Научная статья на тему 'Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних на примере Приморского края'

Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних на примере Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2776
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / GUARDIANSHIP / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТИ / БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ОПЕКА / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / СИРОТСТВО / ORPHANHOOD / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / SOCIAL ORPHANHOOD / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY KRAI / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО / FAMILY / ФОРМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / FORMS OF CUSTODY AND GUARDIANSHEEP / ВОЗМЕЗДНАЯ ОПЕКА / УСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРИОРИТЕТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / PRIORITY FAMILY EDUCATION / ПОСОБИЕ ОПЕКУНАМ И ОПЕКАЕМЫМ / BENEFITS FOR GUARDIANS AND WARDS / ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / CUSTODY / CUSTODY AND GUARDIANSHIP AUTHORITIES / FAMILY STRUCTURE / COMPENSATORY GUARDIANSHIP / GRATUITOUS GUARDIANSHIP / JUVENILE ARRANGEMENT / CESSATION OF CUSTODY AND GUARDIANSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Берняева Инна Олеговна

В статье освещается особо острая, важная и актуальная проблема современности сиротство. Рассматривается институт опеки и попечительства, как особо важная составляющая российского законодательства, обозначается специфика работы органов опеки и попечительства по устройству несовершеннолетних под одну из форм опеки и попечительства на территории Приморского края. Разграничиваются и интерпретируются понятия «опеки» и «попечительства» на основании законодательных актов РФ. Приводятся данные по выявлению и устройству детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей как по Приморскому краю, так и по РФ в целом. Анализируются причины распространения опеки и попечительства как самых популярных форм устройства детей на всей территории РФ. Разъясняется порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Делается акцент на то, кто по законодательству РФ не имеет права быть опекуном или попечителем несовершеннолетнего (кандидатом в опекуны, попечители). Рассматриваются нюансы прекращения опеки или попечительства над несовершеннолетним. Приводятся данные о выплачиваемых пособиях опекунам (попечителям) и опекаемым (подопечным) на территории Приморского края. Приводится пример положительного опыта Приморского края по борьбе с проблемой сиротства, социального сиротства и повышения престижа семьи и семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTODY AND GUARDIANSHIP AS A FORM OF JUVENILE ARRANGEMENT ON THE TERRITORY OF PRIMORSKY KRAI

In article we are considering especially important and actual problem of a modernity orphanhood. We are considering institute of custody and trusteeship as particularly important constituent of Russian legislation. Denote the specifics of the work of the custody and trusteeship authority of arrangement juvenile under one of the different forms of the trusteeship and custody of the territory of Primorsky Krai. The concepts of custody and trusteeship are differentiated and interpreted on the bases of legislative acts of the Russian Federation. Provides data on the identification and organization of orphans and children that left without parental care as in the territory of Primorsky Krai and throughout Russia. The reasons of prevalence of custody and trusteeship are analyzed as a most popular forms of the arrangement of children throughout of the Russia. The procedure for establishing custody and guardianship over juvenile is explained. Emphasis is placed on who under the legislation of the Russian Federation does not have the right to be a guardian or custodian of a minor (a candidate for guardians, custodian). Consider the nuances of termination of custody and trusteeship under juvenile. Provides data of benefits paid to custodian (guardian) and wards on territory of Primorsky Krai. An example is given of the positive experience of struggle with the problem of orphanhood, social orphanhood and increasing the prestige of family and family education in Primorsky Krai.

Текст научной работы на тему «Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних на примере Приморского края»

УДК 376.64 : 364.075.2

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© 2017

Берняева Инна Олеговна, студентка

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: cat210395@mail.ru)

Аннотация. В статье освещается особо острая, важная и актуальная проблема современности - сиротство. Рассматривается институт опеки и попечительства, как особо важная составляющая российского законодательства, обозначается специфика работы органов опеки и попечительства по устройству несовершеннолетних под одну из форм опеки и попечительства на территории Приморского края. Разграничиваются и интерпретируются понятия «опеки» и «попечительства» на основании законодательных актов РФ. Приводятся данные по выявлению и устройству детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей как по Приморскому краю, так и по РФ в целом. Анализируются причины распространения опеки и попечительства как самых популярных форм устройства детей на всей территории РФ. Разъясняется порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Делается акцент на то, кто по законодательству РФ не имеет права быть опекуном или попечителем несовершеннолетнего (кандидатом в опекуны, попечители). Рассматриваются нюансы прекращения опеки или попечительства над несовершеннолетним. Приводятся данные о выплачиваемых пособиях опекунам (попечителям) и опекаемым (подопечным) на территории Приморского края. Приводится пример положительного опыта Приморского края по борьбе с проблемой сиротства, социального сиротства и повышения престижа семьи и семейного воспитания.

