution of this problem in respect of strengthening, first of all, legal and material responsibility of parents rejecting their born and adopted children. In addition, the authors proceed from the well-known statement that effective prevention on the part of the state and the public, starting with the school, healthcare institutions, and finishing with the agencies of guardianship, and also law enforcement agencies will allow to solve the problem of reduction of cases of a children's orphanhood more effectively than those measures which the state takes today when the Russian children's orphanhood holds negative leadership in the modern world.

Текст научной работы на тему «Сиротство как социальная эпидемия современной России»

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 347.639

ББК С561.7+Х404.55 ГРНТИ 10.01.39; 14.01.80; 14.07.01; 14.15.01 ВАК 13.00.01

Андреева Екатерина Евгеньевна,

аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: bulgackova@yandex.ru.

Морозов Геннадий Борисович,

кандидат экономических наук, профессор кафедры технологии и экономики ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; 620151, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 9а; e-mail: mgb@inbox.ru.

СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сироты, усыновление, опека и попечительство, приемные родители, семьи и дети.

АННОТАЦИЯ. Анализируются организационные, нравственные и правовые характеристики состояния детского сиротства в современной России. Дается оценка эффективности таких форм устройства сирот в новые семьи, как усыновление, опека (попечительство), приемная семья и патронат. Устанавливаются причины не решаемости проблем российского детского сиротства: безнаказанность и безответственность «первичных» и «вторичных» родителей детей-сирот за безнравственные действия, порождаемые мягкой государственной политикой государства по сохранению надлежащих семейных отношений в сфере материнства, отцовства и детства.

Дается сравнительный анализ эффективности процедур усыновления сирот за рубежом и в России. Описываются основные причины негативного «лидерства» нашей страны в вопросах решения проблем детского сиротства.

Обосновываются организационно-правовые и социально-экономические направления государственной политики в решении данной проблемы в плане усиления, прежде всего, юридической и материальной ответственности родителей, отказывающихся от своих рожденных и усыновленных детей. Помимо этого, авторы исходят из известного положения о том, что эффективная профилактика со стороны государства и общественности, начиная с общеобразовательной организации, учреждений здравоохранения, заканчивая органами опеки и попечительства, а также правоохранительных органов результативнее позволит решать проблему сокращения случаев детского сиротства, чем те меры, которые государство применяет сегодня, когда российское детское сиротство удерживает негативное лидерство в современном мире.

Andreeva Ekaterina Evgen'evna,

Post-graduate Student of Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Morozov Gennadiy Borisovich,

Candidate of Economy, Professor of Department of Technology and Economy, Institute of Physics, Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ORPHANHOOD AS A SOCIAL EPIDEMIC OF MODERN RUSSIA

KEYWORDS: orphans, adoption, guardianship, adoptive parents, families and children.

ABSTRACT. The article analyzes organizational, moral and legal characteristics of children's orphanhood in modern Russia. The assessment of efficiency of such forms of acceptance of orphans in new families as adoption, guardianship, foster homes and patronage is given. The article reveals the reasons of inadequate solution of the problems of the Russian children's orphanhood: impunity and irresponsibility of "primary" and «secondary» parents of children-orphans for their immoral actions brought about by soft state policy of preservation of appropriate family relations in the sphere of motherhood, paternity and childhood. The article gives comparative analysis of efficiency of procedures of adoption of orphans abroad and in Russia. It describes the main reasons for negative «leadership» of our country in the questions of solution of problems of children's orphanhood.

The authors substantiate organizational-legal and socio-economic areas of the state policy in the solution of this problem in respect of strengthening, first of all, legal and material responsibility of parents rejecting their born and adopted children.

In addition, the authors proceed from the well-known statement that effective prevention on the part of the state and the public, starting with the school, healthcare institutions, and finishing with the agencies of guardianship, and also law enforcement agencies will allow to solve the problem of reduction of cases of a children's orphanhood more effectively than those measures which the state takes today when the Russian children's orphanhood holds negative leadership in the modern world.

