Научная статья на тему 'Некоторые проблемы совершенствования форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Омске (по результатам опросов экспертов)'

Некоторые проблемы совершенствования форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Омске (по результатам опросов экспертов) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2823
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / УСЫНОВЛЕНИЕ / ОПЕКА / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / CHILDREN-ORPHANS / ADOPTION / TRUSTEESHIP / RECEPTION FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филатов Василий Афанасьевич, Байгузина Амина Сафаргалиевна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Омске. На материалах опроса экспертов анализируются основные причины социального сиротства, а также проблемы, трудности и пути повышения эффективности социальной работы с одной из самых незащищенных групп детей. Статья может быть использована в научно-исследовательской, преподавательской, организационной деятельности и полезна работникам учреждений социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филатов Василий Афанасьевич, Байгузина Амина Сафаргалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of perfection of forms of accommodation of the children-orphans and children without care of parents in Omsk (by results of interrogations of experts)

This article is devoted to the problem of increasing of the form of accommodation of children-orphans and children who live without parents in Omsk. Materials of a poll are analyzed and the main cause of the social orphan system and problems, difficulties and ways of the effect of increasing of social work with the most undefended groups of children are considered. The article may be used in scientific research work for teachers, for social activity and may be useful to the workers of social enterprises for children without parents attention.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы совершенствования форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Омске (по результатам опросов экспертов)»

УДК 364.465 - 058.862

В. А. ФИЛАТОВ щ А. С. БАЙГУЗИНА И

Омский государственный технический университет

Родильный дом № 2, г. Омск

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В г. ОМСКЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСОВ ЭКСПЕРТОВ)_____________________________________________

В статье рассматриваются вопросы совершенствования форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Омске. На материалах опроса экспертов анализируются основные причины социального сиротства, а также проблемы, трудности и пути повышения эффективности социальной работы с одной из самых незащищенных групп детей. Статья может быть использована в научно-исследовательской, преподавательской, организационной деятельности и полезна работникам учреждений социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, усыновление, опека, приемная семья.

Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей. Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились — это передача детей под опеку и на усыновление, определение в дома ребенка, детские дома [1, с. 95]. В последние годы активно развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые дают возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации [2, с. 125]. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной демографической и семейной политики. Актуальность данной проблемы и ее недостаточная теоретическая разработанность определили научно-практический интерес к вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а предметом — проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования — выяснить, какие основные проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявят эксперты и что они могут предложить для улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Экспертами выступили работники социальных государственных учреждений г. Омска (руководители и спе-

циалисты управлений опеки и попечительства ЦАО, САО, ЛАО, КАО, ОАО; директора детских домов № 4, № 5, № 6, № 10; специалисты отдела учреждений для детей-сирот и специального (коррекционного) образования Министерства образования Омской области и отдела контроля за реализацией переданных государственных полномочий. Всего 23 человека.

Задачи исследования:

— ознакомиться с основными проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— выявить наиболее эффективные формы устройства детей;

— выяснить положительные и отрицательные стороны взаимодействия детских домов с государственными органами;

— определить в каких услугах больше всего нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В ходе изучения проблемы была выдвинута основная гипотеза: большинство экспертов укажут, что основными проблемами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются нехватка квалифицированных специалистов и недостаточное взаимодействие между заинтересованными социальными учреждениями. Кроме основной, ставились и рабочие гипотезы:

— основные причины, которые приводят к сиротству, это отказ родителей от детей, в том числе и при рождении, а также асоциальный образ жизни родителей;

— основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это дефи-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

70

цит внимания со стороны взрослых; недостаток родительской любви, ласки; неопределенное будущее;

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, больше всего нуждаются в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических и правовых услугах;

— положительной стороной взаимодействия детских домов с государственными органами является компетентное решение поставленных задач;

— отрицательными сторонами взаимодействия детских домов с государственными органами выступают чересчур частые проверки и отчетность учреждений по различным вопросам.

