УСЫНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАНЦАМИ Минеева И.Н.
Панфилов М.А.
10.9. ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ
Минеева Ирина Николаевна, канд. ист. наук. Должность: доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место работы: Саранский кооперативный институт (филиал) «Российский университет кооперации» (г. Саранск). E-mail: [email protected] Панфилов Михаил Анатольевич, канд. пед. наук. Должность: доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место работы: Саранский кооперативный институт (филиал) «Российский университет кооперации» (г. Саранск).
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению и анализу правовых проблем и особенностей проведения процедуры усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами. Основное внимание акцентируется на острых, вопиющих фактах, касающихся положения российских детей в иностранных приемных семьях, ненадлежащем выполнении иностранными приемными родителями своих родительских обязанностей.
Ключевые слова: усыновление (удочерение), дети, иностранные граждане, Российская Федерация.
ADOPTION PROBLEMS (AS ONE’S SON/DAUGHTER) OF RUSSIAN CHILDREN BY FOREIGN CITIZENS
Mineeva Irina Nikolaevna, PhD in history. Position: associate professor of civil law disciplines. Place of employment: Saransk cooperative institute (branch) of Russian university of cooperation (Saransk). E-mail: [email protected] Panfilov Mikhail Anatolyevich, PhD in pedagogics. Position: associate professor of civil law disciplines. Place of employment: Saransk cooperative institute (branch) of the Russian university of cooperation (Saransk)
Annotation: The article is devoted to the review and analysis of legal problems and the adoption (as one’s son/daughter) procedure peculiarities of Russian children by foreign citizens. Main attention is focused on acute egregious facts concerning the conditions of Russian children in foreign foster families, inadequate discharge of their parents’ responsibilities by foreign adoptive parents. Keywords: adoption (as one’s son/daughter), children, foreign citizens, Russian Federation.
Усыновление (удочерение) детей - один из институтов семейного права, юридический акт, в силу которого между усыновлённым ребёнком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми. Семейное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления российских детей, как гражданами России, так и иностранными гражданами [5].
Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого, всегда волновала и волнует общество. Вопросы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей каждая страна решает в соответствии со своим законодательством. Но всегда и везде приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей было и остается - усыновление. Законодатель отводит органам местного самоуправ-
ления достаточно важную роль в реализации социальных прав граждан, предоставляя им широкий объем полномочий [15, с. 7].
Принятие решения об усыновлении ребенка является личным желанием каждого человека. Как и когда, под влиянием чего возникает это желание, что является стимулом к принятию решения об усыновлении? Мотивы усыновления ребенка бывают различные. Подавляющее большинство граждан, обращающихся с просьбой об усыновлении ребенка, не имеют собственных детей. Это бездетные семейные пары, которые не мыслят семьи без ребенка. Чаще всего они уже использовали разные способы лечения бесплодия. И в итоге приходят к выводу, что усыновление ребенка остается для них единственным путем создания полноценной семьи. Действительность такова, что практически каждая семья не может быть счастлива без ребенка. Со временем одинокие граждане или бездетные пары задумываются: а для чего мы живем? Кому передать то, что накопил, что имею? Кто-то раньше, а кто-то позже осознает, что смысл человеческой жизни в продолжении себя, своего рода.
Если среди граждан Российской Федерации большинство усыновителей составляют граждане, у которых нет ни одного ребенка, то среди иностранных усыновителей, например канадцев, шведов, американцев - часто встречаются супруги, которые имеют уже одного или нескольких детей, но они считают, что полная семья должна иметь не менее трех детей. Российские граждане из-за экономических сложностей предпочитают принимать в семью только одного ребенка. Тем не менее, практика последних лет показывает, что, усыновив одного ребенка и успешно справившись с трудностями, усыновители решаются взять на воспитание ещё одного ребенка. Таким усыновителям отдается предпочтение при рассмотрении кандидатур.
Другим мотивом усыновления ребенка является желание заполнить пустоту, образовавшуюся в жизни по разным причинам: умер или погиб собственный ребенок, собственные дети выросли и живут своей жизнью, а силы и возможности для того, чтобы вырастить еще одного ребенка имеются.
