УДК 342.951 ББК 67.401.031.2
РАЗНОВИДНОСТИ СОСТОЯНИЯ ОПЬЯНЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ (НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)
АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ЯКИМОВ,
профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ
E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Рецензент: доктор юридических наук С.А. Сойников
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов, касающихся разновидностей состояния опьянения, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами. С учетом наличия различных лиц, в отношении которых предусмотрено проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проводится сравнительно-правовой анализ указанных нормативных правовых актов. На основе полученных результатов предлагается классификация разновидностей состояния опьянения, некоторые из которых имеют отличительные особенности. Формулируются предложения по совершенствованию отдельных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, связанных с нормативно-правовым определением состояния опьянения в отношении водителей транспортных средств.
Ключевые слова: водитель транспортного средства, Кодекс РФ об административных правонарушениях, количественная характеристика состояния алкогольного опьянения, наркотические средства, нормативно-правовое определение состояния опьянения, порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, психотропные вещества, разновидности состояния опьянения.
Abstract. Article is devoted to consideration of the questions concerning the kinds of a state of intoxication established by legislative and other regulations. Taking into account presence of various persons concerning whom carrying out medical examination on a state of intoxication is provided the comparative and legal analysis of the specified regulations is carried out. On the basis of the received results classification of kinds of a state of intoxication some of which have distinctive features is offered. Suggestions for improvement of separate standards of the Code of the Russian Federation on the administrative offenses connected with standard and legal definition of a state of intoxication concerning drivers of vehicles are formulated.
Keywords: the driver of the vehicle, the Code of the Russian Federation about administrative offenses, the quantitative characteristic of an alcohol intoxication, drugs, standard and legal definition of a state of intoxication, an order of carrying out medical examination on a state of intoxication, psychotropic substances, kinds of a state of intoxication.
Почти два года тому назад в одном из номеров журнала «Административное право и процесс» была опубликована работа автора настоящей статьи, содержащая результаты сравнительно-правового анализа состояния опьянения, выступающего в качестве обязательного признака составов административных правонарушений1. Упомянутая публикация завершалась двумя основными выводами:
1) нормативно-правовая основа указанного использования состояния опьянения имеет немало существенных недостатков (отсутствие системности, наличие коллизий в различных нормативных актах, применение неточных формулировок и др.);
2) для устранения этих недостатков требуется большая работа по поиску адекватных де-
финиций, уточнению редакции диспозиций ряда статей Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с учетом специфических особенностей лиц, привлекаемых к ответственности, а также обоснованной дифференциации количественных параметров, характеризующих состояние алкогольного опьянения в установленных случаях.
За прошедшее время произошли два существенных изменения в нормативной основе правоприменительной деятельности, связанной с выявлением состояния опьянения лиц различных категорий, что обусловило необходимость вновь вернуться к рассмотрению вопросов, касающихся установления и определения указанного состояния.
Во-первых, в начале прошлого года во исполнение ч. 2 ст. 27.121 КоАП РФ было принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 37, утвердившее Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения.
Исключение составляют лица, управляющие транспортными средствами соответствующего вида, которые упомянуты в ч. 1 и 11 ст. 27.12 КоАП РФ. Они подлежат освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г № 475.
Во-вторых, в конце прошлого года был издан приказ Минздрава России от 18 декабря 2015 г № 933н, утвердивший Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (далее — Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения), что соответствует положениям, содержащимся в ч. 61 ст. 27.12 и ч. 6 ст. 27.121 КоАП РФ.
Одновременно была признана утратившей силу Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполне-
нию учетной формы № 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденная приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 (далее — Инструкция).
Важно подчеркнуть, что Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения носит универсальный характер. Это вытекает из содержания преамбулы данного документа, в которой отмечено, что он принят в соответствии со ст. 14 и 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Универсальность анализируемого ведомственного нормативного правового акта наглядно проявляется в содержании перечня лиц, в отношении которых предусмотрено проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В соответствии с п. 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения к указанным лицам относятся следующие субъекты: лица, управляющие транспортными средствами соответствующего вида (подп. 1); лица, совершившие другие административные правонарушения (подп. 2); лица, в отношении которых осуществляются определенные уголовно-процессуальные или административно-процессуальные действия (подп. 3); военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, в отношении которых осуществляется производство о дисциплинарном проступке (подп. 4); работники, появившиеся на работе (подп. 5); безработные, явившиеся на перерегистрацию в органы службы занятости (подп. 6); а также некоторые иные лица (подп. 7—10).
С учетом вступления в силу упомянутых документов попытаемся разобраться в том, что представляет собой состояние опьянения. Прежде всего, обратим внимание на то, что определение понятия «состояние опьянения» в настоящее время нормативно не закреплено.
Несколько лет назад такое понятие применительно к лицам, управляющим транспортными средствами соответствующего вида, было установлено в примечании к ст. 27.12 КоАП РФ.