Рост дезадаптированных и неполных семей, их распад, отказ родителей от детей и отсутствие в стране продуманной

© Андреева Е. Е., Морозов Г. Б., 2016

политики поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в российском обществе ценности семейных отношений и

семьи в целом. По числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страна занимает первое место в мире [6]. За последнее столетие она переживает третью волну сиротства: первая - после первой мировой войны и революции; вторая - после Великой Отечественной войны. И если здесь причины сиротства понятны, нынешние нельзя назвать естественными: лишь менее 10% детей, лишившихся попечения родителей, сироты вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные - социальные сироты [17, с. 41].

Забота о детях, не достигших совершеннолетия - прямая обязанность родителей. Но если дети остаются без их попечения, обязанность ложится на государство, защита прав этих детей возлагается на органы опеки и попечительства, избирающие форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законом установлено четыре формы принятия ребенка в семью.

1. Усыновление (удочерение) по ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации [11] (далее по тексту - СК РФ) -приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Устанавливается гражданским судом. Особенность этой формы принятия ребенка в семью - возможность изменения его фамилии на фамилию усыновителей. Между усыновителями и усыновляемым складываются родственные отношения, юридически закрепленные, так что усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному. А усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью важно учитывать его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможности обеспечения преемственности в образовании и воспитании и в обеспечении ему полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

«Плюсы» усыновления: позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи; за ним сохраняются права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста; усыновитель вправе присвоить ребенку свою фамилию, поменять имя, отчество и, в ряде случаев, дату рождения.

«Минусы»: устанавливается судом, потому оформляется длительно; обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей.

Государство финансово поддерживает семьи, усыновившие детей, в виде едино-

временного пособия на усыновляемого ребенка (в Свердловской области - 33 549 рублей [8]). Предоставляются послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребенка в случае усыновления младенца. Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Другие формы семейного устройства выплаты этого капитала не предусматривают.

2. Опека (попечительство) - принятие ребенка в семью на правах воспитуемого. Устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях содержания, воспитания и образования, защиты прав и интересов [11]: опека - над детьми, не достигшими возраста 14-ти лет; попечительство - от 14-ти до 18-ти лет [15].

Положительные стороны: быстрота оформления опеки, не требующая решения суда, так как устанавливается решением главы местного самоуправления. К кандидату в опекуны предъявляют меньшие требования в части жилищных условий и доходов в отличие от кандидата в усыновителя. Отрицательная сторона - ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать неполную принадлежность к семье опекуна. Опекун не может присвоить ребенку свою фамилию, изменить дату рождения нельзя из-за отсутствия тайны передачи ребенка под опеку.

Финансовая поддержка государства: на опекаемого выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого; по исполнении опекаемому 18-ти лет ему выделяется жилье (при отсутствии собственного); в ряде регионов выплачивают единовременное пособие (в Свердловской области 15705,13 руб. [8]).

3. Приемная семья - устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами) о передаче им ребенка (детей) на воспитание [15]. В такой семье заменяется пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание. По отношению к ребенку родители являются опекунами. Обычно в такую семью передают детей, которых нельзя передать на усыновление или опеку, например, для воспитания в одной семье 2-х и более братьев, сестер. Срок помещения ребенка в семью устанавливается договором. Помимо этого договор определяет условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности органов опеки и попечительства по отношению к этой семье и иные условия.

Данным семьям оказывается финансовая поддержка: на содержание ребенка регулярно выплачивается ежемесячное пособие по установленному в субъекте Федерации нормативу; предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, оплате жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка; выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и иные льготы, установленные региональными законами; по исполнении приемному ребенку 18-ти лет ему выделяется жилье, если его нет; приемные семьи, имеющие в своем составе трех и более детей, в том числе родных, пользуются льготами, установленными законодательством для многодетных семей. Приемному родителю платят заработную плату (в зависимости от числа принятых на воспитание детей и состояния их здоровья) и засчитывается трудовой стаж (в Свердловской области ежемесячное вознаграждение составляет 3300руб. каждому приемному родителю за воспитание приемного ребенка и 4950 руб. за каждого приемного ребенка ежемесячно, если приемный родитель один) [11].

