УДК 342.95, ББК 67.301© С. Л. Банщикова, И.Ю. Гольтяпина
С. Л. Банщикова, И.Ю. Гольтяпина
ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ
Статья посвящена анализу современного правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении родителями (лицами, заменяющими родителей) несовершеннолетних своих обязанностей по воспитанию и развитию детей, в том числе обязанности по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних, а также при привлечении виновного родителя к административная ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.
Целью работы является характеристика российских нормативных актов, регулирующих отношения по реализации права несовершеннолетнего на защиту от информации, наносящей вред его здоровью, нравственности, духовному и иному развитию, а также устанавливающих обязанности родителей по обеспечению реализации указанного права ребенка и административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности. Кроме того современное правовое регулирование вышеназванных отношений подвергается авторами статьи критическому анализу с целью выявить пробелы правового регулирования и формулирования предложений по устранению таких пробелов законодательства.
Методологическую основу исследования составляют такие способы и приемы научного познания, как: диалектико-материалистический, анализ и синтез, социологический, сравнительно-правовой, формально-правовой, при помощи которых авторам удалось проанализировать особенности правового регулирования отношений по осуществлению родителями несовершеннолетних детей своих обязанностей по воспитанию, физическому, духовному и иному развитию ребенка, защите его прав и законных интересов.
В ходе исследования были выявлены проблемы правоприменительной практики территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при определении объективной стороны административного правонарушения родителей несовершеннолетних, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пробелы правового регулирования механизма реализации права ребенка на защиту от информации, причиняющий вред здоровью, физическому, нравственному и иному развитию несовершеннолетнего.
Результатом проведенного исследования явилось предложение по совершенствованию правового регулирования отношений, возникающих при выполнении родителями ребенка своих обязанностей по его надлежащему воспитанию и развитию, что, в свою, очередь, будет способствовать совершенствованию правоприменительной практики такого внесудебного органа, наделенного юрисдикционными полномочиями, как комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ключевые слова: информационная безопасность детей, вред, несовершеннолетний, ребенок, обязанность родителей, административная ответственность, защита.
Современная информационная сфера сегодня непрерывно трансформируется, изменяются и усложняются отношения, возникающие по поводу информации, информационных процессов. В свою очередь изменения общественных отношений в информационной сфере требуют соответствующей реакции со стороны российского законодателя. Наиболее остро на сегодняшний день в России стоит вопрос информационной безопасности граждан, в том числе детей.
Система российского нормативного обеспечения информационной безопасности находится в постоянном развитии, принимаются новые акты, поскольку действующие правовые нормы общего характера не могут исчерпывающе обеспечить регулирование правоотношений в
рассматриваемой сфере, особенно в направлении обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.
Основным документом в рассматриваемой области является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5]. Закон является системообразующим для информационной сферы, в связи с чем не содержит достаточного объема нормативного материала, который может быть реализован в отношениях, возникающих по поводу обеспечения информационной безопасности детей [11, с. 147]. Относительно информационной безопасности несовершеннолетних законодатель предусмотрел лишь то, что «государственное регулирование в сфере применения информационных
технологий предусматривает обеспечение
информационной безопасности детей» (п. 4 ч. 1 ст. 12).
Также необходимо отметить и значимость концептуальных правовых актов, таких, как Доктрина информационной безопасности РФ [7], Концепция информационной безопасности детей [8]. Ввиду фундаментальности указанные правовые акты не уделяют необходимого внимания обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних граждан, ведь в этом случае необходимо определить перечень законных интересов, подлежащих защите, силы и средства обеспечения информационной безопасности названных субъектов, наиболее значимые угрозы, иные важные составляющие.
Концепция информационной безопасности детей, утвержденная Правительством РФ в 2015 году в целях совершенствования правового регулирования по рассматриваемому направлению, не является нормативным актом, обязательным к применению. Как и иные политически значимые акты, она носит декларативный характер и содержит общие положения, основные принципы, приоритетные задачи государственной политики по обеспечению информационной безопасности детей.
Основным документом, регулирующим отношения, возникающие при угрозах информационной безопасности ребенка и определении механизмов и способов его защиты, является, безусловно, Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [4].