Формулировка данного примечания содержала следующее определение: «Под состоянием опьяне-
ния в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ».
К сожалению, спустя три года после включения приведенного определения в КоАП РФ оно было признано утратившим силу, что обусловило появление ряда проблем при осуществлении правоприменительной деятельности и вызвало обоснованную критику в юридической литературе2.
Отметим, что еще через три года Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ ст. 12.8 КоАП РФ была дополнена примечанием, внешне схожим с тем, что было процитировано ранее.
Однако в нем отсутствует определение состояния опьянения. Более того, в примечании к ст. 12.8 КоАП РФ состояние алкогольного опьянения однозначно увязывается с установленным фактом употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ. Корректность такой редакции примечания вызывает сомнение, поскольку, несмотря на очевидность того, что состояние опьянения является результатом употребления определенных веществ, этот факт и факт нахождения физического лица в соответствующем состоянии, как правило, рассматриваются в качестве отдельных деликтов.
Например, в ст. 20.22 КоАП РФ предусматривается ответственность за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно за потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или иных веществ.
Не случайно, в п. 2 п. 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения указано, что целью этого освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения и фактов употребления вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим разновидности состояния опьянения, предусмотренные нормативными правовыми актами. На основании проведенного изучения соответствующих положений представляется возможным предложить некоторые основания для своеобразной классификации различных состояний опьянения.
В зависимости от характеристики поведения субъекта в определенном месте пребывания можно выделить: 1) обычное состояние опьянения; 2) состояние опьянения, сопряженное со специфическим антисоциальным поведением в общественном месте.
Первая разновидность состояния опьянения фигурирует в подавляющем большинстве установленных случаев, в том числе предусмотренных в статьях Особенной части КоАП РФ. Например, по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ квалифицируется нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением пешеходов и пассажиров транспортных средств, а также водителей механических транспортных средств), совершенное в состоянии опьянения.
Вторая разновидность представляет собой исключение, касающееся граждан, которые находятся в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ). Имеются в виду совершение нарушений общепризнанных норм поведения в общественных местах, наличие неприличного внешнего вида нарушителей и т.п.3.
Однако намного больший интерес вызывает дифференциация состояния опьянения по видам веществ, вызвавших подобное состояние. По этому основанию традиционно выделяются следующие разновидности состояния опьянения: 1) алкогольное; 2) наркотическое; 3) иное токсическое (которое, судя по применению слова «иное», носит более общий характер, нежели наркотическое).
В качестве примеров использования именно такой редакции в отношении описания состояния опьянения можно указать на ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 13 Федерального
закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации».
Что касается примечания к ст. 12.8 КоАП РФ, то его редакция несколько отличается, поскольку там отсутствует словосочетание «токсическое опьянение». Похожим образом в п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее — Правила дорожного движения), закреплен запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения: алкогольного, наркотического или иного.
В то же время в ряде нормативных правовых актах применяются другие формулировки, в которых упоминается состояние опьянения, вызванное употреблением каких-либо веществ, причем наименования этих веществ нередко имеют достаточно существенные отличия. Рассмотрим соотвествую-щие примеры с учетом норм, предусматривающих ответственность за употребление таких веществ.
В отношение употребления алкоголя можно указать на ст. 23 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), ст. 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В то же время в КоАП РФ речь идет об алкогольной продукции (ст. 6.10, 20.20, 20.22) и алкогольных напитках (ст. 12.27). О таких напитках говорится и в п. 2.7 Правил дорожного движения.
Кроме того, в ст. 6.10 и 20.22 КоАП РФ, которые касаются противоправного поведения несовершеннолетних, установлена ответственность и за употребление спиртосодержащей продукции.
Обратим внимание на то, что спиртосодержащими также являются некоторые лекарственные препараты. Это имеет важное значение, поскольку в п. 2.7 Правил дорожного движения, о котором ранее уже шла речь, установлен отдельный запрет на управление транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание (следовательно, в данном случае подобное состояние не рассматривается как состояние опьянения).
Что касается употребления наркотических средств, то о них говорится в упомянутых статьях УК РФ, Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 6.9, 6.91, примечании к ст. 12.8, ст. 20.20 и 20.22 КоАП РФ (при этом в ст. 12.27 КоАП РФ использовано словосочетание «наркотические вещества»; аналогичная редакция имеет место в п. 2.7 Правил дорожного движения). В этих же статьях КоАП РФ, как и в п. 2.7 Правил дорожного движения, содержится упоминание об употреблении психотропных веществ.
В этой связи отметим, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475 утверждены Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.
Необходимо учесть, что Федеральным законом от 3 марта 2015 г. № 7-ФЗ ст. 6.9, 6.91, 20.20 и 20.22 КоАП РФ дополнены положениями, предусматривающими ответственность за употребление новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Определения наркотических средств, психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ содержатся в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»:
• наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
• психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в указанный Перечень;
• новые потенциально опасные психоактивные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.
