УДК 342.9, ББК 67.301© И.Ю. Гольтяпина
И.Ю. Гольтяпина ПРАВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЕНКА НА СОДЕРЖАНИЕ РОДИТЕЛЯМИ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ
Статья посвящена анализу правового регулирования отношений по реализации несовершеннолетними детьми права на содержание их родителями или лицами, заменяющими родителей несовершеннолетних, а также анализу последних изменений, внесенных российским законодателем в нормативные правовые акты, предусматривающие административную и уголовную ответственность родителей и иных лиц, на которых законом возложены обязанности по содержанию и воспитанию ребенка, за нарушение указанного права несовершеннолетнего. Автор статьи рассуждает о значении термина «содержание» и о формах предоставления содержания несовершеннолетним детям, установленным законодательством Российской Федерации, в результате чего автор высказывает предложение о возможности предусмотреть административную ответственность родителей (усыновителей) за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей в статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Целью статьи является совершенствование современного правового регулирования отношений, возникающих при реализации несовершеннолетними детьми своего права на получение содержания от лиц, обязанных по закону осуществлять такое содержание и отношений, возникающих при привлечении виновных родителей, не исполняющих обязанности по содержанию несовершеннолетнего ребенка, к административной ответственности в Российской Федерации. При подготовке материала статьи автором использовался метод контекстного анализа таких нормативных правовых актов, как: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации; метод сравнения; а также материалы статистики по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов, представленные на официальном сайте сети «Интернет» Федеральной службой судебных приставов России.
Ключевые слова: право, воспитание, содержание, несовершеннолетний, дети, родители, законные представители, административная ответственность.
1"раво ребенка, то есть физического I I лица, не достигшего
-Ж- -Ж-совершеннолетнего возраста, на достойный уровень жизни — уровень жизни, обеспечивающий ему физическое, умственное, социальное и иное развитие, признается сегодня на международном уровне [2, п. 1 ст. 27]. Международное сообщество и российский законодатель возлагают обязанности по предоставлению ребенку необходимого содержания и ответственность за их неисполнение на родителей. Так, Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает, что основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для его развития (в пределах своих способностей и финансовых возможностей) несут родители или другие лица, на которых возложены обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего. Конституция Российской Федерации [1] в свою очередь провозглашает, что равным правом и обязанностью родителей является забота о своих детях, а также их воспитание (ч. 2 ст. 38).
Российский законодатель проявляет постоянное повышенное внимание к вопросам регулирования отношений, возникающих при привлечении к административной ответственности лиц, на которых законом возложены обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних российских граждан, в связи с чем можно наблюдать
изменения законодательства. Например, изменения в ст. 5.35 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [3] (далее -КоАП РФ) вносились в 2011 г.Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8], когда частью 2 указанной статьи был предусмотрен состав административного
правонарушения, где объективная сторона представлена нарушением родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних прав и интересов детей, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, в нарушении решения суда, определяющего порядок общения с ребенком отдельно проживающего родителя, в других действиях (бездействии), предусмотренных данной нормой.
В 2013 г. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"» [9] внес изменения в часть 3 ст. 5.35 КоАП РФ, где предусмотрена ответственность родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи.
Кроме того, в 2016 г. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 326-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"»^] статьей 5.35.1 КоАП РФ введена ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Следует отметить, что современные ученые и практики так же на оставляют без внимания рассматриваемые отношения. Так, проблемы применения административной ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей поднимаются в работах С.Л. Бангциковой [11, 12, 13], С.И. Долговой [15], А.Е. Казанцевой [16],Г. Ф. Хаметдиновой [17] и др. Авторы говорят о неэффективности применяемых сегодня к субъектам, не исполняющим родительских обязанностей, предупреждения и административного штрафа, об особенностях состава административных правонарушений,
предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ, других проблемных вопросах в рамках указанной тематики.
