УДК 347.6(470+571)
Е. В. Зимина
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
О. В. Витько
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
АННОТАЦИЯ. В настоящей статье рассматривается международное усыновление, как широко распространенный способ защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, во всем мире. Рассматривается история развития международного усыновление в России; нормативно-правовая база и порядок международного усыновления детей-сирот в российском законодательстве; рассматривается алгоритм международного усыновления в РФ. Приводятся статистические данные по тенденциям международного усыновления детей-сирот в России и Иркутской области, которые позволяют сделать вывод о резком снижении количества усыновленных детей иностранными гражданами. Изучение социальных аспектов проблемы усыновления детей-сирот иностранными гражданами проводится с применением методов вторичного анализа данных и SWOT-анализа. Данные проведенного анализа позволяют говорить о негативных установках общества на усыновление российских детей-сирот иностранными гражданами, однако институт международного усыновления имеет перспективы для развития в России. Для совершенствования функционирования института международного усыновления в Российской федерации предложены ряд направлений, без которых развитие института международного усыновления в России будет затруднено. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Международное усыновление; дети, оставшиеся без попечения родителей; институт усыновления; система устройства детей-сирот. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 15 февраля 2017 г.; дата принятия к печати 3 марта 2017 г.; дата онлайн-размещения 31 марта 2017 г.
E. V. Zimina
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation O. V. Vitko
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
INTERNATIONAL ADOPTION IN THE RUSSIAN SYSTEM OF SETTLING ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTS CARE: PROBLEMS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT
ABSTRACT. The article considers international adoption as a widespread way of protecting the rights of children left without parental support around the world. It considers the history of developing international adoption in Rossi; the standard and legal base and the order of international adoption of orphan children in the Russian legislation; the algorithm of international adoption in the Russian Federation. It brings forth statistical data on the international adoption tendencies for orphan children in Russia and Irkutsk Oblast which allow to draw a conclusion of a sharp decrease in the number of adopted children by foreign citizens. Investigation of social aspects of the problem of orphan children adoption by foreign citizens is carried out using methods of the secondary analysis of data and the SWOT analysis. The data
© Е. В. Зимина, О. В. Витько, 2017
of the carried-out analysis allow to speak about the society's negative adjustments for adopting the Russian orphan children by foreign citizens; however, the institute of international adoption has prospects for its development in Russia. In order to r improve functioning of the international adoption institute in the Russian Federation the article offers a number of directions without which the development of the international adoption institute in Russia will be complicated.
KEYWORDS. International adoption; children left without parental support; institute of adoption; system of support provision for orphan children.
ARTICLE INFO. Received February 15, 2017; accepted March 3, 2017; available online March 31, 2017.
Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей [1]. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства [2]. В настоящее время тема международного усыновления (удочерения) является очень актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по этой проблеме.
Усыновление является древнейшим институтом семейного права [3]. Международное усыновление — достаточно распространенное явление в мировой практике. В массовом порядке граждане одних государств стали усыновлять детей из других государств после Второй мировой войны. В настоящее время количество детей, передаваемых на усыновление иностранцам, сократилось. Проявляется двойственный характер этого явления. Несмотря на то, что произошло значительное сокращение числа усыновленных, представляется, что институт международного усыновления в России должен и будет развиваться, что и определило актуальность рассматриваемой темы. Под международным понимается усыновление детей, являющихся гражданами одного государства, гражданами другого государства либо если акт усыновления имел место за границей.
Цель настоящей статьи заключается в выявлении актуальных проблем функционирования и развития института международного усыновления в Российской Федерации, для разработки направлений его совершенствования.
При высокой степени значимости института международного усыновления, тенденция к усыновлению российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами имеет понижающийся характер. Развитию института международного усыновления в России препятствует: снижение количества потенциальных родителей из числа иностранных граждан из-за сложной социально-экономической ситуации в мире, негативная общественная установка на усыновление российских детей иностранными гражданами и несовершенство законодательной базы. Совершенствование деятельности института международного усыновления возможно за счет повышения мер ответственности и контроля на международном и национальном уровнях.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам международного усыновления: В. Г. Глухаревой, Н. Г. Аристовой, М. В. Антокольской, Л. П. Ануфриевой, Ю. Ф. Беспаловой, Г. Арутюнян, А. З. Дзугаевой, А. А. Кирилловых, А. Н. Левушкина, Дж. Акиба, Е. Бартолет, М. Вольфа, Л. Раапе, Б. Понс, П. Стон, М. Хесселер; федеральные и региональные законодательные акты Российской Федерации.
