Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 1. - С. 94-109.
УДК 342.951:351.82
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Евсикова Е. В., Максимова Е. И.
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
В статье раскрывается сущность и содержание категории «административно-правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации», авторы обосновывают применение термина «несовершеннолетний» для раскрытия правового статуса данной категории лиц. Кроме того, авторы проводят анализ правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и выделяют административные правонарушения, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними, среди которых наибольшую общественную опасность представляют «зацепинг», употребление «спайсов» и «спайсовых курительных смесей». На основе проведенного анализа авторы предлагают конкретные пути усовершенствования административного законодательства в сфере административной ответственности несовершеннолетних для решения указанных проблем и предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних.
Ключевые слова несовершеннолетний; административно-правовой статус несовершеннолетних; административная ответственность несовершеннолетних; административные правонарушения несовершеннолетних; «зацепинг»; «спайсы».
Необходимой предпосылкой построения правового государства является эффективное воспитание подрастающего поколения, его активное включение в созидательную жизнедеятельность общества. В условиях государственно-правового реформирования на первый план выдвигаются проблемы усовершенствования законодательства в сфере предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних, повышения его эффективности и результативности в борьбе с этим деструктивным антисоциальным и антиправовым явлением.
Одним из приоритетных направлений социальной политики современного правового государства является создание рациональной системы соблюдения и реализации прав детей. Человек с момента рождения становится обладателем определенной совокупности прав, которые необходимо защищать с детства. Правовое положение несовершеннолетних нашло отражение в ряде научных работ, где авторы обращают внимание на необходимость урегулирования их правового статуса, порядка осуществления ими права на защиту, а также вопроса их ответственности, в том числе и административной [1].
Исследование проблем усовершенствования административного законодательства в сфере предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних целесообразно начать с раскрытия понятия и сущности такой
94
правовой категории как «административно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации».
Следует отметить, что в Российской Федерации к лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста применяются такие понятия как: «ребенок», «дети», «подростки», «молодежь», «малолетние», «несовершеннолетние», которые очень часто употребляются как синонимы. В то же время указанные понятия хотя и близки по смыслу, но не тождественны.
Так, основополагающие международные нормативно-правовые акты используют понятие «ребенок». Например, Конвенция о правах ребенка предусматривает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [2].
Действующее семейное законодательство Российской Федерации применяет сразу три понятия по отношению к указанной категории субъектов: «несовершеннолетние», «дети», «ребенок». В соответствии со ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) [3].
Кроме того, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также предусматривает, что ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), выделяя при этом такое понятие, как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», под которым понимаются дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [4].
Следует согласиться с мнением Садиной О. И., что человеческое существо приобретает статус ребенка после живорождения, поскольку именно с момента рождения, и рождения живым, возникает правоспособность и утрачивается неразрывная связь с организмом матери [5, с. 12].
В то же время, понятие «подросток» действующим законодательством на сегодняшний день не закреплено, хотя правоприменительная практика причисляет к подросткам лиц в возрасте от 14 до 18 лет.
Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации активно применяет критерий совершеннолетия для обозначения дееспособности лица. Так, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их
95
(гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Гражданское законодательство Российской Федерации выделяет такие категории несовершеннолетних, как:
- несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет , которые совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя [6, ст. 26];
- для обозначения несовершеннолетних в возрасте от шести до четырнадцати лет гражданское законодательство применяет термин «малолетние» [6, ст. 28].
Вместе с тем Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7] определяет, что «несовершеннолетний» - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Таким образом, для раскрытия административно-правового статуса лица, не достигшего совершеннолетия, целесообразно использовать термин «несовершеннолетний» как наиболее оптимальный, который охватывает такие понятия как «ребенок», «дети», «малолетний», «подросток» и т. д.
Определение понятия «правовой статус несовершеннолетнего» следует формулировать с учетом концептуальных подходов, сложившихся в теории права и отраслях юридической науки при определении правового статуса и правового положения личности вообще.
