Научная статья на тему '"зацепинг", "спайсы" и "Синий кит" - глобальные угрозы современной молодежи в контексте усовершенствования административно-правовых и уголовно-правовых основ борьбы с ними'

"зацепинг", "спайсы" и "Синий кит" - глобальные угрозы современной молодежи в контексте усовершенствования административно-правовых и уголовно-правовых основ борьбы с ними Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
864
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЦЕПИНГ / ТРАЙНСЕРФИНГ / РУФРАЙДИНГ / НОВЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ И ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / СПАЙСЫ / СИНИЙ КИТ / КИТЫ ПЛЫВУТ ВВЕРХ / РАЗБУДИ МЕНЯ В 4:20 / F57 ИЛИ F58 / ТИХИЙ ДОМ / РИНА / НЯПОКА / МОРЕ КИТОВ / 50 ДНЕЙ ДО МОЕГО…

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Е.В.

В статье раскрываются наиболее распространенные среди молодежи правонарушения, такие как «зацепинг» («трайнсерфинг»), употребление и оборот «новых потенциально опасных и психоактивных веществ» («спайсов»), игра в «Синий кит» («Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4:20», «f57 или f58», «Тихий дом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего…»), а также такие противоправные и преступные деяния, как вовлечение несовершеннолетних в употребление «новых потенциально опасных и психоактивных веществ» и группы смерти. Автор раскрывает и исследует составы указанных правонарушений и преступлений, а также административно-правовые и уголовно-правовые основы борьбы с ними. На основе проведенного анализа автор вносит свои предложения по усовершенствованию действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за данные противоправные и преступные деяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trainsurfing", "spice" and "blue whale" - the global threat of today''s youth in the context of improvement administrative legal and criminal legal framework dealing with them

The article describes the most common youth offences, such as "soaping (trainsurfing"), the use of "new and potentially harmful psychoactive substances" ("spice"), playing "the Blue whale" ("Whales swim up" "Wake me up at 4:20", "f57 or f58", "Quiet house", "Rina", "Bye-bye", "Sea whale", "50 days before my..."), and such illegal and criminal acts, as the involvement of minors in the use of "new and potentially harmful psychoactive substances" and the group of death. The author reveals and explores the composition of these offenses and crimes, as well as administrative legal and criminal legal framework dealing with them. On the basis of the conducted analysis the author suggests to improve the current code of the Russian Federation about administrative offences and the Criminal code of the Russian Federation in the part of tightening responsibility for these illegal and criminal acts.

Текст научной работы на тему «"зацепинг", "спайсы" и "Синий кит" - глобальные угрозы современной молодежи в контексте усовершенствования административно-правовых и уголовно-правовых основ борьбы с ними»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 4. - С. 72-87.

УДК 342.951:343.611

«ЗАЦЕПИНГ», «СПАЙСЫ» И «СИНИЙ КИТ» - ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ БОРЬБЫ С НИМИ

Евсикова Е. В.

Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

В статье раскрываются наиболее распространенные среди молодежи правонарушения, такие как «зацепинг» («трайнсерфинг»), употребление и оборот «новых потенциально опасных и психоактивных веществ» («спайсов»), игра в «Синий кит» («Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4:20», «£57 или Г58», «Тихий дом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего...»), а также такие противоправные и преступные деяния, как вовлечение несовершеннолетних в употребление «новых потенциально опасных и психоактивных веществ» и группы смерти. Автор раскрывает и исследует составы указанных правонарушений и преступлений, а также административно-правовые и уголовно-правовые основы борьбы с ними. На основе проведенного анализа автор вносит свои предложения по усовершенствованию действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за данные противоправные и преступные деяния.

Ключевые слова: «зацепинг», «трайнсерфинг», «руфрайдинг», «новые потенциально опасные и психоактивные вещества», «спайсы», «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4:20», «£57 или Г58», «Тихий дом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего.».

Актуальность темы. Перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. В Российской Федерации, как и в любом государстве, несовершеннолетний выступает как субъект, имеющий свой правовой статус, а отношения, в которых он участвует, регулируются нормами различных отраслей права, в том числе административного.

Обеспечение безопасности детей, защита их благосостояния является одной из центральных, приоритетных задач любого демократического государства, которое должно обеспечивать максимально высокий уровень жизни и здорового развития ребенка. В этой связи не может не вызывать серьезную озабоченность моральное состояние нашего общества: утрата нравственных ценностей, стремление к быстрому обогащению, культ грубой силы и жестокости, распространение различных форм дискриминации. Все это, на наш взгляд, активно способствует быстрому росту количества правонарушений, обострению криминогенной и административно-деликтной ситуации в стране, в том числе и среди молодежи.

По нашему мнению, на сегодняшний день одними из основных, глобальных, угроз жизни и здоровью нашей молодежи выступают такие антиправовые и антисо-

72

циальные явления, как «зацепинг», «спайсы» и «синий кит», которые с каждым днем пользуются все большей и большей популярностью среди молодежи.

Основной текст. 1. «Зацепинг» («трайнсерфинг») - способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа) либо с боковых или торцевых сторон вагонов, в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава [1, с. 99].

