Научная статья на тему 'Новеллы российского законодательства об усыновлении (удочерении) детей'

Новеллы российского законодательства об усыновлении (удочерении) детей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3667
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЫНОВЛЕНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ОРГАНЫ ОПЕКИ / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СЕМЬЯ / ADOPTION / ORPHANS / GUARDIANSHIP BODIES / FAMILY LAW / FAMILY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петюкова Оксана Николаевна

В статье анализируются изменения, которым подвергся семейно-правовой институт усыновления (удочерения) российских детей за 2011-2014 годы. Рассматриваются нововведения российского законодательства об усыновлении детей на уровне федеральных законов и подзаконных актов. Автор приводит статистические данные Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ об устройстве детей-сирот в семьи российских граждан и иностранцев. В работе отмечается, что в 2013 г. наблюдалось двухкратное увеличение количества детей-инвалидов, которых усыновили россияне, обусловленное усилением мер социальной поддержки семей, усыновляющих ребенка-инвалида. Однако данные социологического исследования, проведенного в 2013 г. по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, свидетельствуют о недостаточной степени готовности российских граждан воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, правовые меры поддержки замещающих семей будут способствовать более полной реализации права детей, оставшихся без попечения родителей, на семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петюкова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS OF RUSSIAN LEGISLATION ON ADOPTION OF CHILDREN

The paper analyzes the changes in family law institute of adoption of Russian children in 2011-2014.The paper deals with innovations of Russian legislation on adoption of children at the level of federal laws and sublegislative acts. The author indicates statistical data of the State Policy Department in the sphere of children's rights protection, the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on orphans' adoption by Russian and foreign citizens. The paper notes that in 2013 the number of children with disabilities who were adopted by Russians increased twofold due to strengthening of the social support to adopting families. However, according to the sociological survey conducted in 2013 by the Fund of support for children in difficult circumstances, Russian citizens are not ready to raise adopted children. Consequently, the legal measures of supporting the fostering families will contribute to the fuller realization of orphans' rights to a family.

Текст научной работы на тему «Новеллы российского законодательства об усыновлении (удочерении) детей»

© Петюкова О.Н., 2014

УДК 347.6 ББК 67.404.5

НОВЕЛЛЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ДЕТЕЙ

Петюкова Оксана Николаевна

Доктор юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой гражданского и арбитражного процесса по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ [email protected]

4-й Вешняковский проезд, 4, 109456 г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируются изменения, которым подвергся семейноправовой институт усыновления (удочерения) российских детей за 2011-2014 годы. Рассматриваются нововведения российского законодательства об усыновлении детей на уровне федеральных законов и подзаконных актов.

Автор приводит статистические данные Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ об устройстве детей-сирот в семьи российских граждан и иностранцев.

В работе отмечается, что в 2013 г. наблюдалось двухкратное увеличение количества детей-инвалидов, которых усыновили россияне, обусловленное усилением мер социальной поддержки семей, усыновляющих ребенка-инвалида.

Однако данные социологического исследования, проведенного в 2013 г. по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, свидетельствуют о недостаточной степени готовности российских граждан воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, правовые меры поддержки замещающих семей будут способствовать более полной реализации права детей, оставшихся без попечения родителей, на семью.

Ключевые слова: усыновление, дети-сироты, органы опеки, семейное законодательство, семья.

Усыновление как семейно-правовой институт за последние годы подвергся существенным изменениям. В настоящее время устройство российских детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, в том числе путем усыновления, регламентируется международными договорами, законами и подзаконными актами. В соответствии со ст. 20 Конвенции «О правах ребенка» «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, име-

ет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [3]. В ст. 8.1 Европейской конвенции по усыновлению 1967 г. говорится о том, что усыновление производится, только если служит интересам или благу ребенка. Гаагская конвенция по межгосударственному усыновлению 1993 г. дополняет указание на интерес или благо ребенка правами детей, признанными международным правом.

Семейным кодексом РФ [14] установлена судебная процедура усыновления. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребен-

ка производится судом в порядке особого производства. Процедура усыновления (удочерения) ребенка регламентируется на основании гл. 19 Семейного кодекса РФ, гл. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ и иных нормативных правовых актов [13].

