ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права ^^
ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ
ГРАЖДАНАМИ
М.Г. МУСАЕВ
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: m-musaev@yandex.ru
Аннотация. Рассматривается порядок передачи детей — граждан РФ на усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденный Правилами передачи детей на усыновление (удочерение); раскрывается вопрос о порядке усыновления российских детей иностранными гражданами; делается вывод о том, что учет сведений об иностранных гражданах, желающих усыновить российских детей, ведется согласно Правилам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.
Ключевые слова: развитие ребенка, семейные отношения, семья, опека и попечительство, усыновление (удочерение), усыновители.
ORDER OF ADOPTION OF RUSSIAN CHILDREN
FOREIGN CITIZENS
M.G. MUSAEV
Annotation. The order of transfer of children, citizens of the Russian Federation, on adoption by foreign citizens or persons without the citizenship, confirmed by Rules of transfer of children on adoption (adoption) is considered; the question on an order of adoption of Russian children foreign citizens Reveals; the conclusion that the account of data on the foreign citizens, wishing to adopt the Russian children becomes, is conducted according to Rules of conducting the state databank about children without parental support, and control of its formation and use.
Keywords: development of the child, family relations, family, guardianship and guardianship, adoption (adoption), adoptive fathers.
По общему правилу в РФ действует судебный порядок усыновления1. Порядок передачи детей — граждан РФ на усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства утвержден Правилами передачи детей на усыновление (удочерение). Через осуществление порядка усыновления обеспечивается государственный контроль за устройством в семью детей, лишенных по разным причинам попечения родителей.
Установление усыновления затрагивает личные неимущественные и имущественные интересы широкого круга лиц, так как по общему правилу при установлении усыновления прекращаются правовые связи между ребенком и его биологическими родителями и возникают юридические отношения между усыновителем и усыновленным как между родителями и родными детьми и другими родственниками по происхождению.
Для защиты прав и интересов как несовершеннолетних усыновленных детей, так и их усыновителей, закон требует соблюдения определенных процедурных правил оформления правовых отношений.
Согласно законодательству стран СНГ и Балтии, усыновление производится судом в порядке особого производства с обязательным участием заявителя, заинтересованных лиц, органов опеки и попечительства, а также прокурора2.
Подсудность этой категории дел устанавливается по месту жительства (нахождения) усыновляемого. В некоторых государствах усыновление иностранцами и (или) лицами, проживающими за пределами государства, производится вышестоящим судом (например, в Беларуси — областным судом) по месту жительства (нахождения) усыновляемого. В других странах СНГ и Балтии для всех дел об усыновлении, независимо от места проживания и гражданства усыновителя, установлены единые правила подсудности. Однако процедура усыновления для проживающих за рубежом осложняется необходимостью получения дополнительного разрешения или согласия компетентных
1 Пункт 1 ст. 125 СК РФ.
2 Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2006. С. 49.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
государственных органов. Так, на Украине при рассмотрении указанной категории дел необходимо не только участие органов опеки, прокурора, но и представителей Центра по усыновлению детей при Министерстве образования. В Эстонии требуется согласие министра по социальным вопросам, в Латвийской Республике — министра юстиции. В Беларуси для дел об усыновлении иностранцами не только установлена подсудность вышестоящего суда, но и обязательно участие представителя Национального центра образования3.
Кандидаты в усыновители из числа иностранных граждан, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином России, обращаются в России к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей или в Министерство образования и науки РФ. Непосредственное обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации для постановки их на учет и получения сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, предусмотрено в случаях, когда кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ.
Учет сведений об иностранных гражданах, желающих усыновить российских детей, ведется согласно Правилам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.
Помимо документов, удостоверяющих личность, Правила ведения государственного банка данных предусматривают предоставление желающими усыновить ребенка таких документов, как: 1) заявление о своем желании усыновить ребенка с просьбой ознакомить их с находящимися в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям; 2) заполненная анкета гражданина по форме, утвержденной Министерством образования и науки РФ; 3) обязательство поставить на учет в установленном порядке в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка; 4) обязательство предоставить возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка; 5) копию документа, удостоверяющего личность и признаваемого РФ в этом качестве; 6) заключение компетентного ор-
гана государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, или лицами без гражданства — компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями (к которому прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители); 7) обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и предоставлению отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей; 8) обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка; 9) копия лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов для усыновления, указанных в п. 6—8.
