Научная статья на тему 'Ответственность родителей за безнадзорность детей в информационном пространстве'

Ответственность родителей за безнадзорность детей в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
939
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / «ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ» / ПРАВОВОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / INFORMATION ENVIRONMENT / CYBERSECURITY OF CHILDREN / “INFORMATION NEGLECT” / LEGAL INFORMATION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаметдинова Г. Ф.

Одной из причин происходящего в последние годы роста инцидентов в информационной среде с участием несовершеннолетних является неготовность ответственных за их воспитание лиц оградить подрастающее поколение от киберугроз, которая обусловлена недостаточной осведомленностью о методах обеспечения защиты детей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Следовательно, исключительно важным является повышение уровня информированности не только о рисках и угрозах, связанных с пребыванием в сети Интернет, но и о методах и средствах защиты несовершеннолетних от них. Наряду с этим, по мнению автора статьи, должна быть установлена административная ответственность родителей, иных законных представителей несовершеннолетних за безнадзорное нахождение детей и подростков в информационном пространстве. В результате проведенного исследования сформулировано предложение о необходимости закрепить в качестве самостоятельного основания привлечения к административной ответственности родителей, иных законных представителей несовершеннолетних непринятие ими мер по установлению аппаратно-программных средств защиты на компьютеры, мобильные телефоны, иные устройства, имеющие доступ к сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хаметдинова Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibility of parents for the children’s unsupervised internet use

One of the reasons for the growth of incidents in the information environment involving minors in recent years is the unwillingness of persons responsible for their upbringing to protect the younger generation from cyberthreats, which is determined by the lack of awareness about the methods of ensuring the children protection on the Internet. Therefore, it is extremely important to raise awareness not only on the risks and threats associated with using the Internet, but also on the methods and means of protecting minors from them. At the same time, according to the author of the article’s opinion, the administrative responsibility of parents and other legal representatives of minors for the unsupervised or careless Internet use by children and adolescents should be established. As a result of the conducted research, the author formulated the proposal on the necessity to fix the failure of the parents and other legal representatives of minors to install hardware and software protection on computers, mobile phones, and other devices having access to the Internet as the independent basis for bringing them to administrative responsibility.

Текст научной работы на тему «Ответственность родителей за безнадзорность детей в информационном пространстве»

Раздел 3. Административная деликтология

ХАМЕТДИНОВА Г.Ф., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

KHAMETDINOVA G.F., Candidate of Legal Sciences, [email protected] Chair of administrative activity of the internal affairs bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕМ ЗА БЕЗНАДЗОРНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Одной из причин происходящего в последние годы роста инцидентов в информационной среде с участием несовершеннолетних является неготовность ответственных за их воспитание лиц оградить подрастающее поколение от киберугроз, которая обусловлена недостаточной осведомленностью о методах обеспечения защиты детей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Следовательно, исключительно важным является повышение уровня информированности не только о рисках и угрозах, связанных с пребыванием в сети Интернет, но и о методах и средствах защиты несовершеннолетних от них. Наряду с этим, по мнению автора статьи, должна быть установлена административная ответственность родителей, иных законных представителей несовершеннолетних за безнадзорное нахождение детей и подростков в информационном пространстве. В результате проведенного исследования сформулировано предложение о необходимости закрепить в качестве самостоятельного основания привлечения к административной ответственности родителей, иных законных представителей несовершеннолетних непринятие ими мер по установлению аппаратно-программных средств защиты на компьютеры, мобильные телефоны, иные устройства, имеющие доступ к сети Интернет.

Ключевые слова: информационное пространство; кибербезопасность детей; «информационная запущенность»; правовое информирование; административная ответственность.

RESPONSIBILITY OF PARENTS FOR THE CHILDREN'S UNSUPERVISED INTERNET USE

Annotation. One of the reasons for the growth of incidents in the information environment involving minors in recent years is the unwillingness of persons responsible for their upbringing to protect the younger generation from cyberthreats, which is determined by the lack of awareness about the methods of ensuring the children protection on the Internet. Therefore, it is extremely important to raise awareness not only on the risks and threats associated with using the Internet, but also on the methods and means of protecting minors from them. At the same time, according to the author of the article's opinion, the administrative responsibility of parents and other legal representatives of minors for the unsupervised or careless Internet use by children and adolescents should be established. As a result of the conducted research, the author formulated the proposal on the necessity to fix the failure of the parents and other legal representatives of minors to install hardware and software protection on computers, mobile phones, and other devices having access to the Internet as the independent basis for bringing them to administrative responsibility.