4. Патронат. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в па-тронатную семью в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации (законы, поддерживающие патронат, приняты в 42 субъектах). Патронат - форма воспитания ребенка в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Воспитатель может взять на воспитание не более трех воспитанников любого возраста. Ограничение исключается при передаче на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях. Передаваемые под патронат дети числятся воспитанниками интернатного учреждения.

Положительные стороны патроната: менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие, чем при опеке; стороны договора, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение ребенка, переданного под патронат, оказывают помощь в воспитании и решении сложных проблем.

Отрицательные стороны: работа по планам учреждения по патронату, постоянный контроль и отчетность; ребенок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора; контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, и их регламент определяется по согласованию сторон.

На содержание патронатного ребенка выделяют средства согласно установленному в регионе нормативу. Воспитателю

платят заработную плату, ему засчитыва-ется трудовой стаж, предоставляют льготы по транспортному обслуживанию, по оплате жилья.

На территории Свердловской области в 2013 году было усыновлено гражданами Российской Федерации 132 ребенка, иностранными гражданами - 29, в 2007 году - 261 ребенок усыновлен гражданами Российской Федерации и 213 детей - иностранными гражданами [12, с. 5]. Но, несмотря на разнообразие форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наличие льгот и социальных выплат, число таких детей постоянно растет.

Отказ матери от ребенка - одна из форм девиантного поведения. Российская семья как ячейка общества переживает сильнейший в своей истории кризис - распадаются браки, растет число социальных сирот - детей, родители которых по различным причинам отказались от них и передали на полное государственное обеспечение. Около 1% новорожденных ежегодно становятся сиротами в родильных домах, и лишь малая часть отказов от малышей связана с их заболеваниями.

На сегодня остается малоизученной природа отказа женщины от ребенка. Статистические данные указывают на факторы, влияющие на решение женщины отказаться от новорожденного [7]:

• тяжелое материальное положение - 60%;

• семья матери ребенка - 15%;

• отношения с отцом ребенка - 13 %;

• тяжелые заболевания новорожденных - 9%;

• юный возраст - 3%.

Тем самым можно выделить три основные причины отказа от детей: психологическую, социально-экономическую и нравственную.

Сегодня распространение получает такой тревожный социальный феномен, как вторичное сиротство, возникающее после отказа опекунов, приемных родителей, па-тронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей. За 2013 год в Свердловской области было отменено 188 решений о передаче ребенка на воспитание в семью [12, с. 8].Основания отмены указаны в п. 1 ст. 141 СК РФ: приемные родители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей; злоупотребляют родительскими правами; жестоко обращаются с приемными детьми; больны хроническим алкоголизмом или наркоманией [11].

Исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения суд вправе отменить усыновление и по другим причинам, не обязательно возникающим по вине усыновителей, но в любом случае влияющим на интересы ребенка:

• отсутствие взаимопонимания в силу личностных качеств усыновителя и (или) усыновленного;

• ребенок не ощущает себя полноправным членом семьи усыновителя;

• выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении;

• восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он привязан и не может забыть их после усыновления, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии;

• безвестное отсутствие, тяжелая болезнь, ухудшение материального положения, существенное изменение семейного положения и т.п.

Отмена усыновления устанавливается исключительно в судебном порядке. Чаще всего родители сами отказываются от ребенка, как правило, находя множество причин, оправдывающих их поступок. Жертвой в данном случае остается брошенный ребенок - такой поступок взрослых всегда вызывает нравственную и психическую его деградацию. В российских НПА не установлено никакой ответственности для таких родителей, даже если в их действиях и выявлен корыстный мотив.

