Научная статья на тему 'Проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами'

Проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
2593
328
Поделиться
Ключевые слова
РЕБЕНОК / УСЫНОВЛЕНИЕ / УСЫНОВИТЕЛИ / CHILD / ADOPTION / ADOPTIVE PARENTS

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Ольга Валерьевна

Рассматриваются особенности усыновления детей граждан РФ иностранными гражданами, анализируются различные точки зрения, статистика, судебная практика, даются предложения по решению проблемы международного усыновления.

Problems of Adoption of the Russian Children by Foreign Citizens

Features of adoption of children citizens of the Russian Federation by foreign citizens are considered, various points of view, statistics, jurisprudence are analyzed, offers on a solution of the problem of the international adoption are given.

Текст научной работы на тему «Проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378). Право. Вып. 44. С. 119-124.

УДК 347.6 ББК 67.304

ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

О. В. Кузнецова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Рассматриваются особенности усыновления детей — граждан РФ иностранными гражданами, анализируются различные точки зрения, статистика, судебная практика, даются предложения по решению проблемы международного усыновления.

Ключевые слова: ребенок, усыновление, усыновители.

Международное усыновление — это юридический акт, совершенный в субъективных интересах детей, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и цели, направленные на предоставление усыновляемому права на надлежащее семейное воспитание, гарантированное Семейным кодексом РФ и законодательством принимающего государства [1].

Согласно данным Министерства образования России, в российском банке данных содержатся анкеты 120 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России сиротами становятся до 70 тыс. детей [8].

Большое количество детей-сирот усыновляют иностранцы. До 2012 г., когда был введен запрет на усыновление американцами, США лидировали по усыновлению российских детей. По статистике Госдепартамента США, за 2012 г. американцы усыновили 8668 детей, из них 748 — граждане России.

Второй страной в мире после США и первой в Европе по усыновлению российских детей стала Испания — 7 тыс. усыновленных российских детей-сирот за последние 7 лет [9].

В 2014 г. между Россией и Испанией был подписан договор об усыновлении. В нем определены механизмы государственного контроля за условиями жизни детей, пределы ответственности компетентных органов и организаций.

Договором предусмотрены положения, закрепляющие дополнительные обязанности принимающей стороны по контролю за усыновленными детьми и деятельностью аккредитованных агентств, которые помогают усыновителям в этом процессе. Согласно договору, дети будут сохранять гражданство того государства, где они родились. В случае отмены усыновления вопрос о возвращении детей будет решаться с участием российских властей.

Аналогичные договоры подписаны с Францией и Италией. 27 декабря 2013 г. вступил в силу дого -вор между РФ и Францией о сотрудничестве в об -ласти усыновления детей. Договор предполагает усыновление российских детей французскими семьями при помощи специализированных аккредитованных организаций. Регламентирован также порядок отчетности усыновителей перед российскими государственными органами. Статья 6 Договора устанавливает, что условия, при которых ребенок может быть усыновлен, а также лица или органы, согласие которых требуется для усыновления, определяются законодательством государства происхождения ребенка. При передаче ребенка в другую семью усыновление не может состояться до тех пор, пока центральный орган го -сударства происхождения не будет должным образом ознакомлен со сведениями о новых кандидатах в усыновители и не даст согласие на новое усыновление. Согласно ст. 17 принимающее государство обязуется осуществлять меры по защите прав и интересов усыновленных детей, обеспечивать им такую же защиту и пользование теми же правами, какими пользуются дети, являющиеся гражданами принимающего государства [10].

Договоры направлены на решение имеющихся у России проблем с государствами по вопросам усыновления российских детей. Важным является определение органов и их компетенции относительно международного усыновления. Ребенок приобретает иностранное гражданство не позднее момента въезда на законных основаниях для проживания на территорию принимающего государства и сохраняет гражданство РФ до 18 лет.

В 2013 г. наибольшее количество дел о международном усыновлении рассмотрено Санкт-Петербургским городским судом (112), Кемеровским областным судом (104), Пермским

краевым судом (85), Новосибирским областным судом (48), Челябинским областным судом (48), Ленинградским областным судом (45), Хабаровским краевым судом (44), Иркутским областным судом (43), Кировским областным судом (41), Красноярским краевым судом (41).

Чаще всего российских детей усыновляли граждане Италии (46 %), Испании (20) и Франции (10). Российские дети также были усыновлены гражданами Германии (5 %), Израиля (4,5), Канады (2), Великобритании (1,5), Финляндии (1,3), Швеции (0,9), Ирландии (0,8), Новой Зеландии (0,8) [3].

