УДК 342.9 С. Н. Махина,
А. В. Карагодин,
Ж. П. Дорофеева
Белгородский ЮИ МВД России имени И. Д. Путилина
Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних за правонарушения, посягающие на общественный порядок в сфере реализации антиалкогольного законодательства
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы, возникающие при привлечении к административной ответственности несовершеннолетних лиц за совершение правонарушений, связанных с употреблением алкогольной продукции.
Во введении авторы акцентируют внимание на актуальности выбранной темы и положениях действующего законодательства, регулирующего вопросы профилактики и предупреждения правонарушений, связанных с употреблением несовершеннолетними алкогольной продукции. Во исполнение этих положений МВД России ежегодно осуществляет выработку решений и согласование организационно-практических мероприятий, направленных на осуществление государственной политики по снижению масштабов потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции и профилактике алкоголизма среди населения, в том числе несовершеннолетних. Актуальность темы подтверждается также статистическими данными.
В основной части авторами анализируются проблемы, с которыми сталкиваются субъекты системы профилактики при выявлении административных правонарушений несовершеннолетних в сфере нарушений антиалкогольного законодательства, а также при привлечении правонарушителей к административной ответственности. Делается акцент на необходимости внесения дополнений в действующее законодательство, в том числе в части, касающейся порядка прохождения медицинского освидетельствования несовершеннолетними лицами на предмет нахождения последних в состоянии алкогольного опьянения. Предложенные изменения законодательства будут, по мнению авторов, способствовать усилению ответственности законных представителей лиц, не достигших возраста привлечения к административной ответственности, а также самих субъектов административных правонарушений (лиц, достигших возраста 16 лет).
В заключительной части сформулированы выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства, касающегося административной ответственности несовершеннолетних; обосновывается необходимость выяснения причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними правонарушений, связанных с употреблением алкогольной продукции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: несовершеннолетние, административная ответственность, алкогольная продукция, меры административного принуждения, административное законодательство Российской Федерации, органы внутренних дел.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Махина С. Н., Карагодин А. В., Дорофеева Ж. П. Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних за правонарушения, посягающие на общественный порядок в сфере реализации антиалкогольного законодательства // Научный портал МВД России. 2021. № 2 (54). С. 109-115.
S. N. Makhina, A. V. Karagodin, J. P. Dorofeeva
Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia
Peculiarities of involving minors for administrative responsibility for criminal infringements combating public order in the field of implementation of anti-alcoholic legislation
ABSTRACT. The authors consider the features and problems that arise when juveniles are brought to administrative responsibility for committing offenses related to the use of alcoholic beverages.
Thus, in the introduction, the authors focus on the relevance of the chosen topic, as well as the relevance of the provisions of the current legislation governing the prevention and prevention of offenses related to the consumption of
alcohol by minors, pursuant to which the Russian Ministry of Internal Affairs annually develops decisions and approves organizational and practical measures aimed at on the implementation of state policy to reduce the consumption of alcohol and alcohol-containing products and the prevention of alcoholism among the population, including minors. The relevance of the topic is also confirmed by statistical data.
In the main part, the authors analyze the problems faced by the subjects of the prevention system in identifying administrative offenses of minors in the field of violations of anti-alcohol legislation, as well as in bringing offenders to administrative responsibility. Emphasis is placed on the need to make additions to the current legislation, including with regard to the procedure for passing a medical examination by minors with a view to finding the latter in a state of intoxication. The proposed changes to the law will, in the authors' opinion, help to increase the sense of responsibility of legal representatives of persons under the age of administrative responsibility, as well as the subjects of administrative offenses themselves (persons who have reached the age of 16).
In the final part of the article, the authors formulated conclusions and suggestions for improving the current legislation regarding the administrative responsibility of minors; substantiates the need to clarify the causes and conditions that contributed to the commission by minors of offenses related to the use of alcoholic beverages.
KEYWORDS: minors, administrative responsibility, alcoholic beverages, measures of administrative coercion, administrative legislation of the Russian Federation, internal affairs bodies.