Обратимся к результатам экспертного опроса по проблемам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На вопрос: «Укажите, какие, на Ваш взгляд, причины, приводят к сиротству?» 87% экспертов ответили, что причиной является «асоциальный образ жизни родителей», из них 100% — специалистов Министерства образования, 77% — работников органов опеки и попечительства, 100% руководителей детских домов и дома ребенка. 70% экспертов ответили, что причиной сиротства является «отказ родителей от детей, в том числе и при рождении», так ответили 100% специалистов Министерства образования,

62% работников органов опеки и попечительства, 67% руководителей детских домов и дома ребенка. Всего 22% экспертов отметили в качестве причины «отсутствие родительской заботы о детях, передача на воспитание родственникам». 9% экспертов отметили в качестве причины «жестокое отношение к детям». Только 4% экспертов указали, что причина, приводящая к сиротству, «эксплуатация детей в семье». Таким образом, большинство экспертов считают, что причинами, приводящими к сиротству, являются «отказ родителей от детей, в том числе и при рождении» и «асоциальный образ жизни родителей» (рис. 1).

На вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?» 83% экспертов указали на «недостаток родительской любви, ласки», так ответили 100% специалистов Министерства образования, 69% работников органов опеки и попечительства, 100% руководителей детских домов и дома ребенка. 39% экспертов указали на «неопределенное будущее детей», так ответили 75% специалистов Министерства образования, 23% работников органов опеки и попечительства, 50% руководителей детских домов и домов ребенка. 35% экспертов ответили, что основной проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является «дефицит внимания

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

пециалисты Министерства образования

Специалисты органов опеки и попечительства

Рис. 1. Укажите, какие, на Ваш взгляд, причины, приводят к сиротству?

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

ч 0/0 3335%

0%

100%00% 3%

75%

38%

25% 26%

^ 0% Ц0%

^73/?% 252317%!%

У /

&

¡ециалисты Министерства образования

Специалисты: органов опеки и попечительства

Рис. 2. Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

10092%

87%

61% 50% 50%

54%048%

Специалисты Министерства образования

Специалисты органов опеки и попечитель ств а

Руководители детских домов и дома ребенка

Рис. 3. Укажите, какие формы устройства детей Вы считаете наиболее эффективными?

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

100%

38%

22%

31%

17%

0% 0% 0% 0%

О*

о*

4?

0%8%0%4% 0%8%0%4%

&

^г’ Специалисты Министерства образования ■ Специалисты органов опеки

и попечительства Руководители детских домов и дома ребенка

Рис. 4. Укажите, что мешает эффективной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

со стороны взрослых», среди них 46% — специалисты органов опеки и попечительства, 33% — руководители детских домов и дома ребенка. 26% экспертов считают, что основной проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является «недостаточное удовлетворение социальных потребностей». 22% экспертов отметили такие проблемы, как «ограничение социальных контактов» и «повышенная уязвимость воспитанников». Из результатов опроса следует, что основными проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эксперты считают недостаток родительской любви, ласки, неопределенное будущее, дефицит внимания со стороны взрослых, что подчеркивает необходимость оказывать квалифицированную помощь детям, защищать, давать им ласку и любовь (рис. 2).

На вопрос: «Укажите, какие формы устройства детей Вы считаете наиболее эффективными?» 87% экспертов считают эффективной мерой «усыновление (удочерение)». Так ответили 100% специалистов Министерства образования, 92% работников органов опеки и попечительства, 67% руководителей детских домов и дома ребенка. 61% экспертов ответили, что наиболее эффективной формой устройства детей является опека и попечительство. Среди них 50% — специалисты Министерства образования, 69% — работники органов опеки и попечительства, 50% — руководители детских домов и дома ребенка. 48% экспертов отметили как эффективную форму «приемная семья». Так же 48% экспертов считают эффективной формой «патронатную семью». Характерно, что никто из экспертов не отме-

тил «детский дом» как наиболее эффективную форму устройства детей, т.е. все они считают, что детей необходимо устраивать в семьи, и только они дают ребенку любовь, знания, навыки, опыт (рис. 3).

На вопрос: «Как Вы относитесь к иностранному усыновлению?» ответы распределились так: 48% экспертов относится положительно к иностранному усыновлению. «Отрицательно» ответили 26% всех экспертов. Ответ «нейтрально» отметили всего 22% экспертов. Затруднились ответить 4% экспертов, в основном 8% — специалистов органов опеки и попечительства. Таким образом, можно сказать, что значительная часть экспертов к иностранному усыновлению относится положительно.