За последние годы неоднократно обсуждался вопрос о международном усыновлении. Основанием служили факты жестокого обращения с российскими детьми, усыновленными гражданами США. В дальнейшем факты насилия над детьми со стороны усыновителей стали причиной принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 г. «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который запрещает усыновлять детей из России гражданам США.

В связи с установлением данного запрета прекратило действие Соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 13 июля 2011 г. [11].

Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если эти дети не были переданы на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 124 СК РФ) [2].

На сегодняшний день порядок усыновления регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Согласно действующему российскому законодательству иностранные граждане, желающие усыновить ребенка — гражданина РФ, обращаются с письменным заявлением с просьбой о решении вопроса о возможности быть кандидатом в усыновители в орган опеки и попечительства; затем субъект РФ предоставляет иностранным гражданам, желающим усыновить ребенка, информацию о детях, в отношении которых возник-

ли установленные законом основания для усыновления иностранными гражданами, которые в дальнейшем обращаются с заявлением об установлении усыновления в суд. В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и адрес кандидатов в усыновители, а также фамилия, имя, отчество и возраст усыновляемого ребенка, возможные изменения его данных (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения), просьба о записи усыновителей в качестве родителей, осведомленность о состоянии здоровья ребенка. К заявлению прилагаются следующие документы:

- заключение компетентной организации страны кандидатов в усыновители об условиях их жизни; копия лицензии, выданная этой организации на осуществление ею деятельности, связанной с рассмотрением вопросов усыновления (если заключение дано негосударственной организацией);

- заключение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, подтверждающее возможность для кандидатов в усыновители быть усыновителями;

- документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинское заключение о состоянии здоровья каждого кандидата в усыновители, выданное медицинским учреждением по месту его наблюдения;

- копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

- копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность;

- разрешение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка.

Все документы подлежат переводу на русский язык, который нотариально удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания кандидатов в усыновители либо в органах нотариата на территории РФ.

Однако при усыновлении российских детей иностранными гражданами происходят многочисленные нарушения:

1. Имеются нарушения семейного законодательства со стороны органов опеки и попечительства, которые должны защищать права и законные интересы детей-сирот. На это неоднократно обращали внимание уполномоченные по правам ребенка, государственные органы (председатель Комитета Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации по вопросам се -мьи, женщин и детей Е. Б. Мизулина). Требуется установить надзор за их деятельностью. Одна из задач органов опеки при решении вопроса о возможности заявителя быть усыновителем и выдаче соответствующего заключения — опре -делить отсутствие установленных СК РФ обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. Но особых усилий по подбору достойного кандидата, проверке достоверности предоставленной информации не прилагают, эта работа носит формальный характер.

В 2012 г. Генеральная прокуратура выявила в России около 22 тыс. нарушений в работе органов опеки и попечителей. По представлению прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 1,6 тыс. должностных лиц [8].

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ П. Астахов считает, что правительству нужно решить вопрос, кто будет руководить и контролировать органы опеки и попечительства. «Все они "в горизонтальном положении": нехватка специалистов, проблема собственности, малообеспеченность бюджета приводят к злоупо -треблениям через раз» [Там же].

Президент РФ В. В. Путин на конференции Общероссийского народного фронта (ОНФ) в 2013 г. поручил Минтруду разработать стандарты для работников органов опеки и попечительства [Там же]. Причиной послужил рассказ одной из участниц встречи о том, что сирота с раннего возраста и до совершеннолетия попадает под юрисдикцию разных ведомств, в которых работают люди разных специальностей, зачастую без профессионального образования психолога.

2. Недостоверность сведений, предоставляемых в суд иностранцами — кандидатами в усыновители, в частности о своем здоровье. Необходимо более детально регламентировать требования к иностранным усыновителям, процедуру проверки предоставляемых ими сведений о себе. Возможно создание медицинской комиссии, в которую будут входить представители обо -их государств. В обязанности комиссии должны быть включены психологическое тестирование потенциальных родителей и выдача заключений о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя) [6]. Многие преступления в отношении усыновленных совершаются алкоголиками, лицами, страдающими психическими заболеваниями.

При рассмотрении дел об усыновлении суд в каждом случае проверяет, не имеется ли у кан-

дидатов в усыновители заболеваний, препятствующих им быть усыновителями, перечисленных в перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117. Усыновители представляют медицинские заключения, выданные в стране их проживания, по результатам их медицинского обследования врачами-специалистами. Суд признает такие медицинские заключения допустимыми и достаточными доказательствами для подтверждения состояния здоровья заявителей.

