УДК 347.633
Харсеева Виктория Леонидовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры гражданского и гражданско-процессуального права Кубанского социально-экономического института [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ - ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Kharseeva Victoria Leonidovna
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Civil Law and Civil Procedure Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies
CONCERNING ADOPTION OF CHILDREN, CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION, BY THE FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS
Аннотация:
Автор статьи рассматривает отдельные аспекты международного усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родите-лей, анализирует нормы международных договоров и законодательства Российской Федерации, регулирующих исследуемую проблематику, а также практику рассмотрения судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами.
Ключевые слова:
международное усыновление, усыновитель, усыновленный, коллизионная норма, содержание норм иностранного права, альтернативный способ ухода за ребенком.
Summary:
The article considers some aspects of the international adoption of children deprived of parental care. The author studies regulations of the international agreements and legislation of the Russian Federation, controlling the relevant range of problems, and considers court cases regarding adoption of children by the foreign citizens.
Keywords:
international adoption, foster parents, adopted child, conflict regulation, content of international law regulations, alternative child care.
Теоретическое исследование института международного усыновления объясняется, в первую очередь, вполне устоявшейся точкой зрения в России о преобладании усыновления детей - граждан Российской Федерации - иностранными гражданами. Тем не менее статистические данные судебной правоприменительной практики это опровергают. В 2009 г. с вынесением решения областными и равными им судами было рассмотрено 3 427 дел о международном усыновлении, что в 4,9 раза меньше, чем дел об усыновлении детей российскими гражданами, в 2010 г. - 2 990 дел (в 5,2 раза меньше); в 2011 г. - 3 076 дел (в 4,9 раза меньше). Процент удовлетворения заявлений иностранных граждан об усыновлении детей (впрочем, как и российских) достаточно высокий: в 2009 г. удовлетворено 99,8 % заявлений, в 2010 г. -99,7 %, в 2011 г. - 99,8 % [1].
Нельзя опровергнуть тот факт, что имеют место случаи убийства российских детей за границей, факты жестокого обращения с ними. Это обусловлено не только пробелами и коллизиями норм международных договоров, но и отсутствием эффективного механизма контроля за судьбой усыновленных детей. В результате международного усыновления ребенок становится гражданином иностранного государства, официальные власти которого не обязаны представлять какие-либо отчеты о его воспитании. Сделать это они могут лишь по собственной инициативе.
Вместе с тем, возможность усыновления российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства регламентирована не только нормами отечественного права, но и международных договоров, участницей которых является Россия. В Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г. на 44-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН (далее - Конвенция о правах ребенка, Конвенция 1989 г.) [2] сказано, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего постоянного семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Участники Конвенции в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком, включая усыновление (ст. 20). Основные условия усыновления сформулированы в ст. 21 Конвенции. Во-первых, усыновление ребенка разрешается только компетентными властями. Во-вторых, усыновление в иностранном государстве может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. В-третьих, в случае усыновления ребенка в другой стране применяются такие же гарантии и нормы, которые
используются при внутригосударственном усыновлении. В-четвертых, усыновление не должно приводить к получению неоправданных финансовых выгод.
Другим международным правовым актом в сфере регулирования международного усыновления является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. № 41/85 «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» [3], в которой предусмотрено, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком (ст. 17). В статье 18 провозглашается: «Правительствам следует установить политику, законодательство и эффективный контроль для защиты интересов детей, усыновляемых за границей. Усыновление за границей должно, по возможности, производиться лишь в том случае, если в соответствующих государствах разработаны такие меры».
В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» [4] также подчеркивается, что усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, российскими гражданами, постоянно проживающими за пределами территории нашей страны, иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, когда не представилось возможным передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации) в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на ее территории, или на усыновление родственникам детей, независимо от их места жительства и гражданства. Здесь акцентируется внимание на том, что ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения.