Документы, указанные в п. 1—4, принимаются к рассмотрению в течение года с даты их составления, а документы, указанные в п. 6—9 — в течение года со дня их выдачи. Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в п.п. 6-9, то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.
Помимо этого, Правила предусматривают случаи, когда кандидаты по тем или иным причинам выезжают на момент оформления ими усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года. При данных обстоятельствах, помимо перечисленных документов, от кандидатов требуется представление еще двух заключений: 1) заключения об их возможности быть усыновителями и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства; 2) заключения об условиях их жизни и обязательство
3 Летова Н.В. Указ. соч. С. 137.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке по прибытии в государство своего места жительства, выданные компетентным органом государства, на территории которого они проживали на момент оформления усыновления.
Все представленные документы должны быть: легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации; переведены на русский язык, и перевод должен быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства кандидатов в усыновители либо нотариусом на территории Российской Федерации. Документы действительны в течение года со дня их выдачи4.
Пунктом 33 постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 257 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» предусмотрено, что иностранным гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации. Ясно, что получение такого разрешения невозможно, если не выполняется хотя бы одно из указанных условий усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства5. Подтверждением факта исполнения таких условий служат документы, перечень которых закреплен в п. 33 постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 257, свидетельство о рождении ребенка; 2) согласие ребенка,
достигшего десятилетнего возраста, на усыновление; 3) согласие родителя (ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия родителей; 4) заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка; 5) иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Аналогичная ситуация и в Республике Казахстан, в которой перечень документов установлен п. 11 Постановления Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2002 г. № 1197 «Об утверждении Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление (удочерение) иностранцам». Это: письменное заявление о желании усыновить (удочерить) ребенка; справка о финансовой состоятельности; семейном положении; состоянии здоровья; личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемая иностранными агентствами. Непосредственно установление усыновления производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Заявления иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, желающих усыновить российского ребенка, рассматриваются судами субъектов. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 1 ст. 271 Гражданского процессуального кодекса России.
К перечисленным документам, должны быть приложены: 1) медицинское заключение о состоя-
4 Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007.
5 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СПС Консультант Плюс.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
нии здоровья усыновителей; справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо декларация о доходах; 2) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; 3) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; 4) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.
Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в органы опеки и попечительства медицинское заключение, где заключение выносится коллегиально группой врачей государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения, оформленное по месту жительства кандидата согласно утвержденному приказом Минздрава России порядку медицинского освидетельствования кандидатов в усыновители; освидетельствование, а при необходимости и дополнительное обследование осуществляется в учреждениях здравоохранения по месту жительства кандидата.
Согласно постановлению Правительства РФ № 275, в конце каждого календарного года консульские учреждения направляют в Министерство образования России списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителя (п. 8).
Конституция РФ признает и гарантирует право каждого гражданина на личную и семейную тайну (ст. 25). Сведения об усыновлении составляют как семейную, так и личную тайну.
Действующее семейное законодательство предусматривает специальные меры, направленные на сохранение тайны усыновления. Для обеспечения тайны усыновления законодатель разрешает изменить имя, отчество, фамилию ребенка, дату и место его рождения. Согласно последним изменениям, внесенным в СК РФ в п. 1. ст. 135 по причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. Фактически, возможно изменение даты рождения ребенка в
любом возрасте. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, обязаны сохранить тайну усыновления (п. 1 ст. 139 СК РФ). Никто не вправе без согласия усыновителей выдавать сведения или иные документы, из которых может быть установлено, что имело место усыновление. Всякого рода справки и другие материалы могут быть выданы только усыновителю, а другим лицам — лишь с согласия или по требованию суда, органов прокуратуры, дознания и следствия6.