В 2013 г. это имело место по 32 % дел об усыновлении детей, рассмотренных с удовлетворением заявления [Там же].

3. По мнению иностранных граждан, в России намного проще усыновить ребенка. Среди причин популярности России для усыновления называют разумную юридическую систему, белую расу детей, быстроту процесса усыновления [12].

4. Широкое распространение получила практика размещения сведений о детях-сиротах в сети Интернет с целью поиска иностранных усыновителей. Иностранные организации получают от посредников видеоматериалы о детях, размещают их на сайте. Цены варьируются в зависимости от данных ребенка: внешности, состояния здоровья. Но подобные сайты вызывают нездоровый интерес у определенного контингента.

Необходимо ужесточить уголовную ответственность, закрепить в УК РФ новые составы совершения преступлений — с использованием мобильной сети, Интернета, новых технологий.

5. Не осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания детей, усыновленных «независимыми» усыновителями.

По данным Национального совета США по усыновлению, почти во всех случаях убийств усыновленных детей — граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление, то есть дети попадали в американские семьи вследствие коррупции [5. С. 19].

Приведем пример из судебной практики [7].

На скамье подсудимых оказались чиновник мэрии и старший воспитатель социального отделения 2-й городской детской больницы Владивостока. Оба обвинялись в попытке содействовать незаконному усыновлению ребенка гражданами США. Ленинский районный суд Владивостока вынес обвинительный приговор

по уголовному делу о незаконном удочерении: признал виновным бывшего главного специалиста по охране прав детей отдела образования администрации Владивостока Л. В. Задоя в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу), приговорив ее к штрафу в размере 100 тыс. руб.

Этим же приговором старший воспитатель социального отделения детской городской больницы № 2 Владивостока Е. В. Лучникова признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 154 УК РФ (незаконное усыновление, удочерение), ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа), ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу); ей назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком один год, штрафа в размере 120 тыс. руб. и лишения права заниматься профессиональной деятельностью, связанной с усыновлением и удо -черением детей, сроком на два года.

Судебным следствием установлено, что весной 2005 г. обвиняемые умышленно в целях незаконного удочерения Даши Н. 2004 г. рождения гражданами Соединенных Штатов Америки внесли в официальные документы заведомо ложные сведения о том, что девочка якобы предлагалась для усыновления четырем российским семьям, а также о том, что родственники девочки отказываются брать ее на воспитание.

Одновременно с проблемами незаконного усыновления возникают проблемы безопасности детей — граждан России, усыновленных гражданами США. Судьба многих из них неизвестна. В 2013 г. в США журналисты телеканала NBC провели расследование по организации на территории страны подпольной сети обмена российскими сиротами, усыновленными гражданами США, когда усыновители хотели избавиться от усыновленных детей [8].

Посольство РФ, особенно сейчас, когда отношения с США ухудшились, не способно контролировать ситуацию с усыновленными российскими детьми в США, добиться должного уровня сотрудничества с американскими партнерами по этому вопросу.

Один из способов решения ситуации — создание международной комиссии по рассмотрению дел, связанных с жестоким обращением с усыновленным ребенком, повлекшим тяжкие телесные повреждения и смерть ребенка. Члены комиссии должны иметь возможность провести собственное независимое расследование обстоятельств, повлекших грубое нарушение прав ребенка, и предоставить результаты исследования в суд, где будут проходить слушания по делу о нарушении прав усыновленного ребенка [6].

По мнению президента РФ В. В. Путина, «мы должны стремиться к тому, чтобы абсолютное большинство детей обретали свою семью в России, а зарубежное усыновление стало редким, вынужденным исключением». В. В. Путин считает, что это происходит «из-за низких требований к усыновителям, из-за отсутствия у специальных органов полномочий на вмешательство в судьбу ребенка». «Наиболее эффективный способ решения этой проблемы — заключение юридически обязывающих межгосударственных соглашений», — отметил президент [13].

По словам П. Астахова, Россия в течение пяти лет сможет отказаться от иностранного усыновления, а все дети, оставшиеся без попечения родителей, будут устраиваться в приемные семьи внутри страны.

Однако международное усыновление — явление положительное. Необходимы альтернативы, а за рубежом дети могут найти настоящую семью, людей, которые их полюбят.