В качестве иллюстрации сказанного можно привести следующий пример из судебной практики.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 12 июля 2011 г. отменено решение Камчатского краевого суда от 11 апреля 2011 г., которым было удовлетворено заявление граждан Испании об удочерении несовершеннолетней. Судом кассационной инстанции было установлено, что в официальном заключении органов опеки и попечительства отсутствовали сведения как о родственниках усыновляемого ребенка, так и о мерах, принятых уполномоченными должностными лицами для их установления. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции прокурор заявил ходатайство об истребовании таких данных, однако оно судом было оставлено без удовлетворения. Между тем в результате прокурорской проверки были получены сведения о том, что у несовершеннолетней девочки имеются родственники по отцовской линии - тетя и бабушка, которые проживают на территории Камчатского края, и они возражают против удочерения девочки иностранными гражданами. Согласно заключению главного врача МКУЗ «Городской Дом ребенка - лечебное учреждение охраны материнства и детства» г. Петропавловска-Камчатского тетя согласна забрать девочку на воспитание в семью. Помимо этого, суд оставил без внимания и то обстоятельство, что два брата несовершеннолетней находятся под опекой граждан Российской Федерации [5].
Тем не менее, следует обратить внимание на то, что в 2011 г. в каждом четвертом решении суда с удовлетворением заявления иностранных усыновителей не отражены данные о том, кому именно из российских граждан предлагался ребенок на воспитание и почему эти лица отказались взять его [6].
Другим многосторонним договором, затрагивающим вопросы усыновления, является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 г. (настоящая конвенция прекращает свое действие после ратификации государствами-участниками Кишиневской конвенции от 7 октября 2002 г.) [7]. Нормы Конвенции предусматривают, что усыновление или его отмена определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. Если ребенок является гражданином другой Договаривающейся Стороны, при усыновлении или его отмене требуется получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это предусмотрено законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является.
В ст.40 Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Кишиневе 07 октября 2002 г. (для России не вступила в силу) [8, с. 98] содержатся аналогичные положения. Однако, в п. 1 ст. 40 Конвенции делается оговорка о том, что усыновление или его отмена осуществляются по законодательству того государства, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене,
если внутренним законодательством страны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное. В юридической литературе это изменение оценивается, как проявление желания государств-участников усилить контроль за международным усыновлением своих граждан, обеспечить максимальную защиту их интересов [9, с. 10].
Соглашаясь с такой оценкой направленности нововведения, все же следует заметить, что вопрос о том, какое право должен в случае «иного» регулирования во внутреннем законодательстве гражданства ребенка применить компетентный суд, остается открытым. Представляется, что он будет принимать решение об усыновлении ребенка либо его отмене на основании коллизионной нормы своего государства.
Пункт 1 ст. 165 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) также содержит коллизионную привязку по применению законодательства государства, гражданином которого является усыновитель. Тем не менее предусмотрены и другие критерии определения норм права. В абз. 2 п. 1 названной статьи сказано, что при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства должны быть соблюдены требования норм СК РФ (ст.ст. 124-133, за некоторыми исключениями) с учетом положений международного договора Российской Федерации. Практически это означает, что многие вопросы, связанные с международным усыновлением, в частности, порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей и потенциальных усыновителей, правила об обязательном согласии на усыновление законных представителей ребенка и его согласие, требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому законодательству.
Если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того, чтобы несколько скорректировать правила п. 1 ст. 165 СК РФ, было внесено дополнение, что нормы российского законодательства применяются с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей [11].
В п. 2 ст. 165 СК РФ закреплено еще одно важное правило: если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, предусмотренные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.
Коллизионная норма ст. 165 СК РФ, отсылающая к иностранному законодательству, подлежащему применению при международном усыновлении порождает проблемы, связанные с установлением содержания норм иностранного семейного права. Это, в первую очередь, необходимо в целях установления отсутствия каких-либо препятствий для лица быть усыновителем. На необходимость выяснения указанных обстоятельств обращено внимание судей в п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8.