Изучение проблемы проводилось с учетом таких законодательных актов и нормативных документов, как: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 де-кабря1995 г. № 223-ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ, Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Изучая литературные источники и статистические данные, мы пришли к выводу, что лидерами по международному усыновлению российских детей являются страны: Франция, Испания, Италия. Нами были проанализированы данные начиная с 1999 г., которые включают в себя общее количество детей, усыновленных российскими и иностранными гражданами в течение 21 года. Из проанализированных данных можно увидеть отрицательную динамику по усыновлениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как российскими, так и иностранными усыновителями. Начиная с отчетного периода, прослеживается достаточно высокий показатель: свыше 14 тыс. усыновленных детей российскими гражданами и свыше 2 тыс. иностранными гражданами.
Усыновление иностранными гражданами росло с 1993 по 2004 г., однако затем пошло резкое снижение данного показателя и в 2014 г. усыновлено иностранцами всего 1 038 детей, причем более половины этих детей — 576 приемным родителями из Италии.
В Иркутской области в региональном банке данных о детях на 1 января 2016 г. содержатся сведения о 3 579 детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты). По сравнению с 2015 г. численность детей-сирот в региональном банке данных о детях сократилось в 1,3 раза (25,6 %). Основной причиной сокращения является увеличение числа детей, переданных на воспитание в семьи. Необходимо отметить тот факт, что благодаря комплексной работе социальных учреждений Иркутской области уровень социального сиротства и отказов от новорожденных детей по области постепенно снижается [4].
Из анализа сведений, содержащихся в государственном банке данных о детях, следует, что из 3 579 детей, подлежащих устройству на воспитание в семьи, 499 детей могут быть устроены только под опеку (попечительство) (12,5 %), из них 122 ребенка, родители, которых находятся в местах лишения свободы на длительные сроки и написавшие заявления о невозможности передачи детей в семьи посторонних граждан, преимущественно это дети до 13 лет.
«В соответствии с Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 101 (далее — Порядок), региональный оператор государственного банка данных о детях осуществляет учет сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, обратившихся для получения сведений о детях из государственного банка данных о детях (далее — граждане Российской Федерации) и о гражданах Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных гражданах, лицах без гражданства, желающих усыновить (удочерить) ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее — иностранные граждане), и осуществляет подбор детей согласно их пожеланиям, предоставляет сведения о детях и выдает направления на их посещение»1.
1 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 16 апр. 2001 г. № 44ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Так, за 2016 г. поставлено на учет в качестве кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители 220 граждан, из них: 168 — граждане Российской Федерации и 52 — иностранные граждане.
Общее количество граждан, желающих принять ребенка в свою семью, обратившихся к региональному оператору, по сравнению с 2015 г. увеличилось в 1,2 раза.
В 2016 г. на территории Иркутской области сократилось количество аккредитованных в Российской Федерации организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей-сирот. В настоящее время зарегистрировано 16 аккредитованных организаций. На территории России работает несколько десятков иностранных агентств, которые оказывают всестороннюю помощь иностранцам при усыновлении наших детей. Иностранные агентства, занимающиеся на территории РФ вопросами усыновления, должны иметь аккредитацию, т. е. официальное разрешение на занятие такой деятельностью.
В целях устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан Российской Федерации производная информация о детях-сиротах в газетах и журналах на интернет-сайте министерства2, а также на интернет ресурсе «Усыновление в Иркутской области»3.
На сайте «Усыновление в Иркутской области» ежеквартально размещается более 3 000 фотографий детей-сирот в возрасте от 0 до 14 лет4. На официальном сайте министерства размещены 12 информационных бюллетеней с производной информацией о 781 детях-сиротах. Производная информация о детях-сиротах размещается также на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации5 в блоке Иркутской области.
Изучая сводные данные по устройству детей на воспитание в семьи граждан по г. Иркутску по состоянию на 2016 г., можно сделать вывод о том, что за последние 3 года набор стран остался неизменным. Это страны: Франция, Италия, Испания, Израиль. Однако лидерами в международном усыновлении по Иркутской области являются граждане из Испании и Италии.