Чтобы разрешить проблемы усыновления с участием иностранных граждан, необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления, и др. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам усыновления. Заключение двусторонних международных договоров в области усыновления позволит создать действенный механизм контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства.

Список литературы

1. Дзугаева, А. З. Правовые проблемы усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России : дис. ... канд. юрид. наук / А. З. Дзугаева. - М., 2006.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

3. Обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.) // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. - 2014. - № 12.

4. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2013 года // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. - 2014. - № 12.

5. Кузнецова, И. М. Новое в порядке усыновления детей / И. М. Кузнецова // Журн. Рос. права. -2013. - № 1.

6. Макеева, А. А. Двусторонние международные договоры как фактор обеспечения прав ребенка / А. А. Макеева // Журн. Рос. права. - 2013. - № 1.

7. Слюсарева, Н. Д. Проблемы с соблюдением законности, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами / Н. Д. Слюсарева // Актуальные проблемы рос. права. - 2012. - № 1.

8. www.kp.ru/daily/theme/9608

9. www.usynovite.ru/structure/speach/

10. www.usynovite.ru/documents/international/france

11. www.pravo.gov.ru

12. www.kp.ru/daily/theme/9608

13. www.kp.ru/daily/theme/9608

14. www.r-komitet.ru/zakon/usynovl_kr-stol.htm

15. www.kp.ru/daily/theme/9608

16. www.kommersant.ru/do

Сведения об авторе

Кузнецова Ольга Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и про -цесса Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. kgp@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 119-124.

PROBLEMS OF ADOPTION OF THE RUSSIAN CHILDREN BY FOREIGN CITIZENS

O. V. Kuznetsova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. kgp@csu.ru

Features of adoption of children citizens of the Russian Federation by foreign citizens are considered, various points of view, statistics, jurisprudence are analyzed, offers on a solution of the problem of the international adoption are given.

Keywords: child, adoption, adoptive parents.

References

1. Dzugaeva A.Z. Pravovye problemy usynovlenija detej — grazhdan Rossiyskoy Federatsii inostrannymi grazhdanami v Rossii : dis. ... kand. yurid [Legal problems of adoption of children — citizens of the Russian Federation foreign citizens in Russia. Thesis]. Moscow, 2006. (In Russ.).

2. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1996, no. 1, art. 16. (In Russ.).

3. Obzor praktiki rassmotreniya v 2013 godu oblastnymi i ravnymi im sudami del ob usynovlenii detey inostrannymi grazhdanami ili litsami bez grazhdanstva, a takzhe grazhdanami RF, postoyanno prozhivayush-chimi za predelami territorii RF (Prezidium Verkhovnogo Suda RF 2 iyulya 2014 g.) [The review of practice of consideration in 2013 by courts of cases of adoption of children by foreign citizens or stateless persons, and

also the citizens of the Russian Federation regional and equal to them who are constantly living outside the territory of the Russian Federation (Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on July 2, 2014)]. Byulleten' Verkhovnogo SudaRossiyskoy Federatsii [Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation], 2014, no. 12. (In Russ.).

4. Obzor sudebnoy praktiki Verkhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii za II kvartal 2013 goda [The review of jurisprudence of the Supreme Court of the Russian Federation for the II quarter 2013]. Byulleten' Verkhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii [The Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation]. December 2014, no. 12. (In Russ.).

5. Kuznetsova I.M. Novoe v poryadke usynovleniya detey [New in adoption of children]. Zhurnal rossiysk-ogo prava [The Magazine of Russian law], 2013, no. 1. (In Russ.).

6. Makeeva A.A. Dvustoronnie mezhdunarodnye dogovory kak faktor obespecheniya prav rebyonka [Bilateral international contracts as factor of ensuring rights of the child]. Zhurnal rossiyskogo prava [Magazine of Russian law], 2013, no. 1. (In Russ.).

7. Slyusareva N.D. Aktual'nye problemy rossiyskogo prava [Actual problems of Russian law], 2012, no. 1. (In Russ.).

8. www.kp.ru/daily/theme/9608. (In Russ.).

9. www.usynovite.ru/structure/speach. (In Russ.).

10. www.usynovite.ru/documents/international/france. (In Russ.).

11. www.pravo.gov.ru. (In Russ.).

12. www.kp.ru/daily/theme/9608. (In Russ.).

13. www.kp.ru/daily/theme/9608. (In Russ.).

14. www.r-komitet.ru/zakon/usynovl_kr-stol.htm (In Russ.).www.kp.ru/daily/theme/9608. (In Russ.).

15. www.kommersant.ru/do. (In Russ.).