Научная статья на тему 'Проблемы социального сиротства в современной России (статистический анализ)'

Проблемы социального сиротства в современной России (статистический анализ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1130
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТА / СОЦИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / УСЫНОВИТЕЛЬ / ОПЕКА / РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА / СМЕРТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / THE ORPHAN / SOCIAL TROUBLE / THE ADOPTIVE FATHER / GUARDIANSHIP / THE PARENTAL RIGHTS / DEATH RATE / THE STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Елена Алексеевна, Кучмаева Оксана Викторовна, Смелов Павел Александрович

В статье анализируются факторы, оказавшие влияние на увеличение в России числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также рассматриваются меры, предпринимаемые государством в целях снижения роста числа социальных сирот, обеспечения их полноценной жизнедеятельности, защиты от неблагополучного устройства под опеку и усыновления. Проводится анализ регионального аспекта проблемы социального сиротства в России путем построения группировка регионов России по численности детей-сирот, группировки регионов России по доле детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на полное государственное обеспечение. Предлагаются меры по решению проблемы социального сиротства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Егорова Елена Алексеевна, Кучмаева Оксана Викторовна, Смелов Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE SOCIAL ORPHANHOOD IN MODERN RUSSIA (THE STATISTICAL ANALYSIS)

In the article the factors which have influenced increase in Russia of number of children-orphans and children without parental support are analyzed. Also the measures undertaken by the state with a view of decrease of growth of number of social orphans, maintenance of their high-grade ability to live, protection against the unsuccessful device under guardianship and adoptions are considered. The analysis of regional aspect of a problem of a social orphanhood in Russia by construction grouping of regions of Russia on number of children-orphans, groupings of regions of Russia on a dale of the children without parental support transferred to full state maintenance is carried out. Measures under the decision of a problem of a social orphanhood in Russia are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы социального сиротства в современной России (статистический анализ)»

Проблемы социального сиротства в современной России (статистический анализ)

Е.А. Егорова,

к.э.н., доцент.

О.В. Кучмаева,

к.э.н.. доцент,

П.А. Смелов, аспирант

Московский государственный

университете экономики, статистики

и информатики

Социальное сиротство является одним из симптомов социального неблагополучия общества. Оно обусловлено воздействием комплекса негативных факторов: экономических, медицинских, социальных, экологических, семейных и личностных. В нашей стране особую актуальность и остроту проблема социального сиротства приобрела в период политических, социальных и экономических преобразований, став следствием отставания государственной политики в интересах детей от складывающихся новых общественной формации и общественных отношений.

В России социальное сиротство (сиротство при живых родителях) стало массовым явлением. Количество круглых сирот составляет лишь 17.4% от общей численности всех детей, оставшихся без попечения родителей. Среди основных причин, порождающих социальное сиротство, можно назвать:

1) социальную дезорганизацию семей — снижение ценности семьи, родитель-ства и семейного образа жизни, разрушение семейных устоев и традиций, снижение ответственности родителей за воспитание и заботу о детях вплоть до полного уклонения от выполнения родительских обязанностей;

2) семейное неблагополучие — материальные и жилищные трудности семей с детьми, безработица, сложные супружеские и детско-родительские отношения, физическое и психологическое насилие со стороны взрослых членов семьи по отношению к детям и друг к другу:

3) рост числа детей, рождающихся вне брака и увеличение количества неполных семей:

4) слабость нравственных устоев в современном обществе, в том числе распространение алкоголизма и наркомании;

5) невнимательное отношение к проблемам детей государственных учреждений. призванных обеспечить каждому ребенку благополучное прохождение всех этапов жизненного пути, в том числе нарушение права детей на образование, медицинское и социальное обслуживание.

Численность детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, в гечение 2006 г. впервые за последние годы сократилась. Общее число таких детей достигло на конец 2006 г. 698215 человек, сократившись по сравнению с 200ч г. на ч.6%. по сравнению с 2005 г. на 1,2%. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет в настоящее время 2.4% от численности всех детей.