Так, правовой статус несовершеннолетнего - это исторически обусловленная система прав, свобод и обязанностей человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста, установленных с учетом его правосубъектности, принципов права, правовых ограничений и особенностей его юридической связи с родителями или иными законными представителями [5, с. 9].
Вместе с тем правовой статус несовершеннолетнего это концептуально и конкретно-исторически обусловленная система его прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых с учетом возрастных ограничений и типа юридической связи с государством и родителями или лицами, их заменяющими, структурированных и формализованных по основным параметрам сферы детства, реализуемых в особом властно-волевом режиме, охраняемых и гарантируемых государством. Элементами правового статуса ребенка, исходя из общей концепции правового положения личности, являются: 1) гражданство детей; 2) принципы правового положения детей; 3) права, свободы и обязанности детей; 4) правоспособность и дееспособность детей; 5) гарантии прав ребенка, средства и способы их защиты [8, с. 15].
По мнению авторов, административно-правовой статус несовершеннолетнего можно определить как совокупность общих прав, свобод и обязанностей лица, не достигшего совершеннолетия, закрепленных Конституцией РФ, принадлежащих каждому такому лицу до момента достижения им совершеннолетия, а также совокупность прав, свобод и обязанностей лица, не достигшего совершеннолетия, как субъекта конкретных (реальных) административных правоотношений, а также административная правосубъектность, которую составляют административная правоспособность, дееспособность и деликтоспособность несовершеннолетнего,
96
т. е. способность нести ответственность за свои действия и, прежде всего, за совершенные правонарушения.
Напомним, что под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность [9, ст. 2.1].
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).
Если рассматривать понятие административной ответственности несовершеннолетних, то она определяется как форма реагирования самого государства на административные правонарушения, которая выражается в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.
Анализ статистических данных свидетельствует о значительном количестве правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними [10]. В то же время уже с 2014 года было замечено снижение роста детской преступности на 15,3 %, что является значительным результатом для общества и государства в целом. Замечено также снижение роста правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в возрасте с 14 до 18 лет (-11,1 %). Преступления же, совершенные детьми в возрасте до 14 лет, участились на 22,9 %, из них в возрасте с 11 до 14 лет - на 28,2 % [11].
Среди элементов системы борьбы с правонарушениями их предупреждение занимает свое особое место. При этом оно считается исторически сложившимся явлением, то есть в тех или иных формах присуще любому государству на всех этапах его развития. Предупреждение административных правонарушений выступает одной из основных задач административно-деликтного законодательства Российской Федерации.
Исходя из того, что под предупреждением правонарушений в целом понимается основанная на нормативных правовых актах деятельность государственных органов, направленная на выявление причин и условий правонарушений, и создание условий, в которых подданные с учетом их социального положения путем правомерного поведения могут удовлетворять свои материальные и духовно-нравственные потребности [12, с. 516-517], авторы считают, что основу законодательства в сфере предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних составляет действующий КоАП РФ, который предусматривает составы правонарушений, санкции, порядок производства по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними и т. д.
97
Проводя анализ правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, следует отметить, что к административным правонарушениям, наиболее часто совершаемым несовершеннолетними, относятся:
1) незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8 КоАП РФ), влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, т. е. в отношении несовершеннолетнего в соответствии с санкцией данной статьи может быть применен административный штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Однако лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение;
2) потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества (ст. 6.9 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, т. е. в отношении несовершеннолетнего в соответствии с санкцией данной статьи может быть применен административный штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. В то же время лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.
3) занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
4) умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба (ст. 7.17 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей;
5) мелкое хищение чужого имущества (стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей) путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 7.27 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, т. е. в отношении несовершеннолетнего в соответствии с санкцией данной статьи может
98
быть применен административный штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей;
6) действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (как правило, к ним относится повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов (ч. 1 ст. 11.1 КоАП РФ), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток; повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов (ч. 3 ст. 11.1 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ) -предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах (ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ) - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, т. е. в отношении несовершеннолетнего в соответствии с санкцией данной статьи может быть применен административный штраф в размере от трехсот рублей до пяти тысяч рублей;
7) нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (как правило, к ним относится посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде (ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Следует отметить, что данная норма устанавливает административную ответственность за такое распространенное среди несовершеннолетних правонарушение, как «зацепинг» - способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа) либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.
В то же время, если несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к административной ответственности (16 лет), то к ответственности могут быть привлечены родители или его законные представители по ст. 5.35 КоАП РФ -неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, санкция которой предусматривает штраф в размере от 100 до 500 рублей.
С учетом того, что данное явление набирает все больше популярности в подростковой среде (если в 2012 году сотрудниками транспортной полиции задержано 345 несовершеннолетних «зацеперов», то в 2013 г. - уже 424 [13]. А за 2015 г. на Московской железной дороге произошло 17 несчастных случаев с зацеперами в возрасте от 10 до 18 лет, 9 из которых погибли от удара током [14]), по
99
мнению автора, следует ужесточить административную ответственность за данное правонарушение, так как существующие сегодня санкции в виде штрафа в размере 100 руб. не останавливают несовершеннолетних от совершения данного общественно опасного деяния, поскольку своими действиями они причиняют вред не только своим жизни и здоровью, а также создают существенную угрозу безопасности других пассажиров и нормальному функционированию и проезду транспорта, поскольку из-за падения тел на рельсы, тем более, на проблемных участках, в том числе мостах, создается опасность катастрофы для поездов;
8) безбилетный проезд пассажиров в городском наземном электрическом транспорте общего пользования либо в автомобильном транспорте общего пользования городского или пригородного сообщения по закону Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» [15] влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей (проезд в наземном пассажирском транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге без проездного билета влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей) [16]; безбилетный проезд и (или) провоз неоплаченного багажа в автомобильном транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении, а также в городском наземном электрическом транспорте общего пользования в городе федерального значения Севастополе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двухсот рублей) [17].
9) управление транспортным средством водителем без соответствующих прав (как правило, это управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
10) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (к данному виду правонарушений несовершеннолетних чаще всего относится, предусмотренное ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, которое заключается в управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей, т.е. в отношении несовершеннолетних по санкции данной статьи может применяться только административный штраф в размере тридцати тысяч руб.);
11) невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ), влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный
100
арест, в размере тридцати тысяч рублей, т. е. в отношении несовершеннолетних по санкции данной статьи может применяться только административный штраф в размере тридцати тысяч руб.;
12) нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (предусмотренное ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет; однако предусмотренное ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет);
13) заведомо ложный вызов специализированных служб (как правило, это заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ) - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
14) мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, т. е. в отношении несовершеннолетних по санкции данной статьи может применяться только административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
15) пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами (как правило, это пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, за которые ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения, т. е. в отношении несовершеннолетних по санкции данной статьи может быть применен административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения);
101
16) потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (как правило, к таким правонарушениям относятся:
- предусмотренное ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей;
- предусмотренное ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, что влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, т. е. в отношении несовершеннолетнего в соответствии с санкцией данной статьи может быть применен только административный штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Следует отметить, что Федеральным законом Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [18] внесены изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствии с которыми установлено законодательное определение «новые потенциально опасные психоактивные вещества» - вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен; «оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» - производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами)».
Таким образом, в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, так называемых «спайсов», употребление которых пользуется большой популярностью среди несовершеннолетних в силу того, что достаточно долгое время данные «новые потенциально опасные психоактивные вещества» были легкодуступны в супермаркетах, лотках, интернет-сайтах начиная с 2007 г.