Keywords: information environment; cybersecurity of children; "information neglect"; legal information; administrative responsibility.

Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.

Семья является средой жизнедеятельности и развития ребенка, помогает ему в самореализации и преодолении трудных ситуаций. Рождающаяся в семье эмоциональная связь становится тем образцом, ориентируясь на который, чело-

век выстраивает отношения с социальным окружением, обретает оптимизм и базовое доверие к миру. В этом смысле благополучная семья - это жизненная необходимость как для ребенка, так и для общества в целом [1, с. 78].

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 период с 2018 по 2027 год объявлен в Российской Федерации Десятилетием детства*. Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, предусмотрена организация широкомасштабной работы с родителями (законными представителями) с целью разъяснения им методов обеспечения защиты детей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 84)**. Ожидаемым результатом такой деятельности должно стать увеличение доли родителей, осведомленных о методах обеспечения защиты детей в сети Интернет.

Рост инцидентов, происходящий в последние годы в информационной среде с участием несовершеннолетних, стал возможен, в частности, в связи с неготовностью ответственных за их воспитание лиц предпринять защитные меры, оградить от киберугроз и своевременно оказать необходимую помощь и поддержку. Причиной этого не всегда является безответственное отношение к воспитанию. В ряде случаев имеет место отсутствие у родителей навыков пользования информационным ресурсом, недостаточная осведомленность о методах обеспечения защиты детей в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Примером, подтверждающим это утверждение, являются результаты исследования вопроса об отношении родителей к потенциальным опасностям, исходящим от информационного про-

* Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 // Рос. газ. 2017. 30 мая.

** Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства: распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. N 29. Ст. 4475.

странства, показавшие, что 14 % опрошенных родителей не знают, каким образом можно следить за своим ребенком в социальных сетях [2, с. 392].

Проблеме информационной безопасности детей посвящены исследования Л.Д. Стороженко [3], О.Н. Троицкой [4], А.В. Алтухиной [5], А.Ю. Толстухиной [6] и др. Например, А.Ю. Толстухина отмечает, что сегодня формируется новый тип личности, которому придется жить в цифровом обществе и конкурировать с искусственным интеллектом. Задача общества на современном этапе видится автору в приложении усилий по ограждению детей и подростков от деструктивной информации и киберпреследований [6, с. 78]. Необходимость создания концептуальной модели обучения основам кибербезопас-ности учащихся общеобразовательных организаций и возникающих в этой области проблемах обосновывают О.Н. Троицкая, Т.С. Ширикова и др. [4, с. 148].

Анализ современной литературы в данной области показал, что исследования посвящены психологическим и педагогическим аспектам влияния социальных сетей на формирование личности ребенка, его психику и ценностные ориентиры, роли социальных сетей в воспитании несовершеннолетних. При этом, на наш взгляд, не нашли достаточного освещения вопросы правовой ответственности родителей (законных представителей) за «информационную запущенность» подростка, находящегося в киберпространстве, подобно ответственности за бродяжничество или нахождение в общественных местах в ночное время без сопровождения законных представителей. Ответственность за безнадзорность детей должна распространяться и на сферу информационного пространства. В настоящее время родители несовершеннолетних, вовлеченных в ки-берпространство в роли правонарушителей или жертв, выглядят скорее потерпевшей стороной, нежели виновной. Позиция родителей чаще всего сводится к мнению о том, что «виноват Интернет», о невозможности повлиять на происходящие в этой сфере процессы. Общей задачей для всех субъектов профилактики на данном этапе является изменение стереотипа беспомощного обывателя. Как справедли-

во замечено М.В. Храмовой и Е.Н. Пицик, родитель современного ребенка, сохраняя свою обязанность по обеспечению его безопасности во всех сферах жизни, не должен оставлять без внимания факт присутствия ребенка в социальных сетях, учитывая при этом все опасности и риски последних [2, с. 390].

Повышение уровня информированности детей, их родителей (законных представителей) об угрозах, существующих в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, - важная задача системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации*.

Деятельность по формированию правовых знаний регламентирована Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»**, согласно которому одним из направлений профилактики правонарушений является повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан. При осуществлении разъяснительной работы возможно применение таких форм профилактического воздействия, предусмотренных указанным федеральным законом, как правовое просвещение и правовое информирование (ст. 18), а также помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми (ст. 27).