Современный законодатель в п. 1 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации [4] (далее - СК РФ) определяет право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а в п. 1 ст. 80 определена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей ;причем, форму и порядок предоставления такого содержания указанные субъекты могут определять сами. Полагаем, что обязанность содержать ребенка может осуществляться разными способами, в том числе, как это предусмотрено СК РФ в разделе пятом, и путем выплаты алиментов, которые, в свою очередь, могут выплачиваться по соглашению сторон (плательщика и получателя алиментов) или на основании решения суда.
Неисполнение обязанности по уплате алиментов на несовершеннолетних детей их родителями остается актуальной проблемой в России на протяжении многих лет. Так, по данным Федеральной службы судебных приставов [14] за 9 месяцев 2016 г. на исполнении находилось 1 437 тыс. исполнительных производств о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.
Учитывая, что в российском семейном праве отношения усыновителей и усыновленных приравнены к отношениям кровных родителей и детей, обязанность по содержанию ребенка возлагается и на усыновителя. Кроме того, лица, заменяющие родителей (опекуны, попечители, приемные родители, организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) обязаны содержать несовершеннолетних за счет причитающихся ему выплат, а именно: пенсий и
пособий, а также алиментов (п. 2 ст. 60 СК РФ). Ответственность за нарушение обязанности по содержанию ребенка за счет вышеперечисленных средств лиц, заменяющих родителей, предусмотрена частью 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Таким образом, содержание ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими в порядке и способами, определяемыми обязанным субъектом. Если родители или один из них не предоставляют содержание ребенку, то возможно заключение соглашения об уплате алиментов, где стороной -получателем алиментов будет несовершеннолетний, достигший 14 лет, действующий с согласия своего законного представителя или родитель, представляющий законные интересы ребенка до 14 лет. Если такое соглашение не заключено, то назначение алиментов возможно в судебном порядке.
В Указе Президента Российской Федерацииот 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [10] отмечается необходимость разработать меры по обеспечению регулярных алиментных выплат в размере достаточном для содержания ребенка. Видимо с этим связаны последние изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 № 326-ФЭ [6] и в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) [5], внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 № 323-ФЭ [7].
До вступления в силу указанных изменений ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по содержанию ребенка была предусмотрена ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. К ответственности могли быть привлечены родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели (если обязанность по содержанию ребенка возлагается на них законом субъекта РФ). Указанная норма предусматривает предупреждение и
административный штраф до 500 руб. На практике территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, как правило, к ответственности за неисполнение только обязанности по содержанию ребенка указанные субъекты не привлекаются. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП чаще всего характеризуется деянием -неисполнение обязанности по воспитанию и содержанию.
В связи с последними изменениями в КоАП РФ теперь к административной ответственности могут быть привлечены родители, не исполняющие без уважительных причин в указанный в законе срок, а именно: в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, обязанности по содержанию ребенка в форме выплаты алиментов, назначенных решением суда или определенных соглашением сторон, удостоверенным у нотариуса (ч. 1 ст. 100 СК РФ). Причем законодатель предусматривает более серьезные
санкции, чем за неисполнение обязанности по содержанию ребенка в ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, а именно: обязательные работы, административный арест (административный штрафдля граждан, в
отношении которых не могут быть применены обязательные работы или административный арест).
В свою очередь УК РФ в ст. 157 предусматривает исправительные работы, принудительные работы, арест либо лишение свободы за неоднократную неуплату родителем (уже подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в период, когда родитель считается подвергнутым такому наказанию). Этот период определен в ст. 4.6 КоАП РФ как срок со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Субъектами
административной и уголовной ответственности за указанные правонарушения могут быть как родители, в том числе и лишенные родительских прав (п. 3 ст. 70 СК РФ), так и усыновители, в том числе, бывшие (п. 4 ст. 143 СК РФ).
Таким образом, законодатель
предусматривает отдельный состав
административного правонарушения для родителей, не выплачивающих без уважительных причин содержание своему ребенку в виде алиментов на основе решения суда или по соглашению сторон. В то
же время ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанности по содержанию ребенка (в целом); здесь объективная сторона правонарушения может быть выражена бездействием, когда соглашение об алиментах не заключалось, решения суда нет, но обязанность содержать ребенка существует.