Разъяснения некоторых вопросов, касающихся усыновления детей (в том числе усыновления иностранцами российских детей) содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

На протяжении последних лет в законодательство об усыновлении детей были внесены изменения и дополнения. Вместе с тем по-прежнему законодательно признается, что усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей [7].

Согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

При этом в настоящее время дети могут быть переданы на усыновление российским гражданам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Ранее этот срок составлял 3, а затем 6 месяцев.

С 1 января 2013 г. запрещена передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории России деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи российских детей на усыновление (удочерение) гражданам США.

В связи с данным запретом, установленным п. 1 ст. 4 Федерального закона от

28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [16], прекращено действие Соглашения между Россией и США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Данным законом, получившим за рубежом название «Закон Димы Яковлева», запрещены передача российских детей на усыновление (удочерение) гражданам США, а также деятельность на территории Российской Федерации органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам США.

Денонсация в одностороннем порядке Российско-американского соглашения об усыновлении детей, как признает ряд исследователей, несмотря на имеющий место эмоциональный и политический аспект, является хотя и вынужденной, но с правовой точки зрения своевременной мерой, призванной защищать национальные интересы Российской Федерации [6].

В соответствии с Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 7-ВС-224/13 по делам, по которым решения об усыновлении гражданами Соединенных Штатов Америки российских детей были вынесены судами до 1 января 2013 г. и вступили в законную силу (в том числе после 1 января 2013 г.), дети подлежат передаче усыновителям [8].

5 апреля 2013 г. изменилась мера административной ответственности за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Теперь она выражается не только в наложении административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей и на должностных лиц - от 4 тыс. до 5 тыс. руб., но и на юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 5.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ) [2].

Кардинальным изменениям подверглась ст. 127 Семейного кодекса РФ о лицах, имеющих право быть усыновителями. Перечень лиц, которые не могут быть усыновителями, в 2011 и 2013 г. был дополнен за счет:

- лиц, не прошедших специальной психо-лого-педагогической и правовой подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

- лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Психолого-педагогическая и правовая подготовка потенциальных усыновителей осуществляется по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от

20.08.2012 № 623 [9].

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме. Вместе с тем общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70 % академических часов практических занятий - тренинга), включая итоговую аттестацию в форме собеседования.

Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в региональном бюджете.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, желающими усыновить российского ребенка, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают. Объем такой подготовки должен быть не менее, чем это предусмотрено соответствующими программами психолого-педагогической и правовой подготовки в России. При этом тематики подготовки в Российской Федерации и иностранном государстве должны соответствовать друг другу.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории России, потенциальные усыновители, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, такая подготовка осуществляется на территории Российской Федерации.

Министерством образования и науки РФ подготовлено письмо от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей).

Особо следует отметить, что положение абз. 10 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № 386-ФЗ) предусматривает ограничения возможности усыновить ребенка лицами, имеющими или имевшими судимость, подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Данную норму

следует применять с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П [11].

В 2013 г. более гибкой стала формулировка положения ст. 128 Семейного кодекса РФ, касающегося разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком. Эта разница должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Хотя и ранее разница в возрасте при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) не учитывалась судом.

Следует отметить, что законодательный запрет усыновлять детей лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отменен.

Принятое 14 февраля 2013 г. Постановление Правительства РФ № 118 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» [12] направлено на совершенствование механизмов правовой, организационной и психолого-педаго-гической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить (удочерить) детей. Теперь органы опеки и попечительства обязаны через официальный сайт, а также средства массовой информации информировать граждан о возможности усыновить ребенка и о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены [5].