Лидерами среди усыновителей российских детей в целом по России по итогам 2015 года стали граждане Италии, по данным обзора судебной практики ВС РФ по делам об усыновлении детей иностранными гражданами или живущими за рубежом россиянами. В 2015 г. в итальянские семьи отправились более 560 детей из России. Всего в минувшем году положительные решения об усыновлении детей из РФ иностранцами были вынесены в 1 232 случаях из 1 247 обращений в суд. При этом эти цифры в два раза меньше, чем были в минувшем году.
Второе место в приведенной статистике занимает Испания с 20 % обращений. Ранее это место занимали граждане США, от которых исходило каждое четвертое соответствующее обращение в суд.
С января 2013 г. в России начал действовать «закон Димы Яковлева», который запрещает усыновление американцами детей из России. В феврале 2014 г. российские правила усыновления сирот были дополнены ограничением на передачу детей в страны с разрешенными однополыми браками.
Президент Фонда «Позитивное детство» Светлана Пронина отмечает: «Иллюзий, что иностранцы стремятся усыновить только подростков и детей с инвалидностью, быть не должно. Мечта любого родителя — иметь здорового ребенка.
2 URL: http://society.irkobl.ru.
3 URL: http://adopted.my1.ru.
4 Центр усыновления Иркутской области. URL: http://adopted.my1.ru/index/organy_opeki_i popechitelstva/0-4.
5 URL: http://usynovite.ru.
В свое время я работала с испанцами, и в письмах они указывали, прежде всего, на здоровье ребенка. Но отмечу, что среди иностранных усыновителей есть и те, кто видит свою миссию в том, чтобы помочь ребенку с инвалидностью. Таких тоже немало. Нам, россиянам, сложно понять подобную логику. Для них этот поступок сравним с некой миссией. И делают это абсолютно искренне. Итальянская система усыновления и семейного устройства одна из лучших в мире. Лучше американской. Итальянцы — хорошие родители, как правило. У них хорошие традиции, трепетное отношение к детям».
Кроме дороговизны, международное усыновление в Италии еще и очень длительный и хлопотный процесс. Иногда ожидание ребенка может затянуться и на несколько лет.
Еще один важный момент усыновления по-итальянски — это желание приемных родителей не делать тайны из усыновления, готовность не только рассказать детям об их происхождении, но и поехать вместе с ними на поиски их биологических родителей. Пока дети подрастают, многие родители стимулируют их интерес к изучению культуры и языка родной страны, а позднее, уже с подростками, отправляются на поиски корней.
Французские усыновители русских детей считают, что самое главное — не отрывать усыновленного ребенка от его национальных корней, поэтому французы начинают говорить на русском языке, читают русские сказки и изучают, как надо праздновать православное Рождество. Французы обосновывают выбор детей из России разными обстоятельствами.
У одних французских усыновителей он связан с культом России, с ее великой культурой, с тягой к славянскому миру, к славянской душе, у других выбор обоснован тем, что между Францией и Россией исторически развивались дружеские отношения, способствовавшие лучшему взаимопониманию и, наконец, часто это обусловлено тем, что российский закон до недавнего времени не препятствовал усыновлению детей одинокими женщинами. (В июле 2013 г. российское законодательство изменило закон, касающийся иностранных усыновителей, и одинокие родители больше не имеют право усыновлять детей) [5].
Во Франции юридически это также возможно, но по факту усыновление французскими одинокими женщинами французского ребенка — редкость, так как количество французских семей, желающих усыновить ребенка, сильно превышает количество французских детей, подлежащих усыновлению (с 2002 по 2012 г. 3 600 русских детей были усыновлены во Франции), соответственно, приоритет отдается полноценным семьям. Подача анкеты на усыновление российского ребенка часто делается при помощи общественной французской ассоциации. Цели ее не только сопровождать юридически, административно и психологически будущих родителей в составлении анкеты, в общении с разными административными органами России и Франции, с детскими домами, в организационных вопросах после усыновления, связанных с выездом из России родителей с ребенком; но также и помогать советами, основанными на опыте уже усыновивших родителей, по адаптации ребенка к новой семье, к французской среде, школе.
Стоит отметить, что целые регионы с 2014 г. полностью отказались от иностранного усыновления: Белгородская, Брянская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская области, Краснодарский край, Мордовия, Алтай, Хакасия, Тыва.