Следует отметить, что «в «трейнсерфинге», кроме разных видов езды, существует градация по степени сложности поездки, зависящая от типа и модификации железнодорожного состава:

- «бэкрайдинг» - езда «зацепом» с задней стороны хвостового вагона;

- «фронтрайдинг» - проезд спереди на передней кабине электровоза;

- «сайдрайдинг» (или боковой «зацепинг») - езда «зацепом», держась за боковые поручни, зеркала, окна и другие находящиеся сбоку выступающие части вагона;

- «битвинвагонрайдинг» (межвагон зацепинг) - езда между вагонами поезда;

- «оупэнвагонрайдинг» - способ проезда на грузовых поездах - езда на кузове открытых вагонов железнодорожного состава, таких как полувагоны и платформы, либо на тормозных площадках крытых вагонов или рамах цистерн;

- «руфрайдинг» - езда на крыше поезда;

- «андервагонрайдинг» (андервагон зацепинг) - езда «зацепом» под поездом, основанная на конструктивных особенностях тележек прицепных вагонов;

- «зацепрейлслайдинг» - скольжение по рельсам на скользкой обуви, сноуборде или другой похожей доске;

- «зацеп сходинг/джампинг» - его особенность в том, чтобы на ходу запрыгнуть на подножку или прицепиться к идущему на небольшой скорости поезду либо, наоборот, спрыгнуть с него» [2, с. 88].

Несмотря на введение в 2007 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [3] нормы, предусматривающей административную ответственность за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других неприспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольную без надобности остановку поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде, в виде административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда, а с 22 июня 2007 г. - ста рублей [4], такое явление, как «зацепинг» в молодежной среде набирает обороты с каждым годом, как растет и количество пострадавших и погибших на железнодорожном транспорте из года в год, поскольку «зацепинг» как явление приобрел массовый характер и воспринимается подростками и молодыми людьми как модное экстремальное увлечение.

В свою очередь, статистические данные также свидетельствуют о росте популярности «зацепинга» в подростковой среде (если в 2012 году сотрудниками транспортной полиции задержано 345 несовершеннолетних «зацеперов», то в 2013 году -уже 424. А за 2015 г. на Московской железной дороге произошло 17 несчастных случаев с «зацеперами» в возрасте от 10 до 18 лет, 9 из которых погибли от удара током, в 2016 г. погиб 21 человек, в 2017 г. - 9) [5]. В 2016 году на участках оперативного обслуживания Управление на транспорте МВД России по Центральному

73

федеральному округу (далее - УТ МВД России по ЦФО) травмировано 103 подростка, со смертельным исходом - 49. Из общего числа травмированных в результате занятия «зацепингом» травмирован 21 несовершеннолетний, из них 4 - смертельно [6], чему, по нашему мнению, способствуют и существующие сегодня санкции в виде штрафа в размере 100 руб., которые не останавливают несовершеннолетних от совершения данного общественно опасного деяния, поскольку своими действиями они причиняют колоссальный вред не только своим жизни и здоровью, а также создают существенную угрозу безопасности других пассажиров и нормальному функционированию и проезду транспорта, так как из-за падения тел на рельсы, тем более - на проблемных участках, в том числе мостах, создается опасность катастрофы для поездов.

Так, данная категория молодежи наиболее подвержена риску стать жертвой транспортного происшествия. Каждый пятый травмированный на железной дороге несовершеннолетний получает травмы различной степени тяжести в результате падения с подвижного состава. Например, в апреле 2014 года на станции Текстильщики (Московская железная дорога) при падении с крыши хвостового вагона электропоезда несовершеннолетний «зацепер» получил закрытую черепно-мозговую травму и переломы ног. В то же время КоАП РФ в качестве предупреждения и борьбы с «зацепингом» предусмотрено наказание не только «зацеперам», но их родителям или законным представителям по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), которая предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Среди элементов системы борьбы с правонарушениями их предупреждение занимает свое особое место. При этом оно считается исторически сложившимся явлением, то есть в тех или иных формах присуще любому государству на всех этапах его развития, прежде всего следует исходить из того, что «борьба с правонарушениями» является понятием более широким, поскольку им охватывается вся работа органов исполнительной власти и общественности, направленная на охрану интересов общества и граждан от преступных посягательств: начиная от разработки законодательства и его применения и кончая закреплением результатов исправления и перевоспитания лиц, совершивших правонарушения, в том числе и выявление, и устранение причин и условий правонарушений, а термин «предупреждение правонарушений» представляется более узким понятием, которое входит в понятие «борьба с правонарушениями» и подчиняется его задачам, т. е. предупреждение правонарушений входит в систему предупреждения как один из видов предупредительной деятельности, т. е. целое (общее) - это предупреждение, а часть (особенное) - предупреждение правонарушений [9, с. 151-152].

Следует отметить, что в качестве одного из инструментов борьбы с «зацепин-гом» и его предупреждения следует выделить не столько нормы КоАП РФ, предусматривающие, как уже было сказано, минимальный размер административного штрафа, а совокупность профилактических мероприятий, проводимых сотрудниками ОВД на транспорте в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [6], поскольку одним из основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации в области противодействия

74

преступным и иным противоправным посягательствам является совершенствование системы профилактики правонарушений. Соответствующий комплекс мер включает в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению; реализацию федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по предупреждению правонарушений; совершенствование механизмов социальной адаптации и реабилитации лиц, склонных к совершению преступлений (в том числе страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, лиц без определенного места жительства); предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними; усовершенствование системы мониторинга принимаемых в субъектах Российской Федерации мер в сфере профилактики правонарушений, включая реализацию соответствующих государственных программ и их финансовое обеспечение [7, с. 254].

