УДК 347.633
Тайна усыновления по законодательству Российской Федерации и Республики Абхазия
Джинджолия К.К.
Преподаватель кафедры гражданского права и процесса Абхазского государственного университета (Сухум)
Статья посвящена особенностям законодательного закрепления и некоторым проблемам правового обеспечения тайны усыновления в Российской Федерации и в Республике Абхазия.
Ключевые слова: усыновление, усыновитель и усыновленный, тайна усыновления, открытое усыновление, право ребенка знать своих родителей, условия усыновления.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление. П. 1 ст. 137 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) установлено, что усыновленные и усыновители приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению [1]. Идентичные положения закреплены и в п. 1 ст. 141 Семейного Кодекса Республики Абхазия (далее - СК РА) [2, с. 43]. Сходство усыновления и кровного родства нашло отражение и в положениях о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ, ст. 143 СК РА).
Нормы, гарантирующие тайну усыновления, впервые были закреплены в ст. 110 Кодекса о браке и семье РСФСР (КоБС РСФСР) 1969 г. [3], а затем и в Уголовном кодексе РСФСР 1970 г. [4] Законодательство Российской Федерации, как и законодательство Республики Абхазия, содержит специальные меры, направленные на сохранение тайны усыновления (изменение имени, отчества, фамилии ребенка, даты и места его рождения, запись усыновителей в качестве родителей усыновлённого ребёнка (п.п. 2, 3 ст. 134 СК РФ (п.п. 2, 3 ст. 138 СК РА), п. 1 ст. 135 СК РФ (п.п. 2, 3 ст. 139 СК РА), п. 1 ст. 136 СК РФ (п.п. 2, 3 ст. 140 СК РА).
Тайна усыновления охраняется и нормами гражданского процессуального законодательства, поскольку дела об усыновлении рассматриваются в закрытом судебном заседании (ст. 273 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) [5]. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответ-124
ственность лиц, обязанных хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, а также иных лиц, совершивших разглашение тайны усыновления из корыстных или иных низменных мотивов [6, с. 281, 282].
Согласно официальной статистике, под опеку (попечительство) и на усыновление в Российской Федерации устроено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2010 г. - 55562; в 2011 г. - 46533; в 2012 г. - 42249; в 2013 г. - 39302 [7]. В силу исторических особенностей и традиций, наблюдается иная ситуация в Республике Абхазия, где удельный вес детей, оставшихся без попечения родителей, значительно ниже, а количество усыновленных (удочеренных) достаточно стабильно. Так, согласно данным, предоставленным Отделом ЗАГС Министерства юстиции Республики (по состоянию на 1 января 2015 г.), устроено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление (удочерение) в 2010 г. - 17; в 2011 г. - 30; в 2012 г. - 28; в 2013 г. - 15; в 2014 г. - 24.
Следует отметить, что «Конвенция о правах ребенка» [8] и нормы семейного законодательства (ст.ст. 54, 55, 58 СК РФ) регламентируют правоотношения ребенка и биологических родителей и достаточно сложно признать тождественность прав усыновленных детей правам биологических детей. Неоднозначность складывающихся отношений, а также психологические аспекты, сопутствующие усыновлению, сохраняют дискуссионность проблемы тайны усыновления.
Анализ законодательства европейских государств, осуществлённый Я.В. Задесенской, отражает открытый подход к усыновлению. В Испании разрешение законодателем на сохранение отношений ребенка с его родителем указывает на возможность ребенка знать свое происхождение. Кроме того, ч. 5 ст. 180 ГКИ устанавливает, что лицо по достижении возраста совершеннолетия или до достижения такового (в случае представления прав усыновителями) вправе знать любую информацию, касающуюся его биологического происхождения. Во взаимосвязи с положениями Закона Испании о защите личной жизни и персональных данных, представляется, что должностные лица не вправе раскрывать усыновленному имя и иные идентифицирующие данные его родителей (ч. 5 ст. 7). В Италии сведения о родителях не считаются тайной и могут быть раскрыты в интересах усыновленного. Законодателем Италии также предусмотрено право усыновленного знать свое происхождение (п. 5 ст. 28 Закона Италии № 184), которое может быть реализовано путем обращения в суд. Однако, согласно ст. 4 Кодекса о защите персональных данных, предоставляемая информация не дает установить личность матери, но позволяет соблюсти принцип ответственности за соблюдение рода, т.е. позволяет судить о наличии родовых заболеваний, психическом состоянии родителя [9].
Существенные перемены начинают происходить в подходе к вопросу о тайне усыновления и в российском законодательстве. Так, в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг.» закрепляется переход к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления [10].
Институт усыновления представляет собой не только юридическое действие, но и фактический процесс, связанный с психологическими и моральными аспектами, характеризующими отношения между усыновителем и усыновленным. Возникает вопрос приоритетности. Учитывать интересы усыновителей и усыновленных детей, выражающиеся в создании атмосферы семейных отношений, а, следовательно, сохранении тайны усыновления с целью избежать возможности причинения моральных (нравственных) страданий ребенку. Или реализовать базисное право ребенка знать своих родителей, закрепленное в Конвенции о правах ребенка. Практика подтверждает, что усыновленные дети узнают о своем происхождении и уже после своего совершеннолетия часто обращаются в соответствующие органы с вопросами об их биологических родителях, но в силу ст. 155 УК РФ не могут получить ответы [11].
