Научная статья на тему 'Вывоз детей-сирот из России: правовые аспекты'

Вывоз детей-сирот из России: правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
715
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ORGANIZATION OF CHILDREN / INTERNATIONAL ADOPTION / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / FAMILY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурылова Л.А.

Рассматривается проблема усыновления российских сирот иностранными гражданами. Поводом для исследования стало постановление Европейского суда по правам человека от 17 января 2017 года о признании незаконным запрета усыновления гражданами Соединенных Штатов Америки детей граждан России. Дается юридический анализ российского законодательства и его соответствия общепризнанным нормам международного права, в частности Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Рассматриваются правовые основания принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 года «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», которым установлен запрет на усыновление российских детей гражданами США. Анализируется законность прекращения в одностороннем порядке действия Соглашения между Россией и США от 13 июля 2011 года «О сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей». Рассматриваются принятые в России законодательные меры по сокращению международного усыновления и передаче детей-сирот в российские семьи. Приводится статистика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CARRYING OUT OF RUSSIAN ORPHANS: LEGAL ASPECTS

The article deals with the problem of adoption of Russian orphans by foreign citizens. The reason for the study was the decision of the European Court of Human Rights on January 17, 2017 to recognize as illegal the ban on the adoption by citizens of the United States of America of Russian citizens. A legal analysis of Russian legislation and its compliance with universally recognized norms of international law, in particular the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, is given. The legal grounds for the adoption of the Federal Law of December 28, 2012 "On measures to influence persons involved in violations of fundamental human rights and freedoms, the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation", which prohibits the adoption of Russian children by US citizens. The legality of the unilateral termination of the Agreement between Russia and the United States of July 13, 2011 "On cooperation in the field of adoption of children" is analyzed. The legislative measures adopted in Russia to reduce international adoption are and the transfer of orphans to Russian families is considered too. The statistics of the structure of children left without parental care in the Perm region are given.

Текст научной работы на тему «Вывоз детей-сирот из России: правовые аспекты»

Бурылова Л.А. Вывоз детей-сирот из России: правовые аспекты // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. - 2017. - № 1. - С. 113-118. DOI: 10.15593/perm.ki pf/2017.1.14

Burylova L.A. The carrying out of russian orphans: legal aspects. Bulletin of PNRPU. Culture. History. Philosophy. Law, 2017, no. 1, pp. 113-118. DOI: 10.15593/perm.kipf/2017.1.14

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.15593/perm.kipf/2017.1.14 УДК 347.633

Л.А. Бурылова

ВЫВОЗ ДЕТЕЙ-СИРОТ ИЗ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Рассматривается проблема усыновления российских сирот иностранными гражданами. Поводом для исследования стало постановление Европейского суда по правам человека от 17 января 2017 года о признании незаконным запрета усыновления гражданами Соединенных Штатов Америки детей - граждан России.

Дается юридический анализ российского законодательства и его соответствия общепризнанным нормам международного права, в частности Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Рассматриваются правовые основания принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 года «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», которым установлен запрет на усыновление российских детей гражданами США. Анализируется законность прекращения в одностороннем порядке действия Соглашения между Россией и сШа от 13 июля 2011 года «О сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей».

Рассматриваются принятые в России законодательные меры по сокращению международного усыновления и передаче детей-сирот в российские семьи. Приводится статистика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермском крае.

Ключевые слова: устройство детей, международное усыновление, Европейский суд по правам человека, семейное законодательство.

L.A. Burylova

THE CARRYING OUT OF RUSSIAN ORPHANS: LEGAL ASPECTS

The article deals with the problem of adoption of Russian orphans by foreign citizens. The reason for the study was the decision of the European Court of Human Rights on January 17, 2017 to recognize as illegal the ban on the adoption by citizens of the United States of America of Russian citizens. A legal analysis of Russian legislation and its compliance with universally recognized norms of international law, in particular the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, is given. The legal grounds for the adoption of the Federal Law of December 28, 2012 "On measures to influence persons involved in violations of fundamental human rights and freedoms, the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation", which prohibits the adoption of Russian children by US citizens. The legality of the unilateral termination of the Agreement between Russia and the United States of July 13, 2011 "On cooperation in the field of adoption of children" is analyzed.

The legislative measures adopted in Russia to reduce international adoption are and the transfer of orphans to Russian families is considered too. The statistics of the structure of children left without parental care in the Perm region are given.

Keywords: organization of children, international adoption, European Court of Human Rights, family legislation.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 17 января 2017 года удовлетворил 45 жалоб граждан США на неправомерное прекращение Россией процесса усыновления российских детей американскими семьями.