Так, в 2016 году сотрудниками УТ МВД России по ЦФО, совместно с администрациями транспортных предприятий, проведен 1731 профилактический рейд, в результате чего за нарушение правил поведения на объектах транспорта выявлен 341 подросток - «зацепер». В этих целях сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних УТ МВД России по ЦФО в 2016 году в образовательных учреждениях, прилегающих к железной дороге, организовано проведение 8651 профилактической беседы, из числа которых 341 - на родительских собраниях. Учащимся разъясняется ответственность, предусмотренная законодательством, за совершение транспортных правонарушений, в том числе за катание на подножках и крышах вагонов, раздаются буклеты о правилах поведения на железнодорожном транспорте [8].

Кроме того, ряд авторов предлагает в целях повышения эффективности борьбы с таким антиправовым и антисоциальным явлением, как «зацепинг», применять такие профилактические меры:

1. освещение «запепинга» как опасного и преступного увлечения;

2. правовое просвещение учащихся: проведение разъяснительной работы о безопасном поведении детей и подростков на объектах транспорта, ответственности за действия, угрожающие безопасной работе железнодорожного транспорта; изучение КоАП РФ и Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) в части, предусматривающей ответственность несовершеннолетних; организация встреч с работниками подразделений ОВД по делам несовершеннолетних; проведение месячника правовых знаний; демонстрация на безвозмездной основе фильмов, посвященных транспортной безопасности; проведение диспутов, конференций [2, с. 90].

Вместе с тем следует отметить, что в апреле 2017 года Государственная Дума РФ путем внесения изменений в ст. 213 УК РФ предусмотрела уголовную ответственность за хулиганство на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок [10].

75

Кроме того, Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [11], глава 27 УК РФ «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», добавлена ст. 267.1, предусматривающая уголовную ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Однако привлечение к уголовной ответственности по пп. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ «хулиганство» за «зацепинг» или по ст. 267.1 УК РФ является весьма проблематичным, поскольку квалифицирующим признаком объективной стороны данных преступлений будет являться совершение преступления из хулиганских побуждений, т. е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, что при проезде на крышах, подножках железнодорожного транспорта не всегда возможно доказать, особенно, в чем конкретно состоит в данном случае явное неуважение к обществу.

Кроме того, наказание в виде штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, а также в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей для несовершеннолетнего представляется просто нереальным, поскольку данный штраф, скорее всего не сможет оплатить ни несовершеннолетний, не имеющий самостоятельного заработка, ни его родители, а ряд других наказаний, предусмотренных пп. «в» ч. 1 ст. 213 и ст. 267.1 УК РФ, к несовершеннолетнему просто неприменим. В силу чего можно сделать вывод о неэффективности и нецелесообразности введения уголовной ответственности за «зацепинг» для несовершеннолетних, которые в силу возраста либо неблагополучной социальной ситуации в семье не всегда объективно оценивают свои действия и отдают себе отчет в опасности такого увлечения, как «зацепинг», прежде всего, для их жизни и здоровья, а также для других членов социума, которые пользуются данными транспортными средствами.

Вместе с тем, несмотря на то, что в 2017 г. удалось снизить популярность такого явления, как «зацепинг» только благодаря блокировке в социальных сетях тематических сообществ соответствующей направленности, на сегодняшний день проблема травматизма и гибели от «зацепинга» подростков и молодых людей на всей территории РФ остается открытой, в силу чего требует кардинальных систематических мер, направленных на предупреждение и профилактику данного явления среди молодежи.

Таким образом, наиболее эффективной мерой, по нашему мнению, будет не введение уголовной ответственности за «зацепинг», а кардинальный пересмотр системы административных наказаний за данное правонарушение с учетом принципов соразмерности и индивидуализации наказания, что в комплексе позволит достичь основной цели административного наказания - не только общей, но и частной превенции, а, значит, позволит предупредить совершение данного вида правонарушений как самим несовершеннолетним правонарушителем, так и иными членами общества.

76

«Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что законодатель при осуществлении нормотворческой деятельности, устанавливая размер административного наказания за конкретное правонарушение, должен оценивать его с точки зрения соотносимости его с характером и степенью общественной опасности данного административного правонарушения, наделять его разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов, а суд или орган административной юрисдикции должен назначать административное наказание с учетом обстоятельств конкретного административного правонарушения, характеристики лица, привлекаемого к административной ответственности, иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств, учитывая, что данное наказание должно быть достаточным для достижения целей и задач, установленных ст. 1.2 ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ» [12, с. 79].

По нашему мнению, целесообразно внести изменения и дополнения в ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ, в соответствии с которыми посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других неприспособленных для проезда пассажиров местах, а равно самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей либо обязательных работ (в том числе для несовершеннолетнего на срок от двадцати до двухсот часов, но не более двух часов в день). Кроме того, требует изменений и ст. 5.35 КоАП РФ, а именно: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей...».

