ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ДЕТЕЙ
Мосиенко Т.А. Лукьянова А.Г. Щекина Е.Н.
2.18. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Мосиенко Татьяна Александровна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Ростовский государственный экономический университет. Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: kafedra37@bk.ru
Лукьянова Аксинья Геннадьевна, магистрант. Место учебы: Ростовский государственный экономический университет. E-mail: kafedra37@bk.ru Щекина Елена Николаевна, магистрант. Место учебы: Ростовский государственный экономический университет. E-mail: kafedra37@bk.ru
Аннотация: настоящая статья посвящена устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а именно усыновлению (удочерению) в судебном порядке российскими гражданами.
Авторы полагают, что институт усыновления (удочерения) семейного права является сложным, как для правоприменителя, так и для граждан, желающих принять ребёнка в семью.
Ключевые слова: усыновление, органы опеки и попечительства, суд, устройство детей, оставшихся без попечения родителей, тайна усыновления.
THE LEGAL MECHANISM FOR THE ADOPTION OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
Mosienko Tatiana Alexandrovna, PhD at law. Position: Associate Professor. Place of employment: Rostov State Economic University. Department: Civil Law chair. E-mail: kafedra37@bk.ru
Lukyanova Aksiniya Gennadievna, master student. Place of study: Rostov State Economic University. E-mail: kafedra37@bk.ru
Shchekina Elena Nikolaevna, master student. Place of study: Rostov State Economic University. E-mail: kafedra37@bk.ru
Annotation: This article is dedicated to children left without parental care, namely the adoption (adoption) in court by Russian citizens.
The authors believe that the adoption Institute (adoption) family law is difficult for the law enforcer, and for citizens who want to take the child to the family. Keywords: adoption, guardianship authorities, the court, children left without parental care, adoption secret.
Надо отметить, что последние годы были трудными для становления и развития Российской Федерации. В связи с обострением международной обстановки в мире и сложной социально-экономической ситуацией в стране значительно ухудшилось состояние брачно-семейных отношений, что повлекло за собой увеличение детей, оставшихся без попечения родителей.
Понятие о благополучии (неблагополучии) семьи является оценочным критерием для общества в целом. В неблагополучных семьях родители, как правило, страдают пороками общества: хроническим алкоголизмом, злоупотребляют наркотическими средствами, нигде не работают, материально не обеспечивают семью, позволяют себе жестоко обращаться с детьми (склоняют их к бродяжничеству и попрошайничеству, к
занятию проституцией, что ведёт к росту преступности среди несовершеннолетних). А это в свою очередь вызывает рост количества детей, оставшихся без родительского попечения. Чему в немалой степени на наш взгляд, способствует неудовлетворительная работа представителей органов опеки и попечительства, не выявляющих своевременно неблагополучные семьи с детьми.
Современные социально-экономические реалии, тотальная трансформация всех сфер жизнедеятельности общества и семьи, актуализирует вопросы, связанные с детьми, оставшихся без родительского попечения и подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.
Отсутствие надлежащего внимания к своим детям вынуждает государственные органы решать вопрос в судебном порядке об ограничении или лишении их родительских прав, с возложением на родителей алиментных обязанностей.
Ребёнок, оставшийся без попечения родителей после лишения родительских прав, по истечении шестимесячного срока может быть передан на усыновление в семьи граждан России.
Усыновление (удочерение) детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетной формой их устройства в семью.
Институт усыновления детей, оставшихся без родительского попечения, регулируется как российским законодательством, так и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
В частности, Конвенция ООН «О правах ребёнка» [Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989] закрепляет основные права ребёнка и в случае их нарушения определяет порядок защиты.
В ней говорится о том, что «Ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» (статья 20 п.1 Конвенции).
При усыновлении ребёнка семейное законодательство исходит из основного принципа - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. И это должно являться основополагающим условием при его усыновлении.
Защищая права несовершеннолетних детей, государство и общество стремятся создать благоприятную обстановку для их физического, умственного и нравственного развития.