Для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерен более высокий уровень смертности. Так. коэффициент смертности для них по данным за 2006 г. составил 2,18л (число умерших на тысячу детей в возрасте до 18 лет), для всех несовершеннолетних россиян (данные за 200ч г.) — 1.2д.

Ежегодно остается неустроенными к концу года около 12 тыс. детей (конец 2005 г. — 12956 детей, конец 2006 г. — 12362 ребенка).

На конец 2006 г. было выявлено и учтено 127096 детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Из них были устроены в государственные учреждения на полное государственной обеспечение 27,0%, переданы под опеку, попечительство, в приемную семью, на усыновление, другие формы устройства, включая патронатное воспитание — 56,0%. возвращены родителям — 6.6%.

Негосударственный сектор не играет значительной роли в жизнеустройстве детей, оставшихся без попечения родителей. В 2006 г. только 100 детей устроены в негосударственные учреждения.

В течение 2006 г. численность детей, находящихся на воспитание в семьях, увеличилась на 1% и составила к концу года 556800 человек. Законодательством предусмотрены следующие формы семейного жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей: усыновление (национальное и международное), опека (по-

Таблица 1

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации (на конец года; человек)

1 2000, г. 2006 г.

Выявлено детей и подростков.

оставшихся без попечения родителей 123204 127096

из них были устроены:

в дома ребенка, детские дома и школы- интернаты для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

учреждения социальной защиты населения и иные

учреждения на полное государственное обеспечение 36215 35120

под опеку (попечительство), на усыновление 74258 77370

в том числе усыновлены иностранными фажданамн 6292 6689

в учреждения начального, среднего

и высшего профессионального образования и другие

образовательные учреждения на полное государственное

обеспечение 2154 2710

Дети-сироты it лети, оставшиеся без

попечения родителей, всего 667607 698215

в том числе:

находится детей и подростков на воспитании в семьях:

иод опекой (попечительство) 328978 376651

на усыновлении 153477 158976

находятся в семейных детских домах (без родных детей) 459 276

в приемных семьях (без родных детей) 4398 20897

воспитывается детей:

в домах ребенка 14115 16475

в детских домах 67694 69192

в детских домах-школах 9816 8560

в школах-интернатах для детей-сирот 23314 20735

в школах-интернатах общего типа 9123 5934

в домах-ннтернатах 15307 15001

в школах-интернатах для детей с

отклонениями в развитии 40926 36994

из них:

для умственно отсталых детей 34922 30691

для незрячих дегей 185 265

для слабовидящих детей 731 777

для не слышащих детей 265 383

для слабослышащих н позднооглохших детей 239 346

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1029 760

для детей с тяжелыми нарушениями речи 1016 890

для детей с задержкой психического развития 2344 2882

Источник: данные Рособразования и Минздравсоцразвития России.

печительство), приемная семья и инновационная форма — патронатное нос-питание и социальный патронат. По состоянию на 20(>6 г. 67.2% состоящих на воспитание в семьях находятся иод опекой и попечительством, 28,2% усыновлены посторонними гражданами. 3,7% проживает в приемных семьях, 0.9^'" — находятся на других формах семейного устройства. Среди состоящих на воспитание в семьях детей, доля детей-сирот достигает максимума среди опекаемых (25,7%), среди детей, воспитывающихся в приемных семьях, она составляет 17.6%, усыновленных 9.8%. находящихся на других формах семейного устройства — 14,7%.

В целом по России приоритетной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, при невоз-

можности их возврата в кровную семью, является опека. В 2006 году под опеку или попечительство было передано 68710 детей или 49% всех устроенных. Всего к началу 2007 г. в России насчитывалось 376651 опекаемый ребенок, из них лишь 10.5% детей были переданы посторонним гражданам. 11,7% добровольно переданы родителям под опеку (попечительство). Остальные 77,8% — это дети, переданные близким родственникам и на которых выплачиваются денежные средства. В целом за 2006 год число опекаемых дегей увеличилось на 0,6% или на 2125 человек.