Разъяснению существующих методов защиты должно предшествовать изучение содержания нормативных правовых актов. Правовую основу формирования и регулирования отношений в информационно-телекоммуникационной сфере в Российской Федерации составляют:

- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации», содержащий ба-

* Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ: ред. от 26 июля 2019 г. // Рос. газ. 1999. 30 июня; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

** Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ // Рос. газ. 2016. 28 июня.

зовые понятия в сфере средств массовой информации. Например, под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом***;

- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», в котором особое место отводится вопросам защиты интересов лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, при производстве и распространении рекламы. Статья 6 включает положения, направленные на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта. Например, реклама не должна создавать у несовершеннолетнего впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит его перед сверстниками в предпочтительное положение****;

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с ним создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). С целью защиты прав несовершеннолетних в реестр включаются сведения, содержащие материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в мероприятиях порнографического характера; информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами; информация, направ-

*** О средствах массовой информации: закон Рос. Федерации от 27 дек. 1991 г. N 2124-I: ред. от 6 июня 2019 г. // Рос. газ. 1992. 8 февр.; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

**** О рекламе: федер. закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ: ред. от 1 мая 2019 г. // Рос. газ. 2006. 15 марта; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru

ленная на склонение либо вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для собственной жизни и (или) здоровья, либо иных лиц*;

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»**. Он выполняет важную роль в регулировании общественных отношений, связанных с обработкой персональных данных с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях. Согласно данному федеральному закону обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, с обязательного согласия субъекта персональных данных на обработку таких данных. Целью закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, а также защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому детям нельзя транслировать материалы, демонстрирующие насилие и побуждающие к нему, а также к самоубийству, курению, употреблению алкоголя, наркотиков, бродяжничеству и проституции. Запрещена также информация, оправдывающая противоправное поведение, содержащая порнографию и нецензурную брань***;

* Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ: ред. от 18 марта 2019 г. // Рос. газ. 2006. 29 июля; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

** О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ: ред. от 31 дек. 2017 г. // Рос. газ. 2006. 29 июля; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

*** О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон от 29 дек. 2010 г. N 436-ФЗ: ред. от 1 мая

2019 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 1. Ст. 48; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru

- Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». В нем подчеркивается, что расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые информационные угрозы. Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей ****.

Ответственность за правонарушения в сфере информации в Российской Федерации установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ).

В КоАП РФ содержится отдельная глава, предусматривающая ответственность за совершение административных правонарушений в области связи и информации. Например, незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, влечет ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации». Кроме того, предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных (ст. 13.11 КоАП РФ); нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ); пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, совершенная с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ст. 6.21 КоАП РФ), и др.

УК РФ предусматривает ответственность за любые преступления, совершенные с применением средств массовой информации, в том числе в сети Интернет. В части 3 ст. 137 УК РФ предусмотрена от**** Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 5 дек. 2016 г. N 646 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 50. Ст. 7074.

ветственность за незаконное распространение в информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, которое повлекло причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.

Проблема кибербезопасности, возникшая с развитием информационных технологий и ростом числа несовершеннолетних пользователей, является для нашего общества относительно новой. Формирование знаний у родителей, иных законных представителей несовершеннолетних заключается в уяснении понятия кибербезопасности и представления о возможных угрозах, возникающих при использовании социальных сетей, иных ресурсов Интернета.

Приставка «кибер-» используется для присвоения слову значения чего-то, относящегося к эпохе компьютеров, Интернета и цифровых технологий, иначе говоря, связанного с компьютером и Интернетом. В научной литературе понятие кибербезопасности определяется как свойство защищенности активов от угроз конфиденциальности, целостности, доступности в некоторых абстрактных рамках -киберпространстве. При этом дефиниция понятия «киберпространство» формулируется как комплексная виртуальная среда (не имеющая физического воплощения), сформированная в результате действий людей, программ и сервисов в сети Интернет посредством соответствующих сетевых и коммуникационных технологий [7, с. 28]. Полагаем, что для целей разъяснительной работы понятие «кибербезопасность» может применяться в ее допустимой форме как компьютерная или информационная безопасность. Безопасность - это защищенность от опасностей, исходящих от различных сайтов сети Интернет.

