Научная статья на тему 'Психологические особенности социального сиротства в истории развития данного направления'

Психологические особенности социального сиротства в истории развития данного направления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4149
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕПРИВАЦИЯ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ ЗАБОТА / SOCIAL ORPHANHOOD / ORPHANS / CHILDREN / WHO ARE WITHOUT THE PARENTAL CUSTODY / DEPRIVATION / PERFORMING DUTIES OF THE ORIGINAL FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боенкина Елена Алексеевна

Проведен исторический анализ развития сиротства в России. Выделены основные виды сиротства, изучены психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены причины и последствия социального сиротства, формы устройства детей в семью, пути решения проблемы сиротства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF SOCIAL ORPHANHOOD IN THE DEVELOPMENT OF THIS SPHERE

The article deals with the historical analysis of the development of orphanhood in Russia. The main types of the of the orphanhood were singled out, the psychological peculiarities of the orphan children and children, who are without the parental custody, were examined. The reasons and the consequences of the social orphanhood, the forms of the adoption of the children in the family, the ways of the solving the problems of orphanhood in Russia were examined.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности социального сиротства в истории развития данного направления»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 159.922 (15.21.51)

Е. А. Боенкина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Проведен исторический анализ развития сиротства в России. Выделены основные виды сиротства, изучены психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены причины и последствия социального сиротства, формы устройства детей в семью, пути решения проблемы сиротства в России.

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, депривация, замещающая забота.

Феномен социального сиротства, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам детства, семьи, социально-демографической политике страны. «Дети улицы», «лишние дети», «дети с трудной судьбой» - острейшая проблема нашего времени. Как ими становятся? Какие причины заставляют родителей отдавать детей в руки судьбы и государства?

В любом обществе и любом государстве всегда были и будут дети-сироты и дети, которые по различным причинам остаются без попечения родителей. В обыденной речи и теоретических исследованиях часто встречаются такие понятия, как «сиротство» и «социальное сиротство». Определение «сиротство» подразумевает детей в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Понятие «социальное сиротство» определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, в этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство [1].

Основные виды сиротства:

- дети родителей, лишенных родительских прав;

- дети родителей, отказавшихся от родительских прав;

- дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;

- домашние сироты - дети, имеющие родителей, которым не до ребенка, живущего с ним.

В лучшем случае они чужие друг другу, в худшем -находятся в антагонистических отношениях;

- собственно сироты - это дети, чьи родители умерли.

История борьбы с сиротством в России имеет свои особенности. Еще в 879 г. в летописи упоминалось, что после смерти родителей заботу о ре-бенке-сироте несли опекуны - ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Нередко сироты попадали в монастыри. Христианские устои общества не допускали рождение детей вне брака, но отказ от рожденного ребенка считался еще более страшным грехом. Общество презирало таких людей.

Чаще дети становились сиротами в том случае, когда их родители уходили из жизни. На протяжении всей истории нашей страны болезни, войны, нищета способствовали развитию сиротства. Госу -дарство, церковь и весь общественный уклад в целом становились опорой в жизни осиротевших детей.

XX в. со своими тремя разрушительными войнами (Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная), революцией 1917 г., террором 19201930-х гг., а также последствиями перестройки конца 1980-х - начала 1990-х гг. породил истоки социального сиротства в России. Коммунистические социальные концепции того времени сознательно уменьшали роль семьи в обществе. Регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. Один из супругов с легкостью мог расторгнуть брак, даже не ставя другого в известность. А с разрушением культуры и церкви исчезла еще одна опора русской семьи. И тогда впервые за многовековую историю стали появляться «отказные» дети. Матери переда-

вали детей государству под расписку, в которой отказывались брать на себя ответственность за воспитание [2].

Прошли годы. Мир вошел в XXI в. Изменилась жизнь, изменились нравы. Но проблемы сиротства по-прежнему актуальны. Сейчас детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны. По статистике в России около 800 тыс. детей-сирот. Одновременно растет число беспризорных детей. По самым скромным подсчетам, в нашей стране проживает около 1,5 млн брошенных детей. Ежегодно в России выявляется 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [3].