Однако перечень веществ, вызывающих опьянение, не исчерпывается перечисленными разновидностями. Так, если в примечании к ст. 12.8 КоАП РФ просто указывается на наличие «иных вызывающих опьянение веществ», то в ст. 6.10, 20.20 и 20.22 КоАП РФ используется наименование «одурманивающие вещества».
Более того, в упомянутых ранее статьях УК РФ, Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также в п. 2.7 Правил дорожного движения говорится об употреблении «других одурманивающих веществ» (следовательно, они понимаются достаточно широко).
Что касается Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то в п. 2 перечисляются следующие вещества: алкоголь, наркотические средства, психотропные, новые потенциально опасные психоактивные, одурманивающие или иные вызывающие опьянение вещества.
Исходя из содержания п. 17 данного документа, к одурманивающим или иным вызывающим опьянение веществам относятся аналоги наркотических средств и (или) психотропных веществ, а также химические вещества, в том числе лекарственные препараты для медицинского применения, вызывающие нарушение физических и психических функций.
В соответствии с упомянутой ранее ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» под аналогами наркотических средств и психотропных веществ понимаются запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Таким образом, можно констатировать отсутствие очевидной ясности в том, о каком состоянии опьянения идет речь и употребление каких веществ вызывает данное состояние в том ли ином случае, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.
При этом представляется очевидным, что перечень веществ, вызывающих состояние опьянения, нуждается в расширении и дальнейшей конкретизации, в том числе на законодательном уровне.
Что касается возможного использования какого-либо обобщенного понятия, охватывающего перечисленные выше вещества, то, по нашему мнению, имеет смысл обратиться к п. 4 рассматриваемого ведомственного нормативного правового акта, в котором описана процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Она включает определение наличия психоактивных веществ (выделено нами — А.Я.) в моче и исследование уровня данных веществ в моче и в крови.
Теперь обратимся к рассмотрению вопроса об отличительной особенности алкогольного опьянения, которая обусловливает специфику выявления данного состояния. Дело в том, что только эта разновидность опьянения имеет нормативно определенные количественные характеристики.
В соответствии с примечанием к ст. 12.8 КоАП РФ водитель признается управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в случае наличия в выдыхаемом им воздухе абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
Необходимо иметь в виду, что в п. 7 Приложения к Европейскому соглашению (одной из Сторон которого является Российская Федерация), дополняющему Конвенцию о дорожном движении (Женева, 1971 г.), имеются специальные положения следующего содержания:
«В национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях — в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством. Во всех случаях максимальный уровень содержания алкоголя в крови в соответствии с национальным законодательством не должен превышать 0,50 г чистого алкоголя на литр крови или 0,25 мг на литр выдыхаемого воздуха.».
В этой связи следует обратить внимание на то, что в примечании к ст. 12.8 КоАП РФ в отличие от п. 7 Приложения к Европейскому соглашению вообще отсутствует количественная характеристика состояния алкогольного опьянения в виде определенной концентрации алкоголя в крови.
Между тем ранее в п. 22 Инструкции, которая ныне признана утратившей силу, содержалось положение, предусматривавшее количественный критерий состояния алкогольного опьянения при оказании неотложной медицинской помощи в медицинских организациях лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и находящимся в тяжелом состоянии, когда заключение о наличии опьянения выносилось по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта (крови или мочи).
Согласно п. 9 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения данное освидетельствование во всех случаях начинается с исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.
Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха (п. 11).
Таким образом, количественная характеристика состояния алкогольного опьянения едина для всех установленных случаев определения такого состояния. С учетом того, что транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, подобный подход представляется вполне оправданным, например, при привлечении к ответственности за стрельбу из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах, совершенную лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 3 ст. 20.13 КоАП РФ).
Однако столь широкое распространение вышеуказанной законодательной нормы, касающейся, кстати говоря, только ст. 12.8 и 12.27 КоАП РФ, предусматривающих ответственность водителей транспортных средств, вызывает серьезное сомнение, поскольку ведомственный нормативный правовой акт не вправе расширительно толковать нормы законодательных актов или норматив-
ных правовых актов Правительства Российской Федерации.
По нашему убеждению, установление универсальной количественной характеристики состояния алкогольного опьянения требует глубокой проработки с учетом всех оснований для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения и принятия соответствующего решения на законодательном уровне.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 12 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения данное освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами соответствующего вида, проводится с особой тщательностью: у них отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.
Что касается иных лиц, то у них отбор пробы биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение, производится только при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных в приложении 2 к данному Порядку, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя (п. 12).