FOR CITATION: Makhina S. N., Karagodin A. V., Dorofeeva J. P. Peculiarities of involving minors for administrative responsibility for criminal infringements combating public order in the field of implementation of anti-alcoholic legislation // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2021. № 2 (54). P. 109-115 (in Russ.).
Введение. Важной задачей государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений является предупреждение безнадзорности несовершеннолетних и совершения ими правонарушений. Профилактика правонарушений со стороны несовершеннолетних в Российской Федерации на законодательном уровне регулируется Конституцией, нормами международного права, а также Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1. Зачастую под влияние антисоциальных элементов попадают несовершеннолетние лица, имеющие заниженную самооценку. Психическое развитие несовершеннолетнего характеризуется вариативностью, в основе чего лежат условия жизни и воспитания, круг общения и условия обучения. Поэтому с целью эффективности проводимой профилактической работы с рассматриваемой категорией лиц следует понять и установить причины совершения подростками противоправных деяний - административных правонарушений, в том числе в сфере нарушений антиалкогольного законодательства.
Действие неблагоприятных социальных процессов по отношению к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, обладает своей спецификой, которая связана в первую очередь с возрастными психологическими особенностями, незрелостью личности, повышенной уязвимостью подростков перед влиянием окружающего мира. Общеизвестно, что в развитии преступности сре-
ди несовершеннолетних в целом важную роль играет такой биологический фактор, как период полового созревания несовершеннолетнего в возрасте от 11-13 лет до 15-17 лет, который характеризуется сложными психологическими процессами, протекающими в организме подростка2. Именно под влиянием алкоголя подростки чувствуют себя «сильнее», у них пропадает чувство страха и возникает чувство безнаказанности.
Принимаемые меры по профилактике употребления несовершеннолетними алкогольной продукции оставляют желать лучшего. Так, по сведениям Федеральной службы государственной статистики, число совершенных несовершеннолетними или при их соучастии преступлений составило: в 2000 г. - 195,4 тыс.; в 2005 г. - 154,7 тыс.; в 2010 г. - 78,5 тыс.; в 2015 г. -61,8 тыс.; в 2016 г. - 53,7 тыс.; в 2017 г. - 45,3 тыс.; в 2018 г. - 43,6 тыс. Согласно данным МВД России, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит 140,2 тыс. подростков, из них 32,2 тыс. - за систематическое употребление алкогольных напитков, а 2,8 тыс. - за употребление наркотических средств и психотропных веществ3. Хотя следует подчеркнуть, что принятые в последние годы скоординированные меры по борьбе с фактами нарушений антиалкогольного законодательства и разъяснительная работа по пропаганде здорового образа жизни, несомненно, оказали определенное влияние на минимизацию алкоголизации не только населения в целом, но и детей в частности. Данный факт подтверж-
1 См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ : ред. от 26 июля 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177.
2 См.: Криминология : учеб. пособие / Богуш Г. И., Ведерникова О. Н., Голоднюк М. Н. [и др.] ; науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2010. С. 75.
3 См.: Официальный сайт МВД России. Раздел статистика и аналитика. URL : https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/ statistics
дают статистические данные. Так, подростковая преступность в сравнении с показателями 2018 г. снижена в 2019 г. на 4,6 % (с 43 553 до 41 548), а удельный вес таких преступлений от числа предварительно расследованных деяний составил 3,9 % (2018 г. - 4 %). При этом в состоянии алкогольного опьянения совершено 4 417 преступлений и динамика снижения количества совершенных преступлений несовершеннолетними этой категории составила 8,6 %, а удельный вес -11,6 %4.
Основная часть. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ)5 определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Также законодательством Российской Федерации предусмотрены дополнительные меры по защите интересов несовершеннолетних при производстве по делам об административных правонарушениях с учетом особенностей психического и физического развития. Рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства последних.