В научной литературе выделяют известные на сегодняшний день определенные опасности, поступающие из Глобальной сети: «явные угрозы» - пропаганда насилия, употребления алкоголя, наркотиков, а так-

же порнографии, социальной ненависти и «скрытые угрозы», исходящие от групп людей, распространяющих идею депрессивного поведения вплоть до суицида [3, с. 84].

Интернет-ресурс позволяет охватить большее количество «единомышленников», консолидировать усилия, поддерживать связь в режиме «онлайн», немедленно реагировать на возникающие изменения и корректировать поведение участников. Значимым является режим «физического отсутствия» или «удаленного доступа»*, при котором, не имея личного контакта, участники не испытывают либо имеют возможность скрыть чувство стыда, неуверенности, страха и т.д. Более того, анонимное участие формирует представление о вседозволенности и безнаказанности любых проявлений в сети.

Следует согласиться с В.О. Мотиной в том, что абсолютная свобода слова в принципе невозможна, существуют «фильтры» морали, нравственности и культуры, которые ограничивают человека в высказываниях [8, с. 130]. Агрессивные проявления в поведении осуждаемы обществом и являются серьезным препятствием для успешной социализации. Присущая виртуальному миру анонимность стирает границы этики взаимоотношений, а хамство и оскорбления становятся нормой на страницах глобальной сети.

Киберпространство, не требующее физического присутствия человека, затрудняет осуществление родительского контроля за поведением подростка в социальных сетях. Имеющаяся у пользователей возможность регистрироваться под вымышленным или чужим «никнеймом»**,

* Удаленный доступ (remote access) — связь с объектами или системами, находящимися в пределах определенного периметра, или их использование, осуществляемые из любой точки, которая находится за пределами этого периметра // ГОСТ Р МЭК 62443-2-1-2015 Сети коммуникационные промышленные. Защищенность (кибербезопасность) сети и системы. Часть 2-1. Составление программы обеспечения защищенности (кибербезопасности) системы управления и промышленной автоматики. М.: Стандартинформ, 2015.

** Под «никнеймом» (англ. «nick» — псевдоним, «name» — имя) понимается сетевое имя, используемое пользователем для общения в блогах, чатах, на форумах.

заменив свое реальное имя, осложняет процесс их идентификации и распознания в Интернете. Это ведет также к сокращению влияния на личность подростка ближайшего окружения как средства социального контроля, к нарушению механизмов детерминации позитивного поведения [9, с. 63].

Изложенные обстоятельства затрудняют решение вопроса о привлечении родителей к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в случае деструктивного пребывания детей в информационном пространстве. Помимо этого, неоднозначно решается вопрос об ответственности родителей или иных законных представителей даже при совершении их детьми противоправного деяния.

Согласно действующей редакции ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ совершение несовершеннолетним какого-либо правонарушения или преступления само по себе не дает основания для привлечения к ответственности родителей (иных законных представителей). Необходимы доказательства, подтверждающие, что противоправное деяние несовершеннолетнего стало результатом неисполнения либо ненадлежащего исполнения родителями или законными представителями своих обязанностей. Нередко практика применения ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ демонстрирует отсутствие единого подхода к решению данного вопроса со стороны субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, усматривая в подобных ситуациях признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, не находят поддержки своей квалификации со стороны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. По нашему мнению, прямое указание в ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в качестве основания привлечения родителей к административной ответственности совершения их детьми в возрасте до 16 лет противоправных деяний устранило бы возникающие разногласия [10, с. 26]. Совершение правонарушений несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет должно оставаться основанием административной ответственности, пред-

усмотренной ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, которая должна наступать не за совершение ими правонарушений, а в связи с ними, при наличии иных доказательств, подтверждающих виновное поведение родителей или законных представителей несовершеннолетних.

Изучение сложившейся правоприменительной практики подтверждает отсутствие единого подхода к решению вопроса об определении оснований привлечения к ответственности субъекта по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Например, основанием отмены протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ или его возвращения на доработку все чаще выступает выдвигаемое комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав требование об установлении причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившим последствием [11, с. 75]. Кроме того, указывается на отсутствие общественно вредного последствия при том, что норма по своей конструкции является формальной и не требует наступления последствий.

Действительно, если для отношений материального характера существуют достаточно прозрачные механизмы, то измерение неимущественных, моральных, нравственных ценностей сопряжено с определенными трудностями. Полагаем, что нормативно-правовое регулирование, предоставляя правоприменителю право определять признаки ненадлежащего воспитания, не допускает безнравственные методы воспитания. В связи с этим позиция комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав представляется необоснованной.