Указанный нормативный акт должен быть наиболее содержательным с позиции регулирования вопросов информационной безопасности детей, их прав на такую защиту, обязанностей родителей (лиц, заменяющих родителей) несовершеннолетних по защите указанных прав детей. Однако системный анализ его норм не позволяет определить ни обязанности родителей и лиц, заменяющих родителей несовершеннолетних, ни обязанности
производителей информационной продукции. Разработчики рассматриваемого нормативного акта в пояснительной записке предполагали добровольное исполнение закона [15].
Учеными отмечаются существенные содержательные недостатки данного документа. Ввиду того, что названный закон не устанавливает процедур проведения экспертизы информационной продукции на соответствие заявленной возрастной категории и отсутствие сюжетов, травмирующих ребенка определенного возраста, оснований ответственности лиц, обязанных обеспечивать информационную безопасность ребенка, защитных мер в сфере регулирования, можно согласиться с И. С. Ивановым, предлагавшим с учетом содержания этого закона назвать его «О классификации и
государственном регулировании оборота информационной продукции для детей» [12]. Также справедливо отмечается А.К. Поляниной, что действующий закон реализует лишь функцию предупреждения, информирования родителей о категорировании информационной продукции, он не содержит механизм реализации права на безопасную информационную среду ребенка [14, с. 35].
Следует отметить, что российский законодатель, устанавливая право ребенка на защиту своих прав и законных интересов в п. 1 ст. 56 СК РФ [3], наделяет обязанностями по защите родителей и лиц, их заменяющих, а в определенных законом случаях и орган опеки и попечительства, прокурора или суд. Несовершеннолетний имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ [1]), в том числе с помощью информационно-
коммуникационной сети «Интернет», что является сегодня наиболее актуальным для детей. Родители обязаны воспитывать ребенка, обязаны заботиться о его здоровье и развитии (п. 1 ст. 63 СК РФ), что, несомненно, возможно только при отслеживании информации, которую получает несовершеннолетний и ограничении доступа последнего к информации, наносящей вред. Кроме того, закон налагает на родителей обязанность обеспечить получение детьми общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ), что, в свою очередь, предполагает также поиск, потребление, обработку информации детьми.
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [6] определены обязанности органов государственной власти РФ по принятию мер защиты ребенка от информации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14), из чего следует вывод, что ребенок имеет право на защиту от такого рода информации и, в первую очередь, обязанность по такой защите лежит на родителях. Полагаем, что законодатель, определяя нормами вышеназванного закона, а также нормами СК РФ обязанность родителей заботиться о здоровье и развитии своего несовершеннолетнего ребенка, предполагал, что такая забота должна включать в себя защиту от информации, наносящей вред. Но сегодня не все родители осознают степень значимости влияния на ребенка той или иной негативной информации и не предпринимают меры для ее ограничения, несмотря на общеизвестный факт возникновения информационной зависимости детей, чувства перемешивания реальности, являющихся предметом исследований психологов и психиатров. Не вызывает сомнений, что бесконтрольное потребление разного рода информации детьми не может не иметь вредных последствий. Так, психологи утверждают, что информация с символами смерти (куклы-монстры, др.) разрушает мировоззрение детей
и наносит вред психическому здоровью. Поводом для обострения интереса ребенка к информации, которая может нанести вред его здоровью, может явиться одиночество несовершеннолетнего, отстранённость родителей, их нежелание обсуждать его проблемы. В результате чего - ребенок будет искать общения там, где его услышат и считаются с его мнением. Если это группы в соцсетях, то, чтобы удовлетворить свою потребность быть услышанным и понятым, ребенок пойдет и туда [13].
По официальным статистическим данным,за последние пять лет количество детских самоубийств в регионах России составляет в среднем 5-7 случаев в год, случаи детского суицида, причинами которого была бы доказанная вина субъектов интернет-сообществ, при возбуждении дела по статье 110 УК РФ, регистрируются редко [13].
Здесь следует согласиться с мнением А.К. Поляниной, что основным способом защиты ребенка от вредной информации является применение родительских запрета и контроля [14, с. 36]. Безусловно, квалифицированная помощь педагогов и психологов в этом вопросе необходима. По мнению специалистов (М. Чекмарева и др.)? «лучший способ оградить детей от вредной информации - уметь быть рядом» [13], что позволит родителю оградить ребенка от вредной информации или интерпретировать любую информацию так, чтобы она стала для него неопасной.