Полагаем, что норма, определяющая указанный состав правонарушения и административную ответственность за него могла бы быть расположена в ст. 5.35 КоАП РФ, поскольку неуплата алиментов является частным случаем неисполнения обязанности по содержанию несовершеннолетнего ребенка.Именно эту статью законодатель посвятил регулированию отношений, возникающих при применении административной ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей лицами, на которых законом возложены указанные обязанности. В свою очередь, часть 1 ст. 5.35.1 будет предусматривать состав административного правонарушения родителей (усыновителей), которые без уважительных причин не выплачивают алименты, назначенные решением суда или определенные в соглашении об алиментах, на содержание совершеннолетних нетрудоспособных детей, при условии, что эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
8. Федеральный закон от 04.05.2011 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
9. Федеральный закон от 23.07.2013 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
10. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
Библиографическии список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск ХЬУ1. 1993.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ// Российская газета. 2001. №256. 31.12.2001.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-Ф3 // Российская газета. 1996. № 17. 27.01.1996.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
6. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 326-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности"»// Российская газета. 2016. № 149. 08.07.2016.
7. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 323-ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» // Российская газета. 2016. № 149. 08.07.2016.
11. Бангцикова, C.JI. Административная ответственность за неисполнение родителями обязанностей в отношении несовершеннолетних (опыт Омской области)[Текст] / C.JI. Бангцикова// Вестник Омской юридической академии. 2015. -№ 1 (26). - С. 14 - 16.
12. Бангцикова, C.JI. Особенности состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ [Текст] / C.JI. Бангцикова// Административное право и процесс. 2016. - № 3. - С. 72 - 75.
13. Бангцикова, C.JI. Актуальные вопросы административной ответственности родителей за неисполнение обязанностей в отношении несовершеннолетних[Текст] / C.JI. Бангцикова// Вестник Омской юридической академии. 2016. -№ 2 (31). - С. 83 -87.
14. Доклад директора ФССП России о результатах работы территориальных органов ФССП России по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов за 9 месяцев 2016 года, протокол совещания [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fssprus.ru/2353419, свободный.
15. Долгова, С. И. Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних в Российской Федерации [Текст] / С.И. Долгова: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Долгова Светлана Игоревна. — М., 2014. — 188 с.
16. Казанцева, А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их правонарушение :дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 [Текст] / А.Е. Казанцева. — Томск, 1987. — 152 с.
17. Хаметдинова, Г Ф. Основания ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию [Текст] / Г. Ф. Хаметдинова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 1(27). — С. 98-107.
References
1. Konstituciya Rossiiskoi Federacii (prinyata vsenarodnim golosovaniem 12.12.1993) // Sobranie zakonodatel-stva RF. 2014. № 31. St. 4398.
2. Konvenciya o pravah rebenka (odobrena Generalnoi Assambleei OON 20 noyabrya 1989 g.) // Sbornik me-jdunarodnih dogovorov SSSR. Vipusk XLVI. 1993.
Federacii v svyazi s prinyatiem Federalnogo zakona "O vnesenii izmenenii v Ugolovnii kodeks Rossiiskoi Federacii i Ugolovno-processualnii kodeks Rossiiskoi Federacii po voprosam sovershenstvovaniya osnovanii i poryadka osvobo-
trativnih pravonarusheniyah i statyu 28 Federalno gozakona "O bezopasnosti dorojnogo dvijeniya"» // Pravovaya spra-vochno-informacionnaya sistema «Garant».
10.Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federaciiot 01.06.2012 № 761 «0 Nacionalnoi strategiideistvii v interesah de-teina 2012 - 2017 godi» // Sobranie zakonodatelstva RF. 2012. № 23. St. 2994.
11. Banshchikova, S.L. Administratiwnaja otwetstwennost' za neispolnenije roditelami obyazannostey w otnosh-enii nesowershennoletnix (opyt Omskoy oblasti) [Administrative liability for non-parents duties against minors (the experience of the Omsk region)] [Tekst] // Westnik Omskojj uridiceskoy akademii. 2015. № 1 (26). C. 14-16.