Практика рассмотрения дел по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении родителей, иных законных представителей несовершеннолетних все чаще складывается так, что данная норма применяется в случае «злостного» неисполнения родительских обязанностей. Таким образом, в отличие от теории, на практике прослеживается сужение оснований ответственности, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и возврат к положениям ранее действовавшей ст. 164 КоАП РСФСР, в соответствии с которой основанием привлечения к административной ответственности являлось либо

злостное невыполнение родительских обязанностей, либо совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет прямо указанных противоправных деяний.

Полагаем, что чувство ответственности за кибербезопасность детей у законных представителей не возникнет до тех пор, пока правоприменители будут «ограждать», подобно вышеуказанным случаям, от привлечения к административной ответственности за безнадзорность и, как результат, совершение их детьми противоправных антиобщественных деяний как в реальном, так и в виртуальном мире.

Предотвращение потенциальных информационных рисков, связанных с личной безопасностью ребенка в социальных сетях, возможно только при должном подходе к решению данной проблемы лиц, ответственных за их воспитание, прежде всего родителей либо иных законных представителей.

В настоящее время административная ответственность за различные нарушения в сфере распространения информации, угрожающей или причиняющей вред

здоровью и (или) развитию детей, предусмотрена в нескольких статьях КоАП РФ, причем размещенных в разных главах, что предполагает и различные объекты посягательства. Это ст.ст. 6.17, 6.21, ч. 3 ст. 13.15, ч. 2 ст. 13.21, ст. 13.36 КоАП РФ. При этом самостоятельной или повышенной ответственности за совершение таких деяний родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних не предусмотрено.

В связи с этим полагаем, что в целях единообразного применения ответственности за деяния, посягающие на один родовой объект - нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, указанные составы необходимо объединить в одну норму, поместив ее в отдельной главе КоАП РФ, посвященной охране несовершеннолетних, и введя самостоятельную ответственность для родителей (или иных законных представителей) за непринятие мер по установлению аппаратно-программных средств защиты на компьютеры, мобильные телефоны, иные устройства, имеющие доступ к сети Интернет.

Список литературы

1. Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. N 07-505) // Администратор образования. 2016. N 7. С. 66-94.

2. Храмова М.В., Пицик Е.Н. Отношение родителей к потенциальным опасностям при увлечении школьников соцсетями // Образовательные технологии и общество. 2017. N 3. С. 386-396.

3. Стороженко Л.Д. Опасный Интернет: что и как угрожает нашим детям. Кибербезопасность - предупреждение информационного терроризма // Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский гос. ун-т, 2018. С. 84-85.

4. Концептуальная модель обучения основам кибербезопасности в основной школе / О.Н. Троицкая, Т.С. Ширикова, О.Л. Безумова, Е.А. Лыткина // Современные проблемы науки и образования. 2018. N 5. С. 148-156.

5. Алтухина А.В., Донской А.Г. Кибербезопасное поведение школьников как современная педагогическая задача // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. N 5. С. 6-11.

6. Толстухина А.Ю. «Поколение онлайн» нуждается в защите // Международная жизнь. 2018. N 5. С. 78-82.

7. Марков А.С., Цирлов В.Л. Руководящие указания по кибербезопасности в контексте ISO 27032 // Вопросы кибербезопасности. 2014. N 1. С. 28-35.

8. Мотина В.О. Правовая и нравственная категория Интернет агрессии // Сборник статей XIV Международного научно-исследовательского конкурса «Лучшая студенческая статья»: в 4 ч. Ч. 4. Пенза: Наука и просвещение, 2018. С. 129-132.

9. Информационные технологии в расследовании преступлений, совершенных с использованием сотовой связи: науч.-метод. пособие / Б.В. Андреев [и др.]. М.: Акад. Генеральной прокуратуры РФ, 2009. 122 с. (Библиотека прокурора).

10. Хаметдинова Г.Ф. Развитие института административной ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей в отечественном праве // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2019. N 1. С. 21-26.

11. Методические рекомендации для комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях и иных дел (материалов): в 3 ч. Ч. 3 / А.В. Злобин [и др.]; под ред. Е.В. Ильговой. Саратов: ИП Коваль Ю.В., 2015. 100 с.

