Научная статья на тему 'Административно-правовой аспект медицинского освидетельствования на состояние опьянения несовершеннолетних'

Административно-правовой аспект медицинского освидетельствования на состояние опьянения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1309
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОПЬЯНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / POLICE OFFICER / ADMINISTRATIVE OFFENCE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / INTOXICATION / MEDICAL EXAMINATION / MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руденко Анастасия Николаевна

В статье проводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок направления несовершеннолетних на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, его проведения, оценки его результатов. Автор утверждает, что такое освидетельствование должно проводиться независимо от присутствия родителей или законного представителя несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Руденко Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative-legal aspect of medical examination for intoxication of minors

The article deals with the analysis of the legal acts regulating an order of the direction of minors on medical examination on state of intoxication, its carrying out, assessment of its results. The author claims that irrespective of presence of parents or the legal representative of the minor such survey must be carried out.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой аспект медицинского освидетельствования на состояние опьянения несовершеннолетних»

Руденко Анастасия Николаевна

Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])

Административно-правовой аспект медицинского освидетельствования на состояние опьянения несовершеннолетних

В статье проводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок направления несовершеннолетних на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, его проведения, оценки его результатов. Автор утверждает, что такое освидетельствование должно проводиться независимо от присутствия родителей или законного представителя несовершеннолетнего.

Ключевые слова: сотрудник полиции, административное правонарушение, административная ответственность, опьянение, медицинское освидетельствование, несовершеннолетние.

A.N. Rudenko, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: ms.rudenkoan@ mail.ru

Administrative-legal aspect of medical examination for intoxication of minors

The article deals with the analysis of the legal acts regulating an order of the direction of minors on medical examination on state of intoxication, its carrying out, assessment of its results. The author claims that irrespective of presence of parents or the legal representative of the minor such survey must be carried out.

Key words: police officer, administrative offence, administrative responsibility, intoxication, medical examination, minors.

На основе данных практической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Краснодарского края в статье выявляются существенные недостатки нормативных правовых актов, регулирующих порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и интоксикации несовершеннолетних; его проведения; принятия действенных и профилактических мер на основе оценки результатов исследований.

Согласно п. 1 ст. 2.3 КоАП РФ «административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет». На основании п. 2 ст. 2.3 КоАП РФ «с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних» [1, с. 21].

В соответствии с подп. 5.3 п. 5 Приложения [2] «по результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается...» решение о «...передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения».

На основании требований п. 49 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» «на профилактический учет с заведением УПК ставятся: 49.1. Несовершеннолетние:

49.1.1. Употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества.

49.1.2. Употребляющие алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию. 49.1.3. Со-

95

вершившие правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. 49.1.4. Совершившие антиобщественное действие (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 49.1.1-49.1.3 настоящей Инструкции)... 49.1.6. Совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 49.1.7. Совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством... 49.2. Родители или иные законные представители, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними» [3, с. 22].

На основании ст. 20.22 КоАП РФ родители (законные представители) несут ответственность за нахождение несовершеннолетних в состоянии опьянения, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ.

Нормативно-правовое регулирование конкретно процесса освидетельствования несовершеннолетнего лица на состояние опьянения и интоксикации зачастую неоднозначно.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» [4, с. 34] в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В том случае, если не подлежащий уголовной ответственности несовершеннолетний или его родители (иные законные представители) отказались от медицинского освидетельствования, начальник органа внутренних дел или прокурор имеет право подать заявление о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей (иных законных представителей) в суд по месту жительства несовершеннолетнего. К заявлению должны быть приложены материалы, предусмотренные подп. 1 и 2 п. 1

ст. 27 настоящего Федерального закона, а также постановление начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, и материалы, подтверждающие факт отказа несовершеннолетнего или его родителей (иных законных представителей) от медицинского освидетельствования. Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» [5].

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и интоксикации в форме действенной меры административного производства по делам о правонарушениях среди несовершеннолетних должно быть регламентировано с конкретизацией для возможных случаев, когда необходимо его применение. В противном случае исключается необходимость в нормативных статьях КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за нахождение несовершеннолетних в состоянии опьянения и интоксикации.

Полиция должна обеспечить транспортировку и безопасность, также она самостоятельно может вызвать скорую для оказания помощи, если таковая не вызывается вместе с обращением в полицию [2]. Если нет преступления, совершенного несовершеннолетним в состоянии опьянения, или вовлечения несовершеннолетних (до 16 лет) в противоправные действия, существуют административные штрафы для их родителей (их законных представителей): ст. 20.22 КоАП РФ «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ» влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей [1, с. 382].

