12. Strategiya razvitiya molodezhi Rossiyjskoyj Federacii na period do 2025 [Eh/r]. - R/d: http://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf
13. Pechenkina, T.I. Osnovnihe napravleniya realizacii molodezhnoyj semeyjnoyj politiki v Tomskoyj oblasti / T.I. Pechenkina, A.V. Kofanova // Sb. st. vserossiyjskoyj konf. - Tomsk, 2013.
14. Vedomstvennaya celevaya programma Tomskoyj oblasti «Razvitie i realizaciya potenciala molodezhi v interesakh oblasti» [Eh/r]. - R/d: http://demps.tomsk.ru
Статья поступила в редакцию: 02.11.14
УДК 316.4
Kulikova N.I., Tatarkina Yu.N. PROBLEMS OF PLACEMENT OF ORPHANS AND ABANDONED CHILDREN IN FAMILIES. The article is devoted to a better understanding of the problem of the placement of orphans and abandoned children in families and how this problem is solved in one of Barnaul's orphanage houses. During the study the staff of the orphanage house as well as the potential and actual adopters were interviewed. The results of the interviews were used in the development of practical recommendations. The recommendation are formulated as following: the necessity of forming of a case management service for abandoned children; the necessity of application of the modern technologies in solving problems of a family and childhood; the importance of building regional Internet databases of abandoned children for systematization and future use; the necessity of patronage of foster families and psychological support in the adaptation process.
Key words: social orphanhood, forms of placement of abandoned children in families, Internet resource, new technologies.
Н.И. Куликова, канд. социол. наук, доц. каф. «Философия и социология» Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; Ю.Н. Татаркина, канд. социол. наук, доц. каф. КиКТ Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТРОЙСТВА В СЕМЬИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья посвящена осмыслению организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи на примере деятельности одного из детских домов г Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей. На основе анализа данных разработаны практические рекомендации. К числу рекомендаций отнесено создание комплексной службы социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей; применение современных технологий при решении проблем семьи и детства; создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о таких детях; осуществление патронирования приемной семьи и оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье.
Ключевые слова: социальное сиротство; формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи; интернет-ресурсы; новые технологии.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приемная семья, учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке.
Актуальность темы обусловлена тем, что в нашей стране проблема сиротства является одной из наиболее серьезных и трудноразрешимых проблем. К сожалению, несмотря на принимаемые меры, число детей, получающих статус «сироты», ежегодно увеличивается как в целом по стране, так и в Алтайском крае. Социальное сиротство является важнейшей проблемой, требующей безотлагательного поиска форм и методов её решения [1] . Изучая данную проблему, мы исследовали работу одного из детских домов Барнаула. В рамках исследования был проведен опрос специалистов и сотрудников учреждения, а также потенциальных и реальных усыновителей, в результате которого мы получили конкретные данные, послужившие разработке рекомендаций.
Педагогический коллектив детского дома стабилен. Специалисты имеют высшее педагогическое образование, и стаж работы большинства превышает 5 лет. По квалификационной категории распределение респондентов следующее: высшая 58,3%, первая - 29,2%, вторая - 12,5%. В своей работе 90% специалистов и сотрудников считают необходимым условием для работы заинтересованность в своей деятельности и 70% выделяют одним из своих главных личностных качеств - трудолюбие. Более половины сотрудников (66,7%) отметили взаимоотношения в коллективе как нейтральные, 22,2% - дружеские и 11,1% - конфликтные. Активное стремление совершенствовать свои навыки работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, обнаружено только у 30%, остальные 70% делают это по мере необходимости. На открытый вопрос «Как
Вам кажется, что необходимо сделать для усовершенствования работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи были предложены следующие ответы:
• тщательно отслеживать семьи, которые хотели бы взять детей на усыновление, давать испытательный срок на усыновление;
• больше оказывать психологической помощи детям и семьям, желающим взять их, обеспечивать достаточную материальную поддержку;
• подготовить будущих родителей к приему детей в семью;
• создать службы психологической поддержки для приемных семей, в которых бы работали психологи для детей и взрослых;
• тщательно проверять условия проживания тех людей, которые берут детей или собираются брать воспитанников;
• необходимо работать над изменением сознания граждан, чтобы они были морально готовы к приему детей в свою семью.
По результатам опроса и анализа деятельности учреждения выявилось, что модель профессиональной компетентности специалистов включает в себя блок знаний: социальной педагогики, психологии, социальной психологии, права, экономики; блок способностей: коммуникативные способности, способность к рефлексии, способность к организации собственной деятельности и другие; блок технологий: консультирование, проведение тренингов, проведение диагностики адаптивности.
Опрос потенциальных и реальных усыновителей, опекунов (попечителей), патронатных и приемных родителей показал следующее: почти у 87,5% опрошенных нет собственных детей, только 12,5% имеют своих детей. Для большинства из них материальное стимулирование имеет значение при принятии решения об устройстве ребенка в свою семью (68,9%), и лишь 31,1% опрошенных не нуждаются в нем. Большая часть респондентов отметили свое материальное положение выше прожиточного минимума (59%). Это говорит о том, что люди чаще начинают
задумываться о возможности принять в свою семью ребенка, если чувствуют себя достаточно обеспеченными для его содержания. В целом, респонденты не очень хорошо информированы о формах устройства детей-сирот в семью (7,5% - ограниченно, 25% - совсем не информированы). Больше половины респондентов (68,8%) указали, что процедура устройства детей-сирот сложная, 25% - приемлемая.