По нашему мнению, к таким случаям следует подходить с осторожностью, поскольку кандидаты в усыновители с данной мотивацией спешат как можно быстрее заполнить образовавшуюся пустоту, утолить печаль и тоску с помощью ребенка - сироты. Поспешность приводит лишь к тому, что не оправившиеся после трагедии родители, приняв чужого ребенка, подсознательно сравнивают его с родным ребенком. А поскольку дети сироты имеют некоторые проблемы со здоровьем, особенно в части их психического состояния, которые не возникают у детей, воспитывавшихся в семье, идеализация прошлого и пережитого, свойственная любому человеку, негативно отражается на его отношении к приемному ребенку.
В настоящее время процесс международного усыновления осуществляется в соответствии со следующими законодательными актами:
-Семейный кодекс Российской Федерации (ст. 124, 165) [1];
-Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) Российской Федерации (глава 29) [4];
271
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
-Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [2];
-Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [3].
Существует ряд подписанных и ратифицированных Россией международных конвенций и договоров, касающихся, в том числе, и усыновления. Кроме того, этот вопрос регулируется постановлениями правительства РФ, нормативными актами (приказами, инструктивными письмами) министерств и ведомств России.
В соответствии с законодательством, иностранные граждане-кандидаты в усыновители вправе проводить процедуру усыновления ребёнка как самостоятельно (так называемое «независимое усыновление»), так и через представительства иностранных органов и организаций, получивших разрешение (аккредитацию) на осуществление такой деятельности на территории России. По данным на 2008 год, до 80 % международных усыновлений производилось через аккредитованные организации, остальные - независимые усыновления.
Желающие принять детей на воспитание в свои семьи вправе обратиться за информацией об оставшихся без попечения родителей детях к любому региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях. При выборе ребёнка соответствующий оператор выдаёт потенциальному усыновителю-иностранцу направление на его посещение - и информирует об этом орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения этого ребёнка. По результатам посещения иностранный гражданин обязан проинформировать оператора о принятом им решении об усыновлении или отказе, а также представить пакет необходимых документов. Досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства.
За проведение процедуры усыновления/удочерения детей-россиян плата не предусмотрена. Однако иностранцы оплачивают услуги лицензированных организаций по усыновлению (обследование семьи, подготовка пакета документов и т.п.) в соответствии с законодательством своей страны. Установление усыновления производится судом по месту жительства или фактического нахождения усыновляемого ребёнка по заявлению кандидата в усыновители. Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании. Суд либо удовлетворяет просьбу усыновителя, либо отказывает ему в её удовлетворении. Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации усыновления или удочерения.
Начиная с пяти месяцев после отъезда ребёнка за границу, вступает в действие регулярная и многоступенчатая система обследования условий жизни детей, и все данные отправляются в Россию - туда, откуда ребёнка взяли. Порядок предоставления отчётов действует до достижения им совершеннолетия [14].
В ситуации, когда усыновлённому ребёнку по какой-либо причине плохо в приёмной семье, организации или социальные службы по новому месту проживания ребёнка принимают решение о его переустройстве в другую семью. Среди наиболее распространённых причин переустройства детей - факты несовместимо-
сти ребёнка с родителями, когда родители оказываются недостаточно подготовленными к тому, чтобы адаптировать и социализировать ребёнка к жизни в новых условиях. Только в том случае, если переустройство невозможно, либо если ребёнок отказывается от переустройства в другую семью, его возвращают на родину. Случаи отмены международного усыновления детей из России с возвратом ребёнка на родину крайне редки. Однако известны случаи отказа от российских детей. Например, в сентябре 2009 г. американка Тори Хансен усыновила 7-летнего жителя Владивостока Артёма Савельева, а в апреле 2010-го отправила его на самолёте в Россию с запиской об отказе от ребёнка.
Иностранные организации по усыновлению в России делятся на государственные и некоммерческие, неправительственные. Последним нужны рекомендация от государства и стаж работы по специальности у себя на родине не меньше 5 лет. Вплоть до настоящего времени разрешение на осуществление деятельности по подготовке к усыновлению в РФ имеют две государственные организации (из Италии и из Франции), а число представительств некоммерческих иностранных агентств периодически меняется: в июле 2008 г. их было 69 (из десяти стран мира), в июле 2010 г. - около 70, в декабре 2012 г. - 77 [8].