Важно отметить, что смягчающим вину обстоятельством совершения административного правонарушения является несовершеннолетие лица, его совершившего, а отягчающим - вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения. Однако правонарушения, совершенные при данных обстоятельствах, необходимо отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, ответственность за которое наступает в соответствии со ст. 6.10 КоАП РФ, ввиду того, что указанные противоправные действия образуют самостоятельный состав административного правонарушения, влекущего привлечение иных (но не несовершеннолетних) виновных в этом лиц к административной ответственности.
4 См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 г. URL : https://genproc.gov.ru/upload/iblock/034/ sbornik_12_2019.pdf-
5 См.: Кодекс Российской Федерации об административ-
ных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : ред.
от 27 дек. 2019 г. // Рос. газ. 2001. 31 дек. (№ 256).
Следует особо отметить, что цель административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним за совершение административных правонарушений, - восстановление социальной справедливости, исправление виновных и предупреждение совершения ими новых правонарушений.
При предупреждении и пресечении административных правонарушений, а в частности правонарушений, предусмотренных ст. 20.21, 20.22 КоАП РФ, одним из наиболее проблематичных является вопрос, какие действия необходимо предпринять сотруднику органов внутренних дел при выявлении таких правонарушений. Производство медицинского освидетельствования лиц на состояние опьянения является безусловным правом сотрудника полиции, которое определено п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»6.
К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок в сфере реализации антиалкогольного законодательства, следует отнести:
ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах»;
ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения»;
ст. 20.22 КоАП РФ «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ».
Так, ст. 20.22 КоАП РФ определяет, что основанием для привлечения родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей является нахождение последних в состоянии опьянения, или потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, или же потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. Так, при сборе доказательств совершенного административного правонарушения - потребления алкогольной продукции в запрещенных федеральным
6 См.: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ : ред. от 27 дек. 2019 г. // Рос. газ. 2011. 8 февр. (№ 25).
законом местах - могут возникнуть сложности при определении факта распития именно алкогольных напитков. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. В рассматриваемом нами составе административного правонарушения такими доказательствами могут служить объяснение правонарушителя, объяснения свидетелей происшедшего, протокол личного досмотра, протокол доставления и протокол административного задержания лица, совершившего правонарушение. Однако, согласившись в своем объяснении с фактом совершения административного правонарушения, несовершеннолетний правонарушитель впоследствии может отказаться от ранее данных показаний и факт совершения правонарушения доказать будет значительно сложнее. Поэтому такая мера обеспечения, как освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, в последующем будет выступать одним из важных и главных доказательств по делу об административном правонарушении. Но если лицо употребило небольшое количество (один-два глотка) алкоголя, то в ходе медицинского освидетельствования факт употребления алкоголя может быть не установлен. Целесообразно изъятый напиток направлять для проведения исследования с целью получения достоверных сведений о наличии в предоставленном на исследование напитке алкоголя. При этом предлагаемые мероприятия существенно могут затянуть сроки привлечения лица к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. Согласно ст. 27.12.1 КоАП РФ «Лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения». В свою очередь, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»7 указывает на то, что необходимым предварительным услови-
ем медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.
Таким образом, прохождение освидетельствования предполагает право лица, а не его обязанность. Полагаем, что отказ лица от прохождения освидетельствования на предмет употребления алкоголя на должном уровне законодательно не урегулирован, т. е. открытым остается вопрос, касающийся отказа от прохождения медицинского освидетельствования лицами до 16 лет. При этом следует обратить внимание на принцип законности, закрепленный в ст. 15 Конституции Российской Федерации8 и ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ.
В силу сложившейся ситуации требуется приведение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения медицинского освидетельствования, в соответствие с требованиями КоАП РФ, в том числе и восполнение существующих пробелов. Для этого необходима разработка единого нормативного правового акта, регулирующего медицинское освидетельствование именно несовершеннолетних лиц.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего9. Таким образом, законодатель определяет необходимость обязательного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего правонарушителя на определение опьянения. Отказ родителей или законных представителей от медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в целях установления состояния опьянения влечет за собой невозможность объективного установления факта употребления алкогольной продукции несовершеннолетним, не достигшим возраста административной ответственности. Отсутствие акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения предполагает отсутствие
7 См.: Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ : ред. от 27 дек. 2019 г. // Рос. газ. 2011. 23 нояб. (№ 263).