Полагаем, что под надлежащим выполнением обязанностей по воспитанию и развитию ребенка следует понимать: и контроль поведения несовершеннолетнего, когда последний будет ограничен в потреблении вредной информации, осведомленность родителя о деятельности ребенка, его контактах, и привитие культуры пользования сетью «Интернет» и другими источниками информации.
Вопрос обязанностей родителей по надлежащему воспитанию и развитию своего ребенка и необходимости применения государством мер административной ответственности за неисполнение указанных обязанностей поднимается в последние годы постоянно. Проблемы ненадлежащего родительского воспитания и административной ответственности за такое деяние родителей рассматриваются в работах В.П. Филипповой [17], Е.А. Супониной [16], С.Л. Банщиковой [10] идр.
Сегодня российский законодатель предусматривает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителей (лиц, заменяющих родителей) в ст. 5.35 КоАП РФ, причем выделяя в ч. 2 ст. 5.35 противоправные деяния по лишению ребенка права на общение со вторым родителем (другими близкими родственниками), - все остальные противоправные деяния указанного субъекта
законодатель относит к неисполнению обязанностей по воспитанию и, не разграничивая этих деяний по своему характеру, предусматривает ответственность в ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ [9, с. 63]. Таким образом, потребление ребенком информации, способной нанести вред его психическому, физическому здоровью, является составным элементом объективной стороны правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. Например,А.К. Полянина называет как противоправное деяние (бездействие) родителя допуск ребенка к потреблению информационной продукции, способной причинить вред его здоровью и развитию [14, с. 36].
Кроме того, в правоприменительной практике комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) существуют сложности с определением признаков объективной стороны административного правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ), а именно — является ли игнорирование родителями злоупотребления ребенком информацией, причиняющей ему вред, неисполнением (ненадлежащим исполнением) родителями своих обязанностей по воспитанию, развитию ребенка, защите его прав и интересов.
В связи с вышеизложенным считаем целесообразным дополнить п. 1 ст. 63 СК РФ нормой, уточняющей обязанности родителей по воспитанию ребенка и заботе о нем и изложить п. 1 указанной статьи в следующей редакции: «...Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, в том числе,ограничивать доступ детей к информации, не соответствующей возрасту ребенка, с целью обеспечения их информационной безопасности». Использование указанной терминологии считаем допустимым, поскольку законодатель в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» четко определяет понятие «доступ детей к информации» как возможность ребенка получать и использовать информацию, если она считается свободно распространяемой, а также «информационная безопасность детей» как состояние защищенности несовершеннолетнего, когда он не подвергается риску пострадать от информации, наносящей вред его здоровью и развитию (ст. 2).
Предлагаемые изменения нормы СК РФ, на наш взгляд, будут способствовать приданию завершенности механизма реализации права ребенка на защиту от информации, причиняющий вред его здоровью и развитию. Также это приведет к совершенствованию правоприменительной практики территориальных КДНиЗП, облегчая
правоприменителю определение признаков
объективной стороны правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и позволит законодателю четко выразить свою позицию по поводу обязанности родителей в части защиты прав ребенка от негативного воздействия информации,
наносящей вред. Предлагаемые изменения, на наш взгляд, повлияют на эффективность реализации превентивной функции административной ответственности родителей и лиц, заменяющих родителей, несовершеннолетних.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации //Рос. газета. — 1993. — № 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Рос. газета. — 2001. — № 256.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Рос. газета. — 1996. — № 1.
4. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Рос. газета. — 2010. — № 297.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Рос. газета. — 2006. — № 165.
6. Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Рос. газета. — 1998. — № 147.
7. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2016. — № 50. —Ст. 7074.
8. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // СЗ РФ. — 2015. — № 49. — Ст. 7055.
9. Банщикова С.Л. Административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / С.Л. Банщикова. - Омск, 2017. - 219 с. - Режим доступа: http://www.omsu.ru/about/structure/science/ont/dissovet/d-999-008-03/Диссертация%20Банщиковой%20С.Л.pdf, свободный.
10. Банщикова С.Л. Административная ответственность за неисполнение родителями обязанностей в отношении несовершеннолетних (опыт омской области) // Вестник Омской юридической академии. - 2015. -№ 2 (27). - С. 14—16.