На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым отказаться в перспективе от стационарных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?», «нет» заявили 74% экспертов; «да» отметили 26% экспертов. Как видим, большинство экспертов против отказа от стационарных форм устройства детей, потому что пока для этого нет условий.

На вопрос: «Укажите, что мешает эффективной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?», 83% экспертов указали на нехватку квалифицированных специалистов. Среди них 100% — специалисты Министерства образования, 77% — работники органов опеки и попечительства, 83% — руководители детских домов и дома ребенка. 43% экспертов полагают, что эффективной работе мешает «низкая заработная плата работников детских домов». Так ответили 50% — специалисты Министерства образования,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

*

Увеличение кадрового состава (привлечение специалистовдля...

Постинтернатная система адаптации выпускников детских. Совместнаяработа специалистов государственных органов и.

Подготовка кадров

Включить механизмы реализации законов

Расширить сеть детских домов

Увеличение пособия на содержание детей биологическим родителям Расположить детские дома лучше в районах, т.к. меньше соблазнов и . Увеличение финансирования социальных учреждений

Ремонт детских домов

Выстроить систему отслеживания и раннего выявления.

Быть добрее друг к другу и оберегать детей Ничего. В доме ребенка создана благоприятнаяобстановка длядетей

%

9%

15%%

13

0%

% 17%

0%

0%4

0%

0%4%

0%

0%

0%

22' 17%

9%

8%

8%

8%

0%

0%

0% 0%4% 0% 0%4%

0!

4%

13

8%

8%

8%

23

17%

31%

50%

50%

■ Руководители детских домов и дома ребенка

I Специалисты органов опеки и попечительства

I Специалисты Министерства образования

I Всего

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис. 5. Что Вы можете предложить для улучшения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

46% — работники органов опеки и попечительства, 33% — руководители детских домов и дома ребенка. 22% экспертов отметили «низкое финансирование социальных учреждений». 17% экспертов ответили «плохое материально-техническое обеспечение». Только 4% экспертов считают, что мешает «потребительское отношение детей». Также 4% набрал ответ «недостаточное взаимодействие между организациями». Таким образом, большинство экспертов утверждают, что эффективной работе мешает, прежде всего, нехватка квалифицированных специалистов и поэтому необходимо их готовить незамедлительно (рис. 4).

На вопрос: «Что Вы можете предложить для улучшения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?», 35% экспертов дают ответ «увеличение численности кадрового состава (привлечение специалистов для работы с данной категорией детей)». Среди них — 50% — специалистов Министерства образования, 31% — работников органов опеки и попечительства, 33% — руководителей детских домов и дома ребенка. 22% экспертов указали как меру «подготовка квалифицированных кадров». Так ответили 31% — специалисты органов опеки и попечительства, 17% — руководители детских домов и дома ребенка. 13% экспертов считают, что поможет «совместная работа специалистов государственных органов и органов системы профилактики». Среди них 15% — специалистов органов опеки и попечительства, 17% — руководителей детских домов и дома ребенка. 13% экспертов указывают на увеличение финансирования социальных учреждений. 9% экспертов полагают, что «постинтернатная система адаптации выпускников

детских домов». 9% экспертов в качестве предложения рекомендовали включить механизмы реализации законов. 4% экспертов ответили, что помогут такие факторы, как «расширение сети детских домов», «увеличение пособия на содержание детей биологическим родителям», «расположить детские дома в районах области», т.к. там меньше соблазнов и больше возможностей для приобщения к труду. Также по 4% набрали такие меры, как «ремонт детских домов», «выстроить систему отслеживания и раннего выявления неблагополучных семей», «быть добрее друг к другу и оберегать детей», «ничего». Как видно из приведенного анализа, значительная часть экспертов предлагают для улучшения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей такую меру, как «расширение кадрового состава (привлечение специалистов для работы с данной категорией детей)», т.к. именно они обладают определенными знаниями, умениями и навыками и могут помочь ребенку социально адаптироваться и выйти из трудной жизненной ситуации (рис. 5).