Основная причина социального сиротства сегодня - добровольный отказ родителей, чаще всего матери, от своего несовершеннолетнего ребенка. В основном отказ от новорожденного происходит в родильном доме. Отказ от ребенка подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3 мес родители могут изменить решение, и ребенка возвратят в семью.

Случается принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав, чтобы защитить жизнь и интересы ребенка. Часто это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни или недееспособны и т. д.

О причинах социального сиротства можно рассуждать бесконечно, но у каждой матери, отказавшейся от своего ребенка, они свои. Известный психиатр В. И. Брутман исследовал множество мате-рей-отказниц и установил, что во время беременности их видение будущего не связано с ребенком. Он остается «немыслимым» в будущем женщины. Если в своем будущем человек не видит ребенка, то его там и не будет. Возможно, у таких людей вообще нет в голове будущего, они скорее катятся по накатанному, чем строят свою жизнь [4].

Исследования показали, что основные причины социального сиротства кроются в психической и социальной деградации, низкой зарплате и безработице граждан, вызванных экономическим кризисом. Институт семьи по-прежнему не представляет ценности для людей, о чем свидетельствуют многочисленные разводы.

Социальные, психологические особенности развития детей-сирот описаны в работах А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых [2], Н. П. Ивановой, О. В. Заводилкиной [5], И. А. Бобылевой [6], Г. В. Семьи [7] и др. В социологическом дискурсе проблемы социального сиротства, касающиеся его места в социальной структуре российского социума и пр., получили свое отражение в работах А. А. Лиханова, Е. М. Рыбинского, А. Б. Холмогоровой, В. Н. Ослон, В. И. Брутман, С. Н. Еникола-

пов, М. Г. Панкратова, В. Чечет, С. В. Дармодехи-на, Г. С. Красницкой, Н. П. Ивановой.

Как гласит русская пословица, сиротой быть -всю жизнь слезы лить. Нормальное физиологическое и психическое развитие ребенка происходит в семье, где родители закладывают основу для его дальнейшей самостоятельной жизни.

Последствия социального сиротства бывают разные, но все они оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников разрушается. До 60 % воспитанников детских домов составляют дети с тяжелой хронической патологией. Почти 55 % детей отстают в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Лишь 4,7 % детей-сирот практически здоровы. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоциональнопознавательные взаимодействия, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития [8]. Для таких детей, как правило, характерны задержка физического и психического развития, нарушения эмоционально-мотивационной сферы, педагогическая запущенность, поведенческие нарушения, школьная дезадаптация. Кроме того, изъятие ребенка из родной семьи вызывает детское горе вследствие утраты [9].

Решение проблемы сиротства берет на себя государство, которое рассматривает стабилизацию социальных и экономических процессов в обществе, социальную поддержку семьи, материнства и детства. К этой проблеме должна быть привлечена вся общественность, которая способна создать комфортные условия для жизни в обществе детям-сиротам.

Практика призрения детей-сирот в Российском государстве начала оформляться в систему еще в период Средневековья. Призрение бедных и страждущих в России было уже при Владимире Моно-махе (начало правления 1114 г.) и при Иване Грозном. Основную ответственность за устройство сирот взяли на себя князья и церковь. Многолетняя практика заботы о сиротах в России существовала в двух основных видах: государственно-общественном и частно-церковном. Затем от подачи милостыни наметился переход к воспитанию и обучению в специальных учреждениях или устройст-

ву для этих же целей в семьи. До Октябрьской революции 1917 г. практика социальной помощи де-тям-сиротам была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью. Но нужно отметить, что у государства практически никогда не хватало средств на оказание перманентной помощи и планомерной успешной работы.

После 1917 г. года основная форма заботы о детях стала носить государственно-общественный характер. Во времена голода в первые годы после Гражданской войны (1921-1922 гг.) появилась масса безнадзорных детей, своего рода социальное сиротство. К 30-м гг. ХХ в. подавляющее число воспитанников детских приемников все еще составляли круглые сироты. Страна производила сирот массовыми раскулачиваниями, репрессиями, войнами.

Серьезные катаклизмы, породившие массовую беспризорность, пришлись на время после распада Советского Союза. Особенностями социального напряжения в тогдашней России стали обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствовал и «расцвет» масс-культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания -серьезнейшая проблема современной педагогической науки. Сегодня дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются государством на полное обеспечение.