Особого внимания заслуживает тот факт, что доля российских усыновителей на начало 2006 г. составляла 73.6%. а конец го/и — 70,9"/!). Т.е. несмотря на некоторое ужесточение закона об усы-

новлении, число иностранных граждан — усыновителей увеличилось. В 2006 году гражданами США было усыновлено 3468 ребенка или более половины всех детей. Практически каждый пятый (129ч ребенка или 19.35%) уезжает в Испанию. каждый 10 (704 ребенка или 10,52% I — в Италию. Наименьший процент усыновленных детей приходится на граждан государств, входящих в СНГ.

Необходимо отметить, что многие семейные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, остаются в настоящее время недостаточно распространенными. Институт опеки развивается как форма устройства детей в семьи родственников, Однако в этом есть и определенные сложности: опекунами во многих случаях становятся люди преклонного возраста (бабушки и дедушки). Им бывает сложно справиться с подрастающими внуками. Они не знают, куда обратиться за педагогической и психологической помощью, сами не готовы и немотивированны на получение такой помощи.

В конце 2006 г. в России было 11354 приемные семьи, в которых воспитывалось 3,8% от всех детей, находящихся на воспитании в семьях. Наименее всего в России развита (можно сказать, и не развита) такая форма семейного устройства. как детские дома семейного типа. К началу 2007 г. по всей России их насчитывалось лишь 33 дома и проживало в них всего лишь 276 детей или 8 детей в среднем на один детский дом семейного типа.

Новая инновационная форма — патронатное воспитание и социальный патронат — занимают совсем незначительную часть — 0.28% от общей численности детей, лишенных попечения родителей. Эти формы воспитания детей как приоритетные формы устройства пока еще развиваются слабо. Об этом свидетельствуют и данные динамики.

Существуют значительные различия в возрастной структуре детей, оставшихся без попечения родителей, и устроенных на воспитание в семьи граждан. Среди детей, оставшихся без попечения родителей, доля в возрастах до ~ лет. составила 37.6%. Среди переданных под опеку и приемную семью доля де-

тей младших возрастов (до " лет) составляет близкую к данной цифре- величину (36,4% для опекаемых детей и 42,4% для переданных в приемную семью). Однако усыновление является шансом жить в семье преимущественно для маленьких детей (89.7% усыновленных детей в 2006 г. были в возрасте до 7 лет, в том числе 73% — в возрасте до 3 лет). Среди детей, переданных на другие формы семейного устройства (патронат. детские дома семейного типа), напротив. 80.7% детей в возрастах старше 7 лет.

В конце 2006 г. на учете состояло в органах опеки и попечительства состояло на учете 9207 граждан, желающих принять ребенка па воспитание в семью (в региональном банке данных — 3572 гражданина, в том числе 187ч иностранных граждан). Как видно, наблюдаются значительные расхождения. При этом распределение граждан по желательным формам усыновления так же различается (рис. 1).

В 2006 г. у 741ч 1 ребенка в России родители были лишены родительских прав, в том числе у 51986 детей лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель. Последний показатель составляет 40.9% от обшей численности детей, оставшихся без попечения родителей в 2006 г. Особую тревогу вызывает тот факт, что 7280 детей были отобраны у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей. Численность родителей. в отношении которых отменяется решение об ограничении родительских прав или принимается решение о восстановлении родительских прав значительно меньше тех. в отношении которых принимается решение о лишении либо ограничении родительских прав. Так. численность восстановленных в родительских правах составила по отношению к численности родителей, лишенных родительских прав в 2006 г.. лишь 2,3%; численность родителей, в отношении которых отменено ограничение родительских прав — 18.2%.

В 2006 г. в отношении 105100 детей были предъявлены иски в суды или предоставлены заключения в их защиту, в том числе 22766 детей (21.7%) остались без попечения родителей. В первую очередь судебные решения касались заши-

Таблица 2

Удельный вес усыновленных детей гражданами некоторых государств,

в % к итогу

Численность усыновл ,00

США 51.85

Канада 1,38

Италия 10.52

Испания 19.35

Франция 6,10

Германия 2,81

Ирландия 2,29

Великобритания 0,58

Швеция 0.69

Финляндия 0.81

11о£вегия 0,07

Бельгия 0.54

Израиль 1.66

Новая Зеландия 0.16

Г осударства, входящие в СН1 0.03

Другие государства 1,17

70

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I I

ииеКУНЬКПИНг-ШТГ 'Ш) 1фН.'МНЫС ЦиДИТПИ

УГЫНОВНТГ.'Ж

Рис. 1. Распределение граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, по формам устройства

ты личных и имущественных прав детей (41.2%), защиты прав детей на жилое помещение (33.1%), места жительства детей <8.3%>.