На вопрос: «Укажите, в каких услугах больше всего нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей?», 67% отметили, что в социально-бытовых, 83% — в социально-медицинских, столько же — в социально-психологических, социально-педагогических и в правовых услугах, т.е. это говорит о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей нуждаются в более сложных социальных услугах, нежели просто бытовых. На вопрос: «Укажите, какие дополнительные услуги могут получить дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в Вашем учреждении?»,

«не предоставляем» ответили 33%, 17% — «образовательные услуги при поступлении в учебные заведения», 50% — услуги «дополнительного образования (хореография, изобразительная деятельность и т.д.)» и 17% — услуги «дистанционного образования». Из этого следует, что учреждения предоставляют дополнительные услуги для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как образовательного, так и творческого характера.

Из анализа результатов опроса экспертов можно сделать вывод, что все выдвинутые гипотезы в основном подтвердились. Так, большинство экспертов указали, что серьезными проблемами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нехватка квалифицированных специалистов и недостаточное взаимодействие между организациями; наиболее эффективные формы устройства детей — опека и попечительство, а также усыновление (удочерение), т.е. семейные формы устройства, а не проживание в стационарных учреждениях.

Проведенный анализ результатов опроса экспертов позволяет предложить некоторые рекомендации по совершенствованию форм устройства детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) внести дополнения в раздел 5 Семейного кодекса Российской Федерации по усилению ответственности родителей за «отказных» детей (помещение ребенка в государственное учреждение не должно освобождать родителей от своих обязанностей по содержанию ребенка; увеличить денежную сумму алиментов, взыскивать моральный ущерб в пользу «отказных» детей, решать проблемы с жильем в пользу детей);

2) сумму денежных средств, выделяемых регионам из федерального бюджета, для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями; определять эквивалентно вкладу самих регионов в решении этой проблемы;

3) сформировать государственный заказ на федеральном и региональном уровнях по подготовке и переподготовке кадров для работы в органах и учреждениях системы социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе на подготовку специалистов по «уличной работе» с детьми;

4) на местах активно развивать семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяя их в семьи на выходные дни, праздники, каникулы, и более длительные периоды;

5) разработать региональную программу «Обретение семьи», с целью усиления взаимодействия всех заинтересованных органов и организаций (ор-

ганы опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство здравоохранения и Министерство труда и социального развития Омской области, общественные организации), по раннему выявлению детей, нуждающихся в государственной защите и поиску потенциальных кандидатов в усыновители;

6) широко использовать ресурс волонтерского движения по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

7) Министерству образования совместно с Министерством здравоохранения и Министерством труда и социального развития Омской области проводить ежегодные научно-практические конференции по проблемам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с участием руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, общественных организаций и студентов вузов и сузов по специальности «Социальная работа»;

8) средствам массовой информации регулярно освещать злободневные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их своевременного и эффективного решения, в том числе предусмотрев соответствующие теле- радиопередачи, газетные рубрики и рекламу.

Библиографический список

1. Мурашкина, Н. В. Современные технологии устройства в семью детей-сирот, оставшихся без попечения родителей / Н. В. Мурашкина // Проблемы развития профессиональной компетентности взрослых, ответственных за судьбу ребенка, оставшегося без родительской опеки : материалы Регион. науч.-практ. конф., Омск, 5 дек. 2008 г. — Омск, 2009. — С. 95-96.

2. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем. Социальное сиротство: масштабы и причины. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи: доклад о положении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2010) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fond-detyam.ru/ (дата обращения: 05.04.2011).

ФИЛАТОВ Василий Афанасьевич, кандидат философских наук, доцент (Россия), профессор кафедры социологии, социальной работы и политологии. Адрес для переписки: e-mail: [email protected] БАЙГУЗИНА Амина Сафаргалиевна, специалист по социальной работе родильного дома № 2.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2012 г.

© В. А. Филатов, А. С. Байгузина

Книжная полка

658.012/Б89

Брянцева, Е. Н. Стратегический менеджмент : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Е. Н. Брянцева; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Рассматриваются вопросы методической организации построения системы стратегического менеджмента предприятия. Даются основные понятия и определения стратегического менеджмента.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.