Практика показывает, что основная причина вторичного сиротства - отсутствие государственных институтов контроля, отбора, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей, а главное, законодательно закрепленных мер по предотвращению развития такого феномена. Родители не несут ответственности, а значит, могут использовать ребенка в качестве игрушки или для материальной выгоды. Причины приема сирот в свою семью - не всегда сострадание, желание иметь хотя бы неродного ребенка, когда невозможно иметь собственного.

Опасно и то, что основой мотивации развития института замещающей семьи со стороны государства стали, к сожалению, материальные стимулы. При усыновлении ребенка родителям выплачивается разовое пособие, и хотя сумма его и не велика, но все же, есть граждане, которые и ради такой суммы возьмут ребенка.

Так, семейная пара из Калининграда отказалась от приемного ребенка из-за отказа им в ипотечном кредите. Семья рассчитывала получить все положенные выплаты за усыновление ребенка и вложить их в покупку недвижимости, поэтому из-за отказа банка в кредитовании пара вернула ребенка в детский дом [2].

Трижды отказались от ребенка в Москве: сначала родные родители, затем приемные, объяснив отказы тем, что они не смогли приспособиться друг к другу, потом вторые приемные родители, получившие от властей квартиру, вернули ребенка в детский дом [4].

Жительница Златоуста дважды возвращала приемного сына, не оправдавшего ее надежды в учебной деятельности, в детский дом [5].

Супружеская пара из Ставрополья, усыновив ребенка, который стал четвертым в их семье, получила материнский капитал. Пара использовала материнский капитал для строительства нового дома, после чего они вновь отправили ребенка в детский дом. Приемным родителям пришлось вернуть материнский капитал после вмешательства в ситуацию прокуратуры. Больше никакой ответственности пара не понесла [10].

В СМИ информация об отказах от приемных детей попадает крайне редко. Нами была изучена новостная лента за последние пять лет, где было обнаружено не более десяти материалов по интересующей нас тематике. Но статистика, как мы отмечали выше, говорит об обратном: количество вторичных сирот ежегодно измеряется сотнями (на примере Свердловской области).

Вопрос, почему государство, ведущее активную социальную политику, закрывает глаза на подобные ситуации? Уголовным кодексом Российской Федерации [13] (далее по тексту - УК РФ) предусмотрено наказание для женщины, убившей своего новорожденного ребенка, то есть речь идет о физическом причинении смерти. Но если женщина отдает своего ребенка в детский дом, нанося ему тем самым тяжелейшую психологическую травму, - это ли не моральное убийство ею своего ребенка, за которое ни один НПА не предусматривает наказания.

Для анализа зарубежного опыта отказов от детей и их принятия на воспитание в семью обратимся к практике нескольких стран.

В Израиле детские дома, как и во многих развитых странах, отсутствуют. Семьи, желающие усыновить ребенка, записываются в очередь и годами ждут одобрения их заявления и переезда к ним приемного ребенка из-за рубежа. В стране к будущим приемным родителям предъявляют высокие требования: оценивается не только хорошие материальное положение и жилищные условия, но и состояние здоровья всех членов семьи.

В Италии процесс усыновления осложнен невозможностью выбора цвета кожи, национальности и состояния здоровья ребенка. Власти Италии не признают достойными приемными родителями тех, кто желает выбирать ребенка.

Во Франции, как и в Израиле, нет детских домов, и число детей-сирот невелико: ребенка, лишившегося родителей, под опеку берут родственники. В стране есть небольшое число детских приемников, куда помещают детей, у которых есть родители, контакты с ними разрешены для того, чтобы подготовить детей к возвращению домой. В Париже число детей, подлежащих усыновлению, составляет не более 50-ти человек в год. Как и во всех европейских странах, французы усыновляют заграничных детей. Будущие родители проходят множество экспертиз, с ними работает психолог, устанавливающий их возможности и способности по воспитанию ребенка. Кандидатов на усыновление информируют о юридических и практических сторонах этого процесса в стране и за рубежом. После прохождения экспертиз и обследований разрешение на усыновление ребенка дается не всем.