2. «Спайс» (от англ. «spice» - специя, пряность) - разновидность травяной смеси, в состав которой входят синтетические вещества и обыкновенные травы. Синтетические вещества (или синтетический каннабис) в 5-6 раз вреднее натурального тетрагидроканнабинола, входящего в состав марихуаны [13].

Следует отметить, что опасность от употребления «спайсов» заключается в том, что:

1) от употребления подобных курительных смесей страдает человеческая психика. Воздействие на нее оказывается так же, как и при применении сильнодействующих наркотических веществ;

2) психоневрологические нарушения возникают в головном мозге, периферической нервной системе. Синтетические психотропные соединения вызывают тяжелые отравления, разрушают печень, отравляют репродуктивную, выделительную систему;

3) в результате употребления «спайсов» у лица возникает психическая зависимость, которая характеризуется: непреодолимым желанием покурить, сделать хотя бы одну затяжку; утратой способности контролировать тягу к наркотику; ломкой при отсутствии очередной дозы;возникновением толерантности, стремлением увеличивать дозу, курить все чаще;утратой способности осознавать болезнь. При этом психоактивные эффекты продолжаются длительный период времени, в результате

77

чего у лица отмечаются галлюцинации, бредовые, депрессивные состояния вне эпизодов употребления наркотика;

4) вследствие употребления «спайса» у лица развивается психоорганический синдром, возникающий при массовой гибели нейронов, т. е. изменяется личность, начинается тяжелая депрессия, ухудшается память, снижается интеллект. При этом опасность представляет не только систематическое, но даже редкое употребление курительной смеси, поскольку гибелью закончиться может не только передозировка «спайсом» при частом употреблении, но и однократный и даже первый прием наркотика. Однако с увеличением дозы для курения возрастает вероятность появления развернутого психоза по типу шизофрении с галлюцинациями зрительными и слуховыми, бредом;

5) общее отрицательное влияние на организм человека после употребления «спайса» проявляется в том, что они разрушают иммунитет, нарушают гормональное равновесие, отрицательно влияют на органы кроветворения, сердце, дыхательную систему;

6) возникают гормональные нарушения, которые проявляются в том, что у курильщиков «спайса» страдает половая функция, так, например, у девушек нарушается цикличность менструаций, ухудшается жизнеспособность яйцеклеток, возникает бесплодие. Кроме того, после употребления «спайса» изменяется гормональный фон, увеличивается риск возникновения диабета, в большинстве случаев полностью нарушается репродуктивная функция, особенно эта опасность касается молодого неокрепшего или ослабленного организма, подверженного влиянию внешних факторов;

7) наблюдаются локальные осложнения, которые характеризуются ожогом слизистых оболочек верхних дыхательных путей (слизистой полости носа, гортани, бронхов), их раздражением, в результате которого лицо вынуждено часто пить, а также раздражением слизистой глаз;

8) синтетический каннабиноид вызывает спазм кровеносных сосудов мозга, лишая его клетки доступа к кислороду, что вызывает гибель нейронов и развитие токсической энцефалопатии или временного слабоумия. Таким образом, в результате употребления «спайса» страдает эмоциональная сфера, теряется способность оценивать правильность своих действий критически, нарушается координация движений, появляется чувство легкости, стремление летать (токсическая энцефалопатия);

9) в результате даже незначительного превышения дозы возникает интоксикационный психоз, который, при отсутствии соответствующего лечения, может продолжаться до 30 дней. Продолжение употребления «спайса» приводит к рецидивам интоксикационного психоза и, возможно, инициирует развитие параноидальной шизофрении, острой почечной недостаточности, внезапной смерти из-за остановки сердца [13].

Таким образом, в результате употребления «спайса» молодые люди приобретают: расстройство мышления, снижение интеллекта; ухудшение краткосрочной памяти; утрату элементарных навыков чтения;психозы, сходные с шизофренией; параноидальные состояния с манией преследования;тяжелую депрес-сию;суицидальные мысли и действия;бесплодие; разрушение иммунитета; нарушение работы системы кроветворения; бессонницу, плохо поддающуюся

78

лечению;инфаркт, инсульт, раннюю смерть от передозировки. Особую опасность представляют «спайсы» еще и потому, что их основными потребителями являются лица от 14 до 20 лет, что приводит к ухудшению здоровья общества и грозит вымиранию и вырождению нации.

В Российской Федерации относительно недавно введен запрет на употребление «спайсов», которые достаточно долгое время были легкодоступны в супермаркетах, лотках, на интернет-сайтах, начиная с 2007 г. С начала 2010 года в России разрабатывался законопроект о запрете «спайсов», а также был составлен дополнительный список, включающий в себя 23 новых вещества, которыми пропитывались «спайсо-вые миксы».

Однако сложность в привлечении к ответственности за распространение и употребление «спайсов» и спайсовых миксов заключалась в том, что химический состав данных веществ постоянно менялся - химики постоянно синтезировали новую формулу, в силу чего постоянно возникали вещества, за которые невозможно было привлечь к ответственности. В то же время количество лиц, пострадавших от «спай-сов», и в первую очередь несовершеннолетних, постоянно растет, что потребовало активных действий со стороны законодателя для решения данной проблемы.

Предупредить совершение данной категории правонарушений стало возможным только после принятия Федерального закона Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 7-ФЗ) [14]. Так, с 15.02.2015 в Федеральный закон от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - ФЗ № 3-ФЗ) вводится новое понятие: «Новые потенциально опасные психоактивные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» [15].