Пункт 1 ст. 166 СК РФ предусматривает, что содержание этих норм необходимо устанавливать в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем государстве. В данном случае можно использовать помощь Минюста России, других компетентных органов (например, консульских экспертов). Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (ред. от 13.11.2012 № 1529) утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации [12]. В подп. 27 п. 7 сказано, что Минюст России взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, и осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами. Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду и другим компетентным органам. Если, несмотря на предпринятые меры, содержание норм иностранного права не установлено, применяется законодательство Российской Федерации. Таким образом, при международном усыновлении возможен вариант применения только норм СК РФ, без учета законодательства того государства, гражданином которой является усыновитель.
В заключении подчеркнем, что международное усыновление ставит перед законодательными и правоприменительными органами Российской Федерации ряд сложных задач по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, усыновляемых иностранными гражданами. Для совершенствования механизма контроля за судьбой усыновленных детей требуется проведение ряда мероприятий на международном уровне, в частности, заключение двусторонних договоров между Россией и другими государствами, ратификации Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. [13, с. 712-720].
Ссылки:
1. Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного суда РФ от 23 мая 2012г. // СПС КонсультантПлюс.
2. Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
3. Документ опубликован не был // СПС Гарант.
4. Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2006. № 6.
5. Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 23 мая 2012г. // СПС КонсультантПлюс.
6. Там же.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1472.
8. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав Правительств СНГ. 2002. № 2 (41).
9. Бахин С.В., Игнатьев А.С. Правовая помощь и правовые отношения по гражданским и семейным делам: корректировка регламентации в рамках СНГ (Кишиневская конвенция 2002 г.) // Международное частное право. 2005. № 4.
10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (ред. от 30.11.2011г. № 351-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст.16 ; 2011. № 49 (ч. 1). Ст.7029.
11. Гришаев С.П. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // СПС КонсультантПлюс. 2011.
12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42. Ст.4108 ; 2012. № 47. Ст.6459.
13. Международное частное право. Сборник документов. М., 1997.
References (transliterated):
1. Obzor Verkhovnogo suda Rossiyskoy Federatsii praktiki rassmotreniya v 2011 godu oblastnymi i ravnymi im sudami del ob usynovlenii detey inostrannymi grazhdanami ili litsami bez grazhdanstva, a takzhe grazhdanami Rossiyskoy Federatsii, postoyanno prozhivayushchimi za predelami territorii Rossiyskoy Federatsii, utv. Prezidiumom Verkhovnogo suda RF ot 23 maya 2012g. // SPS Konsul'tantPlyus.
2. Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. 1993. Issue XLVI.
3. Dokument opublikovan ne byl // SPS Garant.
4. Byulleten' Verkhovnogo suda Rossiyskoy Federatsii. 2006. № 6.
5. Obzor Verkhovnogo suda Rossiyskoy Federatsii praktiki rassmotreniya v 2011 godu oblastnymi i ravnymi im sudami del ob usynovlenii detey inostrannymi grazhdanami ili litsami bez grazhdanstva, a takzhe grazhdanami Rossiyskoy Federatsii, postoyanno prozhivayushchimi za predelami territorii Rossiyskoy Federatsii, utv. Prezidiumom Verkhovnogo Suda RF ot 23 maya 2012g. // SPS Konsul'tantPlyus.
6. Tam zhe.
7. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1995. № 17. St. 1472.
8. Sodruzhestvo. Informatsionniy vestnik Soveta glav gosudarstv i Soveta glav Pravitel'stv SNG. 2002. № 2 (41).
9. Bakhin S.V., Ignat'ev A.S. Pravovaya pomoshch' i pravovie otnosheniya po grazhdanskim i semeynym delam: korrektirovka
reglamentatsii v ramkakh SNG (Kishinevskaya konventsiya 2002 g.) // Mezhdunarodnoe chastnoe pravo. 2005. № 4.
10. Semeyniy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 1995 g. № 223-FZ (red. ot 30.11.2011g. № 351-FZ) // Sobranie
zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1996. № 1. St. 16 ; 2011. № 49 (ch. 1). St.7029.
11. Grishaev S.P. Formy vospitaniya detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley // SPS Konsul'tantPlyus. 2011.
12. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2004. № 42. St.4108 ; 2012. № 47. St.6459.
13. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo. Sbornik dokumentov. M., 1997.