Ключевые слова: опека, попечительство, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей дети, сиротство, социальное сиротство, органы опеки и попечительства, Приморский край, семейное устройство, формы опеки и попечительства, возмездная опека, безвозмездная опека, устройство несовершеннолетних, семья, приоритет семейного воспитания, пособие опекунам и опекаемым, прекращение опеки и попечительства.

CUSTODY AND GUARDIANSHIP AS A FORM OF JUVENILE ARRANGEMENT ON THE TERRITORY OF PRIMORSKY KRAI

© 2017

Bernyaeva Inna Olegovna, student

Vladivostok State University Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: cat210395@mail.ru)

Abstract. In article we are considering especially important and actual problem of a modernity - orphanhood. We are considering institute of custody and trusteeship as particularly important constituent of Russian legislation. Denote the specifics of the work of the custody and trusteeship authority of arrangement juvenile under one of the different forms of the trusteeship and custody of the territory of Primorsky Krai. The concepts of custody and trusteeship are differentiated and interpreted on the bases of legislative acts of the Russian Federation. Provides data on the identification and organization of orphans and children that left without parental care as in the territory of Primorsky Krai and throughout Russia. The reasons of prevalence of custody and trusteeship are analyzed as a most popular forms of the arrangement of children throughout of the Russia. The procedure for establishing custody and guardianship over juvenile is explained. Emphasis is placed on who under the legislation of the Russian Federation does not have the right to be a guardian or custodian of a minor (a candidate for guardians, custodian). Consider the nuances of termination of custody and trusteeship under juvenile. Provides data of benefits paid to custodian (guardian) and wards on territory of Primorsky Krai. An example is given of the positive experience of struggle with the problem of orphanhood, social orphanhood and increasing the prestige of family and family education in Primorsky Krai.

Keywords: custody, guardianship, orphans, children left without parental care, orphanhood, social orphanhood, custody and guardianship authorities, Primorsky Krai, family structure, forms of custody and guardiansheep, compensatory guardianship, gratuitous guardianship, juvenile arrangement, family, priority family education, benefits for guardians and wards, cessation of custody and guardianship.

Естественной и благоприятной средой для полноценного гармоничного развития ребенка, становления его как личности и интеграции его в общество является родительская семья. Ее влияние, особенно на ранних стадиях взросления детей, играет очень важную роль. По мнению Е.Е. Макаровой никакие другие институты социализации не смогут компенсировать отсутствие родительской заботы в детском возрасте. Общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства, привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности. Воспитание в кровной семье - неотъемлемое право каждого ребёнка. Забота и внимание родителей являются наиболее важными факторами развития гармоничной личности. Именно в этих условиях наиболее адекватно удовлетворяются жизненно важные потребности детей [1]. С. В. Гуркина указывает на то, что роль семьи в воспитании ребенка очень важна, и что по своей силе ее нельзя сравнить ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье происходит формирование и развитие личности человека. Семье принадлежит роль первого

воспитательного института, связь с которым человеком ощущается в течение всей его жизни. Именно в семье происходит зарождение основ нравственности человека, формирование норм поведения, раскрытие внутреннего мира ребенка и его индивидуальных качеств. Человек становится ценным для общества только после становления его как личности, для чего необходимо целенаправленное, систематичное воздействие. Именно семья ввиду ее постоянного и естественного характера воздействия призвана формировать личность ребенка, его черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение [2].

Но, к сожалению, в современном мире не у всех детей есть возможность расти и воспитываться в семье по ряду различных причин. Родители умирают, лишаются родительских прав, ограничиваются в родительских правах, уклоняются от воспитания ребенка и защиты его прав, тем самым создавая опасность для его жизни и здоровья, также причиной отсутствия у ребенка семьи может служить тюремное заключение родителей и многое другое. Для подобных ситуаций в РФ предусмотрен институт опеки и попечительства, который создан для осуществления помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей по тем или иным причинам, а также для предоставления несовершеннолетнему благоприятной среды для его жизни, воспитания, образования, защиты

его прав и интересов, а также для его материального содержания.