Также согласно ч. 3 ст. 2.2 ФЗ № 3-ФЗ использование новых потенциально опасных психоактивных веществ разрешается в целях осуществления научной, учебной и экспертной деятельности Следственным комитетом Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службой безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, судебно-экспертными организациями федерального органа исполнительной власти в области юстиции, судебно-медицинскими экспертными организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность [15, ч. 3 ст. 2.2].

Также в связи с принятием ФЗ № 7-ФЗ в УК РФ добавлена ст. 234.1, предусматривающая уголовную ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ («спайсов») в виде штрафа в размере до тридцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо ограничения свободы на срок до двух лет, а также вне-

79

сены изменения и дополнения в КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток (ст. 6.9); за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ - в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей (ст. 6.10); за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах - в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток (ст. 20.20); за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ - в виде административного штрафа для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей (ст. 20.22).

Таким образом, несовершеннолетний может быть привлечен к административной ответственности за употребление «новых потенциально опасных психоактивных веществ» в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, поскольку наказание в виде административного ареста к несовершеннолетнему применено быть не может. В то же время за вовлечение несовершеннолетних в употребление «спайсов» лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей, а за нахождение несовершеннолетнего в состоянии опьянения или потребление им «спайсов» родители или иные законные представители несовершеннолетнего могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Кроме того, при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как видим, размер и вид административного наказания за совершенное правонарушение не соответствуют принципу соразмерности наказания, поскольку при его

80

установлении законодателю следовало бы учитывать уровень общественной опасности данного вида правонарушений, их вредных последствий для молодежи и общества в целом, деструктивный, вредоносный и разрушающий характер указанных деяний на здоровье, психику и жизнь подрастающего и молодого поколения, а также любого другого члена социума, что, в конечном итоге, приводит не к сокращению количества данной категории правонарушений, а к тому, что реклама «спай-сов» и соответствующие «закладки» распространители делают и помещают в любой точке города, на стенах домов, подъездов, во дворах, на детских площадках, в городских парках и скверах, где играют дети и гуляет молодежь (как правило, указывается адрес сайта в интернете, например, zamut.com, и делается соответствующая надпись «СОЛИ», дальше, зайдя по соответствующей ссылке, лицо получает дальнейшие инструкции, как перечислить определенную сумму денег и где будет сделана соответствующая «закладка» с веществом, указания, как и где ее обнаружить).

Таким образом, в качестве предупреждения употребления и распространения «спайсов» среди молодежи просто необходимым является ужесточение мер административной ответственности за соответствующие правонарушения путем установления штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей за: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9); за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 6.10); за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20); за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 20.22).

Кроме того, в качестве альтернативы, в случае отсутствия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка, предлагается предусмотреть возможность привлечения несовершеннолетних к обязательным работам (не более 2-х часов в день) по уборке общественных мест, благоустройству территории или административного ареста до 15 суток в качестве крайней меры наказания, что уже неоднократно высказывалось в юридической литературе [1, с. 105-106]. Так, привлечение несовершеннолетнего к такому виду наказания, как обязательные работы на срок не более 2-х часов в день будет способствовать его дальнейшей социализации как личности, приобщению к общественно полезному труду, отвлечению и предупреждению возможности противоправного времяпровождения, что в конечном итоге будет способствовать достижению такой цели наказания, как перевоспитание правонарушителя, а также предупреждение совершения правонарушений данным лицом и другими членами общества.

3. Согласно официальной статистике МВД, общее количество подростковых суицидов постоянно увеличивается. В 2015 году было зарегистрировано 685 таких случаев, а в 2016 уже 720. При этом в Следственном комитете отметили, что статистика детских самоубийств под воздействием «групп смерти» увеличилась в 2016

81

году сразу в 40 регионах России. Только в Москве и Подмосковье в 2016 году около 150 детей совершили суицид [16].

«Синий кит» (Blue Whale), или игра в самоубийство - страшное приключение, которое, как утверждают СМИ, увлекает впечатлительных подростков, с каждым днем втягивая в игру все больше и больше несовершеннолетних. Кит стал символом этой смертоносной игры, потому что это млекопитающее часто выбрасывается на сушу [17].