Учреждения Иркутской области, из которых иностранные граждане усыновляют детей-сирот, осуществляют свою работу в направлении международного усыновления только с аккредитованными агентами. Такими, как: Представительство
Союза «Эльтерн-Кинд-Брюкке Е.Ф.» в Российской Федерации Берит Беате Хаас (Германия). Представительство Ассоциации Института семьи Тена (Испания) в Российской Федерации Мария де лас Мерседес Арройо Альварес. ААА Ассоциация по усыновлениям Алфабето Онлус» (Италия) в Российской Федерации Mauro Moskoni. Представительство ассоциации «Анфанс Авенир» (Франция) в Российской Федерации. Представительство Ассоциации «Ло Скоиаттоло.
Одним из возможных методов изучения проблем и перспектив развития международного усыновления в Российской Федерации, может стать метод SWOT-анализа.
SWOT-анализ проблем и перспектив развития международного усыновления в Российской Федерации
Б (внутренние сильные стороны) W (внутренние слабые стороны)
1. Высокая степень социальной значимости результатов международного усыновления. 2. Международное усыновление является широко распространенным способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, во всем мире. 3. Международное усыновление (удочерение) производится только в интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанным международным правом. 4. При отсутствии российских усыновителей или родственников, желающих усыновить ребенка, у него есть возможность обрести семью зарубежом. 5. Взаимодействие с общественными организациями, центрами волонтеров, организациями, оказывающими помощь в вопросах международного усыновления 1. У большей части населения существует стойкая негативная установка на предоставление возможности иностранным усыновителям принимать в свои семьи российских детей. 2. Международное усыновление проигрывает российскому потому, что при таком усыновлении ребенок воспитывается родителями совершенно незнакомого этнического и культурного фонда. 3. Имеются случаи жестокого обращения с детьми, усыновленными иностранными гражданами. 4. Несовершенство законодательной базы
0 (внешние возможности) Т (внешние угрозы)
1. Возможность передачи ребенка на усыновление иностранцам в случае, если для него не могут быть найдены российские усыновители в пределах предусмотренного срока. 2. Реализовать право ребенка жить и воспитываться в семье, а иногда даже и спасти ему жизнь без функционирования института международного усыновления не представляется возможным. 3. Высокая заинтересованность российскими детьми у иностранных усыновителей. 4. Отмена усыновления с иностранным элементом невозможна с правовой точки зрения, поскольку Россия является участницей ряда международных договоров, также это будет противоречить российскому законодательству, и интересам детей в частности 1. Недостаточный уровень информационной освещенности о вопросах международного усыновления; 2. Нет действенных мер, направленных на осуществление надзора в отношении усыновленных детей иностранными гражданами 3. Значительное число международных двусторонних договоров по вопросам международного усыновления не содействует четкой регламентации процесса усыновления с иностранным элементом
По результатам, полученным с помощью SWOT-анализа, необходимо сделать следующие выводы.
Не смотря на протестные мнения общественности в Российской Федерации институт международного усыновления будет развиваться, поскольку Россия является участницей ряда международных договоров, а отмена усыновлений будет противоречить российскому законодательству, и в частности интересам детей [6]. Существует, по нашему мнению, больше внутренних сильных сторон и внешних возможностей у развития института международного усыновления в России, нежели внутренних слабых сторон и внешних угроз. Высокая степень социальной значимости результатов международного усыновления проявляется в том, что порой у детей нет возможности реализовать свое право ребенка жить и воспитывать-
ся в семье в России, функционирование института международного усыновления в ряде случаев решает эту проблему.
Также, для изучения темы и подтверждения ранее выдвинутых гипотез, применим метод вторичного анализа данных. Данные для анализа были взяты с официального сайта Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). «ВЦИОМ представляет данные об отношении россиян к усыновлению детей-сирот иностранными гражданами, полученные в рамках исследования «Отношение российского общества к проблемам детской беспризорности и безнадзорности, детей-сирот: актуальность и основные направления их решения»6. Данный опрос был проведен впервые в 2005 г., далее в 2010 и 2013 гг. Проведем сравнительный анализ общественного мнения, как оно изменялось на протяжении 8 лет, учитывая, что за это время произошли ряд событий, которые напрямую или косвенно повлияли на мнение респондентов (закон Магнитского, закон Димы Яковлева, широко освещенные в СМИ случаи жестокого обращения с приемными детьми из России и т. д.). Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены трижды. «Опрошено, соответственно от 1 592 до 1 600 чел. в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %»7.