Среди проблем современности З. А. Ахмедова особенно выделяет проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социального сиротства и падения престижа семьи. По мнению автора, значительную роль в разрешении указанных проблем призваны играть органы опеки и попечительства. История зарождения и развития правового регулирования попечительства в России насчитывает не одно столетие. Причем, как и в начале XX века, так и в настоящее время высказывались суждения, что вопросы призрения детей не могут быть отнесены к какой-либо конкретной отрасли права и носят комплексный характер [3]. М. Е. Жеглина и С. Е. Костина говорят о том, что опека и попечительство на сегодняшний день являются самыми распространенными семейными формами устройства детей. Такая ситуация наблюдается во всех регионах РФ. Связано это прежде всего с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют ряд льгот и привилегий, которые при усыновлении они потеряют. Поэтому не все люди, берущие в свои семьи на воспитание детей, готовы усыновлять их, так как не каждый человек готов отождествлять себя с биологическим родителем такого ребенка и содержать его за свой счет [4]. А. С. Овсянникова подчеркивает, что применение опеки и попечительства к несовершеннолетним играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы. Ведь именно этот институт помогает осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать и нести обязанности гражданина

[5].

Тем не менее, проблема возвращения одиноким детям возможности расти и воспитываться в нормальной любящей семье стоит крайне остро. Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в Конституции РФ. Развитие института опеки и попечительства является одним из важнейших направлений обеспечения нормальной жизнедеятельности незащищенной части населения, требующим постоянного совершенствования. Исходя из вышеизложенного, целью данной статьи является изучение организации опеки и попечительства несовершеннолетних на примере Приморского края.

С понятием «опека» связано понятие «попечительство». Несмотря на всю схожесть выполняемых целей, данные понятия имеют ряд отличий. Опеку можно установить над ребенком, не достигшим возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми от 14 до 18 лет. Круг лиц, входящих в правоотношения при опеке - это опекун и опекаемый, при попечительстве - попечитель и подопечный. Опекун совершает все сделки от имени опекаемого, а все более-менее серьёзные сделки с имуществом опекаемого он может проводить только с разрешения органов опеки и попечительства. При выявлении грубых нарушений своих обязанностей, опекун не только лишается своего статуса, но может быть привлечён к установленной законом ответственности. Подопечные могут не только совершать мелкие бытовые сделки, но и трудоустраиваться, свободно распоряжаться своими доходами, в том числе заработком и стипендией. Однако все серьёзные сделки совершаются с согласия попечителя. Это позволяет защитить права подопечного и его законные интересы. Также опекуна и попечителя отличают друг от друга круг обязанностей: опекун фактически заменяет ребенку родителей, попечитель же наделен значительно меньшими правами [6].

В РФ на конец 2015 г. количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось 481 921 человека (по некоторым данным эта цифра превысила отметку в пол миллиона человек), что на 2,3% меньше, чем в 2014 г. [7]. На конец 2014 г. 2,19% от всего детского населения России составила доля детей,

оставшихся без попечения родителей; в 2013 г. - 2,34% [8]. Данные за 2016 г. говорят о том, что количество таких детей составило около 481 000 чел. и что 80% от этого количества воспитываются в замещающих семьях [7]. Здесь безусловно можно сказать, что существует проблема с учетом детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ни один источник не дает нам достоверных цифр по количеству таких детей на территории РФ.

В нашей стране количество неустроенных детей весьма велико. Если же говорить о количестве детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории РФ, чьи анкеты размещены в федеральном банке данных о детях, то эта цифра составляет 50 001 человек (обновление от 18 мая 2017 г.). То есть это те дети, которые имеют определенный статус, который позволяет им быть усыновленными или взятыми под любую из форм опеки или попечительства.

Что же касается Приморского края, то в 2013 г. численность вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без ранее учтенных) составила 1 383 чел., в 2014 г. - 1 273 чел., в 2015 г. -1 174 чел., а в 2016 г. - 903 чел. Всего в федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей по Приморскому краю числится 2 134 анкеты детей, подлежащих усыновлению или оформлению над ними опеки или попечительства (обновление от 18 мая 2017 г.) [8].

Опека (попечительство) является самой распространенной формой семейного устройства, как на всей территории РФ, так и в Приморском крае. Это объясняется тем, что процесс установления опеки не отличается особой сложностью, в отличие от усыновления. Решение об усыновлении выносит суд, тогда как распоряжение об установлении опеки или попечительства издает территориальный орган опеки и попечительства. Биологические родители ребенка (если таковые имеются), над которым оформлена опека (попечительство) не освобождаются от обязанности его материального его содержания, в то время как при усыновлении родители таких детей теряют все права и обязанности в отношении своих детей. Также играет важную роль то, что опекун может быть холостым (не замужним), а при усыновлении приоритет отдается семейным парам. Усыновленный ребенок теряет ряд льгот и привилегий, полагающихся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в свою очередь опекаемый или подопечный ребенок данные льготы не теряет, хотя также находится на воспитании в семье. Также следует отметить, что существуют случаи, когда ребенка нельзя усыновить, так как он не имеет определенного статуса, но можно взять под опеку или попечительство. И к тому же отстранить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей по собственному желанию намного проще, чем отменить усыновление в случаях, когда, например, ребенок и родители не нашли контакт. Эти факты играют важную роль при выборе одной из семейных форм устройства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, именно поэтому люди, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, взвесив все плюсы и минусы, чаще всего выбирают опеку (попечительство) [6].