Следует отметить, что первые сообщения о подобных играх появились в 2015 году - «ВКонтакте» открылись группы суицидальной направленности, в которые мог вступить любой подросток, разочарованный в жизни и втайне мечтающий уйти в мир иной. Так, с декабря 2013 года по май 2016 года в соцсети «ВКонтакте» было создано восемь закрытых сообществ, где пропагандировался суицид, в результате 15 подростков из этих сообществ в различных регионах России совершили самоубийства, еще пятеро детей попытались покончить с собой. Однако скандал вокруг «Синего кита» разгорелся в России в 2016 году - российские СМИ писали о смертельных виртуальных играх, жертвами которых, как сообщалось, стали 130 подростков, погибших при разных обстоятельствах с ноября 2015 года по апрель 2016 года. В то же время количество самоубийств в Российской Федерации продолжает расти, а сообщества о «китах» процветают, правда, уже не во «ВКонтакте», а в «Instagram» и «Twitter» под названием «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4:20», «f57 или f58», «Тихий дом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего...». Однако, чтобы попасть в такую игру, любопытные подростки должны выполнить определенные требования. Так, прежде всего, молодые люди (в игре их называют «китами») «постят» определенный набор «хештегов» и ждут инструкций (ссылка, как правило, сопровождается типичными стишками соответствующей направленности), затем с пользователем связывается «куратор» игры, обычно с «аккаунта», который нельзя идентифицировать, и объясняет правила: никому не говорить об этой игре; всегда выполнять задания, каким бы оно не было; за невыполнение любого задания ты исключаешься из игры навсегда и тебя ждут плохие последствия. Следует отметить, что с самого начала подросткам предлагают порезать руку лезвием, вырезать тематическую надпись, например, «море китов», «F57», «F58» или нарисовать кита, затем нужно больше себя резать или причинять еще какое-то насилие (синяки, ссадины), рисовать и писать, что попросят, смотреть видео про суицид и так далее. Всего в игре 50 заданий. Финальный этап игры для всех одинаков - суицид участника. Кураторы могут меняться на протяжении всей игры. Некоторых блокируют, но они возвращаются под другими «никами». Если социальная сеть временно блокирует страницу самого «кита», решившего уйти из жизни, то после восстановления «аккаунта» кураторы все равно находят его и продолжают высылать задания. Постепенно участник игры, согласно условиям, должен отказаться от общения со всеми, кроме своего куратора. Если ребенок хочет выйти из игры, его начинают запугивать смертью родных. Кураторы утверждают, что могут найти их по IP-адресу, поскольку подростку, который начал играть в «Синий кит», присылают ссылку, перейдя по которой он автоматически сообщает свой IP-адрес.

В целях борьбы с этим антисоциальным и антиправовым явлением, федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых комму-

82

никаций с начала февраля 2017 года организовала мониторинг записей в социальных сетях Instagram, Facebook и Twitter, согласно которому с начала февраля выявлена в общем счете 1151 запись с признаками суицидального контента. Из общего количества выявленных ссылок в результате дополнительного анализа в Единый реестр внесено 958 ссылок. Оперативно были удалены 62 % от общего количества ссылок. Так, в результате проведенных мероприятий, выявлено, что среднее количество подписчиков в выявляемых суицидальных группах составляет от 10 до 300. В то время как в начале работы по данному направлению фиксировались группы с количеством участников от 100 до 3000 человек. Таким образом, указанные группы не успевают набрать аудиторию, а большинство выявляемых сообществ являются «молодыми» [17].

«Вместе с тем текущая ситуация требует наращивания усилий, - заявил Глава МВД России. - Особое беспокойство вызывают так называемые "группы смерти". Только в этом году их включено в Реестр более шестнадцати тысяч». Он подчеркнул особую важность обеспечения эффективного взаимодействия полиции и Роскомнадзора, в том числе по сбору необходимой доказательственной базы. Кроме того, по словам Владимира Колокольцева, в ближайшее время предстоит выработать консолидированную позицию и определить орган, уполномоченный на принятие решений по фактам распространения информации о несовершеннолетних, которые пострадали в результате противоправных действий [18].

Кроме того, Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 7 июня 2017 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» [19], вступивший в силу 18.06.2017, в соответствии с которым предусматривается уголовная ответственность за такие деяния, как доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ); склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (ст. 110-1 УК РФ); организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 110-2 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (ст. 151.2 УК РФ).

Однако, как показывает практика, ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» применяется достаточно редко, а сложность ее применения заключается в том, что не всегда можно собрать соответствующую доказательную базу и доказать виновность лица, что именно из-за травли жертва совершила самоубийство. Так, по данным Судебного департамента при Верховном суде России, за год по ней было осуждено 16 человек [20].

Причем доведение несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, до самоубийства с помощью информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) является квалифицирующим признаком преступления, за которое пп. «д» ч. 2 ст. 110 УК РФ предусмотрено более суровое наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на

83

срок до двух лет или без такового; аналогично и за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного с помощью информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) более строгое наказание предусмотрено и пп. «д» ч. 3 ст. 110-1 УК РФ в виде принудительных работ на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, в то же время, если указанные деяния повлекли самоубийство или покушение на самоубийство, то ч. 5 ст. 110 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового; а также за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства с помощью информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) ч. 2 ст. 110-2 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового, что, по нашему мнению, является очень мягким наказанием за смерть несовершеннолетнего или причинение серьезного вреда его физическому и психическому здоровью вследствие таких действий. При этом лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно прекратившее соответствующую преступную деятельность и активно способствовавшее раскрытию и (или) пресечению преступлений, предусмотренных ст.ст. 110, 110.1 УК РФ или настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления, что, по нашему мнению, вообще является недопустимым и будет только способствовать дальнейшему совершению указанных преступных действий в отношении несовершеннолетних, являющихся объектом данного научного исследования.

В силу чего предлагается пересмотреть и существенно ужесточить систему уголовных наказаний за совершение противоправных действий в отношении несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного с помощью информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), предусмотренное ст.ст. 110, 110-1, 110-2, 151-2 УК РФ, в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

Только такой серьезный подход, по нашему мнению, позволит предупредить совершение данной категории преступлений и правонарушений в отношении нашей молодежи и сохранить жизнь подросткам из так называемой «группы риска», а также просто любопытным пользователям информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), которые в силу молодого возраста и отсутствия жизненного опыта, устойчивой жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни и традиционные ценности нашего общества, не могут пройти мимо

84

указанных сомнительных развлечений типа «зацепинг», «спайсы» или «синий кит», которые на сегодняшний день по-прежнему представляют глобальную угрозу жизни и здоровью нашей молодежи.