Сокращается количество документов, которые следует собирать гражданам, намеревающимся взять ребенка на воспитание, в ряде случаев увеличивается срок их действия. Теперь потенциальные усыновители освобождены от обязанности представлять справку о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам. Этот документ органы опеки запраши-

вают самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

Граждане, которые собираются взять ребенка на воспитание в свою семью, обязаны в соответствии с действующим законодательством представить документ о состоянии здоровья. Медицинское заключение, выдаваемое лечебно-профилактическим учреждением, теперь будет действовать в течение полугода, а не трех месяцев, как ранее, поскольку этого срока не всегда хватало на выполнение необходимых процедур по передаче ребенка на воспитание в семью. Упрощается и процедура постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители граждан, имеющих заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

Перечисленные меры будут способствовать созданию условий для увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи российских граждан.

Как подчеркнул министр образования и науки Д.В. Ливанов на пресс-конференции 26 февраля 2014 г., в 2013 г. в России в два раза увеличилось количество детей-инвали-дов, которых усыновили россияне [1]. За 2013 г. количество детей в федеральном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось на 12,5 тыс. человек. С одной стороны, стали выявлять меньше сирот, лучше работает профилактика сиротства, а с другой стороны, стали больше усыновлять детей.

В 2013 г. были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, согласно которым семьи, усыновляющие ребен-ка-инвалида, ребенка старше 7 лет, а также нескольких братьев и сестер, получают 100 тыс. рублей.

По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ на конец 2013 г., в России более 516 тыс. детей находятся на воспитании в семьях, 104 тыс. - под надзором организаций для детей-сирот, а более 18 тыс. учатся на полном государственном обеспечении [15]. При этом 6 565 детей усыновили российские граждане, 2 604 детей усыновили иностранные граждане.

Данные социологического исследования, проведенного в 2013 г. Российским обществом

социологов по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [10], свидетельствуют о недостаточной степени готовности российских граждан воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей. Только 16 % россиян хотели бы принять в свою семью ребенка-сироту, причем из них 13,6 % готовы сделать это в ближайший год. Большая часть россиян считает, что низкие и непостоянные доходы, а также плохие жилищные условия и неуверенность в поддержке государства не позволяют им взять на воспитание чужого ребенка.

Правовой основой подготовки ребенка к усыновлению должно стать создание системы открытого усыновления, которая указана в качестве одной из первоочередных мер, направленных на защиту прав и интересов де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от

01.06.2012 № 761.

О необходимости не только формальной, но и реальной дифференциации мер юридической ответственности, применяемых к лицам, ответственным за принятие решений по усыновлению, приведших к трагическим фактам гибели детей или причинения вреда их здоровью, а также к виновным лицам, совершившим противоправные действия в отношении усыновленных детей, говорит Л.С. Леонтьева [4].

Кроме того, требуется усиление комплекса мер государственного контроля в сфере усыновления российских детей, корректировка подходов к проблеме обеспечения прав и законных интересов усыновленных (удочеренных) российских детей.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере зашиты прав детей. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru /massmedia/eaec06df5b.html. - Загл. с экрана.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 7 янв. (№ 1 (ч. 1)). - Ст. 1.

3. Конвенция о правах ребенка : (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) : (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР - 1993. - Вып. XLVI.

4. Леонтьева, Л. С. Понятие противоправного действия, связанного с усыновлением. Субъекты противоправных действий / Л. С. Леонтьева // Семейное и жилищное право. - 2013. - № 6. -С. 15-18.

5. Минчин, Л. Усыновить ребенка станет проще / Л. Минчин // Юрист : [электрон. журн.]. -2013. - №7. - С. 2.

6. Миронов, М. А. Нормативно-правовые аспекты усыновления детей граждан Российской Федерации иностранными гражданами и изменения их гражданства / М. А. Миронов, А. В. Червин-ская // Семейное и жилищное право. - 2013. - № 6. -С. 6-9.

7. Петюкова, О. Н. Семейное право / О. Н. Петюкова. - М. : Финакадемия, 2010. - 144 с.

8. Письмо заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 7-ВС-224/13. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» от 20 августа 2012 г. № 623 // Российская газета. - 2012. - 31 авг. (№ 200).

10. Причины, по которым россияне усыновляют детей // РИА Новости. 13.11.2013. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ria.ru /disabled_know/20131113/976503050.html. - Загл. с экрана.

11. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» от 31 января 2014 г. № 1-П // Российская газета. - 2014. - 19 февр. (№ 38).

12. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» от 14 февраля 2013 г. № 118 // Российская газета. - 2013. - 19 февр. (№ 35).

13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражда-

нами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» от 29 марта 2000 г. № 275 // Российская газета. - 2000. - 13 апр. (№ 72).

14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ : (ред. от 05.05.2014) // Российская газета. - 1996. - 27 янв. (№ 17).

15. Усыновление и опека в России // РИА Новости. 20.11.2013. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ria. ru/disabled_know/20131120 /978241129.html. - Загл. с экрана.

16. Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ // Российская газета. - 2012. -29 дек. (№ 302).

REFERENCES

1. Internet-proekt Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Departament gosudarstvennoy politiki v sfere zashchity prav detey [Web-Project of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The State Policy Department in the Sphere of Children’s Rights Protection]. Available at: http:// www.usynovite.ru/massmedia/eaec06df5b.html.

2. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob admini-strativnykh pravonarusheniyakh 30.12.2001 № 195-FZ [The Russian Federation Code of Administrative Violations of December 30, 2001 no. 195-FZ]. Red. ot 28 iyunya 2014 g. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii], 2002, Jan. 7, no. 1 (part 1), art. 1.

3. Konventsiya o pravakh rebenka: (odobrena Generalnoy Assambleey OON 20.11.1989; vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990) [Convention on Child’s Rights (Approved by UN General Assembly on November 20, 1989; Entered into Force for the USSR on September 15, 1990)]. Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR [Collection of International Treaties of the USSR], 1993, iss. XLVI.

4. Leontyeva L.S. Ponyatie protivopravnogo deystviya, svyazannogo s usynovleniem. Subyekty protivopravnykh deystviy [The Notion of Illegal Activity Associated With Adoption. Subjects of Illegal Actions]. Semeynoe i zhilishchnoepravo, 2013, no. 6, pp. 15-18.

5. Minchin L. Usynovit rebenka stanet proshche [It Will be Easier to Adopt a Child]. Yurist. Elektronnyy zhurnal, 2013, no. 7, p. 2.

6. Mironov M.A., Chervinskaya A.V. Normativno-pravovye aspekty usynovleniya detey grazhdan Rossiyskoy Federatsii inostrannymi grazhdanami i izmeneniya ikh grazhdanstva [Legal Aspects of Adoption of Russian Citizens’ Children by

Foreign Citizens and the Change of Their Nationality]. Semeynoe i zhilishchnoe pravo, 2013, no. 6, pp. 6-9.

7. Petyukova O.N. Semeynoe pravo [Family Law]. Moscow, Finakademiya Publ., 2010. 144 p.

8. Pismo zamestitelya Predsedatelya Verkhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii 22.01.2013 № 7-VS-224/13 [The Letter by Deputy Chairman of Supreme Court of the Russian Federation of January 22, 2013 no. 7-BC-224/13]. Access from the Reference Legal System “KonsultantPlyus”.

9. Prikaz Minobrnauki Rossii “Ob utverzhdenii trebovaniy k soderzhaniyu programmy podgotovki lits, zhelayushchikh prinyat na vospitanie v svoyu semyu rebenka, ostavshegosya bez popecheniya roditeley, i formy svidetelstva o prokhozhdenii takoy podgotovki na territorii Rossiyskoy Federatsii” 20.08.2012 № 623 [Order of the Russian Ministry of Education and Science “On Approval of the Requirements for Training Programs for Those Wishing to Take in the Care of Their Family a Child Left Without Parental Care, and Certificate of Participation in Such Training in the Russian Federation”of August 20, 2012 no. 623]. Rossiyskaya gazeta, 2012, Aug. 31 (no. 200).

10. Prichiny, po kotorym rossiyane usynovlyayut detey [Reasons for the Russians to Adopt Children]. RIA Novosti. 13.11.2013. Available at: http://ria.ru/ disabled_know/20131113/976503050.html.

11. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF “Po delu o proverke konstitutsionnosti abzatsa desyatogo punkta 1 statyi 127 Semeynogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s zhaloboy grazhdanina

S.A. Anikeeva” 31.01.2014 № 1-n [The Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation “On Case of Examining the Constitutionality of the Tenth Provision of Paragraph 1 of Article 127 of the Family Code of the Russian Federation in Connection With the Complaint of S.A. Anikeev” of January 31, 2014 no. 1-P]. Rossiyskaya gazeta, 2014, Febr. 19 (no. 38).

12. Postanovlenie Pravitelstva RF “O vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii po voprosam ustroystva detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, na vospitanie v semyi” 14.02.2013 № 118 [The Decree of Russian Federation Government “On Amendments to Certain Acts of the Russian Federation Government on Issues of Orphans Left Without Parental Care, for Fostering in Families” of February 14, 2013 no. 118]. Rossiyskaya gazeta, 2013, Febr. 19 (no. 35).

13. Postanovlenie Pravitelstva RF “Ob utverzhdenii Pravil peredachi detey na usynovlenie (udocherenie) i osushchestvleniya kontrolya za usloviyami ikh zhizni i vospitaniya v semyakh usynoviteley na territorii Rossiyskoy Federatsii i Pravil postanovki na uchet konsulskimi uchrezhdeniyami Rossiyskoy Federatsii detey, yavlyayushchikhsya

grazhdanami Rossiyskoy Federatsii i usynovlennykh inostrannymi grazhdanami ili litsami bez grazhdanstva” 29.03.2000 № 275 [Government Decree “On Approval of Rules for Transferring Children for Adoption and Monitoring Their Conditions of Life and Education in Adoptive Families on the Territory of the Russian Federation and the Rules of Registration by Consular Institutions of the Russian Federation of Children Who are Citizens of the Russian Federation and Adopted by Foreign Citizens or Stateless Persons” of March 29, 2000 no. 275]. Rossiyskaya gazeta, 2000, Apr. 13 (no. 72).

14. Semeynyy kodeks Rossiyskoy Federatsii 29.12.1995 № 223-FZ [The Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 no. 223-FZ]. Red. ot

5 maya 20І4 g. Rossiyskaya gazeta, 1996, Jan. 27 (no. 17).

15. Usynovlenie i opeka v Rossii [Adoption and Guardianship in Russia]. RIA Novosti. 20.ІІ.20І3. Available at: http://ria.ru/disabled_know/20131120/ 978241129.html.

16. Federalnyy zakon “O merakh vozdeystviya na lits, prichastnykh k narusheniyam osnovopolaga-yushchikh prav i svobod cheloveka, prav i svobod grazhdan Rossiyskoy Federatsii” 28. І2.20І2 N° 272-FZ [The Federal Law “On Measures of Influencing Persons Involved in Violating the Fundamental Rights and Freedoms of Persons, Citizens of the Russian Federation” of December 28, 20І2 no. 272-FZ]. Rossiyskaya gazeta, 20І2, Dec. 29 (no. 302).

INNOVATIONS OF RUSSIAN LEGISLATION ON ADOPTION OF CHILDREN

Petyukova Oksana Nikolaevna

Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor,

Deputy Head of the Department of Civil and Arbitration Procedure,

Financial University under the Government of the Russian Federation [email protected]

4th Veshnyakovskiy Pass., 4, 109456 Moscow, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The paper analyzes the changes in family law institute of adoption of Russian children in 2011-2014.The paper deals with innovations of Russian legislation on adoption of children at the level of federal laws and sublegislative acts.

The author indicates statistical data of the State Policy Department in the sphere of children’s rights protection, the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on orphans’ adoption by Russian and foreign citizens.

The paper notes that in 2013 the number of children with disabilities who were adopted by Russians increased twofold due to strengthening of the social support to adopting families.

However, according to the sociological survey conducted in 2013 by the Fund of support for children in difficult circumstances, Russian citizens are not ready to raise adopted children.

Consequently, the legal measures of supporting the fostering families will contribute to the fuller realization of orphans’ rights to a family.

Key words: adoption, orphans, guardianship bodies, family law, family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.