ЕСПЧ встал на сторону граждан США, которые намеревались усыновить детей - граждан России, начали оформлять необходимые документы, успели подружиться с детьми. Однако из-за принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ усыновление российских детей гражданами США было запрещено. Данный закон более известен под названием Закон Димы Яковлева. (Дима Яковлев - российский ребенок, усыновленный американской парой и погибший из-за неосторожности приемного отца в 2008 году). Среди детей, которых собирались усыновить граждане США, были и дети из Перми [1].

© Бурылова Любовь Алексеевна - доцент кафедры философии и права, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: lyubura@mail.ru.

По мнению суда, Россия нарушила ст. 14 (запрет дискриминации) и 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Истцам присуждена компенсация в размере трех тысяч евро каждому.

Решение Европейского суда вызвало неоднозначную реакцию.

Сторонники запрета на передачу маленьких российских граждан в США ссылаются на факты жестокого обращения с усыновленными детьми из России.

Заместитель главы Министерства юстиции РФ Г. Матюшкин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что постановление ЕСПЧ будет обжаловано [2].

В то же время противники Федерального закона № 272-ФЗ, запрещающего усыновление российских сирот в США, считают решение Европейского суда справедливым, а передачу российских сирот иностранцам - заботой о наилучшем обеспечении интересов ребенка [3].

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка

Международные стандарты относительно усыновления (удочерения) отражены в Конвенции о правах ребенка [4].

В соответствии со ст. 3 Конвенции принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка должен соблюдаться в первоочередном порядке во всех действиях в отношении детей.

При передаче детей для усыновления в другую страну государства «содействуют в необходимых случаях достижению целей данной статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами» [4, ст. 21].

25 мая 1993 года была принята Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления. В этом международном соглашении содержатся правила передачи детей в другую страну для усыновления. Усыновляемый ребенок должен быть «квалифицированным» сиротой, т.е. его правовая «пригодность» для усыновления должна быть бесспорной, чтобы избежать нарушения интересов и законных прав как самого ребенка, так и его родителей или иных лиц, имеющих в соответствии с законом право на его истребование от всякого третьего лица. Российская Федерация подписала Конвенцию 7 сентября 2000 года, но до сих пор ее не ратифицировала [5].

Российское законодательство, устанавливая возможность усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами, признает приоритет интересов ребенка.

Согласно п. 2 ст. 124 Семейного кодекса РФ, «Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах». Решение об усыновлении принимается с учетом возможности обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие [6].

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Передача детей на усыновление иностранным гражданам допускается лишь по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей [7, п. 4, ст. 124].

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Установлен приоритет международных договоров РФ над национальным законодательством.

П. 1 ст. 165 Семейного кодекса РФ упоминает о необходимости учета при усыновлении положений международных договоров РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Заключение двусторонних международных договоров в области усыновления позволяет создать действенный механизм контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства. В настоящее время такие договоры заключены с Италией [8], Францией [9], Испанией[10].

Как отмечается в ежегодных обзорах практики рассмотрения российскими судами дел об усыновлении, при рассмотрении указанной категории дел судами в целом соблюдаются требования действующего законодательства, регулирующего вопросы усыновления детей [11].

«Закон Димы Яковлева»

Федеральный закон от 28 декабря 2012 N 272-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2013 года, запретил передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки [12, ст. 4]. Во исполнение этого закона также запрещено осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки.

В силу ч. 2 ст. 4 указанного закона прекращено от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Скоропалительный односторонний отказ России от выполнения международных обязательств вызвал немало вопросов. В период с 1991 по 2011 год иностранными гражданами в России было усыновлено свыше 60 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство усыновленных детей успешно адаптировались в новых семьях. Вместе с тем зафиксировано 17 случаев насильственной гибели российских детей, усыновленных гражданами США [13].

В юридической литературе неоднократно отмечалось, что принятие Федерального закона от 28 декабря 2012 года не отвечает интересам детей, не способствует реализации права больного ребенка жить и воспитываться в семье, где ему будут обеспечены уход и эмоциональная поддержка [14].

Свое отношение к Федеральному закону выразил также и уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае П.В. Миков. Он отметил, что «на 1 января 2013 года, то есть на момент вступления Закона в юридическую силу, 10 детей из учреждений Пермского края уже познакомились со своими потенциальными родителями из Соединенных Штатов. Устроить этих детей в семьи российских граждан невозможно из-за тяжелых хронических заболеваний. У всех детей либо два, либо один диагноз: они ВИЧ-инфицированы и заражены гепатитом В или С» [15].