Список литературы:

1. Евсикова Е. В. Максимова Е. И. Актуальные проблемы усовершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения административных праовнарушений несовершеннолетних // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 1. - С. 94 - 109.

2. Диденко К. В., Катаева О. Н. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. - № 2, 2014. - С. 88-91.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-Ф (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.rU/12125267/1/#block_1000.

4. Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.rU/12154195/#block_11891.

5. В первом квартале сотрудниками транспортной полиции выявлено 107 несовершеннолетних «заце-перов». [Дата размещения ресурса: 05 Мая 2014; Время размещения ресурса: 09:05]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://мвд.рф/news/item/2184375.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.rU/71428030/1/#block_100.

7. Евсикова Е. В. Профилактика правонарушений как одно из основных направлений деятельности полиции по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации / // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 9 (100). - С. 253-255.

8. «Зацепинг». Какова статистика в этом вопросе? Какие существуют средства борьбы с этим явлением?. Управление на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу. [Дата размещения ресурса: 14 марта]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://цфоут.мвд.рф/Pravo_str_VO/item/9698514.

9. Евсикова Е. В., Геращенко А. В. Предупреждение администартивных праовнарушений в Республике Крым // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - Т. 1. № 4 (67). - С. 149-163.

10. В России ввели уголовную ответственность для дебоширов на транспорте. Текст: Татьяна Замахи-на. Российская газета. [Дата размещения ресурса: 17.03.2017; Время размещения ресурса: 13:34]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : https://rg.ru/2017/03/17/gosduma-vvela-ugolovnuiu-otvetstvennost-dlia-deboshirov-na-transporte.html.

11. Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.ru/71645424/#block_12.

12. Руденко А. В. Соблюдение принципов соразмерности наказания и индивидуализации наказания при привлечении к административной ответственности / А. В. Руденко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2016. - № 4 (25). - С. 77-81.

13. Последствия употребления, хранения и продажи курительных смесей «СПАЙС». Ответственность за такие действия. Управление МВД по Смоленской области. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: https://67.мвд.рф/document/8972236

14. Федеральный закон Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.rU/70858526/#block_22.

15. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://base.garant.ru/12107402/.

16. МВД: Около процента детских суицидов совершаются по вине «групп смерти». Российская газета. [Дата размещения: 30.03.2017.] [Время размещения: 16:55]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: https://rg.ru/2017/03/30/mvd-okolo-procenta-detskih-suicidov-sovershaiutsia-po-vine-grupp-smerti.html.

85

17. Игра Синий кит 2017: последние новости. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: https://sputnik-georgia.ru/reviews/20170419/235658446/Igra- S inij -kit-2017-poslednie-novosti.html.

18. Владимир Колокольцев провел заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений. [Дата размещения ресурса: 26 Июня 2017]. [Время размещения ресурса: 12:45]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : И^^://мвд.рф/пе%^/йет/10564991.

19. Федеральный закон от 7 июня 2017 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению». [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1115793/.

20. За травлю посадят. Для организаторов «групп смерти» введена уголовная ответственность. Российская газета. [Дата размещения ресурса: 08.06.2017]. [Время размещения ресурса: 19:52]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: https://rg.ru/2017/06/08/dlia-organizatorov-grupp-smerti-vvedena-ugolovnaia-otvetstvennost.html.

Evsikova E. V. "Trainsurfing", "spice" and "blue whale" - the global threat of today's youth in the context of improvement administrative legal and criminal legal framework dealing with them //

Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 3 (69). № 4. - Р. 72-87.

The article describes the most common youth offences, such as "soaping (trainsurfing"), the use of "new and potentially harmful psychoactive substances" ("spice"), playing "the Blue whale" ("Whales swim up" "Wake me up at 4:20", "f57 or f58", "Quiet house", "Rina", "Bye-bye", "Sea whale", "50 days before my..."), and such illegal and criminal acts, as the involvement of minors in the use of "new and potentially harmful psychoactive substances" and the group of death. The author reveals and explores the composition of these offenses and crimes, as well as administrative legal and criminal legal framework dealing with them. On the basis of the conducted analysis the author suggests to improve the current code of the Russian Federation about administrative offences and the Criminal code of the Russian Federation in the part of tightening responsibility for these illegal and criminal acts.

Keywords: «soaping»; «trainsurfing»; «rumaging»; «potentially dangerous and new psychoactive substances»; «spice»; «Blue whale», «Whales swim up» «Wake me up at 4:20», «f57 or f58», «Quiet house», «Rina», «Bye-bye», «Sea whale», «50 days before my...».

Spisok literaturi:

1. Evsikova E. V., Maksimova E. I. Aktualnyie problemyi usovershenstvovaniya zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii v sfere preduprezhdeniya administrativnyih praovnarusheniy nesovershennoletnih // Uchenyie zapiski Kryimskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo Yuridicheskie nauki. - 2016. - T. 2 (68). № 1. - S. 94 - 109.