Обязанность по защите интересов детей возложена и на Министерство образования и науки Российской Федерации, осуществляющее централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывающее содействие в устройстве ребенка на воспитание в семьи граждан РФ [Постановление Правительства РФ от 10.03.2005].
В соответствии со статьёй 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей с учётом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие [Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-Ф3].
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей, оставшихся без попечения родителей иностранными граж-
данами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России и лицами без гражданства по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей по правилам ст. 124 п. 4 СК РФ.
В сложившейся социально-экономической ситуации в России, число граждан желающих взять детей на воспитание в свою семью на усыновление, значительно меньше числа детей, которые нуждаются в семейном устройстве.
Именно поэтому с предложением об оказании содействия в усыновлении российских детей стали обращаться иностранные граждане и организации по усыновлению детей, оставшихся без попечения родителей.
За последние годы осуществление усыновления российских детей иностранными гражданами прочно вошло в практику работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также краевых и областных судов.
В настоящий период времени России установление усыновления производится только в судебном порядке, что способствует более ответственному отношению к серьёзным переменам в жизни ребёнка. Рассмотрение дел об установлении усыновления производится судом в порядке особого производства и регулируется главой 19 Семейного кодекса РФ, главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ [Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ] и иными нормативно-правовыми актами.
На первый взгляд идея приоритета защиты интересов ребёнка бесспорна, но, тем не менее, Семейный кодекс Российской Федерации иногда ей противоречит, устанавливая запреты, где их быть не должно. Например, в статье 71 п. 6 СК РФ запрещается передача на усыновление детей до истечения шести месяцев с момента вынесения решения суда о лишении родительских прав.
На наш взгляд, необходимо учитывать то обстоятельство, что лишение родительских прав - является крайней мерой семейно-правовой ответственности и трудно рассчитывать на то, что родители одумаются или изменят свой образ жизни и обратятся в суд за восстановлением родительских прав в установленный срок. Не всегда оправдан шестимесячный срок пребывания ребёнка в опекунской семье, либо в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей. Законодатель по нашему мнению, старается защитить права родителей, лишённых родительских прав, а не ребёнка, что по сути своей противоречит существующим принципам семейного права и ведёт к дискриминации права несовершеннолетнего на защиту.
Из имеющегося у автора практического опыта отобрания детей у родителей, лишённых родительских прав, представляется необходимым данный срок сократить до трёх месяцев, дополнив пункт 6 статьи 71 следующим содержанием:
«Усыновление ребёнка в случае лишения родительских прав (одного из них) допускается не ранее трёх месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав».
Таким образом, сокращённый срок для восстановления родителей в правах будет стимулировать их к оздоровлению образа жизни и изменения отношения к ребёнку. Ребёнок же в свою очередь сможет рассчитывать на скорейшее возвращение в семью, либо на усыновление, так как его длительное нахождение в
учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причиняет ребёнку не только моральную, но и психологическую травму.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [Указ Президента РФ от 01.06.2012] совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путём расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям названы одной из важнейших мер, направленных на защиту прав и интересов данной категории детей.
Необходимо отметить, что действующее законодательство развивается в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2012 года [Указ Президента РФ от 28.12.2012], предусматривает необходимость безотлагательного принятия решений, обеспечивающих создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить) ребёнка.
Несмотря на многолетнюю историю семейного законодательства России, Семейный кодекс РФ до сих пор не даёт легального определения понятию усыновления.
Пчелинцева Л.М. говорит о том, что: «под усыновлением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и их (его) родственниками, с одной стороны, и усыновлённым ребёнком - с другой, возникают такие же права и обязанности как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению» [Пчелинцева, 2009, с. 719].
На наш взгляд, следует согласиться с мнением автора и определить, что усыновление является правооб-разующим и правопрекращающим юридическим фактом.