С 1993 г. по 2008 г. иностранными гражданами было усыновлено более 80 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей. При этом по данным Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки, с 2005 по 2010 гг. число иностранных усыновлений в России сократилось на 60%. Распределение усыновлений иностранными гражданами по странам (количество детей) можно увидеть в приведенной ниже таблице.
Гос-во 2007 2008 2009 2010 2011
США 2012 1773 1432 1016 956
Испания 947 904 826 792 685
Италия 438 496 745 686 798
Канада 101 63 65 54 68
Франция 392 325 278 304 283
Германия 234 188 158 150 215
Другие страны 412 376 311 353 395
Всего 4536 4125 3815 3355 3400
Источник: «Усыновление в России», официальный сайт Министерства образования и науки России.
В последнее время в СМИ и Интернете особо горячо обсуждаются проблемы международного усыновления российских детей иностранными гражданами. И связано это в первую очередь с ненадлежащим выполнением иностранцами своих родительских обязанностей, проявлением жестокости, физического и сексуального насилия в отношении усыновленных ими российских детей.
По данным американского Национального комитета по усыновлению, в период с 1996 по 2008 гг. в США погибли 15 российских детей, усыновлённых американскими гражданами, ещё один - в Канаде. По данным, приведённым «Российской газетой», с 2006 г. по первое полугодие 2010 г. в США погибли 17 усыновлённых американскими родителями российских детей. Впрочем, газета «Новые известия» приводит сравнение: в России за тот же период погибли 1220 приёмных детей, из них 12 человек были убиты усыновителями [11].
272
УСЫНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАНЦАМИ Минеева И.Н.
Панфилов М.А.
24 августа 2009 г. в США от побоев и голода по вине и при непосредственном участии приемных родителей, супругов Краверов, погиб 7-летний Ваня Скоробогатов [6]. После гибели мальчика, председатель комитета сФ по социальной политике Валентина Петренко в очередной раз предложила приостановить на неопределенное время процесс усыновления российских детей американцами [9]. В августе 2011 г., за издевательства над семилетним приёмным сыном из России Даниилом Бухаровым, 36-летняя американка Джессика Бигли была приговорена судом Анкориджа (штат Аляска) к штрафу $ 10 тыс. или тюремному заключению сроком до одного года. В 2013 г. СМИ сообщили о гибели от побоев в Техасе 3-летнего Максима Кузина (Макса Алана Шатто) [7]. Власти США не стали предъявлять обвинение приёмным родителям мальчика. Уголовное дело по ст. 293 УК РФ «Халатность» было возбуждено российскими правоохранительными органами против псковских органов опеки, оформлявших усыновление Максима [10].
Актуальной является проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами. По российскому законодательству, усыновившие ребёнка родители должны предоставлять отчёты после усыновления. Зачастую такие отчёты не предоставляются. Чаще всего происходит это в случаях независимого усыновления. Делается это, как правило, через частное лицо, которое берёт на себя сбор и оформление документов в России и не несёт никакой ответственности за последствия усыновления. Погибшие дети чаще всего уезжали именно в результате независимого усыновления. Несмотря на то, что посредничество в процессе усыновления запрещено российским законодательством, на практике в независимом усыновлении чаще всего участвуют посредники - под видом сопровождающих иностранных кандидатов в приёмные родители. Широко известным стало имя итальянки российского происхождения Надежды Фратти, помогшей 600 российским детям уехать к приёмным родителям в Италию, и четырежды судимой за такое посредничество Волгоградским областным судом [12].
Как следствие, со второй половины 2000-х гг. в России - прежде всего депутатами Госдумы - стал подниматься вопрос об отмене или моратории на международное усыновление. Представитель фракции ЛДПР Алексей Чернышев предложил признать США страной «нон грата», поскольку там погибает больше всего усыновлённых российских детей. Кроме него, в пользу подобных решений неоднократно высказывалась зампредседателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Екатерина Лахова [18]. Депутат Госдумы Нина Останина также заявила, что «необходимо приостановить усыновление маленьких россиян американцами».
По мнению же Марии Уманской, бывшей сотрудницы одного из агентств по усыновлению, проблемы с усыновлением, несомненно, существуют, но они блекнут перед лицом проблемы жизни детей в системе российских детдомов: «Кто в России сегодня не знает о детях из России, погибших в приёмных семьях в Америке. А знает ли кто-нибудь о сотнях тысяч детей, «убитых» российской детдомовской системой задолго до их усыновления?!»