Сложным является вопрос о возможности, в случае необходимости, наблюдения и лечения усыновленного ребенка врачом-психиатром. Многие родители избегают такой помощи, не понимая, что далеко не все проблемы ребенка-сироты можно скорректировать мерами педагогического воздействия. Как правило, травматический опыт детей-сирот нарушает их психическое развитие до степени, которой занимается так называемая «малая психиатрия». Обратиться за помощью к специалисту новым родителям зачастую мешает тайна усыновления. А психогенные расстройства у детей не проходят бесследно. Необходима профессиональная поддержка семей, принявших на воспитание ребенка сироту.
Усыновление — наилучшая форма разрешения ситуаций неприемлемого биологического материнства, что нередко происходит в российских родильных домах. Это наиболее гуманно по отношению к детям, и, вероятно, служит оптимальным решением в большинстве случаев, но подчас, и нередко, приводит к большим проблемам для отказавшейся матери, начинающей впоследствии горевать об оставленном ребенке, искать его, нуждаться в нем. На Западе эту проблему решили так называемым «открытым усыновлением», т.е. когда биологические родители продолжают иметь доступ к усыновленному ребенку, несмотря на свой отказ от него, и ребенок знает о существовании биологических родителей и даже общается с ними. В России пока усыновление остается тайной, разглашение которой преследуется по закону и помочь матери в ее горе, когда она под нажимом неблагоприятных обстоятельств отказалась от своего ребенка в роддоме, не представляется возможным. Оставление детей в неблагоприятных обстоятельствах не-
6 Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 24—29.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
избежно; винить людей за это сложно. Лучше попытаться повлиять на обстоятельства, создать приемлемые условия хотя бы для общения с ребенком. Отмена тайны усыновления только способствовала бы для создания приемлемых условий для возможности ребенка знать своих биологических родителей и общаться с ними.
Как замечает Паршуткин В., на практике суды зачастую берут подписку у участников процесса о неразглашении сведений, получаемых ими во время слушания дела, чем создают еще одну тайну — тайну судебного заседания7.
Трудно не согласиться с выводами В.Паршут-кина. Кодекс о браке и семье Украины оговаривает, что тайна усыновления не распространяется на случаи усыновления детей иностранными гражданами. По нашему мнению, пока Россия не готова
предоставить ребенку право получать информацию о своих биологических родителях «насколько это возможно» (ст. 7 Конвенции о правах ребенка), тайну усыновления следует сохранять только на внутригосударственном уровне.
Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка российскими гражданами, или должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка российскими гражданами8.
7 Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами // Российская юстиция. 2002. № 11. С. 31—38.
8 Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 24—29.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ОПЕКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ
Б. С. НИКИФОРОВ,
доктор юридических наук, профессор Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: Nikiforov_BS@mail.ru
Аннотация. Политика в интересах детей — приоритетная область деятельности органов государственной власти РФ. Раскрываются основные направления деятельности по защите прав и интересов детей как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления; делается вывод о том, что органы опеки и попечительства, осуществляя предоставленные им полномочия по охране и защите прав и интересов детей, реализуют публичный, общественный интерес, без осуществления которого невозможно удовлетворение частных интересов ребенка и его родителей (лиц, их замещающих).
Ключевые слова: приемная семья, опека, попечительство, приемные родители; семейно-правовая ответственность; усыновление (удочерение); патронатная семья.
ACTIVITY OF GUARDIANSHIP BODIES ON MAINTENANCE
OF INTERESTS OF CHILDREN
B.S. NIKIFOROV,
the doctor of jurisprudence, the professor
Annotation. Policy in interests of children — priority a sphere of activity of public authorities of the Russian Federation. The basic directions of activity on protection of the rights and interests of children, both public authorities, and local governments reveal; the conclusion that guardianship and guardianship bodies, carrying out the powers conferred to it on protection and protection of the rights and interests of children becomes, realise public, public interest without which realisation the satisfaction of private interests of the child and his parents (persons, their replacing is impossible).
Keywords: reception family, guardianship, guardianship, reception parents; family-legal responsibility; adoption (adoption); patronage a family.