актуальные вопросы правоохранительной деятельности
УДК 343.125.2
к вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения
Иванова Светлана Ивановна,
доцент кафедры административной деятельности
органов внутренних дел Тюменского института
повышения квалификации сотрудников МВД России,
кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
Хаметдинова Гульнара Фазитовна, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук e-mail: [email protected]
В статье на основе действующего законодательства и правоприменительной практики исследуется вопрос о возможности проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения, и получения согласия родителей (законных представителей) на его проведение.
Ключевые слова: несовершеннолетний; родители; законные представители; административная ответственность; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; критерии опьянения.
On the order of examination of minors who have committed an administrative offense in a state of intoxication
Ivanova Svetlana Ivanovna,
Associate professor of the Department of Administrative Activities of bodies of Ministry of the Interior Affairs of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences, Associate professor
Khametdinova Gulnara Fazitovna,
Lecturer of the Department of Administrative Activities of bodies of Ministry of the Interior Affairs of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences
This paper is based on current law and practice explores the possibility of a medical examination of minors who have committed an administrative offense in a state of intoxication and obtaining the consent of the parents (legal representatives) to hold it.
Key words: minor; parents; legal representatives; administrative liability; medical examination for intoxication; inebriation criteria.
Вопросы административной ответственности несовершеннолетних привлекают пристальное внимание как практиков, так и теоретиков административного права. Обусловлено это, во-первых, тем, что среди миллионов граждан, привлекаемых ежегодно к административной ответственности, 30 % составляют несовершеннолетние [1, с. 4; 2, с. 51], во-вторых, отмечается тенденция реального увеличения правонарушений, совершенных подростками [3, с. 66]. При этом, как отмечает Е. Г. Капустина, исследования показывают значительную нравственную деградацию подросткового поколения: среди опрошенных 38 % респондентов употребляли наркотики, еще 38 % - сильнодействующие вещества и 60 % - спиртные напитки [1, с. 4]. Но больше всего беспокоит тот факт, что тенденция роста числа несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и наркотики, отмечается уже второе десятилетие. Так, еще в 2009 г. О. А. Крылова отмечала, что по оценке научного центра здоровья детей РАМН, к 13 годам почти половина подростков уже попробовали алкоголь, в 16 лет 61,4 % юношей и 63 % девушек регулярно его употребляют, а по данным Минздрава России, количество случаев заболевания наркоманией среди детей до 14 лет возросло в 20 раз, токсикоманией - в 15 раз [4, с. 57]. На начало 2008 г. официально были признаны алкоголиками около 60 тыс. детей, а уровень распространенности алкоголизма среди подростков вырос почти на 70 % [5, с. 42]. В 2012 г. уже отмечают, что средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет [6, с. 13]. В настоящее время в России из 10 млн лиц в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки [7, с. 118].
Все сказанное свидетельствует, на наш взгляд, о низкой эффективности административно-правовых мер, направленных на пресечение и предупреждение употребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними. В то же время концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, говорит о том, что к 2020 г. потребление алкоголя в России должно сократиться с нынешних 18 до 5-8 литров на человека в год [8]. Именно этим и обусловлено пристальное внимание законодателя и правоприменителя к совершенствованию административно-правовых мер, направленных на борьбу с указанными явлениями.
Так, в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федераль-
ным законом от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ [9] были приняты новые редакции ст. 6.10 и 20.22 КоАП РФ. Изменения данных составов касались предмета правонарушения: «пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки» заменено на «алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Из состава ст. 20.22 КоАП РФ изъят квалифицирующий признак объективной стороны - общественное место. Тем самым законодатель справедливо усилил ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, находящихся в состоянии опьянения, потребляющих (распивающих) алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства или психотропные вещества, независимо от места совершения правонарушения, посчитав приоритетным объектом правовой охраны здоровье несовершеннолетнего. Очевидно, что данный состав правонарушения, утеряв объект правовой охраны «общественный порядок», должен быть перенесен из гл. 20, ставящей под охрану общественный порядок и общественную безопасность, в гл. 6, объединившую административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена административная ответственность за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление [10].
Изменения коснулись и самого производства по делу об административном правонарушении. Так, Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия [11].
Однако несмотря на это, остается много вопросов, касающихся производства по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним в состоянии опьянения. В большей части это связано со сбором доказательств по таким делам и порядком проведения освидетельствования лица на состояние опьянения. Возникают вопросы: имеют ли право сотрудники полиции провести подобное освидетельствование, требуется ли для этого согласие родителей или законных представителей, какие еще факты могут свидетельствовать о таком опьянении и выступать доказательствами по делу?
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с ч. 2 и 9 ст. 20 указанного Федерального закона [12].
Согласно ч. 2 ст. 20 указанного Федерального закона информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста). Подобным исключением является эмансипация (ст. 27 ГК РФ).
Таким образом, законодатель говорит, что согласие требуется для определения наркотического либо иного токсического опьянения. Соответственно, согласия родителей на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не требуется, поскольку это не является медицинским вмешательством. Согласно ст. 65 указанного закона освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является видом медицинского освидетельствования, под которым понимается совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Вновь введенная ст. 27.12.1 КоАП РФ гласит: «Лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ».
Согласно п. 5 Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» [13], при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Таким образом, новые правила противоречат Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который предписывает получить согласие на проведение освидетельствования на состояние наркотического опьянения.
