Научная статья на тему 'Правовые проблемы привлечения родителей несовершеннолетних к административной ответственности'

Правовые проблемы привлечения родителей несовершеннолетних к административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3157
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КУРЕНИЕ / PARENTS / THE MINORS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / SMOKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ветошкин Дмитрий Сергеевич

Рассматривается вопрос о привлечении родителей и иных законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности за курение в неустановленных местах. Автор предлагает ввести в КоАП РФ новую статью, которая бы помогла сотрудникам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, привлекать к административной ответственности родителей и иных законных представителей несовершеннолетних без особых трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ветошкин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal issues of involvement of the minors' parents to administrative responsibility

The problem of involvement parents and other legal representatives of the minors to administrative responsibility for smoking in undesignated places is considered. The author proposes a new section of Administrative Violations Code of the Russian Federation which could help the officers, authorized to draw up the protocols on administrative offences, to impose administrative sanctions on parents and other legal representatives of the minors without any difficulties.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы привлечения родителей несовершеннолетних к административной ответственности»

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

УДК 342.951:347.63.03+347.63.03

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Д. С. Ветошкин, старший лейтенант полиции, командир взвода факультета подго-

товки сотрудников полиции, Уральский юридический институт МВД России

Рассматривается вопрос о привлечении родителей и иных законных представителей несовершеннолетних к административной ответственности за курение в неустановленных местах. Автор предлагает ввести в КоАП РФ новую статью, которая бы помогла сотрудникам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, привлекать к административной ответственности родителей и иных законных представителей несовершеннолетних без особых трудностей.

Ключевые слова: родители, несовершеннолетние, административная ответственность, курение.

В настоящее время очень часто подразделения по делам несовершеннолетних составляют протоколы об административных правонарушениях не за деяния родителей или законных представителей, а за совершенное его ребенком правонарушение, в то время как ответственность родителей по ст. 5.35 КоАП РФ имеет самостоятельное основание.

Необходимо учитывать, что не каждый проступок несовершеннолетнего является следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию. Как правило, совершение правонарушения или антиобщественных действий несовершеннолетним часто связано с физиологическими и психологическими особенностями его личности, и составление протокола в отношении родителя или законного представителя в некоторых случаях является не-конкретизированным. Например, 26 декабря 2009 г. выявлен факт ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего сына Я.: сын из-под контроля родителей вышел, родители не справляются с его воспитанием. Как следует из материалов дела, в указанный день несовершеннолетний Я. находился на территории школы «Лик», где курил сигареты. По месту учебы характеризуется положительно, учится удовлетворительно, пропусков занятий не имеет. Родители контролируют посещаемость

и учебу несовершеннолетнего. Доказательств, устанавливающих вину родителя С. в ненадлежащем воспитании сына, в представленных материалах не усматривается1.

Каждый протокол об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних и их родителей согласно ст. 23.2 КоАП РФ направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Зачастую такие протоколы и материалы дела отправляются на доработку в подразделения по делам несовершеннолетних за недостаточностью доказательственной базы в отношении родителей или других законных представителей.

Неисполнение обязанностей должно быть выражено в практически полном бездействии родителей, т. е. когда они не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей, укреплении их здоровья, полноценном питании, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения, организации досуга детей.

В п. 1 ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»2 определено, что в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжи-

Ветошкин Д. С.

Правовые проблемы привлечения родителей несовершеннолетних к административной...

тельности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

На основании ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»3 образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В ст. 1 Федерального закона «Об ограничении курения табака» указано, что под курением табака понимается процесс вдыхания дыма тлеющих табачных изделий4.

В настоящее время законодательством РФ ответственность за вышеперечисленные деяния, запрещенные Федеральным законом «Об ограничении курения табака», не установлена, однако можно утверждать, что курение в общественном месте должно предусматривать и влечь за собой административную ответственность. Курение несовершеннолетнего на территории образовательного учреждения будет являться антиобщественным деянием.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» предусматривает административную ответственность за нарушение требований, предусмотренных п. 1 и п. 2 данной статьи. В связи с этим, на наш взгляд, относительно данного пункта имеется пробел в законодательном регулировании. КоАП РФ не предусматривает практически никаких санкций за невыполнение данной обязанности, что делает невозможным привлечение виновных лиц к ответственности. Действие (бездействие) в нарушение запрета курения или обязанности по организации специальных мест для курения, совершенное работодателем, будет иметь все признаки административного правонарушения: общественную вредность5, виновность, противоправность (поскольку нарушаются положения федерального закона), кроме одного - наказуемости.

Практически единственной санкцией в данной сфере является административная ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, что является согласно ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ от-

дельным составом административного правонарушения, за которое следует административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере ста рублей.

Законодатель в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах

системы профилактики безнадзорности и пра-^ 6 вонарушений несовершеннолетних» под антиобщественным действием подразумевает действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Таким образом, мы считаем целесообразным дополнить ст. 1 данного закона после слов «наркотических средств» словами «курение табачных изделий». Эта новелла поможет повысить эффективность деятельности подразделений по делам несовершеннолетних в подготовке доказательной базы при привлечении к административной ответственности. Курение несовершеннолетнего на территории образовательного учреждения будет являться антиобщественным действием.

Можно было бы согласиться с мнением В. А. Минора, который предлагает следующую редакцию диспозиции ст. 20.22 КоАП РФ: «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, курение, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах». Административная ответственность за данное правонарушение должна предусматривать наложение административного штрафа на родителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти тысяч руб.7 Но, на наш взгляд, административное правонарушение, выразившееся в курении в общественном месте, должно предусматриваться нормативным актом. А размер штрафа должен быть разумным, так как сумма от трех до пяти тысяч рублей для некоторых субъектов Российской Федерации является крупной. Так, размер прожиточного минимума в Свердловской области во втором квартале 2011 года составил 6600 рублей8, а некоторые граждане по-

Серия «Право», выпуск 30

79

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

лучают заработную плату ниже прожиточного минимума.

В связи с изложенным мы считаем целесообразным гл. 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» дополнить ст. 6.7.1 «Нарушение несовершеннолетними законодательства в области ограничения курения табака» следующего содержания: «Нарушение несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет законодательства в области ограничения курения табака - влечет наложение административного штрафа на родителей и законных представителей несовершеннолетнего в размере от пятисот до одной тысячи рублей».

При этом под курением табака следует понимать вдыхание дыма тлеющих табачных изделий, а под табачными изделиями - изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка-крупка курительная (в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об ограничении курения табака»).

Данная статья, на наш взгляд, помогла бы сотрудникам полиции привлекать к административной ответственности родителей и законных представителей несовершеннолетних за вышеуказанное антиобщественное деяние и внесла бы положительные изменения в работу подразделений по делам несовершеннолетних - в профилактическом направлении деятельности, а также при выявлении и фиксации фактов ненадлежащего исполнения обязанностей родителей и законных представителей несовершеннолетних по их воспитанию.

1 Методические рекомендации по составлению протоколов по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Екатеринбург, 2010. С. 7.

2 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2942.

3 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

4 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2942.

5 Бахрах Д. Н., Россинский В. Б., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. М., 2004. С. 491-492.

6 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

7 Минор В. А. Превентивная функция административной ответственности несовершеннолетних: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, С. 12.

8 иКЬ: http://www.urbc.ru/.

Статья поступила в редакцию 10 января 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.