Информационное агентство «Росбалт» сообщает, что именно американцы часто и вполне сознательно берут российских детей с серьёзными проблемами
здоровья и психики: больных СПИДом, отягощённых синдромом Дауна, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), с туберкулёзом, гепатитами и т.д. У таких детей «практически нет шансов найти семью в России», информирует агентство.
Директор межрегионального общественного движения «Правозащита ХХ! век» Александра Фоменко заключает, что отменить международное усыновление в России целиком не удастся. Однако не отрицает, что в большинстве случаев усыновление российскими родителями для ребенка гораздо полезнее, чем переезд за границу [18].
По данным ВЦИОМ, в январе 2013 г. запрет на усыновление иностранцами поддерживали 53 % россиян, в марте 2013 г. - б4 % россиян. При этом о жестокостях американских приёмных родителей в отношении усыновлённых российских детей были осведомлены 96 % респондентов.
21 февраля 2008 г. в Псковской области американцами был усыновлён 1,5-годовалый Дима Яковлев. Легитимность документов на усыновление была впоследствии подтверждена неоднократными проверками. 8 июля 2008 г, забытый на 32-градусной жаре на 9 часов в закрытой машине приёмным отцом, мальчик погиб. 4 года спустя, в разгар дискуссии о международных усыновлениях и на волне судебных разбирательств о жестоком обращении с усыновляемыми американцами российскими детьми, президент Владимир Путин 28 декабря 2012 г. подписал закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», названный также «законом Димы Яковлева» [16].
2 января 2013 г. Сенат США осудил «закон Димы Яковлева», напомнив, что без родительской опеки в России живут 740 тыс. детей, и, обвинил российские власти в использовании темы усыновлений в качестве «пешки в политической игре» и, также, в несоблюдении договорённостей недавно начавшего действовать двустороннего российско-американского Соглашения об усыновлениях. Несколько дней спустя президент Барак Обама подписал закон о необходимости аккредитации для всех без исключения американских агентств по международному усыновлению, вне зависимости от того, работает ли агентство со странами-участницами Гаагской конвенции или с государствами, её не подписавшими [13].
«Закон Димы Яковлева» вступил в силу 1 января 2013 г., в частности запретив с этого дня усыновление российских детей американцами (однако положения начавшего действовать 1 ноября 2012 г. двустороннего Соглашения будут выполняться до 1 января 2014 г.) [17]. Одновременно Владимир Путин подписал указ № 1688 о поддержке государством усыновлений и других форм попечительства российских детей внутри России [19]. Эксперты назвали этот акт популистским и дали негативный прогноз развитию событий из-за непродуманности государственной политики в этой сфере.
Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод что, создание нормативно-правовой основы функционирования института усыновления, а также процесс активного законотворчества в сфере усыновления иностранными гражданами детей - граждан Российской Федерации, развивающийся в России в течение последнего десятилетия, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и
273
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Принятие Семейного кодекса Российской Федерации 8 декабря 1995 г. заложило основу современного правового регулирования усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с его положениями принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам усыновления. Однако анализ правоприменительной практики, действующего законодательства об усыновлении де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволил выявить негативные стороны правового регулирования процесса усыновления в Российской Федерации, что требует внесения изменений и дополнений в законодательные акты в целях их совершенствования. Сложившаяся ситуация в сфере международного усыновления требует четкого и разумного правового регулирования и контроля. Это относится и к российскому законодательству, где необходимо привести законы в соответствие с существующими международными договорами.
В целях защиты прав и интересов усыновляемого ребенка - гражданина Российской Федерации иностранными гражданами необходимо на уровне международных соглашений ввести дополнительные гарантии. Государство обязано позаботиться об устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей внутри страны.
Список литературы:
1. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
2. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ.
- 2001. - № 17. - Ст. 1643.
3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2002. - № 46. - Ст. 4532.
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Российская газета. -2006. - 3 мая.
6. Алешина М. Приемных родителей из США обещают казнить // Известия. - 2010. - 26 мая.
7. Байдакова А. Врагов у России сегодня много, это факт // Московские новости. - 2013.- 1 марта.