Поиском граждан, которые желают взять в свою семью на воспитание ребенка, занимаются органы опеки и попечительства. Человек, желающий оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним, должен обратиться в эти органы по месту проживания ребенка. Перед тем, как начать процедуру по оформлению опекунства, необходимо собрать определенный пакет документов и нужно быть готовым к тому, что это займет определенное количество времени. После того, как документы собраны, их передают в орган опеки и попечительства вместе с заявлением от гражданина о желании стать опекуном (попечителем) определенного ребенка

или кандидатом в опекуны (попечители), проверка всех документов занимает 7 дней. Также потенциального опекуна посетят специалисты органов опеки и попечительства с целью обследования его жилищно-бытовых условий, на основании чего будет составлен акт, прилагающийся к пакету документов. В течение двух недель специалисты органов опеки принимают решение разрешить заявителю взять опеку (попечительство) над ребенком (стать кандидатом в опекуны (попечители)) или отказать. В случае отказа заявителю возвращают полный пакет документов, а также объясняют причину отказа и правила обжалования принятого решения. Обжаловать отказ отдела опеки и попечительства заявитель может только через суд.

В некоторых случаях органы опеки и попечительства могут потребовать от кандидата в опекуны свидетельство о прохождении специальной подготовки граждан, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Вводится обязательное требование для граждан предоставлять в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в опекуны (попечители) несовершеннолетнего ребенка. Исключением являются близкие родственники ребенка (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и не полнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры), а также опекуны и приемные родители, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Обратиться за таким свидетельством в г. Владивостоке Приморского края можно в отдел охраны прав детей и специального образования Департамента образования и науки Администрации Приморского края.

Разрешение об опекунстве действительно в течение двух лет. Если гражданин, подавший заявление на опеку, выбрал конкретного ребенка, которого хочет взять себе в семью, то постановление о назначении его опекуном или попечителем будет готово в течение 3 дней. Если же гражданин еще не определился с выбором, то специалисты органов опеки и попечительства обязаны ему предоставить сведения о детях, нуждающихся в опеке (попечительстве), которые находятся в специальной базе данных о детях, нуждающихся в семье. Важно помнить то, что если ребенку исполнилось 10 лет, то оформить над ним опеку (попечительство) можно только с его согласия [9].

Оформить опекунство над несовершеннолетним имеют право только дееспособные граждане в возрасте от 18 лет. Потенциальных опекунов (попечителей) выбирают довольно тщательно, существует целый список лиц, которые по законодательству РФ не имеют право оформлять опеку или попечительство над несовершеннолетними. Такие ограничения касаются граждан, в отношении которых ведется или велось уголовное дело за преступления против личности или общественной безопасности (исключение составляют случаи, когда дело прекращено в связи с отсутствием их вины и т. п.); лица, имеющие судимость за преступления, относящиеся к тяжким и особо тяжким; граждане, лишенные родительских прав; лица, страдающие наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом; бывшие опекуны или усыновители, отстраненные от своих обязанностей по их вине; инвалиды 1 группы; люди, имеющие серьезные заболевания, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 №2 117; лица, состоящие в однополом браке, заключенном на территории страны, допускающей такой брак и т.д. [10, 11] Следует отметить то, что при назначении ребенку опекуна учитываются нравственные и другие качества личности опекуна, его способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), его взаимоотношения с ребенком, отношение членов семьи опекуна к ребенку и т.д.

