УДК 347.6
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ)
В СВЕТЕ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО УСЫНОВЛЕНИЯ
CIVIL REGISTRATION OF ADOPTION IN THE LIGHT OF THE CONVERSION TO THE OPEN ADOPTION
Н. А. ТЕМНИКОВА (N. A. TEMNIKOVA)
Рассмотрены особенности процедуры государственной регистрации усыновления (удочерения). Особое внимание уделено отказу от тайны усыновления и переходу к системе открытого усыновления: определяется, какие изменения действующего законодательства возможны.
Ключевые слова: усыновление, тайна усыновления, государственная регистрация, ребёнок, права ребёнка.
In the article are described the procedure of civil registration of adoption features. Special attention is paid to the secret of adoption abrogation and conversion to the open adoption: what legislation changes are possible.
Key words: adoption, secret of adoption, civil registration, child, the rights of the child.
Положения о государственной регистрации акта усыновления (удочерения) в ФЗ «Об актах гражданского состояния» [1] довольно подробны по сравнению с кодексами 1926 и 1969 гг. [2]. В КЗоБСО устанавливалось правило о двухнедельной регистрации усыновления (ст. 59, 142), в КоБС РСФСР содержалось правило о том, что усыновление производится в ЗАГСе по месту вынесения решения об усыновлении, основанием регистрации являлось совместное заявление усыновителей, заявление одного усыновителя или сообщение органа опеки и попечительства. Статья 156 КоБС РСФСР предусматривала последствия признания судом усыновления недействительным (аннулировалась запись об усыновлении и восстанавливались первоначальные сведения) и отмены усыновления (делалась отметка об отмене усыновления, восстанавливались первоначальные сведения о ребёнке, имя указывалось в соответствии с решением суда).
Действующее законодательство о регистрации усыновления представлено пятой главой ФЗ «Об актах гражданского состояния».
В России с 26 сентября 1996 г. действует судебный порядок усыновления (удочерения), поэтому основанием для процедуры государственной регистрации является решение суда, вступившее в законную силу. Заявление подается в орган ЗАГС по месту вынесения решения суда либо по месту жительства заявителя.
Регистрация акта усыновления возможна: 1) по заявлению усыновителя, которое может быть сделано в устной и письменной формах; 2) по заявлению других лиц по доверенности усыновителей (усыновителя); 3) если лица, указанные ранее, в течение месяца не сделали заявление, и орган ЗАГС самостоятельно инициирует процедуру государственной регистрации на основании имеющегося решения суда.
ФЗ «Об актах гражданского состояния» не предусматривает обязательных требований к доверенности: достаточно подтвердить письменное полномочие своей подписью. Такой же подход к письменному полномочию и в п. 2 ст. 16 закона. Обращает на себя внимание отсутствие необходимости удостоверения подписи доверителя, третье лицо
© Темникова Н. А., 2013
(в данном случае орган ЗАГС), тем не менее, не может отказать в регистрации акта гражданского состояния даже при возникновении сомнений в совершении доверенности доверителем в связи с отсутствием такого положения в законе.
Возможность органа ЗАГС самостоятельно инициировать процедуру регистрации усыновления (удочерения) выделяет эту процедуру среди иных. В соответствии со ст. 7 Закона для составления акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
В случае неявки усыновителей (усыновителя) или уполномоченного лица в орган ЗАГС допускается регистрация усыновления без подачи заявления. Основанием для регистрации в этом случае является решение суда, вступившее в законную силу. Сама возможность произвести регистрацию без заявления необходима и целесообразна, поскольку права и обязанности заявителя возникают с момента вступления решения суда в законную силу. Однако, исходя из волевого характера актов гражданского состояния отметим, что необходимо юридическое действие - мотивированное постановление руководителя ЗАГС, о чём должно быть указание в законе.
Учитывая обязанность органа ЗАГС произвести регистрацию усыновления по истечении месяца после вступления решения суда в законную силу, целесообразно решить в законе вопрос о последствиях обращения в орган ЗАГС после истечения сроков по месту жительства усыновителей (усыновителя): орган ЗАГС должен проверить, проводилась ли регистрация по месту вынесения решения суда.