В течение 2006 г. поступило 137648 сообщений о нарушении прав детей, среди них 50,2% о выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, 23,4%—о выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию. Чаще всего такие сообщения поступают от граждан (29.7% всех сообщений), из образовательных учреждений (15.6%) и органов внутренних дел (14,0%). Среди всех сообщений о нарушении прав детей, поступивших от граждан, лишь 1348 сообщений (3.3%) поступили от детей. Такая ситуация является следствием многих причин: и нежеланием посвящать кого-

либо в свои проблемы (стыд за родителей). и страх перед родителями и неверие в возможность изменить что-либо, и, в конне концов, незнание, куда и к кому можно обратиться за помощью.

Обращаю! на себя внимание данные о численности детей, страдающих от жестокого обращения. Напомним, что у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью было отобрано 7280 детей. Вместе с тем в целом было выявлено 32234 случая о нахождении детей в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию. Сопоставление этих цифр заставляет говорить о том. что, либо в большинстве случаев •обстановка, представляющая угрозу жизни, здоровью детей или препятствующая их воспитанию- не является основанием для лишения детей попечения

Экономика, Статистика и Информатика 39 №1, 2008

Таблица 3

Группировка регионов России по численности детей-сирот, выявленных и учтенных на 10000 человек, 2005 г.

Всего детей сиро» выявленных и учтенных на I0000 человек (лецепромнлле) CoeiaB группы

до 10 Всего 38 peí ионов Республика Ингушетия: Белгородская область; Пензенская область; Москва: Республика Татарстан (Татарстан); Оренбургская область: Кировская область: Воронежская область; Республика Калмыкия: Республика Дагестан; Республика Мордовия; Санкт-Петербург: Карачаево-Черкесская Республика; Липецкая область: Ростовская область; Рязанская область; Чувашская Республика — Чаваш республики: Кабардино-Балкарская Республика: Московская область: Республика Адыгея (Адыгея); Республика Северная Осетия-Алания: Тамбовская область; Ставропольский край; Республика Марий Эл: Брянская область: Владимирская область: Костромская область; Краснодарский край; Самарская область; Орловская область: Ярославская область: Республика Башкортостан. Волгоградская область; Саратовская область; Калужская область: Курская область; Вологодская область; Чеченская Республика

10— 20 Всего 34 регионов Ульяновская область: Мурманская область; Новгородская область: Омская область; Удмуртская Республика; Тюменская область: Новосибирская область: Астраханская область; Ленинградская область; Ивановская область; Смоленская область: Калининградская область; Архангельская область: Алтайский край; Республика Карелия: Тульская область: Приморский край; Тверская область; Курганская область: Свердловская область; Хабаровский край; Челябинская область; Камчатская область; Республика Коми; Красноярский край: Республика Саха (Якутия): Томская область; 11сковская область; Амурская область; Кемеровская область; Магаданская область; Сахалинская область; Республика Хакасия: Республика Бурятия

20—30 Всею 6 peí ионов Читинская область: Нижегородская область; Еврейская автономная область: Республика Алтай: Иркутская область: Пермская область

40 н выше Bcei о 2 peí ионов Республика Тыва (41.0): Чукотский автономный округ (42,8)

родителей, либо эта обстановка складывается не в семьях, где дети проживают с родителями.