На содержание ребенка государством ежемесяч-

но выплачиваются средства, в соответствии с региональным законодательством. Стоить отметить то, что существует возмездная и безвозмездная форма опеки (попечительства). При безвозмездной форме опеки (попечительства) денежные средства выплачиваются только опекаемому (подопечному) на его личный расчётный счет, и опекун имеет право тратить эти средства только в интересах своего опекаемого (подопечного). Ежегодно опекун пишет отчет о потраченных средствах и прилагает к нему копии чеков, которые доказывают, что средства были потрачены именно на ребенка. При возмездной форме опеки (попечительства) кроме опекунского пособия, выплачиваемого опекаемому (подопечному) сам опекун (попечитель) получает своего рода денежное вознаграждение за выполнение им своих обязанностей. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за передвижениями денежных средств, принадлежащих опекаемому (подопечному) и его имуществом (если таковое имеется). С 1 января 2017 года размер ежемесячного содержания приемных детей составляет 7 370 руб. при Р/К (районный коэффициент) 20% и 7 984 руб. при Р/К 30%, кроме того, семьям, воспитывающим трех и более приемных детей, размер пособия составляет 13 573 руб. Сумма единовременного пособия, выплачиваемого при передаче ребенка в семью составляет 19 620,39 руб. При передаче ребенка на воспитание в семью под опеку на возмездной основе (договор о приемной семье) сумма пособия остается такой же, но в дополнение к этому граждане получают вознаграждение за воспитание детей, базовая часть вознаграждения составляет 7 150 руб., доплаты на детей до трех лет и имеющих отклонения в здоровье - 2 165 руб., 50% доплату воспитывающих 4-5 детей (3 575 руб.), 75% за воспитание 6-7 детей (5 362,50 руб.), 100% доплату за воспитание 8 и более детей (7 150 руб.) ежемесячно, и материальную помощь на организацию отдыха 2 200 руб. на каждого [12].

Важно отметить, что по достижении несовершеннолетним возраста 14 лет опека над ним прекращается и опекун автоматически становится попечителем, без какого-либо особого дополнительного решения, а по достижении подопечным возраста 18 лет попечительство прекращает свое действие автоматически. Существуют и другие основания для прекращения опеки (попечительства) преждевременно, предусмотренные законодательством РФ. Причинами может служить, например, вступление несовершеннолетнего в брак или его эмансипация; отстранение опекуна или попечителя от его обязанностей в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей; возникновение противоречий между интересами опекуна (попечителя) и опекаемого (подопечного); нарушение прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; случаи выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом; смерть опекуна (попечителя) или опекаемого (подопечного); истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя. Также отстранить опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей могут по их собственному желанию [10, 11, 13].

Согласно ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается так же в целях их воспитания, образования, содержания и т.д. [11]. В отличие от помещения ребенка в социальное или иное учреждение опека (попечительство) предоставляет каждому несовершеннолетнему

Берняева Инна Олеговна педагогические

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО ... науки

«помощника» (опекуна или попечителя) и ввиду того, что опекун (попечитель) проводит с ребенком большее количество времени, уделяет ему больше внимания, любви и заботы, преимущество данной формы воспитания очевидны [14].

Семейное законодательство РФ основывается на приоритете воспитания детей в семьях, заботе об их благосостоянии и развитии. Главная и первоочередная задача нашего государства - это своевременное выявление детей, нуждающихся в его защите, а также благополучное и достойное определение таких детей в семьи, где ребенка будут воспитывать в любви и понимании. Ведь дети - это будущее любого государства и оно, в свою очередь, должно заботиться о нём.

В опеке и попечительстве заложен огромный положительный потенциал, который позволяет решить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим для него способом, который будет приближен к воспитанию в семье и будет обеспечиваться контролем за соблюдением его интересов. В 2007 г. общее количество устроенных детей в Российской Федерации составило - 124 750 чел., в 2008 г. - 110 494, в 2009 г. - 90 639, в 2010 г. - 75 844, в 2011 г. - 67 520, в 2012 г. - 61 428, в 2013 г. - 62 973, в 2014 г. - 64 010 чел. На семейные формы устройства в 2015 г. в семьи российских граждан было передано 59 355 детей, из них 6 649 детей - на усыновление, 52 706 детей - под опеку (попечительство), в том числе 20 707 на возмездную форму опеки (попечительства). Под предварительную опеку в течение 2015 г. было передано 21 427 детей; на конец 2015 г. под предварительной опекой находилось 6 609 детей.

Общая численность детей, переданных на семейные формы устройства в Приморском крае в 2013 г. составила 1 105 детей. Из них под опеку и попечительство было передано 994 чел.; на безвозмездную форму опеки