Приведенные данные опросов показывают противоречивую ситуацию, которая сложилась вокруг международного усыновления. Получается, что большинство российских граждан не желают принимать в свою семью приемных детей, хотя знают, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приняло угрожающие масштабы. Общественное мнение изобилует негативными установками к международному усыновлению, апеллируя к тому, что его надо запретить по разным причинам, начиная от того, что генофонд нации ослабеет (хотя количество усыновленных иностранными гражданами детей такое мизерное) до причин боязни, что наших детей усыновляют «на органы», избивают, насилуют, убивают и др. Хотя количество пострадавших детей от рук приемных родителей в России в сотни раз выше! Импонирует тот факт, что все-таки есть граждане, которые положительно относятся к международному усыновлению, отмечая, что если ребенка не берут российские приемные семьи, то почему нельзя позволить взять его приемной семье из-за рубежа? И вообще не имеет значение кто усыновляет ребенка, главное, чтобы ребенок-сирота обрел семью, а в ряде случаев международное усыновление спасает ему жизнь, так как приемные родители заботятся о его здоровье и тратят огромные деньги на лечение.
Безусловно, иностранное усыновление как любая другая форма устройства ребенка на воспитание требует совершенствования, в том числе мер ответственности и контроля на международном и национальном уровнях [7]. Необходимо:
— принятие мер по улучшению работы органов опеки и попечительства;
— повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процессе усыновления;
— тщательному отбору кандидатов в усыновители, проведению их психологического тестирования, полной информированности кандидатов в усыновители о состоянии здоровья и психике усыновляемого ребенка;
— неукоснительному соблюдению при усыновлении детей российского законодательства.
6 Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=1524.
7 Там же.
На защиту интересов детей в последнее время стали вставать средства массовой информации, правозащитные организации [8]. В связи с этим, необходимо усилить информационную кампанию по вопросам международного усыновления. В том числе и через:
— формирование в средствах массовой информации адекватного образа приемной семьи иностранных граждан;
— формирование понимающего отношения со стороны общества к приемным семьям иностранных усыновителей;
— необходимо создание сайта посвященный международному усыновлению. Он должен работать на английском, немецком, испанском и итальянском языках (поскольку это страны, представители которых чаще всего усыновляют детей из России).
Создание подобного сайта позволяет иностранным гражданам, желающим усыновить ребенка, получить необходимую первоочередную информацию о процедуре усыновления, выбрать малыша и узнать, где и как с ним можно познакомиться лично. Подобного рода сайт создан и органами государственной власти г. Санкт-Петербурга — www.sirota-spb.ru. Эта мера позволит решить и еще одну проблему — «липового» посредничества. Зачастую агенты, которые помогают иностранным гражданам, просто мошенничают, иностранцы, не зная языка, вынуждены платить огромные деньги за информацию, которая может быть для них доступна на подобном информационном сайте в свободном доступе. В Иркутской области данная информация размещена на различных сайтах, например, официальный сайт Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, сайт «Территория без сирот», сайт «Измени одну жизнь». Существует в Иркутской области и Региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей — официальный сайт Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Необходимо сделать вкладки на этих сайтах на иностранном языке. Это потребует дополнительных ресурсов, однако данная мера позволит повысить количество усыновленных детей иностранными гражданами.
Необходимо совершенствовать подготовку детей-сирот к процедуре международного усыновления.
Необходимо организовать службы поддержки замещающих семей-иностранцев. Как один из возможных проектов: создать в посольстве государства усыновителя социальную службу, которая будет наблюдать за адаптацией ребенка в семье. Возложить на консульские учреждения обязанность обследовать условия жизни детей, усыновленных иностранными гражданами и зарегистрированных на территории консульского округа. Законодательно предусмотреть необходимость правового урегулирования порядка исполнения этой обязанности. Параллельно следует принимать меры к развитию института прокурорского надзора над консульскими учреждениями.
Необходимо заключение двусторонних международных договоров в области усыновления, «которые позволят создать действенный механизм контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства.
Без перечисленных выше мер, развитие института международного усыновления в России будет затруднено.