2. Didenko K. V., Kataeva O. N. Preduprezhdenie pravonarusheniy, sovershaemyih nesovershennoletnimi na ob'ektah zheleznodorozhnogo transporta / Didenko K. V., Kataeva O. N. - Problemyi pravoohranitelnoy deyatelnosti. - № 2, 2014. - S. 88-91.

3. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. N 195-F (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/12125267/1/#block_1000.

4. Federalnyiy zakon ot 22 iyunya 2007 g. N 116-FZ "O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah v chasti izmeneniya sposoba vyirazheniya denezhnogo vzyiskaniya, nalagaemogo za administrativnoe pravonarushenie" (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/12154195/#block_11891.

5. V pervom kvartale sotrudnikami transportnoy politsii vyiyavleno 107 nesovershennoletnih «zatseperov». [Data razmescheniya resursa: 05 Maya 2014; Vremya razmescheniya resursa: 09:05]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : https://mvd.rf/news/item/2184375.

6. Federalnyiy zakon ot 23 iyunya 2016 g. N 182-FZ "Ob osnovah sistemyi profilaktiki pravonarusheniy v Rossiyskoy Federatsii". [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/71428030/1/#block_100.

7. Evsikova E.V. Profilaktika pravonarusheniy kak odno iz osnovnyih napravleniy deyatelnosti politsii po obespecheniyu obschestvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii / E.V. Evsikova // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2016. - № 9 (100). - S. 253-255.

86

8. «Zatseping». Kakova statistika v etom voprose? Kakie suschestvuyut sredstva borbyi s etim yavleniem?. Upravlenie na transporte MVD Rossii po Tsentralnomu federalnomu okrugu. [Data razmescheniya resursa: 14 marta]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : https://tsfout.mvd.rf/Pravo_str_VO/item/9698514.

9. Evsikova E. V., Geraschenko A .V. Preduprezhdeni e administartivnyih praovnarusheniy v Respublike Kry-im // -Uchenyie zapiski Kryimskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo Yuridicheskie nauki. -2015. - T. 1. № 4 (67). - S. 149-163.

10. V Rossii vveli ugolovnuyu otvetstvennost dlya deboshirov na transporte. Tekst: Tatyana Zamahina. Rossiyskaya gazeta. [Data razmescheniya resursa: 17.03.2017; Vremya razmescheniya resursa: 13:34]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/03/17/gosduma-vvela-ugolovnuiu-otvetstvennost-dlia-deboshirov-na-transporte.html.

11. Federalnyiy zakon ot 3 aprelya 2017 g. № 60-FZ "O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyiy kodeks Ros-siyskoy Federatsii i statyu 151 Ugolovno-protsessualnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii". [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/71645424/#block_12.

12. Rudenko A. V. Soblyudenie printsipov sorazmernosti nakazaniya i individualizatsii nakazaniya pri privlechenii k administrativnoy otvetstvennosti / A.V. Rudenko // Akademicheskiy vestnik Rostovskogo filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2016. - № 4 (25). - S. 77-81.

13. Posledstviya upotrebleniya, hraneniya i prodazhi kuritelnyih smesey «SPAYS». Otvetstvennost za takie deystviya. Upravlenie MVD po Smolenskoy oblasti. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : https://67.mvd.rf/document/8972236

14. Federalnyiy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 3 fevralya 2015 g. № 7-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdelny-ie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/70858526/#block_22.

15. Federalnyiy zakon ot 8 yanvarya 1998 g. № 3-FZ "O narkoticheskih sredstvah i psihotropnyih veschest-vah" (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] :http://base.garant.ru/12107402/.

16. MVD: Okolo protsenta detskih suitsidov sovershayutsya po vine "grupp smerti". Rossiyskaya gazeta. [Data razmescheniya: 30.03.2017.] [Vremya razmescheniya: 16:55]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/03/30/mvd-okolo-procenta-detskih-suicidov-sovershaiutsia-po-vine-grupp-smerti.html.

17. Igra Siniy kit 2017: poslednie novosti. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : https://sputnik-georgia.ru/reviews/20170419/235658446/Igra-Sinij-kit-2017-poslednie-novosti.html.

18. Vladimir Kolokoltsev provel zasedanie Pravitelstvennoy komissii po profilaktike pravonarusheniy. [Data razmescheniya resursa: 26 Iyunya 2017]. [Vremya razmescheniya resursa: 12:45]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : https://mvd.rf/news/item/10564991.

19. Federalnyiy zakon ot 7 iyunya 2017 goda № 120-FZ «O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyiy kodeks Ros-siyskoy Federatsii i statyu 151 Ugolovno-protsessualnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v chasti ustanovleniya dopolnitelnyih mehanizmov protivodeystviya deyatelnosti, napravlennoy na pobuzhdenie detey k suitsidalnomu povedeniyu». [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1115793/.

Za travlyu posadyat. Dlya organizatorov "grupp smerti" vvedena ugolovnaya otvetstvennost. Rossiyskaya gazeta. [Data razmescheniya resursa: 08.06.2017]. [Vremya razmescheniya resursa: 19:52]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : https://rg.ru/2017/06/08/dlia-organizatorov-grupp-smerti-vvedena-ugolovnaia-otvetstvennost.html.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.