Исходя из приведённого определения, возникает необходимость назвать условия усыновления.
Так, Лёвушкин А.Н. пишет: «Условия усыновления -это установленные в законе требования, предъявляемые к строго определённому кругу лиц по поводу усыновления» [Лёвушкин, 2012, с. 60-64].
В статье 127 Семейного кодекса РФ закреплён перечень лиц, имеющих право быть усыновителями, и названы необходимые для этого требования к претендентам в усыновители.
В СК РФ определены условия усыновления ребёнка:
- согласие родителей на усыновление ребёнка;
- согласие опекунов (попечителей), приёмных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей;
- согласие усыновляемого ребёнка, достигшего возраста 10 лет;
- согласие супруга усыновителя, на усыновление ребёнка;
- разница в возрасте не менее 16 лет между усыновляемым и усыновителем, не состоящем в брачных отношениях.
В соответствии со статьёй 131 СК РФ одним из обязательных условий усыновления ребёнка, является согласие опекунов (попечителей), приёмных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, которое должно быть дано в письменной форме.
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ДЕТЕЙ
Мосиенко Т.А. Лукьянова А.Г. Щекина Е.Н.
На наш взгляд, данная норма является «перестраховочной», как для органов опеки и попечительства, так и для суда.
Непонятно, из каких побуждений исходил законодатель, называя лиц, которые должны давать письменное согласие на усыновление ребёнка, в то время как их правовое положение не всегда позволяет сделать это.
И тем более ни чего не мешало данным лицам, ранее заявить своё желание об усыновлении конкретного ребёнка в установленном законом порядке.
Действующее семейное законодательство устанавливает обязательный критерий для усыновления - согласие ребёнка, достигшего возраста 10 лет.
Антокольская М.А подчёркивает значимость данного права, указывая, что учёт мнения ребёнка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребёнка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребёнка [Антокольская, 2010, с. 431].
Но, на наш взгляд, этот возраст должен быть снижен до восьми лет, так как в современных условиях происходит более раннее интеллектуальное развитие детей.
По нашему мнению, необходимо п.1. ст. 132 СК РФ изложить в следующей редакции: «Для усыновления ребёнка, достигшего возраста восьми лет, необходимо его согласие».
Представляется - интересы ребёнка, должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, так и при отмене усыновления и при решении всех иных вопросов, касающихся несовершеннолетних детей.
Одним из условий защиты прав и интересов усыновителей и ребёнка, оставшегося без попечения родителей при его усыновлении, является вопрос тайны усыновления, которая включает в себя изменение места и даты рождения усыновленного ребёнка, а усыновители записываются в качестве родителей в свидетельстве о рождении.
«Нарушение тайны усыновления - это правонарушение, объектом которого являются охраняемые законом интересы семьи, нормального формирования и развития личности ребенка», отмечают А.И. Чучаев и А.А. Рожков [Чучаев, Рожков, 2002, с. 15].
На наш взгляд, следует согласиться с мнением данных авторов, так как в семейном законодательстве перечислены лица, обязанные в силу соблюдать тайну усыновления:
- судьи, вынесшие решение об усыновлении ребёнка;
- прокурор, так как его участие служит дополнительной гарантией вынесения судом правомерного решения, соответствующего прежде всего интересам ребёнка;
-должностные лица органов опеки и попечительства, давшие письменное заключение о возможности усыновления;
- должностные лица органов Загса, осуществившие государственную регистрацию усыновления;
- иные лица, осведомлённые об усыновлении.
Многие женщины с целью сохранения тайны усыновления, имитируют беременность и факт выписки из родильного дома, и даже близкие родственники не догадываются о факте усыновления ребёнка.
По нашему мнению, воспитание ребёнка в семье усыновителей не отличается от воспитания детей, биологическими родителями. Ребёнок развивается в спокойной жизненной обстановке, если он не знает, что не является биологическим ребёнком своих родителей.