12. Banshchikova, S.L. Osobennosti sostawa administratiwnogo prawonarusheniya, predusmotrennogo st. 5.35 KoAP [Features of structure of an administrative offence under article 5.35 of the administrative code] [Tekst] // Ad-ministratiwnoe prawo i process.2016.№ 3.C.72 - 75.
13. Banshchikova, S.L. Aktual'nye woprosy administratiwnoy otwetstwennosti roditeley za neispolneniye obya-zannosney w otnoshenii nesowershennoletnix [Topical issues of administrative responsibility of parents for failure to perform duties in the juvenile] [Tekst] // Westnik Omskojj uridiceskoy akademii. 2016. № 2 (31). C.83 - 87.
14. Doklad direktora FSSP Rossii o rezultatah raboti territorialnih organov FSSP Rossii po ispolneniyu tre-bovanii ispolnitelnih dokumentov o vziskani alimentov 9 mesyacev 2016 goda, protocol soveschaniya [Elektronniire-surs] // Rejim dostupa: http://fssprus.ru/2353419 (swobodnyi).
15. Dolgowa, S.I. Administratiwnaja otwetstwennost' roditeley i lie, ix zamenjajush'ix, za neispolnenije objazan-nostey po soderganiju i wospitaniju nesowershennoletnix w Rossijskoj Federaeii [Administrative liability of parents and persons substituting them for failure to perform duties in the maintenance and education of minors in the Russian Fed-eration][Tekst] :Dis. ... kand. jur. nauk. M.,2014.—188p.
16. Kazanceva, A. E. Obyazannosti i prava roditelei (zamenyayuseh ih lie) po vospitaniyu detei i otvetstvennost za ih pravonarushenie: dis. ... kand. yurid. nauk [Rights and responsibilities of parents (persons substituting them) for the education of children and responsibility for their offense] [Tekst] : Dis. ... kand. jur. nauk. T., 1987.—152 p.
17. Hametdinova, G. F. Osnovaniya otvetstvennosti roditelei (inih zakonnih predstavitelei) nesovershennoletnih za neispolnenie obyazannostei po ih soderjaniyu i vospitaniyu [The responsibility of parents (other lawful representatives) of a minor for failure to perform duties in their maintenance and education] [Tekst] // Yuridicheskaya nauka i pravo ohranitelnaya praktika. — 2014. — № 1(27). — C.98-107.
THE RIGHT OF A MINOR CHILD ON THE MAINTENANCE OF PARENTS AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY
FOR ITS VIOLATION
Irina Y. Goltiapina,
associate Professor, Omsk state transport University
Abstract. This article analyzes the legal regulation of the exercise of the minor children the right to maintenance by their parents or surrogate parents of minors, as well as the analysis of recent changes made by the Russian legislator in the regulatory legal acts providing for administrative and criminal liability of parents and other persons on which the law is responsible for the maintenance and education of the child, for the violation of the rights of minors. The author discusses the meaning of the term "content" and the forms providing support to minor children is established by the legislation of the Russian Federation, with the result that, the author makes a proposal about the possibility to involve an administrative responsibility of parents (adoptive parents) for failure to pay maintenance to the minor children in article 5.35 of the Code of the Russian Federation about administrative offences. The aim of the article is improvement of the contemporary legal regulation of the relations arising in the implementation of the minor children of their right to receive maintenance from persons obliged by law to implement such content and of the relations arising in bringing the perpetrators of parents acting for their minor child to administrative responsibility in the Russian Federation. In the preparation of the article the author used the method of contextual analysis of such normative legal acts as: code of the Russian Federation about administrative offences, the criminal code of the Russian Federation, Family code of the Russian Federation; the comparison method; and statistical materials on execution of requirements of Executive documents on collecting of the alimony presented on the official website of the "Internet" of the Federal service of bailiffs of Russia.
Key words: law, education, contents, minors, children, parents, legal representatives, administrative responsibility.
Сведения об авторе:
Голыпяпина Ирина Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Таможенное дело и право» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» (644046, Российская Федерация, г. Омск, пр. Маркса, д. 35), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 22.11.2016.