Список использованной литературы
1. Скребкова М. В. Сиротство как социальный риск современного общества / М. В. Скребкова // Социальные риски и управление ими в современном обществе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. Н. Шовина. — Мурманск : Мурм. гос. гуманитар. ун-т, 2015. — С. 42-46.
2. Чусова Ю. А. Оценка системы профилактики социального сиротства в регионе [Электронный ресурс] / Ю. А. Чусова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 4. — Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13871.
3. Бимбаева О. Л. К вопросу о понятии усыновления [Электронный ресурс] / О. Л. Бим-баева / / Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2013. — № 5. — Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=18612.
4. Рябова В. В. Социологические аспекты профилактики социального сиротства [Электронный ресурс] / В. В. Рябова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 3. — DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).34.
5. Баландина С. В. Практика устройства детей-сирот Российской Федерации в иностранные семьи / С. В. Баланидина, А. С. Ефремова / / Региональное развитие. — 2014. — № 2. — С. 107-111.
6. Рыжова Е. А. Позитивные и негативные последствия международного усыновления / Е. А. Рыжова // Очерки новейшей камералистики. — 2013. — № 4. — С. 45-50.
7. Беланова Г. О. О совершенствовании института международного усыновления / Г. О. Беланова, И. С. Шульженко // Философия права. — 2015. — № 1 (68). — С. 71-73.
8. Корнакова С. В. Недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи государственных органов и должностных лиц через призму социального патроната [Электронный ресурс] // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 4. — DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(4).20.
References
1. Skrebkova M. V. Orphanhood as a social risk of modern society. In Shovina E. N. (ed.). Sotsial'nye riski i upravlenie imi v sovremennom obshchestve. Materialy Vserossiiskoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii [Social risks and their management in modern society. Materials of All-Russian Research Conference]. Murmansk State Humanities University Publ., 2015, pp. 42-46. (In Russian).
2. Chusova Yu. A. Assessment of social orphanhood prevention system in the region. Iz-vestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baykalskii gosudarstvennyi uni-versitet ekonomiki i prava) = Bulletin of Irkutsk State Academy of Economics (Baikal State University of Economics and Law), 2012, no. 4. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx?id=13871. (In Russian).
3. Bimbayeva O. L. On concept of adoption. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baykalskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = Bulletin of Irkutsk State Academy of Economics (Baikal State University of Economics and Law), 2013, no. 5. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=18612. (In Russian).
4. Ryabova V. V. Sociological aspects of preventing social orphanhood. Izvestiya Ir-kutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baykalskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = Bulletin of Irkutsk State Academy of Economics (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 3. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).34. (In Russian).
5. Balandina S. V., Efremova A. S. Practice of settling the Russian Federation orphan children in foreign families. Regional'noe razvitie = Regional Development, 2014, no. 2, pp. 107-111. (In Russian).
6. Ryzhova E. A. Positive and negative consequences of international adoption. Ocherki noveishei kameralistiki = Sketch-book on Up-Dated Cameralistics, 2013, no. 4, pp. 45-50. (In Russian).
7. Belanova G. O., Shulzhenko I. S. On improving the institute of international adoption. Filosofiya prava = Philosophy of Law, 2015, no. 1 (68), pp. 71-73. (In Russian).
8. Kornakova S. V., Chigrina E. V. Inadmissibility of arbitrary interference in family affairs by governmental agencies and officials through the prism of social patronage. Baikal Research Journal, 2016, vol. 7, no. 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(4).20. (In Russian).
Информация об авторах
Зимина Екатерина Викторовна — кандидат социологических наук, доцент, кафедра социальной и экономической психологии, социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: Katerinovna@list.ru.
Витько Ольга Викторовна — преподаватель, кафедра социальной и экономической психологии, социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: sandd2@socdeti.ru.
Authors
Ekaterina V. Zimina — PhD in Sociology, Associate Professor, Chair of Social and Economic Psychology, Sociology and Social Work, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: Katerinovna@list.ru.
Olga V. Vitko — Lecturer, Chair of Social and Economic Psychology, Sociology and Social Work, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: sandd2@socdeti.ru.
Библиографическое описание статьи
Зимина Е. В. Международное усыновление в российской системе устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы функционирования и развития / Е. В. Зимина, О. В. Витько // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 1. — DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).30.
Reference to article
Zimina E. V., Vitko O. V. International adoption in the Russian system of settling orphans and children left without parents care: problems of functioning and development. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).30. (In Russian).