При исследовании данных миксов было обнаружено в них незначительное количество трав, которые обладают определенной степенью психогенной
102
активности, и гораздо большее количество синтетических наркотиков -каннабиоидов. Воздействие таких веществ на организм человека в десятки раз сильнее, чем при употреблении конопли. Такой состав обусловливает быстрое привыкание и может вызвать отравление и передозировку. Поэтому с начала 2010 года в России был принят законопроект о запрете «спайсов», а также был составлен дополнительный список, включающий в себя 23 новых вещества, которыми пропитывались спайсовые миксы. Особую опасность представляют «спайсы» еще и потому, что их основными потребителями являются лица от 14 до 20 лет, что приводит к ухудшению здоровья общества и грозит вымиранию и вырождению нации [19].
Однако сложность в привлечении к ответственности за распространение и употребление «спайсов» и спайсовых миксов заключалась в том, что химический состав данных веществ постоянно менялся: химики постоянно синтезировали новую формулу, в силу чего постоянно возникали вещества, за которые невозможно было привлечь к ответственности. В то же время количество лиц, пострадавших от «спайсов», и в первую очередь несовершеннолетних, постоянно растет, что потребовало активных действий со стороны законодателя для решения данной проблемы.
Таким образом, в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 15.02.2015 несовершеннолетний может быть привлечен к административной ответственности за употребление «новых потенциально опасных психоактивных веществ» в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
17) появление в общественных местах в состоянии опьянения (предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, т. е. в соответствии с санкцией данной статьи к несовершеннолетним может применяться административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей);
18) нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (предусмотренное ст. 20.22 КоАП РФ нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей).
Анализ правонарушений, наиболее часто совершаемых несовершеннолетними, показывает, что меры административной ответственности, применяемой к
103
несовершеннолетним, достаточно лояльны и, как правило, ограничиваются административным штрафом в размере от ста рублей до пяти тысяч рублей, который в случае отсутствия у несовершеннолетнего заработка будут уплачивать его родители или законные представители.
В то же время по таким общественно опасным правонарушениям, как посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде (ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ), употребление новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах требует существенного ужесточения санкций в отношении несовершеннолетних вплоть до возможности наложения наказания в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Административные правонарушения несовершеннолетних причиняют вред обществу. Более ощутимым для общества является вред не материальный, а вред социальный, нравственный, идеологический. Дурной пример пагубно влияет на молодое поколение, на формирование будущих строителей коммунистического общества. Совершая административное правонарушение, есть риск того, что в дальнейшем несовершеннолетний может совершить преступления.
С учетом характеристики административных правонарушений несовершеннолетних, их возрастных, правовых, этических и индивидуально-психологических установок, по нашему мнению, следует предложить следующие меры по усовершенствованию законодательства в сфере административной ответственности несовершеннолетних, а именно:
Во-первых, ужесточение административной ответственности
несовершеннолетних по отдельным категориям административных правонарушений, представляющих особую общественную опасность, и прежде всего для жизни и здоровья самого несовершеннолетнего.
Например, по таким общественно опасным правонарушениям, как посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде (ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ), предлагается ввести административный штраф в размере тридцати тысяч рублей, а в случае отсутствия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка - привлечение несовершеннолетнего к обязательным работам, но не более 2-х часов в день, по уборке общественных мест, благоустройству территории, что неоднократно высказывалось различными представителями административно-правовой науки [20], или административного ареста до 15 суток в качестве крайней меры наказания.
Сумма административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей взята по аналогии в другим не менее общественно опасным правонарушением, предусматривающим подобную санкцию (предусмотренное ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет административный арест на срок
104
от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей).
За потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом (ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ), предлагается установить административную ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, а в случае отсутствия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка - привлечение несовершеннолетнего к обязательным работам, но не более 2-х часов в день, по уборке общественных мест, благоустройству территории.
За потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном мест (ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ), предлагается установить административную ответственность в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а в случае отсутствия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка -привлечение несовершеннолетнего к обязательным работам, но не более 2-х часов в день, по уборке общественных мест, благоустройству территории или административного ареста до 15 суток в качестве крайней меры наказания.