Вопрос сохранения или разглашения тайны усыновления в научной литературе стал чаще подниматься учёными.
Так, К.Ю. Паршукова считает: «Отношения роди-тельства, при усыновлении не возникают, они являются особой разновидностью, которые трудно назвать даже родительскими, связывая их именно с тайной усыновления. При существующей тайне усыновления (ст. 139 СК РФ) никакой речи о родительских отношениях не может быть. Ребёнок, который понятия не имеет о своём реальном происхождении и о существовании биологических родственников, не застрахован от вероятности вступления в брак с близкими родственниками по прямой линии, а также с родными родителями, полнородными и неполнородными братьями и сёстрами, что запрещено российским семейным правом... Действующее семейное законодательство предусматривает специальные меры, направленные на сохранение тайны усыновления, и при такой постановке вопроса крайне трудно отследить судьбу усыновленного ребёнка даже со стороны его родных» [Пар-шукова, 2008, с. 30].
Если придерживаться мнения К.Ю. Паршуковой, то по нашему мнению это приведёт к значительному сокращению количества усыновлений, так как усыновители стремятся воспитать усыновленного ребёнка как своего биологического.
Поэтому, несомненно, прав А.Н. Лёвушкин, говоря о том, что «тайну усыновления ребёнка относят к сфере неприкосновенности частной жизни, семейной или личной тайны, которые гарантируются ст. 23 Конституцией РФ» [Лёвушкин, 2011, с. 26].
Разглашение тайны усыновления против воли усыновителя, влечёт уголовную ответственность таких лиц по статье 155 Уголовного кодекса РФ [Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ].
Таким образом, для более успешной реализации прав, как детей-сирот, так и усыновителей необходимо продолжать сохранять тайну усыновления.
Отмена же тайны усыновления на современном этапе развития российского общества будет являться преждевременной, не соответствующей правам и интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и усыновителей.
Анализ материалов в сети Интернет, приводит нас к выводу о том, что на стадии подготовки и решения дела по существу об усыновлении, количество споров по таким делам возрастает, а качество судебных решений в отдельных случаях далеки от совершенства. Суды не всегда детально исследуют представленные в качестве доказательств документы на усыновление, относясь к их изучению поверхностно, что влечёт за собой принятие решений не соответствующих действительности, создавая для ребёнка своими действия-
ми дополнительные моральные страдания - ожидание следующих родителей.
По нашему мнению, в России уже назрела необходимость создания семейных судов, которые специализировались бы на рассмотрении вопросов, связанных с усыновлением (удочерением) и многими другими, касающихся разрешения семейно-брачных конфликтов.
Список литературы:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. выпуск XIV!.
2. Постановление Правительства РФ «О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» от 10 марта 2005г. №123 (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 11. Ст. 950.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (в актуальной редакции) // Российская газета. 1996. 27 января.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. №138-ФЗ (в актуальной редакции) // Российская газета. 2002. 20 ноября.
5. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы» от 1 июня 2012г. // Собрание законодательства РФ. 2012. №23. ст. 2994.
6. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2012г. // Собрание законодательства РФ. 2012. №53 (Ч.2). Ст. 7860.
7. Пчелинцева Л.М. Семейное право России.- М.: НОРМА, 2009. - 719с.
8. Лёвушкин А.Н. Условия усыновления (удочерения) и учёт интересов ребёнка // Законодательство. 2012. №2. - С. 60-64.
9. Антокольская М.В.Семейное право.- М.: Норма, 2010. - 431с.
10. Чучаев А.И., Рожков А.А.. Нарушение тайны усыновления // Законность. 2002. №3. - С. 15.
11. Паршукова К.Ю. Общая характеристика отношений, порождаемых усыновлением, и их правовая природа // Семейное и жилищное право. 2008. №2. С. 30.
12. Лёвушкин А.Н. Правовые последствия усыновления и тайна усыновления // Российская юстиция. 2011. №6. - С. 26.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверен в системе «Антиплагиат»