Рассматривая вопрос соотношения права ребенка знать своих родителей и тайны усыновления, М.А. Кривошеева предлагает изменить ст. 139 СК РФ, дополнив ее п. 3 в следующей редакции: «Тайна
усыновления может быть раскрыта усыновленному ребенку, достигшему совершеннолетия» [12, с. 47].
В Заключении Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 1 февраля 2012 г. № 3.6 - 6/82 на проект Федерального закона № 604029-5 было сказано, что если факт усыновления уже не составляет тайну, т.е. усыновленное лицо, достигшее совершеннолетия, знает, что усыновители не являются его настоящими родителями, и желает получить после смерти усыновителей официальные сведения об его усыновлении, то сохранение тайны его усыновления не представляется целесообразным. Вместе с тем, Комитет считает, что предлагаемое законопроектом положение, согласно которому стало возможным представление сведений об усыновлении с согласия усыновленного лица, достигшего совершеннолетия, требует дополнительного обсуждения и при положительном решении - разработки порядка представления указанных сведений [13].
Большинство исследующих вопрос тайны усыновления приходят к выводу об отсутствии необходимости ее законодательной отмены. Отмена усыновления на современном этапе состояния российского общества является преждевременной, не соответствующей правам и интересам большинства детей и усыновителей.
Проблемы иного характера описывают ситуацию, сложившуюся в Республике Абхазия. Нормы, содержащиеся в законодательстве Республики Абхазия, и, призванные обеспечить тайну усыновления, идентичны нормам законодательства Российской Федерации. Однако, соблюсти и сохранить тайну усыновления фактически нет возможности. Усыновление в Абхазии открыто для всех и, в особенности, для родственников. Объяснением этому служит достаточно малое количество детей, оставшихся без попечения родителей, а также все ещё сильное влияние традиционализма и патриархальности абхазского общества. Обыватели положительно воспринимают факт усыновления и поощряют его. Во многом это явление характеризуется поствоенными последствиями1 и сложившейся тяжелой демографической ситуацией [14].
В этой связи в Абхазии наблюдается обратная проблема. Сложный процесс усыновления и необходимость сохранения тайны усыновления являются, фактически, дополнительными препятствиями. Порождают ситуацию, когда происходит нарушение законодательства в части сохранения тайны усыновления, но последствия за эти нарушения не наступают в связи с благожелательным отношением к усыновителям и усыновлённым и отсутствием необходимости сохранения тайны усыновления.
Представляется, что для Республики Абхазия необходима отмена тайны усыновления. Потребуется
1 Отечественная война народа Абхазии 1992-1993 гг.
внести существенные изменения в гл. 19 Усыновление (удочерение) детей Семейного Кодекса Республики Абхазия и, соответственно, в Уголовный и в Гражданско-процессуальный Кодексы Республики Абхазия. Таким образом, законодательство отразит существующее отношение к усыновлению и не будет чинить дополнительных препонов, что позволит полноценно соблюсти права и законные интересы детей и усыновителей.
Литература:
1. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 25.11.2013 г. № 317-Ф3) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
2. Семейный Кодекс Республики Абхазия от 21.07.2009 г. № 2428 // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. - 2009. - Вып. 40.
3. КоБС РСФСР, 1969 г. // Свод законов РСФСР. Т. 2. - М.: Юридическая литература, 1993. КоБС РСФРС 1969 г. Свод законов РСФСР. Т. 2. - М.: Юридическая литература, 1993. С. 43.
4. Ведомости ВС РСФСР. - 1970. - № 22. - Ст. 441.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 06.04.2015 г. № 436-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. -№ 46. - Ст. 4532.
6. Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. Комментарий к УК РФ / Отв. Ред. А.И. Рарог. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 704 с.
7. Российский статистический ежегодник 2014, статистический сборник. - М.: Росстат, 2014. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW. exe/ Stg/d01/07-10.htm
8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - Вып. XLVI. - 1993.
9. Задесенская Я.В. Национальное усыновление в России и странах Европы: опыт компаративистского исследования. III Международный конкурс научных работ студентов и аспирантов: март-май 2014 года: Сборник статей / Финуниверси-тет; под ред. О.В. Карамовой, А.П. Буевич. - М.: Финуниверситет, 2014 - 1213 с. - URL: http:// elib.fa.ru/fbook/MNKRSA-3.pdf
10. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национально стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. - 2012. - № 23.
- Ст. 2994.
11. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. - № 31.
- Ст. 3802.
12. Кривошеева М.А. О некоторых аспектах тайны усыновления в России // Адвокат. - 2012. - № 4.
- С. 45-49.
13. Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 1 февраля 2012 г. № 3.6 - 6/82 на проект Федерального закона № 604029-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования государственной регистрации актов гражданского состояния».
- URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=PRJ;n=89837
14.Эшба Э.Дж. К вопросу о демографической ситуации в Республике Абхазия. Краткий анализ этнического и религиозного состава. Научно-исследовательский центр Южный Кавказ. - URL: http://transcaucasica.com/page/225
Adoption Secrecy under the Laws of the Russian Federation and the Republic of Abkhazia
K^. Dzhindzholiya Abkhazian State University
The paper dwells upon the peculiarities of legislative consolidation and some problems of legal coverage for the adoption secrecy in the Russian Federation and the Republic of Abkhazia.
Key words: adoption, adoptive parent and adoptee, adoption secrecy, open adoption, the child's right to know his parents, conditions of adoption.