По данным опроса 43,8% потенциальных и реальных усыновителей имеют среднее специальное образование, 56,2% -высшее образование. Семейное положение участников опроса показывает большое превалирование семейных пар (75,6%). Высокий процент семей, состоящих в браке, является хорошим показателем, поскольку обеспечивает для ребенка лучшую семейную среду, возможность принятия им моделей семейного поведения и стабильность.
68,8% респондентов хотели бы взять в свою семью ребенка до 3-х лет, так как в представлениях потенциальных усыновителей к ним проще привыкнуть, проще полюбить и сделать процесс адаптации гораздо легче. 56,2% респондентов хотели бы взять в свою семью девочек, 31,3% - мальчика и 12,5% не предают этому значения. Деятельность Детского дома респонденты оценили, как удовлетворительную - 56%.
Опираясь на анализ полученных результатов проведенного исследования, мы считаем необходимым проведение следующих мероприятий:
• использование и применение современных технологий и инноваций при решении проблем семьи и детства;
• создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
• целенаправленное пропагандирование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через местные средства массовой информации, социальные службы, органы образования;
• создание комплексной службы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процесс сопровождения приемных семей должен начинаться на этапе подбора кандидатов в приемные родители, детального изучения материальных возможностей среды, личных качеств приемных родителей и других членов семьи, состояния их здоровья, составление индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи, оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье;
• патронирование приемной семьи.
Понимая в полной мере проблемы сирот и действуя исключительно в интересах детей, коллектив детского дома выделил как приоритетную задачу своей деятельности работу по устройству детей-сирот в семью. Реализация данной задачи осуществляется через следующие направления деятельности всего коллектива.
Первое направление - работа по устройству детей в приемную семью. Оно реализуется, с одной стороны, через воспитание
Библиографический список
социальной адаптированной личности ребенка, формирование у него позитивного образа семьи, формирование мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений, укрепление его психосоматического здоровья. С другой стороны, это направление реализуется через подбор кандидатов в будущие родители и технологии работы с ними, выявление мотивации выбора, изучение их воспитательного потенциала и психологической готовности к родительским функциям, а также через определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей. Важным аспектом является работа с православной церковью, с радио, ТВ, СМИ (например, рубрика «К единственной маме на свете»).
Особым и значимым является создание на базе детского дома службы психолого-педагогической помощи кандидатам в будущие родители. Она включает себя следующие направления: психолого-педагогическое консультирование будущих родителей; выявление воспитательного потенциала и мотивации кандидатов в опекуны и усыновители; проведение консультаций по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке; индивидуальная работа с ребенком и родителями в период их адаптации друг к другу; психолого-педагогическая поддержка сформировавшихся семей, дальнейшее упрочение контактов.
Второе направление - работа по возвращению ребенка в кровную семью. Оно включает в себя: работу с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы; розыск родственников - усыновителей; работу с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении, выяснение причин; работу с родителями, лишенными родительских прав; работу с родителями, временно поместившими ребенка в детский дом.
Данное направление работы должно реализовываться на этапе выявления семейного неблагополучия. Специалисты и сотрудники детского дома должны вести работу со всеми родителями, которые сохранили родительские установки, а также с родственниками детей. Целью данной работы является поддержание родственных связей с родителями, родственниками, со старшими взрослыми братьями и сестрами, которые по разным причинам не могут установить опеку или попечительство.
Несмотря на то, что ведется огромная работа специалистами и сотрудниками детского дома в части организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, уровень устройства данной категории детей в семьи, особенно кровные, остается низким. А исследования ученых показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний.
Таким образом, специалисты детского дома, осуществляя профессиональную деятельность, являются, с одной стороны, источником социальной защиты детей, а с другой стороны, организатором работы по формированию социальной адаптивности воспитанников, что способствует более эффективному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.
1. Климантова, Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб. пособ. - М., 2008.
Bibliography
1. Klimantova, G.I. Socialjno-pedagogicheskie tekhnologii semeyjnogo ustroyjstva i vospitaniya deteyj-sirot i deteyj, ostavshikhsya bez popecheniya roditeleyj: ucheb. posob. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 19.11.14
УДК 37.013.78 + 316.346.32-053.6
Kulish V.V. SOCIAL DIFFERENTIATION OF FUNCTIONING OF HISTORICAL MEMORY IN SCHOOL GRADUATES WHEN THEY DO LIFE CHOICES. In the article the analysis of functioning of youth historical memory in dichotomy "traditional-innovative" is given. The functioning of historical memory is seen in three different aspects: dependent on behavior, world view and emotions. The self-determination and life choices of school graduates are studied on the materials of an interregional sociological study. In the questionnaire the researcher used the information about the sex, a type of town the respondent lives in and a type of school he or she has finished. The data in the answers of city dwellers have such features as the innovative prospects better expressed than in the answers of village youth. The city youth want to get higher education in 69% of all answers (village youth - 42%), to get a well-paid job in 56% (39% for village youth), to have a good apartment of your own in 60% (village youth - 52%), to visit other countries in 33% (village youth - 17%). The research shows that the thinking of village young school graduates reflects the traditional way of behavior: a job, professions that they would like, a friendly family.