Как следует из доклада о соблюдении и защите прав и законных интересов ребенка и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае в 2013 году, общее количество усыновленных (удочеренных) детей снизилось на 20 %, в то время как в Российской Федерации данный показатель снизился лишь на 10 %. При этом количество усыновленных (удочеренных) детей иностранными гражданами снизилось на 35 %, что в том числе обусловлено принятием 28 декабря 2012 года Федерального закона Российской Федерации «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [16].

Результаты обобщения, проведенного Верховным судом РФ, свидетельствуют, что тенденция к снижению количества дел указанной категории, которая имела место в предыдущие три года (2011-2013 гг.), в 2014 году сохранилась [11].

Так, если в 2012 году с вынесением решения было рассмотрено 2 426 дел о международном усыновлении, то в 2014 году с вынесением решения рассмотрено 947 таких дел, что на 24,1 % меньше, чем в 2013 году, и на 61 % меньше, чем в 2012 году. Верховный суд отмечает, что по-прежнему широко распространено усыновление российских детей гражданами Российской Федерации. Статистические данные о рассмотрении таких дел в судах свидетельствуют о небольшом, но стабильном росте усыновлений российскими гражданами. Количество этих дел в 2014 году составило 14 720, что на 1,2 % больше, чем в 2013 году, и на 2,4 % больше, чем в 2012 году [11].

Заявление номер 27161/13 по делу Е.О. из Перми

Одно из удовлетворенных Европейским судом по правам человека заявлений касалось усыновления пермской девочки 2009 года рождения. Как установлено судом, E.O. является ВИЧ-положительной. Она страдает от задержки развития речи, незначительной аномалии развития сердца и других заболеваний. Заявители из США инициировали адаптационную процедуру в марте 2012 года. Выполнив необходимые шаги для усыновления в пределах Соединенных Штатов, они были зарегистрированы в Российском государственном банке данных в качестве кандидатов в усыновители 6 сентября 2012 года. Получив разрешение Министра образования Пермского края, они неоднократно общались с девочкой, и в сентябре 2012 года официально согласились ее удочерить. Но процедура усыновления была приостановлена, а 24 апреля 2013 года заявители из США были проинформированы о том, что они были удалены из Государственного банка данных в качестве потенциальных приемных родителей. По сведениям, представленным Правительством России, девочку из Перми усыновили другие иностранцы. Как видно из постановления ЕСПЧ, в 2013 году она доставлена в Ирландию [1].

Судьба других российских сирот неизвестна.

Список литературы

1. Постановление Европейского суда по правам человека от 17 января 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-170390 (дата обращения: 30.01.2017).

2. Интервью зам. министра юстиции Г. Матюшкина [Электронный ресурс]. - URL: https://echo.msk.ru (дата обращения: 30.01.2017).

3. ЕСПЧ признал незаконным запрет на усыновление российских детей гражданами США [Электронный ресурс]. - URL: https://russian.rt.com/world/news/350995-espch-zapret-usynovlenie-rossiiskih-detei-ssha (дата обращения: 30.01.2017).

4. Конвенция о правах ребенка: принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru (дата обращения: 24.01.2017).

5. Российским сиротам необходима Гаагская конвенция [Электронный ресурс]. - URL: http://izvestia.ru/news/304617 (дата обращения: 30.01.2017).

6. Семейный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 29.12.1995 N 223-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей: Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 258-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 09.11.2009. - № 45. - Ст. 5276.

8. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей: Федеральный закон от 28 июля 2012 N 148-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 30.07.2012. - № 31. - Ст. 4337.

9. О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей: Федеральный закон от 08 марта 2015 N 28-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 09.03.2015. - № 10. - Ст. 1398.

10. Обзор практики рассмотрения в 2015 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2012 № 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. -№ 53 (ч. 1). - Ст. 7597.

12. Макеева А. А. Двусторонние международные договоры как фактор обеспечения прав ребенка // Журнал российского права. - 2013. - № 1. - С. 116-122.

13. Брылева Е.А. Проблемные вопросы усыновления детей иностранными гражданами // Вопросы ювенальной юстиции. - 2014. - № 2. - С. 12-13.

14. Миков П. Дети-сироты XXI века - это крепостные // Новый компаньон. - 2013. -12 февр.

15. Ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и законных интересов ребенка и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае в 2013 году [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Postanovlenie Evropeiskogo suda po pravam cheloveka ot 17 ianvaria 2017 g. [ Resolution of the European Court of Human Rights of 17 January 2017], available at: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-170390 (accessed 30 January 2017).