Особняком в российском законодательстве стоит еще одна форма устройства ребенка в семью -детский дом семейного типа. Эта форма была введена постановлением Совета министров СССР от 17.08.1988 № 1022 «О создании детских домов семейного типа», принятие которого инициировал созданный годом ранее Советский детский фонд им. В. И. Ленина. Формулировка «детский дом семейного типа» принадлежит основателю фонда писателю А. Лиханову, и, по его словам, это ошибочное определение [10]. На первое место в нем выступают слова «детский дом», хотя априори подразумевалось и речь шла о прямо противоположном - не о детском доме, а о семье, которая принимает на себя обязательства, равные обязательствам детского дома и даже намного превосходящие их.

Идея состояла и состоит в следующем. Семья, имеющая собственных детей, берет не менее пяти (но не более десяти) покинутых детей, а государство дает им за это те же самые деньги, которые ребенок получал бы в государственном сиротском заведении на еду, одежду и мягкий инвентарь, а ро-дителю-воспитателю выплачивается зарплата

старшего воспитателя интернатного учреждения. В сущности, зарплата эта - гроши (президентом РФ в 2006 г. была названа сумма 1-1,5 тыс. руб.) [11]. Однако он пользуется всеми льготами и гарантиями, установленными для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детские дома семейного типа стали прообразом узаконенной в 1996 г. Семейным кодексом РФ новой формы семейного воспитания - приемной семьи. С ее появлением статистика устройства детей в семейные детские дома стала весьма незначительной. Так, по информации с сайта «Усыновление в России», в 2007 г. были устроены 94 ребенка, в 2008 г. - 41, в 2009 г. - 80.

По оценке А. Лиханова, семейные детские дома стали не просто социальным экспериментом, а утвердившейся социальной практикой, показавшей потрясающие результаты: дети обрели семью, получили образование, поступили в вузы, с некоторых были сняты диагнозы олигофрении, олигофрении в стадии дебильности и т. п. [12]. Дети, воспитанные в семейных детских домах, лучше приспособлены к жизни.

По результатам работы состоявшегося в 2005 г. круглого стола «Право ребенка на семью: проблемы семейного устройства детей-сирот» экспертный совет при уполномоченном по правам человека предложил:

1. В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства:

- внести в законодательство правовую норму семейного патроната, возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), необходимую для осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия, проведения социально-реабилитационных мероприятий, не сопряженных с отобранием ребенка и разрушением семьи (это предложение услышано);

- принять законодательные и административные акты, регулирующие исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующих функций, возложенных на них федеральным законодательством, а также акты, регулирующие учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, детей уязвимых групп.

С этой целью в 2007 г. российским правительством в состав федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. введен компонент «Дети и семья», в котором уделяется особое внимание безнадзорным детям, детям, проходящим социальную реабилитацию в специализированных реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детям с ограниченными возможностями и их семьям, а также сиротам и детям, оставшимся без

родительского попечения [9]. Как видим, усилия государства и общества направляются отныне не только на устройство детей, оставшихся без родительского попечения, но в какой-то мере и на устранение причин этого явления - предупреждение жестокого обращения с детьми и пренебрежения их основными потребностями, что добавляет оптимизма прогнозу на будущее.

2. Для развития усыновления, других форм семейного устройства детей-сирот разработать и принять федеральную программу постепенного отказа от интернатной системы воспитания, основанную на принципе «семья для ребенка» и включающую следующие первоочередные меры:

- внесение в законодательство положений, позволяющих усилить органы опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию услуг, связанных с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе услуг по поиску, подготовке и сопровождению усыновителей и других замещающих родителей для этих детей (сделано);

- внесение в законодательство положения, устанавливающего понятия патронатного воспитания и семейной воспитательной группы, возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), что позволит организовать работу детских интернатных учреждений и приютов органов социальной защиты по принципу семейного воспитания; для многих тысяч старших (старше 7 лет) воспитанников детских учреждений современной России эти формы семейного воспитания являются единственной возможностью покинуть детское учреждение и вырасти в нормальной семье (сделано);

- повсеместная реализация региональных программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность и побуждающих к приему ребенка-сироты на постоянное проживание в семье;

- преодоление недопустимой закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, для чего внести в законодательство изменения, допускающие выбор детей гражданами, получившими право быть усыновителями, непосредственно в детских учреждениях, а также изменения, допускающие (при условии соблюдения конфиденциальности информации о личности ребенка) создание живой внятной информации о де-тях-сиротах для последующего ее широкого распространения в печатных и электронных СМИ.