- 850 чел., на возмездную форму опеки - 144 чел. (из них по договору о приемной семье 144 чел.); усыновлены - 111 чел., возвращенных в кровные семьи детей не было. В 2014 г. было устроено 1 212 чел. Из них под опеку и попечительство было передано 1 041 чел.; на безвозмездную форму опеки - 867 чел., на возмездную форму опеки - 174 чел. (из них по договору о приемной семье 174 чел.); усыновлены - 171 чел., возвращенных в кровные семьи детей не было. В 2015 г. численность устроенных в семьи детей составила 1 150 чел. Из них под опеку и попечительство было передано 922 чел.; на безвозмездную форму опеки - 765 чел., на возмездную форму опеки - 157 чел. (из них по договору о приемной семье 157 чел.); усыновлены - 129 чел., возвращены в кровные семьи - 99 чел. В 2016 г. количество устроенных детей составило 1 371 чел. Из них под опеку и попечительство было передано 1 073 чел.; на безвозмездную форму опеки - 825 чел., на возмездную форму опеки -248 чел. (из них по договору о приемной семье 248 чел.); усыновлены - 165 чел., возвращены в кровные семьи -133 чел. Детей, переданных на другие семейные формы устройства, предусмотренные законами субъектов РФ -в данном случае законами Приморского края (например, патронатное воспитание) за отчетные года выявлено не было [8].

Приморский край в 2016 г. оказался в пятёрке субъектов РФ с самым большим количеством детей-сирот. Регионы с наихудшей ситуацией по усыновлению назвала вице-премьер правительства Ольга Голодец. В число таких регионов вошли Челябинская область - 2 908 сирот, Иркутская область - 2 785, Красноярский край -2 717, Приморский край - 2 617 и Кемеровская область

- 2 517.

Как сообщила министр образования О. Васильева со ссылкой на федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей в 2016 г. число сирот в России уменьшилось на 15%. На тот момент в стране ждали усыновления 60 тыс. детей. Три года назад в банке данных было около 119 тыс. детей-сирот. 10

По словам вице-премьера правительства О. Голодец, родители всё чаще принимают в семьи детей-инвалидов. Хуже обстоят дела с усыновлением детей из многодетных семей, которых по действующему законодательству нельзя разделять. «Родители готовы принимать одного ребенка, двоих детей, но дети из многодетных семей -это непосильный труд для семьи, которая решается на такое усыновление», - добавила она [15]. Хочется отметить, что произошло существенное улучшение ситуации, так как на конец мая 2017 г. в банке данных о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей числились уже 50 001 анкет детей [16]. Происходит это потому, что государство начало активно налаживать и проводить политику по устройству детей-сирот в семьи граждан. Отметим что, в настоящее время в Приморье ведется большая работа по устройству детей в семьи и профилактике социального сиротства. С начала 2017 г. в Приморском крае усыновили и взяли под опеку 353 ребенка, из них 243 - устроены под опеку (из них 50 в приемную семью), 34 - на усыновление, в кровные семьи возвращено 26 детей [17].

В деятельности служб, занимающихся устройством детей, имеется немало проблем. Они связаны и с подготовкой граждан, желающих взять ребенка на попечение, и с пребыванием детей-сирот в государственных учреждениях. Большинство детей попадают в учреждения для детей сирот в возрасте 10 лет и старше. Именно у таких детей особенно остро стоит проблема социальной адаптации в детских домах.

Уполномоченная по правам ребенка в Приморском крае А. В. Личковаха уверена, что главной задачей территориальных отделов опеки и попечительства является повышение статуса семьи и возвращение семейных ценностей. «На конец 2015 г. в Приморье насчитывалось 11 886 детей, воспитанием которых занимаются госучреждения. Из этого количества 91% - социальные сироты, т.е. у подавляющего большинства воспитанников детских домов есть родители и родственники. Именно поэтому работа заключается не только в устройстве детей, находящихся в детских домах, в приемные семьи. Главная задача на данный момент - не допустить изъятие ребенка из семьи при живых родителях. Необходимо проводить работу в первую очередь с кровными семьями и заниматься профилактикой социального сиротства», -

A.В. Личковаха.

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Приморском крае заметно уменьшается, судя по показателям федерального банка данных о детях-сиротах. Это стало возможным благодаря целому комплексу мероприятий, большой работе по устройству детей в семьи и профилактике социального сиротства, которая ведется в Приморье. Среди основных мероприятий можно отметить проводимые в крае социальные акции по привлечению внимания к детям-сиротам, а также меры поддержки приемных родителей. Так, желающие взять ребенка в семью, получают методическую поддержку в специальном центре служб психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей, а принявшие детей на воспитание - еще и материальную помощь из краевого бюджета.

Представители территориальных отделов опеки и попечительства выражают готовность работать совместно со средствами массовой информации над решением проблемы. В свою очередь СМИ Приморья увеличивают число публикуемых материалов, направленных на укрепление традиций семейных отношений [18].