В Турции, в отличие от Франции и Израиля, детские дома есть, но усыновить ребенка там достаточно сложно. Будущие родители, пройдя необходимые комиссии и экспертизы и получив разрешение, годами стоят в очереди на усыновление.

В Японии усыновлению долгое время подлежали лишь совершеннолетние лица. Ныне разрешено усыновление несовершеннолетних, но при выполнении множества условий. Усыновить ребенка вправе семейные пары и одинокие родители. В стране действует семейный суд, занимающийся делами об усыновлении.

В Египте усыновление детей разрешено только гражданами страны. Базируется на исламском законе, устанавливающем, что усыновители должны быть египтяне, имя ребенка не подлежит изменению, усыновленного нельзя вывозить из страны. Усыновление и вывоз ребенка за границу рассматривается как торговля людьми. К ответственности за это привлекали ряд семейных пар из США, подделавших документы и пытавшихся вывезти малышей за границу. Преступники получили различные сроки лишения свободы, а египтяне, помогавшие им в этом, приговорены к пожизненному лишению свободы.

По статистике, из 143 млн сирот в развивающихся странах мира граждане США усыновляют больше других стран вместе взятых. «Соединенные Штаты принимают столько детей, потому что здесь есть культура усыновления. В США наличие генетической связи с ребенком не обязательно для того, чтобы его любили, как собственного. В других странах такое бывает редко», - пишет Ч. Джонсон из Национального совета по усыновлению [1].

В ряде штатов любое лицо, подозре-

вающее, что с ребенком жестоко обращаются, обязано сообщить об этом властям. Американцы проходят проверку на нескольких уровнях для подтверждения своих возможностей стать приемными родителями. Будущие родители обязаны пройти подготовительные курсы, где получают специальные знания о процедуре усыновления, потребностях детей, ожидающих усыновления, условиях жизни в конкретной стране, которые могут влиять на здоровье детей в долгосрочной перспективе. После того как семья получает разрешение на усыновление, по прибытии ребенка в их дом приемные семьи проходят, как минимум, три проверки на дому, в ходе которых оценивается обстановка в семье после усыновления.

Испания занимает одно из первых мест в Европе по числу приемных детей, хотя в стране детей из приютов, которые могли бы быть приняты в семьи, практически нет. Испанцы принимают в свои семьи детей из-за рубежа, случаев их возврата не установлено.

В Китае жесткие критерии усыновления: усыновить ребенка могут только супружеские пары, у обоих супругов должно быть как минимум полное среднее образование, они должны подтвердить определенный уровень доходов, здоровье будущих родителей должно соответствовать установленным властями нормам.

По статистике за 2014 год в семьи иностранных граждан было устроено 1 114 российских детей. Из них 576 итальянцами, 167 испанцами, 123 французами, 44 немцами, 36 израильтянами и др. [14]. Преобладающее большинство детей, усыновленных иностранными гражданами, переданы на воспитание гражданам европейских стран. Такая тенденция существует многие годы и развивается в связи с «внушающими доверие» иностранными гражданами, прошедшими жесткий отбор.

Таким образом, право ребенка жить и воспитываться в семье провозглашено СК РФ, отказ родителей от своего ребенка лишает его этого права. Для любого государства приоритетом в развитии социальной системы общества должен оставаться ребенок, его права и законные интересы. Однако в России те, кто лишил ребенка его прав, оставил его на попечение государству - абсолютно безнаказанны. Социально здоровая семья - будущее государства, потому следует принимать конкретные меры по профилактике отказов родителей от детей первичных и вторичных.