3. В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве:

- отказаться от внесения в законодательство требования о заключении двусторонних международных договоров как условия осуществления международного усыновления, поскольку такая законодательная новелла приведет к прекращению усыновления в страны с федеративным устройством (США, Канада, Германия) и тем самым станет существенно дискриминационной в отношении тысяч российских детей-сирот, в том числе детей-инвалидов и тяжело больных детей, нуждающихся в срочном лечении;

- ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)», подписанную президентом России 7 сентября 2000 г. (эта рекомендация не выполнена по сегодняшний день).

Однако в 2009-2010 гг., после череды трагических историй с детьми, усыновленными иностранцами, контроль за передачей российских сирот зарубежным усыновителям усилен. Россия настаивает на заключении двусторонних межгосударственных договоров об усыновлении, как, например, с США. Но за всю 17-летнюю историю усыновления иностранцами российских сирот (1992-2009) погибли 18 детей. А теперь посчитаем, скольких детей зверски избивали, калечили, насиловали и убивали приемные родители в России. По данным Минздравсоцразвития, только в 2006 г. в приемных семьях по самым разным причинам умерли 1 220 детей. Будем справедливы - не все они ушли из жизни в результате злого умысла родителей. Но все же... законодательно усилить контроль за процедурами независимого международного усыновления и за судьбой ребенка, усыновленного в рамках этих процедур. Данное предложение властью было услышано: 4 ноября 2006 г. Правительством РФ было принято положение об усыновлении детей иностранцами, в котором учтена практически вся критика, звучавшая после тотальных проверок Генеральной прокуратурой деятельности в России организаций по усыновлению [13]. Однако, по мнению депутатов Государственной думы, ряд норм положения не соответствует законодательным актам Российской Федерации [14].

В 2005 г. президент РФ обнародовал несколько национальных проектов, направленных на улучшение критической демографической ситуации в стране, улучшение здоровья детей и подростков, расширение поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, создание благоприятных условий для совершенствования системы образования.

На состоявшейся в ноябре 2006 г. в Москве конференции «Пути решения проблемы сиротства в России» были озвучены планы Минздравсоцразви-тия резко снизить уровень социального сиротства

в стране с помощью его профилактики и за счет передачи все большего количества детей из интернатных учреждений в разнообразные формы семейного воспитания [15].

В перечень оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ включен необычный показатель - работа региона по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей [16].

В итоге кропотливую, сложную, щемящую сердце работу с сиротами подменили кампанейщиной. По словам председателя Российского детского фонда писателя А. Лиханова, «в какой-то момент усыновление стало псевдостахановским движением. Детей раздавали “пачками” кому попало. Детдома закрывали, а бывшие здания интернатов и их земля перепродавались». При таком подходе за первые полгода 2009 г. под опеку были взяты 38 835 сирот, в 2008 г. - 75 933 ребенка [17].

А счет «возвращенцев» - детей-сирот, от которых отреклись и приемные родители, пошел на тысячи. По статистике, каждого третьего приемного сироту возвращают потом в детдом. Каждого четвертого ребенка приемные родители в России берут из корысти. «Берут малыша, подают заявление на улучшение жилищных условий, получают квартиру, - говорит директор столичного детского дома № 19, директор благотворительного фонда поддержки детей, семьи и молодежи «Наша семья» М. Терновская. - Ребенок, который уже не нужен, возвращается в приют. И с этим поделать ничего нельзя: по закону эти дети не вправе претендовать на жилплощадь, приемные родители больше для них никто» [17]. Наше законодательство не наказывает за отказ от ребенка, даже если в действиях усыновителей был очевидный корыстный умысел. Детдома, отрапортовав о решении сиротской про-

блемы, закрыли. «Возвращенцев» распихивают по оставшимся приютам, которые переполнены.