За появление в общественных местах в состоянии опьянения несовершеннолетнего, достигшего 16-тилетнего возраста (предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность), предлагается предусмотреть наложение административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей, а в случае отсутствия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка - привлечение несовершеннолетнего к обязательным работам, но не более 2-х часов в день, по уборке общественных мест, благоустройству территории.
За нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ несовершеннолетними, не достигшими 16-тилетнего возраста (предусмотренное ст. 20.22 КоАП РФ нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или
105
одурманивающих веществ), предлагается предусмотреть наложение административного штрафа для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от четырех до пяти тысяч рублей, а для несовершеннолетнего в случае отсутствия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка - привлечение несовершеннолетнего к обязательным работам, но не более 2-х часов в день, по уборке общественных мест, благоустройству территории или административного ареста до 15 суток в качестве крайней меры наказания.
По мнению авторов, привлечение несовершеннолетнего к такому виду наказания как обязательные работы на срок не более 2-х часов в день будет способствовать его дальнейшей социализации как личности, приобщению к общественно полезному труду, отвлечению и предупреждению возможности противоправного времяпровождения, что в конечном итоге будет способствовать достижению такой цели наказания как перевоспитание правонарушителя, а также предупреждение совершения правонарушений данным лицом и другими членами общества.
Таким образом, ужесточение ряда санкций по отдельным административным правонарушениям, получившим сегодня массовый характер, по мнению автора, будет способствовать предупреждению правонарушений, прежде всего таких, как «зацепинг» и употребление так называемых «спайсов», что представляет серьезную угрозу для здоровья нации и развитию государства в целом.
Кроме того, важным является тот факт, что при назначении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться возрастные, психические и прочие индивидуальные особенности личности несовершеннолетнего, поскольку необходимо формирование у несовершеннолетнего стойкого неприятия антиобщественного и противоправного поведения.
Во-вторых, для урегулирования пробелов действующего административно-деликтного законодательства Российской Федерации в целях усовершенствования порядка привлечения к административной ответственности несовершеннолетних предлагается более детально регламентировать порядок административного задержания такой категории субъектов правонарушений, как несовершеннолетние, поскольку по общему правилу, административное задержание может применяться на срок не более трех часов, а в исключительных случаях, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
В то же время срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления. Однако на практике очень часто возникает вопрос об установлении момента вытрезвления несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, и где содержать данное лицо до момента его вытрезвления, если оно длится более указанных в КоАП РФ 3-х часов, особенно после применения сильнодействующих средств, у которых замедлен процесс выведения из организма,
106
поскольку федеральное законодательство регламентирует порядок содержания только тех лиц, в отношении которых уже начала применена данная мера процессуального обеспечения, т. е. начал исчисляться срок.
Таким образом, предлагается предусмотреть в ст. 27.5 КоАП РФ, что несовершеннолетний, находящийся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подлежащий административному задержанию, передается в медицинское учреждения до вытрезвления, о чем в течение часа уведомляются его родители или законные представители. После вытрезвления несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, доставляется в дежурную часть для административного задержания и оформления процессуальных документов, предусмотренных законом.
Подводя итог, следует отметить, что действующее законодательство в сфере предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних нуждается в существенной доработке и усовершенствованию с учетом единого концептуального грамотного подхода, обоснованного как с научной, так и с практической точки зрения.
Список литературы
1. Занина Т. М., Нехорошева С. С. Совершенствование административно-правового статуса несовершеннолетних : проблемы и перспективы // Занина Татьяна Митрофановна, Нехорошева София Сергеевна. Вестник Воронежского института МВД России. № 4 / 2013. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://cyberlemnka.ru/aгticle/n/sovershenstvovanie-admшstгativno-pravovogo-statusa-nesovershermoletnih-proЫemy-i-perspektivy.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_8982/.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 28 ноября 2015 г. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.rU/179146/1/#block_100.