На основании изложенного могут быть предложены следующие законодательные изменения.

1. Поскольку одной из причин отказа от ребенка является семья его матери, когда

женщина перекладывает стереотип поведения на своего ребенка, нормативно решить проблему вряд ли возможно. Но изначально на такую потенциальную мать, обучающуюся в общеобразовательной организации, следует обращать внимание ее педагогам и администрации, где для помощи в разрешении таких ситуаций имеются социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог. Они должны принимать активное участие в выявлении проблемы девочки в семье и делать все необходимое для их решения, привлекая компетентные государственные органы.

Помимо работы с конкретными обучающимися образовательная организация должна уделять внимание как девушкам, так и молодым людям детородного возраста, организуя занятия по их нравственному воспитанию и подготовке к будущей семейной жизни. Подготовка должна заключаться в приглашении специалистов, занимающимися проблемами семьи, для проведения бесед по вопросам брачных отношений, материнства, отцовства и детства. В качестве исторической справки можно привести пример: в 8о-ые годы прошлого века в школах преподавался курс «Этика и психология семейной жизни», в рамках которого изучались такие разделы, как «Личность, общество, семья», «Особенности межличностных отношений юношества», «Брак и семья», «Основы семейных отношений».

2. Врачам, психологам учреждений системы здравоохранения следует заблаговременно выявлять беременных женщин, решивших отказаться от ребенка. С ними должен работать психолог, который поможет выявить истинную причину такого решения женщины и помочь ей решить возникшие проблемы.

3. К сожалению, не во всех случаях решением проблемы является только профилактика. Отсутствие ответственности за отказ от ребенка дает повод родителям бросить ребенка. В российском законодательстве закреплены алиментные взыскания на детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 84 СК РФ). Но в НПА речь идет о родных родителях ребенка, за приемными родителями, усыновителями и опекунами подобная обязанность не закреплена. Уплата огромных штрафов, компенсаций и алиментов должна стать экономически невыгодной гражданам, усыновляющим детей из-за материальной выгоды и в последствие отказывающимся от них. Предлагаем внести следующие изменения в законодательство:

1) в пункте 4 статьи 143 СК РФ слова «вправе обязать» заменить словом «обязывает»;

2) в пункте 1 статьи 157 УК РФ слово «родителя» заменить на слова «родителя или иного лица, на которого возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего»;

3) в пункте 1 статьи 5.35 КоАП РФ слова «от ста до пятисот рублей» заменить на слова «от пятидесяти до ста тысяч рублей»;

4) в пункт 1 статьи 3.5 КоАП РФ в перечень статей, денежное взыскание за нарушение которых не превышает ста тысяч рублей включить статью 5.35.

Кроме того, в судебной практике по отменам усыновления почему-то не применяется ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации [3], где предусмотрено возложение на виновных обязанности денежной компенсации морального вреда. Судом должны быть учтены возраст гражданина, которому причинен вред (несовершеннолетний) и степень нравственных страданий ребенка.

В российском законодательстве весомое число НПА, защищающих права приемных родителей, им гарантированы различные социальные выплаты. Основным документом, закрепляющим правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [16], в котором отражено право указанных детей на образование, медицинское обеспечение, имущество, жилое помещение и труд. Правовые гарантии для вторичных сирот в НПА не закреплены (компенсации для ребенка, санкции для приемных родителей).

4. Помимо указанных способов профилактики и форм ответственности необходим надлежащий контроль процесса воспитания приемного ребенка путем регулярных проверок органами опеки и попечительства таких семей. Нормативно такой контроль закреплен Постановлением Правительства от 29.03.2000 года № 275 [9], но фактически он не обеспечивает целенаправленного сопровождения деятельности замещающих семей. Документом установлены сроки контрольных обследований в течение трех лет. Возникает противоречие между статистическими данными о количестве вторичных сирот и сроках, через которые они были возвращены в детские дома, и положениями указанного НПА. Логичен вывод о том, что органы опеки и попечительства такие контрольные обследования либо не проводят совсем, либо проводят формально. Потому необходимо отслеживать реальность проводимой органами опеки и попечительства работы.