8 См.: Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
9 См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ : ред. от 26 июля 2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177.
основополагающего доказательства по делу об административном правонарушении, в результате чего невозможно привлечение лица к ответственности.
Возможность избежать ответственности неизбежно повлечет за собой совершение нового правонарушения, поэтому полагаем, что если законный представитель несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет берет на себя ответственность за отказ от прохождения им медицинского освидетельствования, то он должен брать ответственность и за деяние, совершенное подростком, и осознавать неправомерность таких его действий. В связи с этим считаем целесообразным дополнить частью второй ст. 20.22 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции: «ч. 2. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо отказ родителей (законных представителей) несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет... - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей».
Данные предложения, на наш взгляд, направлены, во-первых, на возможность осуществления эффективной превентивной работы, нацеленной на предупреждение повторности совершения административных правонарушений несовершеннолетними, причем не только в области нарушения антиалкогольного законодательства, но и при других видах деликтов. А во-вторых, позволят устранить пробел законодательства, с тем чтобы исключить возможность избежать административной ответственности как самими несовершеннолетними правонарушителями, так и их родителями (законными представителями).
Более того, обращаясь опять к ст. 20.21 КоАП РФ, следует также указать на аналогичные проблемы.
Таким образом, уклоняясь от прохождения медицинского освидетельствования на предмет потребления алкоголя, подросток может уйти от административной ответственности, как и его родители (законные представители), не один раз, ведь главным доказательством по делу об административном правонарушении в данных видах деликтов выступает именно акт медицинского освидетельствования. Это означает, что предупреждение совершения несовершеннолетним
повторно правонарушений, предусмотренных ст. 20.21, 20.22 КоАП РФ, не будет осуществляться ввиду безнаказанности за впервые совершенные деяния.
При выявлении несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте необходимо в обязательном порядке указывать объективную сторону правонарушения, совершенного подростком. В случае если не будет доказан факт оскорбления человеческого достоинства и общественной нравственности со стороны несовершеннолетнего, находившегося в общественном месте в состоянии опьянения, решение по делу может быть принято в пользу несовершеннолетнего (его родителя, законного представителя), о чем свидетельствует и административная практика.
Заключение. Необходимо отметить, что действующие нормативные правовые акты не в полном объеме позволяют разрешить обозначенные нами проблемы. Так, в Постановлении Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения»10 указано, что при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. А в приказе Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)»11 определены основания для проведения медицинского освидетельствования, в том числе несовершеннолетних, не достигших возраста 15-ти лет, на основании письменного заявления одного из родителей или иного законного представителя таких детей. Положения указанных документов в полной мере не раскрывают особенности медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет при отказе подачи письменного согласия родителей (законных представителей) на совершение таких действий; также не раскрыт порядок освидетельствования в случае отказа от
10 См.: Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения : Постановление Правительства Рос. Федерации от 23 янв. 2015 г. № 37 // СПС КонсультантПлюс.
11 См.: О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) : приказ Минздрава России от 18 дек. 2015 г. № 933н. // СПС КонсультантПлюс.
прохождения несовершеннолетним в возрасте от 15 до 18 лет вышеупомянутой процедуры. Остается нерешенным вопрос, как предупредить по-вторность таких деяний со стороны детей. Более того, сложившаяся ситуация затрудняет, а точнее, делает невозможным применение меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях по ст. 27.12.1 КоАП РФ.
Отметим, что целью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав должно явиться не только привлечение виновного лица к административной ответственности, но и предупреждение повторного совершения им правонарушения; убеждение законных представителей в необходимости усиления контроля за воспитанием своих детей; координирование усилий субъектов государственной системы профилактики на основе мониторинга причин и условий, способствовавших нарушению антиалкогольного законодательства, направленных на профилактику (как общую, так и индивидуальную) таких нарушений.