8. Брынцева Г. Кто найдет маму? // Российская газета. -
2012. - 5 декабря.
9. Глава комитета Совфеда предлагает ввести мораторий на усыновление российских детей в США // Российская газета. - 2010. - 3 марта.
10. Григорьев А., Ботулу К. По факту усыновления Максима Кузина заведено уголовное дело // Известия. - 2013.
- 19 марта.
11. Гуд бай, Америка... // Новые известия. - 2009. - 14 января.
12. Ливина М. Надежду Фратти четвертый раз признали виновной в подготовке незаконного усыновления // Комсомольская правда - Волгоград. - 2010. - 21 октября.
13. Логинова Н. Обама подписал закон об аккредитации агентств по усыновлению // Комсомольская правда. -
2013. - 17 января.
14. Козлова Н. Сироты - оптом и в розницу // Российская газета. - 2006. - 16 ноября.
15. Колоколова Е.О., Котляров С.Б. Полномочия органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2013. - № 6. - С. 7.
16. Президент подписал «закон Димы Яковлева» // Российская газета. - 2012. - 28 декабря.
Россия заключит договор об усыновлении детей с Испанией // Российская газета. - 2013. - 22 марта.
17. Россия заключит договор об усыновлении детей с Испанией // Российская газета. - 2013. - 22 марта.
18. Россия против экспорта детей // Взгляд. - 2008. - 15 июля.
19. Шкель Т. Мама, я хочу домой // Российская газета. -2013. - 17 апреля.
Literature list:
1. Family code of the Russian Federation dated 29 December 1995 № 223-FL // Collection of laws of the Russian Federation. - 1996. - № 1. - Art. 16.
2. Federal law of 16 April 2001 № 44-FL «On the state databank on children left without parental care» // Collection of laws of the Russian Federation. - 2001. - № 17. - Art. 1643.
3. Federal law of 31 May 2002 № 62-FL «On citizenship of the Russian Federation» // Collection of laws of the Russian Federation. - 2002. - № 22. - Art. 2031.
4. Code of civil procedure of the Russian Federation dated 14 November 2002 № 138-FL // Collection of laws of the Russian Federation. - 2002. - № 46. - Art. 4532.
5. The Plenum resolution of the Supreme Court of the Russian Federation dated 20 April 2006 №8 «About the application of legislation in cases of adoption (as one's son/daughter) of children» // Rossiyskaya gazeta. - 2006. - 3 May.
6. Alyoshina M. Adoptive parents from the United States are promised to be executed // Izvestiya. - 2010. - 26 May.
7. Baidakova A. Russia has got a lot of enemies today, it's a fact // Moscow news. - 2013. - 1 March.
8. Bryntseva G. Who can find a mum? // Rossiyskaya gazeta. - 2012. - 5 December.
9. The Head of the Federation Council Committee proposes to introduce a moratorium on the adoption of Russian children in the United States // Rossiyskaya gazeta. - 2010. - 3 March.
10. Grigoryev A., Botulu K. Criminal case is opened upon adoption of Maxim Kuzin // Izvestiya. - 2013. - 19 March.
11. Goodbye America. // Novye izvestiya. - 2009. - 14 January.
12. Livina M. Nadezhda Fratti was found guilty in the preparation of illegal adoption for the fourth time // Komsomolskaya pravda - Volgograd. - 2010. - 21 October.
13. Loginova N. Obama signed the law on accreditation of adoption agencies // Komsomolskaya pravda. - 2013. - 17 January.
14. Kozlova N. Orphans - wholesale and retail // Rossiyskaya Gazeta. - 2006. - 16 November.
15. Kolokolova E.O., Kotlyarov S.B. Powers of local governments in realization the government's housing policy of Russian Federation //Black holes in the Russian legislation. -2013. - № 6. - Cl. 7.
16. The President signed «Dima Yakovlev law» // Rossiyskaya gazeta. - 2012. - 28 December.
17. Russia will sign an agreement on children adoption with Spain // Rossiyskaya gazeta. - 2013. - 22 March.
18. Russia is against of export of children // Vzglyad. -2008. - 15 July.
19. Shkel T. Mum, I want to go home //Rossiyskaya gazeta. - 2013. - 17 April.
274