Установка критериев, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, делегирована указанными правилами федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Учитывая, что на настоящий момент критериев указанным органом не выработано, следует руководствоваться Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Минздравом СССР от 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 [14] и Методическими указаниями «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденными Минздравом СССР от 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 [15]. Однако четких критериев в указанных документах нет.
Такие критерии были в свое время закреплены в п. 1 ныне отмененной «Инструкции о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования» от 29 июня 1983 г. [16]: наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке); заявление граждан об употреблении лицом спиртных напитков; признание самого лица в употреблении спиртных напитков.
Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения согласно п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Соответственно, если несовершеннолетний не достиг возраста административной ответственности, то к ответственности следует привлекать родителей по ст. 20.22 КоАП РФ. Помимо перечисленных документов: справки из медицинского учреждения о факте оказания помощи несовершеннолетнему и опроса двух свидетелей - необходимо составить протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в котором зафиксировать факт отказа родителей от его прохождения. Также можно опросить врачей, оказывавших медицинскую помощь несовершеннолетнему.
Нередки случаи, когда проведенное освидетельствование имеет отрицательный результат, но признаки опьянения несовершеннолетнего присутствуют.
В данном случае возможна ответственность только при наличии соответствующих условий по ст. 20.21 КоАП РФ, если несовершеннолетний достиг 16-летнего возраста, либо родителей по ст. 20.22 КоАП РФ. В указанных составах признаком деяния является нахождение лица в состоянии опьянения, при этом законодатель не требует установления вида опьянения (алкогольное, наркотическое, токсическое).
Соответственно, если есть данные потребления вещества, повлекшего опьянение, то необходимо подтвердить указанные выше основания. К доказательствам могут относиться: объяснения самого несовершеннолетнего, свидетелей, видео- и фотофиксация; протокол освидетельствования на состояние опьянения, сведения о внешнем виде освидетельству-емого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегетососудистых реакциях, состоянии двигательной сферы, жалобы освидетельствуемого, его субъективная оценка своего состояния, а также наличие или отсутствие запаха алкоголя (п. 6 «Временной инструкции
0 порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденной Минздравом СССР
1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14) [14]; объяснение врача, который может быть опрошен в качестве свидетеля по делу, и др.
Такой подход находит свое подтверждение в судебной практике по трудовым спорам, а именно в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сказано, что состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом [17].
В заключение отметим, что, к сожалению, не на все поставленные вопросы можно дать однозначный ответ в связи с имеющимися пробелами в законодательстве. В связи с чем предлагаем:
1. Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» после слова «возраста» дополнить словами: «а также при совершении несовершеннолетним преступления или административного правонарушения в состоянии опьянения».
2. Разработать критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование.
До принятия соответствующих нормативно-правовых актов сотрудники полиции имеют право без согласия родителей или законных представителей направить несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, на медицинское освидетельствование. При установлении факта употребления несовершеннолетним наркотических или психотропных веществ до начала освидетельствования получить согласие родителей. Если по результатам освидетельствования состояние опьянения не установлено, но факт употребления доказан, то следует руководствоваться методическими указаниями «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденными Минздравом СССР 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14.
Доказательствами по делу об административном правонарушении, подтверждающими факт нахождения несовершеннолетнего в состоянии опьянения, могут выступать: объяснение самого несовершеннолетнего, свидетелей, протокол об административном правонарушении, протокол доставления, фото-, видеофиксация, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения с отметкой об отказе от его прохождения.
Список литературы
1. Капустина Е. Г. Предупреждение и пресечение административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними: учеб. пособие / Е. Г. Капустина, Н. Д. Кочеткова, Е. С. Лимарева. - Орел: Орловский юрид. ин-т МВД России, 2012.
2. Матвеева О. В. Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности / О. В. Матвеева // Журнал правовых и экономических исследований. - 2008. - № 2.
3. Неказаков В. Я. Конституционно-правовые основы защиты прав несовершеннолетних по делам об административных правонарушениях (некоторые аспекты) / В. Я. Неказаков // Бизнес в законе. - 2010. - № 2.
4. Крылова О. А. Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей как основание применения к родителям мер юридической ответственности / О. А. Крылова // Современное право. - 2009. - № 8.
5. Сокол Ю. В. Спиртные напитки как средство вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий / Ю. В. Сокол // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2010. - № 2.
6. Артеменко Н. В. Установление уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции: оправдаются ли надежды? / Н. В. Артеменко, Н. Г. Шимбарева // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - № 4.
7. Купирова Ч. Ш. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции: закон и проблемы
его применения / Ч. Ш. Купирова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 2 (28).
8. О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // Собрание законодательства Российской Федерации (далее -СЗ РФ). - 2010. - № 2. - Ст. 264.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 51. - Ст. 6685.
10.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. - 2015. -№ 6. - Ст. 885.
11. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ // СЗ РФ. - 2014. - № 42. - Ст. 5615.
12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
13. Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения: постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 // СЗ РФ. - 2015. - № 5. - Ст. 817.
14. Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения: утверждена Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14. -URL: http:// www.base.consultant.ru.
15. Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»: утверждены Минздравом СССР 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14. - URL: http://base.consultant.ru.
16. Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования: утверждена МВД СССР № 45, Минздравом СССР № 0614/14, Минюстом СССР 29 июня 1983 г. № К-8-347. - URL: http://www.consultant.ru.
17. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 3.