2. Interv'iu zamestitelia ministra iustitsii G. Matiushkina [Interview of deputy minister of justice G. Matyushkin], available at: https://echo.msk.ru/ (accessed 30 January 2017).

3. ESPCh priznal nezakonnym zapret na usynovlenie rossiiskikh detei grazhdanami SShA [ECHR found illegal the ban on the adoption of Russian children by US citizens], available at: https://russian.rt.com/world/news/350995-espch-zapret-usynovlenie-rossiiskih-detei-ssha / (accessed 30 January 2017).

4. Konventsiia o pravakh rebenka: priniata Rezoliutsiei 44/25 General'noi Assamblei ot 20 noiabria 1989 g. [Convention on the Rights of the Child, available at: URL: http://www.un.org/ru/ (accessed 24 January 2017).

5. Rossiiskim sirotam neobkhodima Gaagskaia konventsiia [Russian orphans need Hague convention], available at: http://iz-vestia.ru/news/304617 (accessed 20 January 2017).

6. Semeinyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: FZ ot 29.12.1995 N 223-FZ [RF Family Code], available at: Konsul'tantPlius.

7. O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Ital'ianskoi Respublikoi o sotrudnichestve v oblasti usynovleniia (udochereniia) detei: Federal'nyi zakon ot 9 noiabria 2009 g. N 258-FZ [On ratification of the Treaty between the Russian Federation and the Italian Republic on cooperation in the field of children's adoption], Sobranie zakonodatel'stva RF, 9 November 2009, no.45, st. 5276.

8. O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Frantsuzskoi Respublikoi o sotrudnichestve v oblasti usynovleniia (udochereniia) detei: Federal'nyi zakon ot 28 iiulia 2012 N 148-FZ [On ratification of the Treaty between the Russian Federation and the French Republic on cooperation in the field of children's adoption]. Sobranie zakonodatel'stva RF, 30 July 2012, no. 31, st. 4337.

9. O ratifikatsii Dogovora mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Korolevstvom Ispaniia o sotrudnichestve v oblasti usynovleniia (udochereniia) detei: Federal'nyi zakon ot 08 marta 2015 N 28-FZ [On ratification of the Treaty between the Russian Federation and the Kingdom of Spain on cooperation in the field of children's adoption]. Sobranie zakonodatel'stva RF, 09 March 2015, no. 10, st. 1398.

10. Obzor praktiki rassmotreniia v 2015 godu oblastnymi i ravnymi im sudami del ob usynovlenii detei inostrannymi grazhdanami ili litsami bez grazhdanstva, a takzhe grazhdanami Rossiiskoi Federatsii, postoianno prozhivaiushchimi za predelami territorii Rossiiskoi Federatsii [Review of the considering practice in 2015 by regional and equal courts cases on the adoption of children by foreign citizens or stateless persons, as well as by citizens of the Russian Federation permanently residing outside the territory of the Russian Federation], available at: Konsul'tantPlius.

11. O merakh vozdeistviia na lits, prichastnykh k narusheniiam osnovopolagaiushchikh prav i svobod cheloveka, prav i svobod grazhdan Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 28 dekabria 2012 № 272-FZ (red. ot 23.05.2015) [On measures against persons involved in violations of fundamental human rights and freedoms, the rights and freedoms of Russian citizens]. Sobranie zakonodatel'stva RF, 31 December 2012, no. 53 (part 1), st. 7597.

12. Makeeva A.A. Dvustoronnie mezhdunarodnye dogovory kak faktor obespecheniia prav rebenka [Bilateral international treaties as a factorof ensuring the child rights]. Zhurnal rossiiskogo prava, 2013, no. 1, pp. 116 - 122.

13. Bryleva E.A. Problemnye voprosy usynovleniia detei inostrannymi grazhdanami [Controversial issues of adoption of children by foreign citizens]. Voprosy iuvenal'noi iustitsii, 2014, pp. 2, pp. 12 - 13.

14. Mikov P. Deti-siroty XXI veka - eto krepostnye ["Orphans of the 21st century are serfs"]. Novyi kompan'on, February 12, 2013.

15. Ezhegodnyi doklad o sobliudenii i zashchite prav i zakonnykh interesov rebenka i deiatel'nosti Upolnomochennogo po pravam rebenka v Permskom krae v 2013 godu [Annual report on the observance and protection of rights and legal interests of the child and the activities of the Ombudsman for Children in the Perm region in 2013], available at: Konsul'tantPlius.

Получено 31.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.