Подводя итог сказанному, отметим, что хотя государство в лице органов опеки и

попечительства и многих общественных организаций внешне как бы и озадачено проблемой не решаемости снижения детского сиротства в стране, тем не менее, от множества произносимых по этому поводу гневных речей реальных дел и их позитивных результатов не наблюдается. Думается, на законодательном уровне нужно осуществить действенные изменения государствен-

ной политики в сфере семейных отношения, чтобы случаи, описанные в нашем материале, становились редким исключением из правил и были предметом эффективного общественного порицания. Считаем, что введение предложенных выше рекомендаций будет способствовать снижению уровня социального сиротства в России, что обеспечит социальное оздоровление общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Американцы, усыновляющие иностранных сирот, проходят строгую проверку // Imcl.ru - Усыновление иностранцев в США. http: //www.imcl.ru/usa/0903i3_test.php (дата обращения: 28.12.2015).

2. В Калининграде семья избавилась от приемного ребенка после отказа банка в ипотечном кредите //NEWSru.com. http://www.newsru.com/arch/russia/0iapr2009/ipoteka.html (дата обращения: 28.12.2015).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76277/.

4. Дети, не ставшие своими: хроника громких дел // NEWSmsk.com. http: //www.newsmsk.com/article/05jan20i0/ne_svoi.html (дата обращения: 28.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Жительница Златоуста, дважды вернувшая ребенка в детдом, просит его назад // Агентство новостей CHELYABINSK.RU. URL: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/326002.html (дата обращения: 28.12.2015).Сайт «74.ru» — Режим доступа: http://74.ru/

6. Какие места занимает Россия в мировых рейтингах // NEWSmsk.com. URL: http://mr7.ru/articles/43i46/ (дата обращения: 28.12.2015).

7. Портрет матери-кукушки: опубликовано исследование «Отказы матерей от новорожденных: причины и способы предотвращения» // Милосердие.ш. https://www.miloserdie.ru/article/portret-materi-kukushki-opublikovano-issledovanie-otkazy-materej-ot-novorozhdennyh-prichiny-i-sposoby-predotvrashheniya/ (дата обращения: 28.12.2015).

8. Пособия на детей в Свердловской области (Екатеринбург) // Пособие на ребенка. URL: http://deti.egov66.ru/categories/id35/?class=common_items (дата обращения: 28.12.2015).

9. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ. URL: http://www.usynovite.ru/documents/federal/ regulations/ postanovleniya/pp275/ (дата обращения: 28.12.2015).

10. Родители, вернувшие ребенка в детдом, простились с материнским капиталом // СКФО.РУ. URL: http://skfo.ru/news/2015/10/25/Roditeli_vernuvshie_rebenka_v_detdom_prostilis_s_materinskim_kapitalom _328/ (дата обращения: 28.12.2015).

11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ // СПС КонсультантП-люс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 28.12.2015).

12. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Свердловской области «Дети без семьи - Россия без будущего». URL: http://ombudsman.midural.ru/uploads/library/spezdoklad/spezdoklad_ 31.pdf (дата обращения: 28.12.2015).

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 28.12.2015).

14. Усыновление в России // Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ. URL: http://www.usynovite.ru/ (дата обращения: 28.12.2015).

15. Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ra/con/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=49427 (дата обращения: 28.12.2015).

16. Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 28.12.2015).

17. Черняк А. Хмурое утро: проблемы детей-сирот в России / / Российская Федерация. 2000. № 7. С. 41-43.

LITERATURA

1. Amerikantsy, usynovlyayushchie inostrannykh sirot, prokhodyat stroguyu proverku // Imcl.ru - Usy-novlenie inostrantsev v SShA. http://www.imcl.ru/usa/090313_test.php (data obrashcheniya: 28.12.2015).