В ст. 42 закона перечислены сведения, содержащиеся в записи акта об усыновлении:
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка (до и после усыновления). В действующей редакции отсутствует ссылка на решение суда, тогда как изменение перечисленных персональных данных возможно только при наличии указания на это в решении суда и согласии ребёнка, достигшего возраста десяти лет;
- фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (при наличии в записи акта о
рождении или в свидетельстве о рождении ребёнка) родителей (одного из родителей);
- дата составления, номер записи акта о рождении и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация рождения ребёнка;
- фамилия, имя, отчество, гражданство, национальность (вносится по желанию усыновителя), место жительства усыновителя (усыновителей);
- дата составления, номер записи акта о заключении брака усыновителей и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака усыновителей;
- реквизиты решения суда об усыновлении (удочерении) ребёнка;
- серия и номер выданного свидетельства об усыновлении.
В соответствии с п. 2 ст. 42 при наличии в решении суда указания о записи усыновителей (усыновителя) родителями ребёнка такие сведения вносятся в запись акта об усыновлении.
Составление записи об усыновлении является основанием для выдачи свидетельства об усыновлении. Если усыновление зарегистрировано на основании решения суда без обращения в орган ЗАГС усыновителя, свидетельство будет выдано только по факту обращения усыновителя (усыновителей).
Регистрация усыновления является основанием изменения актовой записи о рождении в порядке, установленном для внесения изменений и исправлений (п. 1 ст. 44 ФЗ).
Только при наличии заявления усыновителей (усыновителя) возможно составление новой записи акта о рождении ребёнка. Такая запись составляется по месту рождения ребёнка, указанному в решении суда. В ранее произведённую запись о рождении вносятся сведения о составлении новой записи. Составление новой записи о рождении по месту, указанному в решении суда, связано с охраняемой законом тайной усыновления.
С тайной усыновления связано и положение п. 2 ст. 47 ФЗ, в соответствии с которым работники органов ЗАГС не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и
выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка. В п. 1 ст. 139 СК РФ, закрепляющем обязанность сохранения тайны усыновления судьями, вынесшими решение об усыновлении ребёнка, должностными лицами, осуществившими государственную регистрацию усыновления, а также лицами, иным образом осведомлёнными об усыновлении, также не содержится указаний относительно возможности получения сведений о родителях, иных родственниках усыновлённого им самим.
Сохранение нормы в действующей редакции нецелесообразно по следующим причинам. Если для усыновленного факт усыновления известен (далеко не во всех случаях он скрывается от ребёнка), не ясно, почему сведения, относящиеся к персональным данным, скрываются от их обладателя. Невозможность получения согласия усыновителей может быть обусловлена разными причинами, в том числе и их смертью, что ставит усыновлённого в неблагоприятное положение и нарушает его права.
Если усыновлённому стало известно о факте его усыновления, он должен иметь право получить сведения об обстоятельствах, приведших к усыновлению, о своих родителях и иных родственниках.
В случае уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей, злоупотребления ими правами, жестокого обращения с усыновлёнными, отсутствия взаимопонимания, а также по иным причинам [3] судом может быть решён вопрос об отмене усыновления, решаемый в исковом порядке.
Статья 46 ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает следующие последствия отмены усыновления: 1) в запись акта об усыновлении вносятся сведения о его отмене; 2) восстанавливаются первоначальные сведения о фамилии, имени, отчестве, месте, дате рождения ребёнка, сведения о родителях ребёнка в записи акта о рождении. Ранее выданное свидетельство аннулируется и выдаётся новое с изменёнными данными.
Вышеприведённая норма противоречит СК РФ, поскольку восстановление первоначальных сведении возможно только при наличии прямого указания в резолютивной
части решения суда. Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного суда № 8, суд при отмене усыновления решает вопрос о том, сохраняются ли за ребёнком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество и фамилия, изменение указанных данных в отношении ребёнка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия (п. 3 ст. 143 СК РФ). Суду следует также решить вопрос о восстановлении первоначальных сведений о месте и дате рождения ребёнка, о его родителях, если эти сведения были изменены по просьбе усыновителей.
Таким образом, применение ст. 46 ФЗ возможно только с учётом действующего семейного законодательства.
Рассмотрев действующий порядок регистрации усыновления (удочерения), попытаемся спрогнозировать изменения, которые потребуются в связи с планируемыми изменениями законодательства в данной сфере.