Также в крае уже два года по инициативе Губернатора

B. Миклушевского реализуется большой социальный проект «Дети Приморья», призванный превратить Приморье в территорию без сирот. Его цель - привлечь внимание аудитории средств массовой информации к проблеме профилактики социального сиротства, когда дети остаются без семейного внимания при живых родителях и близких родственниках. Проект был запущен в

конце 2015 г. На тот момент, по словам начальника отдела охраны прав детей департамента образования и науки Приморья Евгении Бик, в региональном банке данных числились 3 028 детей, оставшихся без попечения родителей. Только за два месяца работы проекта 56 детей обрели свои семьи. В рамках проекта, 1 ноября 2016 г. стартовала акция «Новый год в семье», которая продлилась до 10 января 2017 г. Поучаствовать в акции и подарить ребенку настоящий семейный праздник, мог каждый житель Приморья. Также в ходе проекта организован сбор новогодних подарков для детей-сирот. Точки сбора организованы во Владивостоке, Артеме, Находке, Уссурийске, Лесозаводске и Большом Камне в магазинах торговых сетей, подключившихся к проекту «Дети Приморья». Еще одно направление проекта - экскурсии для воспитанников детских домов по значимым объектам Приморского края и визиты к ним кураторов с подарками. Завершается акция благотворительным телемарафоном, в ходе которого подводят итоги акции по сбору средств и подарков воспитанникам детских домов, рассказывают о судьбах детей, мечтающих найти свою семью, а также об опыте усыновления [19].

В рамках проекта при взаимодействии с департаментом образования Приморья в крае реализуется программа «Пригласи ребенка в гости», известная как «гостевые посещения», когда воспитанники детских домов в выходные и праздничные дни проводят в семьях приморцев. На сегодняшний день эта программа нашла большой отклик среди жителей края. Такие мероприятия дают возможность мечтающим о ребенке родителям почувствовать радость отцовства и материнства, а для детей - узнать, каково это жить в семье. Для родителей такая акция - это еще и возможность познакомиться поближе с заинтересовавшим ребенком. Как правило, после таких «каникул» многих детей берут под опеку или усыновляют. Как отмечают руководители некоторых детских домов, после праздников многие родители всерьез задумались о том, чтобы принять в семью ребенка. Взрослые поддерживают с ребятами связь, приходят в гости или общаются по телефону, спрашивают разрешения забрать детей снова, на выходные, весенние или летние каникулы.

По словам главы края, работа в рамках социального проекта «Дети Приморья» в этом году будет направлена на развитие системы патроната. «В Приморье очень много отзывчивых людей, и благотворительность в адрес детей-сирот достаточно распространена. Но мне бы хотелось, чтобы у каждого детского дома был свой куратор, который будет координировать работу всех шефских организаций, предпринимателей и частных лиц в этом направлении, а также активно сотрудничать с местными администрациями и помогать в решении возникающих проблем. Ведь благотворительные акции точно не должны быть разовыми. Необходима ежедневная кропотливая работа, потому что дети нуждаются во внимании и поддержке каждый день», - заявил губернатор.

Еще одно средство привлечения внимания потенциальных приемных родителей - «Видеопаспорт ребенка». Как рассказали в Департаменте образования и науки Приморского края, изначально в базу от Приморья попали семнадцать детей, из них 5 девочек и 12 мальчиков. После выхода интернет-проекта о детях-сиротах, за год 11 ребят из Приморского края обрели семью. В 2017 году благодаря данному проекту еще 13 детей обрели свои семьи. «Это дети разного возраста и с разными жизненными историями. О каждом ребенке можно узнать всю информацию, которая интересна потенциальным родителям или опекунам. На сайте есть такие разделы, как здоровье ребенка, его достижения, что он любит, а также можно посмотреть фотографии и видео с ним», - сообщили в ведомстве. Сегодня в базе проекта от Приморья находятся еще 6 детей - 4 мальчика и 2 девочки. По словам организаторов проекта, созданная ин-

формационно-поисковая система позволила увеличить шансы приморских детей на усыновление в несколько раз [17].

Опыт Приморского края был отмечен на VII Всероссийской выставке-форуме «Вместе - ради детей! Вместе с детьми», прошедшей в Москве. Специалисты учреждений социального обслуживания семьи и детей были награждены дипломом от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за первое место в номинации «Прорыв». Организаторами был очень высоко оценен инновационный подход в развитии региональной системы профилактики социального сиротства, объединившей государственные службы; граждан, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общественные и частные организации. Представленный приморскими специалистами к обсуждению опыт работы служб экстренной помощи, социального патруля, вызвал большой интерес коллег из других регионов Российской Федерации [19].

Можно сказать, что в настоящее время в Приморье ведется активная работа по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профилактике социального сиротства. Разрабатываются новые интересные, а главное продуктивные программы, которые объединяют усилия органов государственной власти, бизнеса и общества. Эти программы направлены на профилактику сиротства и устройство детей, лишенных родительской заботы и тепла, в семьи.

