Научная статья на тему 'Органы опеки и попечительства: полномочия и задачи'

Органы опеки и попечительства: полномочия и задачи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5695
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУТ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ПОЛНОМОЧИЯ / ЗАДАЧИ / CUSTODY / GUARDIANSHIP / INSTITUTE CUSTODY AND GUARDIANSHIP / THE GUARDIANSHIP AND CUSTODY / RESPONSIBILITIES / TASKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калина Е. А.

Рассматривается деятельность органов опеки и попечительства в аспекте возложенных на них полномочий и поставленных перед ними задач. Особое уделено функциям органов опеки и попечительства, связанным с созданием нормальных условий жизни и воспитания детей, а также контролю над выполнением приемными родителями возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GUARDIANSHIP AND CUSTODY: RESPONSIBILITIES AND TASKS

The article reviews activities of the guardianship and custody in the aspect of their responsibilities and assigned to the tasks of these bodies. The author draws attention to the functions of the guardianship and custody related to the creation of normal living conditions and upbringing of children, as well as monitoring the implementation of the adoptive parents of their duties for the maintenance, upbringing and education of children.

Текст научной работы на тему «Органы опеки и попечительства: полномочия и задачи»

ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА: ПОЛНОМОЧИЯ И ЗАДАЧИ

Е.А. КАЛИНА,

адъюнкт кафедры гражданского права и процесса МосУ МВД РФ

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,

семейное право, международное частное право E-mail: calinaelena@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается деятельность органов опеки и попечительства в аспекте возложенных на них полномочий и поставленных перед ними задач. Особое уделено функциям органов опеки и попечительства, связанным с созданием нормальных условий жизни и воспитания детей, а также контролю над выполнением приемными родителями возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

Ключевые слова: опека, попечительство, институт опеки и попечительства, органы опеки и попечительства, полномочия, задачи.

THE GUARDIANSHIP AND CUSTODY: RESPONSIBILITIES AND TASKS

E. CALINA,

post-graduate student ofthe department ofcivil law and process of Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs ofthe Russian Federation

Annotation. The article reviews activities ofthe guardianship and custody in the aspect of their responsibilities and assigned to the tasks ofthese bodies.

The author draws attention to the functions ofthe guardianship and custody related to the creation of normal living conditions and upbringing of children, as well as monitoring the implementation ofthe adoptive parents of their duties for the maintenance, upbringing and education ofchildren.

Key words: custody, guardianship, institute custody and guardianship, the guardianship and custody, responsibilities, tasks.

Органы опеки и попечительства, которыми в соответствии со ст. 34 ГК выступают органы местного самоуправления, в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, СК, ГПК, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и другими нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации, которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с этим Законом, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются этими полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечи-

тельства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (п. 2 ст. 121 СК). Вопросы организации и деятельности опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются этими органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации, СК, ГК. Место нахождения и название органов опеки и попечительства определяются в каждой территории самостоятельно, т.е. они могут быть приписаны к разным по ведомственной принадлежности организациям (образованию, социальной защите) или быть самостоятельным учреждением; могут располагаться отдельно или находиться в управлении образованием, администрации района или в муниципалитете.

В Москве низовыми органами опеки и попечительства являются районные отделы по защите прав детей при муниципалитетах. В Санкт-Петербурге органы опеки относятся к образованию и расположены в управлениях социальной защиты. Кроме того, в городе работает Центр усыновления. В свя-

зи с прошедшей реформой органов опеки функции по опеке, усыновлению и ведению регионального банка по детям разделены между ведомствами, и это создает большие неудобства.

В Самаре органы опеки относятся к Комитету по вопросам семьи, материнства и детства при Департаменте здравоохранения администрации города. В других городах органы опеки и попечительства чаще относятся к администрации района (города, области) или управлению (департаменту, комитету, республиканскому министерству) образования и науки.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 ГК;

8) представление законных интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному и (или) региональному законодательству или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 ГК;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством РФ, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблю-

дения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», идр.

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными, медицинскими учреждениями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями. Контроль над деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Минобрнауки России. Министерство осуществляет методическое руководство работой органов опеки на государственном уровне.

В целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Федерации Минобрнауки России разработана модель закона субъекта Федерации «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации», которая предполагает возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и работы по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних граждан на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Федерации. В частности, такие обязанности возлагаются на орган управления образованием — в отношении несовершеннолетних, орган социальной защиты населения — в отношении совершеннолетних граждан.

Для осуществления эффективной работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предусматривается создание государственным органом опеки и попечительства субъ-

екга Федерации своих территориальных органов (управлений, отделов), действующих на территории одного или нескольких муниципальных образований. Полномочия и порядок организации деятельности территориального органа опеки и попечительства определяются положением о территориальном органе опеки и попечительства.

Эта схема организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, при которой органы государственной власти субъекта Федерации в полном объеме сохраняют полномочия по организации и осуществлению своей деятельности, оптимальна, так как позволяет организовать системную работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетних на всех уровнях и осуществлять централизованное руководство и контроль над деятельностью органов опеки ипо-печительства на уровне субъекта Федерации.

На органы опеки и попечительства Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» возложен широкий круг задач, в числе которых:

• защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

• надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

• контроль над сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные, медицинские учреждения, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

В письме Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» отмечается, что особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Это право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, в Конвенции о правах ребенка), а также в российском законодательстве (ст. 54СК).

Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает два основных направления — профилактику социального сиротства и развитие разных форм семейного

устройства детей, оставшихся без попечения родителей. По данным государственной статистики, до 80% детей, оставшихся без попечения родителей, составляют так называемые социальные сироты. Основными причинами, по которым эти дети остались без попечения родителей, являются лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, отказ родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей.

Приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью является организация профилактической работы с семьями и детьми (прежде всего с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи.

В качестве объектов профилактической и реабилитационной работы органа опеки и попечительства должны рассматриваться дети, не только оставшиеся без попечения родителей, но и не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию. Это дети из семей, где родители (иные законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми должна быть закреплена на законодательном уровне.

Литература

1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996.

2. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 2008.

3. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 2009.

4. Киреева М.Ю. Семейное право. М., 2008.

5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабал-кина. М., 2002.

6. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ. М., 2009.

7. Лозовая И.В. Опека и попечительство: главные вопросы //Право и власть. 2008.

8. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2007 год». М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.