Переходя к анализу некоторых показателей. характеризующих ситуацию с семейным жизнеустройством детей, лишенных попечения родителей, в региональном разрезе, хотелось бы отметить, что для обоснованных выводов о специфике ситуации необходимы определенные уточнения. Так. в соответствии с Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием1, данные о численности детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете в региональном банке данных о детях, должны соответствовать количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитатель-

ных. лечебно-профилактических учреждениях. учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Поэтому для оценки достоверности данных необходимы данные форм отчетности. характеризующие численность детей, находящихся в различного рода интернатных учреждениях.

Кроме того, мы не можем сделать выводов об интенсивности процесса семейного жизнеустройства детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, т.к. не располагаем данными о численности детей-инвалидов, лишенных попечения родителей. Данные статистической отчетности содержат информацию лишь о де-тях-инвалидах, проживающих в специализированных учреждениях.

Для проведения анализа в территориальном аспекте по численности вы-

явленных детей сирот, было рассчитано. сколько детей сирот приходится на каждые 10 тысяч человек, проживающих в регионе. Данное решение обуславливается тем. что сравнение но абсолютным числам было бы некорректно, т.к. в двух регионах с разной численностью населения детей может насчитываться одинаковое или кардинально разное число детей-сирот.

Стоит обратить внимания на интервал группировки, а именно — на разрыв между 3 и т группами. Подобное решение обуславливается тем фактом, что на данный момент нет регионов, которые бы могли попасть в интервал с 30 до 40 децепромиллей (табл. 3).

Как видно из итогов группировки, основное число регионов, а именно 72. имею достаточно невысокую численность детей-сирот приходящихся на каждые 10000 человек. Наиболее благополучная ситуация в первой группе, куда входят 38 регионов. Отметим, что это значительно количество национальных территориальных образований (республик). Однако для 8 регионов — Читинская, Нижегородская, Иркутская и 11ермская области, Еврейская автономная область; Республика Алтай. Республика Тыва. Чукотский автономный округ — характерен весьма высокий уровень показателя.

Наряду с этим анализ ситуации с жизнеустройством детей, лишенных попечения родителей, показывает уменьшение доля детей-сирот, устройство которых осуществляется во вне-семейных формах воспитания: в 2006 г. в различные учреждения интернатного типа было устроено 35.1 тыс. детей или 27,6%(в 2004 году 41.2 тыс. детей-сирот или 31.1% , в 2005 г. — 40,8 тыс. детей или 30.6%). Также уменьшилось количество детей, находящихся в детских домах (на 5 ,ч%.) в детских домах-школах (на 6,6%), в школах—интернатах для детей сирот (на 9,6%), в школах интернатах общего тина (на 5.6%), в школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии (на 4,6%). Пока сохраняется на одном уровне количество детей в домах ребенка (20.6 тыс.). не уменьшается их количество (25ч учреждения).

Группировка регионов России по такому показателю, как доля детей, передаваемых на полное государственное

обеспечение среди оставшихся без попечения родителей, позволила выделить следующую особенность. По всем регионам, кроме Еврейской автономной области, доля детей передаваемых на полное государственное обеспечение составляет менее 50%, что свидетельствует об определенной ориентации на семейное жизнеустройство детей (в той или иной форме). Однако если средняя цифра по Российской Федерации показывает уменьшение числа детей, передаваемых в интернатные учреждения, то региональные показатели требуют внимания (табл. -0. Группировка регионов России по доле детей, устроенных в учреждения, показывает достаточно сильный разброс численности детей, помещаемых в учреждения: от 10°/« до более чем 40°/«.

Наиболее сложная ситуация складывается в 46 регионах, где доля детей, устраиваемых в интернатные учреждения, превышает 30%. На наш взгляд, следу« выделить Чеченскую республику, в которой доля детей, переданных на полное государственное обеспечение, составляет всего 0.26°') от всех выявленных детей сирот. Даже не смотря на то. что в данном регионе в последние годы была весьма неспокойная обстановка. Данный факт можно объяснить тем. что у чеченского народа сильные родственные связи, и в случае смерти одних из родственников, другие считают своим долгом взять под опеку оставшихся детей. Велика роль национальных традиций и общественного мнения. Данное предположение подтверждает и тот факт, что, как позволяет судить сделанная группировка, нет четкой привязки анализируемого показателя к уровню экономики или же месторасположению того или иного региона, так как в одну и ту же группу попадают регионы с различными социально-экономическими показателями. На наш взгляд, сложившая региональная дифференциация показателя обусловлена, прежде всего, национальными особенностями, половозрастным составом детей-сирот, а так же реализуемыми специальными целевыми программами, направленными на профилактику социального сиротства и стимулирование семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Таблица 4

Группировка регионов России по доле детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на полное государственное обеспечение, %, 2005 г.