2. V Kaliningrade sem'ya izbavilas' ot priemnogo rebenka posle otkaza banka v ipotechnom kredite // NEWSru.com. http://www.newsru.com/arch/russia/01apr2009/ipoteka.html (data obrashcheniya: 28.12.2015).

3. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76277/

4. Deti, ne stavshie svoimi: khronika gromkikh del // NEWSmsk.com. http: //www.newsmsk.com/article/05jan2010/ne_svoi.html (data obrashcheniya: 28.12.2015).

5. Zhitel'nitsa Zlatousta, dvazhdy vernuvshaya rebenka v detdom, prosit ego nazad // Agentstvo novostey CHELYABINSK.RU. URL: http://chelyabinsk.ru/text/newsline/326002.html (data obrashcheniya: 28.12.2015).Sayt «74.ru» — Rezhim dostupa: http://74.ru/.

6. Kakie mesta zanimaet Rossiya v mirovykh reytingakh // NEWSmsk.com. URL: http://mr7.ru/articles/43i46/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).

7. Portret materi-kukushki: opublikovano issledovanie «Otkazy materey ot novorozhdennykh: prichiny i sposoby predotvrashcheniya» // Miloserdie.ru. https://www.miloserdie.ru/article/portret-materi-kukushki-opublikovano-issledovanie-otkazy-materej-ot-novorozhdennyh-prichiny-i-sposoby-predotvrashheniya/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).

8. Posobiya na detey v Sverdlovskoy oblasti (Ekaterinburg) // Posobie na rebenka. URL: http://deti.egov66.ru/categories/id35/?class=common_items (data obrashcheniya: 28.12.2015).

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 marta 2000g. № 275 «Ob utverzhdenii pravil peredachi detey na usynovlenie (udocherenie) i osushchestvleniya kontrolya za usloviyami ikh zhizni i vospitaniya v sem'yakh usynoviteley na territorii Rossiyskoy Federatsii i pravil postanovki na uchet konsul'skimi uchrezhdeniyami Rossiyskoy Federatsii detey, yavlyayushchikhsya grazhdanami Rossiyskoy Federatsii i usynovlennykh inostrannymi grazhdanami ili litsami bez grazhdanstva» // Informatsionno-konsul'tatsionnyy portal Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. URL: http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/postanovleniya/pp275/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).

10. Roditeli, vernuvshie rebenka v detdom, prostilis' s materinskim kapitalom // SKFO.RU. URL: http: //skfo.ru/news/2015/10 / 25/Roditeli_vernuvshie_rebenka_v_detdom_prostilis_s_materinskim_kapitalom _328/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).

11. Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 1995g. № 223-FZ // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).

12. Spetsial'nyy doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Sverdlovskoy oblasti «Deti bez sem'i -Rossiya bez budushchego». URL: http://ombudsman.midural.ru/uploads/library/spezdoklad/spezdoklad_

31.pdf (data obrashcheniya: 28.12.2015).

13. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996g. № 63-FZ // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).

14. Usynovlenie v Rossii / / Informatsionno-konsul'tatsionnyy portal Ministerstva obra-zovaniya i nauki RF. URL: http://www.usynovite.ru/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).

15. Federal'nyy zakon ot 21 dekabrya 1996g. № 159-FZ «O dopolnitel'nykh garantiyakh po sotsi-al'noy zashchite detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley» // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://base.consultant.ru/con/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=49427 (data obrashcheniya: 28.12.2015).

16. Federal'nyy zakon ot 21 dekabrya 1996g. № 159-FZ «O dopolnitel'nykh garantiyakh po sotsi-al'noy podderzhke detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley» // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (data obrashcheniya: 28.12.2015).

17. Chernyak A. Khmuroe utro: problemy detey-sirot v Rossii // Rossiyskaya Federatsiya. 2000. № 7. S. 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.