5. Садина О. В. Правовой статус несовершеннолетнего в Российском законодательстве: теоретико-правовой анализ : автореф. ...дисс. канд. юрид. наук 12.00.01 / Садина Ольга Владимировна. - Мытищи, 2009. - 20 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ с изменениями и дополнениями. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.rU/10164072/1/#block_10000.
7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 23.11.2015). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.rU/5425216/#help.
8. Бутько О. В. Правовой статус ребенка (Теоретико-правовой анализ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Бутько Ольга Викторовна. - Краснодар, 2004. - 28 с.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ с изменениями и дополнениями от 15 февраля 2016 г [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.rU/12125267/1/#block_1000.
10. Федеральная служба государственной статистики. Оперативная информация: правонарушения в 2015 году. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/.
11. Генеральная Прокуратура Российской Федерации правовой статистики. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://crimestat.ru/offenses_map.
12. Бахрах Д.Н. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.В. Старилов. - 3-е изд. пересмотр. и доп. - М. : Норма, 2008. - 786с.
13. В МВД предлагают ужесточить наказания против «зацеперов» // Российская газета. -Федеральный выпуск № 6401 (129). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.rg.ru/2014/06/10/trainserfing.html
107
14. Для «зацеперов» хотят ввести уголовную ответственность. [дата размещения ресурса 23.09.2015]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://severnoe-tushino.mos.ru/rubric/detail/2175309.html.
15. Закон Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» от 25.06.2015 г. № 117-ЗРК/2015. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_256272.pdf.
16. Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 12 мая 2010 года) (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.ru/35307614/ .
17. Закон города Севастополя от 17.04.2015 № 130-ЗС (ред. от 20.10.2015) «Об административных правонарушениях» (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 14.04.2015). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.consultant.rUregbase/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=RLAW509;n=11683;from=6728-0;ГМ=189271.321612186213602;^=01892719284944835622787.
18. Федеральный законРоссийской Федерации от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.rg.ru/2015/02/06/veshestva-dok.html/.
19. Законопроект о запрете спайсов. [дата размещения ресурса 21 марта 2015]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://zavisimosty.ru/nikotin/spajs/zakonoproekt-o-zaprete.html.
20. Мазурин С. Ф. Административные правонарушения несовершеннолетних на транспорте: дисс... канд. юрид. наук 12.00.02 / Мазурин Станислав Федорович. - Санкт-Петербург, 1997. -252 с.
Evsikova E.V., Maksimova E. I. Issues of the day of improvement of legislation of russian federation in the field of warning of administrative offences of minor // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - T. 2 (68). № 1. - P. 94-109.
Annotation. In the article essence and maintenance of such category, as "administrative - legal status, open up minor in Russian Federation", authors ground application of term "minor" for opening of legal status of this category of persons. In addition, authors conduct the analysis of the offences envisaged by Code of Russian Federation about administrative crimes and distinguish administrative crimes to most often accomplished by minor, among that a most public danger is presented by "trainsurfing" and use of " Spices" and " Spices smoking mixture". On the basis of the conducted analysis authors offer the concrete ways of improvement of administrative legislation in the field of administrative responsibility of the minor for a decision indicated problems and warning of administrative crimes.
Keywords: wayward minor; administrative-legal status of minor; administrative responsibility of minor; administrative offence against the law of minor; "trainsurfing"; "Spices".
Spisok literaturi:
1. Zanina T.M., Nehorosheva S.S. Sovershenstvovanie administrativno-pravovogo statusa nesovershennoletnih : problemyi i perspektivyi // Zanina Tatyana Mitrofanovna, Nehorosheva Sofiya Ser-geevna. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. № 4 / 2013. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa]
: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-administrativno-pravovogo-statusa-nesovershennoletnih-problemy-i-perspektivy.
2. Konventsiya o pravah rebenka (odobrena Generalnoy Assambleey OON 20.11.1989) (vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=9959.
3. Semeynyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 30.12.2015). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_Law_8982/.
4. Federalnyiy zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 124-FZ «Ob osnovnyih garantiyah prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii» s izmeneniyami i dopolneniyami ot 28 noyabrya 2015 g. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/179146/1/#block_100.
5. Sadina O.V. Pravovoy status nesovershennoletnego v Rossiyskom zakonodatelstve: teoretiko-pravovoy analiz : avtoref. ...diss. kand. yurid. nauk 12.00.01 / Sadina Olga Vladimirovna. - Myitischi, 2009. -20 s.
108
EecuKoea E. B., MaKCUMoea E. H.
6. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii chast pervaya ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ, chast vtoraya ot 26 yanvarya 1996 g. № 14-FZ, chast tretya ot 26 noyabrya 2001 g. № 146-FZ i chast chetvertaya ot 18 dekabrya 2006 g. № 230-FZ S izmeneniyami i dopolneniyami. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/10164072/1/#block_10000.
7. Federalnyiy zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ «Ob osnovah sistemyi profilaktiki beznadzornos-ti i pravonarusheniy nesovershennoletnih» (red. ot 23.11.2015) . [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/5425216/#help.
8. Butko O.V. Pravovoy status rebenka (Teoretiko-pravovoy analiz) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.01 / Butko Olga Viktorovna. - Krasnodar, 2004. - 28 s.
9. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ S izmeneniyami i dopolneniyami ot 15 fevralya 2016 g. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/12125267/1/#block_1000.
10. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Operativnaya informatsiya: pravonarusheniya v 2015 godu. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/.
11. Generalnaya Prokuratura Rossiyskoy Federatsii pravovoy statistiki. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://crimestat.ru/offenses_map.
12. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo : uchebnik / D.N. Bahrah, B.V. Rossinskiy, Yu.V. Starilov. -3-e izd. peresmotr. i dop. - M. : Norma, 2008. - 786s.
13. V MVD predlagayut uzhestochit nakazaniya protiv «zatseperov». «Rossiyskaya gazeta» - Federalny-iy vyipusk № 6401 (129). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.rg.ru/2014/06/10/trainserfing.html
14. Dlya «zatseperov» hotyat vvesti ugolovnuyu otvetstvennost. [data razmescheniya resursa 23.09.2015]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://severnoe-tushino.mos.ru/rubric/detail/2175309.html.
15. Zakon Respubliki Kryim «Ob administrativnyih pravonarusheniyah v Respublike Kryim» ot 25.06.2015 g. № 117-ZRK/2015. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_256272.pdf.
16. Zakon Sankt-Peterburga ot 31 maya 2010 g. № 273-70 "Ob administrativnyih pravonarusheniyah v Sankt-Peterburge" (Prinyat Zakonodatelnyim Sobraniem Sankt-Peterburga 12 maya 2010 goda) (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/35307614/ .
17. Zakon goroda Sevastopolya ot 17.04.2015 № 130-ZS (red. ot 20.10.2015) «Ob administrativnyih pravonarusheniyah» (prinyat Zakonodatelnyim Sobraniem g. Sevastopolya 14.04.2015). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW509;n=11683;from=6728-0;rnd=189271.321612186213602;;ts=01892719284944835622787.
18. Federalnyim zakonom Rossiyskoy Federatsii ot 3 fevralya 2015 g. № 7-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii». [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.rg.ru/2015/02/06/veshestva-dok.html/.
19. Zakonoproekt o zaprete spaysov. [data razmescheniya resursa 21 marta 2015]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://zavisimosty.ru/nikotin/spajs/zakonoproekt-o-zaprete.html.
20. Mazurin S.F. Administrativnyie pravonarusheniya nesovershennoletnih na transporte: diss... kand. yurid. nauk 12.00.02 / Mazurin Stanislav Fedorovich. - Sankt-Peterburg, 1997. - 252 s.
109