Доля детей переданных в органы rocy.iapci венного обеспечения в общей численности выявленных и учтенных детей сирот Cocí а в i руины

До 20% Всего 12 регионов Чеченская Республика; Республика Ингушетия; Республика Дагестан: Республика Тыва: Кабардино-Балкарская Республика: Республика Саха (Якутия); Республика Северная Осетия-Алания; Республика Хакасия; Республика Башкортостан: Республика Калмыкия; Республика Алтай; Самарская область

20—30% Bcei о 22 регионов Иркутская область; Оренбургская область; Карачаево-Черкесская Республика; Пензенская область; Алтайский край; Ростовская область; Томская область; Республика Бурятия: Московская область; Республика Татарстан (Татарстан); Краснодарский край; Тюменская область; Белгородская область: Ставропольский край; Красноярский край: Воронежская область: Липецкая область; Волгоградская область; Омская область: Свердловская область: Республика Мордовия; Чувашская Республика — Чаваш республики

30—40% Всего 32 регионов Сахалинская область; Пермская область; Читинская область, в том числе:: Амурская область: Республика Адыгея (Адыгея); Челябинская область: Нижегородская область: Новосибирская область; Москва: Калужская область: Удмуртская Республика: Курганская область: Камчатская область, в том числе:; Республика Марий Эл; Орловская область; Саратовская область; Владимирская область: Тульская область: Архангельская область; Брянская область; Тверская область: Ульяновская область; Приморский край: Смоленская область: Кировская область: Магаданская область; Курская область; Кемеровская область: Ивановская область; Тамбовская область; Рязанская область; Новгородская область

40% и выше Всего 14 peí ионов Ас траханская область; Костромская область: Вологодская область: Республика Карелия: Ленинградская область: Хабаровский край: Республика Коми: Калининградская область; Псковская область: Мурманская область: Санкт-Петербург: Чукотский автономный округ; Ярославская область; Ьврейская автономная область

Важнейшим этапом анализа территориальных различий в стране является использование многомерных статистических методов в целях классификации регионов по совокупности признакам. Кластерный анализ объединяет различные процедуры, используемые для проведения классификации. В результате применения этих процедур исходная совокупность объектов разделяется на кластеры (группы) схожих между собой объектов. Под кластером понимают группу объектов, которые обладают определенными свойствами, свойственными только этому кластеру, что и отличает один кластер от другого.

В качестве исходной базы для проведения кластерного анализа в работе были использованы статистические данные по 80-ти регионам нашей страны за 2005 г.:

х, — доля детей переданных под опеку, попечительство в общей численности выявленных и учтенных детей-сирот, %;

х, — доля детей переданных в приемную семью в обшей численности выявленных и учтенных детей-сирот, %;

х, — доля детей переданных на усыновление в общей численности выявленных и учтенных детей-сирот, %;

х(—доля детей переданных на полное государственное обеспечение в

Таблица 5

Средние значения переменных в кластерах

Жизне\с ipoiicTBo детей, лишенных попечении родителей

№ Xi—доля тетей. V; — доля детей, xj — доля детей. х4 — доля до ген,

Кла- переданных под нереданны* в при- переданных на переданных в opi а-

стера опеку, понечн- емную семью, % усыновление, % ны государственно-

ie.ii.ciBO, % го обеспечения, %

1 36,97 1.51 3.32 58.2

2 44.82 9.15 4.17 41,86

3 47,00 0.63 2.62 49,75

4 52,09 0.10 19.57 28,24

5 59.45 0,78 3,77 36,00

6 77.48 0.54 5,56 16,42

Таблица 6

Состав кластеров

.Ve кластера Состав кластера

1 17 peí ионов Костромская область: Московская область: Калининградская область; Ленинградская область; Псковская область; Санкт-Петербург; Тюменская область: Челябинская область: Иркутская область: Кемеровская область; Новосибирская область; Томская область; Камчатская область: Магаданская область: Сахалинская область; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ

2 7 регионов Владимирская область; Калужская область; Тульская область; Новгородская область; Республика Мордовия: Пермская область; Самарская область

3 28 регионов Белгородская область; Ивановская область; Рязанская область; Смоленская область: Тверская область; Ярославская область; Республика Карелия; Республика Коми: Архангельская область; Вологодская область; Мурманская область; Ставропольский край: Астраханская область: Волгоградская область; Ростовская область; Республика Марий Эл; Удмуртская Республика: Кировская область; Нижегородская область; Саратовская область: Ульяновская область: Курганская область; Свердловская область; Красноярский край: Читинская область; Приморский край: Хабаровский край: Амурская область

4 3 региона Москва: Кабардино-Балкарская Республика: Республика Саха (Якутия)

5 18 peí ионов Брянская область: Воронежская область; Курская область; Липецкая область: Орловская область; Тамбовская область: Республика Адыгея (Адыгея): Карачаево-Черкесская Республика: Краснодарский край; Республика Башкортостан; Республика Татарстан (Татарстан): Чувашская Республика — Чаваш республики; Оренбургская область; Пензенская область: Республика Бурятия: Республика Хакасия: Алтайский край; Омская область

6 7 peí ионов Республика Дагестан; Республика Ингушетия; Республика Калмыкия; Республика Северная Осетия-Алания; Чеченская Республика: Республика Алтай: Республика Тыва

общей численности выявленных и учтенных детей-сирот. %.

Проведенный анализ позволил выявить типические группы регионов в зависимости от сложившейся ситуации в сфере дальнейшего жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей.

Если обобщить полученные результаты кластерного анализа, то можно выделить несколько моментов.

Во-первых, заметно, что во всех полученных совокупностей приоритетной

формой является опека и попечительство. на втором месте — усыновление и третье место занимает приемная семья.

Одним из наиболее благополучных кластеров (на наш взгляд можно назвать 4-й к сожалению, очень малочисленный). так как в peí ионах, вошедших в данную группу, доля усыновляемых весьма большая, хотя при этом достаточно низкая доля детей переданных в приемную семью, всего 0.1%. Так же следует отметить, что три региона, вошед-

шие в данный кластер, а. именно. Москва: Кабардино-Балкарская Республика: Республика Саха (Якутия), являются лидерами по доле детей, преданных на усыновление, а г. Москва и но численности — 879 детей.

Остальные кластера отличаются, в основном, по доле детей, переданных под опеку и попечительство, разница между долями по двум другим показателям незначительны. Следовательно, изменения в структуре жизнеустройства детей происходят , прежде всего, вследствие перевеса долей детей преданных под опеку, попечительство, с одной стороны, и переданных на полное государственное обеспечение, с другой стороны.

Наиболее типичным является 3-й кластер, куда вошли 28 регионов. Не радует. что для рег ионов этого кластера характерна весьма значительная (почти 50%) доля детей-сирот, передаваемых на полное государственное обеспечение. Приемные семьи и усыновление не играют значительной роли как формы жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей.

Для регионов 1-го кластера характерно максимальная доля детей, переданных на государственное обеспечение при минимальном уровне передаваемых под опеку и попечительство. Это наиболее проблемная ситуация для детей, лишенных семейного окружения.

В регионах второго кластера складывается уникальная ситуация — для них характерна максимальная доля детей. переданных в приемную семью. Численность детей, переданных в приемную семью, преобладает над численностью усыновленных. 9.15% и 4,17% соответственно. Вероятно, необходимо обратить внимание на реализуемую в этих регионах социальную политику, разработанные целевые программы, содержащие меры, стимулирующие семейное жизнеустройство детей-сирот.

В 5-м кластере высока доля переданных под опеку и попечительство (2-е место среди всех кластеров) при довольно высокой доле передаваемых на полное государственное обеспечение.