References

1. Metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogicheskih rabotnikov, roditeley i rukovoditeley obrazovatel'nyh organizatsiy po pedagogicheskomu, psihologicheskomu i roditel'skomu popecheniyu i soprovozhdeniyu grupp riska vovlecheniya obuchayushchihsya v potreblenie narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv (napravleny pis'mom Departamenta gosudarstvennoy politiki v sfere zashchity prav detey Minobrnauki Rossii ot 9 fevralya 2016 g. N 07-505) [Methodical recommendations for teachers, parents and heads of educational institutions on pedagogical, psychological and parental care and support of risk groups to involve students in use of narcotic drugs and psychotropic substances (provided in a letter of Department of state policy in the sphere of protection of the rights of children of Minobrnauki of Russia from February 9, 2016 number 07-505). Administrator obrazovaniya -Education Administrator, 2016, no. 7.

2. Hramova M.V., Pitsik E.N. Otnoshenie roditeley k potentsial'nym opasnostyam pri uvlechenii shkol'nikov sotssetyami [Parents' attitude to potential dangers when schoolchildren are passionate about social networks]. Obrazovatel'nye tehnologii i obshchestvo - Educational Technologies and Society, 2017, no. 3, pp. 386-396.

3. Storozhenko L.D. Opasniy Internet: chto i kak ugrozhaet nashim detyam. Kiberbezopasnost' -preduprezhdenie informatsionnogo terrorizma [Dangerous Internet: what and how it threatens our children. Cybersecurity - the prevention of information terrorism]. Materialy 56-y Mezhdunarodnoy nauchnoy studencheskoy konferentsii [Materials of the 56th International Scientific Student Conference]. Novosibirsk, Novosibirsk National Research State University, 2018. Pp. 84-85.

4. Troitskaya O.N., Shirikova T.S., Bezumova O.L., Lytkina E.A. Kontseptual'naya model' obucheniya osnovam kiberbezopasnosti v osnovnoy shkole [A conceptual model of teaching the basics of cybersecurity in a primary school]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2018, no. 5, рр. 148-156.

5. Altuhina A.V., Donskoy A.G. Kiberbezopasnoe povedenie shkol'nikov kak sovremennaya pedagogicheskaya zadacha [Cyber-safe behavior of schoolchildren as a modern pedagogical task]. Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment - Municipal education: innovation and experiment, 2018, no. 5, pp. 6-11.

6. Tolstuhina A.Yu. "Pokolenie onlayn" nuzhdaetsya v zashchite ["Generation online" needs protection]. Mezhdunarodnaya zhizn' - International life, 2018, no. 5, pp. 78-82.

7. Markov A.S., Tsirlov V.L. Rukovodyashchie ukazaniya po kiberbezopasnosti v kontekste ISO 27032 [Cybersecurity guidelines in the context of ISO 27032]. Voprosy kiberbezopasnosti - Cybersecurity issues, 2014, no. 1, pp. 28-35.

8. Motina V.O. Pravovaya i nravstvennaya kategoriya Internet agressii [The legal and moral category of Internet aggression]. Sbornik statey XIV Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa "Luchshaya studencheskaya stat'ya": v 4 ch. [The legal and moral category of Internet aggression // Collection of articles of the XIV International Research Competition "Best Student Article". In 4 parts]. Penza, Nauka i prosveshchenie Publ., 2018. Pp. 129-132.

9. Andreev B.V. [i dr.] Informatsionnye tehnologii v rassledovanii prestupleniy, sovershennyh s ispol'zovaniem sotovoy svyazi [Information technology in the investigation of crimes committed using cellular communications]. Mjscow, Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation, 2009. 122 p.

10. Hametdinova G.F. Razvitie instituta administrativnoy otvetstvennosti roditeley za nenadlezhashchee vospitanie detey v otechestvennom prave [The development of the institute of administrative responsibility of parents for the inappropriate upbringing of children in domestic law]. Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii - Bulletin of the Tyumen Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, no. 1, pp. 21-26.

11. Zlobin A.V. [i dr.]. Metodicheskie rekomendatsii dlya komissiy po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav po rassmotreniyu del ob administrativnyh pravonarusheniyah i inyh del (materialov). V 3 ch. Ch. 3 [Guidelines for commissions on minors and protecting their rights to consider cases of administrative offenses and other cases (materials): in 3 parts. Part 3]. Saratov, 2015. 100 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.