Аналогичным образом отличается и механизм вынесения заключения об установлении или не установлении состояния опьянения. В отношение лиц, управляющих транспортными средствами соответствующего вида, медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ (п. 15).
Применительно к иным лицам подобное медицинское заключение выносится при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и
положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, а также аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ (п. 17).
При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в Акте указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований (п. 20).
Необходимо обратить особое внимание на содержание п. 21 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, которое касается лиц, управляющих транспортными средствами соответствующего вида, и имеет принципиальное отличие, заключающееся в следующем.
При медицинском освидетельствовании лиц данной категории в случаях обнаружения в пробе биологического объекта аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ (за исключением алкоголя, наркотических средств
и психотропных веществ), в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ медицинское заключение не выносится.
В таких случаях в Акте просто указываются наименования и концентрация новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований (п. 21).
Объяснением наличия этого пункта в рассматриваемом ведомственном нормативной правовом акте, на наш взгляд, может служить то, что примечание к ст. 12.8 КоАП РФ изложено в не слишком удачной редакции.
Вначале там указывается, что употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается (отметим, что аналогичное по смыслу положение имеется в ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», о которой было упомянуто ранее).
Однако далее под состоянием опьянения лиц, управляющих транспортными средствами соответствующего вида, понимается наличие в организме человека только следующих веществ: 1) веществ, вызывающих алкогольное опьянение; 2) наркотических средств; 3) психотропных веществ.
Этой норме, в свою очередь, корреспондирует содержание п. 2.7 Правил дорожного движения, на которое также уже было обращено внимание: управлять транспортным средством запрещено как в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), так и под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В итоге получилась парадоксальная ситуация. Несмотря на то, что транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, именно в отношении лиц, управляющих транспортными средствами соответствующего вида, выявление наличия в организме целого ряда веществ, способствующих нарушению физических и психических функций, не позволяет вынести медицинское заключение об установлении состояния опьянения в отличие от вышеописанных результатов медицинского освидетельствования иных лиц.
Таким образом, лица, находящиеся под воздействием определенных веществ, которые негативно влияют на организм человека, фактически не подлежат привлечению к ответственности за управление транспортными средствами соответствующего вида в подобном состоянии. По нашему убеждению, настоятельно требуется скорейшее внесение адекватных изменений в ст. 12.8 и иные статьи КоАП РФ, а также в другие нормативные правовые акты.
С учетом изложенного представляется возможным сделать следующие основные выводы:
1) издание приказа Минздрава России, утвердившего Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заслуживает в целом положительной оценки, поскольку этот документ носит универсальный характер, что позволяет ликвидировать имевшие место пробелы в правовом регулировании механизма противодействия распространению пьянства, наркомании и токсикомании в России;
2) ведомственный нормативный акт не в состоянии устранить коллизии между отдельными положениями различных законодательных актов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, поэтому требуется глубокое исследование существующего правового поля в рассматриваемой области с позиции системного подхода, в том числе в целях выработки единой терминологии;
3) усиление борьбы с пьянством, наркоманией и токсикоманией обусловливает необходимость оперативного реагирования на появление новых разновидностей веществ, вызывающих состояние опьянения, и ужесточение мер юридиче-
скои ответственности за совершение различных деликтов, связанных с пребыванием в указанном состоянии.
Литература
1. Комментарии к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под. общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.
2. Якимов А.Ю. Нормативно-правовое определение состояние опьянения и количественная характеристика допустимого (или запрещенного) уровня алкоголя в организме водителя автомото-транспортного средства (отечественный и зарубежный опыт) // Административное право и процесс, 2013, № 2.
3. Якимов А.Ю. Состояние опьянения как обязательный признак составов административных правонарушений (сравнительно-правовой анализ) // Административное право и процесс, 2014, № 10.
References
1. The commentary to the Code of the Russian Federation about administrative offenses / under. the General editorship of N.G. Slideway. 7-e Izd. M.: Prospekt, 2011.
2. Yakimov A.Y. Normative legal definition of intoxication and the quantity of allowable (or prohibited) the level of alcohol in the body of the driver of the vehicle (domestic and foreign experience) // Administrative law and process, 2013, no. 2.
3. Yakimov A.Y. intoxication as a mandatory feature of the components of administrative offences (comparative-legal analysis) // Administrative law and process, 2014, no. 10.
1 См.: Якимов А.Ю. Состояние опьянения как обязательный признак составов административных правонарушений (сравнительно-правовой анализ) // Административное право и процесс, 2014, № 10. С. 44—50.
2 См., напр.: Якимов А.Ю. Нормативно-правовое определение состояние опьянения и количественная характеристика допустимого (или запрещенного) уровня алкоголя в организме водителя автомототранспортного средства (отечественный и зарубежный опыт) // Административное право и процесс, 2013, № 2. С. 20 — 21.
3 Подробнее см., напр.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под. общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 927—928.