В 6-м кластере сосредоточились регионы. Ш1Я которых характерна максимальная доля детей, переданных под опеку и попечительство (почти 80%).

при минимальной доле передаваемых на полное государственное обеспечение. При этом здесь сравнительно высока доля усыновляемых детей.

Более наглядно полученная распределение регионов Российской Федерации в зависимост и от показателей по кластерам представлена в виде картограммы (рис. 2).

Проведенный анализ позволяет выявить определенные различия в региональных подходах к стимулированию тех или иных форм жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей. В определенной степени полученные результаты могут служить ориентирами при разработке дальнейших мероприятий: безусловно, желательно, что бы доля детей, переданных на усыновление в общей численности выявленных и учтенных детей сирот, в регионах России приближалась к значению, характерному для регионов 4 кластера. Наряду с этим желательно минимизировать долю детей, переданных в органы государственного обеспечения (как показывает практика, реальным выступает значение 16.4%). Крайне незначительно распространена в настоящее время такая форма семейного жизнеустройства детей-сирот, как приемная семья, однако в качестве целевых ориентиров на ближайшее будущее может выступать величина 9,15% для доли детей. переданных в приемную семью в общей численности выявленных и учтенных детей сирот ( как в регионах второго кластера).

Анализ ситуации в сфере распространенности социального сиротства в современной России и проблем жизнеустройства детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей позволяет говорить о необходимости дальнейших шагов в разработке и реализации целевых программ (прежде всего, региональных) направленных на профилактику социального сиротства и стимулирование развития различных форм семейного жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей.

Одна из основных проблем в развилин семейных форм воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. — пассивность граждан, связанная с крайне низким уровнем их информированности в вопросах усыновления, отсутствием мотивации и престижа

Рис. 2. Результаты кластерного анализа регионов Российской Федерации по показателям, характеризующим жизнеустройство детей, лишенных попечения родителей

деятельности по воспитанию приемных детей. В настоящее время практически не проводится целенаправленная информационно-просветительская работа с населением по вопросам профилактики социального сиротства, усыновления, опеки и альтернативных форм семейного устройства детей-сирот. Усилия, предпринимаемые уполномоченными службами по рекламе патроната (использование районных и муниципальных СМИ, рассылка информационных писем, посещения детских поликлиник, церквей, школ, заводов и предприятий), не дают желаемых результатов: кандидатов в патронатные родители по-прежнему мало. Соотношение обратившихся в уполномоченную службу и пришедших потом на занятия составляй 15:1. причем из пришедших лишь часть остается до конца обучения. Социальная реклама различных форм семейного устройства недостаточно эффективна.

Для комплексного решения этой задачи необходима разработка и проведение постоянной общественно-государственной РИ-кампании по защите прав детей, преодолению детского неблагополучия че|Х'з организацию масштабной системной информационной деятельности во всем многообразии ее форм.

Ключевым вопросом является координация работы по обучению, переподготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся профилактикой социального сиротства и развитием семейных форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей.

Для повышения результативности деятельности специалистов, работающих в разных ведомствах и органах опеки и попечительства, необходимы сквозные и совместные программы повышения квалификации и переподготовки, основанные на инновационных методах образования, ориентированных на обучение не только отдельных специалистов, но, прежде всего, команды, включающей разных специалистов из одного учреждения. Для обеспечения эффективной работы уполномоченных служб необходима разработка новых научно обоснованных и методически обеспеченных технологий работы как специалистов, так и учреждений.

Необходимость обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье — права, гарантированного международными и российскими документами, в первую очередь. Конвенцией о правах ребенка. Семейным кодексом РФ — обуславливает значимость разработки и принятия целевой программы по профилактике социального сиротства, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различных временных форм семейного устройства детей из кризисных семей на период оказания помощи семье в целях сохранения ребенка в кровной семье.

Ссылки

' Утверждены постановлением Правительства РФ от ч апреля 2002 г. N° 21" (в ред. постановления Правительства РФ от 11.04.2006 \е 210).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.