По данным Минобрнауки, в 2008 г. в России отменено 1 261 решение об устройстве детей в семьи - опекуны не выполняли свои обязанности. Наибольшее количество возвратов в Иркутской (72 ребенка) и Свердловской (68 детей) областях, более 30 случаев - по причине жестокого обращения с детьми. Всего таких случаев выявлено 3 012. Три ребенка погибли по вине опекунов [17].

Кроме того, необходимо отметить следующее. Чтобы система опекунов и приемных семей работала, она должна укорениться в массовом сознании. Пока же в России на усыновляющих детдомовского ребенка смотрят с недоумением. Чтобы это отношение изменилось, при самых идеальных условиях должно пройти несколько лет. И вряд ли меры финансовой поддержки семей, имеющих детей, к тому же остающейся весьма незначительной, являются сегодня определяющими. По справедливому мнению известного педиатра Л. Рошаля, в России люди боятся воспроизводить население, они не знают, что ждет их детей, и соображение «растить не на что - самое последнее» [18].

Итак, несмотря на предпринимаемые российским правительством меры, один из основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка -приоритет интересов детей для общества - в России остается скорее далеким от реальности благим пожеланием, нежели четко поставленной целью. Этому можно найти немало оправданий. Однако очень многое зависит от гражданской позиции и правильного понимания своего профессионального долга специалистов, которые работают с детьми. Никто не выполнит за них то, что они могут и должны сделать.

Список литературы

1. Петрова А. В. Проблема сиротства в современной российской исторической науке // Успехи современного естествознания. 2007. № 1. С. 97-100.

2. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб., 2007.

3. Брынцева Г. Тебя не бросят // Российская газета. 2012. 5 октября.

4. Микиртумов Б. Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. 256 с.

5. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Настольная книга приемного родителя. СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Вра-

чи детям», 2007.

6. Бобылева И. А. Содержание деятельности Центра поддержки выпускников интернатных учреждений // Вестн. психосоц. и коррекц.-ре-абилит. работы. 2010. № 4. С. 36-43.

7. Семья Г. В. Социально-психологические основы участия детей в принятии решений, влияющих на их жизнь // Социальная педагогика. 2011. № 6.

8. Махортова Г. Х. К проблеме жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: международная практика и исследования // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. URL: http://www.psyedu.ru

9. Яковенко С. В., Змановская. Е. В. Организационные и социально-психологические особенности замещающих семей для детей, оставшихся без попечения родителей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 218-221.

10. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29.12.2011 № 256-ФЗ // Российская газета. 2011. 31 декабря.

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей: федер. закон от 05.12.2011 № 207-ФЗ // Российская газета. 2011. 12 декабря.

12. Послание президента РФ Федеральному собранию // Российская газета. 2011. 11 мая.

13. Лиханов А. Сироту пристроить - что храм построить. URL: http://www.nash-sovremennik.ru/p.php

14. Ефременко Т. Прощай, детдом // Российская газета. 2011. 16 декабря.

15. Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением // Российская газета. 2011. 16 ноября.

16. Об опеке и попечительстве: федер. закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 апреля.

17. Рожаева Е., Милкус А. Почему все чаще приемные родители сдают сирот обратно в детдома. URL: http://gonly.ucoz.ua/news/pochemu_ vse_chashhe_priemnye_roditeli_sdajut_sirot_obratno_v_detdoma/2011-02-17-63

18. Семенихин И. Общественная палата РФ ищет пути решения демографической проблемы в России. URL: http://www.c-society.ru/main.php

Боенкина Е. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: elboen@mail.ru

Материал поступил в редакцию 20.11.2012.

E. A. Boenkina

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF SOCIAL ORPHANHOOD IN THE DEVELOPMENT OF THIS SPHERE

The article deals with the historical analysis of the development of orphanhood in Russia. The main types of the of the orphanhood were singled out, the psychological peculiarities of the orphan children and children, who are without the parental custody, were examined. The reasons and the consequences of the social orphanhood, the forms of the adoption of the children in the family, the ways of the solving the problems of orphanhood in Russia were examined.

Key words: social orphanhood, orphans, children, who are without the parental custody, deprivation, performing duties of the original family.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: elboen@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.