Часто задают вопрос: «Должны ли врачи сообщать кому-либо о таком факте, как алкогольное опьянение несовершеннолетнего, могут ли они самостоятельно госпитализировать подростка, например, из школы (по вызову пе-

96

дагога или администрации) без его согласия или согласия родителей (законных представителей)?». Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отвечает на этот вопрос недостаточно конкретно. В частности, п. 4 ст. 13 гласит: «Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий.» [6, с. 9].

То есть на уровне каждого региона существуют внутренние приказы о взаимодействии органов полиции и здравоохранения, сотрудники которых, если у них есть основание полагать, что вред здоровью причинен противоправными действиями (а вовлечение в употребление наркотических веществ несовершеннолетнего вполне подпадает под это основание), должны об этом сообщать. Также нужно уведомить законных представителей для оформления согласия на медицинское вмешательство.

Для освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет на состояние опьянения его доставляют в отделение полиции до прибытия законного представителя для дачи согласия на медицинское освидетельствование либо до вытрезвления. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37, которым утверждены Правила направления на медицинское освидетельствование на

состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения (далее - Правила), в том числе несовершеннолетних [5], а также приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» [7] установлено, что при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке: уведомляются его родители (иные законные представители); составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование, копия которого вручается лицу, направляемому на медицинское освидетельствование; должностное лицо, составляющее протокол, обязано принять меры к установлению личности лица, направляемого на медицинское освидетельствование.

Сведения об отсутствии документов у лица, подлежащего медицинскому освидетельствованию, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае должностным лицом установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. В случае отказа лиц от прохождения медицинского освидетельствования делается соответствующая отметка в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование.

Проведение медицинского освидетельствования осуществляется в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют: круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера [5, ст. 18, п. 7].

Одна из проблем состоит в том, что несовершеннолетние, не достигшие 16 лет, не несут административной ответственности, а подлежат постановке на профилактический учет по результатам проведенной проверки инспектором ПДН при наличии акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При отсутствии такового отсутствуют основания для постановки на профилактический учет.

Также существует ряд проблем по взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики, в частности органами здравоохранения, по взаимообмену информацией.

97

Так, наркологические диспансеры, ссылаясь на подп. 3 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2012 г. № 323, не предоставляют информацию о несовершеннолетних, состоящих на учете, что не дает возможности сотрудникам ПДН проводить профилактическую работу с данной категорией несовершеннолетних.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние

опьянения несовершеннолетних в состоянии опьянения, его проведения, оценки его результатов, показал, что независимо от присутствия родителей или законного представителя несовершеннолетнего необходимо предусмотреть обязательное проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения несовершеннолетних до 18 лет, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1. Ст. 1.

2. Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: приказ МВД России от 30 апр. 2012 г. № 389 (с изм. и доп. от 19 июня 2014 г.) // Рос. газ. 2012. 11 июля.

3. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 окт. 2013 г. № 845 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.

4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

5. Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения: постановление Правительства РФ от 23 янв. 2015 г. № 37 // Собр. законодательства РФ. 2015. № 5. Ст. 817.

6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ (с изм. на 26 апр. 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

7. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Минздрава России от 18 дек. 2015 г. № 933н // Рос. газ. 2016. 23 марта.

1. Code of the Russian Federation about Administrative Offenses d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL (as amended on July 3, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 1, pt. 1. Art. 1.

2. On approval of the Instruction about the order of execution of the duties and rights of police in the duty of the territorial body of the MIA of Russia after delivering citizens: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. Apr. 30, 2012 № 389 (as amended on June 19, 2014) // Rus. newsp. 2012. July 11.

3. About approval of the Instruction on organization of activity of divisions on affairs of minors of the internal affairs bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. Oct. 15, 2013 № 845 // Bull. of regulations of federal executive bodies. 2014. № 11.

4. About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors: fed. law d.d. June 24, 1999 № 120-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1999. № 26. Art. 3177.

5. On approval of Rules of referral to a medical examination for intoxication of persons who have committed administrative offences: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Jan. 23, 2015 № 37 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2015. № 5. Art. 817.

6. About bases of health protection of citizens in the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 21, 2011 № 323-FL (as amended on Apr. 26, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 48. Art. 6724.

7. On the procedure for medical examination for intoxication (alcoholic, narcotic or other toxic): order of the Ministry of Health of Russia d.d. Dec. 18, 2015 № 933n // Rus. newsp. 2016. March 23.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.