В свою очередь, анализ причинного комплекса совершения подростками нарушений в сфере антиалкогольного законодательства позволяет выявить следующие причины противоправного поведения детей:
нравственное неблагополучие семьи (отрицательное воздействие на несовершеннолетних со стороны взрослых, неверные приоритеты родителей, родственников, применяющих неправильные методы воспитания - физическое или психическое насилие);
отсутствие внимания к ребенку (моральное и материальное);
отрицательное влияние ближайшего окружения (несовершеннолетний может быть легко вовлечен в «плохие» компании, где на него будет оказываться соответствующее отрицательное воздействие);
подстрекательство со стороны взрослых лиц (вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя путем обещания, обмана или угрозы);
распространение криминальной субкультуры.
Помимо перечисленных причин, следует также обратить внимание на обстоятельства, облегчающие реализацию негативных намерений и достижение определенных противоправных результатов. Думается, что по отношению к подобным видам правонарушений условие является именно таким обстоятельством, которое способствует, содействует, благоприятствует совершению правонарушения, но не вызывает, не обусловливает, не порождает его. К таким условиям следует отнести: безнадзорность;
недостаточность системы общедоступного культурного досуга;
недостатки воспитательной работы образовательных организаций;
недостаток внимания со стороны законных представителей.
Кроме того, нельзя также в качестве причины не обозначить низкую правовую грамотность, неосведомленность детей в вопросах действующего законодательства.
Таким образом, мы выделяем достаточно большой массив причин и условий, способствующих совершению правонарушений в рассматриваемой сфере, но и он не является исчерпывающим. Поэтому только слаженными совместными усилиями в рамках тесного взаимодействия всех субъектов системы профилактики можно добиться положительных и эффективных результатов в деятельности по предупреждению употребления алкоголя несовершеннолетними лицами. При выявлении подобных фактов необходимо выяснять причины такого поведения индивидуально по каждому такому случаю. Все обозначенные нами выше проблемы и возможные пути их решения направлены на защиту и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, а также могут способствовать более эффективному механизму предупреждения и профилактики повторного совершения несовершеннолетними административных правонарушений в целом и правонарушений, предусмотренных ст. 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ, в частности.
Рукопись поступила в редакцию 15.01.2021, принята к публикации 21.04.2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Светлана Николаевна Махина, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административно-правовых дисциплин федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский юридический институт Мини-
стерства внутренних дел Российской Федерации имени И. Д. Путилина» (Российская Федерация, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71)
E-mail: [email protected] Тел.: 8 (4722) 55-71-35
Александр Владимирович Карагодин, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административно-правовых дисциплин федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего
образования «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И. Д. Путилина» (Российская Федерация, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71)
E-mail: [email protected] Тел.: 8 (4722) 55-71-32
Жанна Павловна Дорофеева, кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И. Д. Пу-тилина» (Российская Федерация, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71)
E-mail: [email protected] Тел.: 8 (4722) 55-71-32
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Svetlana N. Makhina, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Professor of the Department of Administrative Law Disciplines of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I. D. Putilin» (Gorky str., 71, Belgorod, 308024, Russian Federation)
E-mail: [email protected] Те!.: 8 (4722) 55-71-35
Alexander V. Karagodin, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Administrative Law Disciplines of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I. D. Putilin» (Gorky str., 71, Belgorod, 308024, Russian Federation)
E-mail: [email protected] Tel.: 8 (4722) 55-71-32
Jeanne P. Dorofeeva, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative Law Disciplines of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I. D. Putilin» (Gorky str., 71, Belgorod, 308024, Russian Federation)
E-mail: [email protected] Tel.: 8 (4722) 55-71-32
ВКЛАД СОАВТОРОВ
Все авторы внесли равный вклад в работу как на этапе проведения исследования, так и в ходе написания статьи.
AUTHOR'S CONTRIBUTION
All authors made an equal contribution to the work both during the research phase and during the writing of the article.