Современный этап развития российского законодательства характеризуется также обращением пристального внимания законодателя на существующую систему устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Указом Президента от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4] предусмотрено упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку, в том числе снижение требований к нормативу жилой площади, сокращение перечня предоставляемых документов, увеличение срока их действия.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. утверждена национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. [5] Среди мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в данном документе, названа и такая, как переход к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления.
Конвенция «О правах ребёнка» [6]
не содержит положений о тайне усыновления, напротив, в ст. 7 закреплено право ребёнка, насколько это возможно, знать своих родителей. Тайна усыновления существует далеко не во всех странах, что неоднократно
отмечалось в литературе [7]. Исследователи также обращают внимание на практику «открытых» усыновлений, получившую распространение за рубежом в последней четверти XX в., позволяющую сохранить личные отношения между усыновлённым ребёнком и его родителями и дающую возможность последним принимать участие в жизни ребёнка, в том числе получать информацию о его учёбе и развитии [8].
В России положения о тайне усыновления появились в КоБС РСФСР [9], эта норма вошла и в СК РФ, и в рамках сложившейся традиции усыновители предпочитают её сохранять, хотя педагогически и психологически, возможно, это и не оправдано, на что указывают исследователи [10]. В силу ст. 139 СК РФ судьи, вынесшие решение об усыновлении ребёнка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомлённые об усыновлении, должны сохранять тайну усыновления. За её разглашение в ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации [11] установлена уголовная ответственность.
Юридическая обязанность сообщить ребёнку о его усыновлении и о его родителях после достижения им возраста совершеннолетия у усыновителей отсутствует.
Вопрос о целесообразности сохранения тайны усыновления неоднократно поднимался юридической общественностью. Сторонники отмены тайны усыновления обосновывают свою точку зрения юридическими, медицинскими и психологическими соображениями. Один из приводимых доводов - международный принцип усыновления, в соответствии с которым «это услуга для детей, нежели для взрослых, желающих иметь ребёнка» [12].
Основное логическое противоречие в существовании тайны усыновления: при отсутствии в законе права совершеннолетнего лица усыновить ребёнка (что вполне справедливо, поскольку далеко не любой гражданин вправе быть усыновителем) защищается именно тайна усыновителя, тогда как обычно наличие тайны предполагает защиту личного неимущественного права. В результате закреплена защита тайны при отсутствии соответствующего субъективного права. Вполне дос-
таточной мерой, на наш взгляд, в этом случае является охрана неприкосновенности частной жизни, предусмотренная ст. 150 ГК РФ.
Мотивы усыновления ребёнка могут быть различными, среди таковых называют: психологическую замену (например, в случае смерти родного ребёнка), невозможность иметь собственных детей, желание сделать «доброе дело», реализовать педагогические способности и т. п. [13]. Но, независимо от мотивов, необходимо изменение общественного мнения об усыновлении. Существование тайны усыновления прежде всего показывает, что общество воспринимает усыновление как крайнюю ситуацию, к которой прибегают лица, которые по каким-либо причинам не могут иметь собственных детей, прилагая все силы, чтобы об этом не стало известно.
Однако развитие медицинских технологий позволяет многим семьям иметь собственного ребёнка, и усыновление как форма воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей, - мера, направленная на обеспечение реализации его права жить и воспитываться в семье. Следует отметить, что в этом направлении ведется систематическая работа, в которой активно задействованы средства массовой информации, целью которой является постепенная подготовка общества к открытому усыновлению.
При переходе на систему открытого усыновления возникнет необходимость изменения норм семейного, гражданского процессуального законодательства, а также ФЗ «Об актах гражданского состояния». Для прогноза возможных изменений в процедуре записи акта гражданского состояния прежде всего необходимо поставить вопрос, насколько изменятся правовые последствия усыновления.
Вряд ли изменится положение о приравнивании усыновлённых детей и их потомства по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновителей и их родственников по отношению к усыновлённым детям и их потомству в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ) независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребёнка. Пред-
ставляется целесообразным и сохранение правила п. 2 ст. 138 СК РФ о том, что по отношению к своим родителям (своим родственникам) усыновлённые дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей. Скорее всего законодатель возложит на усыновителей обязанность сообщить усыновлённому ребёнку о факте усыновления.