В марте 2016 г. 25 из 42 детских домов Приморского края, по распоряжению губернатора края стали центрами содействия семейному устройству. Главная задача таких учреждений - помощь потенциальным родителям и опекунам. На базе центров открылись школы приемных родителей, в которых усыновители проходят обучение, перед тем как взять ребенка в семью, а после могут обратиться за советами и помощью в воспитании [20]. Желающие принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, получат методическую помощь в специальном центре служб психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей, а те, кто уже принял ребенка - материальную помощь из краевого бюджета.

Программы, разработанные в рамках проекта «Дети Приморья» нашли большой отклик среди жителей края. С помощью приморцев ведется активная благотворительная деятельность в отношении детей-сирот. Заинтересованность населения Приморского края в решении проблемы растет, все больше появляется небезразличных людей, готовых оказать любую посильную помощь детям, которые так нуждаются в семье и любви. Число воспитанников детских домов в Приморье сокращается. В конце 2016 года был запущен процесс ликвидации двух детских домов - в селе Ольховка Кировского района и поселке Ольга Ольгинского района Приморского края, так как их воспитанники уже обрели свои семьи. Оказание помощи детям-сиротам является одним из основных направлений работы социальной политики государства, Приморский край активно реализо-вывает данную политику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Макарова Е. Е. Возврат ребёнка в кровную семью: условия, трудности и перспективы // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №11. - С. 150-153.

2. Гуркина С. В. Особенности семейного воспитания в современном мире // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №11. - С. 291-304.

3. Ахмедова З. А. Вопросы совершенствования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми // Юридический вестник ДГУ. - 2015. - №4. - С. 114117.

4. Жеглина М. Е., Костина С.Е. Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Саратовской государствен-

ной юридической академии. - 2016. - №3. - С. 36-41.

5. Овсянникова А. С. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. - 2015. - №1. -С. 221-223.

6. Чем отличается опека от попечительства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// thedifference.ru/chem-otlichaetsya-opeka-ot-popechitelstva

7. Количество детей-сирот в России за прошлый год сократилось на 2,3% [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ: дети в обществе. - Режим доступа: https:// ria.ru/adaptation/20160601/1441503135.html

8. Сравнительный анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // usynovite.ru: интернет-проект Министерства образования и науки РФ / департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. -Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/6/

9. Где и как оформить опекунство над ребенком [Электронный ресурс] // juresovet.ru: доступно о праве и его применении. - Режим доступа: http://juresovet.ru/ gde-kak-oformit-opekunstvo-nad-rebenkom/#h_4

10. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 г. №223-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) [Электронный ресурс] // Система «КонсультантПлюс».

- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8982

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс] // Система «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142

12. Тек. архив Территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по АТУ Советского района ВГО. «Приказ об индексации пособия при передаче ребенка в семью» Л. 1.

13. Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (действующая редакция, 2016 г.) [Электронный ресурс] // Система «КонсультантПлюс».

- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_76459

14. Ускова Ю. В. Некоторые аспекты и проблемы установления опеки (попечительства) в российском законодательстве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - №100. - С. 1647-1664.

15. Приморье оказалось среди лидеров по количеству детей-сирот [Электронный ресурс] // VL.RU: городской портал Владивостока. - Режим доступа: http://www. newsvl.ru/society/2016/11/18/153645

16. Федеральный банк данных о детях [Электронный ресурс] // usynovite.ru: интернет-проект Министерства образования и науки РФ / департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/db/

17. Еще 13 детей в Приморье обрели свои семьи благодаря интернет-проекту «Видеопаспорт ребенка» [Электронный ресурс] // primorsky.ru: официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. - Режим доступа: http://www.primorsky.ru/news/126364/

18. В Приморье ведется работа по перевоспитанию неблагополучных семей [Электронный ресурс] // MK.RU: сетевое издание «Московский Комсомолец» во Владивостоке. - Режим доступа: http://vlad.mk.ru/ articles/2015/10/12/v-primore-vedetsya-rabota-po-perevospitaniyu-neblagopoluchnykh-semey.html

19. Число детей-сирот в Приморье за год уменьшилось на 1 371 ребенка [Электронный ресурс] // primorsky. ru: официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. -Режим доступа: http://www.primorsky.ru/news/122282/

20. Меньше слез и больше улыбок: приморцы стали

чаще усыновлять детей из детских домов [Электронный ресурс] // PrimaMedia.ru: новости по городам. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news/550784/

Статья поступила в редакцию 03.05.2017. Статья принята к публикации 02.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.