11. Гольтяпина И.Ю. О направлениях совершенствования закона «О защите детей от вредной информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Право и государство: теория и практика. - 2015. - № 10 (130). - С. 146-150.
12. Иванов И.С. Правовая защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: расширенный научно-практический комментарий [Электронный ресурс] // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
13. Осторожно, соцсети: как вытащить ребенка из «группы смерти». - Режим доступа: http://www.amur.info/news/2016/06/23/112676, свободный.
14. Полянина А.К. Семейно-правовая ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению информационной безопасности детей // Семейное и жилищное право. - 2015. - № 2. - С. 34—38.
15. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
16. Супонина Е.А.К вопросу об административной ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за нарушение «детского комендантского часа» // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 3. -№ 55. - С. 290—294.
17. Филиппова В.П. Административная ответственность родителей или иных законных представителей за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей // Вестник Российского университета кооперации. - 2017. - № 1 (27). - С. 143-145.
References
1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii [The Constitution of the Russian Federation] // Ros. gazeta. — 1993. — №. 237.
2. Kodeks Rossijskoj Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh [The Administrative Offenses Code of the Russian Federation] ot 30.12.2001 № 195- FZ (red. ot 31.12.2017) // Ros. gazeta. — 2001. — № 256.
3. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federatsii [Family Code of the Russian Federation] ot 29.12.1995 № 223- FZ (red. ot 29.12.2017) // Ros. gazeta. — 1996. — № 1.
4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2010 № 436-03 (red. ot 01.05.2017)^0 zashhite detej ot informatsii, prichinya-yushhej vred ikh zdorov'yu i razvitiyu» [On the protection of children from information that is harmful to their health and development] // Ros. gazeta. — 2010. — № 297.
5. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-03(red. ot 25.11.2017) «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashhite informatsii» [On Information, Information Technologies and Information Protection] // Ros. gazeta. — 2006. — № 165.
6. Federal'nyj zakon ot24.07.1998 № 124-03(red. ot 28.12.2016)«Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossijskoj Federatsii» [On the main guarantees of the rights of the child in the Russian Federation] // Ros. gazeta. — 1998. — № 147.
7. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 05.12.2016 № 646«Ob utverzhdenii Doktriny informatsionnoj be-zopasnosti Rossijskoj Federatsii» [On the approval of the Doctrine of Information Security of the Russian Federation] // SZ RF. — 2016. — № 50. — St. 7074.
8. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 02.12.2015 № 2471-r «Ob utverzhdenii koncepcii informacionnoj be-zopasnosti detej» [On the approval of concept of information security of children] // SZ RF. —2015. — № 49. — St. 7055.
9. Banshhikova S.L. Administrativnaya otvetstvennost' za neispolnenie roditelyami ili inymi zakonnymi pred-stavitelyami nesovershennoletnikh obyazannostejpo ikh soderzhaniyu i vospitaniyu: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.14 [Administrative responsibility for non-observance of duties by parents or other legal representatives of minors of their maintenance and upbringing] / S.L. Banshhikova. - Omsk, 2017. - 219 s. - Rezhim dostupa: http://www.omsu.ru/about/structure/science/ont/dissovet/d-999-008-03/Jнссертацнg%20Bанmнкoвoн%20С.^.pdf, svobodnyj.
10. Banshhikova S.L. Administrativnaya otvetstvennost' za neispolnenie roditelyami obyazannostej v otnoshenii nesovershennoletnikh (opyt omskoj oblasti) [Administrative responsibility for non-observance of duties their obligations as for minors (experience of the Omsk region)] // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. - 2015. -№ 2 (27). - S. 1416.
11. Gol'tyapina I.YU. O napravleniyakh sovershenstvovaniya zakona «O zashhite detej ot vrednoj informatsii, prichinyayushhej vred ikh zdorov'yu i razvitiyu» [On protecting children from harmful information that is harmful to their health and development]// Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2015. - № 10 (130). - S. 146-150.
12. Ivanov I.S. Pravovaya zashhita detej ot informatsii, prichinyayushhej vred ikh zdorov'yu i razvitiyu: rasshirennyj nauchno-prakticheskij kommentarij [EHlektronnyj resurs] [Legal protection of children from information that is harmful to their health and development: an expanded scientific and practical commentary] // Pravovaya spra-vochno-informatsionnaya sistema «Konsul'tantPlyus».