Во Франции при полном усыновлении также ребёнку предоставляется происхождение, которое заменяет собой его первоначальное положение (ст. 356 ФГК) [14].
При введении открытого усыновления, несомненно, изменится ст. 139 СК РФ («Тайна усыновления ребёнка»), причём возможно исключение данной статьи либо её новая формулировка с указанием на тайну частной жизни, которую должны сохранять лица, осведомлённые об усыновлении, думается второе предпочтительнее. Положения об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления должны быть изъяты из семейного законодательства.
Открытое усыновление предполагает обязательность получения согласия ребёнка, что предполагает исключение действующего положения п. 2 ст. 132 СК РФ: если до подачи заявления об усыновлении ребёнок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребёнка. Процедура рассмотрения дела об открытом усыновлении должна предусматривать опрос ребёнка, достигшего возраста 10 лет, судом.
Целесообразно сохранение положения о записи усыновителей родителями ребёнка по решению суда. Исключительно с сохранением тайны усыновления связано и правило п. 1 ст. 135 об изменении даты и места рождения усыновлённого ребёнка, предположительно, это положение будет изъято при переходе к открытому усыновлению.
Таким образом, основные регистрационные процедуры, связанные с усыновлением, сохранятся, ожидаемые изменения связаны, во-первых, с возможностью сообщать сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновлён-
ного ребёнка (ст. 47 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, целесообразность сохранения положений о возможности изменения даты и места рождения ребёнка и, соответственно, нормы п. 2 ст. 44 ФЗ вызывает сомнения. В-третьих, необходима корректировка положений ФЗ «Об актах гражданского состояния» путём добавления указания на решение суда как необходимый факт для изменения фамилии, имени, отчества ребёнка в п. 1 ст. 42.
1. Об актах гражданского состояния : федер. закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340 ; 2012. - № 31.
- Ст. 4322.
2. О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке : Постановление ВЦИК от 19 ноября 1926 г. // СУ РСФСР. - 1926. -№ 82. - Ст. 612 ; Кодекс о браке и семье РСФСР: утв. ВС РСФСР 30 июля 1969 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1969. - № 32. -Ст. 1397.
3. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей : Постановление Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. - 2006. - № 6.
4. О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Указ Президента от 28 декабря 2012 г. № 1688 // Российская газета. - 2012. - 29 дек.
5. О национальной стратегии действий в инте-
ресах детей на 2012-2017 годы : Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. - иЯЬ: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
04.01.13).
6. Сборник международных договоров СССР. -1993. - Вып. ХЬУІ.
7. См., напр.: Буянова Е. В. Проблемы обеспечения тайны усыновления ребенка на стадии судебного разбирательства дела об усыновлении (удочерении) // Семейное право. -2010. - № 4. - С. 13 ; Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправданно сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. - 1999. -№ 3. - С. 22.
8. См.: Афанасьева И. В., Белова Е. А. Тайна усыновления: за и против // Семейное право.
- 2004. - № 1 ; Татаринцева Е. А. Состав правоотношений по усыновлению: особенности субъектного состава правоотношений по усыновлению в Российской Федерации и странах общего права // Черные дыры в российском законодательстве. - 2011. - № 5. -С. 39.
9. Кодекс о браке и семье РСФСР : утв. ВС РСФСР 30 июля 1969 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1969. - № 32. - Ст. 1397.
10. См.: Нечаева А. М. Семейное право. - М., 2005. - С. 272.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954 ; 2012. - № 24. - Ст. 3071.
12. Татаринцева Е. А . Особенности субъектного состава правоотношений по усыновлению в Российской Федерации и странах общего права // Черные дыры в российском законодательстве. - 2011. - № 5. - С. 36.
13. См., напр.: БебчукМ. А., Жуйкова Е. Б. Особенности психотерапевтической работы с семьями, имеющими приёмных детей // Тезисы и доклады 3-й Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» (Москва, 6-8 октября 2007 г.). - М., 2008 ; Печникова Л. С., Жуйко-ва Е. Б. Приёмные семьи в пространстве детско-родительских отношений // Психологические исследования : электрон. науч. журн. -2008. - № 2(2). - иКЬ: http://psystudy.ru (дата обращения: 06.01.2012).
14. Французский гражданский кодекс : учеб.-практич. комментарий. - М., 2008. - С. 172.