13. Ostorozhno, sotsseti: kak vytashhit' rebenka iz «gruppy smerti» [Be careful, social network: how to get the child out of the "death group"]. - Rezhim dostupa: http://www.amur.info/news/2016/06/23/112676, svobodnyj.
14. Polyanina A.K. Semejno-pravovaya otvetstvennost' roditelej za nenadlezhashhee ispolnenie obyazannosti po obespecheniyu informatsionnoj bezopasnosti detej [Family-legal responsibility of parents for improper performance of the obligation to ensure information security of children] // Semejnoe i zhilishhnoe pravo. - 2015. - № 2. - S. 34 - 38.
15. Poyasnitel'naya zapiska «Kproektu Federal'nogo zakona «O zashhite detej ot informatsii, prichinyayushhej vred ikh zdorov'yu i razvitiyu» // Pravovaya spravochno-informatsionnaya sistema «Konsul'tantPlyus».
16. Suponina E.A. K voprosu ob administrativnoj otvetstvennosti roditelej (inykh zakonnykh predstavitelej) nesovershennoletnikh za narushenie «detskogo komendantskogo chasa» [To the issue of the administrative responsibility of parents (other legal representatives) of minors for violating the "children's curfew"] // NovaInfo.Ru. - 2016. - T. 3. - № 55. - S. 290-294.
17. Filippova V.P. Administrativnaya otvetstvennost' roditelej ili inykh zakonnykh predstavitelej za neispolnenie obyazannostej po soderzhaniyu i vospitaniyu nesovershennoletnikh detej [Administrative responsibility of parents or other legal representatives for non-observance of duties for the maintenance and upbringing of minor children] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. - 2017. - № 1 (27). - S. 143-145.
PARENTS 'RESPONSIBILITIES FOR SECURITY OF THE INFORMATIVE CHILDREN AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR DUTIES
Svetlana L. Banshchikova,
Associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Irina Y. Goltyapina,
Head of the Department of Customs and Law, Omsk State Transport University
Abstract.The article is devoted to the analysis of modern legal regulation of relations that arise when parents (persons who replace parents) of minors fulfill their responsibilities for the upbringing and development of the child, including information about minors, and also when the guilty parent is brought to administrative responsibility for noncompliance with obligations under the the upbringing of children.
The aim of the work is to characterize Russian standard regulation regulation regulating relations for the realization of the right of a minor to protect information that harms his health, morality, intellectual and other development, and also establishes the duty of parents to ensure the realization of this child's right and administrative responsibility for the non-observance or improper execution of duties. In addition, the present legal regulation of the above-mentioned relations is critically analyzed by the authors of the article with a view to identifying gaps in legal regulation and formulating proposals to address such gaps in legislation.
The methodological basis of the research is composed of such methods and techniques of scientific knowledge as: dialectical-materialistic, analysis and synthesis, sociological, comparative legal, formally legal, with the help of which authors were able to analyze the special aspects of the legal regulation of parents relations of minors to their duties in education, physical, intellectual and other development of the child, protection of his rights and legitimate interests.
In the course of the study the problems of law enforcement practice of territorial commissions on juvenile affairs and protection of their rights were identified in determining the objective side of administrative offense for parents of minors provided for by the part 1 of Article 5.35 of Russian Federation Administrative Offence Code. And also the gaps in the legal regulation of the mechanism for the realization of child's right to protection from information, which is harmful to the health, physical, moral and other development of the minor.
The result of the study is the proposal to improve the legal regulation of relations arising in the parents' performance of their child's responsibilities for its proper upbringing and development which, in turn, will improve the law enforcement practice of such extrajudicial body with jurisdictional powers as commissions on juvenile affairs and protection of their rights.
Key words: information security, harm, minor, child, parents' responsibility, administrative responsibility, protection.
Сведения об авторах:
Банщикова Светлана Леонидовна — доцент факультета очного обучения Сибирского института бизнеса и информационных технологий (Омск, 644116, ул.24-я Северная, д. 196, корп. 1, e-mail: [email protected]).
Гольтяпина Ирина Юрьевна— заведующий кафедрой «Таможенное дело и право» Омского государственного университета путей сообщения (Омск, 644046, пр. Маркса, д. 35, e-mail: [email protected]).
Статья поступила в редакцию 19.01.2018 г.